Отдел по управлению образованием администрации Свободненского района
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Семёновская средняя общеобразовательная школа»
РЕКОМЕНДОВАНА УТВЕРЖДЕНА
Педагогическим советом Директор МОУ Семёновской СОШ
Протокол от «__» _______2019г ___________ /Бобрышева Е.Н.
№___ Приказ от «__» _____2019г № ___
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
МОУ СЕМЁНОВСКОЙ СОШ
«Волшебная палитра»
Направленность программы: общекультурное
Образовательное объединение: «Волшебная палитра»
Срок реализации: два года
Возраст учащихся:9-10 лет
Вид программы: компилятивная
Продолжительность освоения программы: два года
Составитель : Зайцева Оксана Александровна, учитель начальных классов, первая категория
Семеновка
2019г.
I. Обоснование выбора данной программы
Программа разработана на основе авторской программы «АдекАРТ» (школа акварели) М.С.Митрохиной и типовых программ по изобразительному искусству. Является модифицированной.
Новизна программы состоит в том, что в процессе обучения учащиеся получают знания о простейших закономерностях строения формы, о линейной и воздушной перспективе, цветоведении, композиции, декоративной стилизации форм, правилах лепки, рисования, аппликации, а также о наиболее выдающихся мастерах изобразительного искусства, красоте природы и человеческих чувств.
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом.
В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.
Занятия изобразительным искусством являются эффективным средством приобщения детей к изучению народных традиций. Знания, умения, навыки воспитанники демонстрируют своим сверстникам, выставляя свои работы.
II. Цель и задачи программы.
Основная цель программы:
Приобщение через изобразительное творчество к искусству, развитие эстетической отзывчивости, формирование творческой и созидающей личности, социальное и профессиональное самоопределение.
Поставленная цель раскрывается в триединстве следующих задач:
воспитательной – формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру через художественное творчество, восприятие духовного опыта человечества – как основу приобретения личностного опыта и самосозидания;
художественно-творческой – развития творческих способностей, фантазии и воображения, образного мышления, используя игру цвета и фактуры, нестандартных приемов и решений в реализации творческих идей;
технической – освоения практических приемов и навыков изобразительного мастерства (рисунка, живописи и композиции).
В целом занятия в кружке способствуют разностороннему и гармоническому развитию личности ребенка, раскрытию творческих способностей, решению задач трудового, нравственного и эстетического воспитания.
III. Отличительные особенности программы.
Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключается в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству.
Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение обучающихся к активной познавательной и творческой работе. Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у школьников развиваются творческие начала.
Образовательный процесс имеет ряд преимуществ:
занятия в свободное время;
обучение организовано на добровольных началах всех сторон (обучающиеся, родители, педагоги);
обучающимся предоставляется возможность удовлетворения своих интересов и сочетания различных направлений и форм занятия;
Формы занятий
Одно из главных условий успеха обучения и развития творчества обучающихся – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма. Результаты коллективного художественного труда обучающихся находят применение в оформлении кабинетов, мероприятий, коридоров. Кроме того, выполненные на занятиях художественные работы используются как подарки для родных, друзей, ветеранов войны и труда. Общественное положение результатов художественной деятельности школьников имеет большое значение в воспитательном процессе.
Методы
Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе.
Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в программе в их содержательном единстве. Применяются такие методы, как репродуктивный (воспроизводящий); иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения); эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы её решения).
Среди методов такие, как беседа, объяснение, лекция, игра, конкурсы, выставки, праздники, эксперименты, а также групповые, комбинированные, чисто практические занятия. Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы (постановки натюрмортов, пленэры), где стимулируется самостоятельное творчество. К самостоятельным относятся также итоговые работы по результатам прохождения каждого блока, полугодия и года. В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.
В период обучения происходит постепенное усложнение материала. Широко применяются занятия по методике, мастер-классы, когда педагог вместе с обучающимися выполняет живописную работу, последовательно комментируя все стадии ее выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя ученические ошибки и подсказывая пути их исправления. Наглядность является самым прямым путём обучения в любой области, а особенно в изобразительном искусстве.
IV. Возрастная группа детей и режим занятий.
Курс изучения программы рассчитан на учащихся 3-4 классов ( 9 - 10 лет). Программа рассчитана: в 3 классе с проведением занятий 1 раз в неделю, с продолжительностью занятия 40 минут; в 4 классе - 1 раз в неделю, с продолжительностью занятия 40 мин. Программа рассчитана на 2года.
В 3 классе - 34 часа в год. В 4 классе - 34 часа в год.
V. Прогнозируемые результаты и способы их проверки.
Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального общего образования по формированию творческих способностей являются:
умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;
умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию творческих способностей являются следующие умения:
активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
развитие высокой мотивации учебного процесса;
развитие всех форм мышления младшего школьника;
проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию творческих способностей следующие умения:
обучение умению ставить цели;
характеризовать явления, давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
проявлять интерес к первым творческим успехам товарищей;
организовывать свою деятельность;
анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
творчески откликаться на события окружающей жизни.
Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию пространственного представления являются следующие умения:
создание собственного оригинального продукта, достижение нужного результата, ;
знание отличительных особенностей основных видов и жанров изобразительного искусства, ведущих элементов изобразительной грамоты – линия, штрих, тон в рисунке и в живописи, главных и дополнительных, холодных и теплых цветов, основ цветоведения;
умение передавать на бумаге форму и объем предметов, настроение в работе;
понимание, что такое натюрморт, пейзаж, светотень, воздушная перспектива, освещенность, объем, пространство, этюд с натуры, эскиз, дальний план, сюжет, линейная перспектива, главное, второстепенное, композиционный центр;
передача геометрической основы формы предметов, их соотношения в пространстве и в соответствии с этим – изменения размеров;
выполнение декоративных и оформительских работ на заданные темы;
владение гуашевыми, акварельными красками, графическим материалом, использовать подручный материал.
VI .Учебно – тематический план
№ | Тема занятия | Количество часов |
всего | теория | практика |
3 класс |
1 | Основы художественной грамоты | 16 | 1 | 15 |
2 | Графика | 8 | 1 | 7 |
3 | Наше творчество | 6 | 0,5 | 5,5 |
4 | Техника изобразительного искусства | 4 | - | 4 |
| Итого: | 34 ч. | 2,5 ч. | 31,5 ч. |
4 класс |
1 | Основы изобразительной грамоты | 13 | - | 13 |
2 | Декоративно – прикладное искусство | 17 | 2 | 15 |
3 | Наше творчество | 4 | - | 4 |
| Итого: | 34 ч. | 2 ч. | 32 ч. |
VII. Содержание программы
3 КЛАСС
№ | Наименование раздела | Содержание раздела |
1 | Основы художественной грамоты | Свойства живописных материалов, приёмы работы с ними: акварель, гуашь. Цвет в окружающей среде. Основные и дополнительные цвета. Основные сочетания в природе. Основы рисунка. Роль рисунка в творческой деятельности. Упражнения на выполнение линий разного характера. Художественный язык рисунка: линия, штрих, пятно, точка. Основы живописи. Цвет – язык живописи. Рисование с натуры несложных по форме и цвету предметов, пейзажа с фигурами людей, животных. Основы композиции. Понятия «ритм», «симметрия», «асимметрия», «уравновешенная композиция». Основные композиционные схемы. Создание творческих тематических композиций. Иллюстрирование литературных произведений. Беседы по истории искусств. Экскурсии на выставки, натурные зарисовки на пленере. Выставки, праздничные мероприятия. |
2 | Графика | Художественные материалы. Свойства графических материалов: карандаш, перо – ручка, тушь, воск, мелки и приёмы работы с ними. Рисунок как основа графики. Упражнения на выполнение линий разного характера. Изобразительный язык графики: линия, штрих, пятно, точка. Свет, тень, полутень, блик, силуэт, тоновая растяжка. Монотипия, творческие композиции с применением приёмов монотипии.Гравюра на картоне. Прикладная графика. Открытка, поздравление, шрифт. Связь с рисунком, композицией, живописью. |
3 | Наше творчество | Рисование с натуры. Гуашь . Рассказы детей об экологических проблемах окружающей среды. Свободный выбор тем и материалов для исполнения |
4 | Техника изобразительного искусства | Рисование с помощью красок и нити. Рисование с помощью красок и зубной щетки. Рисование с помощью красок. Рисование пальцами. |
4 КЛАСС
№ | Наименование раздела | Содержание раздела |
1 | Основы изобразительной грамоты | Художественные материалы. Акварель, тушь, гуашь – свободное владение ими. Рисунок. Значение рисунка в творчестве художника. Упражнения набросочного характера. Передача пространства на плоскости, представление о перспективе – линейной, воздушной. Графика. Материалы – тушь, перо, типографская краска, картон, клише, матрицы из различных материалов. Эстамп, монотипия. Создание образных работ с использованием знаний по композиции, рисунку, цветоведению. Цветоведение. Воздействие цвета на человека. Гармония цветовых отношений. Композиция. Основные правила композиции: объединение по однородным признакам; соблюдение закона ограничения; основа живой и статичной композиции; группировка элементов, обеспечение свободного пространства между группировками; подчёркивание субординации между группировками и их взаимосвязь (линией, пластикой, «Законом сцены»). Беседы по истории мировой культуры с показом иллюстративного материала. Посещение выставок. Работа на воздухе. |
2 | Декоративно – прикладное искусство | Декоративно – прикладное искусство – художественно выполненные изделия, имеющие утилитарное назначение. Техника создания изделий: кистевая роспись, батик, прикладная графика, цветоведение, флористика. Декоративная переработка природных форм, связанная с художественным конструированием, композицией, живописью. Беседы по декоративно – прикладному искусству, обращение к иллюстративному и предметному материалу. |
3 | Наше творчество | Свободный выбор живописных средств. Работа по собственному замыслу. |
Календарно -тематический план кружка «Волшебная палитра»
3 класс
№ п/п | Тема занятий | Кол-во часов | Дата |
теория | практика | план | фактич. |
Основы художественной грамоты. 16 ч. |
1 | Вводное занятие. | 1 | | | |
2 | Орнаментальная композиция. Организация плоскости. | | 1 | | |
3 | Натюрморт из трёх предметов. | | 1 | | |
4 | Рисующий свет. | | 1 | | |
5 | Холодные цвета. Стихия – вода. | | 1 | | |
6 | Теплые цвета. Стихия- огонь | | 1 | | |
7 | « Осенние листья». | | 1 | | |
8 | Природная форма – лист. | | 1 | | |
9 | Натюрморт. | | 1 | | |
10 | «Дворец Снежной королевы». | | 1 | | |
11-12 | Портрет мамы. | | 2 | | |
13 | «Цветы зимы». | | 1 | | |
14-15 | «Здравствуй ,праздник Новый год!» | | 2 | | |
16 | «Прогулка по зимнему саду» | | 1 | | |
Графика. 8 ч. |
17 | Вводное занятие, введение в тему. | 1 | | | |
18 | «Листья и веточки». | | 1 | | |
19 | «Осенние листья» | | 1 | | |
20 | Натюрморт | | 1 | | |
21 | «Село родное» | | 1 | | |
22 | «Терема». . | | 1 | | |
23 | Открытка – поздравление «Защитникам Отечества» | | 1 | | |
24 | Открытка – поздравление «8 марта –мамин праздник» | | 1 | | |
Наше творчество 1ч. |
25 | «Мир вокруг нас» | 0,5 | 0,5 | | |
Техники изобразительного искусства.4ч. |
26 | Волшебные нитки. | | 1 | | |
27 | Кляксография. | | 1 | | |
28 | Выдувание. | | 1 | | |
29 | Пальчиковая живопись | | 1 | | |
Наше творчество 1ч. |
30 | Рисование по теме: «Победа!» | | 1 | | |
31 | Рисование по теме «Я за здоровый образ жизни» | | 1 | | |
32 | «Мы рисуем бабочку». | | 1 | | |
33 | Рисование по теме:«Мечты о лете!» | | 1 | | |
34 | Творческая аттестационная работа. Свободный выбор техники и материалов. | | 1 | | |
Календарно -тематический план кружка «Волшебная палитра»
4 класс
№п/п | Тема занятий | Кол-во часов | Дата |
теория | практика | план | фактич. |
Основы изобразительной грамоты. 13 ч. |
1 | Вводное занятие. Рисунок – тест « Впечатление о лете». | | 1 | | |
2 | «Деревья». | | 1 | | |
3 | Зарисовка растений с натуры в цвете. | | 1 | | |
4 | Натюрморт. | | 1 | | |
5 | Осенний натюрморт | | 1 | | |
6 | Небо в искусстве.. | | 1 | | |
7 | Монотипия. «Отражение в воде». | | 1 | | |
8 | «Зимние забавы». | | 1 | | |
9 | « Цветы и травы осени». | | 1 | | |
10 | « Скачущая лошадь». | | 1 | | |
11 | «Улицы моего села». . | | 1 | | |
12 | «Новогодний бал» | | 1 | | |
13 | «Наша галерея» | | 1 | | |
Декоративно – прикладное искусство. 17ч |
14 | Введение в тему. | 1 | | | |
15 | «Цветы». | | 1 | | |
16 | «Цветы и травы». | | 1 | | |
17 | «Цветы и бабочки» | | 1 | | |
18 | Плакат – вид прикладной графики. | | 1 | | |
19 | Поздравления к 23 февраля. | | 1 | | |
20 | Открытка – поздравление к 8 марта. | | 1 | | |
21- 22 | Холодный батик – особенности его как вида декоративно – прикладного искусства. | 0,5 | 1,5 | | |
23-24 | «Осенние листья». | | 2 | | |
25-26 | «Туманный день».. | 0,5 | 1,5 | | |
27 | Кукольный антураж. | | 1 | | |
28 | Цветоведение. | | 1 | | |
29 | Флористика.. | | 1 | | |
30 | «Наша галерея» | | 1 | | |
Наше творчество. 4ч. |
31 | «День Победы» | | 1 | | |
32 | Творческая аттестационная работа.. | | 1 | | |
33 | Оформление работ к выставке | | 1 | | |
34 | «Наша галерея». | | 1 | | |