СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Современный российский национальный воспитательный идеал —высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. Современный российский национальный воспитательный идеал —высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Маландинская основная общеобразовательная школа
Согласована на методическом Совете (протокол от 15.08.2021 №1)
| Принята на педагогическом Совете (протокол от 15.08.2021 № 13) | У Директор школы: /С.А. Гайдар/ |
Рабочая программа воспитания
5-9 класс
(срок реализации 2021 – 2026 гг)
Маландино, 2021
Пояснительная записка 3
РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛЕВОЙ 5
1.1 Цель и задачи воспитания обучающихся 5
1.3 Целевые ориентиры результатов воспитания 8
РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ 17
2.1 Уклад общеобразовательной организации 17
2.2 Виды, формы и содержание воспитательной деятельности 19
РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ 33
3.1 Кадровое обеспечение 34
3.2 Нормативно-методическое обеспечение 34
3.3 Требования к условиям работы с обучающимися с особыми образовательными потребностями 34
3.4 Система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся 36
3.5 Анализ воспитательного процесса 38
Пояснительная записка
Программа разработана с учётом Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р) и Плана мероприятий по её реализации в 2021 — 2025 годах (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 12.11.2020 № 2945-р), Стратегии национальной безопасности Российской Федерации (Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400), федеральных государственных образовательных стандартов (далее — ФГОС) начального общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286), основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287), среднего общего образования (Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413).
Программа основывается на единстве и преемственности образовательного процесса всех уровней общего образования.
Рабочая программа воспитания предназначена для планирования и организации системной воспитательной деятельности; разработана и утверждена с участием коллегиальных органов управления МКОУ Маландинской ООШ, в том числе совета обучающихся, родителей (законных представителей); реализуется в единстве урочной и внеурочной деятельности, осуществляемой совместно с семьёй и другими участниками образовательных отношений, социальными институтами воспитания; предусматривает приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, включая ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения, принятым в российском обществе на основе российских базовых конституционных норм и ценностей; историческое просвещение, формирование российской культурной и гражданской идентичности обучающихся.
Программа включает три раздела: целевой, содержательный, организационный.
Приложение —календарный план воспитательной работы.
При обновлении рабочей программы воспитания её содержание, за исключением целевого раздела, может изменяться в соответствии с контингентом обучающихся и их родителей (законных представителей), направленностью образовательной программы, учитывающей этнокультурные интересы, особые образовательные потребности обучающихся.
РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛЕВОЙ
Воспитательная деятельность в МКОУ Маландинской ООШ планируется и осуществляется в соответствии с приоритетами государственной политики в сфере воспитания, установленными в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р). Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.
1.1 Цель и задачи воспитания обучающихся
Современный российский национальный воспитательный идеал —высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
В соответствии с этим идеалом и нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере образования цель воспитания обучающихся в МКОУ Маландинской ООШ: развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.
Задачи воспитания обучающихся в МКОУ Маландинской ООШ: усвоение ими знаний норм, духовно-нравственных ценностей, традиций, которые выработало российское общество (социально значимых знаний); формирование и развитие личностных отношений к этим нормам, ценностям, традициям (их освоение, принятие); приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям социокультурного опыта поведения, общения, межличностных и социальных отношений, применения полученных знаний; достижение личностных результатов освоения общеобразовательных программ в соответствии с ФГОС. Личностные результаты освоения обучающимися общеобразовательных программ включают осознание российской гражданской идентичности, сформированность ценностей самостоятельности и инициативы, готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению, наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности, сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом.
Воспитательная деятельность в МКОУ Маландинской ООШ планируется и осуществляется на основе аксиологического, антропологического, культурно-исторического, системно-деятельностного, личностно-ориентированного подходов и с учётом принципов воспитания: гуманистической направленности воспитания, совместной деятельности детей и взрослых, следования нравственному примеру, безопасной жизнедеятельности, инклюзивности, возрастосообразности.
1.2 Направления воспитания
Программа реализуется в единстве учебной и воспитательной деятельности МКОУ Маландинской ООШ по основным направлениям воспитания в соответствии с ФГОС:
гражданское воспитание — формирование российской гражданской идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к народу России как источнику власти в Российском государстве и субъекту тысячелетней российской государственности, уважения к правам, свободам и обязанностям гражданина России, правовой и политической культуры;
патриотическое воспитание — воспитание любви к родному краю, Родине, своему народу, уважения к другим народам России; историческое просвещение, формирование российского национального исторического сознания, российской культурной идентичности;
духовно-нравственное воспитание — воспитание на основе духовно-нравственной культуры народов России, традиционных религий народов России, формирование традиционных российских семейных ценностей; воспитание честности, доброты, милосердия, справедливости, дружелюбия и взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти предков;
эстетическое воспитание — формирование эстетической культуры на основе российских традиционных духовных ценностей, приобщение к лучшим образцам отечественного и мирового искусства;
физическое воспитание, формирование культуры здорового образа жизни и эмоционального благополучия — развитие физических способностей с учётом возможностей и состояния здоровья, навыков безопасного поведения в природной и социальной среде, чрезвычайных ситуациях;
трудовое воспитание — воспитание уважения к труду, трудящимся, результатам труда (своего и других людей), ориентация на трудовую деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе, достижение выдающихся результатов в профессиональной деятельности;
экологическое воспитание — формирование экологической культуры, ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на основе российских традиционных духовных ценностей, навыков охраны, защиты, восстановления природы, окружающей среды;
ценности научного познания — воспитание стремления к познанию себя и других людей, природы и общества, к получению знаний, качественного образования с учётом личностных интересов и общественных потребностей.
1.3 Целевые ориентиры результатов воспитания
Требования к личностным результатам освоения обучающимися образовательных программ начального общего и основного общего образования установлены в соответствующих ФГОС.
На основании этих требований в данном разделе представлены целевые ориентиры результатов в воспитании, развитии личности обучающихся, на достижение которых направлена деятельность педагогического коллектива МКОУ Маландинской ООШ для выполнения требований ФГОС.
Целевые ориентиры определены в соответствии с содержанием воспитания обучающихся на основе российских базовых (гражданских, конституциональных) ценностей, обеспечивают единство воспитания, воспитательного пространства.
Целевые ориентиры результатов воспитания сформулированы на уровнях начального общего и основного общего по направлениям воспитания в соответствии с ФГОС.
Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне начального общего образования.
Целевые ориентиры |
Гражданско-патриотическое воспитание |
Знающий и любящий свою малую родину, свой край, имеющий представление о Родине — России, её территории, расположении. Сознающий принадлежность к своему народу и к общности граждан России, проявляющий уважение к своему и другим народам. Понимающий свою сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края, своей Родины — России, Российского государства. Понимающий значение гражданских символов (государственная символика России, своего региона), праздников, мест почитания героев и защитников Отечества, проявляющий к ним уважение. Имеющий первоначальные представления о правах и ответственности человека в обществе, гражданских правах и обязанностях. Принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной организации, в доступной по возрасту социально значимой деятельности. |
Духовно-нравственное воспитание |
Уважающий духовно-нравственную культуру своей семьи, своего народа, семейные ценности с учётом национальной, религиозной принадлежности. Сознающий ценность каждой человеческой жизни, признающий индивидуальность и достоинство каждого человека. Доброжелательный, проявляющий сопереживание, готовность оказывать помощь, выражающий неприятие поведения, причиняющего физический и моральный вред другим людям, уважающий старших. Умеющий оценивать поступки с позиции их соответствия нравственным нормам, осознающий ответственность за свои поступки. Владеющий представлениями о многообразии языкового и культурного пространства России, имеющий первоначальные навыки общения с людьми разных народов, вероисповеданий. Сознающий нравственную и эстетическую ценность литературы, родного языка, русского языка, проявляющий интерес к чтению. |
Эстетическое воспитание |
Способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе, искусстве, творчестве людей. Проявляющий интерес и уважение к отечественной и мировой художественной культуре. Проявляющий стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, искусстве. |
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия |
Бережно относящийся к физическому здоровью, соблюдающий основные правила здорового и безопасного для себя и других людей образа жизни, в том числе в информационной среде. Владеющий основными навыками личной и общественной гигиены, безопасного поведения в быту, природе, обществе. Ориентированный на физическое развитие с учётом возможностей здоровья, занятия физкультурой и спортом. Сознающий и принимающий свою половую принадлежность, соответствующие ей психофизические и поведенческие особенности с учётом возраста. |
Трудовое воспитание |
Сознающий ценность труда в жизни человека, семьи, общества. Проявляющий уважение к труду, людям труда, бережное отношение к результатам труда, ответственное потребление. Проявляющий интерес к разным профессиям. Участвующий в различных видах доступного по возрасту труда, трудовой деятельности. |
Экологическое воспитание |
Понимающий ценность природы, зависимость жизни людей от природы, влияние людей на природу, окружающую среду. Проявляющий любовь и бережное отношение к природе, неприятие действий, приносящих вред природе, особенно живым существам. Выражающий готовность в своей деятельности придерживаться экологических норм. |
Ценности научного познания |
Выражающий познавательные интересы, активность, любознательность и самостоятельность в познании, интерес и уважение к научным знаниям, науке. Обладающий первоначальными представлениями о природных и социальных объектах, многообразии объектов и явлений природы, связи живой и неживой природы, о науке, научном знании. Имеющий первоначальные навыки наблюдений, систематизации и осмысления опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях знания. |
Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне основного общего образования.
Целевые ориентиры |
Гражданское воспитание |
Знающий и принимающий свою российскую гражданскую принадлежность (идентичность) в поликультурном, многонациональном и многоконфессиональном российском обществе, в мировом сообществе. Понимающий сопричастность к прошлому, настоящему и будущему народа России, тысячелетней истории российской государственности на основе исторического просвещения, российского национального исторического сознания. Проявляющий уважение к государственным символам России, праздникам. Проявляющий готовность к выполнению обязанностей гражданина России, реализации своих гражданских прав и свобод при уважении прав и свобод, законных интересов других людей. Выражающий неприятие любой дискриминации граждан, проявлений экстремизма, терроризма, коррупции в обществе. Принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной организации, в том числе самоуправлении, ориентированный на участие в социально значимой деятельности. |
Патриотическое воспитание |
Сознающий свою национальную, этническую принадлежность, любящий свой народ, его традиции, культуру. Проявляющий уважение к историческому и культурному наследию своего и других народов России, символам, праздникам, памятникам, традициям народов, проживающих в родной стране. Проявляющий интерес к познанию родного языка, истории и культуры своего края, своего народа, других народов России. Знающий и уважающий достижения нашей Родины — России в науке, искусстве, спорте, технологиях, боевые подвиги и трудовые достижения, героев и защитников Отечества в прошлом и современности. Принимающий участие в мероприятиях патриотической направленности. |
Духовно-нравственное воспитание |
Знающий и уважающий духовно-нравственную культуру своего народа, ориентированный на духовные ценности и нравственные нормы народов России, российского общества в ситуациях нравственного выбора (с учётом национальной, религиозной принадлежности). Выражающий готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиций традиционных российских духовно-нравственных ценностей и норм с учётом осознания последствий поступков. Выражающий неприятие антигуманных и асоциальных поступков, поведения, противоречащих традиционным в России духовно-нравственным нормам и ценностям. Сознающий соотношение свободы и ответственности личности в условиях индивидуального и общественного пространства, значение и ценность межнационального, межрелигиозного согласия людей, народов в России, умеющий общаться с людьми разных народов, вероисповеданий. Проявляющий уважение к старшим, к российским традиционным семейным ценностям, институту брака как союзу мужчины и женщины для создания семьи, рождения и воспитания детей. Проявляющий интерес к чтению, к родному языку, русскому языку и литературе как части духовной культуры своего народа, российского общества. |
Эстетическое воспитание |
Выражающий понимание ценности отечественного и мирового искусства, народных традиций и народного творчества в искусстве. Проявляющий эмоционально-чувственную восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание их влияния на поведение людей. Сознающий роль художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения в современном обществе, значение нравственных норм, ценностей, традиций в искусстве. Ориентированный на самовыражение в разных видах искусства, в художественном творчестве. |
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия |
Понимающий ценность жизни, здоровья и безопасности, значение личных усилий в сохранении здоровья, знающий и соблюдающий правила безопасности, безопасного поведения, в том числе в информационной среде. Выражающий установку на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярную физическую активность). Проявляющий неприятие вредных привычек (курения, употребления алкоголя, наркотиков, игровой и иных форм зависимостей), понимание их последствий, вреда для физического и психического здоровья. Умеющий осознавать физическое и эмоциональное состояние (своё и других людей), стремящийся управлять собственным эмоциональным состоянием. Способный адаптироваться к меняющимся социальным, информационным и природным условиям, стрессовым ситуациям. |
Трудовое воспитание |
Уважающий труд, результаты своего труда, труда других людей. Проявляющий интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения предметных знаний. Сознающий важность трудолюбия, обучения труду, накопления навыков трудовой деятельности на протяжении жизни для успешной профессиональной самореализации в российском обществе. Участвующий в решении практических трудовых дел, задач (в семье, общеобразовательной организации, своей местности) технологической и социальной направленности, способный инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность. Выражающий готовность к осознанному выбору и построению индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов, потребностей. |
Экологическое воспитание |
Понимающий значение и глобальный характер экологических проблем, путей их решения, значение экологической культуры человека, общества. Сознающий свою ответственность как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред. Выражающий активное неприятие действий, приносящих вред природе. Ориентированный на применение знаний естественных и социальных наук для решения задач в области охраны природы, планирования своих поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды. Участвующий в практической деятельности экологической, природоохранной направленности. |
Ценности научного познания |
Выражающий познавательные интересы в разных предметных областях с учётом индивидуальных интересов, способностей, достижений. Ориентированный в деятельности на научные знания о природе и обществе, взаимосвязях человека с природной и социальной средой. Развивающий навыки использования различных средств познания, накопления знаний о мире (языковая, читательская культура, деятельность в информационной, цифровой среде). Демонстрирующий навыки наблюдений, накопления фактов, осмысления опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях познания, исследовательской деятельности. |
МКОУ Маландинская ООШ является основной общеобразовательной школой, численность обучающихся составляет 20 человек, численность педагогического коллектива – 9 человек. Обучение ведётся с 1 по 9 класс по двум уровням образования: начальное общее образование, основное общее образование. МКОУ Маландинская ООШ (далее – Школа) — это малокомплектная сельская школа, расположена в деревне Маландино Здвинского района Новосибирской области. Сельская школа является не только образовательным, но и культурным центром села. Круг общения детей не столь обширен, как в городе, но само общение отличается детальным знанием окружающих их людей. Дети знают личностные особенности, бытовые условия жизни друг друга, отношения в семьях, что способствуют установлению доброжелательных и доверительных отношений между педагогами, школьниками и их родителями. В небольшом коллективе интенсивнее идет процесс установления межличностных контактов, существует реальная возможность проявить себя в общем деле. Каждый ребёнок на виду, что при создании ситуации совместного поиска стимулирует активность учащихся и учителей. Нет резкой обособленности между классами, учащимися разного возраста. Таким образом, создавая условия для ребенка по выбору форм, способов самореализации на основе освоения общечеловеческих ценностей, учитываем особенности сельской школы. Процесс воспитания основывается на следующих принципах взаимодействия педагогов и школьников:
- неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и ребенка, соблюдения конфиденциальности информации о ребенке и семье, приоритета безопасности ребенка при нахождении в школе;
- ориентир на создание психологически комфортной среды для каждого ребенка и взрослого, без которой невозможно конструктивное взаимодействие школьников и педагогов;
- реализация процесса воспитания главным образом через создание в школе детско-взрослых общностей, которые объединяют детей и педагогов содержательными событиями, позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
- организация основных совместных дел школьников и педагогов как предмета совместной заботы и взрослых, и детей;
- системность, целесообразность и нешаблонность воспитания как условия его эффективности.
Основными традициями воспитания в образовательной организации являются следующие:
- ключевые общешкольные дела, через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий педагогов;
- коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное проведение и коллективный анализ результатов каждого ключевого дела и большинства используемых для воспитания других совместных дел педагогов и школьников;
- создание таких условий, при которых по мере взросления ребенка увеличивается и его роль в совместных делах (от пассивного наблюдателя до организатора);
- ориентирование педагогов школы на формирование коллективов в рамках школьных классов, кружков, студий, секций и иных детских объединений, на установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений;
- явление ключевой фигурой воспитания в школе классного руководителя, реализующего по отношению к детям защитную, личностно развивающую, организационную, посредническую функции.
«Миссия» МКОУ Маландинской ООШ в самосознании её педагогического коллектива - создание условий для самореализации и осознанного личностного самоопределения учеников в соответствии с их склонностями и интересами и подготовка на этой основе выпускников, готовых к жизни в открытом меняющемся мире.
В воспитательной системе школы выделилась системообразующая деятельность - это совместная коллективная деятельность. Данный тип деятельности позволяет формировать и развивать межвозрастное общение в школе, т.к. в совместной деятельности постоянно задействованы уч-ся 1-9 классов. Организованная совместная деятельность приучает детей к самооценке своей и групповой деятельности, развивает конструктивное мышление, формирует опыт коллективного и группового планирования. У учащихся формируется широкий диапазон разновидностей социального опыта в становлении организаторских качеств личности, разнообразный опыт познавательных, организаторских, исследовательских, творческих, оформительских, трудовых действий. Таким образом, есть условия для разностороннего позитивного развития личности каждого ребенка.
Процесс взаимодействия всех участников образовательного процесса и совместной жизнедеятельности взрослых и детей направлен на укрепление общешкольного коллектива, органов детского самоуправления ученического актива, укрепления и пропаганды общешкольных традиций и реализуется в традиционных формах работы и мероприятиях: «День Знаний», «День здоровья», «День учителя», «Посвящение в первоклассники», «Посвящение в пятиклассники», «Новогодние праздники», «Вахта Памяти», «День самоуправления», «Выборы президента ученического самоуправления», «Прощание с Азбукой», «Праздник 8 Марта», «День защитника Отечества», «День Победы», экологические акции и субботники, праздник Последнего звонка, проведение Уроков мужества, Уроков памяти, Уроков здоровья, тематических единых классных часов, Недели профориентации, работа обучающихся в «Совете старшеклассников», работа школьных отрядов: волонтерского отряда «Мы вместе», профилактические мероприятия, библиотечные уроки, участие в профилактических акциях. Обучающиеся участвуют в трудовых делах школы и класса, в совместных общественно значимых делах школы, что способствует развитию общественной активности, формированию нравственного идеала, гражданского отношения к Отечеству, воспитанию нравственного потенциала, сознательного отношения к труду. В школе уделяется большое внимание обустройству помещений, классных комнат, учебных кабинетов, школьного двора, спортплощадки и так далее. Все это создает психологический фон, на котором разворачиваются взаимоотношения всех, кто находится в здании школы. Поведенческая среда школы - это единая карта поведения, свойственного школьнику в нашей школе, за счет доминирования тех или иных поведенческих форм: установившиеся в школе интонации в обращении, мимика и жесты при беседе, позы при диалоге, характер совместной деятельности детей и педагогов, отдельные поступки школьников, протекающие конфликты и их разрешение, а также время от времени возникающие сложные ситуации этического порядка. Событийное окружение — это совокупность событий, попадающих в поле восприятия воспитанника, служащих предметом оценки, поводом к раздумью и основанием для жизненных выводов: если ребенок видит отношения там, где на поверхности лежат случай, действия, обстоятельство, то данное событие становится фактором его личностного развития, потому что событие стало для него важным, так как он сопереживал случившемуся. Информационное окружение: укомплектованная библиотека; все дети имеют учебники; педагоги (в союзе с родителями) делают все возможное, чтобы приобщить детей к домашнему чтению; постепенно приучают их слушать публичные выступления, приглашая гостей в школу или проводя традиционные публичные лекции в школе, проводятся конкурсы, смотры познавательных сил, введены регулярные реферативные выступления школьников и конференции для старшеклассников.
2.2 Виды, формы и содержание воспитательной деятельности
2.2.1 Модуль «Ключевые общешкольные дела»
№п/п | Содержание деятельности, мероприятия |
1. | Торжественная линейка, посвящённая Дню знаний, единый классный час. |
2. | День солидарности в борьбе с терроризмом «Мы помним Беслан» |
3. | Всероссийский урок безопасности в рамках Месячника гражданской защиты |
4. | День памяти «Во имя жизни», посвящённый памяти жертв блокады Ленинграда |
5. | Организационные классные ученические собрания «Правила внутреннего распорядка. Правила поведения в школе» |
6. | Акция «Внимание, дети!» (безопасное поведение на дорогах) |
7. | День пожилого человека. Акция «К людям с добром!» |
8. | Праздничный концерт, посвящённый Дню Учителя. |
9. | Классные часы «Террористические акты. Экстремизм. Их последствия» |
10. | Акция «День народного единства» (проведение классных часов, выставки рисунков, конкурс стихов, песен) |
11. | Урок толерантности «Все мы разные, но мы вместе» |
12. | Акция «Дорожная азбука», посвящённая памяти жертв дорожно-транспортных происшествий |
13. | Урок здоровья «Всё о гриппе, ОРВИ, ОРЗ и коронавирусной инфекции. Меры безопасности. Вакцинация». |
14. | Уроки воинской славы, посвящённые «Дню героев Отечества» |
15. | Декадник по борьбе со СПИДом (классные часы, профилактические беседы, лекции, диспуты, игры, видеоролики) |
16. | Классные часы «Все ребята знать должны основной закон страны», посвящённые Дню Конституции РФ |
17. | Неделя правовой культуры |
18. | Новогодняя акция «Безопасные каникулы» |
19. | Классные часы в рамках Недели безопасного Интернета |
20. | Единый урок, посвящённый Дню Защитников Отечества |
21. | Праздничный концерт «В этот день особенный», посвящённый 8 Марта |
22. | Библиотечные уроки, посвящённые Всероссийской неделе детской юношеской книги |
23. | Урок здоровья «О ценности питания» |
24. | Беседы «Ценности, объединяющие мир» (о терроризме, экстремизме, расовой дискриминации, межнациональных отношениях) |
25. | Гагаринский урок «Космос и мы» |
26. | Беседы в рамках месячника от экологической опасности «Безопасность, экология, природа и мы» |
27. | Классные часы о молодёжных субъкультурах «Мои такие разные друзья» |
28. | Уроки мужества |
29. | Акция «Никто не забыт, ничто не забыто» (митинг) |
30. | Участие во Всероссийской акции «Бессмертный полк» |
31 | Акция «Георгиевская ленточка» |
32 | Акция «Окна Победы» |
33 | Акция «Свеча памяти» |
34. | Торжественная линейка, посвящённая последнему звонку для выпускников 9 классов |
2.2.2. Модуль «Классное руководство и наставничество»
Работа с классным коллективом: инициирование и поддержка участия класса в общешкольных ключевых делах, оказание необходимой помощи обучающимся в их подготовке, проведении и анализе; организация интересных и полезных для личностного развития обучающегося, совместных дел с обучающимися вверенного ему класса (познавательной, трудовой, спортивно-оздоровительной, духовно-нравственной, творческой, профориентационной направленности), позволяющие, с одной стороны, вовлечь в них обучающихся с самыми разными потребностями и тем самым дать им возможность самореализоваться в них, а с другой — установить и упрочить доверительные отношения с обучающимися класса, стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения в обществе; проведение классных часов как времени плодотворного и доверительного общения педагогического работника и обучающихся, основанных на принципах уважительного отношения к личности обучающегося, поддержки активной позиции каждого обучающегося в беседе, предоставления обучающимся возможности обсуждения и принятия решений по обсуждаемой проблеме, создания благоприятной среды для общения; сплочение коллектива класса через игры и тренинги на командообразование; однодневные и многодневные походы и экскурсии, организуемые классными руководителями и родителями; празднования в классе дней рождения обучающихся, включающие в себя подготовленные ученическими микрогруппами поздравления, сюрпризы, творческие подарки и розыгрыши; регулярные внутриклассные огоньки и вечера, дающие каждому обучающемуся возможность рефлексии собственного участия в жизни класса; выработка совместно с обучающимися законов класса, помогающих им освоить нормы и правила общения, которым они должны следовать в образовательной организации.
Индивидуальная работа с обучающимися: изучение особенностей личностного развития обучающихся класса через наблюдение за их поведением в повседневной жизни, специально создаваемых педагогических ситуациях, играх, погружающих обучающегося в мир человеческих отношений, в организуемых педагогическим работником беседах по тем или иным нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются с результатами бесед классного руководителя с родителями (законными представителями) обучающихся, учителями-предметниками, а также (при необходимости) со школьным психологом; поддержка обучающегося в решении важных для него жизненных проблем (налаживание взаимоотношений с одноклассниками или педагогическими работниками, выбор профессии, организации высшего образования и дальнейшего трудоустройства, успеваемость и т. п.), когда каждая проблема трансформируется классным руководителем в задачу для обучающегося, которую они совместно стараются решить; индивидуальная работа с обучающимися класса, направленная на заполнение ими личных портфолио, в которых обучающиеся не просто фиксируют свои учебные, творческие, спортивные, личностные достижения, но и в ходе индивидуальных неформальных бесед с классным руководителем в начале каждого года планируют их, а в конце года вместе анализируют свои успехи и неудачи; коррекция поведения обучающегося через частные беседы с ним, его родителями (законными представителями), с другими обучающимися класса; включение в проводимые школьным психологом тренинги общения; предложение взять на себя ответственность за то или иное поручение в классе. Работа с учителями-предметниками в классе: регулярные консультации классного руководителя с учителями-предметниками, направленные на формирование единства мнений и требований педагогических работников по ключевым вопросам воспитания, предупреждение и разрешение конфликтов между учителями-предметниками и обучающимися; проведение мини-педсоветов, направленных на решение конкретных проблем класса и интеграцию воспитательных влияний на обучающихся; привлечение учителей-предметников к участию во внутриклассных делах, дающих педагогическим работникам возможность лучше узнавать и понимать своих обучающихся, увидев их в иной, отличной от учебной, обстановке; привлечение учителей-предметников к участию в родительских собраниях класса для объединения усилий в деле обучения и воспитания обучающихся.
Работа с родителями (законными представителями) обучающихся: регулярное информирование родителей (законных представителей) о школьных успехах и проблемах обучающихся, о жизни класса в целом; помощь родителям (законным представителям) обучающихся в регулировании отношений между ними, администрацией образовательной организации и учителями-предметниками; организация родительских собраний, происходящих в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания обучающихся; создание и организация работы родительских комитетов классов, участвующих в управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и обучения обучающихся; привлечение членов семей обучающихся к организации и проведению дел класса; организация на базе класса семейных праздников, конкурсов, соревнований, направленных на сплочение семьи и образовательной организации.
Ключевые дела:
1. | Проведение классных часов по планам классных руководителей |
2. | Единый классный час, посвящённый празднику День знаний |
3. | Всероссийский урок безопасности в рамках Месячника гражданской защиты |
4. | Составление социального паспорта класса |
5. | Изучение широты интересов и занятости в свободное от занятий время |
6. | Организационные классные ученические собрания «Правила внутреннего распорядка. Правила поведения в школе» |
7. | Классные мероприятия, посвящённые Дню пожилого человека |
8. | День народного единства |
9. | Проведение инструктажей перед осенними каникулами |
10. | Проведение мероприятий на осенних каникулах (организация поездок, экскурсий, походов и т. д.) |
11. | Классные мероприятия, посвящённые Дню матери |
12. | Классные часы «Все ребята знать должны основной закон страны», посвящённые Дню Конституции РФ |
13. | Мастерская Деда Мороза (подготовка к новому году: украшение классов, выпуск праздничных газет, подготовка поздравлений и т. д.) |
14. | Проведение профилактических бесед и инструктажей перед каникулами |
15. | Акция «Учись быть пешеходом» |
16. | Участие в месячнике военно-патриотической работы «Я –патриот России» |
17. | «Богатырские забавы» конкурсно - игровая программа |
18. | Акция «Безопасный Интернет» |
19. | Беседы «О правильном питании» |
20. | Классные мероприятия, посвящённые празднику «8 марта» |
21. | Акция «Экология. Безопасность. Жизнь» |
22. | Уроки здоровья, посвящённые Всемирному Дню здоровья |
23. | Гагаринский урок «Космос и мы» |
24. | День земли. Акция «Школа –чистый, зелёный двор» |
25. | Уроки безопасности «Это должен знать каждый!» |
26. | Проведение классных часов в рамках Дня защиты детей. |
27 | Участие в Международной акции «Читаем книги о войне» |
28. | Участие в праздничных мероприятиях, посвящённых Дню Победы |
29. | Подготовка и проведение торжественной линейки, посвящённой последнему звонку для 9 классов |
30. | Проведение инструктажей перед летними каникулами «Безопасное лето» |
31. | Организация летней занятости |
32. | Акция «Внимание, дети!». Час профилактики |
33. | Классный час «Опасность террористических и экстремистских проявлений среди несовершеннолетних» |
34. | Классный час «Я+ТЫ=МЫ» |
35. | Беседа «Твой безопасный маршрут» |
36. | «Осторожно, Я – вирус!» |
37. | Социально –психологическое тестирование на отношение к наркотикам |
38. | Беседа «Административная ответственность за употребление, хранение и распространение наркотических и психотропных веществ» |
39. | Беседа «Курить, здоровью детей вредить» |
40. | Беседа «Твои дела в твоих поступках». Телефон доверия. |
41. | «Осторожно, гололёд» |
42. | «Безопасный Новый год» |
43. | «Об угрозах Интернета» |
44.. | Викторина «О вредных привычках» |
45. | Тестирование «Отношение к вредным привычкам» |
46. | «Профессии наших родителей» |
47. | «Моя формула успеха» |
48. | Беседа «О нормах и правилах здорового образа жизни» |
49. | «Один дома» |
50. | «Жизнь без конфликтов» |
51. | Беседа «Ответственность за нарушение правил поведения» |
52. | Инструктажи «Это надо знать» (о безопасности в летний период) |
53. | Профилактическая работа с обучающимися (Совет профилактики, Служба медиации, индивидуальные беседы, лекции, консультации, тренинги ) |
2.2.3. Модуль «Курсы внеурочной деятельности и дополнительного образования»
Неотъемлемой частью образовательного процесса в образовательном учреждении является внеурочная деятельность. Организация внеурочной деятельности осуществляется согласно Положению о внеурочных мероприятиях МКОУ Маландинской ООШ, Положению об организации внеурочной деятельности обучающихся МКОУ Маландинской ООШ.
Организация внеурочной деятельности обучающихся ведется на общешкольном, классном и индивидуальном уровнях, системе дополнительного образования при тесном сотрудничестве с родителями, а также межведомственное сотрудничество с МКУ КЦСОН Здвинского района, МКОУ ДО ДДТ Здвинского района, сельской библиотекой, МУЗ ЦРБ, РДК, Отделом по делам молодежи.
Детские объединения по интересам открыты на базе школы как за счет средств самой школы, так и МКОУ ДО ДДТ Здвинского района. Процент обучающихся, занимающихся в этих объединениях достаточно высок (все обучающиеся посещают по 3-4 кружка).
Внеурочная деятельность школьников направлена на их культурно-творческую деятельность и духовно-нравственный потенциал, высокий уровень самосознания, дисциплины, способности сделать правильный нравственный выбор.
Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно - нравственных ценностей и культурных традиций.
Внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить целый ряд очень важных задач:
обеспечивать благоприятную адаптацию ребенка в школе;
оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;
выявлять интересы, склонности, способности, возможности учащихся к различным видам деятельности;
создавать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;
формировать систему знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности;
развивать опыт творческой деятельности, творческих способностей;
способствовать реализации приобретенных знаний, умений и навыков;
развивать опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;
расширять рамки общения в социуме.
Содержание занятий, предусмотренных в рамках внеурочной деятельности, сформировано с учётом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и реализуется посредством различных форм организации: экскурсии, кружки, секции, олимпиады, конкурсы, соревнования, викторины, познавательные игры, поисковые исследования и т. д.
На протяжении многих лет наша школа сотрудничает с Отделом по делам молодежи, с учреждениями дополнительного образования: районным Домом культуры, сельским Домом культуры, ДДТ, сельской библиотекой. Основными направлениями социализации обучающихся являются:
историческое просвещение, патриотическое, гражданско-патриотическое, военно-патриотическое, краеведческое, историко-культурное направление;
духовно-нравственное направление по религиозным культурам народов России, основам духовно-нравственной культуры народов России, духовно-историческое краеведение;
познавательное, научное, исследовательское, просветительское направление;
экологическое, природоохранное направление;
в области искусств, художественного творчества разных видов и жанров;
туристско-краеведческое направление;
оздоровительное и спортивное направление.
Творческие объединения, кружки, секции.
Для 5-9 классов: | |
Направление | Форма внеурочной деятельности |
Спортивно-оздоровительное | Кружок «Спортивные игры» |
Духовно-нравственное | ДО «Мир красок» Кружок «Весёлые нотки» |
Социальное | ДО «Компьютерный мир» |
Общеинтеллектуальное | ДО «Юный конструктор» Кружок «Шахматы» |
Общекультурное | ДО «Хозяюшка» |
Исследовательское | «Почемучки» |
Модель внеурочной деятельности нашей школы основана на двух основных типах: модель дополнительного образования (на основе муниципальной системы дополнительного образования детей МКОУ ДО ДДТ Здвинского района); оптимизационная модель (на основе оптимизации всех внутренних ресурсов школы – программа воспитательной работы для 1-9 классов, воспитательные программы классных руководителей и т.п.).
При организации внеурочной деятельности обучающихся использованы собственные ресурсы (учителя начальных классов, учитель физической культуры, учитель технологии, учитель информатики, учитель ИЗО) и ресурсы учреждений дополнительного образования.
В соответствии с требованиями Стандарта внеурочная деятельность в 1-9 классах организована по направлениям:
спортивно-оздоровительное – с целью пропаганды здорового образа жизни, оздоровительной работы с детьми, проявляющими интерес к физической культуре и спорту;
духовно-нравственное – для привития любви к малой Родине, гражданской ответственности, чувства патриотизма, формирования позитивного отношения к базовым ценностям общества;
социальное – для формирования чувства ответственности и уверенности в своих силах, навыков культуры труда, позитивного отношения к трудовой деятельности;
общеинтеллектуальное - для раскрытия и реализации познавательных способностей обучающихся;
общекультурное – даёт возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области различных видов искусства (ИЗО, музыка, театр и др.)
Для ее реализации разработаны программы кружков.
2.2.4. Модуль «Школьный урок»
установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;
включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
1. | Тематический урок, посвящённый Дню Знаний |
2. | Урок безопасности |
3. | Нетрадиционные уроки по предметам |
4. | Уроки по Календарю знаменательных событий и дат |
5. | Интегрированные уроки по пропаганде и обучению основам здорового питания |
6. | Всероссийский урок безопасности обучающихся в сети Интернет |
7. | Всероссийский «Урок Цифры». |
8. | Всероссийский урок «Экология и энергосбережение» |
9. | Урок истории «День памяти политических репрессий» |
10. | Урок памяти, посвящённый Дню неизвестного солдата |
11. | Урок мужества, посвящённый Дню Героев Отечества |
12. | Урок в рамках акции «Я верю в тебя, солдат!» (написание поздравительных открыток Ветеранам Великой Отечественной войны и солдатам воинских частей) |
13. | Урок правовой культуры «Имею право знать» |
14. | Гагаринский урок «Космос и Мы» |
15. | Урок здоровья, посвящённый Всемирному Дню здоровья |
16. | Урок по биологии «Берегите нашу природу» |
2.2.5. Модуль «Самоуправление»
Детское самоуправление в школе осуществляется следующим образом
На уровне школы:
через деятельность выборного Совета учащихся, создаваемого для учета мнения школьников по вопросам управления образовательной организацией и принятия административных решений, затрагивающих их права и законные интересы;
через деятельность председателей классных коллективов для облегчения распространения значимой для школьников информации и получения обратной связи от классных коллективов;
через работу постоянно действующего школьного актива, инициирующего и организующего проведение личностно значимых для школьников событий (соревнований, конкурсов, фестивалей, капустников, флешмобов и т.п.);
На уровне классов:
через деятельность выборных по инициативе и предложениям учащихся класса председателей классных коллективов, представляющих интересы класса в общешкольных делах и призванных координировать его работу с работой общешкольных органов самоуправления и классных руководителей;
через деятельность выборных органов самоуправления, отвечающих за различные направления работы класса;
через организацию на принципах самоуправления жизни детских групп, отправляющихся в походы, на экскурсии, осуществляемую через систему распределяемых среди участников ответственных должностей.
На индивидуальном уровне:
через вовлечение школьников в планирование, организацию, проведение и анализ общешкольных и внутриклассных дел;
через реализацию школьниками, взявшими на себя соответствующую роль, функций по контролю за порядком и чистотой в классе, уходом за классной комнатой, комнатными растениями и т.п.
1. | Выборы органов классного самоуправления |
2. | Назначение поручений в классных коллективах |
3. | Формирование и организация работы Совета обучающихся. |
4. | Ежемесячные заседания Совета обучающихся |
5. | Работа в классных коллективах в соответствии планов. |
6. | Отчёты в классных коллективах о проделанной работе |
7. | Отчёты членов Совета обучающихся о проделанной работе на заседаниях |
8. | Участие в общешкольных мероприятиях |
9. | Участие в мероприятиях разного уровня и различной направленности |
2.2.6. Модуль «Волонтерство»
Волонтерство позволяет школьникам проявить такие качества как внимание, забота, уважение. Волонтерство позволяет развивать коммуникативную культуру, умение общаться, слушать и слышать, эмоциональный интеллект, эмпатию, умение сопереживать.
Воспитательный потенциал волонтерства МКОУ Маландинской ООШ реализуется следующим образом
На внешкольном уровне:
1. Участие школьников в организации культурных, спортивных, развлекательных мероприятий районного уровня и сельского уровня от лица школы;
2. Участие школьников в организации культурных, спортивных, развлекательных мероприятий, проводимых на базе школы;
3. Посильная помощь, оказываемая школьниками пожилым людям, проживающим в селе;
4. Участие школьников (с согласия родителей или законных представителей) в сборе помощи для нуждающихся, в том числе военнослужащих в регионах стихийных бедствий, военных конфликтов, чрезвычайных происшествий.
На уровне школы:
1. Участие школьников в организации праздников, торжественных мероприятий, встреч с гостями школы;
2. Участие школьников в работе с младшими ребятами: проведение для них праздников, утренников, тематических вечеров;
3. Участие школьников к работе на прилегающей к школе территории (работа в школьном саду, благоустройство клумб, уход за деревьями и кустарниками).
2.2.7. Модуль «Экскурсии, экспедиции, походы»
На экскурсиях, в экспедициях, в походах создаются благоприятные условия для воспитания у подростков самостоятельности и ответственности, формирования у них навыков самообслуживающего труда, преодоления их инфантильных и эгоистических наклонностей, обучения рациональному использованию своего времени, сил, имущества. Эти воспитательные возможности реализуются в рамках следующих видов и форм деятельности
1. Регулярные пешие прогулки, экскурсии или походы, организуемые в классах их классными руководителями и родителями школьников на природу;
2. Однодневные походы, организуемые совместно с учреждениями дополнительного образования и осуществляемые с обязательным привлечением школьников к коллективному планированию (разработка маршрута, расчет времени и мест возможных ночевок и переходов), коллективной организации (подготовка необходимого снаряжения и питания), коллективному проведению (распределение среди школьников основных видов работ и соответствующих им ответственных должностей), коллективному анализу туристского путешествия (каждого дня - у вечернего походного костра и всего похода - по возвращению домой).
3. Турслет с участием команд, сформированных из педагогов, детей и родителей школьников, включающий в себя: соревнование по технике пешеходного туризма, соревнование по спортивному ориентированию, конкурс на лучшую топографическую съемку местности, конкурс знатоков лекарственных растений, конкурс туристской кухни, конкурс туристской песни, конкурс благоустройства командных биваков, комбинированную эстафету.
1. | Экскурсия «Моя малая Родина» |
2. | Тематические экскурсии по предметам |
3. | Участие во Всероссийском конкурсе «Путешествуй-RU» |
2.2.8. Модуль «Профориентация»
Цель: создание условий для формирования профессионального самоопределения
Задачи:
Формирование осознанных представлений о мире труда и профессий;
Развитие интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы; развитие рефлексии и обучение навыкам по самопознанию;
Формировать убежденность в том, что трудовая деятельность на благо отчизны является формой морально оправданного существования человека;
Воспитывать уважение ко всякому труду и людям труда, правильный подход к выбору профессий стремление творчески подходить к любому труду, добиваться наилучших его результатов.
1. | Классный час «Известные люди нашего села» |
2. | Участие в Неделе труда и профориентации «Семь шагов в профессию» |
3. | Видеоролики «Профессии наших родителей» |
4. | Беседа «Мои увлечения и интересы» |
5. | Классный час «Человек в семье» |
6. | Праздник «Моя мама лучше всех» |
7. | Проведение тематических классных часов по профориентации |
8. | Участие в исследовательском проекте «Мой выбор» |
9. | Дни открытых дверей в средних специальных учебных заведениях и вузах. |
10. | Участие в программах, направленных на реализацию национальных проектов: «ПроеКТОриЯ», WorldSkils, «Билет в будущее», «Большая перемена». |
2.2.9. Модуль «Школьные и социальные медиа»
В МКОУ Маландинской ООШ данный модуль реализуется через следующие мероприятия:
1. Создание разновозрастного редакционного совета учащихся и консультирующих их взрослых, целью которого является освещение (через школьную газету) наиболее интересных моментов жизни школы, популяризация общешкольных ключевых дел, кружков, секций, деятельности органов ученического самоуправления;
Выпуск школьной газеты для учащихся на страницах которой ими размещаются материалы которые могут быть интересны школьникам; организуются конкурсы рассказов, поэтических произведений, сказок, репортажей и научно-популярных статей; проводятся круглые столы с обсуждением значимых учебных, социальных, нравственных проблем;
Создание школьного медиацентра – созданная из заинтересованных добровольцев группа информационно-технической поддержки школьных мероприятий, осуществляющая видеосъемку и мультимедийное сопровождение школьных праздников, фестивалей, конкурсов, спектаклей, капустников, вечеров, дискотек;
Формирование школьной интернет-группы - разновозрастное сообщество школьников и педагогов, поддерживающее интернет-сайт школы и соответствующую группу в социальных сетях с целью освещения деятельности образовательной организации в информационном пространстве, привлечения внимания общественности к школе, информационного продвижения ценностей школы и организации виртуальной диалоговой площадки, на которой детьми, учителями и родителями могли бы открыто обсуждаться значимые для школы вопросы;
Организация участия школьников в конкурсах школьных медиа.
2.2.10. Модуль «Организация предметно-эстетической среды»
1. Оформление интерьера школьных помещений (вестибюля, коридоров, рекреаций, залов, лестничных пролетов и т.п.) и их периодическая переориентация, которая может служить хорошим средством разрушения негативных установок школьников на учебные и внеучебные занятия;
2. Размещение на стенах школы регулярно сменяемых экспозиций: творческих работ школьников, позволяющих им реализовать свой творческий потенциал, а также знакомящих их с работами друг друга; картин определенного художественного стиля, знакомящего школьников с разнообразием эстетического осмысления мира; фотоотчетов об интересных событиях, происходящих в школе (проведенных ключевых делах, интересных экскурсиях, походах, встречах с интересными людьми и т.п.);
3. Озеленение пришкольной территории, разбивка клумб, оборудование во дворе школы беседок, спортивных и игровых площадок, доступных и приспособленных для школьников разных возрастных категорий, оздоровительно-рекреационных зон, позволяющих разделить свободное пространство школы на зоны активного и тихого отдыха;
4. Благоустройство классных кабинетов, осуществляемое классными руководителями вместе со школьниками своих классов, позволяющее учащимся проявить свои фантазию и творческие способности, создающее повод для длительного общения классного руководителя со своими детьми;
5. Событийный дизайн – оформление пространства проведения конкретных школьных событий (праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров, выставок, собраний, конференций и т.п.);
6. Совместная с детьми разработка, создание и популяризация особой школьной символики, используемой как в школьной повседневности, так и в торжественные моменты жизни образовательной организации – во время праздников, торжественных церемоний, ключевых общешкольных дел и иных происходящих в жизни школы знаковых событий;
7. Регулярная организация и проведение конкурсов творческих проектов по благоустройству различных участков пришкольной территории;
8. Акцентирование внимания школьников посредством элементов предметно-эстетической среды (стенды, плакаты, инсталляции) на важных для воспитания ценностях школы, ее традициях, правилах.
1. | Участие в создании и наполнении информации для сайта школы |
2. | Участие в съёмках информационных и праздничных роликов |
3. | Монтаж и сборка видеороликов |
2.2.11. Модуль «Работа с родителями»
Работа с родителями или законными представителями школьников МКОУ Маландинской ООШ осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается согласованием позиций семьи и школы в данном вопросе. Работа с родителями или законными представителями школьников осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности
На групповом уровне:
1. Создание Общешкольного родительского комитета и Совета школы, участвующие в управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и социализации их детей;
2. Проведение родительских гостиных, на которых обсуждаются вопросы возрастных особенностей детей, формы и способы доверительного взаимодействия родителей с детьми, проводятся мастер-классы, семинары, круглые столы с приглашением специалистов;
3. Проведение общешкольных родительских собраний, происходящих в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников;
4. Организация семейного всеобуча, на котором родители получают ценные рекомендации и советы от психолога, фельдшера, социальных работников и обмениваться собственным творческим опытом и находками в деле воспитания детей;
На индивидуальном уровне:
1. Организация работы специалистов по запросу родителей для решения острых конфликтных ситуаций;
2. Участие родителей в педагогических консилиумах, собираемых в случае возникновения острых проблем, связанных с обучением и воспитанием конкретного ребенка;
3. Помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общешкольных и внутриклассных мероприятий воспитательной направленности;
4. Индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных усилий педагогов и родителей.
1. | Педагогическое просвещение родителей по вопросам обучения и воспитания детей |
2. | Общешкольное родительское собрание |
3. | Родительские собрания по классам (по графику) |
4. | Тематические классные собрания |
5. | Соревнования «Мама, папа, я – спортивная семья» |
6. | Участие в проекте «Родители –за безопасное детство!» |
7. | Участие в конфликтной комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений |
8. | Конкурс «Мама, папа, я -новогодняя семья» |
9. | Работа Совета родителей (по плану) |
10. | Работа Совета профилактики с детьми группы риска, состоящими на разных видах учёта, неблагополучными семьями по вопросам воспитания и обучения детей |
Этапы реализации воспитательной программы школы
1 этап – становление системы (проектный) – 2021-2022 гг.
В качестве важной составляющей этого этапа выделяется прогностическая стадия;
Разработка воспитательной системы, её теоретической концепции;
Формирование коллектива единомышленников;
Отбор ведущих педагогических идей;
Педагогический поиск;
Формирование стиля отношений между всеми участниками образовательного процесса;
Наработка технологий;
Установление взаимосвязей с окружающей средой;
Решение проблем материально-технического и нормативно-методического обеспечения.
2 – этап – отработка системы (практический) – 2022-2024 гг.
Развитие школьного коллектива;
Развитие органов соуправления;
Определение ведущих видов деятельности;
Определение приоритетных направлений функционирования системы;
Отработка наиболее эффективных педагогических технологий;
Согласование темпов развития ученического и педагогического коллективов, когда последний становится инициатором в организации жизнедеятельности школьного коллектива;
Количественное и качественное закрепление достигнутых результатов;
Создание условий для разработки школьных программ развития воспитания;
Оформление воспитательных систем классов.
3 этап – окончательное оформление системы – 2024-2025 гг.
Школьный коллектив – это содружество детей и взрослых, объединенных общей деятельностью, отношениями содружества и творчества;
В центре внимания – воспитание свободной, гуманной, духовной, творческой, практичной личности;
Накапливаются и передаются традиции;
Воспитательная система школы и среда активно и творчески взаимодействуют друг с другом.
4 этап – перестройка воспитательной системы (обновление) – 2025-2026гг.
Обобщение опыта работы администрации, педагогов, родителей и учащихся школы по моделированию и построению воспитательной системы; определение перспектив и путей дальнейшего развития школы;
Возможна перестройка отдельных компонентов воспитательной системы, обновление содержания, что может быть обусловлено развитием педагогики.
РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
3.1 Кадровое обеспечение
Общая численность педагогических работников 9 человек. 78 % от общей численности педагогических работников имеют высшее педагогическое образование. 100% педагогических работников имеют высшую квалификационную категорию. Психолого- педагогическим сопровождением обучающихся, в том числе и с ОВЗ, привлечены следующие специалисты; педагог - психолог, педагог-логопед. В школе работают 4 классных руководителя. Кадровое обеспечение воспитательного процесса: Советник директора по воспитательной работе, классные руководители, педагог-психолог, педагог-логопед, педагоги дополнительного образования.
3.2 Нормативно-методическое обеспечение
Управление качеством воспитательной деятельности в МКОУ Маландинской ООШ связывается, прежде всего, с качеством ее нормативно-правового обеспечения: 1.Положение о классном руководстве.
2.Положение о дежурстве по школе.
3. Положение о методическом объединении.
4.Положение о внутришкольном контроле.
5.Положение о комиссии по урегулировании споров между участниками образовательных отношений.
6.Положение о Совете профилактике правонарушений.
7.Положение о психолого- педагогическом консилиуме.
8. Положение о внеурочной деятельности обучающихся.
9.Положение о школьном ученическом самоуправлении.
10. Правила внутреннего распорядка для обучающихся.
3.3 Требования к условиям работы с обучающимися с особыми образовательными потребностями
В МКОУ Маландинской ООШ всего 20 обучающихся. Из них 4 обучающихся это обучающиеся с ОВЗ. Это обучающиеся 3, 9 классов. К ним относятся дети с умственной отсталостью и с задержкой психического развития.
На уровне общности: формируются условия освоения социальных ролей, ответственности и самостоятельности, сопричастности к реализации целей и смыслов сообщества, приобретается опыт развития отношений между обучающимися, родителями (законными представителями), педагогами. Детская и детско-взрослая общности в инклюзивном образовании развиваются на принципах заботы, взаимоуважения и сотрудничества в совместной деятельности.
На уровне деятельности: педагогическое проектирование совместной деятельности в классе, в разновозрастных группах, в малых группах детей, в детско-родительских группах обеспечивает условия освоения доступных навыков, формирует опыт работы в команде, развивает активность и ответственность каждого обучающегося в социальной ситуации его развития.
На уровне событий: проектирование педагогами ритмов учебной работы, отдыха, праздников и общих дел с учетом специфики социальной и культурной ситуации развития каждого ребенка с ОВЗ обеспечивает возможность его участия в жизни класса, школы, событиях группы, формирует личностный опыт, развивает самооценку и уверенность в своих силах.
Особыми задачами воспитания обучающихся с ОВЗ являются:
- налаживание эмоционально-положительного взаимодействия детей с ОВЗ с окружающими для их успешной адаптации и интеграции в школе;
- формирование доброжелательного отношения к детям с ОВЗ и их семьям со стороны всех участников образовательных отношений;
-построение воспитательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей каждого обучающегося с ОВЗ;
- активное привлечение семьи и ближайшего социального окружения к воспитанию обучающихся с ОВЗ;
-обеспечение психолого-педагогической поддержки семей обучающихся с ОВЗ в развитии и содействие повышению уровня их педагогической, психологической, медико-социальной компетентности;
При организации воспитания обучающихся с особыми образовательными потребностями необходимо ориентироваться на:
– формирование личности ребёнка с особыми образовательными потребностями с использованием адекватных возрасту и физическому и (или) психическому состоянию методов воспитания;
– создание оптимальных условий совместного воспитания и обучения обучающихся с особыми образовательными потребностями и их сверстников, с использованием адекватных вспомогательных средств и педагогических приёмов, организацией совместных форм работы классных руководителей. педагога-психолога, учителя-логопеда;
– личностно-ориентированный подход в организации всех видов деятельности обучающихся с особыми образовательными потребностями.
Программа коррекционной работы МКОУ Маландинской ООШ включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают её основное содержание:
— диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;
— коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);
— консультативная работа обеспечивает актуальность, системность и гибкость работы с детьми с умеренно ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;
— информационно-просветительская работа по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
3.4 Система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся
Система поощрения проявлений активной жизненной позиции и социальной успешности обучающихся призвана способствовать формированию у обучающихся ориентации на активную жизненную позицию, инициативность, максимально вовлекать их в совместную деятельность в воспитательных целях. Система проявлений активной жизненной позиции и поощрения социальной успешности обучающихся строится на принципах:
публичности, открытости поощрений (информирование всех обучающихся о награждении, проведение награждений в присутствии значительного числа обучающихся);
соответствия артефактов и процедур награждения укладу общеобразовательной организации, качеству воспитывающей среды, символике общеобразовательной организации;
прозрачности правил поощрения (наличие положения о награждениях, неукоснительное следование порядку, зафиксированному в этом документе, соблюдение справедливости при выдвижении кандидатур);
регулирования частоты награждений (недопущение избыточности в поощрениях, чрезмерно больших групп поощряемых и т. п.);
сочетания индивидуального и коллективного поощрения (использование индивидуальных и коллективных наград даёт возможность стимулировать индивидуальную и коллективную активность обучающихся, преодолевать межличностные противоречия между обучающимися, получившими и не получившими награды);
привлечения к участию в системе поощрений на всех стадиях родителей (законных представителей) обучающихся, представителей родительского сообщества, самих обучающихся, их представителей (с учётом наличия ученического самоуправления), сторонних организаций, их статусных представителей;
дифференцированности поощрений (наличие уровней и типов наград позволяет продлить стимулирующее действие системы поощрения).
Формы поощрения проявлений активной жизненной позиции обучающихся и социальной успешности: индивидуальные и групповые портфолио, рейтинги.
Ведение портфолио — деятельность обучающихся при её организации и регулярном поощрении классными руководителями, поддержке родителями (законными представителями) по собиранию (накоплению) артефактов, фиксирующих и символизирующих достижения обучающегося.
Портфолио может включать артефакты признания личностных достижений, достижений в группе, участия в деятельности (грамоты, поощрительные письма, фотографии призов, фото изделий, работ и др., участвовавших в конкурсах и т. д.).
Рейтинги — размещение имен (фамилий) обучающихся или названий (номеров) групп обучающихся, классов в последовательности, определяемой их успешностью, достижениями в чём-либо.
3.5 Анализ воспитательного процесса
Анализ воспитательного процесса осуществляется в соответствии с целевыми ориентирами результатов воспитания, личностными результатами обучающихся на уровнях начального общего и основного общего образования, установленными соответствующими ФГОС.
Основным методом анализа воспитательного процесса в МКОУ Маландиноской ООШ является ежегодный самоанализ воспитательной работы с целью выявления основных проблем и последующего их решения с привлечением (при необходимости) внешних экспертов, специалистов.
Планирование анализа воспитательного процесса включается в календарный план воспитательной работы.
Основные принципы самоанализа воспитательной работы:
взаимное уважение всех участников образовательных отношений;
приоритет анализа сущностных сторон воспитания ориентирует на изучение прежде всего не количественных, а качественных показателей, таких как сохранение уклада школы, качество воспитывающей среды, содержание и разнообразие деятельности, стиль общения, отношений между педагогами, обучающимися и родителями;
развивающий характер осуществляемого анализа ориентирует на использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогических работников (знания и сохранения в работе цели и задач воспитания, умелого планирования воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания совместной деятельности с обучающимися, коллегами, социальными партнёрами);
распределённая ответственность за результаты личностного развития обучающихся ориентирует на понимание того, что личностное развитие — это результат как организованного социального воспитания, в котором общеобразовательная организация участвует наряду с другими социальными институтами, так и стихийной социализации, и саморазвития.
Основные направления анализа воспитательного процесса:
1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития обучающихся.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика личностного развития обучающихся в каждом классе.
Анализ проводится классными руководителями вместе советником директора по воспитанию, педагогом-психологом с последующим обсуждением результатов на методическом объединении классных руководителей или педагогическом совете.
Основным способом получения информации о результатах воспитания, социализации и саморазвития обучающихся является педагогическое наблюдение. Внимание педагогов сосредоточивается на вопросах: какие проблемы, затруднения в личностном развитии обучающихся удалось решить за прошедший учебный год; какие проблемы, затруднения решить не удалось и почему; какие новые проблемы, трудности появились, над чем предстоит работать педагогическому коллективу.
2. Состояние совместной деятельности обучающихся и взрослых.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности обучающихся и взрослых.
Анализ проводится советником директора по воспитанию, педагогом-психологом, классными руководителями с привлечением актива родителей (законных представителей) обучающихся, совета обучающихся. Способами получения информации о состоянии организуемой совместной деятельности обучающихся и педагогических работников могут быть анкетирования и беседы с обучающимися и их родителями (законными представителями), педагогическими работниками, представителями совета обучающихся. Результаты обсуждаются на заседании методических объединений классных руководителей или педагогическом совете. Внимание сосредоточивается на вопросах, связанных с качеством:
реализации воспитательного потенциала урочной деятельности;
организуемой внеурочной деятельности обучающихся;
деятельности классных руководителей и их классов;
проводимых общешкольных основных дел, мероприятий;
внешкольных мероприятий;
создания и поддержки предметно-пространственной среды;
взаимодействия с родительским сообществом;
деятельности ученического самоуправления;
деятельности по профилактике и безопасности;
реализации потенциала социального партнёрства;
деятельности по профориентации обучающихся;
Итогом самоанализа является перечень выявленных проблем, над решением которых предстоит работать педагогическому коллективу.
Итоги самоанализа оформляются в виде отчёта, советником директора по воспитательной работе в конце учебного года, рассматриваются и утверждаются педагогическим советом или иным коллегиальным органом управления в общеобразовательной организации.
Приложение
Примерный календарный план воспитательной работы
Календарный план воспитательной работы (далее — план) разрабатывается в свободной форме с указанием: содержания дел, событий, мероприятий; участвующих классов или иных групп обучающихся; сроков, в том числе сроков подготовки; ответственных лиц.
План обновляется ежегодно к началу очередного учебного года.
При разработке плана учитываются: индивидуальные планы классных руководителей; рабочие программы учителей по изучаемым в общеобразовательной организации учебным предметам, курсам, модулям; план, рабочие программы учебных курсов, занятий внеурочной деятельности; планы органов самоуправления в общеобразовательной организации, ученического самоуправления, взаимодействия с социальными партнёрами согласно договорам, соглашениям с ними; планы работы психологической службы или школьного психолога, социальных педагогов и другая документация, которая должна соответствовать содержанию плана.
План может разрабатываться один для всей общеобразовательной организации или отдельно по каждому уровню общего образования.
Приведена примерная структура плана. Возможно построение плана по основным направлениям воспитания, по календарным периодам — месяцам, четвертям, триместрам — или в иной форме.
Планирование дел, событий, мероприятий по классному руководству может осуществляться по индивидуальным планам классных руководителей, по учебной деятельности — по индивидуальным планам работы учителей-предметников с учётом их рабочих программ по учебным предметам, курсам, модулям, форм и видов воспитательной деятельности.
11