СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая Программа воспитания "Я - ребенок! Я - личность!"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа направлена на приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе, а также решение проблем гармоничного вхождения школьников в социальный мир и налаживания ответственных взаимоотношений с окружающими их людьми.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая Программа воспитания "Я - ребенок! Я - личность!"»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Павловская базовая начальная общеобразовательная школа


Рабочая программа воспитания

(срок реализации 1 год - 2 класс)

Я - ребенок! Я - личность!”

на 2021-2022 учебный год




Составитель: Данилова Ольга Александровна

классный руководитель 2”Б” класса



г. Павловск, 2021г.

Введение

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года:

Приоритетная задача:

Развитие высоконравственной личности,

Разделяющей российские традиционные духовные ценности,

Обладающей актуальными знаниями и умениями,

Способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества,

Готовой к мирному созиданию и защите Родины.

Актуальность программы заключается в том, что в процессе ее реализации создаются условия для понимания ребенком того, что жизнь человека, его ум и здоровье - это превеликая ценность на земле, и, счастье его самого, родных, близких и окружающих людей в первую очередь зависит от желания постоянно работать над собой, стать образованным, духовно-воспитанным, трудолюбивым.

Пояснительная записка

Рабочая программа воспитания (далее - Программа) разработана на основании:

  • Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 11.12.2020 № 712 «О внесении изменений в некоторые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся»;

  • Методических рекомендаций «Примерной программы воспитания», утвержденных 02.06.2020 года на заседании Федерального учебно-методического объединения по общему образованию;

  • Федеральными государственными образовательными стандартами (далее - ФГОС) общего образования;

  • Программы воспитания 2021-2025 гг МКОУ Павловской БНОШ.

Данная программа направлена на приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе, а также решение проблем гармоничного вхождения школьников в социальный мир и налаживания ответственных взаимоотношений с окружающими их людьми.

Программа воспитания призвана обеспечить достижение обучающимся личностных результатов, определенные ФГОС:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир.

3) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

4) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей

5) формирование уважительного, толерантного отношения к иному мнению.

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

7) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

8) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

9) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду.

Ценности Родины и природы лежат в основе патриотического направления воспитания.

Ценности человека, дружбы, семьи, сотрудничества лежат в основе духовно-нравственного и социального направлений воспитания.

Ценность знания лежит в основе познавательного направления воспитания.

Ценность здоровья лежит в основе направления физического воспитания.

Ценность труда лежит в основе трудового направления воспитания.

Ценности культуры и красоты лежат в основе эстетического направления воспитания.

Воспитательные цель и задачи

Цель: Создание благоприятных условий:

  • для усвоения учащимися социально значимых норм и традиций гражданского общества и страны, городского населения взрослых и детей, своих родителей и ровесников, учащихся МКОУ Павловской БНОШ своих одноклассников;

  • для развития эмоционально-нравственных отношений к

общественным ценностям;

  • для формирования опыта добрых дел и поступков, позитивного поведения в контексте общественных ценностей.

Задачи:

  1. Реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых дел, поддерживать традиции их коллективного планирования, организации, проведения и анализа в школьном сообществе.

  2. Реализовывать потенциал классного руководства в воспитании обучающихся, поддерживать активное участие классных сообществ в жизни школы.

  3. Вовлекать обучающихся в кружки, секции, клубы, студии и иные объединения, работающие по школьным программам внеурочной деятельности, реализовывать их воспитательные возможности.

  4. Использовать в воспитании детей возможности школьного урока, поддерживать использование на уроках интерактивных форм занятий с обучающимися.

  5. Поддерживать деятельность функционирующих на базе школы детских общественных объединений и организаций.

  6. Развивать предметно-эстетическую среду школы и реализовывать ее воспитательные возможности.

  7. Организовать работу с семьями обучающихся, их родителями или законными представителями, направленную на совместное решение проблем личностного развития детей.

Годовой отчёт классного руководителя


Раздел

Содержание

Социальный паспорт класса

Во 2 - б классе в 2021-2022 учебном году обучается и воспитывается 18 учащихся, из них 8 девочки и 10 мальчиков. Один ребенок обучается по Адаптированная основная образовательная программа для детей с ОВЗ (ЗПР) Вариант 7.2. Дети разных способностей, разного уровня работоспособности и воспитанности. Из них полные семьи - 7, малообеспеченные семьи – 6, многодетные семьи – 1, неблагополучные семьи – 1, неполные семьи – 3, учащиеся из «группы риска»

Внеклассная занятость детей

Все обучающиеся посещают курсы внеурочной деятельности «Мой родной край», «Зеленая экопланета», детское объединение «Клуб юных моряков»,

Проведенные мероприятия в рамках классы и школы

Для реализации намеченных задач, работа была выстроена по направлениям:

Гражданско-патриотическая:

1. Всероссийский урок «Памяти и славы» Урок Памяти. День солидарности в борьбе с терроризмом «Трагедия Беслана»

2. Классный час « Изучаем символы государства», “Россия - Родина моя”, “Моя малая Родина”

3. Классный час «Все профессии важны, все профессии нужны»

4. Беседа «Я и мои товарищи»

5. Классный час «Защита прав ребенка»

6. Классный час «День неизвестного солдата»

7. Урок мужества «Блокада Ленинграда»

Физическая:

1. Беседа «Режим дня»

2. Беседа по ПДД «Раньше и позже. Город, в котором мы живём»

3. Осенний День Здоровья

4.Беседа «Гигиена здоровья школьника»

5. Беседа по ПДД « Как мы узнаём, что наступила зима. Правила поведения на тротуаре, пешеходной дорожке, обочине»

6. Акция “Безопасный маршрут " Дом-Школа-Дом"

7. Инструктаж «По правилам технике безопасности на водоемах»

8. Инструктаж «По правилам технике безопасности на зимних и летних каникулах»

Экологическая, туристско-краеведческая:

1. Викторина «Друзья природы»

2. Генеральная уборка в классе

3. Конкурс рисунков «Сохраним наш дом»

4. Акция “Покорми птиц зимой”

5. Поход “Золотая осень”

Духовно – нравственная:

1.Классный час « У мамы всегда добрые глаза»

2. Конкурс стихотворений «С днём мамы!», «Наши защитники»

3. Посещение детской библиотеки.

Эстетическая:

1. Классный час «Путешествия в страну Волшебных слов»

Работа с родителями

Большое внимание уделялось просветительской работе с родителями.

I. Педагогическое просвещение родителей по вопросам воспитания.

II. Обеспечение участия родителей в подготовке и проведении общешкольных, классных мероприятий.

III. Информирование оповещение через школьный сайт, страницу в социальных сетях.

IV. Индивидуальная работа с родителями (беседы, консультации).

V. Родительские собрания.

Оценка степени

сплоченности

коллектива и его

самоуправления


В классном коллективе пока ещё каждый ребенок личность отдельная, появляются общие интересы и дела, формируется группа. Для этого велась систематическая работа по вовлечению детей во внеурочную деятельность, что дало положительные результаты. Все обучающиеся приобрели новый круг общения не только в классе, но и в школе. Они доброжелательны, добросовестно и без видимого напряжения выполняют все требования учителя. Классный коллектив находится в стадии формирования. В течение всего года велась работа по формированию у детей привычки доброжелательного отношения к окружающим, уважения к старшим, добросовестного отношения к труду и поручениям. Знакомились с правилами этикета, самообслуживания, а также большое внимание уделялось развитию и коррекции речи, т.к. у всех детей существует нарушение речи. Поэтому все дети посещали занятия логопеда и психолога.


Взаимодействия с

учителями -

предметниками

Задача классного руководителя - помочь и детям, и учителям- предметникам наладить доброжелательные взаимоотношения. В данный период обучения важна обратная связь и взаимоотношения: классный руководитель, учителя- предметники, родители. С самого начала необходимо изучить требования к умениям и знаниям, которые предъявляются учителями-предметниками в классе. Для этого в классе проводилось: посещение уроков, посещение внеклассных мероприятий, анкетирование учащихся, анкетирование родителей, изучение организации домашней работы, родительские собрания при участии учителей-предметников.

Выводы

Анализ воспитательной работы в соответствии с целями и задачами показывает, что проделанная работа способствовала формированию коллектива класса, нравственному и физическому становлению личности, созданию условий для развития индивидуальных и творческих способностей, а основные направления, методы и средства педагогического влияния соответствовали возрастным и психофизическим особенностям младших школьников.

В новом учебном году необходимо:

1. Продолжить работу по формированию коллектива класса, через активизацию деятельности каждого ребенка.

2. Продолжить работу по воспитанию мотивации здорового образа жизни, бережного отношения к природе. Чувства ответственности за нее.

3. Продолжить развитие способностей, формирование эстетических потребностей и вкусов, сознательной дисциплины.


Виды, формы и содержание деятельности


Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих направлений воспитательной работы школы. Каждое из них представлено в соответствующем:

Инвариантные модули (Федеральный компонент):

- Классное руководство

- Курсы внеурочной деятельности

- Школьный урок

- Работа с родителями

Вариативные модули:

- Ключевые общешкольные дела

- Детские общественные объединения

- Организация предметно-эстетической среды

- Организация предметно-экологической среды



Модуль «Организация эколого-развивающей среды» (Проект)

Программа “Экологическая тропа”


В современном образовательном процессе важно направить детей на осознание природы как высшей ценности, на познание ее красоты, развивать способности чувствовать природу, дорожить ею, беречь ее.

Экологическое воспитание школьников – это комплексная система, реализация которой начинается еще на этапе дошкольного образования и продолжается в течение всего обучения в школе.

Система экологического воспитания средствами школьного образования направлена не только на расширение познавательных интересов учащихся в области экологии, но и обогащение их чувственно-эмоционального опыта экологически развивающими впечатлениями и переживаниями, стимулирование активности, инициативы и творчества самих детей в сфере экологии.

Экологическая развивающая среда начальной школы должна содержать следующие компоненты:

Деятельностный компонент представляет собой «пространство» (совокупность) различных видов деятельностей, необходимых для обучения и развития учащихся;

Коммуникативный компонент представляет собой «пространство» межличностного взаимодействия в непосредственной или предметно-опосредованной форме и, естественно, указанных выше способов (типов) взаимодействия учащегося с данной образовательной средой и с другими ее субъектами (объект-субъектный, субъект-субъектный, субъект-порождающий и т. д.).;

Пространственно-предметный компонент, то есть пространственные условия и предметные средства, совокупность («пространство») которых обеспечивает возможность требуемых пространственных действий и поведения субъектов образовательной среды.

Цель формирующего этапа эксперимента – формирование у обучающихся субъективного отношения к природе.

Задачи:

  • разработать и апробировать систему занятий по формированию субъективного отношения к природе у младших школьников при экологизации развивающей среды;

  • экологизация развивающей среды посредством изменения предметно-развивающего уголка;

  • разработка модели развивающей среды, способствующей субъективному отношению к природе у младших школьников.

На основе результата констатирующего этапа исследования, была разработана система внеклассных занятий, мероприятий и совместных проектов для закрепления субъективного отношения к природе.

Как свидетельствуют психолого-педагогические исследования, в младшем школьном возрасте можно сформировать у учащихся систему взглядов о субъективном отношении к миру природы, обеспечив их необходимыми умениями и навыками отношений с окружающей действительностью. Дети должны знать ценностные ориентиры, и правила поведения в природе. Однако,как показывает практика, реализовать эти задачи не просто.

Внеурочные и проектные занятия – лучший вариант для воспитания у детей бережного отношения к природе.

Внеурочная (внеучебная) деятельность учащихся – деятельностная организация на основе вариативной составляющей базисного учебного(образовательного) плана,организуемая участниками образовательного процесса, отличная от урочной системы обучения. Это экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции,квесты, путешествия, КВНы, акции олимпиады, соревнования, поисковые и проектные исследования и т.д. Занятия по направлениям внеучебной деятельности обучающихся, позволяет в полной мере реализовать Требования Федерального образовательного стандарта начального общего образования.

Внеклассная работа - это составная часть учебно - воспитательной работы школы, которая организуется во внеурочное время при деятельной помощи и корректном руководстве со стороны педагогов и, прежде всего, классных руководителей и организаторов по воспитательной работе.

Проект модуля эколого-развивающей среды содержится в программе «Экологическая тропа» и включает следующие мероприятия:

1. Сюжетно-ролевые игры:

2. Путешествия, погружения (групповые задания: исследователи воздуха, воды, ветра, растений, птиц).

3. Занятие – путешествие, игры-путешествия, квесты.

4. Экологические проекты, акции.

5. Игры, проводимые для закрепления практических навыков и теоретических знаний.

Программа «Экологическая тропа» рассчитана на усвоение обучающимися необходимых знаний. Знакомство с целостной картиной мира и формирование бережного отношения к ней – важные линии развития личности ученика средствами внеклассной и внеурочной деятельности.

Программа построена на основе принципов:

  • целостности окружающей среды, направленный на формирование у школьников понимания неразрывной связи окружающей среды и поведения человека в ней;

  • междисциплинарный, который предполагает логическое включение и объединение знаний различных наук: биологии, экологии, географии;

  • соответствия содержания, форм и методов, возрастным потребностям учащихся.

Программа «Экологическая тропа» строится с учетом приобретенных базовых знаний по окружающему миру.

Развитие навыков осуществляется от простого к сложному, от развития умений наблюдать, анализировать и обобщать – к постановке опытов, проведению экспериментов. Особое место в программе отводится проектной деятельности.

Проект для школьников - это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально раскрывая свой потенциал. Это деятельность, позволяющая проявить себя, испытать свои силы, применить свои знания, дать пользу и показать достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели.

Срок реализации программы – 3 года: 1 год обучения (2 класс) – 34 часа, 2 год обучения (3 класс) - 34 часа, 3 год обучения (4 класс)- 34 часа (1час в неделю).

Учебный план

Разделы программы

1 год (2 класс)

2 год (3 класс)

3 год (4 класс)

1

Экологическая тропа

34 часа



2

Дом, в котором я живу


34 часа

34 часа


Итого:

34

34

34


Отличительная особенность. Данная программа рассчитана на детей 8 - 11 лет.

Содержание программы строится на основе деятель­ностного подхода. Вовлечение учащихся в разнообразную деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения, формирования основ экологической ответственно­сти как черты личности.

Режим занятий: содержание программы ориентировано на добровольные одновозрастные группы детей. Учебный план предусматривает 1 занятие в неделю с продолжительностью 35 минут каждое. Количество аудиторных занятий не превышает 50 % от общего количества занятий.

Система отслеживания и оценивания результатов обучения учащихся

Средствами эффективного усвоения программного курса явля­ются ролевые, дидактические, имитационные игры, творческие задания, опыты и практические работы, создание экологических проектов, изготовление поделок из природных материалов, экс­курсии и прогулки в природу, моделирование, разработка и соз­дание экознаков, театрализованные представления, экологиче­ские акции, знакомство с определителями, гербаризация, со­ставление памяток, различные формы привле­чения семьи к совместной экологической деятельности.

2. Общая характеристика курса

«Экологическая тропа» - интегрированный курс для младших школьников, в содержании которого рассматривается многообразие проявлений форм, красок. Взаимосвязей природного мира, основные методы и пути его познания, развиваются эстетическое восприятие и художествственно-образное мышление младших школьников. Изучение данного курса создаёт условия для формировании ценностного отношения младших школьников к природе. Воспитание основ экологической ответственности как важнейшего компонента экологической культуры, формирование основ экологической грамотности обучающихся начальной школы, формирование осознанного отношения к объектам природы, находящимся рядом (формирование экологической культуры).

3. Описание места учебного курса в учебном плане

1 год обучения (34 ч.)

п/п

Разделы программы и темы учебных занятий

Всего часов

В том числе

Теория

Практика

1

Первые шаги по тропинке открытий

5

3

2

1.1

Готовимся наблюдать и изучать

1

1

1.2

Какие качества необходимы юному исследователю

1

1

1.3

Учимся наблюдать, тренируем наблюдательность

1

1

1.4

1.5

Десять заповедей друзей леса

2

1

1

2

Природа в наших ощущениях

6

1

5

2.1


Как мы воспринимаем окружающий мир

1

1


2.2

Какого цвета лес?

1

1

2.3


Что такое гармония?

1


1

2.4

Учимся пользоваться приборами

1

1

2.5

Энциклопедии о природе

1

1

2.6

Организм и среда обитания

1


1

3

Природа и её обитатели

6

4

2

3.1

Наблюдаем за животными

1

1

3.2

Изучаем условия обитания растений

1

1


3.3

Всё связано со всем

1

1


3.4

3.5

Изучаем поведение животных и растений

2

1

1

3.6


Что и кто влияет на живой организм?

1

1


4

Экологическое погружение

11

6

5

4.1

Жизнь на Земле

1

1

4.2

Динозавры – вымерший вид животных

1


1

4.3

Экологические проблемы древнего мира

1

1


4.4

Каменный век

1


1

4.5

Охота в истории людей.

1

1


4.6

4.7

Экологические проблемы современности

2

1

1

4.8

4.9

Экологический проект «Почему нужно защищать природу?»

2

1

1

4.10

4.11

Экологический проект на тему:

«Изготовление поделок из бросового материала».

2

1

1

5

Лесные ремёсла

6

1

5

5.1

Лес в работе народных умельцев

1


1

5.2

5.3

Животные и растения в народном творчестве

2

1

1

5.4

5.5

Лес — кормилец и врачеватель

2

2

5.6

Итоговое занятие

1


1

Всего часов:

34

15

19

4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

- развитие у учащихся эстетического восприятия окружающего мира;

- формирование представлений о природе как универсальной ценности;

- изучение народных традиций, отражающих отношение местного населения к природе; развитие умений, связанных с изучением окружающей среды;

- развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему миру природы;

- развитие представлений о различных методах познания природы (искусство как метод познания, научные методы);

- формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;

- вовлечение учащихся в деятельность по изучению и сохранению ближайшего природного окружения.

5. Личностные и метапредметные и предметные результаты освоения программы

Личностными результатами освоения программы являются:

- интерес к познанию мира природы;

- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;

- осознание места и роли человека в биосфере как существа биосоциального;

- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости;

- развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами искусства и естественных наук;

- развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, дающих возможность выражать своё отношение к окружающему миру природы различными средствами (художественное слово, рисунок, живопись, различные жанры декоративно-прикладного искусства, музыка и т. д.);

- воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости сохранения окружающей среды;

- формирование мотивации дальнейшего изучения природы.

Метапредметными результатами являются:

- овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения ставить цели и планировать лич­ную учебную деятельность, оценивать собственный вклад в деятельность группы, проводить самооценку уровня личных учебных достижений;

- освоение элементарных приёмов исследовательской деятельности, доступных для детей младшего школьного возраста: формулирование с помощью учителя цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования;

- формирование приёмов работы с информацией, что включает в себя умения поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей, а также понимание информации, представленной в различной знаковой форме — в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и т. д.;

- развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискус­сии, а также участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью;

  • способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

Предметными результатами являются:

- в ценностно-ориентационной сфере – сформированность представлений об экологии как одном из важнейших направлений изучения взаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком, как важнейшем элементе культурного опыта человека;

- в познавательной сфере – наличие углубленных представлений о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами; об изменениях природной среды под воздействием человека; освоение базовых естественнонаучных знаний; формирование элементарных исследовательских умений;

- в трудовой сфере – владение навыками ухода за комнатными растениями и на пришкольном участке, за домашними питомцами;

- в эстетической сфере – умение приводить примеры, дополняющие научные данные образами из литературы и искусства;

- в сфере физической культуры – знание элементарных представлений о зависимости здоровья человека, его эмоционального и физического состояния от факторов окружающей среды.

Прогнозируемые результаты

Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний о правилах ведения здорового образа жизни; о способах ориентирования на местности и элементарных правилах отношения к природе; о принятых в обществе нормах отношений к природе; об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации.

Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьников к базовым ценностям нашего общества нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к своему здоровью и здоровью окружающих его людей, к природе.

Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): опыта волонтёрской деятельности, опыта самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками; опыта управления другими людьми и принятия на себя ответственности за других.

6. Содержание учебного курса

1 год обучения (2 класс)

Раздел 1. Первые шаги по тропинке открытий

    1. Готовимся наблюдать и изучать

Знакомство с оборудованием, необходимым для работы на природе: полевой дневник, компас, лупа, определители растений и животных, справочники, карта местности и др. Правила ведения полевого дневника: запись наблюдений и зарисовка наблюдаемых явлений.

    1. Какие качества необходимы юному исследователю

Четыре основных качества, необходимые каждому во время проведения исследований в лесу: терпение, внимательность, точность, сотрудничество.

    1. Учимся наблюдать, тренируем наблюдательность

Наблюдение — основной метод работы на природе. Его цель, планирование. Значение систематичности в проведении наблюдений. Четыре основных вопроса, на которые необходимо ответить, прежде чем приступать к наблюдению: зачем? что? где? и как наблюдать?

Упражнения для развития наблюдательности: «В гармонии с природой», «Ходим, подняв голову вверх», «Смотрим под ноги», «Ходим задом наперёд», «Прогулка вслепую» и др.

1.4 - 1.5. Десять заповедей друзей леса

Знакомство с правилами поведения на природе на основе анализа заповедей, составленных учёным-экологом Ф. Тасси.

Раздел 2. Природа в наших ощущениях

2.1. Как мы воспринимаем окружающий мир

Каждый человек связан с окружающей средой посредством органов чувств. Сенсорное восприятие — один из путей существования в гармо­нии с окружающим миром.

2.2. Какого цвета лес?

Восприятие цвета и формы различных природных объектов. Цвета леса. Цветовая гамма растений: листьев, цветков, коры деревьев и ку­старников. Составление палитры красок одного растения. Составление гаммы оттенков зелёного цвета — основного цвета леса, коричневого — цвета коры и почвы, голубого — цвета неба.

2.3. Что такое гармония?

Выразительность линий и форм живых организмов. Гармония в при­роде как «связь», «стройность», «соразмерность».

Гармоничное сочетание в организме растений и животных отдельных частей, пропорциональность форм.

2.4. Учимся пользоваться приборами

Использование различных оптических приборов — биноклей, ручных и бинокулярных луп, микроскопов — для изучения различных микро- и макрообъектов.

2.5. Организм и среда обитания

Выявление на доступных примерах зависимости особенностей внешнего строения растений и животных от условий среды обитания и образа жизни.

Раздел 3. Природа и её обитатели

3.1. Наблюдаем за животными

Наблюдения за животными (насекомыми, птицами, домашними питомцами) по согласованному с учителем плану.

3.2. Изучаем условия обитания растений

Изучение условий обитания, особенностей произрастания (для растений — одиночные или образуют заросли, угнетён ли рост и т. д.).

3.3. Всё связано со всем

Выявление взаимоотношений между различными видами живых организмов (сотрудничество, конкуренция, хищничество, паразитизм и др.).

3.4 – 3.5. Изучаем поведение животных и растений

Выявление в ходе наблюдений особенностей поведения живых организмов. Обращается особое внимание на то, что и у растений также можно изучать поведение: это разнообразные формы движения побегов и листьев, открывание и закрывание цветков и т. п.

3.6. Что и кто влияет на живой организм?

Изучение зависимости состояния растений от условий произрастания, от видов растений и животных, существующих в ближайшем окружении.

Выявление примеров, подтверждающих взаимосвязь растений и животных.

Раздел 4. Экологическое погружение

4.1. Жизнь на Земле

Формирование у учащихся системы знаний о различных взглядах на происхождение жизни на Земле, формирование бережного отношение к природе, воспитание потребности принимать активное участие в природоохранной и экологической деятельности.

4.2. Динозавры - вымерший вид животных

Формирование представления о далеком прошлом нашей планеты, пополнение знаний учащихся об эпохе динозавров.

4.3. Экологические проблемы древнего мира

Взаимоотношения человека и природы на протяжении веков.

4.4. Каменный век

Первоначальные знания о жизни первобытного человека, формирование бережного отношение к природе, воспитание потребности принимать активное участие в природоохранной и экологической деятельности.

4.5. Охота в истории людей

Знакомство с расселением древнейшего человека, чем занимался, какими орудиями труда пользовался, возникновение первобытного искусства, первые экологические проблемы.

4.6. - 4.7. Экологические проблемы современности

Формирование целостное представление о глобальных проблемах экологии, причинах их возникновении, последствиях, возможных путях их решения, изучить основные виды экологических проблем.

4.8. -4.9. Экологический проект «Почему нужно защищать природу?»

Формирование и развитие экологически сообразно­го поведения у младших школьников, составление памяток для учащихся «Правила поведения в природе».

4.10. - 4.11. Экологический проект на тему: «Изготовление поделок из бросового материала».

Практическое применение бросовому материалу, создание поделки.

Раздел 5. Лесные ремёсла

5.1. Лес в работе народных умельцев

Традиционные народные промыслы, связанные с лесом: резьба по дереву, бересте; плетение из луба, лыка, ивового прута, берестоплетение.

5.2. - 5.3. Животные и растения в народном творчестве

Элементарные представления об антропоморфизме в народном твор­честве. Животные и растения, наделенные различными положительными и отрицательными человеческими качествами.

5.4. - 5.5. Лес — кормилец и врачеватель

Лесное «меню». Лекарственные растения леса.

5.6. Итоговое занятие

Обобщение основ экологической культуры, знаний о природе, необходимых для разностороннего взаимодействия с окружающим миром.

6. Тематическое планирование

Первые шаги по тропинке открытий

- работать с различными приборами и оборудованием, необходимыми для проведения в природе наблюдений и измерений;

- использовать полевой дневник для записи и/или зарисовки наблюдаемых объектов или явлений;

- вырабатывать в себе личностные качества, необходимые для работы на природе (внимательность, терпение, точность, сотрудничество);

- применять правила поведения на природе во время учебных занятий и в повседневной жизни;

- выполнять измерения различных величин (на примере массы и температуры);

составлять план проведения простейшего исследования (под руководством учителя).

Природа в наших ощущениях

- изучать и развивать возможности органов чувств как источника информации об окружающей среде;

- проводить наблюдения за природными объектами;

- работать с различными приборами и инструментами, необходимыми для проведения наблюдений и измерений;

- изготавливать простейшие модели приборов;

- составлять описание объекта изучения;

- выражать свои эмоции и чувства, возникающие во время общения с природой, с помощью художественного слова, рисунка, малых пластических форм и т.п.;

- оформлять выполненные наблюдения в виде сообщения, проекта.

Природа и её обитатели

- планировать и выполнять простейшие наблюдения за природными объектами;

- составлять описание природных объектов на основе предложенного алгоритма;

- находить в ближайшем природном окружении примеры, подтверждающие взаимосвязь растений и животных.

Экологическое погружение

- приводить примеры закономерностей и взаимосвязей природных явлений, единстве неживой и живой природы, взаимодействия и взаимозависимости природы, общества и человека;

- применять нормы и правила поведения в природе;

- ответственно относиться я к природе, жизни;

- находить простые решения экологических проблем, доступные младшему школьнику;

- стремиться к активной практической деятельности по охране окружающей среды.

Лесные ремёсла

- приводить примеры использовании различных природных материалов при изготовлении изделий народного промысла;

- различать предметы наиболее известных народных промыслов;

- приводить примеры антропоморфизма в устном народном творчестве.

7. Описание материально-технического обеспечение образовательного процесса

Информационно-коммуникативные средства обучения

1. Компьютер

2. Мультимедийный проектор

3. Принтер

Техническое оснащение (оборудование):

  1. Глобус, компас.

2. Модели форм поверхности Земли.

3. Модели систем органов организма человека.

4. Гербарии, муляжи (овощи, фрукты, ягоды, грибы).

5. Оборудование для опытов и экспериментов (типовой вариант).

Электронно-программное обеспечение:

Видеофильмы и звукозаписи естественнонаучного, обществоведческого содержания.

Литература для учителя

1. Дольник В.Р. Вышли мы все из природы. Беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей. — М.: LINKA PRESS, 1996.

2. Лесная энциклопедия: в 2 т. / гл. ред. Г.И. Воробьёв. — М.: Сов. энциклопедия, 1985.

3. Лесные травянистые растения. Биология и охрана: справочник. - М.: Агропромиздат, 1988.

4. Петров В.В. Растительный мир нашей Родины : кн. для учителя. -2-е изд., доп. — М. : Просвещение, 1991.

5. Рогов А.П. Кладовая радости: юному читателю о русском народном искусстве и его творцах. — М.: Просвещение, 1982.

6. Чернова Н.М. Лабораторный практикум по экологии. — М.: Просвещение, 11986.

7. Шеппинг Д.О. Мифы славянского язычества. — М.: ТЕРРА, 1997.

Интернет-ресурсы

1. http://www.sci.aha.ru/ATL/ra21c.htm — биологическое разнообразие России.

2. http://www.wwf.ru — Всемирный фонд дикой природы (WWF).

3. http://edu.seu.ru/metodiques/samkova.htm — интернет-сайт «Общественные ресурсы образования» / Самкова В.А. Открывая мир. Практические задания для учащихся.

4. http://www.forest.ru — интернет-портал Forest.ru — всё о российских лесах.

5. http://www.kunzm.ru — кружок юных натуралистов зоологического музея МГУ.

6. http://www.ecosystema.ru — экологическое образование детей и изучение природы России.

7. http://etno.environment.ru — этноэкология. Сайт лаборатории этно- экологических исследований, поддерживается интернет-порталом Fo- rest.ru.

Список литературы

Брыкина Н. Т., Жиренко О. Е., Барылкина Л. П. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир»: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2004

Петров В. В. Растительный мир нашей Родины: кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1991

Природоведение. Нестандартные уроки и творческие задания 1-4 классы/ Юдина И. Г. – Волгоград: Учитель, 2004





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!