![](https://fsd.multiurok.ru/html/2022/06/15/s_62aa35e13af4d/phpsJNmcz_Rabochaya-programma-vospitaniya_html_713e8dcf29dc922d.png)
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Павловская базовая начальная общеобразовательная школа
Рабочая программа воспитания
(срок реализации 1 год - 2 класс)
“Я - ребенок! Я - личность!”
на 2021-2022 учебный год
Составитель: Данилова Ольга Александровна
классный руководитель 2”Б” класса
г. Павловск, 2021г.
Введение
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года:
Приоритетная задача:
Развитие высоконравственной личности,
Разделяющей российские традиционные духовные ценности,
Обладающей актуальными знаниями и умениями,
Способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества,
Готовой к мирному созиданию и защите Родины.
Актуальность программы заключается в том, что в процессе ее реализации создаются условия для понимания ребенком того, что жизнь человека, его ум и здоровье - это превеликая ценность на земле, и, счастье его самого, родных, близких и окружающих людей в первую очередь зависит от желания постоянно работать над собой, стать образованным, духовно-воспитанным, трудолюбивым.
Пояснительная записка
Рабочая программа воспитания (далее - Программа) разработана на основании:
Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 11.12.2020 № 712 «О внесении изменений в некоторые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся»;
Методических рекомендаций «Примерной программы воспитания», утвержденных 02.06.2020 года на заседании Федерального учебно-методического объединения по общему образованию;
Федеральными государственными образовательными стандартами (далее - ФГОС) общего образования;
Программы воспитания 2021-2025 гг МКОУ Павловской БНОШ.
Данная программа направлена на приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе, а также решение проблем гармоничного вхождения школьников в социальный мир и налаживания ответственных взаимоотношений с окружающими их людьми.
Программа воспитания призвана обеспечить достижение обучающимся личностных результатов, определенные ФГОС:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир.
3) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
4) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей
5) формирование уважительного, толерантного отношения к иному мнению.
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
7) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
8) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
9) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду.
Ценности Родины и природы лежат в основе патриотического направления воспитания.
Ценности человека, дружбы, семьи, сотрудничества лежат в основе духовно-нравственного и социального направлений воспитания.
Ценность знания лежит в основе познавательного направления воспитания.
Ценность здоровья лежит в основе направления физического воспитания.
Ценность труда лежит в основе трудового направления воспитания.
Ценности культуры и красоты лежат в основе эстетического направления воспитания.
Воспитательные цель и задачи
Цель: Создание благоприятных условий:
для усвоения учащимися социально значимых норм и традиций гражданского общества и страны, городского населения взрослых и детей, своих родителей и ровесников, учащихся МКОУ Павловской БНОШ своих одноклассников;
для развития эмоционально-нравственных отношений к
общественным ценностям;
для формирования опыта добрых дел и поступков, позитивного поведения в контексте общественных ценностей.
Задачи:
Реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых дел, поддерживать традиции их коллективного планирования, организации, проведения и анализа в школьном сообществе.
Реализовывать потенциал классного руководства в воспитании обучающихся, поддерживать активное участие классных сообществ в жизни школы.
Вовлекать обучающихся в кружки, секции, клубы, студии и иные объединения, работающие по школьным программам внеурочной деятельности, реализовывать их воспитательные возможности.
Использовать в воспитании детей возможности школьного урока, поддерживать использование на уроках интерактивных форм занятий с обучающимися.
Поддерживать деятельность функционирующих на базе школы детских общественных объединений и организаций.
Развивать предметно-эстетическую среду школы и реализовывать ее воспитательные возможности.
Организовать работу с семьями обучающихся, их родителями или законными представителями, направленную на совместное решение проблем личностного развития детей.
Годовой отчёт классного руководителя
Раздел | Содержание |
Социальный паспорт класса | Во 2 - б классе в 2021-2022 учебном году обучается и воспитывается 18 учащихся, из них 8 девочки и 10 мальчиков. Один ребенок обучается по Адаптированная основная образовательная программа для детей с ОВЗ (ЗПР) Вариант 7.2. Дети разных способностей, разного уровня работоспособности и воспитанности. Из них полные семьи - 7, малообеспеченные семьи – 6, многодетные семьи – 1, неблагополучные семьи – 1, неполные семьи – 3, учащиеся из «группы риска» |
Внеклассная занятость детей | Все обучающиеся посещают курсы внеурочной деятельности «Мой родной край», «Зеленая экопланета», детское объединение «Клуб юных моряков», |
Проведенные мероприятия в рамках классы и школы | Для реализации намеченных задач, работа была выстроена по направлениям: Гражданско-патриотическая: 1. Всероссийский урок «Памяти и славы» Урок Памяти. День солидарности в борьбе с терроризмом «Трагедия Беслана» 2. Классный час « Изучаем символы государства», “Россия - Родина моя”, “Моя малая Родина” 3. Классный час «Все профессии важны, все профессии нужны» 4. Беседа «Я и мои товарищи» 5. Классный час «Защита прав ребенка» 6. Классный час «День неизвестного солдата» 7. Урок мужества «Блокада Ленинграда» Физическая: 1. Беседа «Режим дня» 2. Беседа по ПДД «Раньше и позже. Город, в котором мы живём» 3. Осенний День Здоровья 4.Беседа «Гигиена здоровья школьника» 5. Беседа по ПДД « Как мы узнаём, что наступила зима. Правила поведения на тротуаре, пешеходной дорожке, обочине» 6. Акция “Безопасный маршрут " Дом-Школа-Дом" 7. Инструктаж «По правилам технике безопасности на водоемах» 8. Инструктаж «По правилам технике безопасности на зимних и летних каникулах» Экологическая, туристско-краеведческая: 1. Викторина «Друзья природы» 2. Генеральная уборка в классе 3. Конкурс рисунков «Сохраним наш дом» 4. Акция “Покорми птиц зимой” 5. Поход “Золотая осень” Духовно – нравственная: 1.Классный час « У мамы всегда добрые глаза» 2. Конкурс стихотворений «С днём мамы!», «Наши защитники» 3. Посещение детской библиотеки. Эстетическая: 1. Классный час «Путешествия в страну Волшебных слов» |
Работа с родителями | Большое внимание уделялось просветительской работе с родителями. I. Педагогическое просвещение родителей по вопросам воспитания. II. Обеспечение участия родителей в подготовке и проведении общешкольных, классных мероприятий. III. Информирование оповещение через школьный сайт, страницу в социальных сетях. IV. Индивидуальная работа с родителями (беседы, консультации). V. Родительские собрания. |
Оценка степени сплоченности коллектива и его самоуправления | В классном коллективе пока ещё каждый ребенок личность отдельная, появляются общие интересы и дела, формируется группа. Для этого велась систематическая работа по вовлечению детей во внеурочную деятельность, что дало положительные результаты. Все обучающиеся приобрели новый круг общения не только в классе, но и в школе. Они доброжелательны, добросовестно и без видимого напряжения выполняют все требования учителя. Классный коллектив находится в стадии формирования. В течение всего года велась работа по формированию у детей привычки доброжелательного отношения к окружающим, уважения к старшим, добросовестного отношения к труду и поручениям. Знакомились с правилами этикета, самообслуживания, а также большое внимание уделялось развитию и коррекции речи, т.к. у всех детей существует нарушение речи. Поэтому все дети посещали занятия логопеда и психолога. |
Взаимодействия с учителями - предметниками | Задача классного руководителя - помочь и детям, и учителям- предметникам наладить доброжелательные взаимоотношения. В данный период обучения важна обратная связь и взаимоотношения: классный руководитель, учителя- предметники, родители. С самого начала необходимо изучить требования к умениям и знаниям, которые предъявляются учителями-предметниками в классе. Для этого в классе проводилось: посещение уроков, посещение внеклассных мероприятий, анкетирование учащихся, анкетирование родителей, изучение организации домашней работы, родительские собрания при участии учителей-предметников. |
Выводы | Анализ воспитательной работы в соответствии с целями и задачами показывает, что проделанная работа способствовала формированию коллектива класса, нравственному и физическому становлению личности, созданию условий для развития индивидуальных и творческих способностей, а основные направления, методы и средства педагогического влияния соответствовали возрастным и психофизическим особенностям младших школьников. В новом учебном году необходимо: 1. Продолжить работу по формированию коллектива класса, через активизацию деятельности каждого ребенка. 2. Продолжить работу по воспитанию мотивации здорового образа жизни, бережного отношения к природе. Чувства ответственности за нее. 3. Продолжить развитие способностей, формирование эстетических потребностей и вкусов, сознательной дисциплины. |
Виды, формы и содержание деятельности
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих направлений воспитательной работы школы. Каждое из них представлено в соответствующем:
Инвариантные модули (Федеральный компонент):
- Классное руководство
- Курсы внеурочной деятельности
- Школьный урок
- Работа с родителями
Вариативные модули:
- Ключевые общешкольные дела
- Детские общественные объединения
- Организация предметно-эстетической среды
- Организация предметно-экологической среды
Модуль «Организация эколого-развивающей среды» (Проект)
Программа “Экологическая тропа”
В современном образовательном процессе важно направить детей на осознание природы как высшей ценности, на познание ее красоты, развивать способности чувствовать природу, дорожить ею, беречь ее.
Экологическое воспитание школьников – это комплексная система, реализация которой начинается еще на этапе дошкольного образования и продолжается в течение всего обучения в школе.
Система экологического воспитания средствами школьного образования направлена не только на расширение познавательных интересов учащихся в области экологии, но и обогащение их чувственно-эмоционального опыта экологически развивающими впечатлениями и переживаниями, стимулирование активности, инициативы и творчества самих детей в сфере экологии.
Экологическая развивающая среда начальной школы должна содержать следующие компоненты:
Деятельностный компонент представляет собой «пространство» (совокупность) различных видов деятельностей, необходимых для обучения и развития учащихся;
Коммуникативный компонент представляет собой «пространство» межличностного взаимодействия в непосредственной или предметно-опосредованной форме и, естественно, указанных выше способов (типов) взаимодействия учащегося с данной образовательной средой и с другими ее субъектами (объект-субъектный, субъект-субъектный, субъект-порождающий и т. д.).;
Пространственно-предметный компонент, то есть пространственные условия и предметные средства, совокупность («пространство») которых обеспечивает возможность требуемых пространственных действий и поведения субъектов образовательной среды.
Цель формирующего этапа эксперимента – формирование у обучающихся субъективного отношения к природе.
Задачи:
разработать и апробировать систему занятий по формированию субъективного отношения к природе у младших школьников при экологизации развивающей среды;
экологизация развивающей среды посредством изменения предметно-развивающего уголка;
разработка модели развивающей среды, способствующей субъективному отношению к природе у младших школьников.
На основе результата констатирующего этапа исследования, была разработана система внеклассных занятий, мероприятий и совместных проектов для закрепления субъективного отношения к природе.
Как свидетельствуют психолого-педагогические исследования, в младшем школьном возрасте можно сформировать у учащихся систему взглядов о субъективном отношении к миру природы, обеспечив их необходимыми умениями и навыками отношений с окружающей действительностью. Дети должны знать ценностные ориентиры, и правила поведения в природе. Однако,как показывает практика, реализовать эти задачи не просто.
Внеурочные и проектные занятия – лучший вариант для воспитания у детей бережного отношения к природе.
Внеурочная (внеучебная) деятельность учащихся – деятельностная организация на основе вариативной составляющей базисного учебного(образовательного) плана,организуемая участниками образовательного процесса, отличная от урочной системы обучения. Это экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции,квесты, путешествия, КВНы, акции олимпиады, соревнования, поисковые и проектные исследования и т.д. Занятия по направлениям внеучебной деятельности обучающихся, позволяет в полной мере реализовать Требования Федерального образовательного стандарта начального общего образования.
Внеклассная работа - это составная часть учебно - воспитательной работы школы, которая организуется во внеурочное время при деятельной помощи и корректном руководстве со стороны педагогов и, прежде всего, классных руководителей и организаторов по воспитательной работе.
Проект модуля эколого-развивающей среды содержится в программе «Экологическая тропа» и включает следующие мероприятия:
1. Сюжетно-ролевые игры:
2. Путешествия, погружения (групповые задания: исследователи воздуха, воды, ветра, растений, птиц).
3. Занятие – путешествие, игры-путешествия, квесты.
4. Экологические проекты, акции.
5. Игры, проводимые для закрепления практических навыков и теоретических знаний.
Программа «Экологическая тропа» рассчитана на усвоение обучающимися необходимых знаний. Знакомство с целостной картиной мира и формирование бережного отношения к ней – важные линии развития личности ученика средствами внеклассной и внеурочной деятельности.
Программа построена на основе принципов:
целостности окружающей среды, направленный на формирование у школьников понимания неразрывной связи окружающей среды и поведения человека в ней;
междисциплинарный, который предполагает логическое включение и объединение знаний различных наук: биологии, экологии, географии;
соответствия содержания, форм и методов, возрастным потребностям учащихся.
Программа «Экологическая тропа» строится с учетом приобретенных базовых знаний по окружающему миру.
Развитие навыков осуществляется от простого к сложному, от развития умений наблюдать, анализировать и обобщать – к постановке опытов, проведению экспериментов. Особое место в программе отводится проектной деятельности.
Проект для школьников - это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально раскрывая свой потенциал. Это деятельность, позволяющая проявить себя, испытать свои силы, применить свои знания, дать пользу и показать достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели.
Срок реализации программы – 3 года: 1 год обучения (2 класс) – 34 часа, 2 год обучения (3 класс) - 34 часа, 3 год обучения (4 класс)- 34 часа (1час в неделю).
Учебный план
№ | Разделы программы | 1 год (2 класс) | 2 год (3 класс) | 3 год (4 класс) |
1 | Экологическая тропа | 34 часа | | |
2 | Дом, в котором я живу | | 34 часа | 34 часа |
| Итого: | 34 | 34 | 34 |
Отличительная особенность. Данная программа рассчитана на детей 8 - 11 лет.
Содержание программы строится на основе деятельностного подхода. Вовлечение учащихся в разнообразную деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения, формирования основ экологической ответственности как черты личности.
Режим занятий: содержание программы ориентировано на добровольные одновозрастные группы детей. Учебный план предусматривает 1 занятие в неделю с продолжительностью 35 минут каждое. Количество аудиторных занятий не превышает 50 % от общего количества занятий.
Система отслеживания и оценивания результатов обучения учащихся
Средствами эффективного усвоения программного курса являются ролевые, дидактические, имитационные игры, творческие задания, опыты и практические работы, создание экологических проектов, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, моделирование, разработка и создание экознаков, театрализованные представления, экологические акции, знакомство с определителями, гербаризация, составление памяток, различные формы привлечения семьи к совместной экологической деятельности.
2. Общая характеристика курса
«Экологическая тропа» - интегрированный курс для младших школьников, в содержании которого рассматривается многообразие проявлений форм, красок. Взаимосвязей природного мира, основные методы и пути его познания, развиваются эстетическое восприятие и художествственно-образное мышление младших школьников. Изучение данного курса создаёт условия для формировании ценностного отношения младших школьников к природе. Воспитание основ экологической ответственности как важнейшего компонента экологической культуры, формирование основ экологической грамотности обучающихся начальной школы, формирование осознанного отношения к объектам природы, находящимся рядом (формирование экологической культуры).
3. Описание места учебного курса в учебном плане
1 год обучения (34 ч.)
№ п/п | Разделы программы и темы учебных занятий | Всего часов | В том числе |
Теория | Практика |
1 | Первые шаги по тропинке открытий | 5 | 3 | 2 |
1.1 | Готовимся наблюдать и изучать | 1 | 1 | |
1.2 | Какие качества необходимы юному исследователю | 1 | 1 | |
1.3 | Учимся наблюдать, тренируем наблюдательность | 1 | | 1 |
1.4 1.5 | Десять заповедей друзей леса | 2 | 1 | 1 |
2 | Природа в наших ощущениях | 6 | 1 | 5 |
2.1 | Как мы воспринимаем окружающий мир | 1 | 1 | |
2.2 | Какого цвета лес? | 1 | | 1 |
2.3 | Что такое гармония? | 1 | | 1 |
2.4 | Учимся пользоваться приборами | 1 | | 1 |
2.5 | Энциклопедии о природе | 1 | | 1 |
2.6 | Организм и среда обитания | 1 | | 1 |
3 | Природа и её обитатели | 6 | 4 | 2 |
3.1 | Наблюдаем за животными | 1 | | 1 |
3.2 | Изучаем условия обитания растений | 1 | 1 | |
3.3 | Всё связано со всем | 1 | 1 | |
3.4 3.5 | Изучаем поведение животных и растений | 2 | 1 | 1 |
3.6 | Что и кто влияет на живой организм? | 1 | 1 | |
4 | Экологическое погружение | 11 | 6 | 5 |
4.1 | Жизнь на Земле | 1 | 1 | |
4.2 | Динозавры – вымерший вид животных | 1 | | 1 |
4.3 | Экологические проблемы древнего мира | 1 | 1 | |
4.4 | Каменный век | 1 | | 1 |
4.5 | Охота в истории людей. | 1 | 1 | |
4.6 4.7 | Экологические проблемы современности | 2 | 1 | 1 |
4.8 4.9 | Экологический проект «Почему нужно защищать природу?» | 2 | 1 | 1 |
4.10 4.11 | Экологический проект на тему: «Изготовление поделок из бросового материала». | 2 | 1 | 1 |
5 | Лесные ремёсла | 6 | 1 | 5 |
5.1 | Лес в работе народных умельцев | 1 | | 1 |
5.2 5.3 | Животные и растения в народном творчестве | 2 | 1 | 1 |
5.4 5.5 | Лес — кормилец и врачеватель | 2 | | 2 |
5.6 | Итоговое занятие | 1 | | 1 |
Всего часов: | 34 | 15 | 19 |
4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
- развитие у учащихся эстетического восприятия окружающего мира;
- формирование представлений о природе как универсальной ценности;
- изучение народных традиций, отражающих отношение местного населения к природе; развитие умений, связанных с изучением окружающей среды;
- развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему миру природы;
- развитие представлений о различных методах познания природы (искусство как метод познания, научные методы);
- формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;
- вовлечение учащихся в деятельность по изучению и сохранению ближайшего природного окружения.
5. Личностные и метапредметные и предметные результаты освоения программы
Личностными результатами освоения программы являются:
- интерес к познанию мира природы;
- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
- осознание места и роли человека в биосфере как существа биосоциального;
- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости;
- развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами искусства и естественных наук;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, дающих возможность выражать своё отношение к окружающему миру природы различными средствами (художественное слово, рисунок, живопись, различные жанры декоративно-прикладного искусства, музыка и т. д.);
- воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости сохранения окружающей среды;
- формирование мотивации дальнейшего изучения природы.
Метапредметными результатами являются:
- овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения ставить цели и планировать личную учебную деятельность, оценивать собственный вклад в деятельность группы, проводить самооценку уровня личных учебных достижений;
- освоение элементарных приёмов исследовательской деятельности, доступных для детей младшего школьного возраста: формулирование с помощью учителя цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования;
- формирование приёмов работы с информацией, что включает в себя умения поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей, а также понимание информации, представленной в различной знаковой форме — в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и т. д.;
- развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, а также участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью;
Предметными результатами являются:
- в ценностно-ориентационной сфере – сформированность представлений об экологии как одном из важнейших направлений изучения взаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком, как важнейшем элементе культурного опыта человека;
- в познавательной сфере – наличие углубленных представлений о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами; об изменениях природной среды под воздействием человека; освоение базовых естественнонаучных знаний; формирование элементарных исследовательских умений;
- в трудовой сфере – владение навыками ухода за комнатными растениями и на пришкольном участке, за домашними питомцами;
- в эстетической сфере – умение приводить примеры, дополняющие научные данные образами из литературы и искусства;
- в сфере физической культуры – знание элементарных представлений о зависимости здоровья человека, его эмоционального и физического состояния от факторов окружающей среды.
Прогнозируемые результаты
Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний о правилах ведения здорового образа жизни; о способах ориентирования на местности и элементарных правилах отношения к природе; о принятых в обществе нормах отношений к природе; об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации.
Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьников к базовым ценностям нашего общества нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к своему здоровью и здоровью окружающих его людей, к природе.
Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): опыта волонтёрской деятельности, опыта самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками; опыта управления другими людьми и принятия на себя ответственности за других.
6. Содержание учебного курса
1 год обучения (2 класс)
Раздел 1. Первые шаги по тропинке открытий
Готовимся наблюдать и изучать
Знакомство с оборудованием, необходимым для работы на природе: полевой дневник, компас, лупа, определители растений и животных, справочники, карта местности и др. Правила ведения полевого дневника: запись наблюдений и зарисовка наблюдаемых явлений.
Какие качества необходимы юному исследователю
Четыре основных качества, необходимые каждому во время проведения исследований в лесу: терпение, внимательность, точность, сотрудничество.
Учимся наблюдать, тренируем наблюдательность
Наблюдение — основной метод работы на природе. Его цель, планирование. Значение систематичности в проведении наблюдений. Четыре основных вопроса, на которые необходимо ответить, прежде чем приступать к наблюдению: зачем? что? где? и как наблюдать?
Упражнения для развития наблюдательности: «В гармонии с природой», «Ходим, подняв голову вверх», «Смотрим под ноги», «Ходим задом наперёд», «Прогулка вслепую» и др.
1.4 - 1.5. Десять заповедей друзей леса
Знакомство с правилами поведения на природе на основе анализа заповедей, составленных учёным-экологом Ф. Тасси.
Раздел 2. Природа в наших ощущениях
2.1. Как мы воспринимаем окружающий мир
Каждый человек связан с окружающей средой посредством органов чувств. Сенсорное восприятие — один из путей существования в гармонии с окружающим миром.
2.2. Какого цвета лес?
Восприятие цвета и формы различных природных объектов. Цвета леса. Цветовая гамма растений: листьев, цветков, коры деревьев и кустарников. Составление палитры красок одного растения. Составление гаммы оттенков зелёного цвета — основного цвета леса, коричневого — цвета коры и почвы, голубого — цвета неба.
2.3. Что такое гармония?
Выразительность линий и форм живых организмов. Гармония в природе как «связь», «стройность», «соразмерность».
Гармоничное сочетание в организме растений и животных отдельных частей, пропорциональность форм.
2.4. Учимся пользоваться приборами
Использование различных оптических приборов — биноклей, ручных и бинокулярных луп, микроскопов — для изучения различных микро- и макрообъектов.
2.5. Организм и среда обитания
Выявление на доступных примерах зависимости особенностей внешнего строения растений и животных от условий среды обитания и образа жизни.
Раздел 3. Природа и её обитатели
3.1. Наблюдаем за животными
Наблюдения за животными (насекомыми, птицами, домашними питомцами) по согласованному с учителем плану.
3.2. Изучаем условия обитания растений
Изучение условий обитания, особенностей произрастания (для растений — одиночные или образуют заросли, угнетён ли рост и т. д.).
3.3. Всё связано со всем
Выявление взаимоотношений между различными видами живых организмов (сотрудничество, конкуренция, хищничество, паразитизм и др.).
3.4 – 3.5. Изучаем поведение животных и растений
Выявление в ходе наблюдений особенностей поведения живых организмов. Обращается особое внимание на то, что и у растений также можно изучать поведение: это разнообразные формы движения побегов и листьев, открывание и закрывание цветков и т. п.
3.6. Что и кто влияет на живой организм?
Изучение зависимости состояния растений от условий произрастания, от видов растений и животных, существующих в ближайшем окружении.
Выявление примеров, подтверждающих взаимосвязь растений и животных.
Раздел 4. Экологическое погружение
4.1. Жизнь на Земле
Формирование у учащихся системы знаний о различных взглядах на происхождение жизни на Земле, формирование бережного отношение к природе, воспитание потребности принимать активное участие в природоохранной и экологической деятельности.
4.2. Динозавры - вымерший вид животных
Формирование представления о далеком прошлом нашей планеты, пополнение знаний учащихся об эпохе динозавров.
4.3. Экологические проблемы древнего мира
Взаимоотношения человека и природы на протяжении веков.
4.4. Каменный век
Первоначальные знания о жизни первобытного человека, формирование бережного отношение к природе, воспитание потребности принимать активное участие в природоохранной и экологической деятельности.
4.5. Охота в истории людей
Знакомство с расселением древнейшего человека, чем занимался, какими орудиями труда пользовался, возникновение первобытного искусства, первые экологические проблемы.
4.6. - 4.7. Экологические проблемы современности
Формирование целостное представление о глобальных проблемах экологии, причинах их возникновении, последствиях, возможных путях их решения, изучить основные виды экологических проблем.
4.8. -4.9. Экологический проект «Почему нужно защищать природу?»
Формирование и развитие экологически сообразного поведения у младших школьников, составление памяток для учащихся «Правила поведения в природе».
4.10. - 4.11. Экологический проект на тему: «Изготовление поделок из бросового материала».
Практическое применение бросовому материалу, создание поделки.
Раздел 5. Лесные ремёсла
5.1. Лес в работе народных умельцев
Традиционные народные промыслы, связанные с лесом: резьба по дереву, бересте; плетение из луба, лыка, ивового прута, берестоплетение.
5.2. - 5.3. Животные и растения в народном творчестве
Элементарные представления об антропоморфизме в народном творчестве. Животные и растения, наделенные различными положительными и отрицательными человеческими качествами.
5.4. - 5.5. Лес — кормилец и врачеватель
Лесное «меню». Лекарственные растения леса.
5.6. Итоговое занятие
Обобщение основ экологической культуры, знаний о природе, необходимых для разностороннего взаимодействия с окружающим миром.
6. Тематическое планирование
Первые шаги по тропинке открытий
- работать с различными приборами и оборудованием, необходимыми для проведения в природе наблюдений и измерений;
- использовать полевой дневник для записи и/или зарисовки наблюдаемых объектов или явлений;
- вырабатывать в себе личностные качества, необходимые для работы на природе (внимательность, терпение, точность, сотрудничество);
- применять правила поведения на природе во время учебных занятий и в повседневной жизни;
- выполнять измерения различных величин (на примере массы и температуры);
составлять план проведения простейшего исследования (под руководством учителя).
Природа в наших ощущениях
- изучать и развивать возможности органов чувств как источника информации об окружающей среде;
- проводить наблюдения за природными объектами;
- работать с различными приборами и инструментами, необходимыми для проведения наблюдений и измерений;
- изготавливать простейшие модели приборов;
- составлять описание объекта изучения;
- выражать свои эмоции и чувства, возникающие во время общения с природой, с помощью художественного слова, рисунка, малых пластических форм и т.п.;
- оформлять выполненные наблюдения в виде сообщения, проекта.
Природа и её обитатели
- планировать и выполнять простейшие наблюдения за природными объектами;
- составлять описание природных объектов на основе предложенного алгоритма;
- находить в ближайшем природном окружении примеры, подтверждающие взаимосвязь растений и животных.
Экологическое погружение
- приводить примеры закономерностей и взаимосвязей природных явлений, единстве неживой и живой природы, взаимодействия и взаимозависимости природы, общества и человека;
- применять нормы и правила поведения в природе;
- ответственно относиться я к природе, жизни;
- находить простые решения экологических проблем, доступные младшему школьнику;
- стремиться к активной практической деятельности по охране окружающей среды.
Лесные ремёсла
- приводить примеры использовании различных природных материалов при изготовлении изделий народного промысла;
- различать предметы наиболее известных народных промыслов;
- приводить примеры антропоморфизма в устном народном творчестве.
7. Описание материально-технического обеспечение образовательного процесса
Информационно-коммуникативные средства обучения
1. Компьютер
2. Мультимедийный проектор
3. Принтер
Техническое оснащение (оборудование):
Глобус, компас.
2. Модели форм поверхности Земли.
3. Модели систем органов организма человека.
4. Гербарии, муляжи (овощи, фрукты, ягоды, грибы).
5. Оборудование для опытов и экспериментов (типовой вариант).
Электронно-программное обеспечение:
Видеофильмы и звукозаписи естественнонаучного, обществоведческого содержания.
Литература для учителя
1. Дольник В.Р. Вышли мы все из природы. Беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей. — М.: LINKA PRESS, 1996.
2. Лесная энциклопедия: в 2 т. / гл. ред. Г.И. Воробьёв. — М.: Сов. энциклопедия, 1985.
3. Лесные травянистые растения. Биология и охрана: справочник. - М.: Агропромиздат, 1988.
4. Петров В.В. Растительный мир нашей Родины : кн. для учителя. -2-е изд., доп. — М. : Просвещение, 1991.
5. Рогов А.П. Кладовая радости: юному читателю о русском народном искусстве и его творцах. — М.: Просвещение, 1982.
6. Чернова Н.М. Лабораторный практикум по экологии. — М.: Просвещение, 11986.
7. Шеппинг Д.О. Мифы славянского язычества. — М.: ТЕРРА, 1997.
Интернет-ресурсы
1. http://www.sci.aha.ru/ATL/ra21c.htm — биологическое разнообразие России.
2. http://www.wwf.ru — Всемирный фонд дикой природы (WWF).
3. http://edu.seu.ru/metodiques/samkova.htm — интернет-сайт «Общественные ресурсы образования» / Самкова В.А. Открывая мир. Практические задания для учащихся.
4. http://www.forest.ru — интернет-портал Forest.ru — всё о российских лесах.
5. http://www.kunzm.ru — кружок юных натуралистов зоологического музея МГУ.
6. http://www.ecosystema.ru — экологическое образование детей и изучение природы России.
7. http://etno.environment.ru — этноэкология. Сайт лаборатории этно- экологических исследований, поддерживается интернет-порталом Fo- rest.ru.
Список литературы
Брыкина Н. Т., Жиренко О. Е., Барылкина Л. П. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир»: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2004
Петров В. В. Растительный мир нашей Родины: кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1991
Природоведение. Нестандартные уроки и творческие задания 1-4 классы/ Юдина И. Г. – Волгоград: Учитель, 2004