СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Программа воспитания 4 класс
«Утверждаю»
Директор МКОУ СОШ
с.п.п.Звёздный
_______Г.Б.Зинченко
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
классного руководителя 4 «б» класса
Курашева М.А.
с.п.п. Звёздный
2023 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа воспитания разработана на основе следующих нормативных документов:
Конституции Российской Федерации (от 12.12.1993 г.);
Конвенции о правах ребенка (от 20.11.1989 г.);
Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 г., №273-ФЗ; с изм.);
ФЗ №304 от 31.07.2020 г. «О внесении изменений в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся;
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования» (от 06.10.2009 г., №373; с изм.);
Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» (от 04.02.2010г., приказ №271);
Устава Муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Средней общеобразовательной школы» с.п.п. Звёздный ;
Программы воспитания Муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Средней общеобразовательной школы» с.п.п. Звёздный на 2020-2025 годы Пр. №166 от 31.08.2020 г.;
В центре рабочей программы воспитания находится личностное развитие обучающихся, формирование у них системных знаний о различных аспектах развития России и мира. Таким образом, одним из результатов реализации программы станет приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе. Программа призвана обеспечить достижение учащимися личностных результатов, указанных во ФГОС: формирование у обучающихся основ российской идентичности, готовность обучающихся к саморазвитию, мотивацию к познанию и обучению, ценностные установки и социально-значимые качества личности, активное участие в социально-значимой деятельности.
Рабочая программа воспитания содержит четыре раздела: особенности организуемого воспитательного процесса; цели и задачи воспитания; виды, формы и содержание деятельности; основные направления самоанализа воспитательной работы (мониторинг).
В разделе «Особенности организуемого в ОУ воспитательного процесса» представлена специфика деятельности образовательной организации в сфере воспитания.
В разделе «Цель и задачи воспитания» на основе базовых общественных ценностей сформулированы цель воспитания и задачи, которые образовательной организации предстоит решать для достижения цели.
В разделе «Виды, формы и содержание деятельности» показано, каким образом будет осуществляться достижение поставленных цели и задач воспитания. Данный раздел состоит из нескольких инвариантных и вариативных модулей, каждый из которых ориентирован на одну из поставленных образовательных организацией задач воспитания и соответствует одному из направлений воспитательной работы школы.
Инвариантными модулями являются: «Классное руководство», «Школьный урок», «Курсы внеурочной деятельности», «Работа с родителями».
Вариативными модулями являются «Ключевые общешкольные дела», «Школьные медиа», «Экскурсии, экспедиции, походы», «Безопасность жизнедеятельности» (пожарная безопасность, дорожная безопасность, информационная безопасность, профилактика правонарушений, профилактика суицидальных наклонностей, профилактика экстремизма и терроризма, профилактика распространения инфекционных заболеваний).
Работа с родителями (законными представителями) организуется через систему родительских собраний, родительский комитет, непосредственный контакт родителей (законных представителей) с педагогами, классными руководителями и администрацией образовательной организации. Важным является соблюдение условия единства педагогического, родительского и ученического коллективов.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ
Целью воспитательной работы является личностное развитие обучающихся через создание событийной среды, где при социально-педагогической поддержке, основываясь на базовых для нашего общества ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек) в ходе социально - значимой деятельности обучающихся, происходит духовное развитие, становление и развитие образованного, функционально грамотного, обладающего ключевыми компетентностями, нравственно, психически и физически здорового гражданина и патриота своей Родины, уважающего законные права и свободы других людей, конкурентно-способного в современной социально-экономической ситуации.
Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Личностное развитие обучающихся проявляется через:
усвоение ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих ценностей (т.е. в усвоении ими социально значимых знаний);
развитие их позитивных отношений к этим общественным ценностям (т.е. в развитии их социально значимых отношений);
приобретение ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (т.е. в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел).
Данная цель ориентирует педагогов не на обеспечение соответствия личности ребенка единому уровню воспитанности, а на обеспечение позитивной динамики развития его личности. В связи с этим важно сочетание усилий педагога по развитию личности ребенка и усилий самого ребенка по своему саморазвитию. Их сотрудничество, партнерские отношения являются важным фактором успеха в достижении цели.
В воспитании детей младшего школьного возраста целевым приоритетом является создание благоприятных условий для усвоения обучающимися социально значимых знаний – знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут.
Выделение данного приоритета связано с особенностями детей младшего школьного возраста: с их потребностью самоутвердиться в своем новом социальном статусе – статусе школьника, то есть научиться соответствовать предъявляемым к носителям данного статуса нормам и принятым традициям поведения. Такого рода нормы и традиции задаются в образовательной организации педагогами и воспринимаются детьми именно как нормы и традиции поведения школьника. Знание их станет базой для развития социально значимых отношений школьников и накопления ими опыта осуществления социально значимых дел и в дальнейшем, в подростковом и юношеском возрасте. К наиболее важным из них относятся следующие:
быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную для ребенка домашнюю работу, помогая старшим;
быть трудолюбивым, следуя принципу «делу – время, потехе – час» как в учебных занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца;
знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, село, свою страну;
- беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоемы);
проявлять миролюбие – не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к силе;
стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания;
быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;
соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни;
уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду;
стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми;
уметь прощать обид
уважительно относиться к людям иной национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного положения, людям с ограниченными возможностями здоровья;
быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чем-то непохожим на других ребят;
уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать собственное мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших.
Знание младшим школьником данных социальных норм и традиций, понимание важности следования им имеет особое значение для ребенка этого возраста, поскольку облегчает его вхождение в широкий социальный мир, в открывающуюся ему систему общественных отношений.
Достижению поставленной цели воспитания обучающихся будет способствовать решение следующих основных задач:
реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых дел, поддерживать традиции их коллективного планирования, организации, проведения и анализа в школьном сообществе;
реализовывать потенциал классного руководства в воспитании обучающихся, поддерживать активное участие классных сообществ в жизни школы;
вовлекать обучающихся в кружки и иные объединения, работающие по школьным программам внеурочной деятельности, реализовывать их воспитательные возможности;
использовать в воспитании детей возможности школьного урока, поддерживать использование на уроках интерактивных форм занятий с обучающимися;
организовывать для обучающихся экскурсии (в т.ч. виртуальные) и реализовывать их воспитательный потенциал;
организовать работу школьных медиа, реализовывать их воспитательный потенциал;
развивать предметно-эстетическую среду школы и реализовывать ее воспитательные возможности;
организовать работу с семьями обучающихся, их родителями (законными представителями), направленную на совместное решение проблем личностного развития детей.
ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих направлений воспитательной работы школы, каждое из которых представлено в соответствующем модуле.
Инвариантные модули
Модуль «Классное руководство»
Осуществляя работу с классом, классный руководитель организует работу с коллективом класса; индивидуальную работу с учащимися вверенного ему класса; работу с учителями, преподающими в данном классе; работу с родителями (законными представителями) обучающихся.
Работа с классным коллективом:
инициирование и поддержка участия класса в общешкольных ключевых делах, оказание необходимой помощи детям в их подготовке, проведении и анализе;
организация интересных и полезных для личностного развития ребенка совместных дел с учащимися вверенного ему класса (познавательной, трудовой, спортивно-оздоровительной, духовно-нравственной, творческой, профориентационной направленности), позволяющие с одной стороны, – вовлечь в них детей с самыми разными потребностями и тем самым дать им возможность самореализоваться в них, а с другой, – установить и упрочить доверительные отношения с учащимися класса, стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения в обществе;
проведение классных часов как часов плодотворного и доверительного общения педагога и обучающихся, основанных на принципах уважительного отношения к личности ребенка, поддержки активной позиции каждого ребенка в беседе, предоставления школьникам возможности обсуждения и принятия решений по обсуждаемой проблеме, создания благоприятной среды для общения;
сплочение коллектива класса через игры и тренинги на сплочение и командообразование; регулярные внутриклассные мероприятия, дающие каждому ученику возможность рефлексии собственного участия в жизни класса;
выработка совместно с обучающимися законов класса, помогающих детям освоить нормы и правила общения, которым они должны следовать в школе.
Индивидуальная работа с обучающимися:
изучение особенностей личностного развития учащихся класса через наблюдение за поведением школьников в их повседневной жизни, в специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх, погружающих ребенка в мир человеческих отношений, в организуемых педагогом беседах по тем или иным нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются с результатами бесед классного руководителя с родителями (законными представителями) обучающихся, с преподающими в данном классе учителями;
поддержка ребенка в решении важных для него жизненных проблем (налаживание взаимоотношений с одноклассниками или учителями, выбор профессии, вуза и дальнейшего трудоустройства, успеваемость и т.п.), когда каждая проблема трансформируется классным руководителем в задачу для школьника, которую они совместно стараются решить;
индивидуальная работа с обучающимися класса, направленная на заполнение ими личных портфолио, в которых дети не просто фиксируют свои учебные, творческие, спортивные, личностные достижения, но и в ходе индивидуальных неформальных бесед с классным руководителем в начале каждого года планируют их, а в конце года – вместе анализируют свои успехи и неудачи;
коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, его родителями (законными представителями), с другими учащимися класса; через предложение взять на себя ответственность за то или иное поручение в классе.
Работа с учителями, преподающими в классе:
регулярные консультации классного руководителя с учителями-предметниками, направленные на формирование единства мнений и требований педагогов по ключевым вопросам воспитания, на предупреждение и разрешение конфликтов между учителями и обучающимися;
проведение педагогических консилиумов, направленных на решение конкретных проблем класса и интеграцию воспитательных влияний на обучающихся;
привлечение учителей к участию во внутриклассных делах, дающих педагогам возможность лучше узнавать и понимать своих учеников, увидев их в иной, отличной от учебной, обстановке;
привлечение учителей к участию в родительских собраниях класса для объединения усилий в деле обучения и воспитания детей.
Работа с родителями (законными представителями) обучающихся:
регулярное информирование родителей (законных представителей) о школьных успехах и проблемах их детей, о жизни класса в целом;
помощь родителям (законным представителям) обучающихся в регулировании отношений между ними, администрацией образовательной организации и учителями- предметниками;
организация родительских собраний, происходящих в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания обучающихся;
создание и организация работы родительских комитетов классов, участвующих в управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и обучения их детей.
Модуль «Школьный урок»
Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока предполагает следующее:
установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией
инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися собственного мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
применение на уроке интерактивных форм работы обучающихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;
включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
Модуль «Курсы внеурочной деятельности»
Воспитание на занятиях курсов внеурочной деятельности осуществляется преимущественно через:
вовлечение обучающихся в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах;
формирование на занятиях детско-взрослых общностей, которые могли бы объединять детей и педагогов общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
создание в детских объединениях традиций, задающих их членам определенные социально значимые формы поведения;
поддержку в детских объединениях школьников с ярко выраженной лидерской позицией и установкой на сохранение и поддержание накопленных социально значимых традиций;
поощрение педагогами детских инициатив и детского самоуправления.
Реализация воспитательного потенциала курсов внеурочной деятельности происходит в рамках следующих выбранных школьниками ее видов:
Познавательная деятельность: курсы внеурочной деятельности, направленные на передачу школьникам социально значимых знаний, развивающие их любознательность, позволяющие привлечь их внимание к экономическим, политическим, экологическим, гуманитарным проблемам нашего общества, формирующие их гуманистическое мировоззрение и научную картину мира.
Курсы внеурочной деятельности: «Смысловое чтение», «Финансовая грамотность», «В мире книг»
Художественное творчество. Курсы внеурочной деятельности, создающие благоприятные условия для просоциальной самореализации школьников, направленные на раскрытие их творческих способностей, формирование чувства вкуса и умения ценить прекрасное, на воспитание ценностного отношения школьников к культуре и их общее духовно-нравственное развитие.
Курсы внеурочной деятельности: «Азбука воспитания»
Проблемно-ценностное общение. Курсы внеурочной деятельности, направленные на развитие коммуникативных компетенций школьников, воспитание у них культуры общения, развитие умений слушать и слышать других, уважать чужое мнение и отстаивать свое собственное, терпимо относиться к разнообразию взглядов людей. Курсы внеурочной деятельности: «Азбука воспитания»
Спортивно-оздоровительная деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на физическое развитие школьников, развитие их ценностного отношения к своему здоровью, побуждение к здоровому образу жизни, воспитание силы воли, ответственности, формирование установок на защиту слабых.
Курсы внеурочной деятельности: «Здоровейка»
на индивидуальном уровне:
через вовлечение обучающихся в планирование, организацию, проведение и анализ общешкольных и внутриклассных дел;
через реализацию школьниками, взявшими на себя соответствующую роль, функций по контролю за порядком и чистотой в классе, уходом за классной комнатой и т.п.
профориентационные игры: деловые игры, квесты, решение кейсов (ситуаций, в которых необходимо принять решение, занять определенную позицию), расширяющие знания обучающихся о типах профессий, способах выбора профессий, достоинствах и недостатках той или иной профессиональной деятельности;
экскурсии на предприятия города и села, дающие обучающимся начальные представления о существующих профессиях и условиях работы людей, представляющих эти профессии;
посещение профориентационных выставок, ярмарок профессий, дней открытых дверей в средних специальных учебных заведениях и вузах;
встречи с людьми разных профессий (возможны в режиме online);
-участие во Всероссийском проекте «ПРОЕКТОРИЯ»;
Обучающиеся школы принимают участие в акции «Неделя без турникетов», представляющей собой комплекс мероприятий, направленных на профориентационное информирование о деятельности ведущих предприятий России и популяризацию инженерных профессий и специальностей, участвуют в проекте «ПРОЕКТОРИЯ», где знакомятся с различными новыми профессиями.
Модуль «Работа с родителями (законными представителями) обучающихся».
Работа с родителями (законными представителями) обучающихся осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается согласованием позиций семьи и школы в данном вопросе. Работа с родителями (законными представителями) обучающихся осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности:
на групповом уровне:
общешкольный родительский комитет, участвующий в решении некоторых вопросов воспитания и социализации их детей;
общешкольные родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания обучающихся;
психолого-педагогический лекторий по темам «Положительные и отрицательные эмоции. Роль семьи в развитии моральных качеств ребенка», «Семейные традиции и их роль в воспитании подростков», «Семья и выбор жизненного пути», «Физическое развитие школьников в школе и дома», «Общение родителей и детей как условие успеха воспитания»;
на индивидуальном уровне:
помощь со стороны родителей (законных представителей) в подготовке и проведении общешкольных и внутриклассных мероприятий воспитательной направленности;
индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных усилий педагогов и родителей (законных представителей) обучающихся.
Вариативные модели
Модуль «Ключевые общешкольные дела»
Ключевые дела – это главные традиционные общешкольные дела, в которых принимает участие большая часть обучающихся и которые обязательно планируются, готовятся, проводятся и анализируются совестно педагогами и детьми. Ключевые дела обеспечивают включенность в них большого числа детей и взрослых, способствуют интенсификации их общения, ставят их в ответственную позицию к происходящему в образовательной организации. Введение ключевых дел в жизнь школы помогает преодолеть характер воспитания, сводящийся к набору мероприятий, организуемых педагогами для детей.
Для этого в образовательной организации используются следующие формы работы:
на внешкольном уровне:
социальные проекты – ежегодные совместно разрабатываемые и реализуемые обучающимися и педагогами комплексы дел, ориентированные на преобразование окружающего школу социума;
участие во Всероссийских акциях, посвященных значимым отечественным и Международным событиям;
на школьном уровне:
общешкольные праздники – ежегодно проводимые творческие (театрализованные, музыкальные, литературные и т.п.) дела, связанные со значимыми для детей и педагогов знаменательными датами и в которых участвуют все классы образовательной организации;
церемонии награждения (по итогам года) обучающихся и педагогов за активное участие в жизни школы, защиту чести школы в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, значительный вклад в развитие школы. Это способствует поощрению социальной активности детей, развитию позитивных межличностных отношений между педагогами и воспитанниками, формированию чувства доверия и уважения друг к другу;
на уровне классов:
выбор и делегирование представителей классов в общешкольные советы дел, ответственных за подготовку общешкольных ключевых дел;
участие школьных классов в реализации общешкольных ключевых дел;
проведение в рамках класса итогового анализа детьми общешкольных ключевых дел, участие представителей классов в итоговом анализе проведенных дел на уровне общешкольных советов дела;
на индивидуальном уровне:
вовлечение по возможности каждого ребенка в ключевые дела школы;
индивидуальная помощь ребенку (при необходимости) в освоении навыков подготовки, проведения и анализа ключевых дел;
наблюдение за поведением ребенка в ситуациях подготовки, проведения и анализа ключевых дел, за его отношениями со сверстниками, старшими и младшими школьниками, с педагогами и другими взрослыми;
-при необходимости коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, через включение его в совместную работу с другими детьми, которые могли бы стать хорошим примером для ребенка, через предложение взять в следующем ключевом деле на себя роль ответственного за тот или иной фрагмент общей работы.
Модуль «Социальные практики» (Волонтёрство)
Социальная практика представляет собой деятельность, направленная на развитие социальных навыков, формирование и отработку индивидуальной модели социального поведения, получение опыта социального действия. Именно социальное проектирование позволяет обучающимся решать основные задачи социализации: формировать свою Я- концепцию и мировоззрение, устанавливать новые способы социального взаимодействия с миром взрослых.
Одной их основных форм организации социальной практики является работа в рамках конкретного модуля. Учащимся предлагаются модуль «Я и мир вокруг меня» и в соответствии с ними действующие проекты: «Спешите делать добро людям» и «Братья наши меньшие». В рамках проектов учащиеся оказывают помощь пожилым людям, участвуют в работе пропаганды по дорожной и пожарной безопасности в детском дошкольном образовательном учреждении микрорайона, а также среди прохожих, помогают бездомным животным, находящимся в приютах и др.
Ожидаемыми результатами такой работы являются повышенная социальная активность обучающихся, их готовность принять личное практическое участие в улучшении социальной ситуации в местном сообществе, положительные изменения в сознании детей и повышение уровня их общей культуры, а также формирование навыков коллективной работы по реализации собственными силами реально социально полезного дела.
Волонтерство – это участие обучающихся в общественно-полезных делах, деятельности на благо конкретных людей и социального окружения в целом. Волонтерство позволяет школьникам проявить такие качества как внимание, забота, уважение. Волонтерство позволяет развивать коммуникативную культуру, умение общаться, слушать и слышать, эмоциональный интеллект, эмпатию, умение сопереживать.
Воспитательный потенциал волонтерства реализуется следующим образом:
на внешкольном уровне:
посильная помощь, оказываемая школьниками пожилым людям, проживающим в микрорайоне расположения образовательной организации;
участие обучающихся (с согласия родителей (законных представителей) к сбору помощи для нуждающихся;
Модуль «Экскурсии, экспедиции, походы»
Экскурсии, экспедиции, походы помогают школьнику расширить свой кругозор, получить новые знания об окружающей его социальной, культурной, природной среде, научиться уважительно и бережно относиться к ней, приобрести важный опыт социально одобряемого поведения в различных внешкольных ситуациях. На экскурсиях, в экспедициях, в походах создаются благоприятные условия для воспитания у подростков самостоятельности и ответственности, формирования у них навыков самообслуживающего труда, преодоления их инфантильных и эгоистических наклонностей, обучения рациональному использованию своего времени, сил, имущества. Эти воспитательные возможности реализуются в рамках следующих видов и форм деятельности.
регулярные пешие прогулки, экскурсии или походы выходного дня, организуемые в классах их классными руководителями и родителями школьников: в музей, в картинную галерею, в технопарк, на предприятие, на природу (проводятся как интерактивные занятия с распределением среди школьников ролей и соответствующих им заданий, например: «фотографов», «разведчиков», «гидов», «корреспондентов», «оформителей»);
литературные, исторические, биологические экспедиции, организуемые учителями и родителями школьников в другие города или села для углубленного изучения биографий проживавших здесь российских поэтов и писателей, произошедших здесь исторических событий, имеющихся здесь природных и историко-культурных ландшафтов, флоры и фауны;
Модуль «Безопасность жизнедеятельности» (пожарная безопасность, дорожная безопасность, информационная безопасность, профилактика экстремизма и терроризма, профилактика распространения инфекционных заболеваний)
Модуль Безопасность жизнедеятельности (пожарная безопасность, дорожная безопасность, информационная безопасность, профилактика правонарушений, профилактика коррупции, профилактика суицидальных наклонностей, профилактика экстремизма и терроризма, профилактика распространения инфекционных заболеваний)» реализуется через систему классных часов, общешкольных мероприятий, индивидуальные беседы.
Календарный план воспитательной работы
МКОУ СОШ с.п.п. Звёздный на 2023-2024 уч. г.
2023 год – Год педагога наставника.
2024 год – Год семьи.
Классное руководство
| | | | |||||||
№ | Дела | Классы | Ориентировочные сроки проведения | Ответственные | | | | |||
| Методическое сопровождение Консультирование по вопросам составления плана воспитательной деятельности классных руководителей | 1-4 | сентябрь | ЗДВР | | | | |||
| "Мониторинг качества системы воспитательной работы" | 1-4 | декабрь, май | ЗДВР | | | | |||
| Цели и задачи воспитательной ра боты в школе на 2022-2023 учебный год, основные аспекты школьной системы воспитания | 1-4 | сентябрь | ЗДВР, ШМО | | | | |||
| Тенденция и специфика развития воспитательного процесса в современных условиях. | 1-4 | ноябрь | ШМО классных руководителей | | | | |||
| Педагогика поддержки ребёнка: взаимодействие школы, семьи и со циума по профилактике девиантного поведения учащихся. | 1-4 | По отдельному плану | Социальный педагог Педагог-психолог | | | | |||
| Профессиональная компетентность современного педагога. Круглый стол. | 1-4 | По отдельному плану | МО классных руководителей | | | | |||
| Работа классного руководителя с учителями-предметниками, направленные на формирование единства мнений и требований педагогов по ключевым вопросам воспитания, на предупреждение и разрешение конфликтов между учителями и учащимися (Консультации) | 1-4 | регулярно | Классные руководители, учителя- предметники | | | | |||
| Проведение мероприятий, направленных на решение конкретных проблем класса и интеграции воспитательных влияний на школьников | 1-4 | регулярно | Педагог-психолог, классные руководители | | | | |||
| Привлечение учителей- предметников к участию во внутри классных делах, дающих педагогам возможность лучше узнать и понимать своих учеников, увидев их в иной, отличной от учебной обстановки | 1-4 | регулярно | Классные руководители, учителя- предметники | | | | |||
| Привлечение учителей к участию в родительских собраниях класса для объединения усилий в деле обучения и воспитания детей | 1-4 | по необходимости | Классные руководи тели, Учителя- предметники | | | | |||
| Курсы внеурочной деятельности | | | | ||||||
№ | Дела | Классы | Сроки проведения | Ответственные | | | | |||
| «Разговоры о важном» | 4 | понедельник | Курашева М.А. | | | | |||
| «Финансовая грамотность» | 4 | вторник | Курашева М.А. | | | | |||
| «Моя художественная практика» | 4 | среда | Курашева М.А. | | | | |||
| Искусство(музыка) | 4 | четверг | Курашева М.А. | | | | |||
| «Орлята России» | 4 | пятница | Курашева М.А. | | | | |||
Работа с родителями | | | | |||||||
№ | Дела | Классы | Сроки проведения | Ответственные | | | | |||
1. | Организационные родительские собрания | 4 «б»кл. | 1-я неделя сентября | Курашева М.А. | | | | |||
2. | Организация работы родительского комитета школы | 4 «б»кл. | 1-я неделя сентября | Курашева М.А. | | | | |||
3. | Родительские собрания по итогам четверти | 4 «б»кл. | Последняя не деля перед каникулами | Курашева М.А. | | | | |||
4. | Анкетирование родителей по вопросам удовлетворенности учебно-воспитательным процессом | 1-4 | ноябрь | Педагог-психолог | | | | |||
5. | Работа родительского комитета по подготовке к новому году | 4 «б»кл. | декабрь | Совет родителей | | | | |||
6. | Международный день семьи | 4 «б»кл. | (15.05 ) май | Курашева М.А. | | | | |||
7. | Привлечение родителей к школьным традиционным делам | 4 «б»кл. | В течение года | Курашева М.А. | | | | |||
Школьный урок | | | | |||||||
№ | Дела | Классы | Сроки проведения | Ответственные | | | | |||
1. | Планирование воспитательного компонента урока | 1-4 класс | в течение года | классные руководители, учителя-предметники | | | | |||
2. | Руководство исследовательской и проектной деятельностью учащихся | 1-4 класс | в течение года | классные руководители, учителя-предметники | | | | |||
3. | Всероссийский открытый урок ОБЖ (урок подготовки детей к действиям в условиях ЧС) Всероссийский открытый урок ОБЖ (приуроченный празднованию Всемирного Дня ГО) | 1-4 | 01.10. 01.03. | Учителя – предметники Кумукова Г.И. | | | | |||
4. | 210 лет со дня Бородинского сражения | 2-4 | 07.09. | Учителя - предметники | | | | |||
5. | Проверь свою грамотность, посвящённую международному Дню распространения грамотности | 2-4 | сентябрь | Учителя - предметники | | | | |||
6. | 165 лет со дня рождения русского учёного К.Э. Циолковского (1857-1935) | 2-4 | 17.09. | Учителя - предметники | | | | |||
7. | Всероссийский урок «Экология и энергосбережение» в рамках Всероссийского фестиваля энергосбережения #ВместеЯрче | 1-4 | 16.10. | Курашева М.А. | | | | |||
8. | День распространения грамотности | 1-4 | 08.09 | Курашева М.А. | | | | |||
9. | Международный день музыки | 3-4 | 1 октябрь | Курашева М.А. | | | | |||
10. | Дни финансовой грамотности | 3 «б» кл. | Первая неделя ноября | ЗД УВР Курашева М.А. | | | | |||
11. | Международный день художника | 1-4 | 8 декабрь | Учителя – предметники | | | | |||
12. | День российской науки | 1-4 | февраль | Курашева М.А. | | | | |||
13. | Международный день родного языка | 1-4 | 21.02 | Геграева С.А. | | | | |||
14. | 200 лет со дня рождения К.Д. Ушинского | 1-4 | 03.03. | Курашева М.А. | | | | |||
15. | Участие в предметных неделях | 1-4 | По плану предметных ШМО | ЗД УВР, классные руководители | | | | |||
16. | Всемирный день театра | 1-4 | 21.03.-27.03. | Учителя - предметники | | | | |||
17. | День космонавтики, 65 лет со дня запуска СССР первого искусственного спутника Земли | 1-4 | 12.04. | Учителя - предметники | | | | |||
18. | Всемирный день Земли | 1-4 | 22.04. | Учителя - предметники | | | | |||
19. | Всероссийский открытый урок «ОБЖ» (день пожарной охраны) | 1-4 | 30.04. | Учитель ОБЖ | | | | |||
Ключевые общешкольные дела | | | | |||||||
№ | Дела | Классы | Сроки проведения | Ответственные | | | | |||
| Праздник "День знаний". | 1-4 | 01.09 | ЗД ВР, Курашева М.А. | | | | |||
| Церемония поднятия государственного флага под государственный гимн | 1-4
| каждый учебный понедельник | Заместитель директора по ВР, классные руководители | | | | |||
| Сбор макулатуры | 1-4 | сентябрь, март | классные руководители | | | | |||
| Участие в благотворительных акциях: 1.Собери подарок для участников СВО. 2. Возложение цветов к памятнику неизвестного солдата. 3. Подарок пожилому человеку. 4. Подари книгу для детей Донбаса. 5. Акция «Голубь мира» | 4 «б» кл. | октябрь, февраль,апрель | Курашева М.А. | | | | |||
| День государственности КБР. 100-летие государственности КБР | 1-4 | 01.09.-10.09. | ЗД ВР классные руководители | | | | |||
6. | День солидарности в борьбе с терроризмом. Акция «Прости, Беслан» | 1-4 | 02.09 | ЗД ВР классные руководители | | | | |||
7. | День окончания Второй мировой войны | 1-4 | 03.09 | ЗД ВР классные руководители | | | | |||
8. | Неделя БДД. Беседы в классах по ПДД . Организация работы родительского патруля. | 4 «б» кл. | сентябрь | ЗД ВР Курашева М.А. | | | | |||
9. | День адыгов. Единый урок истории «Традиции и культура адыгского народа» | 4 «б» кл. | 20.09. | Курашева М.А. | | | | |||
10. | Международный День мира. Конкурс рисунков «Мы рисуем мир». Акция «Голубь мира» | 4 «б» кл. | 21.09. | ЗД ВР, классные руководители | | | | |||
11. | День пожилого человека. Социальные акции «Подарок пожилым гражданам своими руками», «Оказание помощи по хозяйству подшефным ветеранам» | 4 «б» кл. | 01.10. | ЗД ВР, классные руководители | | | | |||
12. | Всемирный день защиты животных. Классный час «Мы в ответе за тех, кого приручили» | 4 «б» кл. | 03.10 | Классные руководители | | | | |||
13. | Неделя здоровья и пропаганды ЗОЖ. День здоровья. | 4 «б» кл. | 04.10.-09.10. | Курашева М.А. | 1-4 | 03.10 | Творческая группа | |||
14. | День учителя. Праздничные мероприятия. | 4 «б» кл. | 05.10 | Курашева М.А. | | | | |||
15. | Памятная линейка, посвящённая Дню памяти сотрудников правоохранительных органов, погибших при исполнении служебного долга | 4 «б» кл. | 13.10. | Курашева М.А. | | | | |||
16. | День отца в России. | 1-4 классы | 16.10. | Классные руководители | | | | |||
| Международный день школьных библиотек | 1-4 | 25.10. | Педагог-библиотекарь | | | | |||
17. | "Осень в гости к нам пришла". Конкурс декоративно-прикладного творчества из природного материала «Дары и краски осени!». По итогам конкурса выставка лучших работ. | 1-4 | 30.10. | ЗД ВР классные руководители | | | | |||
18. | Неделя информационной безопасности детей. | 2-4 | 28-30.10 | ЗД ВР, классные руководители | | | | |||
19. | День народного единства. Интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Единства. Конкурс рисунков «Вместе мы – сила!» | 1-4 | 04.11. | ЗД ВР, классные руководители | | | | |||
20. | Международный День толерантности. Неделя профилактики школьных конфликтов. Участие в общешкольном фестивале дружбы. | 1-4 | 16.11. | ЗД ВР классные руководители | | | | |||
21. | Всемирный День прав ребёнка. Конкурс рисунков «Я имею право…!» | 1-4 | 20.11. | ЗД ВР классные руководители | | | | |||
22. | День матери. Праздничные мероприятия по классам. | 1-4 | 26.11 | ЗД ВР, классные руководители | | | | |||
23. | День государственного герба России. | 1-4 | 30.11. | классные руководители | | | | |||
24. | Единый классный час « И где б ни шел, не ехал ты, ты здесь остановись…» День неизвестного солдата. Возложение цветов к памятникам воинов. | 1-4 | 03.12 | ЗД ВР классные руководители | | | | |||
25. | Международный день инвалидов. | 4 «б» кл. | 03.12. | классные руководители | | | | |||
26. | Международный день добровольца в России. Участие в школьных акциях. | 1-4 | 05.12 | ЗД ВР классные руководители | | | | |||
27. | День Героев Отечества. Единый урок мужества. | 4 «б» кл. | 09.12. | ЗД ВР, классные руководители | | | | |||
28. | Всемирный день прав человека. Единый урок «Я имею право…» | 4 «б» кл. | 10.12. | | | | | |||
29. | Торжественная линейка «Основной закон страны», посвящённая Дню Конституции РФ, флешмоб «Я- гражданин России!» | 1-4 | 12.12. | ЗД ВР классные руководители | | | | |||
30. | День принятия федеральных конституционных законов о государственных символах РФ | 4 «б» кл. | 25.12. | классные руководители | | | | |||
31. | Новогодние мероприятия (утренники, конкурсы, выставки творческих работ) | 4 «б» кл. | 25-29.12 | ЗД ВР классные руководители | | | | |||
32. | Неделя профилактики инфекционных заболевании. | 4 «б» кл. | 24.01.-29.01. | ЗД ВР, классные руководители | | | | |||
33. | Общешкольное мероприятие, посвящённое снятию блокады Ленинграда «Блокадный хлеб». День освобождения Освенцима. День памяти жертв Холокоста. | 4 «б» кл. | 27.01. | ЗД ВР классные руководители | | | | |||
34. | Радуга талантов. Фестиваль талантов. | 1-4 | 31 январь | классные руководители | | | | |||
35. | "Прощание с азбукой" | 1 класс | 1-я неделя февраля | Классные руководители 1-х классов | | | | |||
36. | 80 лет со дня победы Вооружённых сил СССР над армией гитлеровской Германии в 1943 году в Сталинградской битве | 1-4 | 02.02. | классные руководители | | | | |||
37. | День памяти о россиянах, исполнивших служебный долг за пределами Отечества | 4 «б» кл. | 15.02. | классные руководители | | | | |||
38. | День защитника Отечества. Праздничные мероприятия по плану классных руководителей (рыцарские турниры, спортивные соревнования, викторины, интеллектуальные игры, КТД и т.д.) | 4 «б» кл. | 3-я неделя февраля | ЗД ВР классные руководители | | | | |||
39. | День 8 марта. Праздничные мероприятия по плану классных руководителей (конкурсы «А ну-ка, девочки!», «Моя мама самая красивая», «Кто вкуснее?!», КТД, и т.д. | 4 «б» кл. | 01.03-07.03. | ЗД ВР классные руководители | | | | |||
40. | Неделя русской культуры. Широкая Масленица. | 1-4 | 2 неделя марта | ЗД ВР классные руководители Совет обучающихся Совет родителей | | | | |||
41. | Неделя профилактики правонарушений. Единый классный час «Знаю и изучаю правила поведения в школе» | 4 «б» кл. | 09.03.-16.03. | ЗД ВР классные руководители инспектор ПДН | | | | |||
42. | День воссоединения Крыма с Россией. | 4 «б» кл. | 18.03. | классные руководители | | | | |||
43. | Неделя балкарской культуры, посвящённая Дню восстановления государственности балкарского народа. (по отдельному плану учителей балкарского языка и литературы) | 4 «б» кл. | 14.03.-19.03. | ЗД ВР классные руководители Совет обучающихся Совет родителей учителей балкарского языка и литературы | | | | |||
44. | Акция «Чистый класс». Соревнование между параллелями "Самый классный класс" | 1-4 | 22.03. | ЗД ВР, классные руководители | | | | |||
45. | Всероссийская неделя детской и юношеской книги | 1-4 | 23.03. -29.03 | ЗД ВР, классные руководители | | | | |||
46. | Всемирный День Здоровья | 1-4 | 07.04. | ЗД ВР, классные руководители, учителя физической культу ры | | | | |||
47. | День космонавтики. Конкурс рисунков «Космос это – МЫ!» | 4 «б» кл. | 12.04 | Творческая группа Совета обучающихся | | | | |||
48. | День памяти о геноциде советского народа нацистами и их пособниками в годы ВО войны | 4 «б» кл. | 19.04. | классные руководители | | | | |||
49. | День пожарной охраны. Тематический урок ОБЖ. Конкурс поделок и рисунков на противопожарнуютематику. | 4 «б» кл. | 30.04 | ЗД ВР, классные руководители | | | | |||
50. | Праздник весны и труда. | 3 «б» кл. | 01.05. | классные руководители | | | | |||
51. | День Победы. Участие во всех запланированных праздничных мероприятиях и акциях | 1-4 | Май | Творческая группа Совета обучающихся | | | | |||
52. | Весенняя неделя добра «Зелёный двор» | 1-4 | май | Классные руководители | | | | |||
53. | Международный День семьи «Семейная гостиная» | 1-4 | 15.05. | Классные руководители | | | | |||
54. | День детских общественных организаций. | 1-4 | 19.05. | классные руководители | | | | |||
55. | День славянской письменности. | 1-4 | 24.05. | классные руководители | | | | |||
56. | Последний звонок | 1-4 | 4-я неделя мая | Творческая группа | | | | |||
55. | Экологические акции | 2-4 | В течении года | ЗД ВР, классные руководители | | | | |||
56. | Мероприятие «Прощай начальная школа, здравствуй 5-ый класс!» | 4 класс | Последняя неделя мая | ЗД ВР, классные руководители | | | | |||
57. | День защиты детей. | 1-4 | 01.06. | ЗД ВР, классные руководители Социальный педагог | | | | |||
58. | День России. | 1-4 | 12.06. | классные руководители | | | | |||
59. | День памяти и скорби-день начала ВО войны | 3 «б» кл. | 22.06. | классные руководители | | | | |||
60. | День Государственного флага России | 1-4 | 22.08. | классные руководители | | | | |||
Социальные практики. Волонтёрство. | | | | |||||||
№ | Дела | Классы | Сроки проведения | Ответственные | | | | |||
1. | Участие в муниципальной акции «Собери ребёнка в школу!» | 1-4 | август | Классные руководители | | | | |||
2. | Международный день жестовых языков. Международный День глухих. | 1-4 | сентябрь | ЗД ВР, классные руководители | | | | |||
3. | Международный день слепых. | 1-4 | 13.10. | ЗД ВР, классные руководители | | | | |||
4. | Поздравление особенных детей «Безбарьерная среда» | 1-4 | 03.12. | ЗД ВР, классные руководители | | | | |||
5. | Акция в рамках Недели здоровья «Скажем дружно «Нет» -вредным привычкам!» | 1-4 | Октябрь-апрель | ЗД ВР, классные руководители | | | | |||
6. | Акция «Мы - против терроризма и экстремизма!» | 1-4 | Октябрь-март | ЗД ВР, классные руководители | | | | |||
7. | День Добровольца в России. | 1-4 | 05.12. | ЗД ВР, классные руководители | | | | |||
8. | Участие в проектах «Большой перемены» («Добрая суббота») | 1-4 | еженедельно | ЗД ВР, классные руководители | | | | |||
9. | Акция «Чистая школа – чистый посёлок» | 1-4 | Ежемесячные субботники | ЗД ВР, классные руководители | | | | |||
10. | Акция «Подари школе книгу!» | 1-4 | В течение года | ЗД ВР, классные руководители | | | | |||
11. | Акция «Помоги птицам зимой» | 1-4 | Январь -март | ЗД ВР, классные руководители | | | | |||
12. | Акция подарки пожилым жителям посёлка «Подарки ветеранам труда и тыла своими руами» | 1-4 | Октябрь, май | ЗД ВР, классные руководители | | | | |||
Профилактика и безопасность (Профилактика пожарной безопасности, дорожной безопасности, информационной, интернет безопасности, профилактика терроризма, экстремизма, профилактика правонарушений, беспризорности, безнадзорности, профилактика суицидальных наклонностей, профилактика коррупции, профилактика заболеваний и т.д.) | | | | |||||||
№ | Дела | Классы | Сроки проведения | Ответственные | | | | |||
1. | Неделя профилактики БДД. Встреча с инспектором ГАИ. | 1-4 | Сентябрь, май | ЗД ВР, классные руководители Социальный педагог Педагог-психолог | | | | |||
2 | Участие во Всероссийской акции «За здоровье и безопасность детей» | 1-4 | Два раза в год Сентябрь-декабрь; Январь-май; | ЗД ВР, классные руководители Социальный педагог Педагог-психолог | | | | |||
3. | Неделя пожарной безопасности. Встреча с инспектором Пожнадзора. | 1-4 | Декабрь-апрель | ЗД ВР, классные руководители Социальный педагог Педагог-психолог | | | | |||
4. | Неделя профилактики правонарушений. Встреча с муниципальными службами профилактики. | 1-4 | Октябрь, март | ЗД ВР, классные руководители Социальный педагог Педагог-психолог | | | | |||
5. | Мероприятия в рамках месячника информационной и интернет безопасности. | 1-4 | Октябрь 11 февраль | ЗД ВР, классные руководители Социальный педагог Педагог-психолог | | | | |||
6. | Мероприятия в рамках месячника профилактики вредных привычек по отдельному плану. | 1-4 | ноябрь | ЗД ВР, классные руководители Социальный педагог Педагог-психолог | | | | |||
7. | Неделя профилактики распространения инфекционных заболеваний. Беседа с медработниками. | 1-4 | Ноябрь, март | ЗД ВР, классные руководители Школьная медсестра Социальный педагог Педагог-психолог | | | | |||
8. | Неделя профилактики школьных конфликтов. Беседа с педагогом-психологом. | 1-4 | Ноябрь, март | ЗД ВР классные руководители Социальный педагог Педагог-психолог | | | | |||
9. | Мероприятия по плану месячника профилактики правонарушений, беспризорности и безнадзорности | 1-4 | март | ЗД ВР классные руководители Социальный педагог Педагог-психолог | | | | |||
Самоуправление | | | | |||||||
№ | Дела | Классы | Сроки проведения | Ответственные | | | | |||
1. | Выбор актива класса. Распределение обязанностей. | 1-4 | сентябрь | классные руководители | | | | |||
2. | Участие актива класса в подготовке и проведении классных мероприятий. | 1-4 | В течение года | классные руководители | | | | |||
3 | Регистрация классов в проекте «Орлята России». Далее участие обучающихся начальной школы в коллективно-творческих делах программы развития социальной активности «Орлята России». | 1-4 | Сентябрь | классные руководители | | | | |||
Профориентация | | | | |||||||
1. | Конкурс плакатов ко Дню учителя | 1-4 | октябрь | классные руководители | | | | |||
2. | Организация и проведение классных часов по профориентационной работе | 1-4 | В течение года по плану кл. руководителей | классные руководители | | | | |||
3. | Интерактивное занятие «Кем я хочу быть…» | 1-4 | февраль | классные руководители | | | | |||
4 | Внеклассное мероприятие с приглашением родителей «Профессии моих родителей» | 1-4 | март | классные руководители | | | | |||
Экскурсии, экспедиции, походы | | | | |||||||
1 | Экскурсии в пришкольный парк с целью изучения природных явлений | 1-4 | В течение года по плану учителей – предметников эколого –биологического цикла | классные руководители | | | | |||
2 | Поход выходного дня | 1-4 | В течение года по плану классного руководителя | классные руководители | | | | |||
3 | Организация и проведение экскурсий в музеи, театры, кинотеатры г. Нальчика | 1-4 | В течение года по плану классного руководителя | классные руководители | | | |