Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение города Новосибирска
«Специальная (коррекционная) школа - интернат № 39»
Утверждаю
_______________ Е.И. Трутнева
Директор МКОУ С(К) ШИ № 39
Приказ от ____________2017г. № ______
Регистрационный № ___________
Принято
Решением педагогического Совета МКОУ С(К)ШИ № 39
Протокол № ___ от ________2017г.
Согласовано:
Советом школы-интерната
____________ 2017г. № _________
(МКОУ С(К)ШИ № № 39)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ
Группы выходного дня
«Как прекрасен этот мир»
Данная программа разработана сроком на один учебный год для воспитанников
Составитель программы:
Боброва Галина Александровна,
воспитатель группы выходного дня
Новосибирск, 2017
Содержание Рабочей программы
Содержание 2
Пояснительная записка 3
Цель и задачи программы 6
Основные принципы программы 7
Формы работы. Решаемые задачи 8
Содержание Рабочей программы 10
Планируемые результаты 12
Тематическое планирование мероприятий по программе 14
Приложение № 1.
Методика и диагностика 16
Приложение №2.
Проект «Моя малая Родина» 21
Пояснительная записка
“Воспитание — великое дело: им решается участь человека”
В.Г. Белинский
Программа рассчитана на учащихся 3 класса и направлена на повышение статуса духовно – нравственных ценностей на основе всемерного использования национально – культурных традиций, опыта ученического самоуправления, самоорганизации. Предлагаемая программа определяет цель, задачи, формы и методы работы по организации духовно – нравственного воспитания учащихся, может содействовать качественной организации педагогических и воспитательных подходов к его осуществлению в интересах создания благоприятных условий для индивидуального развития личности ребёнка, его духовного мира, нравственных ценностей.
В числе глобальных проблем человечества проблема воспитания подрастающего поколения становится одной из самых актуальных. Необходимо создать психолого-социально-педагогические условия, благоприятствующие самоопределению в социуме и развитию ребенка. Процесс воспитания реализуется в деятельности, которая осуществляется ребенком вначале с помощью взрослых, затем самостоятельно. Именно в совместной деятельности происходит развитие, раскрытие внутренних возможностей ребенка. Поэтому важно объединить все усилия семьи и школы для воспитания личности, которая соответствует требованиям общества.
Учащиеся коррекционных школ проводят в образовательном учреждении большую часть времени, поэтому школа посредством воспитания и обучения реализует заложенные психобиологические задатки, трансформирует их в социально-значимые свойства человеческой личности при самом активном участии ребенка. Таким образом, у ребенка с ОВЗ появляется возможность самостоятельной жизнедеятельности в будущем.
Рабочая программа «» для учащихся 3 класса составлена на основе:
Федерального Закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования и основного общего образования
Постановления главного санитарного врача РФ от 10.07.2015 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно - эпидемиологические требования к условиям и организации обученияи воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Письма Минобрнауки РФ от 12.05.2011 N 03-296 Об организации внеурочной деятельности и федерального государственного образовательного стандарта общего образования, Уставом школы-интерната.
«Программы воспитания и социализации учащихся на ступени начального общего образования» МКОУ С(К) школа-интернат № 39 на 2013-2017г.г..
программы Денискиной В.З. «Содержание работы воспитателя с учащимися начальных классов школ для детей с нарушением зрения». – В. Пышма, 1997.
методического пособия «Формирование социально-адаптивного поведения у учащихся с нарушением зрения в начальных классах» / Под ред. Л.И. Плаксиной. – Калуга, 1998.
методического пособия «Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме»/Под ред. Е. Д. Худенко, Г. Ф. Гаврилычева, Е. Ю. Селиванова, В. В. Титова-АРКТИ, 2007. методического конструктора «Внеурочная деятельность школьника. Стандарты второго поколения»/ Д.В.Григорьев – М.: Просвещение, 2014. методического конструктора «Внеурочная деятельность: теория и практика. 1-11 классы»/ Сост.А.В.Енин. – М.: ВАКО, 2016.
Рабочая программа может реализовываться как в рамках отдельно взятого класса, так и в рамках школьников одной возрастной группы. Рабочая программа «Человек начинается с детства!» - индивидуальный инструмент воспитателя, с помощью которого он определяет наиболее оптимальные и наиболее эффективные для определенного класса содержание, формы, методы и приемы организации воспитательного процесса с целью получения результата, соответствующего требованиям Стандарта.
При проектировании данной программы выработано согласованное мнение всех субъектов образовательного процесса: педагогов, учащихся, родителей, социальных партнеров.
Программа учитывает возрастные и психологические особенности школьника, позволяет развивать его личность в рамках: спортивно-оздоровительном, духовно-нравственном, социальном, общеинтеллектуальном, общекультурном направлениях.
При разработке содержания программы, главное внимание уделяется раскрытию индивидуальных способностей, творческих начал личности, формированию устремлений ребенка в направлении «я - хочу» и «я - могу» как основы взаимодействия с педагогом. В программе учтены три момента: цели, мотивы и ведущие виды деятельности ребенка.
Основные цели на каждом возрастном этапе, учитывая особенности сензитивного возраста, определяют основной акцент деятельности классного руководителя, воспитателя, который не слепо следует рекомендациям, а индивидуально подходит к их использованию в конкретном классном коллективе, варьируя имеющимися педагогическими средствами.
Доминирующей целью является: формирование общечеловеческих культурных ценностей.
Малая Родина, родной дом, родной город, родные люди, родная природа, родной язык.
Культура умственного труда. Привитие устойчивого интереса к чтению. Культура устной и письменной речи.
Культура поведения человека в школе, семье, общественных местах, наедине с собой. Правила общения со старшими, младшими, стариками, инвалидами, сверстниками.
Гигиеническая культура и приобщение к ней. Гигиена девочки и мальчика. Культура питания. Приобщение к физической культуре: физические упражнения и подвижные игры, водные и воздушные процедуры. Культура одежды.
Культура физического труда. Необходимость и радость физического труда. Экологическая культура и приобщение к ней. Общение человека и природы. Охрана природы, забота об окружающей среде. Человек и животные.
Основные мотивы:
«потребности во внешних впечатлениях», которые реализуются при участии взрослого, его поддержке и одобрении, что способствует созданию климата эмоционального благополучия;
потребность, настойчивое стремление стать школьником: познавательная потребность, выражающаяся в желание учиться, приобретать новые знания;
потребность в общении, принимающая форму желания вы поднять важную общественно значимую деятельность, имеющую значение не только для него самого, но и для окружающих взрослых.
Основные виды деятельности:
игра в ее наиболее развернутой форме: предметная, сюжетно-ролевая, драматизация. Ролевая игра выступает как деятельность, в которой происходит ориентация ребенка в самых общих, в самых основных сферах человеческой деятельности;
учебная деятельность как ведущая в умственном развитии детей младшего школьного возраста, т.к. через неё отрабатывается вся система отношений ребенка с окружающими взрослыми.
Комплексная программа включает проведение регулярных еженедельных занятий с учащимися и занятия крупными блоками - «интенсивами». Интенсив воспитательной деятельности – это форма, при которой в ограниченный временной срок происходит максимальное формирование определенного социального опыта.
Цель: создание системы, которая будет способствовать формированию самостоятельной, творческой и активной личности, способной преобразовать себя, окружающую среду и нести за это ответственность.
Задачи:
изучать индивидуальные особенности воспитанников, с целью повышения эффективности коррекционной работы и мер педагогического воздействия;
использовать различные формы работы для воспитания самостоятельной, творческой и активной личности;
формировать и развивать способности слепого и слабовидящего ребёнка, необходимых для позитивной жизнедеятельности в обществе зрячих;
расширять культурно-образовательное пространство;
совершенствовать социально-психологические отношения;
способствовать развитию у воспитанников чувства коллективизма, общественной активности, ответственности перед коллективом;
формировать нравственное самосознание, ответственность как черты личности и обучения культуре поведения на основе управления собой (ответственность, объективная самооценка, дисциплина, умение подчиняться и руководить);
способствовать дальнейшему развитию потребности в здоровье, как жизненно важной ценности, сознательного стремления к ведению здорового образа жизни; воспитание позитивного отношения воспитанников к физической культуры и занятиям спорта.
приобщать родителей к школьной жизни ребёнка.
продолжить работу клуба «Выходного дня»
Основные принципы программы
В программе соблюдаются следующие принципы:
Принцип учета потребностей обучающихся и их родителей. Для этого необходимо выявление запросов родителей и обучающихся, соотнесение запроса с кадровым ресурсом учреждения, особенностями программы развития.
Принцип преемственности, заключающийся в выборе хотя бы одного направления деятельности, которое продолжалось бы в основной школе.
Принцип разнообразия направлений и форм внеурочной деятельности, предполагающий реализацию на каждой ступени всех пяти направлений внеурочной деятельности, предложенных в стандартах. В плане внеурочной деятельности образовательного учреждения должны быть представлены кружки, студии, клубы, мастерские, секции и др.
Принцип учета социокультурных особенностей школы, программы развития образовательного учреждения. Например, если школа работает по проблеме экологического образования и воспитания, то данное направление должно найти отражение в занятиях внеурочной деятельностью, начиная с начальной школы.
Принцип взаимодействия с учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта. Часть внеурочных занятий может быть реализована на территории учреждений дополнительного образования, библиотеки. Руководителем кружка может являться специалист системы дополнительного образования, или учреждений культуры и спорта.
Принцип оптимального использования учебного и каникулярного периодов учебного года при организации внеурочной деятельности. Часть программы внеурочной деятельности может быть реализована во время каникул, выходных дней. Информация о времени проведения тех или иных занятий должна содержаться в программе курса внеурочной деятельности.
Принцип учета возможностей учебно-методического комплекта, (УМК) используемого в образовательном процессе.
Формы работы. Решаемые задачи.
№ п/п | Форма работы | Решаемые задачи |
1 | Общекультурное направление |
| | Развитие эмоциональной сферы ребенка, чувства прекрасного, творческих способностей, формирование коммуникативной и общекультурной компетенций. |
2 | Общеинтеллектуальное направление |
| | Обогащение запаса учащихся языковыми знаниями, способствование формированию мировоззрения, эрудиции, кругозора. Познавательная деятельность. |
3 | Социальное направление |
| Интересные встречи Тестирование Экологические рейды Благотворительные акции Шефская помощь Выпуск стенгазет Работа на пришкольном участке Разведение комнатных цветов Конкурсы Фотоотчет Викторины Концерты | Формирование стремления к социально значимой деятельности, к осознания таких ценностей как познание, истина, целеустремленность. |
4 | Духовно-нравственное направление |
| | Привитие любви к Отечеству, малой Родине, формирование гражданской ответственности, чувства патриотизма, формирование позитивного отношения к базовым ценностям общества, религии своего народа. |
5 | Спортивно-оздоровительное направление |
| Интересные встречи Соревнования Праздники Конкурсы Проектная деятельность Олимпийские игры Состязания Инструктажи по ТБ Фотоотчет Турниры Спартакиады Концерты | Всестороннее гармоническое развитие личности ребенка, формирование физически здорового человека, формирование мотивации к сохранению и укреплению здоровья. Профилактика вредных привычек. |
Содержание Рабочей программы
В соответствии с требованиями ФГОС внеурочная деятельность организуется по основным направлениям развития личности: духовно- нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное.
Духовно-нравственное направление «Азбука нравственности»
Главная цель: воспитание гражданственности, нравственного человека, способного к принятию ответственных решений и к проявлению нравственного поведения в любых жизненных ситуациях.
Ценности: любовь к Родине, своему народу, своему краю.
Содержание данного направления обеспечивает:
формирование духовно - нравственных ориентиров на основе общечеловеческих ценностей и реализация их в практической деятельности;
получение обучающимися опыта определения актуальных для них смысл жизненных и нравственных проблем; приобретение опыта разрешения нравственных проблем на основе морального выбора;
преодоление недостатков развития личностных качеств, обусловленных зрительным нарушением
Помимо этого содержание данного направления обеспечивает возможности для приобретения опыта определения и реализации собственных ценностных приоритетов в искусстве, духовно-практической деятельности (творчество, помощь людям, благотворительность, добровольчество, волонтерство и др.)
2. Спортивно - оздоровительное направление «Азбука здоровья»
Ценности: здоровый образ жизни, гигиена культуры и поведения, общение, доброта и отзывчивость, душевное равновесие.
Спортивно-оздоровительное направление предполагает:
приобщение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к ценностям здорового образа жизни;
формирование у них мотивов и потребностей в бережном отношении к собственному здоровью;
создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, формирование умений использовать средства физической культуры и спорта в организации здорового образа жизни и досуговой деятельности;
включение обучающихся в спортивно-зрелищные мероприятия (турниры, марафоны, спортивные праздники, встречи с выдающимися спортсменами и др.)
3. Общеинтеллектуальное направление «Умники и умницы»
Ценности: интеллект, творческие способности, целеустремлённость, преодоление трудностей, исследовательское мышление.
Общеинтеллектуальное направление предполагает:
формирование у обучающихся интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения познавательных задач, анализом ситуаций, сопоставлением различных данных;
формирование у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, устанавливать закономерности, строить и проверять гипотезы,
формирование пространственных представлений, пространственного воображения, умений рассуждать.
4.Общекультурное направление «Культурное пространство»
Цель: формирование эстетических ценностей, обеспечение наилучших условий для воплощения творческого потенциала, развития таланта и способностей воспитанников.
Ценности: красота, эстетика, культура речи и общения, уважение к культурному наследию своего народа.
Общекультурное направление предполагает:
формирование у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья способностей к ориентировке в пространстве культуры (общечеловеческая культура, национальная культура, семейные традиции, народные традиции и др.);
освоение этических норм, эстетических эталонов;
создание условий для приобретения обучающимися опыта деятельности в области освоения культурного пространства
5. Социальное направление «Социальный светофор»
Цель - формированиями ценностей социально приемлемого и одобряемого поведения.
Социальное направление:
даёт возможность развития у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья навыков общения со сверстниками и в разновозрастной детской среде;
включение обучающихся в процессы преобразования окружающей среды;
присвоение и отработку ими различных социальных ролей, приобщение к ценностям гражданственности, социальной солидарности, развитие умений принимать групповые нормы.
Реализация социального направления направлена на обеспечение условий интеграции обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в общество.
Планируемые результаты от реализации Рабочей программы «Как прекрасен этот мир»
Воспитанник получит:
1. Знания основных моральных норм поведения и ориентацию на их выполнение;
2. Установку на здоровый образ жизни;
Ориентацию на нравственное содержание смысла, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
Основы этнической принадлежности, как члена семьи, представителя народа, гражданина России, сопричастности и гордости за свою Родину, народ, историю;
Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения.
Основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, умения следовать нормам природоохранного, нерасточительного поведения.
Навык исследовательского поиска.
Воспитанник получит возможность научиться:
адекватно использовать речевые средства общения для решения коммуникативных задач;
допускать возможности существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственным мнением;
строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников.
выдвигать гипотезы, доказывать, рассуждать.
Каждое из основных направлений воспитания обучающихся начальной школы должно обеспечивать принятие ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности (самосознания) гражданина России.
Реализация программы должна обеспечивать достижение обучающимися воспитательных результатов и эффектов воспитания.
Воспитательный результат – это те приобретения, которые получил школьник вследствие участия в той или иной деятельности.
Эффект – это последствие результата, то, к чему привело достижение результата.
Воспитательные результаты любого из видов деятельности воспитанников распределяются по трем уровням.
Первый уровень результатов – приобретение учащимися социальных знаний об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п., первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими педагогами (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов – получение учащимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, что должно учитываться при организации воспитания и социализации младших школьников.
Достижение трех уровней воспитательных результатов обеспечивает появление эффектов воспитания – формирование у школьников коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности и социокультурной идентичности (принадлежность к семье, школе, малой родине, Российскому государству)
Циклограмма:
1. Выполнение режимных моментов.
2. Еженедельно в субботу - банный день, стирка белья, утюжка, генеральная уборка в своей комнате.
3. Заседание клуба "ВД" 12-00 в воскресенье 1 раз в две недели.
Тематический план программы на первое полугодие 2017-2018 учебного года для группы воскресного дня.
№ | Наименование направлений внеурочной деятельности, Разделов (модулей), тем | Кол-во часов | Характеристика деятельности обучающихся |
Аудиторные | Внеаудиторные |
1.Общекультурное направление «Культурное пространство» |
1.1 | Заседание кпуба В.Д. "Здравствуй школа. Мои планы на учебный год" | 1 | | Тематическая беседа с просмотром презентации |
1.2 | Заседание кпуба В.Д. " День белых журавлей" | 1 | | Просмотр фильма с обсуждение, чтение стихов. |
1.3 | Заседание клуба В.Д. "Мама и бабушка в моей жизни" | 1 | | Просмотр презентации, подарок для бабушки. |
1.4 | Заседание кпуба В.Д. "Международный день инвалидов" | 1 | | Просмотр презентации с обсуждением. |
1.5 | Заседание клуба "ВД" "Мои права и обязанности" | 1 | | Познавательно-игровая программа с использованием мультимедийной презентации |
1.6 | «Мой дом – моя крепость!» (Проблемные ситуации «Как поступить?») | 1 | | Беседа, эксперимент, наблюдение, диспут, игровые методы |
2.Общеинтеллектуальное направление «Умники и умницы» |
2.1 | Проект «Моя малая Родина» | 1 | | «С Новосибирском связанные судьбы», тематическая познавательная беседа. |
2.2 | Проект «Моя малая Родина» | 1 | | «Улицы города говорят», познавательная беседа. |
2.3 | «Путешествие по стране Дорожных знаков» | 1 | 1 | Беседа, словесный метод, метод «мозговая атака», игровые методы, индивидуально-коллективный метод. Участие в творческом конкурсе «Маленький пассажир в автокресле» |
2.4 | Проект «Моя малая Родина» | 1 | | «Легенды города», тематическая беседа, просмотр презентаций. |
2.5 | Заседание клуба В.Д. "Мама и бабушка в моей жизни" | 3 | | Изготовление поделки - подарка для бабушки. Конкурс рисунков. |
2.6 | «Подарок маме – своими руками» | 1 | | Творческая мастерская. |
2.7 | Проект "Моя малая родина" | 1 | | Создание и просмотр презентации, виртуальное путешествие по г.Новосибирску «Улицы и памятники города» |
2.8 | Проект «Моя малая Родина» | 1 | | «Необычные памятники Новосибирска», познавательная беседа с элементами презентации. |
2.9 | Час общения «Ответственность несовершеннолетних за правонарушения» | 1 | | "Я и мои поступки". «Учись принимать правильное решение. Делать вывод» |
2.10 | Проект «Моя малая Родина» | | | Викторина: «Как я знаю родной город?» |
3.Социальное направление «Социальный светофор» |
3.1 | Безопасность в школе «Правила эвакуации!» | 4 | | Просмотр и обсуждение видеофильма. Индивидуально-коллективный метод, инструктаж. |
3.2 | «Каникулы без травм» - профилактика дорожно – транспортного травматизма. | 1 | | Беседа, практическая работа, наблюдение, инструктаж |
3.3 | «Правила поведения в школе. Правила эвакуации в школе!» | 1 | | Тематическая беседа, практическая работа, наблюдение, инструктаж |
3.4 | «…Не такие, как все» К Международному дню слепых | 1 | | Познавательное занятие с использованием презентации |
3.5 | Акция «Твори добро» (Изготовление подарков своими руками) | 1 | | Акция, подарки друг другу к Новому году своими руками |
3.6 | Тематические выставки | 5 | | Творческая мастерская (тематическая) |
3. | «Я качественно делаю домашнее задание!» | 4 | | Беседа, практическая работа, наблюдение |
4.Духовно-нравственное «Азбука нравственности» |
4.1 | Заседание кпуба В.Д. "Международный день белой трости" Заседание кпуба В.Д. «16 ноября - день толерантности» | 1 | | Просмотр презентации о «великих» людям с белой тростью в руках. |
4.2 | Заседание кпуба В.Д.«16 ноября - день толерантности» | 1 | | «Планета Толерантности», познавательная беседа, просмотр презентации. |
5.Спортивно-оздоровительное направление «Азбука здоровья» |
5.1 | «Помнить правила движения все должны без исключения!» | 1 | | Активный диалог, познавательная беседа с элементами презентации. |
5.2 | Организация физкультминуток на самоподготовке | ежедн | | Наблюдение, инструктаж, беседа, индивидуальная работа. Изучение здоровьесберегающих технологий. |
5.3 | Гимнастика для глаз | ежедн | | Здоровьесберегающих технологий. |
5.4 | «Забавные сезонные игры на свежем воздухе» | 4 | | Разучивание подвижных игр на прогулке |
Приложение № 2
Проект «Моя малая Родина»
Человеку важно знать свои корни-отдельному человеку, семье, народу –
тогда и воздух, которым мы дышим, будет целебен и вкусен,
дороже будет взрастившая нас земля и легче будет
почувствовать назначение и смысл человеческой жизни.
Василий Песков
Актуальность проекта заключается в том, что для современного человека важнейшей стала задача восстановления культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной. Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей - личности самого ребёнка, жизни его семьи. Именно в этом возрасте в силу его психологических особенностей необходимо формировать представления о малой родине, Отечестве, показывать неразрывную связь истории семьи с историей страны. Знакомясь с биографией своих родителей, бабушек и дедушек, дети начинают понимать связь времён, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям.
Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание духовно-нравственных, художественно-эстетических, патриотических чувств, следует проводить через осознание ребёнком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через осознание своей значимости, неповторимости.
Вид мини-проекта: групповой, творческий, исследовательский.
Цель: духовно-нравственное и воспитание будущего гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, (его традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии.
Задачи:
содействовать формированию у обучающихся представлений об историческом прошлом и настоящем нашего края, о личностях, оставивших заметный след в истории;
расширить и углубить знания учащихся, дополняющие школьную программу по окружающему миру;
привить младшим школьникам умения и навыки поисковой деятельности, способности к поисково-исследовательской, творческой деятельности;
развитие наблюдательности и способности описывать факты из истории родного края, исследовать и систематизировать собранный материал, оформлять его;
воспитание любви к малой Родине;
экологическое воспитание (показать влияние деятельности человека на природные сообщества, взаимосвязь человека с природой, воспитание чувства ответственности за окружающую нас природу, стремление не только сохранить, но и возродить то, что исчезло по вине человека);
развитие логического мышления, речи, памяти;
развитие эстетического восприятия окружающей среды, чувства доброты;
выработка активной жизненной позиции, воспитание творческого отношения к жизни и стремление к постоянному развитию и самообразованию;
воспитание гражданина своего Отечества, знающего исторические, культурные ценности и традиции своего народа, заботящегося о процветании своей Родины, своего народа и края.
Ожидаемый результат:
учащиеся научатся видеть и понимать красоту живой природы;
научатся собирать, анализировать, оформлять информацию, результаты простейшей исследовательской и поисковой деятельности;
вести простейшие наблюдения в природе;
воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и познавательного интереса;
научатся проводить самостоятельно наблюдения в природе;
приобретут навык самостоятельно находить в литературе и дополнительных источниках сведения по определенной тематике и излагать их в виде сообщений, творческих работах или рассказа;
научатся составлять небольшие рассказы ,мини проекты о своей Родине ее культуре, истории и великих людях, о достопримечательностях малой Родины.
Календарно-тематическое планирование проект «Моя малая Родина»
№ | Тема мероприятий | Содержание | Количество часов |
1. | «С Новосибирском связанные судьбы», тематическая познавательная беседа. | Проектный метод, метод «мозговая атака», метод активного диалога | 1 |
2. | «Улицы города говорят», познавательная беседа. | Проектный метод, метод «мозговая атака», метод активного диалога, метод «круглого стола», игровые методы. | 3 |
3. | Создание и просмотр презентации, виртуальное путешествие по г. Новосибирску «Улицы и памятники города» | Проектный метод, метод «мозговая атака», метод активного диалога, метод «круглого стола», игровые методы. | 3 |
4. | Как я знаю родной город?», (Викторина)« | Проектный метод, метод «мозговая атака», метод активного диалога, метод «круглого стола», игровые методы, конкурс, творческая деятельность. | 3 |
4.1 | «Мы за чистый город» (Конкурс рисунков, плакатов) |
4.2 | Акция «Твори добро» (Творческая деятельность) |
4.3 | «Легенды города», тематическая беседа, просмотр презентаций. | Беседа, индивидуально – коллективный метод. | 1 |
5. | «Необычные памятники Новосибирска», познавательная беседа | Исследовательская совместная работа учащихся с родителями. | 1 |
13. | «С чего начинается Родина?» (Защита проекта.) | Фотоальбом или презентация | 1 |
Итог работы: | 1. Защита мини-проекта «С чего начинается Родина?» 2. Выставка мини-проектов. |