№ п /п | Содержание (разделы, темы) | Количество часов | Домашнее задание | элементы содержания | Планируемые результаты |
Предметные УУД | Метапредметные УД | Личностные УУД |
Введение. 1 |
1 | Новейшая история: понятие и периодизация. | 1 | Стр. 4 – 5 | Новейшая история- период двух эпох: 1890-1960 гг. и 1970-е гг- настоящее время. Модернизация | Объяснять значение понятия новейшая история и место этого периода в мировой истории. | Р.- принимать учебную задачу; проявлять умения ориентироваться в учебнике; учитывать выделенные учителем ориентиры действия; уметь оценивать свою работу на уроке; оценивать эмоциональное состояние, полученное от деятельности на уроке. К.- применять правила делового сотрудничества, сравнивать разные точки зрения; вступать в коллективное сотрудничество, участвовать в обсуждении вопросов, обмениваться мнениями, слушать друг друга, согласовывать действия с партнером. | понимать значение знаний для человека и принимать его; мотивировать свои действия, проявлять интерес к новому учебному материалу; оценивать собственную учебную деятельность. |
| Новейшая история. Первая половина ХХ в. | 16 | |
2 | Индустриальное общество в начале ХХ в. | 1 | §1, заполнение таблицы «Неравномерное развитие экономики стран мира». | Новая индустриальная эпоха. Вторая промышленно-технологическая революция. Бурный рост городов и городского населения. Массовое производство промышленных товаров. Социальный реформизм. Индустриализм и единство мира. Массовая миграция населения. Германия. Великобритания. Франция. Австро-Венгрия. Италия. | Называть важнейшие перемены в социально-экономической жизни общества. Объяснять причины быстрого роста городов. Сравнивать состояние общества в начале ХХ в. И во второй половине Х1Х в. | Р.- принимать учебную задачу; проявлять умения ориентироваться в учебнике; учитывать выделенные учителем ориентиры действия; уметь оценивать свою работу на уроке; оценивать эмоциональное состояние, полученное от деятельности на уроке. К.- применять правила делового сотрудничества, сравнивать разные точки зрения; вступать в коллективное сотрудничество, участвовать в обсуждении вопросов, обмениваться мнениями, слушать друг друга, согласовывать действия с партнером. | Р.- принимать учебную задачу; проявлять умения ориентироваться в учебнике; учитывать выделенные учителем ориентиры действия; уметь оценивать свою работу на уроке; оценивать эмоциональное состояние, полученное от деятельности на уроке. К.- применять правила делового сотрудничества, сравнивать разные точки зрения; вступать в коллективное сотрудничество, участвовать в обсуждении вопросов, обмениваться мнениями, слушать друг друга, согласовывать действия с партнером. |
3 | Политическое развитие в начале ХХ в | 1 | § 2. Заполнение таблицы «Либералы у власти в странах мира». | Демократизация.. Республиканские партии. Парламентские монархии. Всеобщее избирательное право. Консерватизм, либерализм, социализм, марксизм. Религия и национализм. Социалистическое движение. Рабочее движение. Рабочее движение. Либералы у власти. США. Великобритания. Германия. Франция. Италия. Национализм. | Объяснять сущность. И направления демократизации жизни в начале ХХ в. Сравнивать политические партии начала ХХ и Х1Х в. Оценивать роль профсоюзов. |
4 | «Новый империализм». Предпосылки Первой мировой войны. | 1 | §3, § 4. Составление блок - схемы «Цели и задачи стран в начале Первой мировой войны». | «Новый империализм». Африка. Азия. Центральная и Южная Америка. Протекционизм. Предпосылки Первой мировой войны. Смена военно-политических союзов. Франко-русский союз и Антанта. Соглашение 1904 г. Англо- русская конвенция 1904 г. Окончательное формирование Антанты. | Выявлять Экономическую и политическую составляющие «нового империализма». Показывать на карте территории военно-политических блоков. Рассказывать о предпосылках Первой мировой войны. |
5-6 | Первая мировая война 1914-1918 гг. Версальско-Вашингтонская система. | 2 | Составление таблицы «Основные сражения Первой мировой войны». | Июльский кризис. 1 августа 1914 г. Цели и планы участников войны. Франция . Великобритания. Австро-Венгрия. Германия. Россия. Военные действия в 1915 г. Италия. Болгария. Четверной союз. Верденская «мясорубка» и военные действия в 1916 г. Брусиловский прорыв. Ютландское сражение. Подводная война. Внутреннее положение в воюющих странах . Революция 1917 г. в России. Брестский мир. Военные действия на Западном фронте в 1917 г. Поражение Четверного союза. Революции. Итоги Первой мировой войны. Версальско-Вашингтонская система. Парижская мирная конференция. Лига Наций Договор четырех держав. Договор десяти держав. Договор пяти держав. Непрочность сложившейся системы. | Рассказывать об этапах и основных событиях первой мировой войны. Характеризовать цели и планы сторон. Оценивать взаимодействие союзников. Выполнять самостоятельную работу, опираясь на содержание изученного материала. |
7 | Последствия войны: революции и распад империй. Капиталистический мир в 1920-е гг. США и страны Европы. | 1 | § 5. Задания в рабочей тетради (Тест 4). | Последствия Первой мировой войны. Раскол империй и образование новых государств. Революция в Германии в 1918-1919 гг. Распад Австро-Венгерской империи. Образование Чехословакии, Югославии. Распад Российской империи. Восстановление Польши. Провозглашение независимости Финляндии. Утверждение независимости прибалтийских республик. Особенности экономического восстановления 1920-х гг. План Дауэса. Международные отношения в 1920-е гг. США и страны Европы в 1920-е гг. США: процветание по-американски. Германия: кризис Веймарской республики. Путчи и восстания. Великобритания: коалиционные правительства. Особенности политического процесса. Первое лейбористское правительство. Франция в 1920-е гг. Политическая неустойчивость. Национальный блок. В поисках безопасности. | Показывать на карте страны, где произошли революции во время мировой войны и после нее. Объяснять, какие международные условия способствовали развитию революций в разных странах. Комментировать итоги и последствия революций . Объяснять причины и последствия распада Российской империи. Называть причины роста экономики США. Характеризовать международные отношений в 1920- е гг. Сравнивать развитие Великобритании, Германии, Франции, США в 1920-е гг. Готовить сообщения. |
8 | Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. Пути выхода. | 1 | § 7. Задания в рабочей тетради (Тест 6). | Причины экономического кризиса. Особенности мирового экономического кризиса 1929-1933 гг. Социальные последствия кризиса. Пути выхода из кризиса. Либерально-демократические режимы. Тоталитарные режимы: общее и особенное. Авторитарные режимы. | Объяснять причины и особенности экономического кризиса. Сравнивать либерально-демократические и тоталитарные режимы. Характеризовать авторитарные режимы, их особенности. |
9 | США: новый курс Ф. Рузвельта. | 1 | § 8. Задания в рабочей тетради (Тест 7). | Особенности экономического кризиса в США. Политика президента Г. Гувера. «Новый курс» Ф.Рузвельта. Массовые социальные движения. Рост профсоюзного движения. Социальные реформы «нового курса». Внешняя политика СЩА. | Называть особенности кризиса в США. Раскрывать суть «Нового курса» Ф. Рузвельта. Характеризовать социальные реформы «нового курса». |
10 | Демократические страны Европы в 1930-е гг. Великобритания и Франция. | 1 | § 9. Задания в рабочей тетради (Тест 8) | Великобритания: национальное правительство. Экономическая политика. Внешняя политика Великобритании. Франция в 1930-е гг.: политическая неустойчивость, Народный фронт. Парламентский кризис и угроза фашизма. Формирование антифашистского фронта. Деятельность правительства Народного фронта. | Сравнивать экономическую политику Англии и США в период кризиса. Разрабатывать проекты по проблематике темы урока. Анализировать внешнюю политику Великобритании в 1930- е гг. Приводить примеры, свидетельствующие об угрозе фашизма во Франции. |
11-12 | Тоталитарные режимы в 1920-1930- е гг. Италия, Испания, Германия. | 2 | §10-11. Задания в рабочей тетради (Тест 9). Эссе «Причины прихода нацистов к власти». | Италия: фашизм и корпоративизм. Установление фашистского тоталитарного режима. Особенности итальянского фашизма. Создание корпоративной системы. Внешняя политика. Германия: нацизм и тоталитарная диктатура. Милитаризация экономики. Внешняя политика. Испания: революция, гражданская война, франкизм. Левый лагерь. Правый лагерь. Победа Народного фронта. Гражданская война 1936-1939 гг. Испанский фашизм. Особенности франкизма. | Объяснять причины установления тоталитарного режима в Италии. Характеризовать итальянский фашизм. Объяснять, почему Италия стала первой страной Европы, где утвердился фашизм; причины установления тоталитарной диктатуры в Германии. Называть путь прихода фашистов к власти в Испании. |
13 | Восток в первой половине ХХ в. Латинская Америка в первой половине ХХ в. | 1 | § 12, 13 | Традиции и модернизация. Япония. Китай. Исторические ступени Китая на путик модернизации. Первые попытки реформ. Буржуазная революция 1911-1912 гг. Национальная великая революция 1920-х гг. Гражданская война 1927-1937 гг. Агрессия Японии и единый национальный фронт. Индия Гандизм. Кампании ненасильственного сопротивления. Латинская Америка: особенности общественного развития. Пути развития континента в ХХ в. Пути и методы борьбы. Мексика. Кубинская революция. | Объяснять, какие задачи стояли перед Японией, Индией, Китаем в 1920-1930-е гг. Сравнивать пути к модернизации в Японии, Китае, Индии. Раскрывать смысл понятия гандизм. Выделять особенности общественного развития. Объяснять сходство и различия в развитии стран континента. Сравнивать развитие Мексики и Кубы |
14 | Культура и искусство первой половины ХХ в. | 1 | § 14. Презентации по теме урока. | Революция в естествознании. Особенности художественной культуры. Символизм . Литература. | Раскрывать социальный смысл революции в естествознании. Давать оценку достижениям художественной культуры. Характеризовать новый стиль в искусстве- модерн. Распознавать и оценивать произведения в стиле модерн. |
15 | Международные отношения в 1930-е гг. | 1 | § 15. Работа над словарем терминов. | Крах Версальско-Вашингтонской системы. Несостоятельность Лиги Наций. Военно-политический блок «Берлин-Рим-Токио». Чехословацкий кризис. Мюнхенский сговор 1938 г. Провал идеи коллективной безопасности. | Объяснять причины распада Версальско-Вашингтонской системы. Готовить доклады, сообщения. Оценивать роль Лиги Наций в 1930- е гг. |
16-17 | Вторая мировая война. 1939-1945 гг. | 2 | § 16. Подготовка к к/р | Начало Второй мировой войны. Политика СССР. Поражение Франции. Великая Отечественная война Советского Союза. Коренной перелом во Второй мировой войне. Перл-Харбор и война на Тихом океане. Боевые действия в Северной Африке. Антигитлеровская коалиция. Движение Сопротивления. Завершающий период Второй мировой войны. Берлинская операция и капитуляция Германии. Берлинская конференция. Капитуляция Японии. Жертвы. Потери. Итоги Второй мировой войны. | Объяснять причины Второй мировой войны. Анализировать готовность главных участников к войне. Называть основные периоды войны. Показывать на карте районы и комментировать основные события боевых действий. Объяснять направления взаимодействия союзников; какие страны внесли наибольший вклад в победу. |
| Новейшая история. Вторая половина ХХ- начало ХХ1 в. | 16 | |
18 | Послевоенное мирное урегулирование. Начало «холодной войны». | 1 | § 17. Задания | Последствия Второй мировой войны. Распад Антигитлеровской коалиции. Образование ООН. Нюренбергский процесс. «Холодная война». Военно-политические блоки. Гонка вооружений. План Маршалла. Организация Североатлантического договора (НАТО). Организация Варшавского договора. | Объяснять основные последствия войны для стран-союзников , стран-агрессоров, всего мира. Характеризовать основные этапы «холодной войны» и их содержание. Сравнивать цели и территории охвата военно-политических блоков. | Р.- принимать учебную задачу; удерживать цель деятельности до получения ее результата; осуществлять самостоятельный контроль своей деятельности; прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материала. К.- применять правила делового сотрудничества, сравнивать разные точки зрения; оформлять диалогические высказывания, понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей. | понимать значение знаний для человека; определять границы собственного знания и незнания. |
19 | Завершение эпохи индустриального общества. 1945-1970 гг. | 1 | § 18. Задания | Особенности экономического восстановления. Новые международные условия. Экономическая интеграция. Эпоха дешевой энергии и сырья. Государственное регулирование и смешанная экономика. Массовое производство и массовое потребление. Государство благосостояния. | Выявлять новизну в экономических и политических связях. Характеризовать государство благосостояния. Объяснять условия развития массового производства |
20 | Кризисы 1970-1980-х гг. Становление информационного общества | 1 | | Становление информационного общества. Экономические кризисы 1970-1980-х гг. Научно-техническая революция. Третья промышленно-технологическая революция. Постиндустриальное общество. | Называть черты и признаки информационного общества. Сравнивать индустриальное и постиндустриальное общества. Выполнять самостоятельную работу, опираясь на содержание изученной главы учебника. |
21 | Политическое развитие | 1 | § 19. Задания | Идейно-политические течения и партии. Международное коммунистическое движение. Социалистический интернационал. Правый экстремизм. Национализм. Особенности политического развития в мире. Три волны демократизации в мире. Классификация групп современных государств. | Называть основные идейно-политические направления в европейских государствах. Подготовить сообщения. Сравнивать содержание трех этапов в экономической политике; тенденции мирового развития с тенденциями развития 1920-1930-х гг. |
22 | Гражданское общество. Социальные движения. | 1 | §20, §21. Задания | Гражданское общество на завершающем этапе индустриального развития. Изменение роли и характера гражданского общества. Новые левые движения молодежи и студентов. Движение гражданских инициатив. Экологическое движение. Национальное, этническое и лингвистическое движения. Обновленческий процесс. | Называть главные черты гражданского общества. Сравнивать гражданское общество в индустриальную и постиндустриальную эпохи. Обсуждать в группе эффективность известных организаций гражданского общества. |
23 | Соединенные Штаты Америки. | 1 | §22 | Послевоенный курс: «мировая ответственность». Рейган и рейганомика. Дж. Буш- старший. «Третий путь» Б. Клинтона. Дж. Буш- младший. Внешняя политика. | Объяснять особенности развития США в изучаемый период. Сравнивать внешнеполитический курс довоенного времени и конца ХХ в.; рейганомику, курс Буша -старшего и политику Клинтона. |
24 | Великобритания | 1 | §23 | Лейбористы у власти. Политический маятник. Консервативная революция М. Тэтчер. «Третий путь» Э. Блэра. Этнические проблемы. Конституционная реформа. Правительства Г. Брауна и Д. Кэмерона. Внешняя политика Великобритании. | Выявлять особенности лейбористского курса. Раскрывать понятие «политический маятник». Разрабатывать проекты по изучению курса М, Тэтчер, «третьего пути» Э. Блэра. Составлять доклады о внешней политике Великобритании. |
25 | Франция | 1 | §24 | Временный режим (1944-1946). Четвертая республика (1946-1958). Пятая республика. Майский кризис 1968 г. и отставка де Голля. Франция после эпохи голлизма. Внешняя политика. | Характеризовать сущность временного режима во Франции. Анализировать деятельность правительства де Голля в периоды Четвертой и Пятой республик. Оценивать политику де Голля и ее социальные достижения. Характеризовать достижения в период президентства Ф. Миттерана, Ж. Ширака. |
26 | Италия | 1 | §25 | Провозглашение республики. Центризм. Итальянское «экономическое чудо». Левоцентризм и его кризис. Провал идеи «третьей фазы». Развал прежней партийной системы. Правительство С. Берлускони. | Доказывать демократичность провозглашения в Италии парламентской республики. Называть основные политические партии Италии. Объяснять эволюцию социалистов и коммунистов в Италии. Сравнивать политический курс Берлускони с политикой Рейгана в США. |
27 | Германия: раскол и объединение | 1 | §26 | Оккупационный режим в Германии (1945-1949). Раскол Германии. Образование ФРГ и ГДР. Экономическое и политическое развитие ФРГ и ГДР. Гельмут Коль. ГДР: кризис режима. «Бархатная революция». Объединенная Германия в 1990-е гг. Социал-демократы и «зеленые». Г. Шредер. «большая коалиция» и правительство А. Меркель. | Обозначать главные чертысоциального рыночного хозяйства. Сравнивать политику Г. Коля с политикой Г. Шредера. Характеризовать Германию до объединения и после него. Оценивать роль «бархатной революции» в ГДР. |
28 | Преобразования и революции в странах Центральной и Восточной Европы. 1945-2007 гг. | 1 | §27 | Становление тоталитарного социализма и его кризис. Кризис тоталитарного социализма. Революции 1989-1991 гг. Реформы в странах Центральной и Восточной Европы. Основные направления социально-экономических преобразований. «Шоковая терапия». И ее последствия. Социальное расслоение. Этнические конфликты. Страны ЦВЕ и Европейский союз. | Сравнивать преобразования довоенного периода с преобразованиями 1945-2007 гг. Выделять наиболее общие причины революций 1989-1991 гг. |
29 | Латинская Америка во второй половине ХХ- начале ХХ1 в. | 1 | §28 | Национал-реформизм и модернизация. Латинская Америка в 1970-2000 гг. Поворот к неоконсерватизму. | Выделять общие и различные черты латиноамериканских стран. Анализировать причины, особенности перехода к демократизации в 1980-е гг. |
30 | Страны Азии и Африки в современном мире | 1 | §29 | Деколонизация. Выбор путей развития. Азиатско-Тихоокеанский регион. Мусульманский мир. Первая модель. Вторая модель. Япония. Китай. Гражданская война и победа народной революции 1946-1949 гг. Выбор путей развития. Попытки реализации маоистской утопии. Культурная революция. Китай в эпоху реформ и модернизация. Индия. Реформы М. Сингха. Реакция на реформы и современные проблемы Индии. | Объяснять трудности выбора путей развития странами Азии и Африки. Характеризовать две модели развития в Азиатско- Тихоокеанском регионе. Сравнивать развитие Японии и Китая. Объяснять трудности, возникшие на пути к модернизации Индии. |
31 | Международные отношения | 1 | §30 | Биполярный мир: от конфронтации к разрядке (1960-1970). Гонка ядерных вооружений. Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе. Движение Неприсоединения. Обострение международных отношений в 1980-е гг. Роль ООН. Западноевропейская интеграция. Северо- американская интеграция. Расширение и трансформация НАТО. Конфликты на Балканах. Американо-российские отношения | Объяснять причины складывания биполярного мира. Характеризовать противоречия биполярного мира. Оценивать роль ООН в регулировании международных отношений. Определять роль распада СССР для мировой системы. |
32 | Культура второй половины ХХ – начала ХХ1 в. | 1 | §31 | Наука и общественная мысль. Завершение эпохи модернизации. Гиперреализм. Концептуализм. Начало информационной . Постмодернизм. Последствия становления единого информационного пространства. | Подготавливать презентации на основе достижений изобразительного искусства, кино. Разрабатывать виртуальную экскурсию. Раскрывать особенности модерна и постмодеона. Сравнивать модерн и постмодерн в искусстве и литературе. Объяснять особенности нового видения мира. |
33 | Глобализация в конце ХХ0 начале ХХ1 вв. | 1 | §32 | Противоречия глобализации. Роль государства в условиях глобализации. | Объяснять смысл понятии глобализация. Называть главные черты современной глобализации; три основных центра мировой экономики. Приводить примеры глобального взаимодействия стран в бизнесе, культуре, политике, науке, моде. |
34. | Глобальные проблемы современности | 1 | Словарь терминов по разделу. | Проблемы сохранения мира. Проблема преодоления отсталости и модернизации. Экологические проблемы. Демографические проблемы. Проблемы глобализации. | Объяснять причины распада колониальной системы; роль информационной революции в динамичном преобразовании общества. Обозначать основные глобальные проблемы и способы их преодоления. |
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с:
Федеральным законом РФ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
ФГОС ООО;
примерной программой основного общего образования по истории;
авторской программы по всеобщей истории:
9 класс - «Всеобщая история. Новейшая история» Сороко-Цюпа О.С., Сороко-Цюпа А.О. ;
основной образовательной программой основного общего образования МОУ СОШ 2 г. Краснослободска
учебным планом МОУ СОШ 2 г. Краснослободска
Данная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
Актуальность программы
Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиальное сообщество. В процессе обучения у обучающихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающихся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути народов мира важны для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве.
Место и роль исторического знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека. Социальные функции исторического знания осознавались и использовались в разных обществах с давних времен до наших дней.
В современной России образование вообще и историческое образование в частности служит важнейшим ресурсом социально-экономического, политического и культурного развития общества и его граждан. Наше время характеризуется динамизмом социальных процессов в стране и мире, широкими информационными контактами в постиндустриальном обществе, глобализацией в различных сферах жизни, частым и тесным взаимодействием представителей различных этнических и социальных групп и др. Все это порождает новые требования к общему образованию молодого поколения. Речь идет о способностях выпускников школы ориентироваться в потоке социальной информации; видеть и творчески решать возникающие проблемы; активно применять в жизни полученные в школе знания и приобретенные умения; продуктивно взаимодействовать с другими людьми в профессиональной сфере и социуме в широком смысле, в том числе в полиэтнической, поликультурной среде и др.
Роль учебного предмета «История» в подготовке учащихся 9 классов к жизни в современном обществе в значительной мере связана с тем, насколько он помогает им ответить на сущностные вопросы миропознания, миропонимания и мировоззрения: кто я? Кто мы? Кто они? Что значит жить вместе в одном мире? Как связаны прошлое и современность? Ответы предполагают, во-первых, восприятие подростками младшего и среднего возраста основополагающих ценностей и исторического опыта своей страны, своей этни- ческой, религиозной, культурной общности и, во-вторых, освоение ими знаний по истории человеческих цивилизаций и характерных особенностей исторического пути других на-родов мира. Учебный предмет «История» дает учащимся широкие возможности самоидентификации в культурной среде, соотнесения себя как личности с социальным опытом человечества.
Главная цель изучения истории в современной школе - образование, развитие и воспитание личности обучающегося, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применять исторические знания в учебной и социальной деятельности.
Задачи изучения истории в основной школе:
воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;
овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;
формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями;
применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.
Общая характеристика учебного предмета истории
Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество. В процессе
обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающиеся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути российского народа важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве.
Изучение курса истории в 5-9 классах основывается на проблемно- хронологическом подходе с акцентом на социализацию учащихся, которая осуществляется в процессе реализации воспитательных и развивающих задач.
Посредством программы реализуются три основные функции истории:
- познавательно, развивающая функция, обеспечивающая изучение исторического пути разных стран и народов, отражение всех явлений и процессов истории человечества;
- практическо- политическая функция, состоящая в том , что история как наука, выявляя закономерности и тенденции развития общества, способствует формированию политического курса, предостерегает от субъективизма;
- мировоззренческая функция, обеспечивающая формирование представлений об обществе, общей картины мира на основе знаний исторических фактов, процессов и явлений.
Данная программа обеспечивает возможность создания широкого образовательного пространства для ознакомления с эпохой, когда общество начало осознавать своё многообразие.
Структура и содержание программы соответствуют образовательному стандарту и принципам развития системы российского образования. Программа основной образовательной школы нацеливает на формирование систематизированных знаний о различных исторических этапах развития человеческой цивилизации.
Содержание программы построено на основе проблемно-хронологического принципа, что позволяет уделить необходимое внимание наиболее важным сквозным проблемам развития человеческого общества, и особенностям развития отдельных регионов, а так же проследить динамику исторического развития и выделить его основные этапы. Там, где возможны исторические параллели и аналогии, акцентируется связь истории зарубежных стран с историей России.
Программа ориентируется на реализацию в курсе истории многофакторного подхода, позволяющего показать всю сложность и многомерность истории какой-либо страны, продемонстрировать одновременное действие различных факторов, приоритетное значение одного из них в тот или иной период, показать возможности альтернативного развития народа, страны в переломные моменты их истории.
Наряду с обозначенным подходом, реализующим содержание программы по истории, наиболее актуальными и значимыми для выполнения задач ФГОС также являются:
- деятельностный подход, ориентированный на формирование личности и её способностей, компетентностей через активную познавательную деятельость самого школьника;
- компетентностный подход, рассматривающий приоритетным в процессе усвоения программы формирование комплекса общеучебных (универсальных, надпредметных) умений, развитие способностей, различных видов деятельности и личных качеств и отношений у учащихся основной школы;
- дифференцированный подход при отборе и конструировании учебного содержания, предусматривающий принципы учёта возрастных и индивидуальных возможностей учащихся, с выделением уклонов и.т.д.
-личностно ориентированный подход, рассматривающий обучение как осмысленное, самостоятельное инициируемое, направленное на освоение смыслов как элементов личностного опыта. Задачи учителя в контексте этого подхода – мотивация и стимулирование осмысленного учения;
- проблемный подход, предполагающий усвоение программных знаний ( по основным закономерностям) в процессе решения проблемных задач и исторических ситуаций, которые придают обучению поисковый и исследовательский характер. Под проблемой ситуацией понимается интеллектуальное задание, в результате выполнения которого учащийся должен раскрыть некоторое искомое отношение, действие. Подход предусматривает мотивацию, а высоком уровне активности и самостоятельности мышления учащихся. Проблемный подход рассматривается как ведущий (хотя и не исчерпывающий) принцип развивающего обучения.
Содержание курса истории конструируется на следующих принципах:
- принцип историзма, рассматривающий все исторические факты, явления и события в последовательности, взаимосвязи и взаимообусловленности. Любое историческое явление следует изучать в динамике. Событие и личность е могут быть исследованы вне временных рамок;
-принцип объективности,основанный а фактах в их истинном содержании, без искажения и формализации. Принцип предполагает исследовать каждое явление разносторонне, многогранно;
-принцип социального подхода предполагает рассмотрение исторических процессов с учётом социальных интересов различных групп и слоёв населения, отдельных личностей, различных форм их проявления в обществе;
- принцип альтернативности, предполагающий гипотетическое, вероятностное осуществление того или иного события, явления, процесса на основе анализа объективных реалий и возможностей. Действие принципа альтернативности позволяет увидеть неиспользованные возможности в конкретном процессе, увидеть перспективные пути развития.
Наряду с отмеченными дидактическими принципами, содержание программы соответствует традиционным принципам: научности, актуальности, наглядности, обеспечения мотивации, соблюдения преемственности в образовании, уровневой и предпрофильной дифференциации, системности вопросов и заданий, практической направленности, прослеживания внутрикурсовых и межпредметных связей.
Соблюдение и сочетание всех принципов познания истории обеспечат строгую научность и достоверность в изучении исторического прошлого.
Место учебного предмета «Всеобщая история» в учебном плане МОУ СОШ 2 г. Краснослободска.
Предмет « Всеобщая История» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета в 9 классах в общем объеме в 9 классе – 1 час в неделю.
Результаты обучения и усвоение содержания курса истории.
Личностные результаты:
- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
-осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты:
-способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
-способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
-готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Предметные результаты:
-овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
-способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
-умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
-расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
- готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Соотнесение элементов учебной деятельности школьников и ведущих процедур исторического познания позволяет определить структуру подготовки учащихся 5—9 классов по истории в единстве ее содержательных (объектных) и деятельностных (субъектных) компонентов. Предполагается, что в результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями:
1. Знание хронологии, работа с хронологией:
- указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
- соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.
2. Знание исторических фактов, работа с фактами:
- характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
- группировать (классифицировать) факты по различным признакам.
3. Работа с историческими источниками:
- читать историческую карту с опорой на легенду;
- проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);
- сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.
4. Описание (реконструкция):
- рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках; · характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;
- на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.
5. Анализ, объяснение:
различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);
-соотносить единичные исторические факты и общие явления;
- называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
- раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
- сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;
- излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
6. Работа с версиями, оценками:
- приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;
- определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.
7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
- применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;
- использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;
- способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).
- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.