Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1 г. Ленска» МО «Ленский район» РС (Я)
«Рассмотрено» на заседании МО культурологического цикла Протокол №1 от «29» августа 2022 г. | «Согласовано» Зам. директора по УВР ______________ /Хандогая Н.Н./ «___» ______________ 2022 г. | «Утверждаю» Директор МБОУ «СОШ №1 г.Ленска» _______________/Могилина Ж.В./ Приказ МБОУ «СОШ №1 г.Ленска» от 29.08.2022 г. №5 | | | |
Рабочая программа
по внеурочной деятельности 7-11классы
Учитель: Черепанова А. В.
Направление | Название | Количество часов |
Общекультурное | Ансамбль барабанщиков «Ритм» | 3 часа |
Ленск - 2022
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности ансамбля барабанщиц для учащихся 7-11 классов. Настоящая программа имеет художественно-эстетическую направленность. Рабочая программа внеурочной деятельности «Ансамбль барабанщиков» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования. Программа направлена на реализацию общекультурного направления внеурочной деятельности.
Форма занятий - групповая. В группе до 20 человек. Программа рассчитана на 1 год обучения.
Основная цель программы - обучить игре на ударных инструментах, овладеть техникой игры на малом барабане.
Для освоения этой цели определяются следующие задачи:
1. Воспитать интерес, любовь к музыкальному искусству;
2. Развить в учениках потребность постоянного общения с музыкой, через исполнительское искусство;
3. Способствовать развитию в учащихся эмоциональной отзывчивости и любви к окружающему миру;
4. Обучить навыкам исполнительской культуры — технике игры на ударных инструментах.
5. Развить музыкальные данные — слух, чувство ритма, музыкальную память и т. д.
Занятия в кружке ансамбль барабанщиц во 2-ой половине дня, формируют музыкальный вкус учащихся на лучших примерах музыкальной классики и европейской школы исполнительства. Воспитывают их как всесторонне развитых культурных слушателей, сознательных, активных, способных оценить и понять музыкальные шедевры, участников любительского музицирования, способных создать атмосферу любви к музыке в своей семье, осознающих свою значимость и востребованность.
Программа предусматривает приобщение учащихся к различным видам музыкального творчества, что является стимулом к музыкальным занятиям и позволяет ученику осознать ценность своей музыкально-творческой деятельности для себя и для окружающих.
Для выполнения задач, огромное внимание уделяется подбору репертуара. Исполнительские удачи способствуют развитию учащихся как личностей, появлению веры в себя и собственные силы.
Результаты освоения курсов внеурочной деятельности
В результате освоения программы ансамбля барабанщиц формируются следующие предметные умения:
Личностные:
развитие чувства прекрасного и эстетического вкуса посредством работы над важнейшими средствами музыкальной выразительности: качеством звука, интонацией, ритмом и динамикой.
Коммуникативные:
развитие эмпатии и умения выявлять выраженные в музыке настроения и чувства и передавать свои чувства и эмоции на основе творческого самовыражения.
Регулятивные:
принимать и сохранять учебную задачу;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
оценивать правильность выполнения;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки
Предметные:
правильная постановка рук при игре на глухом барабане; отработка одиночных ударов; отработка ровность удара в ритме: целые, половинные, четверти, восьмые, шестнадцатые ноты; ознакомление с соотношением ритмических длительностей в простых метрах; отработка упражнений:1.«двойки» в медленном темпе, половинными и четвертями; 2. «двойка» от медленных ударов с постепенным ускорением; 3. по четыре удара на каждую руку в медленном темпе половинными и четвертями.
Метапредметные:
изучение и исполнение 10-25 ритмических этюдов и упражнений; изучение и исполнение различных ритмов: простой, пионерский, пунктирный; развитие навыков чтения нот и ансамблей игры.
По итогам обучения программы, учащиеся будут владеть следующими умениями и навыками:
- прочное владение навыками игры на инструменте;
- знание устройства инструмента и принципа звукообразования;
- свободное владение исполнительским аппаратом;
- умение грамотно фразировать текст в исполняемых произведениях;
- прочные навыки чтения с листа.
Условия реализации:
-форма контроля за реализацией программы.
- педагогическое наблюдение за каждым учащимся;
- активное участие в общественной жизни школы, района, округа;
- участие в общешкольных, районных, окружных конкурсах и концертах.
В результате реализации данной программы формируется исполнитель на ударных инструментах, владеющий твердыми навыками игры, обладающий высоким уровнем мотивации к исполнительству, способный к самостоятельной работе творческой самореализации, а самые одаренные из них - к профессиональному самоопределению в области музыкального образования.
В коллектив принимаются все желающие. Желательно, чтобы подросток умел играть на каком-либо музыкальном инструменте.
Набор производится по результатам:
прослушивание: поступающие должны продемонстрировать наличие музыкальных задатков: музыкального слуха, ритма, памяти;
проверка игрового аппарата (рук): у поступающих желательны «мягкие руки» - пластичные, с гибкой растяжкой пальцев кисти (с жесткими руками, затруднениями в координации могут возникнуть определенные сложности в обучении).
Содержание учебного курса
№ | Наименование разделов, блоков, тем | Всего час |
1 | Вводное занятие | 30 |
Устройство инструмента. Уход за инструментом | |
Сведения по музыкальной грамоте | |
2 | Формирование исполнительского аппарата | 21 |
Малый барабан | |
Гимнастические упражнения | |
3 | Барабанные марши | 24 |
Упражнения одиночными ударами | |
Упражнения в медленной двойке | |
4 | Работа над упражнениями, этюдами и художественными произведениями | 27 |
Ансамблевая подготовка | |
5 | Итого: 102 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по внеурочной деятельности
коллективное инструментальное музицирование
«Ритм»
7-11 классы, 102 часа в год, 3 часа в неделю
№ | Тема | Количество часов | Планируемая дата | Фактическая дата |
Введение 30ч. |
1 | Знакомьтесь барабан. Из истории пионерского барабана | 3 | 2.09.22 | |
2 | Учимся держать палочки | 3 | 9.09.22 | |
3 | Музыкальная грамота и элементарная теория музыки. Нотация для ударных инструментов | 3 | 16.09.22 | |
4 | Теория: восьмые длительности и упражнения на них | 3 | 23.09.22 | |
5 | Теория: нота с точкой (четверть с точкой), упражнения. Акценты | 3 | 30.09.22 | |
6 | Теория: шестнадцатые длительности и упражнения на них. Марш. Изучение простого ритма на четырех книжках с ногами | 3 | 7.10.22 | |
7 | Теория: триоли и упражнения на них | 3 | 14.10.22 | |
8 | Теория: на восьмую с точкой шестнадцатую и упражнения | 3 | 21.10.22 | |
9 | Теория: синкопа и упражнения | 3 | 28.10.22 | |
10 | Теория: форшлаги и упражнения на них | 3 | 11.11.22 | |
Формирование исполнительского аппарата 21ч. |
11 | Как стоять и ходить барабанщику. Команды | 3 | 25.11.22 | |
12 | Игра в движении. Торжественная линейка. Парад. Основные навыки | 3 | 2.12.22 | |
13 | Сказки и рассказы о барабанщиках | 3 | 9.12.22 | |
14 | Как барабанщик играет по нотам. Изучение длительностей нот | 3 | 16.12.22 | |
15 | Одиночные удары, «двойка». | 3 | 23.12.22 | |
16 | Знакомство с малыми ударными инструментами: бубен, трещотки, маракасы, треугольник и др. Игра простого ритма на ударной установке с переходами | 3 | 13.01.23 | |
17 | Маршевый ритм № 2 на 3 партии (малый барабан, большой барабан, тарелки) | 3 | 20.01.23 | |
Барабанные марши 24ч. |
18 | Барабанные марши. Сигналы, регламентирующие быт | 3 | 27.01.23 | |
19 | Строевые сигналы. «Сбор», «Торжественная встреча» | 3 | 3.02.23 | |
20 | «Пионерский марш», «Тревога», «Отбой». «На линейку», «Подъём и спуск флага», «На обед» | 3 | 10.02.23 | |
21 | «Пионерский туш», «Походный марш». «Армейский походный марш» | 3 | 17.02.23 | |
22 | «Песня о весёлом барабанщике». «Песня о юном барабанщике» | 3 | 24.02.23 | |
23 | «Старый барабанщик», марш «Звездный», Гвардейский марш, Морской марш | 3 | 3.03.23 | |
24 | Ереванский марш, Артековский марш, Суворовский марш, Марш Комсоргов | 3 | 10.03.23 | |
25 | Солнечный марш, Стремительный марш | 3 | 17.03.23 | |
Работа над упражнениями, этюдами и художественными произведениями 27ч. |
26 | «Раз, два, левой!». Репетиции основных песен с игрой на барабанах | 3 | 24.03.23 | |
27 | Игра песен в движении. Репетиция перед выступлением | 3 | 7.04.23 | |
28 | Игра песен в движении. Разучивание ансамблевых партий | 3 | 14.04.23 | |
29 | Нотная запись инструментов ударной установки. Разучивание ансамблевых партий | 3 | 21.04.23 | |
30 | Изучение танцевальных ритмов. Координация рук и ног. Игра упражнений, этюдов с целью повышения мастерства | 3 | 28.04.23 | |
31 | Работа над артистичностью в концертном выступлении. Культура поведения артиста на сцене. Игра произведения дуэтом, трио | 3 | 5.05.23 | |
32 | Совершенствование культуры игры и поведения на концертах. Освоение Сложных приемов танцевального дефиле. Синхронность | 3 | 12.05.23 | |
33 | Разучивание ансамблевых партий | 3 | 19.05.23 | |
34 | Подведение итогов обучения за год | 3 | 26.05.23 | |
ИТОГО: | 102 часа |