Общеобразовательное учреждение
«Луговская школа»
Таврического района Омской области
Согласовано Зам.директора по ВР ________М.Г. Тебенькова «___»________2021г. | Утверждаю Директор ОУ «Луговская школа» _______Л.И. Бугаёва «___»_______2021г. |
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Чудо химия»
Общекультурное направление
В поддержку изучения учебного предмета
(возраст 14-15 лет, срок реализации 1 год)
на 2021– 2022 учебный год
Шнякина Марина Юрьевна
учитель химии и биологии
первой квалификационной категории
с. Луговое
2021
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Чудо химия» составлена на основе:
- ФЗ РФ от 29.12.2012 №273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010г.№1897, зарегистрированного Минюстом России 01 февраля 2011г., «Об утверждении федерального образовательного стандарта основного общего образования»;
- Приказ министерства образования и науки РФ №1577 от 31 декабря 2015 года « О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12 2010г. №1897
- Писмо Минобрнауки России от18.08.2017 №09-1672 «О направлении методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основной общеобразовательной программы, в том числе в части проектной деятельности».
- Примерная основная образовательная программа основного общего образования /одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15)/. .
- Примерные программы внеурочной деятельности (начальное и основное образование)/ под редакцией В. А. Горского. – М.: «Просвещение», 2011.
Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. – М.: «Просвещение», 2010.
- ООП ООО ОУ «Луговская школа» (принята на заседании педагогического совета ОУ «Луговская школа» Протокол №10 от 26.08.2013г., внесены изменения – протокол №1 от 30.08.2019г.);
- Положение « О рабочих программах ОУ «Луговская школа»;
- Положение ОУ «Луговская школа» «О формах, периодичности и порядке текущего контроля, успеваемости и о промежуточной аттестации обучающихся».
-Учебный план ОУ «Луговская школа» на 2021-2022 учебный год
Курс внеурочной деятельности «Чудо химия» проводится в поддержку изучения учебного предмета «Химия» (1час в неделю 35 часов в год).
Продолжительность занятия 40 минут.
1. Планируемые результаты освоения внеурочной деятельности
Личностные результаты:
в ценностно-ориентационной сфере – чувство гордости за химическую науку, гуманизм, отношение к труду, целеустремленность, самоконтроль и самооценка;
в трудовой сфере – готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;
в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере – мотивация учения, умение управлять своей познавательной деятельностью.
Метапредметные результаты:
владение универсальными естественно-научными способами деятельности: наблюдение, измерение, эксперимент, учебное исследование; применение основных методов познания;
умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;
использование различных источников для получения химической информации.
Предметные результаты:
В познавательной сфере:
давать определения изученных понятий;
описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, используя для этого естественный (русский) язык и язык химии;
классифицировать изученные объекты и явления;
делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных химических закономерностей;
структурировать изученный материал и химическую информацию, полученную из других источников;
В ценностно-ориентационной сфере:
анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека;
разъяснять на примерах материальное единство и взаимосвязь компонентов живой и неживой природы и человека как важную часть этого единства;
строить свое поведение в соответствии с принципами бережного отношения к природе.
В трудовой сфере:
Планировать и проводить химический эксперимент;
Использовать вещества в соответствии с их предназначением и свойствами, описанными в инструкциях по применению.
В сфере безопасности жизнедеятельности:
Оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.
2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности.
Химические знания, вводимые на этом этапе, служат решению задачи формирования у школьников первоначального целостного представления о мире.
В процессе внеурочной деятельности учащиеся должны получить представление о составе и свойствах некоторых веществ, а также первоначальные сведения о химических элементах, символах химических элементов, химических формулах, простых и сложных веществах, химических явлениях, реакциях соединения и разложения.
Кружок «Чудеса в пробирке» направлен на то, чтобы познакомить детей с основами новой, неизвестной для них науки химией, развить интерес к дальнейшему более глубокому изучению предмета.
Содержание программы строится на основе деятельностного подхода. Каждый раздел программы предусматривает использование игровой и практической деятельности. Предполагается активное освоение курса в разнообразной индивидуальной и групповой работе (учебные, познавательные, исследовательские задания, ролевые и дидактические игры, работа над проектами). Включение учащихся в разнообразную деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения, формирования основ личной ответственности.
Раздел 1.
Как устроены вещества? (2,5ч)
Занимательная химия (обучающий мультфильм)
Оборудование и вещества для опытов
Правила безопасности при проведении опытов
Демонстрации:
- опыт «дым без огня»
- «заживление раны»
- «несгораемый платок»
- «фараоновы змеи»
- «вулкан»
(Опыты, доказывающие движение и взаимодействие частиц)
Наблюдения за каплями воды. Наблюдения за каплями валерианы.
Растворение перманганата калия и поваренной соли в воде. Знакомство с марганцовкой и ее значением в быту и медицине;
Лабораторные опыты:
- наблюдения за каплями воды.
- наблюдения за каплями валерианы.
- растворение перманганата калия в воде
- растворение поваренной соли в воде
Раздел 2.
Чудеса для разминки (2,5 часов)
Признаки химических реакций
Природные индикаторы
Что такое крахмал и для чего он нужен в природе и человеку; понятие "качественная реакция"; составление таблицы по наличию крахмала в продуктах питания на основе исследования.
Знакомство с углекислым газом, углекислый газ в природе и его значение; способ получение углекислого газа в лаборатории; методы сбора углекислого газа (вытеснением воздуха и вытеснением воды); качественная реакция на углекислый газ с известковой водой; способность углекислого газа тушить огонь.
Демонстрации:
- получение углекислого газа в лаборатории (знакомство с прибором для получения, проведение реакции получения углекислого газа из мрамора кислотой);
- методы сбора углекислого газа (вытеснением воздуха и вытеснением воды);
- способность углекислого газа тушить огонь.
Лабораторные опыты:
- приготовление растворов соды и уксусной кислоты; проведение реакции между сухой содой и уксусом, между растворами этих веществ;
- проведение реакции фенолфталеина с кальцинированной содой;
- нейтрализация раствора уксусной кислотой;
- практическое определение кислотности различных бытовых растворов;
- практическое исследование индикаторных свойств различных соков и отваров;
- действие раствора йода на картофель;
- практический опыт по "убиранию" синевы сульфитом натрия;
- исследование продуктов питания на наличие крахмала;
- качественная реакция на углекислый газ с известковой водой;
Исследовательские и проектные работы:
- природные индикаторы и их применение;
- содержание крахмала в продуктах питания.
Раздел 3.
Разноцветные чудеса (4,5 часа)
Знакомство с нашатырным спиртом, его особыми свойствами, значением в быту, медицине;
Знакомство с медным купоросом, его особые свойства, значение, применение.
Знакомство с понятием адсорбции; значение адсорбции в жизни, в быту;
Знакомство с понятием экстракции; значение экстракции в жизни, в быту, в промышленности; получение природных красителей методом экстракции (из луковой кожуры, из моркови, из зеленых листьев)
Секрет тайнописи.
Демонстрации:
- приготовление раствора медного купороса;
- реакция взаимодействия раствора медного купороса с железным гвоздем/
Лабораторные опыты:
- приготовление раствора железного купороса;
- проведение опыта по окрашиванию пламени горелки ионами металлов;
- проведение опыта поглощения чернил из раствора активированным углем;
- проведение опытов поглощения красящих и ароматических веществ мелом, кукурузными палочками;
- опыты по получению природных красителей методом экстракции (из луковой кожуры, из моркови, из зеленых листьев);
- опыт по разделению на фильтровальной бумаге хлорофилла;
- опыт по разделению на фильтровальной бумаге чернил или красителя из фломастера;
- опыт по закрашиванию картинок с помощью раствора фенолфталеина и канцелярского клея;
- опыт тайнописи раствором крахмала с йодом;
- опыт по тайнописи молоком, луковым соком.
Исследовательские и проектные работы:
- определение реакции среды различных бытовых растворов с помощью любого индикатора;
- получение природных красителей путем экстракции (из луковой кожуры, из моркови, из зеленых листьев.
Раздел 4.
Полезные чудеса (4 часа)
Реакция среды раствора мыла; древние заменители мыла; знакомство с тем, как моет мыло; получение мыла из растительного масла и из стеариновой свечи.
Как удалить пятна? Адсорбция, экстракция и окисление спешат на помощь грязной одежде; очистка ткани от жира органическим растворителем; очистка ткани от травяной зелени спиртом; очистка ткани от чернил с помощью спирта и мела; очистка ткани от пятен сока с помощью перекиси водорода и нашатырного спирта; очистка йода с ткани с помощью гипосульфита натрия; очистка меди от черного налета с помощью нашатыря; чистка фаянсовых предметов от налета "марганцовки" смесью перекиси водорода и лимонной кислоты.
Что такое накипь и как с ней бороться?
Лабораторные опыты:
- опыт по определению реакции среды раствора мыла;
- опыт по получению мыла из растительного масла и из стеариновой свечи;
- опыт по вспениванию мыльного раствора в мягкой и жесткой воде;
- опыт по выпариванию жесткой воды;
- опыт по очистке ткани от жира органическим растворителем;
- опыт по очистке ткани от травяной зелени спиртом;
- опыт по очистке ткани от чернил с помощью спирта и мела;
- опыт по очистке ткани от пятен сока с помощью перекиси водорода и нашатырного спирта;
- опыт по очистке йода с ткани с помощью гипосульфита натрия;
- опыт по очистке меди от черного налета с помощью нашатыря;
- опыт по чистке фаянсовых предметов от налета "марганцовки" смесью перекиси водорода и лимонной кислоты;
Исследовательские и проектные работы:
- определение жесткости воды в различных источниках.
Раздел 5.
Поучительные чудеса (4 часа).
Кристаллы
Понятие студня, его значение в жизни и промышленности; приготовление студня из желатина (понятие столярного клея).
История каучука, Резина.
Демонстрации:
- опыт по выращиванию кристаллов из хлорида меди, медного купороса;
- демонстрация образцов каучука и резины;
Лабораторные опыты:
- опыт по приготовлению студня из желатина (понятие столярного клея);
- опыт с "оживлением" желатиновой рыбки;
- опыт по растворению в желатиновом студне крупинки окрашенной соли (марганцовки);
- опыт по выращиванию кристаллов;
Исследовательские и проектные работы:
- выращивание кристаллов различных веществ;
История красок; особенность акварельных красок; как готовить отвар трав; приготовление красителей из отваров трав; технология получения акварельных красок.
Понятие о катализаторах и ингибиторах; опыт по горению сахара в присутствии табачного пепла; опыт по получению ингибитора из стеблей и листьев картофеля (помидоров, мака, тысячелистника, алтея лекарственного, чистотела); опыт по снятию ржавчины с железного предмета и предотвращение его ржавления с помощью полученного раствора.
Демонстрации:
- опыт по горению сахара в присутствии табачного пепла;
- опыт по получению ингибитора из стеблей и листьев картофеля (помидоров, мака, тысячелистника, алтея лекарственного, чистотела);
- опыт по снятию ржавчины с железного предмета и предотвращение его ржавления с помощью полученного раствора.
Лабораторные опыты:
- опыт по приготовлению красного красителя (стеблей зверобоя, корней конского щавеля);
- опыт по приготовлению желтого красителя (стеблей и листьев чистотела);
- опыт по приготовлению зеленого красителя из листьев трилистника, листьев и стеблей манжетки);
- опыт по приготовлению синего красителя из цветов жимолости (корней птичьей гречишки);
- опыт по приготовлению коричневого красителя (шелухи репчатого лука);
Исследовательские и проектные работы:
- изготовление акварельных красок;
- окрашивание тканей;
Игра – квест «Путешествие в страну «Химию»
Формы организации и виды деятельности:: наглядный, практический, словесный, проектный, творческий, конструктивный . Театрализованные игры Визуализация (практические интеллектуальные игры, решение проблемных задач.
.• игровых занятий (конкурсы, викторины, составление кроссвордов и др.), собеседования (индивидуальное и групповое),
• опросников,
• анкетирования,
• тестирования,
• презентаций творческих работ.
Фронтальная, групповая, индивидуальная. работа . Ведущей формой организации занятий является групповая работа. Во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Программа предусматривает проведение занятий, интегрирующих в себе различные формы и приемы игрового обучения, проектной, практической, теоретической и других видов деятельности. Беседа, игровая и познавательная деятельности наблюдение, лабораторные и практические работы.
3. Тематическое планирование
№ п/п | Тема раздела | Кол-во часов | Дата |
План | Факт |
Раздел 1. Как устроены вещества? (2,5ч) |
1 | Занимательная химия | 0,5 | | |
2 | Оборудование и вещества для опытов | 0,5 | | |
3 | Правила безопасности при проведении опытов | 0,5 | | |
4 | Наблюдения за каплями воды? Наблюдения за каплями валерианы. | 0,5 | | |
5 | Растворение перманганата калия и поваренной соли в воде | 0,5 | | |
Раздел 2. Чудеса для разминки (2,5ч) |
6 | Признаки химических реакций | 0,5 | | |
7 | Природные индикаторы | 0,5 | | |
8 | Крахмал. Определение крахмала в продуктах питания | 0,5 | | |
9 | Знакомство с углекислым газом | 0,5 | | |
10 | Проектная работа «Природные индикаторы» | 0,5 | | |
Раздел 3. Разноцветные чудеса (4,5) |
11 | Химическая радуга (Определение реакции среды) | 0,5 | | |
12 | Знакомый запах нашатырного спирта | 0,5 | | |
13 | Получение меди | 0,5 | | |
14 | Окрашивание пламени | 0,5 | | |
15 | Обесцвеченные чернила | 0,5 | | |
16 | Получение красителей | 0,5 | | |
17 | Получение хлорофилла | 0,5 | | |
18 | Химические картинки | 0,5 | | |
19 | Секрет тайнописи | 0,5 | | |
Раздел 4. Полезные чудеса (4 ч) |
20 | Друзья Мойдодыра. Почему мыло моет? | 0,5 | | |
21 | Определение жесткости воды | 0,5 | | |
22 | Домашняя химчистка. Как удалить пятна? | 0,5 | | |
23 | Как удалить накипь? | 0,5 | | |
24 | Чистим посуду | 0,5 | | |
25 | Кукурузная палочка - адсорбент | 0,5 | | |
26 | Удаляем ржавчину | 0,5 | | |
27 | Домашняя химчистка. Как удалить пятна? | 0,5 | | |
Раздел 5. Поучительные чудеса (4 ч) |
28 | Кристаллы | 0,5 | | |
29 | Опыты с желатином | 0,5 | | |
30 | Каучук. | 0,5 | | |
31 | Акварельные краски. Показываем опыты для обучающихся 4 класса. | 0,5 | | |
32 | Окрашиваем нити | 0,5 | | |
33 | Катализаторы и природные ингибиторы | 0,5 | | |
34 | Игра – квест «Путешествие в страну Химию» | 0,5 | | |
35 | Игра – квест «Путешествие в страну Химию» для обучающих 5-6 классов | 0,5 | | |
| | | | |
Занимательные опыты на кухне
Домашние леденцы. Кулинария - увлекательное занятие. Сейчас сделаем домашние леденцы.
Для этого нужно приготовить стакан с теплой водой, в которой растворить столько сахарного песка, сколько может раствориться. Затем возьмите соломинку для коктейля, привяжите к ней чистую нитку, закрепив на ее конце маленький кусочек макарон (лучше всего использовать мелкие макаронные изделия). Теперь осталось положить соломинку сверху стакана, поперек, а конец нитки с макарониной опустить в сахарный раствор. И набраться терпения. Когда вода из стакана начнет испаряться, молекулы сахара начнут сближаться и сладкие кристаллы станут оседать на нитке и на макаронине, принимая причудливые формы. Эти же леденцы будут гораздо вкуснее, если к сахарному раствору добавить сироп от варенья. Тогда получатся леденцы с разным вкусом: вишневые, черносмородиновые и др.
"Жаренный"сахар
Возьмите два кусочка сахара-рафинада. Смочите их несколькими каплями воды, чтобы он стал влажным, положите в ложку из нержавеющей стали и нагревайте ее несколько минут над газом, пока сахар не растает и не пожелтеет. Не дайте ему подгореть. Как только сахар превратится в желтоватую жидкость, вылейте содержимое ложки на блюдце небольшими каплями.
Почему неспелые яблоки кислые?
Неспелые яблоки содержат много крахмала и не содержат сахара.
Крахмал - вещество несладкое. Как узнать, что в продукте содержится крахмал? Сделайте некрепкий раствор йода. Капните им в горстку муки, крахмала, на кусочек сырого картофеля, на дольку неспелого яблока. Появившаяся синяя окраска доказывает, что во всех этих продуктах содержится крахмал. Повторите опыт с яблоком, когда оно полностью созреет. И вас, наверное, удивит, что крахмала в яблоке вы уже не найдете. Зато теперь в нем появился сахар. Значит, созревание плодов - это химический процесс превращения крахмала в сахар.
Съедобный клей
Вашему ребенку для поделок понадобился клей, а баночка с клеем оказалась пустой? Не торопитесь в магазин за покупкой. Сварите его сами.
Сварите ему небольшую порцию густого киселя, показывая ему каждый из этапов процесса. Для тех, кто не знает: в кипящий сок (или в воду с вареньем) нужно влить, тщательно перемешивая, раствор крахмала, разведенного в небольшом количестве холодной воды, и довести до кипения.
Думаю, ребенок будет удивлен, что этот клей-кисель можно есть ложкой, а можно и склеивать им поделки.