СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа ВУД "Чудо-химия"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа ВУД "Чудо-химия"»


Общеобразовательное учреждение

«Луговская школа»

Таврического района Омской области




Согласовано

Зам.директора по ВР

________М.Г. Тебенькова

«___»________2021г.



Утверждаю

Директор

ОУ «Луговская школа»

_______Л.И. Бугаёва

«___»_______2021г.





Рабочая программа

внеурочной деятельности


«Чудо химия»


Общекультурное направление

В поддержку изучения учебного предмета

(возраст 14-15 лет, срок реализации 1 год)

на 2021– 2022 учебный год








Шнякина Марина Юрьевна

учитель химии и биологии

первой квалификационной категории




с. Луговое

2021

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности «Чудо химия» составлена на основе:

- ФЗ РФ от 29.12.2012 №273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010г.№1897, зарегистрированного Минюстом России 01 февраля 2011г., «Об утверждении федерального образовательного стандарта основного общего образования»;

- Приказ министерства образования и науки РФ №1577 от 31 декабря 2015 года « О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12 2010г. №1897

- Писмо Минобрнауки России от18.08.2017 №09-1672 «О направлении методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основной общеобразовательной программы, в том числе в части проектной деятельности».

- Примерная основная образовательная программа основного общего образования /одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15)/. .

- Примерные программы внеурочной деятельности (начальное и основное образование)/ под редакцией В. А. Горского. – М.: «Просвещение», 2011.

Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. – М.: «Просвещение», 2010.

- ООП ООО ОУ «Луговская школа» (принята на заседании педагогического совета ОУ «Луговская школа» Протокол №10 от 26.08.2013г., внесены изменения – протокол №1 от 30.08.2019г.);

- Положение « О рабочих программах ОУ «Луговская школа»;

- Положение ОУ «Луговская школа» «О формах, периодичности и порядке текущего контроля, успеваемости и о промежуточной аттестации обучающихся».

-Учебный план ОУ «Луговская школа» на 2021-2022 учебный год


Курс внеурочной деятельности «Чудо химия» проводится в поддержку изучения учебного предмета «Химия» (1час в неделю 35 часов в год).

Продолжительность занятия 40 минут.

1. Планируемые результаты освоения внеурочной деятельности

Личностные результаты:

  1. в ценностно-ориентационной сфере – чувство гордости за химическую науку, гуманизм, отношение к труду, целеустремленность, самоконтроль и самооценка;

  2. в трудовой сфере – готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;

  3. в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере – мотивация учения, умение управлять своей познавательной деятельностью.

Метапредметные результаты:

  1. владение универсальными естественно-научными способами деятельности: наблюдение, измерение, эксперимент, учебное исследование; применение основных методов познания;

  2. умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;

  3. умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;

  4. использование различных источников для получения химической информации.

Предметные результаты:

    1. В познавательной сфере:

  • давать определения изученных понятий;

  • описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, используя для этого естественный (русский) язык и язык химии;

  • классифицировать изученные объекты и явления;

  • делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных химических закономерностей;

  • структурировать изученный материал и химическую информацию, полученную из других источников;

    1. В ценностно-ориентационной сфере:

  • анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека;

  • разъяснять на примерах материальное единство и взаимосвязь компонентов живой и неживой природы и человека как важную часть этого единства;

  • строить свое поведение в соответствии с принципами бережного отношения к природе.

    1. В трудовой сфере:

  • Планировать и проводить химический эксперимент;

  • Использовать вещества в соответствии с их предназначением и свойствами, описанными в инструкциях по применению.

    1. В сфере безопасности жизнедеятельности:

  • Оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.


2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности.

Химические знания, вводимые на этом этапе, служат решению задачи формирования у школьников первоначального целостного представления о мире.

В процессе внеурочной деятельности учащиеся должны получить представление о составе и свойствах некоторых веществ, а также первоначальные сведения о химических элементах, символах химических элементов, химических формулах, простых и сложных веществах, химических явлениях, реакциях соединения и разложения.

Кружок «Чудеса в пробирке» направлен на то, чтобы познакомить детей с основами новой, неизвестной для них науки химией, развить интерес к дальнейшему более глубокому изучению предмета.

Содержание программы строится на основе деятельностного подхода. Каждый раздел программы предусматривает использование игровой и практической деятельности. Предполагается активное освоение курса в разнообразной индивидуальной и групповой работе (учебные, познавательные, исследовательские задания, ролевые и дидактические игры, работа над проектами). Включение учащихся в разнообразную деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения, формирования основ личной ответственности.


Раздел 1.

Как устроены вещества? (2,5ч)

Занимательная химия (обучающий мультфильм)

Оборудование и вещества для опытов

Правила безопасности при проведении опытов

Демонстрации:

- опыт «дым без огня»

- «заживление раны»

- «несгораемый платок»

- «фараоновы змеи»

- «вулкан»

(Опыты, доказывающие движение и взаимодействие частиц)

Наблюдения за каплями воды. Наблюдения за каплями валерианы.

Растворение перманганата калия и поваренной соли в воде. Знакомство с марганцовкой и ее значением в быту и медицине;

Лабораторные опыты:

- наблюдения за каплями воды.

- наблюдения за каплями валерианы.

- растворение перманганата калия в воде

- растворение поваренной соли в воде

 

Раздел 2.

Чудеса для разминки (2,5 часов)

Признаки химических реакций

Природные индикаторы

Что такое крахмал и для чего он нужен в природе и человеку; понятие "качественная реакция"; составление таблицы по наличию крахмала в продуктах питания на основе исследования.

Знакомство с углекислым газом, углекислый газ в природе и его значение; способ получение углекислого газа в лаборатории; методы сбора углекислого газа (вытеснением воздуха и вытеснением воды); качественная реакция на углекислый газ с известковой водой; способность углекислого газа тушить огонь.

Демонстрации:

- получение углекислого газа в лаборатории (знакомство с прибором для получения, проведение реакции получения углекислого газа из мрамора кислотой);

- методы сбора углекислого газа (вытеснением воздуха и вытеснением воды);

- способность углекислого газа тушить огонь.

Лабораторные опыты:

- приготовление растворов соды и уксусной кислоты; проведение реакции между сухой содой и уксусом, между растворами этих веществ;

- проведение реакции фенолфталеина с кальцинированной содой;

- нейтрализация раствора уксусной кислотой;

- практическое определение кислотности различных бытовых растворов;

- практическое исследование индикаторных свойств различных соков и отваров;

- действие раствора йода на картофель;

- практический опыт по "убиранию" синевы сульфитом натрия;

- исследование продуктов питания на наличие крахмала;

- качественная реакция на углекислый газ с известковой водой;

Исследовательские и проектные работы:

- природные индикаторы и их применение;

- содержание крахмала в продуктах питания.

Раздел 3.

Разноцветные чудеса (4,5 часа)

Знакомство с нашатырным спиртом, его особыми свойствами, значением в быту, медицине;

Знакомство с медным купоросом, его особые свойства, значение, применение.

Знакомство с понятием адсорбции; значение адсорбции в жизни, в быту;

Знакомство с понятием экстракции; значение экстракции в жизни, в быту, в промышленности; получение природных красителей методом экстракции (из луковой кожуры, из моркови, из зеленых листьев)

Секрет тайнописи.

Демонстрации:

- приготовление раствора медного купороса;

- реакция взаимодействия раствора медного купороса с железным гвоздем/

Лабораторные опыты:

- приготовление раствора железного купороса;

- проведение опыта по окрашиванию пламени горелки ионами металлов;

- проведение опыта поглощения чернил из раствора активированным углем;

- проведение опытов поглощения красящих и ароматических веществ мелом, кукурузными палочками;

- опыты по получению природных красителей методом экстракции (из луковой кожуры, из моркови, из зеленых листьев);

- опыт по разделению на фильтровальной бумаге хлорофилла;

- опыт по разделению на фильтровальной бумаге чернил или красителя из фломастера;

- опыт по закрашиванию картинок с помощью раствора фенолфталеина и канцелярского клея;

- опыт тайнописи раствором крахмала с йодом;

- опыт по тайнописи молоком, луковым соком.

Исследовательские и проектные работы:

- определение реакции среды различных бытовых растворов с помощью любого индикатора;

- получение природных красителей путем экстракции (из луковой кожуры, из моркови, из зеленых листьев.

Раздел 4.

Полезные чудеса (4 часа)

Реакция среды раствора мыла; древние заменители мыла; знакомство с тем, как моет мыло; получение мыла из растительного масла и из стеариновой свечи.

Как удалить пятна? Адсорбция, экстракция и окисление спешат на помощь грязной одежде; очистка ткани от жира органическим растворителем; очистка ткани от травяной зелени спиртом; очистка ткани от чернил с помощью спирта и мела; очистка ткани от пятен сока с помощью перекиси водорода и нашатырного спирта; очистка йода с ткани с помощью гипосульфита натрия; очистка меди от черного налета с помощью нашатыря; чистка фаянсовых предметов от налета "марганцовки" смесью перекиси водорода и лимонной кислоты.

Что такое накипь и как с ней бороться?

Лабораторные опыты:

- опыт по определению реакции среды раствора мыла;

- опыт по получению мыла из растительного масла и из стеариновой свечи;

- опыт по вспениванию мыльного раствора в мягкой и жесткой воде;

- опыт по выпариванию жесткой воды;

- опыт по очистке ткани от жира органическим растворителем;

- опыт по очистке ткани от травяной зелени спиртом;

- опыт по очистке ткани от чернил с помощью спирта и мела;

- опыт по очистке ткани от пятен сока с помощью перекиси водорода и нашатырного спирта;

- опыт по очистке йода с ткани с помощью гипосульфита натрия;

- опыт по очистке меди от черного налета с помощью нашатыря;

- опыт по чистке фаянсовых предметов от налета "марганцовки" смесью перекиси водорода и лимонной кислоты;

Исследовательские и проектные работы:

- определение жесткости воды в различных источниках.

Раздел 5.

Поучительные чудеса (4 часа).

Кристаллы

Понятие студня, его значение в жизни и промышленности; приготовление студня из желатина (понятие столярного клея).

История каучука, Резина.

Демонстрации:

- опыт по выращиванию кристаллов из хлорида меди, медного купороса;

- демонстрация образцов каучука и резины;

Лабораторные опыты:

- опыт по приготовлению студня из желатина (понятие столярного клея);

- опыт с "оживлением" желатиновой рыбки;

- опыт по растворению в желатиновом студне крупинки окрашенной соли (марганцовки);

- опыт по выращиванию кристаллов;

Исследовательские и проектные работы:

- выращивание кристаллов различных веществ;

История красок; особенность акварельных красок; как готовить отвар трав; приготовление красителей из отваров трав; технология получения акварельных красок.

Понятие о катализаторах и ингибиторах; опыт по горению сахара в присутствии табачного пепла; опыт по получению ингибитора из стеблей и листьев картофеля (помидоров, мака, тысячелистника, алтея лекарственного, чистотела); опыт по снятию ржавчины с железного предмета и предотвращение его ржавления с помощью полученного раствора.

Демонстрации:

- опыт по горению сахара в присутствии табачного пепла;

- опыт по получению ингибитора из стеблей и листьев картофеля (помидоров, мака, тысячелистника, алтея лекарственного, чистотела);

- опыт по снятию ржавчины с железного предмета и предотвращение его ржавления с помощью полученного раствора.

Лабораторные опыты:

- опыт по приготовлению красного красителя (стеблей зверобоя, корней конского щавеля);

- опыт по приготовлению желтого красителя (стеблей и листьев чистотела);

- опыт по приготовлению зеленого красителя из листьев трилистника, листьев и стеблей манжетки);

- опыт по приготовлению синего красителя из цветов жимолости (корней птичьей гречишки);

- опыт по приготовлению коричневого красителя (шелухи репчатого лука);

Исследовательские и проектные работы:

- изготовление акварельных красок;

- окрашивание тканей;

Игра – квест «Путешествие в страну «Химию»


Формы организации и виды деятельности:: наглядный, практический, словесный, проектный, творческий, конструктивный . Театрализованные игры Визуализация (практические интеллектуальные игры, решение проблемных задач.

.• игровых занятий (конкурсы, викторины, составление кроссвордов и др.), собеседования (индивидуальное и групповое),

• опросников,

• анкетирования,

• тестирования,

• презентаций творческих работ.

Фронтальная, групповая, индивидуальная. работа . Ведущей формой организации занятий является групповая работа. Во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Программа предусматривает проведение занятий, интегрирующих в себе различные формы и приемы игрового обучения, проектной, практической, теоретической и других видов деятельности. Беседа, игровая и познавательная деятельности наблюдение, лабораторные и практические работы.



3. Тематическое планирование

п/п

Тема раздела

Кол-во часов

Дата

План

Факт

Раздел 1.

Как устроены вещества? (2,5ч)

1

Занимательная химия

0,5



2

Оборудование и вещества для опытов

0,5



3

Правила безопасности при проведении опытов

0,5



4

Наблюдения за каплями воды? Наблюдения за каплями валерианы.

0,5



5

Растворение перманганата калия и поваренной соли в воде

0,5



Раздел 2.

Чудеса для разминки (2,5ч)

6

Признаки химических реакций

0,5



7

Природные индикаторы

0,5



8

Крахмал. Определение крахмала в продуктах питания

0,5



9

Знакомство с углекислым газом

0,5



10

Проектная работа «Природные индикаторы»

0,5



Раздел 3.

Разноцветные чудеса (4,5)

11

Химическая радуга (Определение реакции среды)

0,5



12

Знакомый запах нашатырного спирта

0,5



13

Получение меди

0,5



14

Окрашивание пламени

0,5



15

Обесцвеченные чернила

0,5



16

Получение красителей

0,5



17

Получение хлорофилла

0,5



18

Химические картинки

0,5



19

Секрет тайнописи

0,5



Раздел 4.

Полезные чудеса (4 ч)

20

Друзья Мойдодыра. Почему мыло моет?

0,5



21

Определение жесткости воды

0,5



22

Домашняя химчистка. Как удалить пятна?

0,5



23

Как удалить накипь?

0,5



24

Чистим посуду

0,5



25

Кукурузная палочка - адсорбент

0,5



26

Удаляем ржавчину

0,5



27

Домашняя химчистка. Как удалить пятна?

0,5



Раздел 5.

Поучительные чудеса (4 ч)

28

Кристаллы

0,5



29

Опыты с желатином

0,5



30

Каучук.

0,5



31

Акварельные краски. Показываем опыты для обучающихся 4 класса.

0,5



32

Окрашиваем нити

0,5



33

Катализаторы и природные ингибиторы

0,5



34

Игра – квест «Путешествие в страну Химию»

0,5



35

Игра – квест «Путешествие в страну Химию» для обучающих 5-6 классов

0,5































Занимательные опыты на кухне

Домашние леденцы. Кулинария - увлекательное занятие. Сейчас сделаем домашние леденцы.

Для этого нужно приготовить стакан с теплой водой, в которой растворить столько сахарного песка, сколько может раствориться. Затем возьмите соломинку для коктейля, привяжите к ней чистую нитку, закрепив на ее конце маленький кусочек макарон (лучше всего использовать мелкие макаронные изделия). Теперь осталось положить соломинку сверху стакана, поперек, а конец нитки с макарониной опустить в сахарный раствор. И набраться терпения. Когда вода из стакана начнет испаряться, молекулы сахара начнут сближаться и сладкие кристаллы станут оседать на нитке и на макаронине, принимая причудливые формы. Эти же леденцы будут гораздо вкуснее, если к сахарному раствору добавить сироп от варенья. Тогда получатся леденцы с разным вкусом: вишневые, черносмородиновые и др.

"Жаренный"сахар
Возьмите два кусочка сахара-рафинада. Смочите их несколькими каплями воды, чтобы он стал влажным, положите в ложку из нержавеющей стали и нагревайте ее несколько минут над газом, пока сахар не растает и не пожелтеет. Не дайте ему подгореть. Как только сахар превратится в желтоватую жидкость, вылейте содержимое ложки на блюдце небольшими каплями.
Почему неспелые яблоки кислые?

Неспелые яблоки содержат много крахмала и не содержат сахара.
Крахмал - вещество несладкое. Как узнать, что в продукте содержится крахмал? Сделайте некрепкий раствор йода. Капните им в горстку муки, крахмала, на кусочек сырого картофеля, на дольку неспелого яблока. Появившаяся синяя окраска доказывает, что во всех этих продуктах содержится крахмал. Повторите опыт с яблоком, когда оно полностью созреет. И вас, наверное, удивит, что крахмала в яблоке вы уже не найдете. Зато теперь в нем появился сахар. Значит, созревание плодов - это химический процесс превращения крахмала в сахар.
Съедобный клей

Вашему ребенку для поделок понадобился клей, а баночка с клеем оказалась пустой? Не торопитесь в магазин за покупкой. Сварите его сами.
Сварите ему небольшую порцию густого киселя, показывая ему каждый из этапов процесса. Для тех, кто не знает: в кипящий сок (или в воду с вареньем) нужно влить, тщательно перемешивая, раствор крахмала, разведенного в небольшом количестве холодной воды, и довести до кипения.
Думаю, ребенок будет удивлен, что этот клей-кисель можно есть ложкой, а можно и склеивать им поделки.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!