СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа ВУД, волонтерский отряд "Дорогою добра".5-9 кл.

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа внеурочной деятельности. 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа ВУД, волонтерский отряд "Дорогою добра".5-9 кл.»




Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Поломошенская средняя общеобразовательная школа»


«РАССМОТРЕНО» «УТВЕРЖДАЮ»

на заседании МО Директор школы

классных руководителей

Руководитель МО ____________________

_______________________ Фонакова Т.Н.

Дробина Н.И. Приказ №_________

Протокол № __ от «___»___________20__г. от «_____»________20__г.

Рабочая программа внеурочной деятельности

«Дорогою добра»

(духовно-нравственное направление)

основное общее образование

(5-9 классы)

на 2021-2022 учебный год.





Составитель: Стукалова Людмила Павловна

Учитель истории и обществознания

Высшая категория




СОДЕРЖАНИЕ



1. Пояснительная записка

2. Планируемые результаты освоения учебного предмета

3. Содержание учебного предмета

4. Тематический план.

5.Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

6.Календарно-тематический план.

7. Лист внесения изменений





















ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа внеурочной деятельности «Дорогою добра» рассчитана на учащихся общеобразовательных школ. Рабочая программа внеурочной деятельности составлена на основе таких нормативно – правовых документов и материалов, как:

- Годовой календарный учебный график;

- Учебный план МКОУ «Поломошенская СОШ»;

- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования;

- Основная образовательная программа основного общего образования ОУ;

- Положение о рабочей программе ОУ.

- Примерная программа организации внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. Под ред. В.А. Горского, 2-е издание, М.: Просвещение 2011г. (стандарты второго поколения);

- Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2011г.


Цели:

1. Инициировать и развивать подростковое добровольческое движение.

2. Возродить лучшие отечественные традиции благотворительности, воспитание доброты, чуткости, сострадания.


Задачи:

1. Знакомство с деятельностью волонтерских организации в мире и России.

2. Содействие утверждению в жизни современного общества идей добра и красоты, духовного и физического совершенствования детей и подростков

3. Овладение основными практическими умениями в области социальных отношений.

4. Формирование позитивного мнения по отношению к людям с ограниченными возможностями.

5. Формирование опыта и навыков для реализации собственных идей и проектов в социальной сфере.


Место предмета в учебном плане

Программа разработана для разновозрастных учащихся. Срок реализации программы – 1 год. Всего – 18 часов, 1 час в 2 недели.

Внеурочная деятельность «Дорогою добра» входит в вариативную часть учебного плана школы.



Формы контроля результатов обучения:

- текущий контроль – проект, выпуск газет, листовки, плакаты, открытки.


Направления работы

- духовно-нравственное воспитание – проектная, просветительская деятельность;

- патриотическое и гражданское воспитание – шефство; благоустройство школы и села;

- здоровье сберегающее – пропаганда ЗОЖ;

- формирование толерантности – организация досуга молодежи.



Формы организации учебных занятий

Основные формы работы на занятии: индивидуальные, групповые и коллективные (игровая деятельность).


Направление

Формы и методы

Познавательная деятельность:

информирование о волонтёрстве, его истории, сущности, методах и формах, примерах развития в селе; исследовательский проект о волонтёрстве; ученическая конференция о добровольчестве; конкурс презентаций волонтёрского опыта.

Игровая деятельность:

ролевые игры, моделирующие разработку добровольческой деятельности; игры в ходе осуществления социальных добровольческих практик (моделирование государства Доброты, игра «Почта доброты», игровой десант в детский сад; игры с окружающими в качестве аниматоров, ростовых кукол).

Художественно-творческая деятельность:

конкурс «Добрая сказка для младших», благотворительная передвижная выставка, семейный спектакль, концерт для улицы или двора; агитбригада для подростков на тему добровольчества, творческие социальные проекты (благоустройство двора, парка), дизайнерские проекты оформления помещений школы, дизайн открыток-поздравлений, фотоконкурс «Вижу мир добрыми глазами».

Проблемно-ценностное общение:

соцопрос «Что такое доброе дело», этические беседы «Доброта истинная и ложная», дебаты «Бескорыстно ли добровольчество».

Трудовая деятельность:

трудовой благотворительный десант, экологическая акция, отряд озеленения, операция, бюро добрых услуг для жителей, акция «Нас позвали – мы пришли», день добрых дел в семье, акция «Пирог для бабушки и дедушки», разработка проекта «Компьютер для пожилых» и т.п.

Спортивно-оздоровительная деятельность:

пропаганда ЗОЖ в целевой аудитории, турниры спортивных игр с младшими школьниками, родителями, оздоровительные и спортивные акции, проекты.

Социальное творчество:

акция «Копилка добрых дел», акция «Букет для первоклассника», акция по сбору игрушек «С миру по мишке», благотворительная фотостудия «1 сентября», информационная акция «Адреса милосердия», проекты «Телефон доброты», и др.


Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса


Примерная программа по внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. Под ред. В.А. Горского, 2-е издание, М. Просвещение 2011. (стандарты второго поколения).

Программы внеурочной деятельности. Под ред. Д.В. Григорьева, Б.В.Куприянова, М.: Просвещение, 2011

Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. Под ред. Д.В. Григорьева, П.В. Степанова, М.: Просвещение, 2014


Ценностные ориентиры содержания внеурочной деятельности

В общенациональной программе развития воспитания детей в РФ важнейшими проблемами воспитания названы размытость нравственных представлений и гражданских принципов детей и молодежи и асоциальное поведение подростков. Одной из задач гражданского и патриотического воспитания, согласно программе, является формирование у детей активной жизненной и гражданской позиции, основанной на готовности к участию в общественно-политической жизни страны и государственной деятельности.

В Концепции модернизации российского образования указывается, что “Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющее современное качество содержания образования”.

Именно первую группу и составляют политические и социальные компетенции, владение которыми позволит молодым людям брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты ненасильственным путём, участвовать в функционировании и улучшении демократических институтов.

Волонтёрское движение может стать одной из форм вовлечения подростков в социальную активность, средством формирования политической и социальной компетенции подрастающего поколения.

Волонтеры (от англ.Volunteer - доброволец) – это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению. Волонтерские или добровольческие организации - это свободные союзы людей, объединенных каким-либо общим специальным интересом. Их деятельность связана, как правило, с благотворительностью, милосердием. Волонтерское движение сейчас развивается довольно бурно. И одна из основных причин этого – добровольность и свобода выбора. Добровольно выбранная социально значимая деятельность неизмеримо выше для личности подростка навязанной извне.


Актуальность данного курса состоит в его социальной направленности на формирование активной жизненной позиции в процессе коммуникативного общения.

Данная программа основывается на принципах культуросообразности, коллективности и проектности.

Принцип культуросообразности предполагает, что волонтёрская деятельность школьников основывается на духовно-нравственных ценностях.

Коллективность в процессе волонтёрской деятельности означает, что она протекает в детско-взрослых общностях и даёт юному человеку опыт конструктивного взаимодействия с окружающими людьми.

Принцип проектности предполагает последовательную ори­ентацию всей деятельности педагога на подготовку и «выведе­ние» школьника (особенно подростка) в самостоятельное про­ектное действие, развёртываемое в логике «замысел — реали­зация — рефлексия».

В логике действия данного принципа в программе предус­матриваются социальные проекты школьников.

Социальные проекты (экологические акции, оказание помощи труженикам тыла в годы ВОВ, акции милосердия, «Дети – детям») преобразовывают общности и общество, вносят позитивные изменения в окружающую социальную среду за счёт реализации социальных инициатив.

Социальные проекты конструируются вокруг таких ценностных ориенти­ров, как:

• коммуникабельность — лёгкость вступления в межлич­ностное общение, инициатива на начальном этапе вза­имодействия;

• предприимчивость — способность своевременно решать актуальные задачи, субъективное ощущение свободы в решении актуальных задач, находчивость, практич­ность, обладание практической сметкой, изобретательно­стью и энергией, способность изыскивать возможности и идти на преднамеренный риск;

• самостоятельность — независимость, свобода от внешних влияний, принуждений, от посторонней поддержки, воз­можность проявления субъектом своей воли, отсутствие ограничений и стеснения;

• организационная и управленческая компетентность — знания, опыт по образованию социальной структуры, привлечению ресурсов, координации действий отдельных элементов системы, достижение взаимного соответствия функционирования её частей в процессе решения какой-либо задачи;

• конвенциональность — стремление к добровольному со­глашению субъектов на предмет принимаемых на себя обязательств;

• законность (легальность) — стремление действовать в рамках устанавливаемых государством пределов, готов­ность взять на себя определённые обязательства и не нарушать их.



Планируемые результаты освоения внеурочной деятельности «Дорогою добра»:


Программа направлена на формирование универсальных учебных действий (УУД):

- в блок личностных УУД входит ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях; формирование интереса к осуществлению благотворительных акций;

- в блок регулятивных УУД входит постановка учебной задачи, планирование (определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата); прогнозирование, контроль, коррекция и оценка;

- в блок познавательных УУД входит умение осуществлять поиск необходимой информации, знакомство с деятельностью волонтёрских организаций в России; самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера;

- блок коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей; участие в КТД; умение интегрироваться в группу сверстников и продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

личностные результаты освоения программы:

  • формирование духовно-нравственных качеств, приобретение знаний о принятых в обществе нормах отношения к памятникам культуры, к людям, к окружающему миру;

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного от­ношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культу­ре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

  • развитие морального сознания и компетентности в решении мо­ральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и от­ветственного отношения к собственным поступкам;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и со­трудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образователь­ной, творческой деятельности.

метапредметные результаты освоения программы проявляются в:

  • расширении круга приёмов составления разных типов плана;

  • расширении круга структурирования материала;

  • умении работать со справочными материалами и Интернет-ресурсами, планировать волонтёрскую деятельность;

  • обогащении ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.);

  • умении организовывать волонтёрскую деятельность;

  • способности оценивать результаты волонтёрской деятельности собственной и одноклассников.





Содержание.

Организационное заседание волонтерской команды.

Распределение поручений. Составление плана работы на год.


Тренировочные (теоретические и практические) занятия с членами волонтерской команды.

Из истории волонтерского движения в мире и России. Создание волонтерского отряда.  Учащиеся узнают об истории волонтерского движения в России и за рубежом. Познакомятся с правами и обязанностями волонтеров. Разработают проект положения о волонтерском объединении, определят миссию волонтерского объединения, продумают направления работы и наметят план работы на год. Составят банк организаций, которые нуждаются в волонтерской помощи. Анкетирование поможет обучающимся осмыслить требования, предъявляемые к личным качествам волонтера


Месячник пожилого человека.

Адреса милосердия (социальная работа волонтеров). Обучающиеся определяют круг людей, нуждающихся в заботе и внимании - это пожилые люди. Волонтёры оказывают им адресную помощь, на практике реализуют знания, полученные ими в период подготовки.


Развитие РДШ в Алтайском крае в 2021-2022 уч. году

Учимся работать с документами. Обучающиеся познакомятся с основными документами, регламентирующими волонтерскую деятельность. Они научатся вести документацию волонтера, создавать различную печатную и видеопродукцию для проведения мероприятий в рамках волонтерской деятельности. Волонтеры научатся оформлять личное портфолио.


Мероприятия ЗОЖ.

Мероприятия по ликвидации безграмотности (акция «ЛикБез»)

Мероприятия военно-патриотической направленности.

Экологическая защита и помощь. «Салют Победы!»

Познаю себя и других (психологическая подготовка волонтеров). Учащиеся познакомятся с психологическими особенностями пожилых людей.

Тренинги, как интерактивные методы обучения позволяют более глубоко осознать истинные мотивы обращения к волонтерской деятельности, развить уже существующие навыки работы с людьми и такие важные для общения качества, как эмпатия (сопереживание другому), конгруэнтность (искренность).

Участие в тренингах поможет обучающимся осознать свою готовность к участию в волонтерской деятельности, подготовиться к её осуществлению.

Психологическая подготовка способствует развитию личностного потенциала школьников, помогает разрешить собственные психологические проблемы, закрепить полученные теоретические знания, формирует коммуникативные способности и  готовность терпимо относится к окружающим людям. Проект тренинга по теме «Будьте милосердным»



Тематический план


Разделы, темы

Кол-во часов


Организационное заседание волонтерской команды. Распределение поручений. Составление плана работы на год.

1

1

Тренировочные (теоретические и практические) занятия с членами волонтерской команды.

2

1.1


1.2

«Добрые уроки» - Что такое волонтёрство? История возникновения волонтерства.Область деятельности волонтерства. Виды волонтерства.

Деятельность волонтеров в России и за рубежом.Могу ли я быть волонтером? (анкетирование) (круглый стол).

  1. Познаю себя и других Кто тренируется и обучается, у того всегда и все получается. Тренинги

1


1


2

Месячник пожилого человека.

2

2.1

2.2

Месячник - оказание помощи пожилым людям.

Поздравительная акция «Открытка пожилому человеку»

1

1

3

Развитие РДШ в Алтайском крае в 2021-2022 уч. году

1

3.1

Четыре направления деятельности РДШ (личностное развитие, военно-патриотическое направление, гражданская активность, информационно-медийное направление)


1

4

Мероприятия ЗОЖ.

3

4.1

4.2

4.3

  1. ероприятия ЗОЖ: ветеранам:рства._________________________________________________________________________________________Единая антинаркотическая акция - Скажем: Нет! вредным привычкам!

Создание социальной рекламы «Твоё здоровье в твоих руках»

Рейд по школе «Чистота – залог здоровья»

1

1

1

5

Мероприятия по ликвидации безграмотности (акция «ЛикБез»)

2

5.1

5.2

Мероприятие «Азбука дорожной безопасности»

Конкурс «Академия дорожной безопасности»

1

1

6

Мероприятия военно-патриотической направленности

4

6.1

6.2

6.3

6.4

Выпуск листовок «Юные герои-антифашисты»

Возложение венков и гирлянд к мемориалу Славы, погибшим в годы Великой Отечественной войны.

«23 февраля»- Газета поздравление фермерских хозяйств

Акция «Помним, гордимся!»

1

1

1

1

7

Экологическая защита и помощь

2

7.1

7.2

Акция «Снегирь» - накормим птиц. Конкурс листовок «Сохрани лес живым»

Конкурс поделок из природного материала «Дары Золотой осени»

«Живи, цвети село родное», уборка территории ОУ Субботник

1

1

8.

«Салют Победы!»

1

8.1

Акция «Георгиевская ленточка» Поздравительная акция «Подарок труженику тыла». Участие в акции «Я помню, я горжусь».

1









Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса


п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1

Примерная программа по внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. Под ред. В.А. Горского, 2-е издание, М. Просвещение 2011. (стандарты второго поколения).

2

Программы внеурочной деятельности. Под ред. Д.В. Григорьева, Б.В.Куприянова, М.: Просвещение, 2011

3

Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. Под ред. Д.В. Григорьева, П.В. Степанова, М.: Просвещение, 2014

2. Технические средства обучения, включая ИКТ

1

Мультимедиапроектор

2

Ноутбук

3

Принтер

3. Оборудование класса

1

Мультимедиапроектор

2

Ноутбук

3

Экран навесной

4. Интернет-ресурсы

1

Волонтерское движение http://www.adolesmed.ru/volunteers.html и http://www.mir4you.ru/taxonomy/term/7237/all

2

Институт волонтёрства http://inductor1.ucoz.ru/publ/institut_volonterstva/9-1-0-481

3

Отряд волонтерского движения http://www.ipk.khakasnet.ru/deiatelnost/izdat_deit/elekt_obr_res/tretiykova/index.htm

4

Устав волонтера http://he-plus-she.narod.ru/ustav_vol.htm

5

Методические рекомендации по организации волонтерских отрядов по пропаганде здорового образа жизни, противодействию распространения наркомании, алкоголизма и табакокурения в молодежной среде http://forum.gorodbg.ru/index.php?topic=345.0

6

Психологическая работа с волонтерами http://vomoo.ucoz.ru/news/psikhologicheskaja_rabota_s_volonterami/2009-10-12-15



Календарно – тематический план внеурочной деятельности «Дорогою добра» 5-9 кл.

Тема урока

Предметные результаты.


Учебно-практическое, лабораторное оборудование и технические средства на уроке

Дата проведения

План

Факт

1

Организационное заседание волонтерской команды. Распределение поручений. Составление плана работы на год.

Формирование интереса к волонтерской деятельности.




Тема 1. Тренировочные (теоретические и практические) занятия с членами волонтерской команды (2 часа)


2

«Добрые уроки» - Что такое волонтёрство? История возникновения волонтерства.Область деятельности волонтерства. Виды волонтерства.


Изучить - историю волонтерского движения в России и в мире;

- права и обязанности волонтеров,

- основные направления деятельности волонтерских отрядов,

- основные формы работы волонтеров Психологическая подготовка волонтеров.

Ноутбук, проектор, Интернет, принтер, интерактивная доска.



3

Деятельность волонтеров в России и за рубежом. Могу ли я быть волонтером?

Познаю себя и других Кто тренируется и обучается, у того всегда и все получается. Тренинги



Тема 2. Месячник пожилого человека (2 часа)

4-5

Месячник - оказание помощи пожилым людям. Поздравительная акция «Открытка пожилому человеку»

Организовывать и проводить различные мероприятия для соответствующих категорий нуждающихся в помощи.

Ноутбук, интернет, принтер.



Тема 3. Развитие РДШ в Алтайском крае в 2020-2021 уч. год (1 час)

6

Четыре направления деятельности РДШ.

Изучить цели, задачи и направления деятельности РДШ: 1. Военно-патриотическое направление. 2. Личностное развитие 3. Гражданская активность 4. Информационно-медийное направление

Ноутбук, проектор, Интернет, принтер, интерактивная доска.



Тема 4. Мероприятия по ЗОЖ (3 часа)

7

8

9

  1. ероприятия ЗОЖ: ветеранам:рства._________________________________________________________________________________________Единая антинаркотическая акция - Скажем: Нет! вредным привычкам!

Создание социальной рекламы «Твоё здоровье в твоих руках»

Рейд по школе «Чистота – залог здоровья»

Проводить антинаркотические и другие акции, направленные на формирование здоровых привычек.


Ноутбук, проектор, Интернет, принтер, интерактивная доска.



Тема 5. Мероприятия по ликвидации безграмотности (акция «ЛикБез») (2 часа)

10

11

Мероприятие «Азбука дорожной безопасности»

Конкурс «Академия дорожной безопасности»

Проводить профилактическую работу в школьном учреждении и в селе;

Аргументировано отстаивать свою позицию.




Тема 6. Мероприятия военно-патриотической направленности (4 часа)

12

13

14

15

«23 февраля»- Газета поздравление фермерских хозяйств

Выпуск листовок «Юные герои-антифашисты»

Возложение венков и гирлянд к мемориалу Славы, погибшим в годы Великой Отечественной войны.

Акция велопробег «Помним, гордимся!»

Адекватно общаться с учащимися и взрослыми, владеть нормами и правилами уважительного отношения;


Ноутбук, проектор, Интернет, принтер.



Тема 7. Экологическая защита и помощь (2 часа)

16

17

Акция «Снегирь» - накормим птиц

Конкурс листовок «Сохрани лес живым» Конкурс поделок из природного материала «Дары Золотой осени». «Живи, цвети село родное», уборка территории ОУ Субботник

Издавать агитационную печатную и видео продукцию;

Формировать собственное портфолио;

принимать общечеловеческие ценности.

Ноутбук, проектор, Интернет, принтер, интерактивная доска.





Тема 8. «Салют Победы!» (1 час)

18

Акция «Георгиевская ленточка»

Поздравительная акция «Подарок труженику тыла»

Участие в акции «Я помню, я горжусь»

Организовывать и проводить различные мероприятия для соответствующих категорий нуждающихся в помощи.


Ноутбук, проектор, Интернет, принтер.























Лист внесения изменений

Дата по журналу

№ урока

Содержание темы

Основание, № приказа

Контроль