СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа «За страницами учебника географии» (факультативные занятия) (9 класс)

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа включает в себя результаты освоения курса, основные разделы с формами организации, аннотацию, КТП

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа «За страницами учебника географии» (факультативные занятия) (9 класс)»

РАССМОТРЕНА

на заседании методич. Объединения

Протокол № 1

от «31» августа 2022 г.

__________ Трушкова Р.Р.


СОГЛАСОВАНА

Заместитель директора

по УВР

________ Серёгина Г.В.


«31» августа 2022г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ СОШ

с. Павловка

_________ Ф. М. Гильманова


«31» августа 2022г.






Рабочая программа

«За страницами учебника географии»

(факультативные занятия)


(9 класс)





Составитель: Гайтанова Ляйсан Фанисовна





2022


1. Результаты освоения курса


Личностные результаты :

  • формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности,

  • обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.

  • осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);

  • осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран; представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире;

  • осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;

  • осознание значимости и общности глобальных проблем человечества


Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  • способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;

  • самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;

  • выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;

  • составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

  • работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

  • в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.


Коммуникативные УУД:

  • самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

  • отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

  • в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен).

  • Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.

  • понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории.

  • уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.


Познавательные УУД:

  • формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

  • умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий.


Предметные результаты:

Ученик научится:

  • давать определения географическим понятиям и терминам;

  • оценивать географические особенности природы материков и океанов, а также географию народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий;

  • выделять (узнавать) существенные признаки географических объектов и явлений;

  • использовать систему географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира и его отдельных регионов, на основе которых формируется географическое мышление учащихся;

  • анализировать, оценивать, прогнозировать современные социоприродные проблемы и проектировать пути их решения;

  • использовать карты как информационные образно-знаковые моделеи действительности;

  • давать определение понятиям, строить логические рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, реализовывать исследовательскую деятельность, выделять главную мысль текста, создавать модели для решения задач.

Ученик получит возможность научиться:

  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности, осуществлять рефлексию, формулировать свое мнение, аргументировать свою точку зрения, организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

  • учиться целеполаганию, самостоятельно анализировать условия достижения цели, прилагать целевые усилия на пути достижения цели, самостоятельно контролировать свое время, оценивать правильность выполнения действий, вносить коррективы

  • повторять ранее изученный материал в новом, т.е. активно устанавливать     внутрипредметные связи, как по содержанию, так и по способам деятельности;

  • анализировать пройденный материал и обсуждать полученные сведения


Воспитательные результаты.


1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний о предме­тах и явлениях разной природы во взаимосвязи с окружающей их средой, о правилах конструктивной групповой работы; об организации коллективной творческой деятельности.

2. Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом):формирование ценностных отношений школьника к своей Родине, к культуре, к труду, к знаниям, к миру, к другим людям, к людям иной культурной принадлежности

3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного ценностно окрашенного социального действия): школьник может приобрести опыт публичного выступления, опыт общения с одноклассниками, опыт самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми; опыт управления другими людьми и взятия на себя ответственности за других людей.


2. Основные разделы

  1. План и карта (6 часов)

Классификация карт. Глобус. Создание карт. Картография. Искажения карт. Топографическая карта. Условные знаки. Масштаб, азимут, способы изображения рельефа, чтение карты. Чтение топографических и физических карт. Измерение направлений, расстояний, географических координат. Комплексный анализ географических условий по топографической карте. Построение профиля рельефа местности. Определение сторон горизонта по параллелям и меридианам. Определение и анализ длин меридианов и параллелей.

Формы организации факультатива:

Беседа, лекция, тестирование

Практические задания:

1. Ориентирование по плану и карте.

2. Решение задач на определение географических координат.

3.Построение профиля рельефа местности по топографической карте.

4. Определение расстояний на плане и карте.

Характеристика основных видов деятельности учащихся:

Овладение основами картографической грамотности и использование географической карты как одного из «языков» международного общения; организовывать сотрудничество, работать индивидуально и в группе; свободно ориентироваться по физической, экономической и политической картам; работать с картой: опре­делять по географическим координатам местополо­жения объектов и наоборот, измерять на­правлений и расстояний на плане и карте.


  1. Путешествия и географические открытия (2 часа)

Карта мира, сделанная Птолемеем. Древнейшие описания Земли. Эратосфен, Страбон, Геродот. Древние карты. «География» в 8-ми томах Клавдия Птолемея.

Эпоха Великих географических открытий. Карта Европы Меркатора, 1554. Эпоха экспедиций. Джеймс Кук, русские первопроходцы, М. В. Ломоносов, Александр фон Гумбольдт. География Средневековья. Марко Поло.

Научные экспедиции и теоретические открытия XIX — начала XX веков. Русское географическое общество, мощные географические школы, (Ф. П. Литке, П. П. Семенов-Тян-Шанский, Н. М. Пржевальский, П. А. Кропоткин, Н. Н. Миклухо-Маклай, А. И. Воейков, В. В. Докучаев, К. И. Арсеньев).

Формы организации факультатива:

Беседа, лекция, тестирование

Практическое задание: Изучение по картам маршрутов путешествий. Имена путешественников на карте.

Характеристика основных видов деятельности учащихся:

осознавать роли географии в познании окружающего мира и его устойчивого развития; формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях.

  1. Природа Земли (6 часов)

Строение Земли. Оболочки Земли. Геохронология. Вулканизм, гейзеры, сейсмические пояса. Горные породы по происхождению. Экзогенные и эндогенные процессы. Работа с картами атласа по отработке знаний географической номенклатуры водных объектов.

Строение атмосферы, состав, свойства. Климатообразующие факторы. Формирование областей высокого и низкого давления. Виды ветров.

Формы организации факультатива:

Беседа, лекция, тестирование

Практические задания:

  1. Определение средней температуры при подъеме и спуске.

  2. Решение задач на определение атмосферного давления

  3. . Определение типов климата по климатическим диаграммам

Характеристика основных видов деятельности учащихся:

ориентироваться по физической, экономической и политической картам; овладение системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях; формирование устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека

  1. Материки, океаны, народы и страны (7 часов)

Уникальные особенности природы материков, океанов Земли. Объяснение закономерностей проявления особенностей природы. Народы Земли, их отличительные особенности и география. Религии народов мира. Классификация стран. Выделение уникальных стран в мире. Работа с картами атласа по отработке знаний географической номенклатуры объектов.

Формы организации факультатива:

Беседа, лекция, тестирование

Практические задания:

1.Описание страны по плану.

2.Работа с картами атласа по отработке знаний географической номенклатуры объектов.

Характеристика основных видов деятельности учащихся:

ориентироваться по физической, экономической и политической картам; анализировать, сравнивать и обобщать прочитанный материал, делать выводы и заключения на основе анализа географических карт и статистических данных; характеризовать по картам климата различных и природных зон различных материков; осваивать системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира и его отдельных регионов, на основе которых формируется географическое мышление учащихся; знать и уметь характеризовать уникальные объекты мира.

  1. География России (12 часов)

Особенности рельефа, климата, внутренних вод, почв, растительного и животного мира на территории Земли. Уникальные природные объекты нашей страны. Памятники природы. Народы России, их обычаи, традиции, религия, география. Традиционные отрасли хозяйства народов России. Урбанизация в России. Особенности и специализация экономических районов России. Межотраслевые комплексы. Факторы размещения предприятий. Определение факторов размещения отдельных предприятий по территории страны. Провинциальные города нашей страны. Архитектурные памятники в России. Классификация природных ресурсов. Определение субъектов по краткому описанию.

Формы организации факультатива:

Беседа, лекция, тестирование

Практические задания:

1. Решение географических задач на определение поясного времени.

2. Решение задач на определение доли отрасли в хозяйстве региона.

3.Решение задач по определению субъектов по краткому описанию.

4.Работа с картами атласа по отработке знаний географической номенклатуры объектов.

5. Решение географических задач на определение плотности населения, анализ таблиц, графиков

6. Определение причинно-следственных связей между объектами.

Характеристика основных видов деятельности учащихся:

свободно ориентироваться по физической, экономической и политической картам; решать задач на определение поясного времени; оценивать степень комфортности или природных условий любой точки мира по наличию климатических, почвенных, водных, рекреационных ресурсов; расширять кругозор учащихся в области географии.

6. Итоговое занятие (1 час)

Обобщение материала по программе курса. Анализ наиболее трудных заданий и подходы к их выполнению. Практическое решение заданий ОГЭ по географии.

Формы организации:

-практикум

-задания КИМ

-презентации

Характеристика основных видов деятельности учащихся:

анализировать, сравнивать и обобщать прочитанный материал, делать выводы и заключения на основе анализа географических карт и статистических данных.;овладеть системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях; решать задачи среднего уровня сложности в сжатых временных рамках; формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдение мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф.

























Приложение 1.


Аннотация к рабочей программе


Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно – правовых документов:

1. Федерального закона от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями от 14.07.2022г.)

2. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 (в ред. Приказа Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2014 г. № 1644, Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 1577, Минпросвещения РФ от 11.12.2020 N 712 ).

3. Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2020 N 254 "Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования "

4. Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 23.12.2020 N 766 "О внесении изменений в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляемыми образовательную деятельность, утвержденный приказом Министерством просвещения Российской Федерации от 20.05.2020 N 254"

5. СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. N 28 (письмо Федеральной службы по аккредитации от 27 января 2021 г. N 1616/03-ДГ);

6. СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. N 2

7. Закона Республики Башкортостан от 01.07.2013 г. №696-з «Об образовании в Республике Башкортостан» (с изменениями на 24.12 2021 года)

8. Письма Минобрнауки России от 14.12.2015 N 09-3564 "О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ"

9. Рекомендаций по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и социализации и дополнительных общеобразовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий (письмо Минпросвещения России от 7 мая 2020 г. № ВБ-976/04).













Рабочая программа рассчитана на 34 учебных часа (1 час в неделю).


Цель программы:

Овладение географическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старших классах, изучения смежных дисциплин, применения знаний в повседневной жизни; подготовка учащихся к итоговой аттестации в форме ОГЭ.

Задачи программы:

  • Углубить имеющиеся знания путем изучения дополнительного материала.

  • Закрепить знания, полученные ранее на уроках географии

  • Самостоятельно извлекать необходимую информацию из карт атласов и других источников

  • Развивать самостоятельность и формировать исследовательские умения учащихся.

Определение места и роли учебного курса.

Материал, включенный в программу, интересен и полезен для учащихся, соответствует их развитию, дополняет и расширяет школьный курс географии.

В основу программы положен системно-деятельностный подход к изучению географии.

В соответствии с требованиями государственного стандарта у обучающихся в процессе изучения географии совершенствуются общеучебные умения: коммуникативные, интеллектуальные, информационные, организационные.

Программа составлена с учетом структуры экзаменационной работы по курсу географии и ориентацией на требования к уровню подготовки учащихся, освоение которых проверяется на государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-х классов общеобразовательных учреждений.

Методы работы: предусматривают активное включение учащихся в процесс образовательной деятельности - исследовательский, эвристический, проблемный, частично-поисковый и др.

Формы организации образовательного процесса: уроки изучения нового материала, уроки – практикумы, обобщающие уроки, урок-беседа, урок-лекция.

Технологии обучения:

- технология личностно-ориентированного обучения;

- здоровьесберегающие технологии;

- технологии коммуникативного общения;

- игровые технологии;

- технология развития критического мышления;

- информационно-коммуникационные технологии;

- технология проблемного обучения;

- технология работы с одарёнными детьми.

Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся:

- исследовательская деятельность;

- индивидуальная работа;

- работа в парах;

- работа в группах различного состава.

Виды и формы контроля:

Формы контроля: тестовые задания, алгоритмы, схемы, таблицы

Виды:

- индивидуальный;

- фронтальный



Календарно-тематический план факультатива

«За страницами учебника географии»

9 класс на 2022-2023 учебный год


№ п/п

№ занятия

Тема занятия

Сроки изучения материала



Тема 1. План и карта (6 часов)


1

1

Источники географической информации. Условные знаки

Сентябрь


1 неделя

2

2

Ориентирование на местности.


2 неделя

3

3

Горизонтали. Профиль местности.


3 неделя

4

4

Координатная сетка. Широта. Долгота.


4 неделя

5

5

Практическое занятие «Решение задач на определение географических координат»

Октябрь


1 неделя

6

6

Определение расстояний на плане.


2 неделя

Тема 2. Путешествия и географические открытия (2 часа)


7

1

География в древности. Эпоха Великих географических открытий. Путешественники, географы, которые внесли вклад в изучение России.


3 неделя

8

2

Практическое занятие «Изучение по картам маршрутов путешествий. Имена путешественников на карте.»


4 неделя

Тема 3. Природа Земли (6 часов)


9

1

Развитие земной коры. Земная кора на карте.

Ноябрь


1 неделя

10

2

Атмосфера. Температура воздуха.


2 неделя

11

3

Атмосферное давление.


3 неделя

12

4

Климатические пояса Земли.


4 неделя

13

5

Практическое занятие «Определение типов климата по климатическим диаграммам»

Декабрь

1 неделя

14

6

Гидросфера: состав, свойства, происхождение.


2 неделя

Тема 4. Материки, океаны, народы и страны (7 часов)


15

1

Особенности природы Африки.


3 неделя

16

2

Особенности природы Южной Америки


4 неделя

17

3

Особенности природы Австралии и Антарктиды.

Январь

3 неделя

18

4

Особенности природы Евразии.


4 неделя

19

5

Особенности природы Северной Америки.

Февраль

1 неделя

20

6

Страны мира. Классификация стран.


2 неделя

21

7

Практическое занятие «Работа с картами атласа по отработке знаний географической номенклатуры объектов»


3 неделя

Тема 5. География России (12 часов)


22

1

ГП России.


4 неделя

23

2

Административно-территориальное устройство РФ.

Март

1 неделя

24

3

Экономические районы России.


2 неделя

25

4

Часовые пояса. Поясное время.


3 неделя

26

5

Общая характеристика природы России.


4 неделя

27

6

Практическое занятие «Работа с картами атласа по отработке знаний географической номенклатуры объектов».

Апрель

1 неделя

28

7

Народы, населяющие Россию, их география.


2 неделя

29

8

Демографическая ситуация в России.


3 неделя

30

9

Практическое занятие «Решение географических задач на определение плотности населения, анализ таблиц, графиков»


4 неделя

31

10

Регионы России. Хозяйство Европейской части России.

Май

1 неделя

32

11

Регионы России. Хозяйство Азиатской части России.


2 неделя

33

12

Природопользование и экология.


3 неделя

Тема 6. Итоговое занятие (1 час)


34

1

Обобщение материала по программе курса


4 неделя



ИТОГО 34 часа