1. Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности составлена для обучающихся 11 классов общеобразовательной школы, с учетом специфики образовательной организации и контингента обучающихся. Программа опирается на следующие нормативные документы:
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования в 2021 –2022 учебном году;
Методические рекомендации по вопросам введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, разработанных Российской академией образования (письмо Минобрнауки от 7 августа 2015 года №08-1228).
Письмо департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Минобрнауки России от 18.08.2017г. №09-1672 «Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности».
Актуальность программы. Урок не может вместить все то, что вызывает интерес у ученика, формирует его кругозор и развивает мышление. Внеурочная деятельность создает благоприятные условия для удовлетворения индивидуальных интересов обучающихся и для формирования устойчивых умений в творческой и исследовательской деятельности. На занятиях учащиеся смогут выйти за рамки учебной литературы, научатся самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой, вступать в коллективный диалог со сверстниками, аргументировать свою точку зрения. Школьники приобретают навыки составления творческой работы (презентаций, проектов, виртуальных экскурсий) в индивидуальной, парной, коллективной деятельности.
Цель программы: Создание условий для всестороннего развития личности ребенка, формирование не только определенной суммы знаний, а формирование потребности и умения учащихся организовывать свою деятельность по описанию окружающего мира языком физики.
Задачи:
знакомства с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;
приобретение знаний о механических явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления;
формирование умений наблюдать природные явлении выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования, используя измерительные приборы;
овладение понятиями: природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;
понимание отличий научных данных от непроверенной информации.
Формы организации деятельности:
Классно-урочная, регламентированная дискуссия, работа в малых группах.
Виды деятельности:
Чтение и обсуждение текста статей интернет-сайтов, обсуждение докладов и презентаций, составление и решение задач, обсуждение способов решения.
Данная программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю). Курс реализует спортивно-оздоровительное направление внеурочной деятельности в 11-х классах и разработан с учетом психолого-педагогических особенностей развития учащихся.
2. Планируемые результаты освоения курса
Изучение курса внеурочной деятельности направлено на формирование личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования:
Личностные результаты:
1. Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознания вклада отечественных учёных в развитие мировой науки;
2. Ответственное отношения к учению, готовность и способность к самообразованию и саморазвитию на основе мотивации к обучению и познанию, развитие самостоятельности в приобретении и совершенствовании новых знаний;
3. Познавательные интересы, развитие интеллектуальных, творческих способностей, формирование осознанного выбора и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования;
4. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники, отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
5. Умение контролировать процесс и результат учебной и исследовательской деятельности в процессе изучения законов природы;
6. Критичность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении практических задач.
Метапредметные результаты:
1. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
3. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;
4. Устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
5. Развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
6. Первоначальные представления об идеях и о методах физики как об универсальном инструменте науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
7. Умение видеть физическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
8. Понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.
Предметные результаты:
1. Осознание ценности и значения физики и ее законов для повседневной жизни человека и ее роли в развитии материальной и духовной культуры;
2. Формирование представлений о закономерной связи и познаваемости явлений природы, объективности научного знания, о системообразующей роли физики для развития других естественных наук, техники и технологий;
3. Формирование первоначальных представлений о физической сущности явлений природы, видах материи, усвоение основных идей механики… планировать и выполнять эксперименты, проводить прямые и косвенные измерения с использованием приборов, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул;
4. Способность обнаруживать зависимости между физическими величинами, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы, объяснять полученные результаты и делать выводы;
5. Понимание физических основ и принципов действия (работы) машин и механизмов, средств передвижения и связи, бытовых приборов, промышленных технологических процессов, влияния их на окружающую среду; осознание возможных причин техногенных и экологических катастроф;
6. Формирование умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи; планировать в повседневной жизни свои действия с применением полученных знаний законов физики.
3. Содержание курса внеурочной деятельности
Тема | Содержание | Количество часов |
Законы взаимодействия и движения тел. | Способы описания механического движения. Система отсчета. Прямолинейное движение. Прямолинейное равномерное движение по плоскости. Перемещение и скорость при равномерном прямолинейном движении по плоскости. Относительность движения. Сложение движений. Принцип независимости движений. Криволинейное движение. Движение тела, брошенного под углом к горизонту. Равномерное движение по окружности. Угловая скорость. Период и частота вращения. Скорость и ускорение при равномерном движении по окружности. Законы Ньютона. Свободное падение. Невесомость. Закон всемирного тяготения. Равномерное движение по окружности. Период и частота обращения. Солнечная система. Искусственные спутники земли Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Момент силы. Условия равновесия тел. Рычаг. Равновесие сил на рычаге. Момент силы. Рычаги в технике, быту и природе. | 21 |
Лабораторные работы: Изучение движения по окружности. Определение скорости движения указательного пальца при горизонтальном щелчке. Определение центров масс различных тел (3 способа). Изучение трения скольжения. |
Темы проектных работ: Античная механика. Время и его измерение. Инерция – причина нарушения правил дорожного движения. Сила трения в природе. Реактивная тяга. Реактивные двигатели. Трение и превращение энергии. Биомеханика человека. Архитектурно- строительная бионика. |
Механические колебания и волны. Звук | Колебательное движение. Колебания груза на пружине. Свободные колебания. Колебательная система. Маятник. Амплитуда. Период. Частота колебаний. Гармонические колебания. Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс. Распространение колебаний в упругих средах. Поперечные и продольные волны. Длина волны. Звуковые волны. Скорость звука. Высота, тембр и громкость звука. Звуковой резонанс. | 3 |
Лабораторная работа: Определение роста человека с помощью часов Темы проектных работ: Аспекты влияния музыки и звуков на организм человека. Акустический шум и его воздействие на организм человека. |
Электромагнитное поле | Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость распространения электромагнитных волн. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы. Конденсатор. Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний. Принципы радиосвязи и телевидения. Электромагнитная природа света. Преломление света. Показатель преломления. Дисперсия света. Цвета тел. Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров. | 7 |
Лабораторные работы: Определение направления магнитного меридиана. Изготовление и применение зеркального перископа. Изготовление калейдоскопа. Получение и наблюдение радуги. Темы проектных работ: Применение электромагнитов. Реле. Трансформаторы. Вода и лупа. Всегда ли можно верить своим глазам, или что такое иллюзия. |
Физика атома и атомного ядра | Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета- и гамма излучение. Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома. Радиоактивные превращения атомных ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях. Протонно-нейтронная модель ядра. Физический смысл зарядового и массового чисел. Ядерная энергетика. Экологические проблемы работы атомных электростанций. Дозиметрия. Период полураспада. Закон радиоактивного распада. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. Термоядерная реакция. Источники энергии солнца и звезд. | 3 |
Темы проектных работ: Радиоактивность и мечта алхимиков. Циклотрон. Атомная энергетика. Экология. |
ИТОГО | | 34 |
4. Тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности обучающихся
№ п/п | Раздел | Тема | Количество часов | Основные виды учебной деятельности |
всего | из них |
теория | практика |
1 | Законы взаимодействия и движения тел | Способы описания механического движения - способы описания функциональных зависимостей. | 1 | 1 | | Обсуждение статьи сайта www. elementy.ru о способах описания движения. |
2 | Прямолинейное равномерное движение по плоскости. | 1 | | 1 | Вывод формулы изменения координаты. Работа в малых группах над алгоритмом решения задач по указанной теме. |
3 | Относительность движения. Сложение движений. Принцип независимости движений. | 1 | | 1 | Работа в малых группах над созданием алгоритма решения качественных и расчетных задач по теме «Относительность движения» |
4 | Лабораторная работа «Изучение движения тела по окружности» | 1 | | 1 | Выполнение практической работы в малых группах, обсуждение результатов. |
5 | Прыжки, метание диска и копья. Запуск ракет. | 1 | | 1 | Работа в малых группах над созданием алгоритма решения расчетных задач на тему: «Расчет движения тела, брошенного под углом к горизонту». |
6 | Падающие тела. | 1 | 1 | | Обсуждение статей сайта www. elementy.ru по теме «Падающие тела». |
7 | Лабораторные работа «Определение скорости движения указательного пальца при горизонтальном щелчке» | 1 | | 1 | Выполнение практической работы в малых группах, обсуждение результатов. |
8 | История развития механики. | 1 | | 1 | Защита проектов: Античная механика. Время и его измерение |
9 | Сила воли, сила убеждения или сила – физическая величина? | 1 | 1 | | Чтение и обсуждение текста статьи сайта www. elementy.ru о классах сил. Обсуждение произведений классической литературы, в которых описываются различные силы. |
10 | Движение тела под действием нескольких сил. Движение системы связанных тел. | 1 | | 1 | Работа в малых группах над созданием алгоритма решения качественных и расчетных задач; |
11 | Сила трения в природе. | 1 | | 1 | Защита проектов: Сила трения в природе. Трение и превращение энергии. |
12 | Лабораторная работа «Изучение трения скольжения» | 1 | | 1 | Практическая работа в малых группах, обсуждение результатов работы. |
13 | Динамика равномерного движения материальной точки по окружности. | 1 | | 1 | Работа в малых группах над созданием алгоритма решения задач на применение законов движения материальной точки по окружности. |
14 | История развития представлений о Вселенной. Солнечная система. Движение планет и их спутников. Строение и эволюция Вселенной. | 1 | 1 | | Обсуждение докладов и презентаций учащихся на тему: «История развития представлений о Вселенной». Изучение расположения и движения планет с помощью модели-теллурия. |
15 | Планета, открытая на кончике пера. Первые ИСЗ. | 1 | | 1 | Работа в малых группах над отработкой алгоритма решения задач на применение закона всемирного тяготения. |
16 | Замкнутые системы. | 1 | 1 | | Чтение и обсуждение статьи сайта www. elementy.ru о замкнутых системах и законе сохранения импульса. |
17 | Реактивное движение. | 1 | | 1 | Защита проектов: Реактивная тяга. Реактивные двигатели. |
18 | Расследование ДТП с помощью закона сохранения импульса | 1 | | 1 | Защита проекта: Инерция – причина нарушения правил дорожного движения. |
19 | Лабораторная работа: «Определение центров масс различных тел» | 1 | | 1 | Выполнение практической работы в малых группах, обсуждение результатов работы. |
20 | Почему свод прочнее плоского потолка? | 1 | | 1 | Решение нестандартных задач. |
21 | Биомеханика. | 1 | | 1 | Защита проектов: Биомеханика человека. Архитектурно- строительная бионика. |
22 | Механические колебания и волны. Звук | Серфинг и наука о волнах. | 1 | 1 | | Обсуждение докладов и презентаций учащихся на тему: «Колебания. Волны.» |
23 | От самых тихих до самых громких. Эхо в жизни людей и животных. | 1 | | 1 | Защита проектов: Аспекты влияния музыки и звуков на организм человека. Акустический шум и его воздействие на организм человека. |
24 | Лабораторная работа «Определение роста человека с помощью часов». | 1 | | 1 | Выполнение практической работы в малых группах, обсуждение результатов работы. |
25 | Электромагнитное поле | Лабораторная работа: «Определение направления магнитного меридиана». | 1 | | 1 | Выполнение практической работы в малых группах, обсуждение результатов работы. |
26 | | Электромоторы, применение в технике. | 1 | | 1 | Защита проектов: Применение электромагнитов. Реле. Трансформаторы. |
27 | | Лабораторная работа «Изготовление и применение зеркального перископа» | 1 | | 1 | Выполнение практических работ в малых группах, обсуждение темы «Оптические приборы». |
28 | | Лабораторная работа «Изготовление калейдоскопа» | 1 | | 1 | Выполнение практических работ в малых группах, обсуждение темы «Оптические приборы». |
29 | | Преломление. | 1 | | 1 | Решение нестандартных задач. |
30 | | Лабораторная работа «Получение и наблюдение радуги». | 1 | | 1 | Выполнение практической работы в малых группах, обсуждение. |
31 | | Глаз и зрение. | 1 | | 1 | Защита проектов: Вода и лупа. Всегда ли можно верить своим глазам, или что такое иллюзия. |
32 | Физика атома и атомного ядра | Радиоактивность. | 1 | | 1 | Защита проектов: Радиоактивность и мечта алхимиков; Циклотрон. |
33 | | Использование энергии атома. | 1 | 1 | | Обсуждение докладов и презентаций учащихся на тему: «Мирный атом». |
34 | | Атомная энергетика: за и против. | 1 | | 1 | Защита проекта: Атомная энергетика. Экология. |
5. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения курса
Физика. Углублённый уровень. 10—11 классы: рабочая программа к линии УМК Г. Я. Мякишева: учебно-методическое пособие/ О. А. Крысанова, Г. Я. Мякишев. — М. : Дрофа, 2020.
Программно-педагогические средства, реализуемые с помощью компьютера.
CD Мультимедиа-библиотека «Открытая коллекция»: «Физика: механика и термодинамика, 10 класс»/ ООО «Физикон», 2015
CD Мультимедиа-библиотека «Открытая коллекция»: «Физика: электродинамика, оптика и квантовая физика, 10-11 класс»/ ООО «Физикон», 2015
CD Виртуальный практикум по физике/ ООО «Физикон», 2013
Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) для поддержки подготовки школьников.
Естественно-научный журнал для молодежи «Путь в науку» http://yos.ru/natural-sciences/scategory/18-phisic.html
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
http://school-collection.edu.ru
https://physics.ru - образовательный портал "Открытая физика"
https://fipi.ru - сайт ФИПИ
Клуб для учителей физики, учащихся и их родителей http://www.fizika.ru
Примеры защиты проектов по различным темам (видео). Персональный сайт учителя математики и физики Поповой Ирины Александровны: http://fizmatklass.ucoz.ru/index/video_ehksperimenty/0-27