СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа занятий внеурочной деятельности "Практическая физика" для 11 класса

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок не может вместить все то, что вызывает интерес у ученика, формирует его кругозор и развивает мышление. Внеурочная деятельность создает благоприятные условия для удовле­творения индивидуальных интересов обучающихся и для формирования устойчивых умений в творческой и исследовательской деятельности. На занятиях учащиеся смогут выйти за рамки учебной литературы, научатся самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой, вступать в коллективный диалог со сверстниками, ар­гументировать свою точку зрения.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа занятий внеурочной деятельности "Практическая физика" для 11 класса»

1. Пояснительная записка

Рабочая программа курса внеурочной деятельности составлена для обучающихся 11 классов общеобразовательной школы, с учетом специфики образовательной организации и контингента обучающихся. Программа опирается на следующие нормативные документы:

  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования в 2021 –2022 учебном году;

  • Методические рекомендации по вопросам введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, разработанных Российской академией образования (письмо Минобрнауки от 7 августа 2015 года №08-1228).

  • Письмо департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Минобрнауки России от 18.08.2017г. №09-1672 «Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности».


Актуальность программы. Урок не может вместить все то, что вызывает интерес у ученика, формирует его кругозор и развивает мышление. Внеурочная деятельность создает благоприятные условия для удовле­творения индивидуальных интересов обучающихся и для формирования устойчивых умений в творческой и исследовательской деятельности. На занятиях учащиеся смогут выйти за рамки учебной литературы, научатся самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой, вступать в коллективный диалог со сверстниками, ар­гументировать свою точку зрения. Школьники приобретают навыки составления творческой работы (презентаций, проектов, виртуальных экскурсий) в индивидуальной, парной, коллек­тивной деятельности.


Цель программы: Создание условий для всестороннего развития личности ребенка, форми­рование не только определенной суммы знаний, а формирование потребности и умения уча­щихся организовывать свою деятельность по описанию окружающего мира языком физики.


Задачи:

  • знакомства с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;

  • приобретение знаний о механических явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления;

  • формирование умений наблюдать природные явлении выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования, используя измерительные приборы;

  • овладение понятиями: природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;

  • понимание отличий научных данных от непроверенной информации.


Формы организации деятельности:

Классно-урочная, регламентированная дискуссия, работа в малых группах.


Виды деятельности:

Чтение и обсуждение текста статей интернет-сайтов, обсуждение докладов и презентаций, составление и решение задач, обсуждение способов решения.

Данная программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю). Курс реализует спортивно-оздоровительное направление внеурочной деятельности в 11-х классах и разработан с учетом психолого-педагогических особенностей развития учащихся.



2. Планируемые результаты освоения курса


Изучение курса внеурочной деятельности направлено на формирование личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования:

Личностные результаты:

1. Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознания вклада отечественных учёных в развитие мировой науки;

2. Ответственное отношения к учению, готовность и способность к самообразованию и саморазвитию на основе мотивации к обучению и познанию, развитие самостоятельности в приобретении и совершенствовании новых знаний;

3. Познавательные интересы, развитие интеллектуальных, творческих способностей, формирование осознанного выбора и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования;

4. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники, отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

5. Умение контролировать процесс и результат учебной и исследовательской деятельности в процессе изучения законов природы;

6. Критичность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении практических задач.

Метапредметные результаты:

1. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

3. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;

4. Устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

5. Развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;

6. Первоначальные представления об идеях и о методах физики как об универсальном инструменте науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;

7. Умение видеть физическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;

8. Понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.

Предметные результаты:

1. Осознание ценности и значения физики и ее законов для повседневной жизни человека и ее роли в развитии материальной и духовной культуры;

2. Формирование представлений о закономерной связи и познаваемости явлений природы, объективности научного знания, о системообразующей роли физики для развития других естественных наук, техники и технологий;

3. Формирование первоначальных представлений о физической сущности явлений природы, видах материи, усвоение основных идей механики… планировать и выполнять эксперименты, проводить прямые и косвенные измерения с использованием приборов, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул;

4. Способность обнаруживать зависимости между физическими величинами, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы, объяснять полученные результаты и делать выводы;

5. Понимание физических основ и принципов действия (работы) машин и механизмов, средств передвижения и связи, бытовых приборов, промышленных технологических процессов, влияния их на окружающую среду; осознание возможных причин техногенных и экологических катастроф;

6. Формирование умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи; планировать в повседневной жизни свои действия с применением полученных знаний законов физики.


3. Содержание курса внеурочной деятельности

Тема

Содержание

Количество часов

Законы взаимодействия и движения тел.


Способы описания механического движения. Система отсчета. Прямолинейное движение. Прямолинейное равномерное движение по плоскости. Перемещение и скорость при равномерном прямолинейном движении по плоскости. Относительность движения. Сложение движений. Принцип независимости движений. Криволинейное движение. Движение тела, брошенного под углом к горизонту. Равномерное движение по окружности. Угловая скорость. Период и частота вращения. Скорость и ускорение при равномерном движении по окружности.

Законы Ньютона. Свободное падение. Невесомость. Закон всемирного тяготения. Равномерное движение по окружности. Период и частота обращения. Солнечная система. Искусственные спутники земли

Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Момент силы. Условия равновесия тел. Рычаг. Равновесие сил на рычаге. Момент силы. Рычаги в технике, быту и природе.

21

Лабораторные работы:

Изучение движения по окружности.

Определение скорости движения указательного пальца при горизонтальном щелчке.

Определение центров масс различных тел (3 способа).

Изучение трения скольжения.

Темы проектных работ:

Античная механика. Время и его измерение. Инерция – причина нарушения правил дорожного движения. Сила трения в природе. Реактивная тяга. Реактивные двигатели.

Трение и превращение энергии.

Биомеханика человека.

Архитектурно- строительная бионика.

Механические колебания и волны. Звук

Колебательное движение. Колебания груза на пружине. Свободные колебания. Колебательная система. Маятник. Амплитуда. Период. Частота колебаний. Гармонические колебания.

Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс.

Распространение колебаний в упругих средах. Поперечные и продольные волны. Длина волны. Звуковые волны. Скорость звука. Высота, тембр и громкость звука. Звуковой резонанс.

3

Лабораторная работа:

Определение роста человека с помощью часов

Темы проектных работ:

Аспекты влияния музыки и звуков на организм человека.
Акустический шум и его воздействие на организм человека.

Электромагнитное поле

Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость распространения электромагнитных волн. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы.

Конденсатор. Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний. Принципы радиосвязи и телевидения.

Электромагнитная природа света. Преломление света. Показатель преломления. Дисперсия света. Цвета тел. Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров.

7

Лабораторные работы:

Определение направления магнитного меридиана.

Изготовление и применение зеркального перископа.

Изготовление калейдоскопа.

Получение и наблюдение радуги.

Темы проектных работ:

Применение электромагнитов. Реле. Трансформаторы.

Вода и лупа.

Всегда ли можно верить своим глазам, или что такое иллюзия.

Физика атома и атомного ядра

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета- и гамма излучение. Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома. Радиоактивные превращения атомных ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях.  Протонно-нейтронная модель ядра. Физический смысл зарядового и массового чисел. Ядерная энергетика. Экологические проблемы работы атомных электростанций. Дозиметрия. Период полураспада. Закон радиоактивного распада. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы.

Термоядерная реакция. Источники энергии солнца и звезд.

3

Темы проектных работ:

Радиоактивность и мечта алхимиков.
Циклотрон.
Атомная энергетика. Экология.

ИТОГО


34



4. Тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности обучающихся

№ п/п

Раздел

Тема

Количество часов

Основные виды учебной деятельности

всего

из них

теория

практика

1

Законы взаимодействия и движения тел

Способы описания механического движения - способы описания функциональных зависимостей.

1

1


Обсуждение статьи сайта www. elementy.ru о способах описания движения.


2

Прямолинейное равномерное движение по плоскости.

1


1

Вывод формулы изменения координаты.

Работа в малых группах над алгоритмом решения задач по указанной теме.

3

Относительность движения. Сложение движений. Принцип независимости движений.

1


1

Работа в малых группах над созданием алгоритма решения качественных и расчетных задач по теме «Относительность движения»

4

Лабораторная работа «Изучение движения тела по окружности»

1


1

Выполнение практической работы в малых группах, обсуждение результатов.

5

Прыжки, метание диска и копья.

Запуск ракет.

1


1

Работа в малых группах над созданием алгоритма решения расчетных задач на тему: «Расчет движения тела, брошенного под углом к горизонту».

6

Падающие тела.

1

1


Обсуждение статей сайта www. elementy.ru

по теме «Падающие тела».

7

Лабораторные работа «Определение скорости движения указательного пальца при горизонтальном щелчке»

1


1

Выполнение практической работы в малых группах, обсуждение результатов.

8

История развития механики.

1


1

Защита проектов:
Античная механика.

Время и его измерение

9

Сила воли, сила убеждения или сила – физическая величина?

1

1


Чтение и обсуждение текста статьи сайта www. elementy.ru о классах сил. Обсуждение произведений классической литературы, в которых описываются различные силы.

10

Движение тела под действием нескольких сил. Движение системы связанных тел.

1


1

Работа в малых группах над созданием алгоритма решения качественных и расчетных задач;

11

Сила трения в природе.

1


1

Защита проектов:
Сила трения в природе.

Трение и превращение энергии.

12

Лабораторная работа

«Изучение трения скольжения»

1


1

Практическая работа в малых группах, обсуждение результатов работы.

13

Динамика равномерного движения материальной точки по окружности.

1


1

Работа в малых группах над созданием алгоритма решения задач на применение законов движения материальной точки по окружности.

14

История развития представлений о Вселенной. Солнечная система. Движение планет и их спутников. Строение и эволюция Вселенной.

1

1


Обсуждение докладов и презентаций учащихся на тему: «История развития представлений о Вселенной». Изучение расположения и движения планет с помощью модели-теллурия.

15

Планета, открытая на кончике пера. Первые ИСЗ.

1


1

Работа в малых группах над отработкой алгоритма решения задач на применение закона всемирного тяготения.

16

Замкнутые системы.

1

1


Чтение и обсуждение статьи сайта www. elementy.ru о замкнутых системах и законе сохранения импульса.

17

Реактивное движение.

1


1

Защита проектов:

Реактивная тяга.
Реактивные двигатели.

18

Расследование ДТП с помощью закона сохранения импульса

1


1

Защита проекта:
Инерция – причина нарушения правил дорожного движения.

19

Лабораторная работа: «Определение центров масс различных тел»

1


1

Выполнение практической работы в малых группах, обсуждение результатов работы.

20

Почему свод прочнее плоского потолка?

1


1

Решение нестандартных задач.

21

Биомеханика.

1


1

Защита проектов:
Биомеханика человека.

Архитектурно- строительная бионика.

22

Механические колебания и волны. Звук

Серфинг и наука о волнах.

1

1


Обсуждение докладов и презентаций учащихся на тему: «Колебания. Волны.»

23

От самых тихих до самых громких.

Эхо в жизни людей и животных.

1


1

Защита проектов:
Аспекты влияния музыки и звуков на организм человека.
Акустический шум и его воздействие на организм человека.

24

Лабораторная работа «Определение роста человека с помощью часов».

1


1

Выполнение практической работы в малых группах, обсуждение результатов работы.

25

Электромагнитное поле

Лабораторная работа: «Определение направления магнитного меридиана».

1


1

Выполнение практической работы в малых группах, обсуждение результатов работы.


26


Электромоторы, применение в технике.

1


1

Защита проектов:
Применение электромагнитов.

Реле.

Трансформаторы.

27


Лабораторная работа
«Изготовление и применение зеркального перископа»

1


1

Выполнение практических работ в малых группах, обсуждение темы «Оптические приборы».

28


Лабораторная работа

«Изготовление калейдоскопа»

1


1

Выполнение практических работ в малых группах, обсуждение темы «Оптические приборы».

29


Преломление.

1


1

Решение нестандартных задач.

30


Лабораторная работа «Получение и наблюдение радуги».

1


1

Выполнение практической работы в малых группах, обсуждение.

31


Глаз и зрение.

1


1

Защита проектов:

Вода и лупа.
Всегда ли можно верить своим глазам, или что такое иллюзия.

32

Физика атома и атомного ядра

Радиоактивность.

1


1

Защита проектов:
Радиоактивность и мечта алхимиков;
Циклотрон.

33


Использование энергии атома.

1

1


Обсуждение докладов и презентаций учащихся на тему: «Мирный атом».

34


Атомная энергетика: за и против.

1


1

Защита проекта:

Атомная энергетика. Экология.



5. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения курса

  1. Физика. Углублённый уровень. 10—11 классы: рабочая программа к линии УМК Г. Я. Мякишева: учебно-методическое пособие/ О. А. Крысанова, Г. Я. Мякишев. — М. : Дрофа, 2020.

Программно-педагогические средства, реализуемые с помощью компьютера.

  1. CD Мультимедиа-библиотека «Открытая коллекция»: «Физика: механика и термодинамика, 10 класс»/ ООО «Физикон», 2015

  2. CD Мультимедиа-библиотека «Открытая коллекция»: «Физика: электродинамика, оптика и квантовая физика, 10-11 класс»/ ООО «Физикон», 2015

  3. CD Виртуальный практикум по физике/ ООО «Физикон», 2013



Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) для поддержки подготовки школьников.

  1. Естественно-научный журнал для молодежи «Путь в науку» http://yos.ru/natural-sciences/scategory/18-phisic.html

  2. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
    http://school-collection.edu.ru

  3. https://physics.ru - образовательный портал "Открытая физика"

  4. https://fipi.ru - сайт ФИПИ

  5. Клуб для учителей физики, учащихся и их родителей http://www.fizika.ru

  6. Примеры защиты проектов по различным темам (видео). Персональный сайт учителя математики и физики Поповой Ирины Александровны: http://fizmatklass.ucoz.ru/index/video_ehksperimenty/0-27


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!