СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Занимательная математика" 3 класс

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа "Занимательная математика" 3 класс.   

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Занимательная математика" 3 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Новоникольская средняя общеобразовательная школа



Рассмотрена и рекомендована к Утверждена приказом

утверждению методическим МБОУ Новоникольской СОШ

советом школы № от 2018 г.

Протокол № от Директор

Руководитель МС

(Орлова Э. Э.) (Чернышова Л. Б.)




Рабочая программа

учебного курса «Изучение математики образовательной области «Математика» сверх часов и сверх программы»

«Занимательная математика»

(3 класс)


















Составила программу

учитель начальных классов

Назаренко Зоя Николаевна


Пояснительная записка


Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.

Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.

Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.

Содержание дополнительных занятий представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия математического курса должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.

Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы курса, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.

Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы дополнительных занятий желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.

Курс дополнительных занятий создается на добровольных началах с учетом склонностей ребят, их возможностей и интересов.

Следует помнить, что помочь ученикам найти себя как можно раньше – одна из важнейших задач учителя начальных классов.

Программа занятий рассчитана на 1 год (3 класс). Занятия 2 раз в неделю. Продолжительность каждого занятия не должна превышать 45 минут.







Цель, задачи и принципы программы:

Цель:

  • развивать математический образ мышления

Задачи:

    • расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;

    • расширять математические знания в области многозначных чисел;

    • содействовать умелому использованию символики;

    • учить правильно применять математическую терминологию;

    • развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;

    • уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.

Принципы программы:

  • Актуальность

Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.

  • Научность

Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.

  • Системность

Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).

  • Практическая направленность

Содержание дополнительных занятий направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах.

  • Обеспечение мотивации

Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.

    • Курс ориентационный

Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной учебной дисциплине.

Предполагаемые результаты:

Занятия должны помочь учащимся:

  • усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;

  • помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;

  • формировать творческое мышление;

  • способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися; успешному выступлению на олимпиадах, играх, конкурсах.

Основные виды деятельности учащихся:

  • решение занимательных задач;

  • оформление математических газет;

  • участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;

  • знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;

  • проектная деятельность

  • самостоятельная работа;

  • работа в парах, в группах;

  • творческие работы

Содержание курса обеспечивает преемственность с традиционной программой обучения, но с включением новых элементов, материала повышенной трудности и творческого уровня.

Содержание курса рассчитано на 72 часа.

Содержание занятий


1. Что дала математика людям? Зачем ее изучать? Когда она родилась, и что явилось причиной ее возникновения?

2. Старинные системы записи чисел. Упражнения, игры, задачи.

3. Иероглифическая система древних египтян. Упражнения, игры, задачи.

4. Применение различных цифр и чисел в современной жизни.

5. Римские цифры. Как читать римские цифры? Упражнения, игры, задачи.

6-7. Решение задач на развитие смекалки и сообразительности.

8-9. Пифагор и его школа. Упражнения, игры, задачи.

10. Бесконечный ряд загадок. Упражнения, игры, задачи

11. Архимед. Упражнения, игры, задачи.

12-13. Умножение. Упражнения, игры, задачи. Алгоритм умножения двузначного числа на однозначное число. Поиск «спрятанных» цифр в записи решения.

14. Конкурс знатоков. Математические горки.

15-16. Задача в стихах. Логические задачи. Загадки.

17-18. Деление. Упражнения, игры, задачи Алгоритм деления двузначного числа на однозначное число. Поиск «спрятанных» цифр в записи решения.

19. Делится или не делится

20-21. Математические игры. Построение математических пирамид. Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?», «Гонки с зонтиками»

22. Математический КВН. Решение ребусов и логических задач.

23-24. Знакомство с занимательной математической литературой. Старинные русские меры длины и массы: пядь, аршин, вершок, верста, пуд, фунт и др. Решение старинных задач. Работа с таблицей «Старинные русские меры длины».

25. Математические головоломки. Игра «Гонка за лидером: меры в пословицах»

26-27. Решение олимпиадных задач, счёт. Загадки-смекалки.

28-29. Логические задания с числами и цифрами (магические квадраты, цепочки, закономерности).

30. Математическая мозаика

31-32. Время. Часы. Упражнения, игры. Составление различных задач, используя данные о возрасте своих родственников

33-34. Проект «Календари и их виды». Работа со словарями, энциклопедиями. Составление буклетов о календарях.

35-36. Масса. Новые мерки. Измерения.

37. Математические фокусы. Порядок выполнения действий в числовых выражениях (без скобок, со скобками).

38-39. Развитие наглядно-образного мышления. Задания по перекладыванию спичек. Ребусы.

40. Секреты чисел. Числовой палиндром — число, которое читается одинаково слева направо и справа налево.

42-43. Денежные знаки. Загадки-смекалки

44-45. Решение задач повышенной трудности.

46-47. Схемы, уравнения

48. Игра «Смекай, решай, отгадывай».

49-50. Задачи с многовариантными решениями. Задачи со многими возможными решениями. Задачи с недостающими данными, с избыточным составом условия. Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др..

51. Числовые головоломки. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).

52-53. Преобразование геометрических фигур на плоскости по заданной программе. Задачи и задания на развитие пространственных представлений.

54-55. Конструирование фигур, раскраска и сгибание геометрических фигур. Конструирование многоугольников из заданных элементов.

56. Игра «Поле чудес».

57-58. Шаг в будущее. Игры: «Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской бой» и др.

59-60. Решение олимпиадных задач

61. Любителям математики. Турнир смекалистых.

62-63. Поиск альтернативных способов действий. Арифметические действия с круглыми числами.

64 Математический лабиринт

65-66. Задачи повышенной трудности

67 Логическая игра «Молодцы и хитрецы»

68-69. Отважный путешественник. Решение задач на нахождение скорости, времени и расстояния.

70 -71. Энциклопедия математических развлечений. Составление сборника занимательных заданий. Использование разных источников информации (детские познавательные журналы, книги и др.).

72. КВМ «Царица наук». Итоговое занятие.







Учебно-тематическое планирование занятий


п\п

 

Тема

Кол-во часов


Дата

1

Что дала математика людям? Зачем ее изучать?

1

3.09

2

Старинные системы записи чисел. Упражнения, игры, задачи.

1

6.09

3

Иероглифическая система древних египтян. Упражнения, игры, задачи.

1

10.09

4

Применение различных цифр и чисел в современной жизни.

1

13.09

5

Римские цифры. Как читать римские цифры?

1

17.09

6

7

Решение задач на развитие смекалки и сообразительности.

2

20.09

24.09

8

9

Пифагор и его школа. Упражнения, игры, задачи.

2

27.09

1.10

10

Бесконечный ряд загадок. Упражнения, игры, задачи

1

4.10

11

Архимед. Упражнения, игры, задачи.

1

8.10

12

13

Умножение. Упражнения, игры, задачи.

2

11.10

15.10

14

Конкурс знатоков. Математические горки.

1

18.10

15

16

Задача в стихах. Логические задачи. Загадки.

2

22.10

25.10

17

18

Деление. Упражнения, игры, задачи

2

5.11

8.11

19

Делится или не делится

1

12.11

20

21

Математические игры

2

15.11

19.11

22

Математический КВН. Решение ребусов и логических задач.

1

22.11

23

24

Знакомство с занимательной математической литературой. Старинные меры длины.

2

26.11

29.11

25

Математические головоломки. Игра «Гонка за лидером: меры в пословицах»

1

3.12

26

27

Решение олимпиадных задач, счёт. Загадки-смекалки.

2

6.12

11.12

28

29

Логические задания с числами и цифрами (магические квадраты, цепочки, закономерности).

2

13.12

17.12

30

Математическая мозаика

1

20.12

31

32

Время. Часы. Упражнения, игры, задачи.

2

24.12

27.12

33

34

Проект «Календари и их виды».

2

8.01

10.01

35

36

Масса. Новые мерки. Измерения.

2

14.01

17.01

37

Математические фокусы.

1

21.01

38

39

Задания по перекладыванию спичек.

2

24.01

29.01

40

Секреты чисел

1

31.01

41

Игра «Цифры в буквах».

1

4.02

42

43

Денежные знаки. Загадки-смекалки. Решение задач

2

7.02

11.02

44

45

Решение задач повышенной трудности.

2

14.02

18.02

46

47

Схемы, уравнения

2

21.02

26.02

48

Игра «Смекай, решай, отгадывай».

1

28.02

49

50

Задачи с многовариантными решениями

2

4.03

7.03

51

Числовые головоломки

1

11.03

52

53

Преобразование геометрических фигур на плоскости по заданной программе.

2

14.03

18.03

54

55

Конструирование фигур, раскраска и сгибание геометрических фигур.

2

21.03

25.03

56

Игра «Поле чудес».

1

28.03

57

58

Шаг в будущее

2

4.04

8.04

59

60

Решение олимпиадных задач

2

11.04

15.04

61

Любителям математики. Турнир смекалистых.

1

18.04

62

63

Поиск альтернативных способов действий. Арифметические действия с круглыми числами.

2

22.04

25.04

64

Математический лабиринт

1

29.04

65

66

Задачи повышенной трудности

2

2.05

6.05

67

Логическая игра «Молодцы и хитрецы»

1

10.05

68

69

Отважный путешественник.

2

13.05

16.05

70

71

Энциклопедия математических развлечений

2

20.05

23.05

72

КВМ «Царица наук».

1

27.05












МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ


1. Гороховская Г.Г. Решение нестандартных задач — средство развития логического мышления младших школьников // Начальная школа. -2009. - № 7.

2. Гурин Ю.В., Жакова О.В. Большая книга игр и развлечений. - СПб. : Кристалл; М. : ОНИКС, 2000.

3. Зубков Л.Б. Игры с числами и словами. - СПб. : Кристалл, 2001.

4. Игры со спичками: Задачи и развлечения / сост. А.Т. Улицкий, Л.А. Улицкий. — Минск : Фирма «Вуал», 1993.

5. Лавлинскова Е.Ю. Методика работы с задачами повышенной трудности. - М., 2006.

6. Сухин И.Г. 800 новых логических и математических головоломок. — СПб. : Союз, 2001.

7. Сухин И.Г. Судоку и суперсудоку на шестнадцати клетках для детей. — М. : АСТ, 2006.

8. Кочурова Е.Э. Дружим с математикой: рабочая тетрадь для учащихся 3класса общеобразовательных учреждений. — М: Вентана-Граф, 2014.


Интернет-ресурсы

1. http://www.vneuroka.ru/mathematics.php — образовательные проекты портала «Вне урока»: Математика. Математический мир.

2. http://konkurs-kenguru.ru — российская страница международного математического конкурса «Кенгуру».

3. http://4stupeni.ru/stady — клуб учителей начальной школы. 4 ступени.

4. http://www.develop-kinder.com — «Сократ» — развивающие игры и конкурсы.

5. http://puzzle-ru.blogspot.com — головоломки, загадки, задачи и задачки, фокусы, ребусы.

















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!