Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Новоникольская средняя общеобразовательная школа
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/11/05/s_5be0841e3941c/989125_1.png)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/11/05/s_5be0841e3941c/989125_2.png)
Рассмотрена и рекомендована к Утверждена приказом
утверждению методическим МБОУ Новоникольской СОШ
советом школы № от 2018 г.
Протокол № от Директор
Руководитель МС
(Орлова Э. Э.) (Чернышова Л. Б.)
Рабочая программа
учебного курса «Изучение математики образовательной области «Математика» сверх часов и сверх программы»
«Занимательная математика»
(3 класс)
Составила программу
учитель начальных классов
Назаренко Зоя Николаевна
Пояснительная записка
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
Содержание дополнительных занятий представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия математического курса должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.
Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы курса, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.
Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы дополнительных занятий желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.
Курс дополнительных занятий создается на добровольных началах с учетом склонностей ребят, их возможностей и интересов.
Следует помнить, что помочь ученикам найти себя как можно раньше – одна из важнейших задач учителя начальных классов.
Программа занятий рассчитана на 1 год (3 класс). Занятия 2 раз в неделю. Продолжительность каждого занятия не должна превышать 45 минут.
Цель, задачи и принципы программы:
Цель:
Задачи:
расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
расширять математические знания в области многозначных чисел;
содействовать умелому использованию символики;
учить правильно применять математическую терминологию;
развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;
уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.
Принципы программы:
Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.
Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).
Содержание дополнительных занятий направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах.
Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.
Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной учебной дисциплине.
Предполагаемые результаты:
Занятия должны помочь учащимся:
усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;
помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;
формировать творческое мышление;
способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися; успешному выступлению на олимпиадах, играх, конкурсах.
Основные виды деятельности учащихся:
решение занимательных задач;
оформление математических газет;
участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;
знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
проектная деятельность
самостоятельная работа;
работа в парах, в группах;
творческие работы
Содержание курса обеспечивает преемственность с традиционной программой обучения, но с включением новых элементов, материала повышенной трудности и творческого уровня.
Содержание курса рассчитано на 72 часа.
Содержание занятий
1. Что дала математика людям? Зачем ее изучать? Когда она родилась, и что явилось причиной ее возникновения?
2. Старинные системы записи чисел. Упражнения, игры, задачи.
3. Иероглифическая система древних египтян. Упражнения, игры, задачи.
4. Применение различных цифр и чисел в современной жизни.
5. Римские цифры. Как читать римские цифры? Упражнения, игры, задачи.
6-7. Решение задач на развитие смекалки и сообразительности.
8-9. Пифагор и его школа. Упражнения, игры, задачи.
10. Бесконечный ряд загадок. Упражнения, игры, задачи
11. Архимед. Упражнения, игры, задачи.
12-13. Умножение. Упражнения, игры, задачи. Алгоритм умножения двузначного числа на однозначное число. Поиск «спрятанных» цифр в записи решения.
14. Конкурс знатоков. Математические горки.
15-16. Задача в стихах. Логические задачи. Загадки.
17-18. Деление. Упражнения, игры, задачи Алгоритм деления двузначного числа на однозначное число. Поиск «спрятанных» цифр в записи решения.
19. Делится или не делится
20-21. Математические игры. Построение математических пирамид. Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?», «Гонки с зонтиками»
22. Математический КВН. Решение ребусов и логических задач.
23-24. Знакомство с занимательной математической литературой. Старинные русские меры длины и массы: пядь, аршин, вершок, верста, пуд, фунт и др. Решение старинных задач. Работа с таблицей «Старинные русские меры длины».
25. Математические головоломки. Игра «Гонка за лидером: меры в пословицах»
26-27. Решение олимпиадных задач, счёт. Загадки-смекалки.
28-29. Логические задания с числами и цифрами (магические квадраты, цепочки, закономерности).
30. Математическая мозаика
31-32. Время. Часы. Упражнения, игры. Составление различных задач, используя данные о возрасте своих родственников
33-34. Проект «Календари и их виды». Работа со словарями, энциклопедиями. Составление буклетов о календарях.
35-36. Масса. Новые мерки. Измерения.
37. Математические фокусы. Порядок выполнения действий в числовых выражениях (без скобок, со скобками).
38-39. Развитие наглядно-образного мышления. Задания по перекладыванию спичек. Ребусы.
40. Секреты чисел. Числовой палиндром — число, которое читается одинаково слева направо и справа налево.
42-43. Денежные знаки. Загадки-смекалки
44-45. Решение задач повышенной трудности.
46-47. Схемы, уравнения
48. Игра «Смекай, решай, отгадывай».
49-50. Задачи с многовариантными решениями. Задачи со многими возможными решениями. Задачи с недостающими данными, с избыточным составом условия. Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др..
51. Числовые головоломки. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).
52-53. Преобразование геометрических фигур на плоскости по заданной программе. Задачи и задания на развитие пространственных представлений.
54-55. Конструирование фигур, раскраска и сгибание геометрических фигур. Конструирование многоугольников из заданных элементов.
56. Игра «Поле чудес».
57-58. Шаг в будущее. Игры: «Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской бой» и др.
59-60. Решение олимпиадных задач
61. Любителям математики. Турнир смекалистых.
62-63. Поиск альтернативных способов действий. Арифметические действия с круглыми числами.
64 Математический лабиринт
65-66. Задачи повышенной трудности
67 Логическая игра «Молодцы и хитрецы»
68-69. Отважный путешественник. Решение задач на нахождение скорости, времени и расстояния.
70 -71. Энциклопедия математических развлечений. Составление сборника занимательных заданий. Использование разных источников информации (детские познавательные журналы, книги и др.).
72. КВМ «Царица наук». Итоговое занятие.
Учебно-тематическое планирование занятий
№ п\п | Тема | Кол-во часов | Дата |
1 | Что дала математика людям? Зачем ее изучать? | 1 | 3.09 |
2 | Старинные системы записи чисел. Упражнения, игры, задачи. | 1 | 6.09 |
3 | Иероглифическая система древних египтян. Упражнения, игры, задачи. | 1 | 10.09 |
4 | Применение различных цифр и чисел в современной жизни. | 1 | 13.09 |
5 | Римские цифры. Как читать римские цифры? | 1 | 17.09 |
6 7 | Решение задач на развитие смекалки и сообразительности. | 2 | 20.09 24.09 |
8 9 | Пифагор и его школа. Упражнения, игры, задачи. | 2 | 27.09 1.10 |
10 | Бесконечный ряд загадок. Упражнения, игры, задачи | 1 | 4.10 |
11 | Архимед. Упражнения, игры, задачи. | 1 | 8.10 |
12 13 | Умножение. Упражнения, игры, задачи. | 2 | 11.10 15.10 |
14 | Конкурс знатоков. Математические горки. | 1 | 18.10 |
15 16 | Задача в стихах. Логические задачи. Загадки. | 2 | 22.10 25.10 |
17 18 | Деление. Упражнения, игры, задачи | 2 | 5.11 8.11 |
19 | Делится или не делится | 1 | 12.11 |
20 21 | Математические игры | 2 | 15.11 19.11 |
22 | Математический КВН. Решение ребусов и логических задач. | 1 | 22.11 |
23 24 | Знакомство с занимательной математической литературой. Старинные меры длины. | 2 | 26.11 29.11 |
25 | Математические головоломки. Игра «Гонка за лидером: меры в пословицах» | 1 | 3.12 |
26 27 | Решение олимпиадных задач, счёт. Загадки-смекалки. | 2 | 6.12 11.12 |
28 29 | Логические задания с числами и цифрами (магические квадраты, цепочки, закономерности). | 2 | 13.12 17.12 |
30 | Математическая мозаика | 1 | 20.12 |
31 32 | Время. Часы. Упражнения, игры, задачи. | 2 | 24.12 27.12 |
33 34 | Проект «Календари и их виды». | 2 | 8.01 10.01 |
35 36 | Масса. Новые мерки. Измерения. | 2 | 14.01 17.01 |
37 | Математические фокусы. | 1 | 21.01 |
38 39 | Задания по перекладыванию спичек. | 2 | 24.01 29.01 |
40 | Секреты чисел | 1 | 31.01 |
41 | Игра «Цифры в буквах». | 1 | 4.02 |
42 43 | Денежные знаки. Загадки-смекалки. Решение задач | 2 | 7.02 11.02 |
44 45 | Решение задач повышенной трудности. | 2 | 14.02 18.02 |
46 47 | Схемы, уравнения | 2 | 21.02 26.02 |
48 | Игра «Смекай, решай, отгадывай». | 1 | 28.02 |
49 50 | Задачи с многовариантными решениями | 2 | 4.03 7.03 |
51 | Числовые головоломки | 1 | 11.03 |
52 53 | Преобразование геометрических фигур на плоскости по заданной программе. | 2 | 14.03 18.03 |
54 55 | Конструирование фигур, раскраска и сгибание геометрических фигур. | 2 | 21.03 25.03 |
56 | Игра «Поле чудес». | 1 | 28.03 |
57 58 | Шаг в будущее | 2 | 4.04 8.04 |
59 60 | Решение олимпиадных задач | 2 | 11.04 15.04 |
61 | Любителям математики. Турнир смекалистых. | 1 | 18.04 |
62 63 | Поиск альтернативных способов действий. Арифметические действия с круглыми числами. | 2 | 22.04 25.04 |
64 | Математический лабиринт | 1 | 29.04 |
65 66 | Задачи повышенной трудности | 2 | 2.05 6.05 |
67 | Логическая игра «Молодцы и хитрецы» | 1 | 10.05 |
68 69 | Отважный путешественник. | 2 | 13.05 16.05 |
70 71 | Энциклопедия математических развлечений | 2 | 20.05 23.05 |
72 | КВМ «Царица наук». | 1 | 27.05 |
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1. Гороховская Г.Г. Решение нестандартных задач — средство развития логического мышления младших школьников // Начальная школа. -2009. - № 7.
2. Гурин Ю.В., Жакова О.В. Большая книга игр и развлечений. - СПб. : Кристалл; М. : ОНИКС, 2000.
3. Зубков Л.Б. Игры с числами и словами. - СПб. : Кристалл, 2001.
4. Игры со спичками: Задачи и развлечения / сост. А.Т. Улицкий, Л.А. Улицкий. — Минск : Фирма «Вуал», 1993.
5. Лавлинскова Е.Ю. Методика работы с задачами повышенной трудности. - М., 2006.
6. Сухин И.Г. 800 новых логических и математических головоломок. — СПб. : Союз, 2001.
7. Сухин И.Г. Судоку и суперсудоку на шестнадцати клетках для детей. — М. : АСТ, 2006.
8. Кочурова Е.Э. Дружим с математикой: рабочая тетрадь для учащихся 3класса общеобразовательных учреждений. — М: Вентана-Граф, 2014.
Интернет-ресурсы
1. http://www.vneuroka.ru/mathematics.php — образовательные проекты портала «Вне урока»: Математика. Математический мир.
2. http://konkurs-kenguru.ru — российская страница международного математического конкурса «Кенгуру».
3. http://4stupeni.ru/stady — клуб учителей начальной школы. 4 ступени.
4. http://www.develop-kinder.com — «Сократ» — развивающие игры и конкурсы.
5. http://puzzle-ru.blogspot.com — головоломки, загадки, задачи и задачки, фокусы, ребусы.