Рабочая программа «Занимательная математика» составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО и предназначена для организации внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению в 1 классе.
Курс внеурочной деятельности «Занимательная математика» для начальной школы является механизмом интеграции, обеспечения полноты и цельности содержания программы по математике, расширяет и обогащает данную программу. Основное внимание уделяется развитию логического и алгоритмического мышления школьников.
Основные цели курса
математическое развитие младшего школьника — формирование способности к интеллектуальной деятельности (логического и знаково-символического мышления), пространственного воображения, математической речи; умение строить рассуждения, выбирать аргументацию, различать обоснованные и необоснованные суждения, вести поиск информации (фактов, оснований для упорядочения, вариантов и др.);
воспитание интереса к математике, осознание возможностей и роли математики в познании окружающего мира, понимание математики как части общечеловеческой культуры, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.
Задачи:
расширение и углубление программного материала;
формирование универсальных учебных действий;
знакомство учащихся со способами поиска информации;
привитие интереса к математике как науке;
развитие творческих способностей и психологических качеств учащихся: любознательности, активности, воли, ответственности, самостоятельности.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты.
Изучение геометрического материала способствует формированию таких личностных качеств, как любознательность, трудолюбие,
способность к организации своей деятельности и к преодолению трудностей,
Метапредметные
Регулятивные универсальные учебные действия.
принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
адекватно воспринимать предложения учителя;
проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;
осуществлять первоначальный контроль своего участия в доступных видах познавательной деятельности;
оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы под руководством учителя.
Познавательные универсальные учебные действия.
Коммуникативные универсальные учебные действия
принимать участие в работе парами и группами;
воспринимать различные точки зрения;
использовать простые речевые средства;
контролировать свои действия в классе;
понимать задаваемые вопросы.
оценивать советы и предложения других учащихся, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности;
использовать в речи язык математики
совместной деятельности, договариваться с учащимися о способах решения возникающих проблем.
проявлять инициативу в поиске и сборе информации.
Содержание курса внеурочной деятельности
Таблица 1
№ п/п | Наименование курсов | Количество часов |
1 класс |
1 | Курс «Наглядная геометрия» | 11 |
2 | Курс «Учимся решать логические задачи» | 13 |
3 | Курс «Учимся решать комбинаторные задачи» | 9 |
Итого | 33 |
Содержание курса
«Наглядная геометрия» - 11 часов
Взаимное расположение предметов. Отношения «справа», «слева», «между» - 1 час
Взаимное расположение предметов. «Схема тела» - 3 часа
Взаимное расположение предметов. Отношения «за-перед», «над-под», «ближе-дальше» - 2 часа
Взаимное расположение предметов. Конструирование геометрических фигур – 2 часа
Взаимное расположение предметов. Сходство и различие предметов – 3 часа
«Учимся решать логические задачи» - 13 часов
«Истина». «Ложь» - 1час
Знакомство с таблицей. - 1час
Построение истинных высказываний. - 1час
Работа с графической моделью. - 1час
Работа со схематической моделью. - 1час
Решение логических задач табличным способом- 1час.
Работа с ложными высказываниями. – 2 часа
Отрицание высказывания. - 1час
Моделирование как способ решения логических задач. - 1час
Установление истинности/ложности высказываний. - 1час
Решение логических задач методом исключения. - 1час
Работа с текстовой и графической информацией. - 1час
«Учимся решать комбинаторные задачи» - 9 часов
Знакомство с комбинаторными задачами. – 8 часов
Самостоятельная работа – 1 час
Основные виды деятельности
Устный счёт
Проверка наблюдательности
Игровая деятельность
Решение задач
Разгадывание головоломок, ребусов, кроссвордов, викторин
Проектная деятельность
Составление головоломок, ребусов, кроссвордов. стихов ,загадок.
Участие в математических соревнованиях
Выполнение упражнений на релаксацию, концентрацию внимания.
Формы деятельности
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
внеурочных занятий
«Занимательная математика».
1 класс.
№ занятия | Тема и цель занятия | Номера заданий | Дата проведения |
план | факт |
«Наглядная геометрия» - 11 часов | |
1 | Тема: Взаимное расположение предметов. Отношения «справа», «слева», «между». Цель: Уточнить представления первоклассников о пространственных отношениях «справа — слева», «между». | 1—3 | | |
2 | Тема: Взаимное расположение предметов. «Схема тела». Цель: Учить ориентироваться по «схеме тела» и относительно произвольной точки отсчёта. | 4—7 | | |
3—4 | Тема: Взаимное расположение предметов. «Схема тела». Цель: Продолжить формировать у первоклассников умение ориентироваться по «схеме тела» и относительно произвольной точки отсчёта. | 8—17 | | |
5—6 | Тема: Взаимное расположение предметов. Отношения «за-перед», «над-под», «ближе-дальше». Цель: Продолжить формировать у учащихся представления об отношениях «слева — справа»; уточнить их представления об отношениях «за — перед», «над — под», «ближе — дальше» и об изображении видимых и невидимых частей фигур на рисунке. | 18—20; 26—28 | | |
7—8 | Тема: Взаимное расположение предметов. Конструирование геометрических фигур. Цель: Уточнить представления детей о квадрате, прямоугольнике, треугольнике. Обучать конструированию этих фигур из палочек. Продолжить формировать представления об изображении видимых и невидимых частей фигур на рисунке. | 21—25; 29, 30 | | |
9—10 | Тема: Взаимное расположение предметов. Сходство и различие предметов. Цель: Проверить усвоение учащимися отношений «слева – справа», «на – под», «между», их представления о круге, квадрате, треугольнике, умение выделять на рисунке предметы одинаковой и разной формы. | 31—37 | | |
11 | Самостоятельная работа по теме «Взаимное расположение предметов». Цель: Проверить умение детей ориентироваться на плоскости и в пространстве, распознавать предметы одинаковой и различной формы. | 38—41 | | |
«Учимся решать логические задачи» - 13 часов |
12 | Тема: «Истина». «Ложь». Цель: Учить анализировать тексты. Познакомить с понятиями: «ложно», «истинно», «верно», «неверно». Развитие умения ориентироваться в пространстве. | 1-2 | | |
13 | Тема: Знакомство с таблицей. Цель: Учить строить истинные высказывания, развивать умения делать выводы, учить оценивать истинность и ложность высказываний. Познакомить с табличным способом решения логических задач. | 3 | | |
14 | Тема: Построение истинных высказываний. Цель: Учить строить истинные предложения на сравнение по цвету и размеру. | 4-5 | | |
15 | Тема: Работа с графической моделью. Цель: Учить соотносить текстовое описание с картинкой, устанавливать соответствия между текстом и иллюстрацией. Формировать умение иллюстрировать текстовые описания. | 6-7 | | |
16 | Тема: Работа со схематической моделью. Цель: Познакомить с графической моделью. Учить соотносить текстовые описания и графические модели, устанавливать соответствие между текстом и схемой. Продолжить формирование умения иллюстрировать текстовые описания. Познакомить со способом решения логических задач на основе выдвижения всевозможных предположений (гипотез) и их проверки. | 8-9 | | |
17 | Тема: Решение логических задач табличным способом. Цель: Учить табличному способу решения логических задач. Учить устанавливать соответствие между элементами множеств по логическому условию. Формировать умение оценивать истинность и ложность высказываний по заданным условиям. | 10 | | |
18-19 | Тема: Работа с ложными высказываниями. Цель: Знакомство с операцией отрицания. Обучение построению отрицаний высказываний, выводов. Учить на основе установления соответствий между картинкой и текстовым описанием оценивать истинность высказываний. | 11-12 | | |
20 | Тема: Отрицание высказывания. Цель: Обучение решению логических задач табличным способом. Формирование умения делать умозаключения на основе построения отрицания высказываний. | 13 | | |
21 | Тема: Моделирование как способ решения логических задач. Цель: Учить построению графической модели по текстовому условию логической задачи. Знакомство с графическим способом решения логических задач. Продолжить формирование умения делать умозаключения на основе построения отрицания высказываний. | 14-15 | | |
22 | Тема: Установление истинности/ложности высказываний. Цель: Учить оценивать истинность высказываний по графическому условию. Формировать умения достраивать графические модели по логическому условию. | 16-17 | | |
23 | Тема: Решение логических задач методом исключения. Цель: Продолжить формировать умения решать логические задачи табличным способом на основе построения отрицаний. | 18-19 | | |
24 | Тема: Работа с текстовой и графической информацией. Цель: Формировать умения устанавливать соответствие между текстом и графическими схемами. Продолжить формировать умения построения истинных высказываний. | 20-21 | | |
«Учимся решать комбинаторные задачи» - 9 часов | |
25 | Тема: Знакомство с комбинаторными задачами. Цель: Формировать умение определять количество возможных вариантов выбора одного предмета из данной совокупности. | 1 -4 | | |
26 | Учить определять количество возможных вариантов расположения трёх цветов. Познакомить со стихийным и системным перебором возможных вариантов расположения трёх цветов. | 5-6 | | |
27 | Знакомство со способом выбора из данных трёх предметов всех вариантов двух различных предметов и со всеми возможными вариантами их расположения. | 7-8 | | |
28 | Продолжить знакомство со способами выбора из данных трёх предметов всех вариантов двух различных предметов и со всеми возможными вариантами их расположения. Знакомство со способом выбора из данных четырёх предметов всех возможных вариантов двух и трёх различных предметов | 9-11 | | |
29 | Знакомство со способами возможных вариантов расположения трёх различных предметов в одном ряду. | 12-13, 21 | | |
30 | Освоение способа выбора из данной совокупности предметов возможных вариантов двух, трёх, четырёх предметов при данном условии. | 14-15 | | |
31 | Освоение способа выбора из данных пяти предметов всех возможных вариантов двух и трёх, четырёх и пяти предметов и способ расположения предметов при данных условиях. | 16-18 | | |
32 | Освоение способа выбора из пяти данных предметов всех возможных вариантов двух предметов. | 19-20 | | |
33 | Тема: Самостоятельная работа. Цель: Проверить умения выбирать из данных трёх предметов все возможные варианты двух предметов и все возможные варианты расположения трёх предметов в одном ряду. | 22-23 | | |
Содержание курса внеурочной деятельности
Таблица 1
№ п/п | Наименование курсов | Количество часов |
2 класс |
1 | Курс «Наглядная геометрия» | 13 |
2 | Курс «Учимся решать логические задачи» | 10 |
3 | Курс «Учимся решать комбинаторные задачи» | 11 |
Итого | 34 |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
внеурочных занятий
«Занимательная математика».
2 класс.
№ занятия | Тема и цель занятия | Номера заданий | Дата проведения |
«Наглядная геометрия» - 13 ч |
1 | Тема: Целое и части. Цель: Проверить представления детей о форме, размере. Формировать умение конструировать геометрическую фигуру из частей. | 42, 43, 45, 47, 48 | |
2-3 | Тема: Целое и части. Конструирование геометрических фигур. Цель: Формировать у учащихся умение конструировать треугольники и прямоугольники из данных фигур. | 44, 46, 49, 50, 51, 52, 53 | |
4 | Тема: Целое и части. Цель: Проверить умения учащихся конструировать фигуру из палочек и составлять фигуру (целое) из других фигур (её частей). | 54—56 | |
5 | Тема: Поверхности. Цель: Формировать у учащихся представления о плоской и кривой поверхностях, умения распознавать их на изображениях геометрических тел. | 57—65 | |
7-8 | Тема: Линии. Цель: Уточнить понятия «незамкнутая линия», «замкнутая линия», «ломаная линия»; расширить представления обучающихся о поверхностях; учить их определять взаимное положение плоских поверхностей в пространстве. | 66—73 | |
9-10 | Тема: Линии. Проведение линий на плоскостях. Цель: Познакомить детей с изображением на рисунке невидимых линий; продолжить формировать умение распознавать плоские и кривые поверхности. | 74—82 | |
11 | Тема: Замкнутые области. Цель: Познакомить школьников с понятиями «область», «граница области». Учить проводить линии внутри области при определённых условиях. | 83—86 | |
12 | Тема: Соседние и несоседние области. Цель: Формировать у ребят представления о соседних и несоседних областях. | 87—90 | |
13 | Тема: Целое и части. Цель: Учить учащихся выполнять деление области на части с помощью линий. Формировать представление об области с «дыркой». | 91—96 | |
«Учимся решать логические задачи» - 10 ч |
14-15 | Тема: Построение цепочки умозаключений. Цель: Учить строить умозаключения по предложенной схеме, делать выводы из данных условий, проверять правильность решения логической задачи табличным способом. | 22-23 | |
16 | Тема: Графическая и табличная интерпретация текста Цель: Знакомство с графическим и табличным способами представления информации. Учить делать выводы по табличным данным. Учить оценивать истинность высказываний и их отрицаний. | 24,26 | |
17 | Тема: Выдвижение гипотез. Построение умозаключений. Цель: Формировать умение решать логические задачи на основе построения цепочки умозаключений. Учить анализировать высказывания со связкой «если…, то…» и делать правильные выводы. | 25, 27-28 | |
18 | Тема: Построение цепочки рассуждений Цель: Продолжить формирование умения решать логические задачи на основе построения цепочки умозаключений, анализировать высказывания со связкой «если…, то…» и делать правильные выводы. | 29-30 | |
19 | Тема: Планирование действий. Наглядное представление процессов. Составление линейного алгоритма. Цель: Познакомить с логическими задачами на перевозки и табличной формой записи решения задач. Научить строить модель процесса перевозки, решать задачи способом перебора возможных действий и на основе построения отрицаний. | 31,32 | |
20 | Тема: Решение логических задач исследовательским методом. Цель: Познакомить с понятием «гипотеза». Учить выдвигать и проверять гипотезы. Познакомить со способом решения логических задач на основе выдвижения и анализа всевозможных гипотез. . | 33, 34, 35 | |
21 | Тема: Решение логических задач различными способами. Цель: Формирование умения решать логические задачи способом построения цепочки умозаключений, табличным способом и на основе выдвижения и анализа всевозможных гипотез. | 36, 37, 39 | |
22 | Тема: Решение логических задач на пространственные отношения Цель: Учить решать логические задачи на пространственные отношения между предметами табличным и графическим способами. Формирование умений оценивать истинность высказываний на основе построения умозаключений из условий. | 38 | |
23 | Тема: Наглядное представление текстовых данных. Цель: Формирование умения соотносить графические модели с текстовым условием, решать логические задачи графическим способом. Учить построению умозаключений. | 40,41,42 | |
«Учимся решать комбинаторные задачи» - 11ч |
24 | Тема: Способы выбора из возможных вариантов. Цель: Освоить способ выбора из четырёх разных цветов всех возможных вариантов двух цветов. Освоить способы выбора из трёх предметов всех возможных вариантов двух предметов и всех вариантов расположения трёх объектов в одном ряду | 24,25,26 | |
25 | Тема: Способы выбора из возможных вариантов. Цель: Освоить способ выбора из десяти данных предметов всех возможных вариантов трёх предметов. Освоить способ выбора всех возможных вариантов расположения трёх различных предметов в одном ряду | 27,28,29,30 | |
26 | Тема: Способы выбора из возможных вариантов. Цель: Освоить способ выбора из четырёх и пяти предметов всех возможных вариантов двух предметов (системный перебор) | 31, 32 | |
27 | Тема: Составление различных наборов при данных условиях. Цель: Освоить составление различных наборов при данных условиях | 33,34, 35, 36 | |
28-29 | Тема: Решение задач путём составления таблицы. Цель: Научиться составлять таблицы для решения комбинаторных задач, пользуясь инструкцией | 37, 38, 39, 40,41,42 | |
30 | Тема: Способы установления соответствия. Цель: Научиться решать комбинаторные задачи способом установления соответствия и составления таблиц | 43,44,45 | |
31 | Тема: Решение задач способом установления соответствия. Цель: Научиться использовать способы установления соответствия и составления таблиц для решения комбинаторных задач | 46, 47 | |
32 | Тема: Решение задач способом установления соответствия. Цель: Научиться решать комбинаторные задачи, используя способ соответствия и составления таблиц | 48,49 | |
33 | Тема: Построение цепочки рассуждений. Цель: Учиться рассуждать в процессе решения комбинаторных задач. | 50 | |
34 | Тема: Решение комбинаторных задач различными способами. Цель: Самостоятельная работа. Проверить умение решать комбинаторные задачи, используя способы установления соответствия, системного перебора и таблицы. | 51, 52 | |
Литература:
Пособия для учащихся:
Истомина Н.Б., Тихонова Н.Б. Учимся решать логические задачи. Рабочая тетрадь. 1-2 классы. Издательство «Ассоциация ХХI век», 2014
Истомина Н.Б., Виноградова Е.П., Редько З.Б. Учимся решать комбинаторные задачи. Математика и информатика. 1-2 классы. Рабочая тетрадь. Издательство «Ассоциация ХХI век», 2014
Истомина Н. Б. Наглядная геометрия. 1 класс. Тетрадь по математике. Издательство «Ассоциация ХХI век», 2014
Пособия для учителя:
1.Байиф Ж.-К. Логические задачи: Пер. с франц. / Перевод Сударева Ю. Н.; Под ред. И. М. Яглома. – М.: Мир, 1993. – 172 с.
2. Болховитинов В. Н., Колтовой Б. И., Лаговский И. К. Твое свободное время. – М.: Детская литература, 2000. – 464 с.
3. Галеева Р. А. Тренируем мышление. Задачи на сообразительность / Р. А. Галеева, Г. С. Курбанов, И. В. Мельченко – Изд. 2 – е – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 272 с.: ил. – (Большая перемена).
4. Дмитриева А. В., Овчинников А. Ф. Логические задачи. Методы решения: учебно-методическое пособие для реализации предпрофильной подготовки. Новосибирск: Изд. НГПУ, 2005. – 102 с.
5. Магия чисел и фигур. Занимательные материалы по математике / авт.-сост. В. В. Трошин. – М.: Глобус, 2007. – 382 с.: ил. (Учение с увлечением)
6. Бизам Д., Герцог Я., Игра и логика. Москва: Мир, 2005.
7. Ермакова, Е.С. Обучение решению комбинаторных задач детей 4-10 лет. Москва: Глобус, 2011.
8. Дмитриева,А.В., Овчинников, А.Ф.. «Логические задачи. Методы решения». Новосибирск, 2009.
9. Беррондо М. Занимательные задачи. Москва: Мир, 2003.