СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа «Занимательная математика» составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО и предназначена для организации внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению в 1 классе.

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Курс внеурочной деятельности «Занимательная математика» для начальной школы является механизмом интеграции, обеспечения полноты и цельности содержания программы по математике, расширяет и обогащает данную программу.  Основное внимание уделяется  развитию логического и алгоритмического мышления школьников.

 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа «Занимательная математика» составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО и предназначена для организации внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению в 1 классе.»

Рабочая программа «Занимательная математика» составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО и предназначена для организации внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению в 1 классе.

Курс внеурочной деятельности «Занимательная математика» для начальной школы является механизмом интеграции, обеспечения полноты и цельности содержания программы по математике, расширяет и обогащает данную программу. Основное внимание уделяется развитию логического и алгоритмического мышления школьников.


Основные цели курса

  • математическое развитие младшего школьника — формирование способности к интеллектуальной деятельности (логического и знаково-символического мышления), пространственного воображения, математической речи; умение строить рассуждения, выбирать аргументацию, различать обоснованные и необоснованные суждения, вести поиск информации (фактов, оснований для упорядочения, вариантов и др.);


  • освоение начальных математических знаний — понимание значения величин и способов их измерения; использование арифметических способов для разрешения сюжетных ситуаций; формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики; работа с алгоритмами выполнения арифметических действий;



  • воспитание интереса к математике, осознание возможностей и роли математики в познании окружающего мира, понимание математики как части общечеловеческой культуры, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.


Задачи:

  • расширение и углубление программного материала;

  • формирование универсальных учебных действий;

  • знакомство учащихся со способами поиска информации;

  • привитие интереса к математике как науке;

  • развитие творческих способностей и психологических качеств учащихся: любознательности, активности, воли, ответственности, самостоятельности.




Результаты освоения курса внеурочной деятельности


Личностные результаты.  

  • Изучение геометрического материала способствует формированию таких личностных качеств, как любознательность, трудолюбие,

  • способность к организации своей деятельности и к преодолению трудностей,


  • целеустремлённость и настойчивость в достижении цели,


  • умение слушать и слышать собеседника,


  • обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение.






Метапредметные


Регулятивные универсальные учебные действия.

  • принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения;                                          

  • понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;                      

  • адекватно воспринимать предложения учителя;                                                                  

  • проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;                                                                                            

  • осуществлять первоначальный контроль своего участия в доступных видах познавательной деятельности;                                                                                                  

  • оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы под руководством учителя.


Познавательные универсальные учебные действия.


  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;


  • использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач; ориентироваться на разнообразие способов решения задач;


  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;



  • осуществлять синтез как составление целого из частей; проводить сравнение и классификацию по заданным критериям; устанавливать причинно-следственные связи;


Коммуникативные универсальные учебные действия


  • принимать участие в работе парами и группами;                                                                    

  • воспринимать различные точки зрения;                                                                          

  • использовать простые речевые средства;                                                                                

  • контролировать свои действия в классе;  

  • понимать задаваемые вопросы.

  • оценивать советы и  предложения других учащихся, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности;

  • использовать  в речи язык математики

  • совместной деятельности, договариваться с учащимися о способах решения возникающих проблем.

  • проявлять инициативу в поиске и сборе информации.



Содержание курса внеурочной деятельности

Таблица 1


п/п

Наименование курсов

Количество часов

1 класс

1

Курс «Наглядная геометрия»

11

2

Курс «Учимся решать логические задачи»

13

3

Курс «Учимся решать комбинаторные задачи»

9

Итого

33


Содержание курса


«Наглядная геометрия» - 11 часов


Взаимное расположение предметов. Отношения «справа», «слева», «между» - 1 час


Взаимное расположение предметов. «Схема тела» - 3 часа


Взаимное расположение предметов. Отношения «за-перед», «над-под», «ближе-дальше» - 2 часа


Взаимное расположение предметов. Конструирование геометрических фигур – 2 часа

Взаимное расположение предметов. Сходство и различие предметов – 3 часа



«Учимся решать логические задачи» - 13 часов



«Истина». «Ложь» - 1час


Знакомство с таблицей. - 1час


Построение истинных высказываний. - 1час


Работа с графической моделью. - 1час


Работа со схематической моделью. - 1час


Решение логических задач табличным способом- 1час.


Работа с ложными высказываниями. – 2 часа


Отрицание высказывания. - 1час


Моделирование как способ решения логических задач. - 1час


Установление истинности/ложности высказываний. - 1час


Решение логических задач методом исключения. - 1час


Работа с текстовой и графической информацией. - 1час



«Учимся решать комбинаторные задачи» - 9 часов



Знакомство с комбинаторными задачами. – 8 часов


Самостоятельная работа – 1 час


Основные виды деятельности

  • Устный счёт

  • Проверка наблюдательности

  • Игровая деятельность

  • Решение задач

  • Разгадывание головоломок, ребусов, кроссвордов, викторин

  • Проектная деятельность

  • Составление головоломок, ребусов, кроссвордов. стихов ,загадок.

  • Участие в математических соревнованиях

  • Выполнение упражнений на релаксацию, концентрацию внимания.

Формы деятельности

  • Олимпиады

  • Проекты

  • Круглые столы

  • Техническое моделирование

  • Конструирование

  • Конкурсы

  • Математические викторины





ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

внеурочных занятий

«Занимательная математика».

1 класс.


занятия

Тема и цель занятия

Номера заданий

Дата проведения

план

факт

«Наглядная геометрия» - 11 часов




1

Тема: Взаимное расположение предметов. Отношения «справа», «слева», «между».

Цель: Уточнить представления первоклассников о пространственных отношениях «справа — слева», «между».

1—3



2

Тема: Взаимное расположение предметов. «Схема тела».

Цель: Учить ориентировать­ся по «схеме тела» и относительно произ­вольной точки отсчёта.

4—7



3—4

Тема: Взаимное расположение предметов. «Схема тела».

Цель: Продолжить формировать у первоклассни­ков умение ориентироваться по «схеме тела» и относительно произвольной точки отсчёта.

8—17



5—6

Тема: Взаимное расположение предметов. Отношения «за-перед», «над-под», «ближе-дальше».

Цель: Продолжить формировать у учащихся пред­ставления об отношениях «слева — справа»; уточнить их представления об отношениях «за — перед», «над — под», «ближе — даль­ше» и об изображении видимых и невидимых частей фигур на рисунке.

18—20;

26—28



7—8

Тема: Взаимное расположение предметов. Конструирование геометрических фигур.

Цель: Уточнить представления детей о квадрате, прямоугольнике, треугольнике. Обучать конструированию этих фигур из палочек. Продолжить формировать представления об изображении видимых и невидимых частей фигур на рисунке.

21—25;

29, 30



9—10

Тема: Взаимное расположение предметов. Сходство и различие предметов.

Цель: Проверить усвоение учащимися отношений «слева – справа», «на – под», «между», их представления о круге, квадрате, треуголь­нике, умение выделять на рисунке предметы одинаковой и разной формы.

31—37



11

Самостоятельная работа по теме «Взаимное расположение предметов».

Цель: Проверить умение детей ориентироваться на плоскости и в пространстве, распознавать предметы одинаковой и различной формы.


38—41



«Учимся решать логические задачи» - 13 часов


12

Тема: «Истина». «Ложь».

Цель: Учить анализировать тексты. Познакомить с понятиями: «ложно», «истинно», «верно», «неверно». Развитие умения ориентироваться в пространстве.

1-2



13

Тема: Знакомство с таблицей.

Цель: Учить строить истинные высказывания, развивать умения делать выводы, учить оценивать истинность и ложность высказываний. Познакомить с табличным способом решения логических задач.

3



14

Тема: Построение истинных высказываний.

Цель: Учить строить истинные предложения на сравнение по цвету и размеру.

4-5



15

Тема: Работа с графической моделью.

Цель: Учить соотносить текстовое описание с картинкой, устанавливать соответствия между текстом и иллюстрацией. Формировать умение иллюстрировать текстовые описания.

6-7



16

Тема: Работа со схематической моделью.

Цель: Познакомить с графической моделью. Учить соотносить текстовые описания и графические модели, устанавливать соответствие между текстом и схемой. Продолжить формирование умения иллюстрировать текстовые описания. Познакомить со способом решения логических задач на основе выдвижения всевозможных предположений (гипотез) и их проверки.

8-9



17

Тема: Решение логических задач табличным способом.

Цель: Учить табличному способу решения логических задач. Учить устанавливать соответствие между элементами множеств по логическому условию. Формировать

умение оценивать истинность и ложность высказываний по заданным условиям.

10



18-19

Тема: Работа с ложными высказываниями.

Цель: Знакомство с операцией отрицания. Обучение построению отрицаний высказываний, выводов. Учить на основе установления соответствий между картинкой и текстовым описанием оценивать истинность высказываний.

11-12



20

Тема: Отрицание высказывания.

Цель: Обучение решению логических задач табличным способом. Формирование умения делать умозаключения на основе построения отрицания высказываний.

13



21

Тема: Моделирование как способ решения логических задач.

Цель: Учить построению графической модели по текстовому условию логической задачи. Знакомство с графическим способом решения логических задач. Продолжить формирование умения делать умозаключения на основе построения отрицания высказываний.

14-15



22

Тема: Установление истинности/ложности высказываний.

Цель: Учить оценивать истинность высказываний по графическому условию. Формировать умения достраивать графические модели по логическому условию.

16-17



23

Тема: Решение логических задач методом исключения.

Цель: Продолжить формировать умения решать логические задачи табличным способом на основе построения отрицаний.

18-19



24

Тема: Работа с текстовой и графической информацией.

Цель: Формировать умения устанавливать соответствие между текстом и графическими схемами. Продолжить формировать умения построения истинных высказываний.

20-21




«Учимся решать комбинаторные задачи» - 9 часов





25

Тема: Знакомство с комбинаторными задачами.

Цель: Формировать умение определять количество возможных вариантов выбора одного предмета из данной совокупности.

1 -4



26

Учить определять количество возможных вариантов расположения трёх цветов. Познакомить со стихийным и системным перебором возможных вариантов расположения трёх цветов.

5-6



27

Знакомство со способом выбора из данных трёх предметов всех вариантов двух различных предметов и со всеми возможными вариантами их расположения.

7-8



28

Продолжить знакомство со способами выбора из данных трёх предметов всех вариантов двух различных предметов и со всеми возможными вариантами их расположения. Знакомство со способом выбора из данных четырёх предметов всех возможных вариантов двух и трёх различных предметов

9-11



29

Знакомство со способами возможных вариантов расположения трёх различных предметов в одном ряду.

12-13, 21



30

Освоение способа выбора из данной совокупности предметов возможных вариантов двух, трёх, четырёх предметов при данном условии.

14-15



31

Освоение способа выбора из данных пяти предметов всех возможных вариантов двух и трёх, четырёх и пяти предметов и способ расположения предметов при данных условиях.

16-18



32

Освоение способа выбора из пяти данных предметов всех возможных вариантов двух предметов.

19-20



33

Тема: Самостоятельная работа.

Цель: Проверить умения выбирать из данных трёх предметов все возможные варианты двух предметов и все возможные варианты расположения трёх предметов в одном ряду.

22-23







Содержание курса внеурочной деятельности

Таблица 1


п/п

Наименование курсов

Количество часов

2 класс

1

Курс «Наглядная геометрия»

13

2

Курс «Учимся решать логические задачи»

10

3

Курс «Учимся решать комбинаторные задачи»

11

Итого

34



ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

внеурочных занятий

«Занимательная математика».

2 класс.


занятия

Тема и цель занятия

Номера заданий


Дата проведения


«Наглядная геометрия» - 13 ч


1

Тема: Целое и части.

Цель: Проверить представления детей о форме, размере. Формировать умение конструиро­вать геометрическую фигуру из частей.

42, 43, 45, 47, 48


2-3

Тема: Целое и части. Конструирование геометрических фигур.

Цель: Формировать у учащихся умение конструировать треугольники и прямоугольники из дан­ных фигур.

44, 46, 49, 50, 51, 52, 53


4

Тема: Целое и части.

Цель: Проверить умения учащихся конструировать фигуру из палочек и составлять фигуру (це­лое) из других фигур (её частей).

54—56


5

Тема: Поверхности.

Цель: Формировать у учащихся представ­ления о плоской и кривой поверхностях, уме­ния распознавать их на изображениях геометрических тел.

57—65


7-8

Тема: Линии.

Цель: Уточнить понятия «незамкнутая линия», «замкнутая линия», «ломаная линия»; рас­ширить представления обучающихся о поверхностях; учить их определять взаим­ное положение плоских поверхностей в про­странстве.

66—73


9-10

Тема: Линии. Проведение линий на плоскостях.

Цель: Познакомить детей с изображением на ри­сунке невидимых линий; продолжить фор­мировать умение распознавать плоские и кривые поверхности.

74—82


11

Тема: Замкнутые области.

Цель: Познакомить школьников с понятиями «об­ласть», «граница области». Учить проводить линии внутри области при определённых условиях.

83—86


12

Тема: Соседние и несоседние области.

Цель: Формировать у ребят представления о со­седних и несоседних областях.

87—90


13

Тема: Целое и части.

Цель: Учить учащихся выполнять деление области на части с помощью линий. Форми­ровать представление об области с «дыр­кой».


91—96


«Учимся решать логические задачи» - 10 ч


14-15

Тема: Построение цепочки умозаключений.

Цель: Учить строить умозаключения по предложенной схеме, делать выводы из данных условий, проверять правильность решения логической задачи табличным способом.

22-23


16

Тема: Графическая и табличная интерпретация текста

Цель: Знакомство с графическим и табличным способами представления информации. Учить делать выводы по табличным данным. Учить оценивать истинность высказываний и их отрицаний.

24,26


17

Тема: Выдвижение гипотез. Построение умозаключений.

Цель: Формировать умение решать логические задачи на основе построения цепочки умозаключений. Учить анализировать высказывания со связкой «если…, то…» и делать правильные выводы.

25, 27-28


18

Тема: Построение цепочки рассуждений

Цель: Продолжить формирование умения решать логические задачи на основе построения цепочки умозаключений, анализировать высказывания со связкой «если…, то…» и делать правильные выводы.

29-30


19

Тема: Планирование действий. Наглядное представление процессов. Составление линейного алгоритма.

Цель: Познакомить с логическими задачами на перевозки и табличной формой записи решения задач. Научить строить модель процесса перевозки, решать задачи способом перебора возможных действий и на основе построения отрицаний.

31,32


20

Тема: Решение логических задач исследовательским методом.

Цель: Познакомить с понятием «гипотеза». Учить выдвигать и проверять гипотезы. Познакомить со способом решения логических задач на основе выдвижения и анализа всевозможных гипотез. .

33, 34, 35


21

Тема: Решение логических задач различными способами.

Цель: Формирование умения решать логические задачи способом построения цепочки умозаключений, табличным способом и на основе выдвижения и анализа всевозможных гипотез.

36, 37, 39


22

Тема: Решение логических задач на пространственные отношения

Цель: Учить решать логические задачи на пространственные отношения между предметами табличным и графическим способами. Формирование умений оценивать истинность высказываний на основе построения умозаключений из условий.

38


23

Тема: Наглядное представление текстовых данных.

Цель: Формирование умения соотносить графические модели с текстовым условием, решать логические задачи графическим способом. Учить построению умозаключений.


40,41,42



«Учимся решать комбинаторные задачи» - 11ч


24

Тема: Способы выбора из возможных вариантов.

Цель: Освоить способ выбора из четырёх разных цветов всех возможных вариантов двух цветов. Освоить способы выбора из трёх предметов всех возможных вариантов двух предметов и всех вариантов расположения трёх объектов в одном ряду

24,25,26


25

Тема: Способы выбора из возможных вариантов.

Цель: Освоить способ выбора из десяти данных предметов всех возможных вариантов трёх предметов. Освоить способ выбора всех возможных вариантов расположения трёх различных предметов в одном ряду

27,28,29,30


26

Тема: Способы выбора из возможных вариантов.

Цель: Освоить способ выбора из четырёх и пяти предметов всех возможных вариантов двух предметов (системный перебор)

31, 32


27

Тема: Составление различных наборов при данных условиях.

Цель: Освоить составление различных наборов при данных условиях

33,34, 35, 36


28-29

Тема: Решение задач путём составления таблицы.

Цель: Научиться составлять таблицы для решения комбинаторных задач, пользуясь инструкцией

37, 38, 39, 40,41,42


30

Тема: Способы установления соответствия.

Цель: Научиться решать комбинаторные задачи способом установления соответствия и составления таблиц

43,44,45


31

Тема: Решение задач способом установления соответствия.

Цель: Научиться использовать способы установления соответствия и составления таблиц для решения комбинаторных задач

46, 47


32

Тема: Решение задач способом установления соответствия.

Цель: Научиться решать комбинаторные задачи, используя способ соответствия и составления таблиц

48,49


33

Тема: Построение цепочки рассуждений.

Цель: Учиться рассуждать в процессе решения комбинаторных задач.

50


34

Тема: Решение комбинаторных задач различными способами.

Цель: Самостоятельная работа. Проверить умение решать комбинаторные задачи, используя способы установления соответствия, системного перебора и таблицы.

51, 52





Литература:

Пособия для учащихся:

  1. Истомина Н.Б., Тихонова Н.Б. Учимся решать логические задачи. Рабочая тетрадь. 1-2 классы. Издательство «Ассоциация ХХI век», 2014

  2. Истомина Н.Б., Виноградова Е.П., Редько З.Б. Учимся решать комбинаторные задачи. Математика и информатика. 1-2 классы. Рабочая тетрадь. Издательство «Ассоциация ХХI век», 2014

  3. Истомина Н. Б. Наглядная геометрия. 1 класс. Тетрадь по математике. Издательство «Ассоциация ХХI век», 2014


Пособия для учителя:

1.Байиф Ж.-К. Логические задачи: Пер. с франц. / Перевод Сударева Ю. Н.; Под ред. И. М. Яглома. – М.: Мир, 1993. – 172 с.
2. Болховитинов В. Н., Колтовой Б. И., Лаговский И. К. Твое свободное время. – М.: Детская литература, 2000. – 464 с.
3. Галеева Р. А. Тренируем мышление. Задачи на сообразительность / Р. А. Галеева, Г. С. Курбанов, И. В. Мельченко – Изд. 2 – е – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 272 с.: ил. – (Большая перемена).
4. Дмитриева А. В., Овчинников А. Ф. Логические задачи. Методы решения: учебно-методическое пособие для реализации предпрофильной подготовки. Новосибирск: Изд. НГПУ, 2005. – 102 с.
5. Магия чисел и фигур. Занимательные материалы по математике / авт.-сост. В. В. Трошин. – М.: Глобус, 2007. – 382 с.: ил. (Учение с увлечением)
6. Бизам Д., Герцог Я., Игра и логика. Москва: Мир, 2005.

7. Ермакова, Е.С. Обучение решению комбинаторных задач детей 4-10 лет. Москва: Глобус, 2011.

8. Дмитриева,А.В., Овчинников, А.Ф.. «Логические задачи. Методы решения». Новосибирск, 2009.

9. Беррондо М. Занимательные задачи. Москва: Мир, 2003.