СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Занимательное черчение»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дополнительная общеобразовательная общеобразовательная программа.

 

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Занимательное черчение»»

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ

ФОКИНСКИЙ ФИЛИАЛ ГАПОУ «БРЯНСКИЙ ТЕХНИКУМ ЭНЕРГОМАШИНОСТРОЕНИЯ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА М.А. АФАНАСЬЕВА





УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора филиала по ВР

_____________А.А. Мартынов

«____»_________2017 г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«Занимательное черчение»

Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа.






Разработал:

Преподаватель спец. дисциплин

Е.В. Симонова



Рассмотрено:

на заседании методического объединения

специальных дисциплин

Председатель_____________ Е.В. Симонова Протокол №___ « » 2017 г.







Фокино 2017г.

Пояснительная записка

Занимательное черчение является той дисциплиной, при изучении которой обучающиеся овладевают процессами оперирования различными видами графических изображений и графической деятельности. При этом графическая деятельность выступает в качестве общеобразовательного и воспитательного средства, как источник, знаний формирования графической грамоты.

Через графическую деятельность реализуются одновременно такие познавательные процессы, как ощущение, восприятие, представление, мышление. При построении чертежа эти процессы к тому же сочетаются и координируются с кинестетическими и моторными функциями рук, что является важнейшим условием дифференцирования пространственных отношений объектов. У обучающихся, как правило, плохо развиты или отсутствуют навыки работы с чертёжными инструментами, не достаточно сформированы пространственное представление предмета, возникают сложности с измерениями длин отрезков. Данный кружок рассчитан на приобретение практических навыков выполнения и чтения чертежей. Изучение графического языка является необходимым, поскольку он общепризнан как международный язык общения. Курс кружка раскроет возможность в формировании логического и пространственного мышления; покажет применение графических знаний и умений в профессиональной деятельности, быту, деловом общении; научит создавать изделия.

Способы и формы работы рассчитаны так, чтобы мыслительные операции обучающихся проявлялись особенно активно. Этой цели служат различные занимательные, логические, графические задачи, в которых процесс разрешения, возникающей перед обучающимися той или иной ситуации, является мыслительной проблемой, а получение ответа связано с необходимостью использования графических изображений. Такие задачи позволяют научить переводить образы объектов в комплекс графической информации и, наоборот, извлекать из графического изображения заложенную в нём информацию об объекте, а значит, овладеть лаконичным и образным средством познания, каким является графический язык.

Для этого используются задачи на построение изображений, задачи на построение проекций точек, задачи на проведение отсутствующих линий на чертеже, построение третьей проекции; логические задачи; задачи на основе использования чертежей с условными знаками, способов установления проекционного соответствия на чертеже между видами сверху и слева, задачи на сравнение изображений, преобразование изображений, реконструкции изображений, задачи с элементами конструирования.

При чтении чертежа используются следующие задачи:

- нахождение предмета (в натуре) по чертежу;

- нахождение наглядного изображения по чертежу;

- сравнение чертежа с наглядным изображением;

- моделирование по чертежу;

- сравнение чертежа в одном виде, содержащего условные знаки, с чертежами в двух и более видах;

- нахождение одинаковых предметов по их чертежам, на которых они изображены в разном пространственном положении;

- нахождение чертежа предмета по изображению его заготовки с разметкой частей, подлежащих удалению;

- чтение чертежа путём определения (выбора) сопрягаемой детали;

- чтение строительных чертежей.

В каждом разделе предусмотрены индивидуальные логические, практические и графические работы.


Цель обучения: активизировать процесс овладения графической культурой, сформировать познавательный интерес и потребность к самостоятельному творчеству




Задачи курса:

- изучение графического языка общения, передачи и хранении информации о предметном мире с помощью различных методов и способов отображения ее на плоскости и правилах считывания;

- освоение правил и приемов выполнения и чтения чертежей различного назначения;

- развитие логического и пространственного мышления, статических, динамических пространственных представлений;

- развитие творческого мышления и формирование элементарных умений преобразовывать форму предметов, изменять их положение и ориентацию в пространстве.


Основные требования к знаниям и умениям учащихся.

Должны знать:

- основы прямоугольного проецирования на одну, две, три плоскости проекций;

- алгоритм построения чертежа, представленного одним, двумя и тремя видами;

- алгоритм построения по двум заданным проекциям третьей;

- расположение осей аксонометрической проекции;

- алгоритм построения эскиза;

- основные правила выполнения и обозначения сечений и разрезов, алгоритм их построения;

- условное изображение и обозначение резьбы

- виды разъемных неразъемных соединений

- условности и упрощения на сборочных чертежах;

- особенности оформления архитектурно-строительных чертежей.

Должны уметь:

- анализировать геометрическую форму предмета в натуре, по наглядному изображению и

комплексному чертежу;

- анализировать графический состав изображения;

- выбирать главный вид и необходимое количество видов предмета для построения чертежа;

читать и выполнять чертежи, эскизы, наглядные изображения;

- выбирать главное изображение, характер, количество изображений;

- выполнять необходимые сечения и разрезы;

- выполнять чертежи разъемных соединений;

-читать и деталировать сборочные чертежи;

-читать и выполнять несложные архитектурно-строительные чертежи;

- применять полученные знания при решении задач с творческим содержанием (в том числе с

элементами конструирования.


В программу кружка включено содержание, направленное на формирование у студентов компетенций, необходимых для качественного освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования, программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих (ППКРС).


Акцент данной программы сделан на способность обучающегося удивляться – ценнейшей из способностей человечества, в основе чего лежит акт познания.

Основу программы кружка «Занимательное черчение» составляют вопросы и задачи, для решения которых требуется конструкторская смекалка и знание законов черчения.

Успешность освоения программы намного повышается при использовании в процессе обучения деловых игр, практикумов, тестов, творческих заданий, занимательных задач, конкурсов. Грань, отделяющая серьезную науку от занимательной, зыбка и подвижна. Роль развлекательного элемента в обучении черчению не в том, чтобы науку, предмет превращать в забаву, а напротив, забаву ставить на службу обучению. Занимательность – главное средство популяризации науки, помогающим сложные научные истины делать доступными для непосвященного человека, удивлять его, возбуждать в нам процессы мышления, наблюдательность, содействовать активному познавательному отношению к окружающим явлениям действительности. Занимательная наука делает труд обучающегося интересным, а потому приятным.

Программа состоит из разделов, каждый раздел из двух частей:

- первая часть – в занимательной форме осваиваются или повторяются необходимые теоретические сведения, дается материал, расширяющий кругозор обучающегося;

- вторая часть – включает творческие (практические и графические) задания,

Занимательная наука делает труд обучающегося интересным, а потому эффективным. В программу включены элементы занимательности: новизна, необычность, неожиданность, странность, несоответствие прежним представлениям. Все эти особенности, составляющие сущность занимательности, являются сильнейшими побудителями познавательного процесса, обостряющими пристальнее всматриваться в предмет, наблюдать, догадываться, вспоминать, искать объяснение тому или иному явлению.

Занимательные задания, побуждающие работать мысль обучающегося:

- вербальные головоломки6 кроссворды, чайнворды, ребусы, загадки;

- проблемные. Частично-поисковые и исследовательские методы;

- игровая деятельность: дидактические игры, деловые игры, игровые ситуации;

- конкурсные программы;

- проектная деятельность

Методы работы.

При использовании этой программы применены следующие методы обучения и воспитания: беседы, обсуждение, рассказ; рассматривание иллюстраций, видеофильмов, DVD, диафильмов, диапозитивов, проектов, макетов; наблюдения; объяснение, показ, выставка творческих работ, сравнение и аналогия, сопоставление; создание проблемно-поисковых ситуаций; анализ.

Программа предусматривает сочетание самостоятельной, коллективной работы обучающихся и работы группами, а также деятельность всех членов кружка.

Формы занятий: групповые, индивидуальные, фронтальные, подгрупповые, интегрированные.

Программа рассчитана на обучающихся 2-х курсов. Занятия проводятся группой в 12-15 человек. Проводится занятие три раза в месяц по 1 учебному часу в соответствии с нормами СаНПиН, Уставом техникума, Положением о системе дополнительного образования.

В год - 30 часов.

Срок реализации: 1год.

Методы оценки результативности программы:

 Количественный анализ;

 Посещаемость;

 Фиксация занятий в рабочем журнале;

 Отслеживание результата (наблюдение, диагностика);

Практические материалы.


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


№ п/п

Содержание учебного материала,

лабораторных, практических, контрольных работ

Количество часов












1







2



Введение

Чёрным по белому. Композиция чертежа. Пиктографические письма древности и настоящего времени.Из истории развития черчения.

Что такое стандарт. Занимательная стандартизация. Меры длины: (палец, локоть, сажень, шаг, ступня, верста, ярд, миля, метр). Стандарты ЕСКД. Правила оформления чертежей (форматы, масштабы, линии, шрифты, размеры). Условности и упрощения на чертежах (умения: знать правила оформления конструкторской документации, уметь их использовать на практике).












1








1

Практические работы: 1.Чтение современного картинного письма, встречающегося на международных выставках, упаковочной таре различных грузов, вокзалах аэрофлота, на автомобильных дорогах, туристских тропах;

2 Чтение пиктограмм с характерными изображениями тех видов спорта, которые они изображают;

3. Создать запрещающий или разрешающий знак по правилам дорожного движения.

Графические работы:

1. Линии чертежа;

2. Написание букв и цифр;

3. Оформление конструкторской документации;

4. Оформление объявлений различными шрифтами.









3






4

Графическое отображение информации

Объекты графических изображений. Анализ и преобразование формы изделия. Отображение преобразования формы на чертеже. Соединение деталей. Смешные тени и их серьёзные родственники. Луч определяет проекцию. О практике черчения. Чертёж и рисунок. Линия на чертеже и в художественном рисунке.

Графический язык. Графическое изображение. Методы проецирования Технический рисунок Чертёж и эскиз.










1






1



Графическая работа:

1.Построение аксонометрических проекций по модели технической детали;

2. Построение аксонометрических проекций по чертежам технических деталей.

3. Выполнение технических рисунков моделей деталей;

4. Выполнение технических рисунков по чертежам.

5. Выполнение эскизов по моделям технических деталей;

6. Выполнение эскизов по наглядным изображения;

7. Выполнение эскизов по моделям технических деталей.


5



6


Оптические иллюзии

Неоднозначные изображения. Парадоксальные изображения Неопределённые изображения. Фигуры, содержащие кажущиеся изображения.


1



1

Практическая работа: решение занимательных задач на визуальные ассоциации










7




8


Конструкторская смекалка

Конструирование и моделирование формы по заданным условиям. Откуда упало яблоко: нахождение в пространстве точки по координатам. Определение расстояния от точек до трёх плоскостей проекций. Проекции точки в реальной конструкции.

Когда прямая линия «превращается» в точку. Опыт с дверью. Способы построения чертежей: способ вращения и способ замены плоскостей проекций. Пересекаются ли провода? Следы на эпюрах.










1




1

Практические работы: решение задач на смекалку типа:

1) зачем на шляпке гвоздя делают рисунок в виде сетки, а под ней на стержне нескольких рисок;

2) почему у гаечного ключа головка повернута относительно оси рукоятки;

3) топор совершенствуется с того дня, когда человек взял в руки камень, чтобы разрубить им какой-то предмет, Но одно у топора остаётся неизменным – это криволинейность лезвия. Чем это объяснить?


9






10

Замечательные кривые

Кривые линии бывают плоские и пространственные. Лекальные кривые. Алгебраические кривые могут быть выражены алгебраическими уравнениями. Это - овал, эллипс, парабола, гипербола, циклоида, эвольвента, спираль Архимеда, синусоида. Деление отрезка и окружности на равные части. Сопряжения.


1






1

Графические работы: деление окружности на равные части; построение сопряжений; построение лекальных кривых; построение алгебраических кривых.






11


12

Знакомые формы и их загадочные проекции

Геометрические тела и точки на их поверхности. Развёртка. Развёртка как чертёж. Свёртка и раскладка. Симметрия осевая и центровая. Симметрия плоскостная или зеркальная. О предметах имеющих плоские срезы (молоток, конус водосточной трубы, капитель).






1


1


Практические работы: Загадочные проекции простых тел Нахождение точек на поверхности тел.

Графические работы: Построение развёртки шара, куба, конуса, цилиндра, параллелепипеда.



13


14

Старые знакомые: сечения и разрезы

Старые знакомые (сечения и разрезы). Сечение без отсечения.



1


1

Графические задачи: 1. Выполнение чертежей деталей с использованием сечений;

2. Выполнение чертежей деталей с использованием разрезов.


15


16




Логика в черчении

Логика и логические задачи


1



1



Решение логических задач, позволяющих по чертежу определить изображённые предметы, самим изобразить чертежи занимательных городошных фигур. Например: изобразить деталь, которая состояла бы из половины конуса и половины цилиндра с вырезом. При этом деталь при сложении с другой такой же деталью должна дать полный цилиндр той же высоты и без пустот.


17



18

От винтовой линии к резьбе

Винтовая линия Вычерчивание винтовой линии. Винтовая нарезка – резьба. Метрическая и трубная резьба. Левая и правая резьба Резьбовые соединения: болтовое и шпилечное.


1



1


Практические работы: решение задач на чтение болтовых соединений


19


20


Эскизы: это нужно?

Рисуешь глаз – смотри на ухо. Не теряй общий взгляд на изображаемый предмет.


1


1

Графическая работа: Восстанови залитый тушью эскиз.


21


22

Колесо истории

Колесо. История колеса в технике. Функции колеса. Конструкции колеса. Изображение колёс на чертеже


1


1


Практические работы: Решение задач на чтение чертежей, содержащих колёса








23





24

Деталь точно по размерам?

Производственный чертёж. А это что такое? Номиналы, допуски, посадки, зазоры, система отверстий и система вала. Сложно? Материалы, применяемые в машиностроении, и их обозначение на чертежах. Уклон и конусность. Шероховатость поверхности и её обозначение на чертеже.








1




1

Практические работы:

1.Измерительные инструменты и приёмы измерения. А разве линейки недостаточно?

2. Изображение пружин.

3. Изображение зубчатых колёс, реек, червяков и звёздочек, цепных передач.

Графическая работа: 1. Нанесение на чертеже предельных размеров.



25


26

Рождение сборочного чертежа.

Сборочный чертёж. Кинематические схемы



1


1


Практические работы: Чтение сборочного чертежа. Чтение кинематических схем

Графическая работа: деталирование сборочного чертежа.


27





28

Занимательная терминология.

Собачка, нос, шейка, глазок, горлышко, державка, ползун, регулятор, толкатель, ударник, боёк, движок, прижим, серьга, затыльник, ухо, муфта, барабан, коромысло, шпилька, шпонка, швеллер, штифт, шлиц, хвост, ребро, буртик, торец, бобышка, фаска, паз, скос, проточка, гофр и другие смешные названия в технике, архитектуре, дизайне.



1




1


Практическая работа: Решение занимательных задач на закрепление технологических терминов.







29


30


Я строю дом!

Архитектурно - строительные чертежи, инженерно-строительные чертежи. Основные изображения на чертежах, особенности оформления строительного чертежа. Основные части здания: фундамент, двери, стены, перекрытия, потолки, полы, крыша, лестницы, санитарно-технические устройства.







1


1

Практическая работа: Чтение строительного чертежа.

Графическая работа: Выполнение генерального плана твоей будущей сказочной дачи и фасадов сказочных строений.


Итого


30



Внеаудиторная самостоятельная работа




Подготовка рефератов, сообщений, индивидуального проекта, с использованием информационных технологий и др.







РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Занимательное черчение обеспечивает достижение обучающимися следующих результатов:

личностных:

- наличие представлений о графической культуре как части мировой культуры;

- понимание роли графического языка в современном мире;

- владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;

- способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области графических изображений в условиях развития информационного общества;

- готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств ИКТ;

- способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;

метапредметных:

- владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

- владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

- оценивать правильность выполнения учебной задачи;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

- владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

предметных:

- формирование пространственного воображения и пространственных представлений, наглядно-образного, пространственного, логического, абстрактного мышления на основе анализа формы предметов и её конструктивных особенностей, развитие умения воссоздавать пространственные образы по проекционным изображениям и описаниям

- овладение культурой труда, выработка навыков правильной организации рабочего места, усвоение рациональных приёмов работы с чертёжными и измерительными инструментами, воспитание аккуратности в работе;

-овладение методами, способами, средствами отображения и чтения информации, используемыми в различных видах деятельности;

- формирование умения применять геометрические и графические знания при решении различных занимательных и прикладных задач;

- формирование умения применять графические знания в новых ситуациях.

- формирование графической культуры;

-формирование представления о графических средствах отображения, создания, хранения, передачи и обработки информации;

- развитие основных навыков и умений использования чертежных инструментов;

- формирование представления об основных изучаемых понятиях: проекция, комплексный чертеж, вид, разрез, сечение;

- формирование умений применять геометро-графические знания и умения для решения различных прикладных задач;

- овладение компьютерными технологиями для получения графических изображений.


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ

И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ЧЕРЧЕНИЕ»


Освоение программы дополнительной учебной дисциплины «Занимательное черчение» организовано в учебном кабинете профессиональной образовательной организации, реализующей образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, в котором имеется возможность обеспечить свободный доступ в Интернет во время учебного занятия и в период внеучебной деятельности обучающихся.

Помещение кабинета соответствует требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и оснащено типовым оборудованием: учебные столы и стулья, рабочее место для преподавателя, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся.

В кабинете имеется мультимедийное оборудование, при помощи которого участники образовательного процесса могут просматривать визуальную информацию, создавать презентации, видеоматериалы, иные документы.

В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы дополнительной учебной дисциплины «Формирование социальной компетенции в сфере труда» входят:

  • компьютер с выходом в сеть Интернет;

  • видеопроектор;

  • презентации;

  • видеофильмы;

  • электронные пособия.

  • нормативно-правовые документы;

  • тесты;

  • методические материалы по курсу дисциплины;

  • схемы выполнения практических работ.

В процессе освоения дополнительной программы учебной дисциплины «Занимательное черчение» студенты имеют доступ к электронным учебным материалам, имеющимся в свободном доступе в Интернете (электронным книгам, практикумам, тестам, и др.).



РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Для студентов

1. Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С. Черчение - М. 2006.

2. Степакова В.В. Черчение - М. 2005 г.

3. Степакова В.В. Рабочая тетрадь по черчению - М. 2002 г.

4. Степакова В.В. , Карточки задания по черчению - М., 2002 г.

Для преподавателей

1. Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С., Черчение - М. 2006 г.

2. Ботвинников А.Д. ,Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С., Вышнепольский В.И. Методическое пособие к учебнику - М. 2003 г.

3. Василенко Е.А., Жукова Е.Т. Карточки – задания по черчению - М.1988 г.

4. Воротников И.А. Занимательное черчение - М. 1990 г.

5. Степакова В.В. , Черчение – М. 2005 г.

6. Степакова В.В. , Карточки задания по черчению – М. 2002 г.

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (вред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 07.06.2013 № 120-ФЗ, от 02.07.2013 № 170-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ, от 25.11.2013 № 317-ФЗ, от 03.02.2014 № 11-ФЗ, от 03.02.2014 №15-ФЗ, от 05.05.2014№84-ФЗ, от 27.05.2014 №135-ФЗ, от 04.06.2014№148-ФЗ, с изменениями, внесенными Федеральным законом от 04.06.2014 №145-ФЗ).

Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательно гостандарта среднего (полного) общего образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 07.06.2012 № 24480).

Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования”».

Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».

Интернет-ресурсы

1. dwgstud.narod.ru/lib (библиотека Autocad)

2. pedsovet.org (экзаменатор по черчению)

3. www.masterwire.ru ( авторский проект)

4. Gost Electro ( видео курс по черчению)



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!