Пояснительная записка
Актуальность программы
Программа разработана на основе «Внеурочная деятельность школьников». Методический конструктор: пособие для учителя/Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. М.: Просвещение, 2011(стандарты второго поколения)
«Стандарты второго поколения»: Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Средняя школа. 2-е издание, переработанное. – М.: Просвещение, 2011.
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
- «Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» - Сан Пин 2.4.2.2821 - 10;
- Учебного плана начального общего образования МБОУ ООШ № 24 п. Манычстрой.
В основе cтандартов второго поколения лежит системно – деятельностный подход, который предполагает:
воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, полилингвального, поликультурного и поликонфессионального состава.
Таким образом, актуальность изучения английского языка определяется потребностями современного мира. Иностранный язык сегодня становится жизнеобеспечением общества. Роль иностранного языка возрастает в связи с развитием экономических связей. Изучение иностранного языка и иноязычная грамотность наших граждан способствует формированию достойного образа россиянина за рубежом, позволяющий разрушить барьер недоверия, дает возможность нести и распространять свою культуру и осваивать другую. Поэтому иностранный язык стал обязательным компонентом обучения не только в вузах, средней, старшей школе, но и в начальной школе. Являясь существенным элементом культуры народа – иностранный язык способствует формированию у школьников целостной картины мира. Владение иностранным языком повышает уровень гуманитарного образования школьников, способствует формированию личности и ее социальной адаптации к условиям постоянно меняющегося поликультурного, полиязычного мира.
Программа ориентирована на личность ребёнка: расширяет лингвистический кругозор детей, ребёнок получает сведения о другой стране и её жителях, учится наблюдать и сравнивать речевые явления родного и иностранного языка, помогает ему понять, что одна и та же мысль в разных языках выражается разными способами.
Основной и главной формой программы является игровая деятельность. Игра помогает максимально использовать благоприятные возможности данного возраста для овладения иностранным языком. В игре формируется речевое поведение детей, а также развивается память и мышление детей, воспитывается культура общения.
Игры и различные коммуникативные ситуации помогают формировать личностные качества детей: интересы, волю, ценностные ориентации, эмоциональную и мотивационную сферы.
Предлагаемая программа направлена на закрепление базы знаний, полученных в начальной школе и для дальнейшего изучения иностранного языка в средней школе. Данный курс рассчитана на 1 год.
Изучение школьниками английского языка соответствует таким основным направлениям его деятельности, как формирование и развитие коммуникативных навыков, помогает реализации принципа развивающего обучения, что способствует разностороннему развитию личности ребенка.
Ведущая деятельность детей 7 -9 лет – игровая, поэтому занятия проходят в форме игр, соревнований, инсценировок, разучивания песен и рифмовок.
Отличительные особенности программы
Главной целью данного курса является развитие языковых навыков, необходимых для успешного овладения английским языком в средней школе. Это позволяет достичь высоких показателей общеобразовательного развития учащихся, углубить и закрепить уже имеющиеся знания и получить дополнительные.
Одна из важных задач курса заключается в максимальном вовлечении учащихся на занятии. Большинство заданий представлено в игровой форме. Многие упражнения предполагают опору на собственный жизненный опыт учащихся.
Задачи:
I. Познавательный аспект.
познакомить детей c культурой стран изучаемого языка (музыка, история, театр, литература, традиции, праздники и т.д.);
способствовать более раннему приобщению младших школьников к новому для них языковому миру и осознанию ими иностранного языка как инструмента познания мира и средства общения;
познакомить с менталитетом других народов в сравнении с родной культурой;
формировать некоторые универсальные лингвистические понятия, наблюдаемые в родном и иностранном языках;
способствовать удовлетворению личных познавательных интересов.
II. Развивающий аспект.
развивать мотивацию к дальнейшему овладению английским языком и культурой;
развивать учебные умения и формировать у учащихся рациональные приемы овладения иностранным языком;
приобщить детей к новому социальному опыту за счет расширения спектра проигрываемых социальных ролей в игровых ситуациях;
формировать у детей готовность к общению на иностранном языке;
развивать технику речи, артикуляцию, интонации.
развивать двигательные способности детей через драматизацию.
познакомить с основами актерского мастерства и научить держаться на сцене.
III. Воспитательный аспект.
способствовать воспитанию толерантности и уважения к другой культуре;
приобщать к общечеловеческим ценностям;
способствовать воспитанию личностных качеств (умение работать в сотрудничестве с другими; коммуникабельность, уважение к себе и другим, личная и взаимная ответственность);
обеспечить связь школы с семьей через вовлечение родителей в процесс подготовки постановок.
прививать навыки самостоятельной работы по дальнейшему овладению иностранным языком и культурой
Коммуникативная компетенция развивается в соответствии с отобранными для данной ступени обучения темами, проблемами и ситуациями общения в пределах следующих сфер общения: социально-бытовой, учебно-игровой, социокультурной. Формируется и совершенствуется умение представлять себя, свою страну, ее культуру средствами английского языка в условиях межкультурного общения.Таким образом, данная рабочая программа нацеливает на обучение детей в пятом классе всем видам речевой деятельности параллельно, при условии, что говорение и аудирование на занятиях проводятся в игровой форме.
Цели обучения.
В процессе обучения важно реализовать следующие цели:
формирование умений общаться на английском языке с учетом речевых возможностей, потребностей и интересов школьников: элементарных коммуникативных умений в говорении, аудировании;
развитие личности ребенка, его речевых способностей, внимания, мышления, памяти и воображения; мотивации к дальнейшему изучению английского языка на последующих ступенях школьного образования;
обеспечение коммуникативно - психологической адаптации младших школьников к новому языковому миру для преодоления в дальнейшем психологических барьеров в использовании английского языка как средства общения;
освоение элементарных лингвистических представлений, доступных младшим школьникам и необходимых для овладения устной речью на английском языке: формирование некоторых универсальных лингвистических понятий(предложение, части речи, интонация), наблюдаемых в родном и английском языке;
приобщение к новому социальному опыту с использованием английского языка: знакомство с миром их зарубежных сверстников, с некоторыми обычаями страны изучаемого языка, с детским песенным, стихотворным и сказочным фольклором на английском языке, с доступными учащимся произведениями детской художественной литературы на английском языке; воспитание дружелюбного отношения к представителям других стран;
формирование речевых, интеллектуальных и познавательных способностей младших школьников, а также их общеучебных умений;
развитие эмоциональной сферы детей в процессе обучающих игр, учебных спектаклей с использованием английского языка;
приобщение младших школьников к новому социальному опыту за счет проигрывания на английском языке различных ролей в игровых ситуациях типичных для семейного, бытового, учебного общения.
• Деятельностный характер предмета «Иностранный язык» соответствует природе младшего школьника, воспринимающего мир целостно, эмоционально и активно; даёт возможность осуществлять разнообразные связи с предметами, изучаемыми в начальной школе (русский язык, математика, окружающий мир.) и формировать межпредметные общеучебные умения и навыки.
• Преобладающей формой обучения творческой деятельности является игра.
• На начальной ступени образования происходит становление личности младшего школьника, выявление и развитие его способностей, формирование умения и желания учиться, овладения элементами культуры речи и поведения
Место учебного курса в учебном плане
Федеральный базисный учебный план для ОУ РФ | Утверждённый годовой календарный учебный график на 2019 - 2020 учебный год |
1 час в неделю – 34 часа в год | 1 час в неделю - 35 часов |
Классы обучающихся- 2-4 класс
Срок реализации программы - 1 год.
Программа относится к научно - познавательному направлению, которое предназначено помочь детям освоить разнообразные доступные им способы познания окружающего мира, развить познавательную активность, любознательность. Данное направление решает такие задачи, как формирование навыков научно-интеллектуального труда, развитие культуры логического и алгоритмического мышления, воображения, овладение навыками универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования, обогащение словарного запаса учащихся научными понятиями, формирование у детей мировоззрения, функциональной грамотности
.
Формы работы.
1. Практическая игра..
2. Дидактические игры и задания, игровые упражнения;
3. Теоретические занятия, игры
Основные виды деятельности учащихся
групповые занятия;
практические занятия;
индивидуальные занятия.
Результаты освоения программы
ФГОС второго поколения предъявляют особые требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ. Данные результаты структурируются в соответствие с основными задачами общего образования, учитывающими индивидуальные, общественные и государственные потребности. Типологически образовательные результаты представлены следующим образом:
предметные;
метапредметные;
личностные.
В концепции ФГОС второго поколения под предметными результатами понимается «усвоение обучаемым конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета, — знаний, умений и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности». Метапредметные результаты понимаются как «освоенные обучающимся на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях». Личностные результаты должны отразиться в сформированности системы ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам в образовательном процессе.
Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения значительное внимание уделяют метапредметным и личностным образовательным результатам. Внеурочная деятельность ориентирована на работу с интересами учащихся, развитием их личностных компетенций. Приведённые в Базисном учебном плане направления внеурочной деятельности охватывают широкий спектр общеобразовательных программ, формирующих мировоззрение и содействующих социализации.
Программа организации внеурочной деятельности школьников по направлению «иностранные языки» предназначена для работы с детьми 2-4 класса и является механизмом интеграции, обеспечения полноты и цельности содержания программ по предметам, расширяя и обогащая его. Данная деятельность не предусматривает участие в ней всех учащихся класса.
Данная программа способствует формированию следующих универсальных учебных действий:
регулятивные:
самостоятельно ставить цели, планировать пути их достижения, умение выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
познавательные:
использовать знаково-символические средства представления информации для решения учебных и практических задач;
пользоваться логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по различным признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей,
строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
работать с прослушанным/прочитанным текстом: определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/по ключевым словам, устанавливать логическую последовательность основных фактов;
осуществлять информационный поиск; в том числе с помощью компьютерных средств;
выделять, обобщать и фиксировать нужную информацию;
осознанно строить свое высказывание в соответствии с поставленной коммуникативной задачей, а также в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка;
решать проблемы творческого и поискового характера;
самостоятельно работать, рационально организовывая свой труд в классе и дома;
контролировать и оценивать результаты своей деятельности;
коммуникативные:
- готовность и способность осуществлять межкультурное общение на АЯ:
- выражать с достаточной полнотой и точностью свои мысли в соответствии с задачами и условиями межкультурной коммуникации;
- вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами АЯ;
- адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции;
- спрашивать, интересоваться чужим мнением и высказывать свое;
- уметь обсуждать разные точки зрения и способствовать выработке общей (групповой) позиции;
- уметь аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом;
- уметь с помощью вопросов добывать недостающую информацию (познавательная инициативность);
- уметь устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;
- проявлять уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого;
- уметь адекватно реагировать на нужды других; в частности, оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;
В результате изучения данной программы обучающиеся 2 -4 класса получат возможность формирования:
Личностные результаты:
Общее представление о мире как о многоязычном и поликультурном сообществе;
Осознание себя гражданином своей страны;
Осознание языка, в том числе иностранного, как основного средства общения между людьми;
Знакомство с миром зарубежных сверстников с использованием средств изучаемого иностранного языка (через детский фольклор, традиции).
Метапредметные результаты:
Развитие умения взаимодействовать с окружающими при выполнении разных ролей в пределах речевых потребностей и возможностей младшего школьника;
Развитие коммуникативных способностей, умения выбирать адекватные языковые и речевые средства для решения элементарной коммуникативной задачи;
Расширение лингвистического кругозора;
Развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер;
Формирование мотивации к изучению иностранного языка;
Владение умением работы с разными учебными пособиями.
Предметные результаты:
Овладение начальными представлениями о нормах английского языка(фонетических, лексических, грамматических), умение сравнивать языковые единицы (звук, слово).
А. В коммуникативной сфере:
Речевая компетенция:
В говорении:
-вести элементарный этикетный диалог, диалог-расспрос, диалог побуждение к действию;
-уметь рассказывать о себе, семье, друге.
В аудировании:
-понимать на слух речь учителя и одноклассников, основное содержание небольших доступных текстов в аудиозаписи, построенных на изученном материале.
Языковая компетенция:
-адекватное произношение и различие на слух всех звуков английского языка, соблюдение правильного ударения в словах и фразах;
-соблюдение особенностей интонации основных типов предложений;
-распознавание и употребление в речи изученные лексические единицы и грамматические конструкции.
Социокультурная осведомлённость:
-знание названий стран изучаемого языка, некоторых литературных персонажей, сюжетов некоторых популярных сказок, написанных на английском языке, небольших произведений детского фольклора (стихов и песен), знание элементарных норм речевого и неречевого поведения, принятых в англо-говорящих странах.
Б. В познавательной сфере:
-умение сравнивать языковые явления родного и английского языков на уровне отдельных звуков, букв, словосочетаний, простых предложений;
-умение распознавать грамматические явления, отсутствующие в родном языке;
-умение действовать по образцу;
-умение пользоваться транскрипцией;
-умение осуществлять самонаблюдение и самооценку.
В. В ценностно-ориентационной сфере:
-представление об английском языке как средстве выражения мыслей, чувств, эмоций;
-приобщение к культурным ценностям другого народа.
Г.В эстетической сфере:
-владение элементарными средствами выражения чувств и эмоций;
-развитие чувства прекрасного в процессе знакомства с образцами доступной детской литературы.
Коммуникативные умения по видам речевой деятельности.
Говорение:
1.Диалогическая форма
-умение вести этикетные диалоги в типичных ситуациях бытового, учебно-рудового и межкультурного общения, в том числе полученные с помощью средств коммуникации;
-умение вести диалог-расспрос, диалог побуждение к действию.
2.Монологическая форма
-умение пользоваться коммуникативными типами речи: описание, рассказ, характеристика персонажей.
Аудирование:
-умение воспринимать на слух и понимать речь учителя и одноклассников в процессе общения на уроке
-умение вербально и невербально реагировать;
-умение воспринимать на слух небольшие доступные тексты в аудиозаписи на изученном материале.
На начальном этапе обучения закладывается интерес к иностранному языку, достижения учащихся очень подвижны и индивидуальны.
Контроль на данном этапе проводится в игровой форме (конкурсы, постановки, лексические игры, решение кроссвордов и ребусов), посредством выполнения творческих заданий, их презентации и последующей рефлексии.
Способами определения результативности программы являются: диагностика, проводимая в конце каждого раздела в виде естественно-педагогического наблюдения; выставки работ или презентации проекта.
Форма подведения итогов:
Итоговой работой по завершению каждой темы являются театрализованные представления, сценические постановки, открытые занятия, игры, концерты, конкурсы.
В конце учебного года проводятся показательные мини-спектакли, используя творчество и фантазию детей.
Основные принципы обучения иностранному языку детей 7 -9 лет
1. Принцип комплексной реализации целей: развивающей; воспитательной; практической; образовательной, так как воспитание и развитие детей средствами нашего предмета невозможно без практического овладения языком.
2. Принцип коммуникативной направленности - создание условий коммуникации: мотивов, целей и задач общения через игру, для этого очень важен благоприятный психологический климат на уроке.
3. Принцип осознанного овладения иностранным языком предполагает создание условий, в которых изучаемый материал приобретает для учащихся личностный смысл.
Принцип коллективно-индивидуального взаимодействия - максимальная реализация индивидуальных способностей каждого учащегося через коллективные формы обучения, предоставление каждому ученику большего числа возможностей для самовыражения в рамках решения обшей задачи.
Принцип активности определяет творческий характер включения учащихся в учебную деятельность.
Принцип доступности и посильности предполагает учет специфики и возможностей возраста.
Занятия по данной программе помогут учащимся сделать первый шаг в страну английского языка, как иноязычной культуры, независимо от того, по какой программе будет продолжено изучение английского языка в школе. Темы занятий, разработанные с учётом специфики учащихся младшего школьного возраста, и словарный минимум являются хорошей опорой для изучения английского языка в школе на любом этапе.
Вводимый языковой материал распределен по тематическим разделам. Каждая тема содержит теоретическую и практическую часть. Например, реализуя тему «Здоровый образ жизни», учащиеся сначала овладевают лексическим материалом, затем, для его активизации проводятся дифференцированные упражнения, беседа, построенная на сопоставлении русских и английских особенностей.
Особенность данного курса заключается не только в накоплении усвоенного языкового материала, но и в развитии ситуаций общения в условиях искусственно создаваемой естественной иноязычной среды.
Обеспечение образовательного процесса: учебно-методическое и материально-техническое обеспечение.
1. Раздаточный материал на каждый урок
2. Индивидуальные карточки для работы.
3. Мультимедийное оборудование
Содержание обучения иностранному языку детей 7 – 9 лет
1. Обучение аудированию.
Учащиеся 7 -9 лет должны понимать на слух иноязычную речь в нормальном темпе в предъявлении учителя и в звукозаписи, построенную на программном языковом материале, отражающем игровую, учебно-трудовую и бытовую сферы деятельности. У них должен быть сформирован такой уровень, понимания иноязычной речи, который позволяет выполнять обращенные к ним просьбы учителя или товарищей, отвечать на вопросы, выражать понимание репликами согласия, несогласия, одобрения, неодобрения. Материал для аудирования может представлять собой простое или развернутое высказывание, элементарный текст в форме краткого описания или рассказа учителя.
Длительность звучания текста не должна превышать 0,5 минуты. Учащиеся должны также научиться понимать указания учителя, связанные с ведением урока.
2. Обучение говорению.
Диалогическая речь.
У учащихся должны быть сформированы навыки решения элементарных коммуникативных задач в специально построенных игровых ситуациях (вопросно-ответные единства, просьба - ответная реакция, распоряжения и другие реплики).
Учащиеся должны уметь варьировать лексическое и грамматическое наполнение этих единств, комбинировать и переносить составляющие их эле менты в новую ситуацию.
Содержание программы
Программа является вариативной: педагог может вносить изменения в содержание тем (выбрать ту или иную форму работы, заменить и дополнять практические занятия новыми приемами и т.д.).
Предметное содержание речи, предлагаемое в программе, полностью включает темы предусмотренные федеральным компонентом государственного стандарта по иностранным языкам. Ряд тем рассматривается более подробно.
Данная программа внеурочной деятельности школьников предназначена для работы с детьми 2 - 4 класса и является механизмом интеграции, обеспечения полноты и цельности содержания программ по предметам, расширяя и обогащая его.
Учебно-тематический план
№ | Тема | Теоретическая часть | Практическая часть | Количество часов |
1 | Все о себе | 5 час. | 5 час. | 10 час. |
2 | Здоровый образ жизни | 2 час. | 2 час | 4 час. |
3 | Традиции и обычаи Великобритании | 6 час | 6 час. | 12 час. |
4 | Страна изучаемого языка. Всё о Великобритании | 4 час. | 5 час. | 9 час. |
Итого | 17 час. | 18 час. | 35 час. |
Поурочное планирование 2 – 4 класс (35часа)
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов (всего) | Дата проведения |
Всё о себе | 10 | |
1 | О себе | 1 | 5.09 |
2 | Мои увлечения | 1 | 12.09 |
3 | Описание внешности | 1 | 19.09 |
4 | Характер человека | 1 | 26.09 |
5 | Мой друг | 1 | 3.10 |
6 | Письмо другу | 1 | 10.10 |
7 | Моя семья. | 1 | 17.10 |
8 | Составление семейного древа | 1 | 24.10 |
9 | Моя комната | 1 | 7.11 |
10 | Мой дом | 1 | 14.11 |
Здоровый образ жизни | 4 | |
11 | Мой распорядок дня | 1 | 21.11 |
12 | Мой выходной день | 1 | 28.11 |
13 | Ролевая игра «В больнице» | 1 | 5.12 |
14 | Защита творческого проекта: «В здоровом теле – здоровый дух» | 1 | 12.12 |
Традиции и обычаи Великобритании | 12 | |
15 | Рождество в Великобритании | 1 | 19.12 |
16 | Новый год в Великобритании | 1 | 26.12 |
17 | Разучивание песен и стихотворений | 1 | 9.01 |
18 | В мире сказок «Белоснежка и семь гномов» | 1 | 16.01 |
19 | День Святого Валентина | 1 | 23.01 |
20 | Разучивание песен, стихотворений | 1 | 30.01 |
21 | Католическая Пасха. | 1 | 6.02 |
22 | День рождения Королевы | 1 | 13.02 |
23 | Майский праздник | 1 | 20.02 |
24 | Традиции английского чаепития | 1 | 27.02 |
25 | Написание личного письма | 1 | 5.03 |
26 | Защита творческих проектов | 1 | 12.03 |
Страна изучаемого языка. Всё о Великобритании | 9 | |
27 | Англия | 1 | 19.03 |
28 | Уэльс | 1 | 2.04 |
29 | Шотландия | 1 | 9.04 |
30 | Северная Ирландия | 1 | 16.04 |
31 | Школы Великобритании | 1 | 23.04 |
32 | Просмотр фильма «Экскурсия по Лондону». Часть 1 | 1 | 30.04 |
33 | Просмотр фильма «Экскурсия по Лондону». Часть 2 | 1 | 7.05 |
34 | Страноведческая викторина | 1 | 14.05 |
35 | Обобщающее занятие: "Что мы узнали за год" | 1 | 21.05 |