ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ИЗМАЛКОВСКОГО РАЙОНА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ИЗМАЛКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ»
РАССМОТРЕНО на заседании методического объединения педагогов дополнительного образования социально-педагогической направленности протокол от 31 .08. 2020г. № 1 | УТВЕРЖДЕНО приказ от 31.08.2020г. № 139 |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Увлекательный немецкий»
Возраст обучающихся 8 -10 лет
Срок реализации — 6 месяцев
Автор-составитель:
Никульникова Людмила Дмитриевна
педагог дополнительного образования
с. Измалково
2020
Информационная карта дополнительной общеразвивающей программы
«Увлекательный немецкий»
Полное наименование дополнительной общеразвивающей программы | Дополнительная общеразвивающая программа «Увлекательный немецкий» |
Направленность программы | Социально-педагогическая |
Ф.И.О. педагога | Никульникова Людмила Дмитриевна |
Сведения о педагоге, реализующем программу | Педагог дополнительного образования, образование высшее |
Дата создания | 2020г. |
Срок реализации | 6 месяцев |
Возраст обучающихся | 8-10 лет |
Цель программы | Создание у обучающихся личной потребности в практическом использовании немецкого языка, расширение лингвистического и общего кругозора, развитие коммуникативной компетенции учащихся и формирование мотивации к изучению иностранного языка. |
Аннотация программы | Актуальность программы обусловлена тем, что на сегодняшний день потребность у родителей в подобного рода занятиях, а именно в изучении иностранного языка детьми именно в период младшего школьного возраста достаточно велика, что и обеспечивает востребованность. У детей будет сформировано главное – интерес к дальнейшему изучению иностранного языка, накоплен определенный объем знаний, что значительно облегчит дальнейший процесс обучения немецкому языку. |
Прогнозируемые результаты | Практическая значимость данной программы заключается в закреплении и совершенствовании умений и навыков, полученных на уроках немецкого языка. У детей будет сформировано главное – интерес к дальнейшему изучению иностранного языка, накоплен определенный объем знаний, что значительно облегчит дальнейший процесс обучения немецкому языку. |
Особая информация | Данная программа знакомит детей с основами иноязычной культуры, дает базовый объем знаний, умений и навыков социального, лингвострановедческого, педагогического и психологического содержания. Она призвана поддерживать у учащихся устойчивый интерес к предмету и расширять страноведческие знания школьников о стране изучаемого языка. Программа будет способствовать развитию у учащихся мотивов образовательной деятельности. |
1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
Пояснительная записка
Программа составлена с учетом Концепции развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. N 1726-р г. Москва).
Изучен современный опыт педагогов дополнительного образования и апробированные дополнительные общеразвивающие программы естественно-научной направленности.
Программа разработана в соответствии с Федеральным законом РФ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации», Приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.13 № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», СанПиН 2.4.4.3172-14.
Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (приложение к письму МОиН РФ от 18.11.15 № 09-3242), Положением о порядке разработки, оформления и утверждения дополнительных общеразвивающих программ, реализуемых в МБОУ ЦДО Измалковского района Липецкой области.
Язык – это средство межкультурного общения, средство осознать мир как единое целое. Так же язык является универсальным средством передачи опыта, для вступления в равноправный диалог с представителями других культур и традиций, обеспечивает личности включение в современные общеобразовательные процессы.
В настоящее время образовательный процесс опирается на новейшие методические и учебные пособия, подобранные специально с учетом возрастных и индивидуальных способностей учащихся. Данная программа составлена с учетом потребностей современного ребенка и основана на принципе доступности обучения.
Являясь адаптированной и многоуровневой, программа «Увлекательный немецкий» рассчитана на 6 месяцев обучения для детей 8-10 лет.
Она знакомит детей с основами иноязычной культуры, дает базовый объем знаний, умений и навыков социального, лингвострановедческого, педагогического и психологического содержания. Раннее обучение иностранному языку развивает ребенка всесторонне. У него улучшается память, развивается сообразительность, наблюдательность. Поэтому весь курс обучения иностранному языку по данной программе ориентирован не столько на формирование умений и практических навыков, а на более полную реализацию воспитательно – образовательно – развивающего потенциала иностранного языка.
Поскольку игра является ведущим видом деятельности детей 8-10 лет, решаемые задачи тесно связаны с миром, в котором живет ребенок. Это мир сказок, стихов, песенок, где царит любознательность и желание поиграть со своими сверстниками.
Новизна данной программы заключается в том, что обучение немецкому языку детей младшего школьного возраста рассматривается как один из предварительных важных этапов, закладывающих правильное произношение, накопление лексического запаса, умение понимать иностранную речь на слух и участвовать в несложной беседе.
Актуальность программы обусловлена тем, что на сегодняшний день потребность у родителей в подобного рода занятиях, а именно в изучении иностранного языка детьми именно в период младшего школьного возраста достаточно велика, что и обеспечивает востребованность. Также программа имеет практическую значимость в дальнейшем изучении немецкого языка в школе. У детей будет сформировано главное – интерес к дальнейшему изучению иностранного языка, накоплен определенный объем знаний, что значительно облегчит дальнейший процесс обучения немецкому языку.
Организация внеурочной деятельности по немецкому языку в начальной школе имеет большое значение. Дополнительные занятия во внеурочное время способствуют повышению интереса к предмету, углубляют и расширяют полученные знания, дают возможность учащимся проявить свои способности.
В возрасте 8-10 лет ребёнок способен к более или менее продолжительной концентрации внимания, у него появляется способность к целенаправленной деятельности, он овладевает достаточным лексическим запасом и запасом речевых моделей для удовлетворения своих коммуникативных нужд. В процессе овладения новым средством общения у детей формируется правильное понимание языка как общественного явления, развиваются их интеллектуальные, речевые и эмоциональные способности. Обучая детей младшего школьного возраста, следует прибегать к частым сменам видов деятельности детей, учитывая неустойчивость внимания малышей. Ребёнок утомляется не деятельностью, а её однообразием, и хорошо запоминает только то, что для него интересно и вызывает у него эмоциональный отклик. Овладение иностранным языком на элементарном уровне в начальных классах выступает в качестве первой ступени в реализации стратегической цели учебного предмета «Иностранный язык». На данной ступени закладываются основы коммуникативной компетенции. Предлагаемая программа направлена на создание базы для дальнейшего изучения иностранного языка в начальной школе.
Программа дополнительного образования является предметной и имеет социокультурную направленность. Она призвана поддерживать у учащихся устойчивый интерес к предмету и расширять страноведческие знания школьников о стране изучаемого языка. Программа будет способствовать развитию у учащихся мотивов образовательной деятельности, они смогут обогатиться новой страноведческой информацией и узнать достаточно много интересных и полезных фактов о жизни немецкого народа.
Занятия проводятся как в традиционном, так и нетрадиционном режиме и предполагают различные формы проведения: игры, круглый стол, разработка проектов, театрализованные представления, презентации. Программа предусматривает занятия комбинированного характера, так как немецкий язык относится к группе практико-ориентированных предметов.
Адресат программы: программа ориентирована на детей 8-10 лет. Наполняемость в группе составляет до 14 человек. Условия набора детей в коллектив: на основании заявления родителей.
Объем и срок освоения программы, режим занятий. Программа «Увлекательный немецкий» рассчитана на 6 месяцев (48 часов). Занятия проводятся 2 раза в неделю по 45 минут.
Форма обучения – очная, игровая.
Методы и приемы
-
по технологическому обеспечению урока: объяснительно–иллюстративный, частично–поисковый, метод проблемного изложения изучаемого материала;
-
по функциональному обеспечению урока: методы устного изложения знаний учителем, методы закрепления изучаемого материала, методы самостоятельной работы, учащихся по осмыслению и усвоению нового материала, методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков, методы проверки и оценки знаний, умений и навыков;
-
по источникам познания – словесный, наглядный, практический;
-
по формированию структуры личности – методы формирования познания, методы формирования поведения, методы формирования чувств.
В зависимости от особенностей темы и содержания работы можно заниматься как со всей группой, так и по подгруппам или индивидуально с каждым ребенком.
Особенности организации образовательного процесса
Программа традиционной формы. Обучающиеся сформированы в равно-
возрастную группу, состав группы – постоянный. Данная программа рассчитана на приобретение первоначальных знаний по немецкому языку для детей младшего школьного возраста.
Цели и задачи:
Изучение немецкого языка у детей младшего школьного возраста направлено на достижение следующих целей:
-
первоначального представления о роли и значимости немецкого языка в жизни современного человека и поликультурного мира, приобретение начального опыта использования немецкого языка как средства межкультурного общения, нового инструмента познания мира и культуры других народов;
-
чувства патриотизма и гордости за свой народ, свой край, свою страну и осознание своей этнической и национальной принадлежности через изучение языков и культур, общепринятых человеческих и базовых национальных ценностей;
-
основ активной жизненной позиции. Младшие школьники должны иметь возможность обсуждать актуальные события из жизни, свои собственные поступки и поступки своих сверстников, выражать свое отношение к происходящему, обосновывать собственное мнение, что будет способствовать их дальнейшей социализации и воспитанию граждан России;
-
элементарной коммуникативной компетенции, способности и готовности общаться с носителями языка на уровне своих речевых возможностей и потребностей в разных формах: устной (говорение и аудирование) и письменной (чтение и письмо). У учащихся расширится лингвистический кругозор, они получат общее представление о строе изучаемого языка и его основных отличиях от родного языка;
-
основ коммуникативной культуры. Учащиеся научатся ставить и решать коммуникативные задачи, адекватно использовать имеющиеся речевые и неречевые средства общения, соблюдать речевой этикет, быть вежливыми и доброжелательными речевыми партнерами;
-
уважительного отношения к чужой (иной) культуре через знакомство с детским пластом культуры страны (стран) изучаемого языка;
-
более глубокого осознания особенностей культуры своего народа;
-
способности представлять в элементарной форме на немецком языке родную культуру в письменной и устной формах общения;
-
положительной мотивации и устойчивого учебно-познавательного интереса к предмету «иностранный язык», а также развитие необходимых УУД и специальных учебных умений (СУУ), что заложит основы успешной учебной деятельности по овладению немецким языком на следующей ступени образования.
Основные принципы обучения, предусмотренные программой
Данная программа базируется на принципах коммуникативного обучения и направлена на формирование положительной познавательной мотивации. Гуманно – личностный подход к ребенку определяет важную особенность содержания программы, а именно:
-
развитие и формирование личности ребенка в соответствии с его природными особенностями;
-
нахождение методов и средств обучения, соответствующих индивидуальным способностям учащихся;
-
отсутствие прямого принуждения;
-
терпимость к детским недостаткам;
-
право ребенка на собственную точку зрения.
Межпредметные связи: литературное чтение, математика, изобразительное искусство, ознакомление с окружающим миром.
Прогнозируемые результаты.
По окончанию курса обучения:
-
умение понять учителя, ответить на его вопросы в объеме программы;
-
построение монологического высказывания;
-
участие в простых диалогах – не менее четырех реплик на каждого собеседника;
-
исполнение детских песенок, знание стихотворений, сказок, использование в играх немецких считалочек.
Содержание программы
6 месяцев обучения
Учебный план
№ | Раздел | Всего по теме |
1 | Знакомство | 10 |
2 | Школа | 10 |
3 | Времена года. Погода | 8 |
4 | Праздники | 10 |
5 | Страны изучаемого языка и родная страна | 10 |
| ИТОГО | 48 |
Учебно-тематический план
(48 часов)
№ | Раздел | Всего по теме |
1 | Знакомство | 10 |
2 | Школа | 10 |
3 | Времена года. Погода | 8 |
4 | Праздники | 10 |
5 | Страны изучаемого языка и родная страна | 10 |
| ИТОГО | 48 |
Содержание учебного плана:
Курс рассчитан на 48 часов и состоит из 5 тематических разделов.
Раздел №1 Знакомство.(10 часов)
Я и моя семья (члены семьи, их имена, возраст, внешность, черты характера, профессии). Семейный альбом. Я и мои друзья (имя, возраст, внешность, характер, увлечения, семья). Любимое домашнее животное. Мой дом, квартира, комната.
Раздел №2 Школа.(10 часов)
Начало учебного года. Классная комната. Школьные принадлежности. Учебные предметы. Мой любимый предмет. Расписание уроков. Выходной день. Каникулы.
Раздел №3 Времена года, погода. (8 часов)
Любимое время года. Погода. Природа. Мои увлечения. Дикие животные. Домашние животные. Описание внешнего вида домашних и диких животных.
Раздел №4 Праздники. (10 часов)
День рождения. Новый год. Рождество. Подарки. Карнавал. Пасха. 8Марта. Игрушки. Моя любимая игрушка. Описание своей игрушки.
Раздел №5 Страны изучаемого языка и родная страна. (10 часов)
Крупные города. Достопримечательности. Литературные персонажи популярных детских книг, произведения детского фольклора (стихи, песни, сказки). Великие сказочники Германии. Рисуем сказочных героев. Сказочные места в Германии.
Прогнозируемые результаты реализации программы:
В результате изучения немецкого языка у ученика формируются универсальные учебные действия (УУД):
Личностные:
-
воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
-
воспитание нравственных чувств и этического сознания;
-
воспитание уважения к культуре народов немецкоязычных стран;
-
воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание);
-
воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
-
формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;
-
воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
Метапредметные:
-
положительное отношение к предмету и мотивация к дальнейшему овладению иностранного языка;
-
языковые и речемыслительные способности, психические функции и способности: языковые способности, способности к решению речемыслительных задач, психические процессы и функции;
-
специальные учебные умения – работать над звуками, интонацией, орфографией, правилами чтения, транскрипцией, лексикой, грамматическими явлениями немецкого языка; работать со справочным материалом, пользоваться различными опорами;
-
универсальные учебные действия – работать с информацией (текстом/ аудиотекстом), сотрудничать со сверстниками, работать в паре, группе, а также работать самостоятельно, выполнять задания в различных тестовых форматах.
Предметные
-
находить на карте страны изучаемого языка и континенты;
-
узнавать достопримечательности стран изучаемого языка/родной страны;
-
понимать особенности немецких национальных и семейных праздников и традиций;
-
понимать особенности образа жизни своих зарубежных сверстников;
-
узнавать наиболее известных персонажей немецкоязычной детской литературы и популярные литературные произведения для детей;
-
узнавать наиболее популярные в странах изучаемого языка детские телепередачи и их героев, а также анимационные фильмы и их героев
В говорении выпускник научится:
-
вести и поддерживать элементарный диалог: этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог-обмен мнениями;
-
кратко описывать и характеризовать предмет, картинку, персонаж;
-
рассказывать о себе, своей семье, друге, школе, родном крае, стране и т.п. (в пределах тематики начальной школы).
В аудировании выпускник научится понимать на слух:
-
речь учителя по ведению урока;
-
связные высказывания учителя, построенные на знакомом материале и/или содержащие некоторые незнакомые слова;
-
выказывания одноклассников;
-
небольшие тексты и сообщения, построенные на изученном речевом материале как при непосредственном общении, так и при восприятии аудиозаписи;
-
содержание текста на уровне значения (уметь отвечать на вопросы по содержанию текста);
-
понимать основную информацию услышанного;
-
извлекать конкретную информацию из услышанного;
-
понимать детали текста;
-
вербально или невербально реагировать на услышанное.
В чтении выпускник овладеет техникой чтения, т.е. научится:
-
читать по транскрипции и некоторые буквосочетания;
-
читать вслух, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию, доступные по объему тексты, построенные на изученном языковом материале;
-
читать про себя доступные по объему тексты, построенные на изученном языковом материале;
-
пользоваться справочными материалами (немецко-русским словарём, лингвострановедческим справочником);
-
выражать собственное мнение по поводу прочитанного.
В письме выпускник научится:
-
самостоятельно и графически правильно выполнять письменные лексические и грамматические упражнения;
-
письменно отвечать на вопросы по прочитанному тексту (с опорой не текст);
-
писать с опорой на образец поздравление, короткое личное письмо.
Языковые средства и навыки пользования ими
Графика, каллиграфия и орфография
Выпускник научится:
-
распознавать слова, написанные разными шрифтами;
-
отличать буквы от транскрипционных знаков;
-
читать слова по транскрипции;
-
пользоваться немецким алфавитом;
-
писать все буквы немецкого алфавита и основные буквосочетания;
-
сравнивать и анализировать буквы/буквосочетания и соответствующие транскрипционные знаки;
-
писать красиво (овладеет навыками немецкой каллиграфии);
-
писать правильно (овладеет основными правилами орфографии).
Фонетическая сторона речи
Выпускник научится:
-
различать на слух и адекватно произносить все звуки немецкого языка;
-
соблюдать нормы произношения звуков немецкого языка в чтении вслух и устной речи;
-
соблюдать правильное ударение в изолированном слове, фразе;
-
понимать и использовать логическое ударение во фразе, предложении;
-
различать коммуникативный тип предложения по его интонации;
-
правильно произносить предложения с точки зрения их ритмико-интонационных особенностей (повествовательное (утвердительное и отрицательное), вопросительное (общий и специальный вопрос), побудительное, восклицательное предложения;
Лексическая сторона речи
Выпускник научится:
-
понимать значение лексических единиц в письменном и устном тексте в пределах тематики начальной школы;
-
использовать в речи лексические единицы, обслуживающие ситуации общения в пределах тематики начальной школы в соответствии с коммуникативной задачей;
Выпускник получит возможность научиться распознавать:
-
имена собственные и нарицательные; отдельные лексические единицы, обслуживающие ситуации общения в пределах предметного содержания речи; устойчивые словосочетания); интернациональную лексику; многозначные слова; фразовые глаголы; оценочную лексику; лексику классного обихода;
-
различать основные способы словообразования:
аффиксация: суффиксы имён прилагательных, существительных, словосложение (существительное и существительное); конверсию.
Грамматическая сторона речи
Выпускник научится распознавать:
-
имя существительное: падеж имён существительных в единственном и множественном числе; особые случаи образования множественного числа;
-
артикль: основные правила использования артиклей с именами существительными;
-
личные местоимения;
-
количественные числительные от 11 до 100;
-
простое предложение: порядок слов в повествовательном предложении;
-
вопросительные предложения (специальные вопросы).
2.Комплекс организационно-педагогических условий
Календарный учебный график
Начало учебного года: 01.09.2020
Окончание учебного года: 31.05.2021
Комплектование группы: 09.12.2020
| понедель ник | вторник | среда | четверг | пятница | суббота | воскре сенье |
начало занятия | | | 13.15 | 13.15 | | | |
окончание занятия | | | 14.00 | 14.00 | | | |
Режим занятий обучающихся в объединении
Профили | Всего групп | Наполняемость учебных групп | Продолжительность занятий |
Социально-педагогическая направленность | 1 | 14 чел. | 2 х 45 мин. |
Продолжительность перерыва между занятиями для отдыха обучающихся и проветривания помещений: 10 мин.
Особенности организации работы в период каникул: работа объединения по расписанию.
Срок проведения отчетного мероприятия: конец мая.
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
Конспекты занятий;
Инструкции по технике безопасности;
Методические разработки по проведению занятий;
Аудио и видео материалы.
Понадобится: учебный кабинет, оформленный в соответствии с профилем проводимых занятий и оборудованный в соответствии с санитарными нормами: столы и стулья для педагога и учащихся, классная доска, шкафы и стеллажи для хранения учебной литературы и наглядных пособий.
Материалы:
Для ведения эффективных занятий понадобятся следующие материалы:
-
Ноутбук, мультимедийный проектор;
-
Канцелярские товары: ватманы, офисная бумага: белая и цветная, карандаши: простые и цветные, маркеры, кнопки, скрепки, краски (гуашь), кисти, цветной картон, ножницы, клей, скотч;
-
Наглядные материалы.
-
Иллюстрации
-
Плакаты
-
«Немецкий алфавит»
-
«Карта Германии»
-
Раздаточный материал
-
Дидактические и настольные игры
-
Игра «Лото»
-
Игра «Мир чисел»
Презентации
-
«Праздники»
-
«Времена года»
-
«Животные»
-
«Страны»
-
«Семья»
Игры, используемые педагогом на занятии и в свободной деятельности
-
Пальчиковые;
-
Речевые;
-
Подвижные;
-
Развивающие.
Ссылки на Интернет-ресурсы, содержащие информацию о культуре, традицииях Германии:
http://deutsch-uni.com.ru
http://www.uchportal.ru
http://www.forwunderkind.narod.ru
http://www.kinderbrockhaus.de
http://www.museen.de, http://www.galerie.de,
http://startdeutsch.ru/
Немецкие народные сказки.
Германия. Путеводитель по Германии,
http://www.bv-kindermuseum.de/kinder_jugendmuseen.htm
http://www.kidsweb.de
Ссылки на Интернет-ресурсы, содержащие наглядные материалы, видео, аудио, развивающие игры для детей
http://deutschdoma.ru/sajt-uchitelej-nemeckogo-yazyka.html
http://www.spielekiste.de
http://www.deutsch-uni.com.ru/method/method.php 73
Клуб немецкого языка портала ProShkolu.Ru
http://deutsch-uni.com.ru
www.de-online.ru
http://pedsovet.su
http://www.rusedu.ru
http://www.uroki.net
http://www.uchportal.ru
Кадровое обеспечение. Никульникова Людмила Дмитриевна, педагог дополнительного образования, высшее профессиональное образование.
Общий стаж работы – 30 лет, стаж педагогической работы - 30 лет.
Формы контроля
Формой контроля реализации данной программы является экспертная оценка в процессе открытых занятий, а также участия детей в праздниках, проводимых в школе.
На открытом занятии знания детей оцениваются по следующим критериям:
-
понимание изученной лексики и владение ею, самостоятельное исполнение изученных стихов, песен и т.д.;
-
понимание задания на немецком языке и активное участие в играх;
-
понимание вопросов речевого партнера и умение на них ответить.
Оценочные материалы
Выявление уровней освоения учащимися содержания программы.
Выявление и анализ результатов осуществляется по окончанию изучения каждого раздела в форме викторин, тестов, инсценировок, а также по результатам участия младших школьников в конкурсах разного уровня.
Методические материалы
1.Блохина В.Н., Журавлёва Е.В.«Игры и инсценировки». – М.:
Просвещение, 2017
2. Лебедева Г.Н «Учим немецкий язык». Занимательные упражнения. – М.: Просвещение, 2019
3.Ищенко Л.Е., Якушина Л.З. «Немецкий язык вне урока». – М.: Просвещение, 2016
4. Наглядные пособия: таблицы, картинки.
5. Игрушки.
6.Музыкальные аудиозаписи
Литература
Список литературы для педагога
1.Власова З.А. Предметная неделя немецкого языка в школе. Волгоград. ИТД «Корифей», 2018
2.Даванкова Е.Г. Вся немецкая грамматика в тестах. – М.: Просвещение, 2015
3.Алиева С.К. Грамматика немецкого языка в таблицах, схемах, рисунках. - М.: «Лист», 2017
4.Живенко Т.Г. «Занимательный немецкий. 2- 5 классы: внеклассные мероприятия» – М.: АСТ: Астрель, 2014
5. Коляда Н.А. Немецкий язык: упражнения, правила, тексты для начальных классов/Н.А. Коляда. – Ростов н/Д: Феникс, 2018.
6. Лебедева Г.Н. Внеклассная работа по немецкому языку на начальном этапе обучения. Праздники, конкурсы, тематические мероприятия, инсценировки, стихи, игры и занимательные задания. С мультимедийным приложением./Г.Н. Лебедева. – 3-е изд., стереотип. – М.: Глобус, 2014
7. Лешко М.В. Немецкий язык в картинках: пер. с нем. М.В. Лешко. – Минск: Попурри, 2017
8. Словари и наглядные пособия.
Список литературы для учащихся
-
Бим И. Л. Немецкий язык. Первые шаги: книга для чтения к учебнику для 2 класса общеобразовательных учреждений/ И. Л. Бим, Л. И. Рыжова. Москва, Просвещение, 2018
-
Бим И. Л. Немецкий язык. Первые шаги: книга для чтения к учебнику для 3 класса общеобразовательных учреждений/ И. Л. Бим, Л. И. Рыжова. Москва, Просвещение, 2018
-
Бим И. Л. Немецкий язык. Первые шаги: книга для чтения к учебнику для 4 класса общеобразовательных учреждений/ И. Л. Бим, Л. И. Рыжова. Москва, Просвещение, 2018
-
Твердохлёб, П.Е. Немецко –русский словарь с картинками для детей. Москва Ириус, 2019