Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Войковская школа Первомайского района Республики Крым»
УТВЕРЖДЕНО
И.о. директора
МБОУ Войковская школа
________ С.Н. Яцкина
«__» августа 2018г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочная деятельность
кружок «Зелёная лаборатория»
(общеинтеллектуальное направление)
Класс: 5
Учитель: Судак Татьяна Александровна
Учебный год: 2018-2019
Количество часов по учебному плану: всего 34 часа в год, 1 час в неделю.
СОГЛАСОВАНО РАССМОТРЕНО
Заместитель директора на заседании МО
по учебно-воспитательной работе естественно-математического цикла
_____ С.А. Галактионова _____ Т.А. Кучерявина
«__» августа 2018г. «__» августа 2018г.
с. Войково, 2018г.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Зелёная лаборатория» для 5 класса разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утверждённого Приказом Минобрнауки России от 17.12.2010г. № 1897 и Приказом Минобрнауки России от 31.12.2015г. № 1577 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. № 373».
Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Веселые старты» составлена на основе авторской программы Л.Н. Сухоруковой, В.С. Кучменко, И.Я. Колесниковой, Л.В.Воронина, адаптированной под внеурочную деятельность.
Согласно учебному плану МБОУ Войковская школа на внеурочную деятельность общеинтеллектуального направления в 5 классе отводится 1 час (34 часа в год).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Программа обеспечивает достижение определенных личностных, метапредметных и предметных результатов обучающихся 5 класса.
Личностные
сформированность экологически грамотного отношения к живой природе;
развитие интеллектуальных способностей (умения сравнивать, анализировать, рассуждать, делать выводы и т.п.)
Метапредметные
овладение умениями определять проблему, выдвигать гипотезы, проводить эксперименты, наблюдать, доказывать;
умение работать с различными источниками информации;
Предметные
Познавательная сфера:
выделение отличительных признаков живых организмов;
определение роли биологии в практической деятельности человека;
умение сравнивать биологические объекты и процессы
овладение методами изучения живой природы: наблюдения, измерения, эксперимента;
Ценностно – ориентационная сфера:
Трудовая сфера:
Эстетическая сфера:
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Переход российского образования на новые федеральные государственные стандарты предполагает изменение концептуального подхода в учебном и воспитательном процессе. Учебный процесс направлен не столько на достижение результатов в области предметных знаний, сколько на личностный рост ребёнка, формирование умения адекватно анализировать и оценивать ситуацию, стремление к самообразованию. Практическая деятельность в процессе освоения учебного предмета биологии является одним из важных компонентов. На изучение биологии в 5 классе выделен 1 час. На практическую часть программы выделено минимальное количество времени. Учащиеся именно этого возраста отличаются своей любознательностью, непосредственностью, готовностью к восприятию информации, выходящей за рамки учебника. В результате внеурочной деятельности происходит расширение знаний учащихся, формирование и развитие положительной учебной мотивации, осознание необходимости приобретаемых знаний, умений, навыков.
Основные принципы программы:
Принцип научности.
Объективно верную картину развития мира дают знания, подтверждённые практикой; наука в жизни человека играет значимую роль.
Принцип доступности.
Содержание, объём изучаемого материала, а также методы преподавания соответствуют возрастным, интеллектуальным особенностям обучающихся.
Принцип систематичности и доступности.
Предлагаемый материал выстроен в логической последовательности.
Принцип воспитывающего обучения.
Воспитание происходит через содержание предлагаемого учебного материала.
Программа внеурочной деятельности по биологии соответствует целям ФГОС. Новизна курса заключается в том, что в школьной программе 5 класса по биологии предложенный ниже материал не изучается. Предлагаемая программа направлена на формирование у обучающихся интереса к изучению биологии, развитие любознательности, расширение знаний об окружающем мире, умению применить полученные практические навыки и знания на практике.
Программа предусматривает наряду с изучением теоретического материала проведение практических и лабораторных работ, экскурсий. Системно-деятельностный подход реализуется в процессе формирования УУД. Обязательное условие данной программы – организация проектной и исследовательской деятельности.
Содержание курса предусматривает как необходимый элемент получения и развития новых биологических знаний использование системно-деятельностного подхода.
Программа «РОСТ» способствует более успешному усвоению знаний по биологии. Происходит развитие общеучебных умений и навыков; навыков работы с лабораторным оборудованием; умений применять полученные знания на практике. Программа осуществляет расширение кругозора обучающихся.
Формы работы: лабораторные и практические работы, экскурсии, творческие проекты, мини-конференции с использованием электронных презентаций. Предусмотрена индивидуальная и групповая работа.
№ п/п | Тема | Проект | Тип проекта | Форма | Материал | Планируемый результат |
1. | «Биология – наука о живой природе» | «Значение биологии в повседневной жизни человека» | теоретический | Проект | Учебник пособие | Защита проекта |
2. | «Почувствуй себя фенологом» «Живая и неживая природа. Осенние явления» | | | Экскурсия «Осенние явления» | | Уметь сравнивать объекты живой и неживой природы. |
3. | «Методы изучения живой природы» | «Фенологические наблюдения за изменениями, происходящими в жизни растений осенью» | | Лабораторная работа «Эксперимент, наблюдение, измерение. Что выбрать?» | | Изучение объекта можно провести, используя разные методы. |
4 | «Химический состав растительной клетки» | | | Лабораторная работа «Химический состав растений» | | Уметь определять вещества, входящие в состав растений. |
5. | «Экологические факторы» | «Определить отрицательные и положительные антропогенные факторы на местной территории» | исследовательский | Проект | Пособие | Проект |
6. | «Невидимое станет видимым» | «Составить рассказ о современных достижениях ученых в области изучения клетки» | теоретический | Лабораторная работа «Устройство увеличительных приборов» | Учебник Пособие | Отработать основные этапы работы с микроскопом |
7. | «Почувствуй себя цитологом» «Наука цитология» | «Изучение клетки растения» | исследовательский | Лабораторная работа «Изучение строения растительной клетки» | Учебник | Модель клетки. Распознавание основных органоидов клетки. |
8. | «Наука цитология» | | | Творческая мастерская «Моделирование животной и растительной клеток» | | Модель клетки. Распознавание основных органоидов клетки |
9. | «Почувствуй себя орнитологом» «Вторая жизнь ненужных вещей» | «Акция: поможем птицам зимой» | творческий | | пособие | |
10. | «Почувствуй себя бактериологом» «Строение и жизнедеятельность бактерий» | «Как можно увидеть получить и увидеть бактерии. Опыт» «Самые маленькие организмы на Земле - бактерии» | исследовательский | Лабораторная работа «Мир бактерий» | Учебник | Отработать основные этапы работы с микроскопом |
11 | «Роль бактерий в природе и в жизни человека» | «Продукты питания, созданные с помощью бактерий. Поход в магазин | исследовательский | Проект | Учебник | Проект |
12. | «Общая характеристика грибов» | «Роль грибов в жизни человека» | теоретический | Проект | Учебник | Проект |
13. | «Почувствуй себя микологом» «Шляпочные грибы» | «Многообразие грибов нашего края» | теоретический | Проект | Учебник | Проект |
14. | «Съедобные и несъедобные грибы в нашей местности» | «Съедобные и несъедобные грибы в нашей местности» | теоретический | Проект | Интернет | Проект |
15. | «Первая медицинская помощь при отравлении грибами» | «Первая медицинская помощь при отравлении грибами | теоретический | Проект | Интернет | Проект |
16. | «Плесневелые грибы» | «Мы выращиваем плесень» | исследовательский | Проект | Учебник | Проект |
17. | «Грибы паразиты» | «Профилактика растений в школьных кабинетах» | исследовательский | Проект | Учебник | Проект |
18 | «Многообразие растений» | «Характеристика растительности нашего региона» | исследовательский | Проект | Учебник | Проект |
19. | «Охраняемые растения нашего края» | | теоретический | | | Проект |
20. | «Азбука растений нашего края» | «Растения нашего села» | исследовательский | Проект | | Проект |
21. | «Мое любимое растение» | | долговременный проект | Проект | | Проект |
22. | «Альгология и химия морских водорослей» | «Боиоресурсы ДВ» «Почему море назвали Красным?» | теоретический | Проект | | Проект |
23. | «Почувствуй себя биологом» «Лишайники» | «Барометры окружающей среды» «Пища Робинзона» | теоретический | Проект | Учебник | Проект |
24 | «Мхи» | «Медицинское значение мха» | теоретический | Проект | Учебник | Проект |
25 | «Папоротникообразные» | «Каменноугольный период: миф или реальность» | теоретический | Проект Творческая мастерская «Парк юрского периода» | Учебник | Проект |
26 | «Голосеменные растения» | «Медицинское значение хвойных растений» «Древние голосеменные растения, дожившие до наших дней» | теоретический | Проект | Учебник | Проект |
27 | «Древние голосеменные растения, дожившие до наших дней» | «Древние голосеменные растения, дожившие до наших дней» | теоретический | Проект | | Проект |
28 | «Покрытосеменные растения» | «Причины господства покрытосеменных растений» | теоретический | Учебник Пособие | | Проект |
29. | «Занимательные факты из жизни растений» | «Занимательные факты из жизни растений» | теоретический | Проект | | Проект |
30. | «Условия выращивания комнатных растений» | «Условия выращивания комнатных растений» | исследовательский | Проект | | Проект |
31. | «Фенологические наблюдения за изменениями, происходящими в жизни растений весной» | «Весенние явления» | исследовательский | Лабораторная работа «Весенние явления» | Учебник | Проект |
32. | «Растения в легендах и приданиях» | | | Легенды, мифы | | |
33. | «Почувствуй себя палеонтологом» «Происхождение растений» | «Доказательства жизни древних организмов» «Почему не растут в тундре пальмы» | теоретический | Проект Творческая мастерская «Лента времени» | Учебник | Проект |
34. | «Цветы часы» «Летнее задание» | «Цветы часы» «Мое любимое домашнее растение. Уход» | теоретический исследовательский | Проект | | Проект |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тема | Количество часов |
«Многообразие растений» | 34 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№п/п | Тема | Дата по плану | Дата по факту | Примеча-ние |
1. | Биология – наука о живой природе | | | |
2. | Почувствуй себя фенологом. Живая и неживая природа. Осенние явления | | | |
3. | Методы изучения живой природы | | | |
4 | Химический состав растительной клетки | | | |
5. | Экологические факторы | | | |
6. | Невидимое станет видимым | | | |
7. | Почувствуй себя цитологом. Наука цитология | | | |
8. | Наука цитология | | | |
9. | Почувствуй себя орнитологом. Вторая жизнь ненужных вещей | | | |
10. | Почувствуй себя бактериологом. Строение и жизнедеятельность бактерий | | | |
11 | Роль бактерий в природе и в жизни человека | | | |
12. | Общая характеристика грибов | | | |
13. | Почувствуй себя микологом. Шляпочные грибы | | | |
14. | Съедобные и несъедобные грибы в нашей местности | | | |
15. | Первая медицинская помощь при отравлении грибами | | | |
16. | Плесневелые грибы | | | |
17. | Грибы паразиты | | | |
18 | Многообразие растений | | | |
19. | Охраняемые растения нашего края | | | |
20. | Азбука растений нашего края | | | |
21. | Мое любимое растение | | | |
22. | Альгология и химия морских водорослей | | | |
23. | Почувствуй себя биологом. Лишайники | | | |
24 | Мхи | | | |
25 | Папоротникообразные | | | |
26 | Голосеменные растения | | | |
27 | Древние голосеменные растения, дожившие до наших дней | | | |
28 | Покрытосеменные растения | | | |
29. | Занимательные факты из жизни растений | | | |
30. | Условия выращивания комнатных растений | | | |
31. | Фенологические наблюдения за изменениями, происходящими в жизни растений весной | | | |
32. | Растения в легендах и приданиях | | | |
33. | Почувствуй себя палеонтологом. Происхождение растений | | | |
34. | Цветы часы. Летнее задание | | | |