СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программы курса по выбору "Мир профессий"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мир профессий"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программы курса по выбору "Мир профессий"»


Рабочая программа

предметного курса в 9 классе

«Мир профессий» на 2016-2017

Пояснительная записка

        В жизни каждого молодого человека рано или поздно всегда возникает вопрос: кем стать и куда пойти для этого учиться? Еще не повзрослев и не став самостоятельными, не имея ни достаточного жизненного опыта, ни опыта принятия решений, молодые люди должны определиться в столь важном вопросе.

         Выбор профессии часто в дальнейшем определяет весь жизненный путь человека. Поэтому очень важно предостеречь его в этот момент от возможных ошибок, оказать помощь в выборе дела по душе.

           Рабочая программа рассчитана по учебному календарю в 9 А классе на 33 часа в 9 Б классе на 35 часов и предназначена для учащихся 9 классов.

         Главной целью Программы является личностно-профессиональное развитие подростков, формирование навыков профессиональной диагностики и профессионального выбора, развитие социальной и межкультурной компетенции.

         Задачи Программы:

  • дать школьнику знания о самом себе и научить его получать эти знания

  • познакомить старшеклассников с миром профессий и его многообразием

  • совершенствовать коммуникативные навыки и умения

  • познакомить с основами выбора профессии

Методы:

  • лекционный метод передачи знаний

  • психологические методы исследования качеств личности

  • методы социально- психологического тренинга, включающего методы

дискуссии, анализа конкретных ситуаций, игрового моделирования,

В программе « На пути к выбору профессии» много времени отводится  на активные формы  работы: ролевые игры, что позволяет учащимся получать «обратную связь», сформировать навыки анализа интересов, чувств, мотивов партнера по общению, конструктивного ведения диалога.

         Методической особенностью  данного курса является проблемно-ориентированный подход в обучении. Особую роль в творческом освоении знаний имеют проблемные вопросы, являющиеся необходимым структурным элементом каждого урока. Их постановка позволяет  включить учащихся в обсуждение, побудить высказать свою точку зрения, задуматься о неожиданных аспектах привычных событий и отношений. Выслушивая разные мнения, преподаватель должен поощрять активность учащихся, удерживать от критических замечаний и категоричных оценок. Диалогический характер обучения призван способствовать самостоятельному «открытию» школьниками различных аспектов психологических явлений и фактов; осознанию необходимости учета позиции, мнений, интересов и потребностей других людей в процессе межличностного взаимодействия, преимуществ конструктивных взаимоотношений с людьми для достижения собственных жизненных целей.

Сроки реализации рабочей программы : 2016-2017учебный год

Основные требования к знаниям,

умениям и навыкам учащихся

  • дать школьнику знания о самом себе и научить его получать эти знания

  • познакомить старшеклассников с миром профессий и его многообразием

  • совершенствовать коммуникативные навыки и умения

  • познакомить с основами выбора профессии


Ожидаемые результаты:

К концу курса учащиеся должны знать /понимать:

-способы организации труда индивидуальной и коллективной работы;

-источники получения информацию о путях получения профессионального образования и трудоустройства;

-уметь и корректировать профессиональные намерения

-использовать знания и умения в выбранной области деятельности.

Основные понятия и термины:

Профессиональная ориентация – это обобщенное понятие одного из компонентов общечеловеческой культуры, проявляющегося в форме заботы общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, поддержки и развития природных дарований, а также проведения комплекса специальных мер воздействия человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учетом его потребностей и возможностей, социально-экономической ситуации на рынке труда.

Профессиональная информация – ознакомление различных групп населения с современными видами производства, состоянием рынка труда, потребностями хозяйственного комплекса в квалифицированных кадрах, содержанием и перспективами развития рынка профессий, формами и условиями их освоения, требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку, возможностями профессионально-квалификационного роста и самосовершенствования.

Профессиональная консультация – оказание помощи человеку в профессиональном самоопределения с целью принятия осознанного решения в выборе профессионального пути с учетом его психологических особенностей и возможностей, а также потребностей общества.

Профессиональный подбор – предоставление рекомендаций человеку о возможных направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующих его психологическим, психофизиологическим, физиологическим особенностям, на основе результатов психологической, психофизиологической и медицинской диагностики.

Профессиональный отбор – определение степени профессиональной пригодности человека к конкретной профессии (рабочему месту, должности) в соответствии с нормативными требованиями.

Профессиональная производственная и социальная адаптация – система мер, способствующих профессиональному становлению работника. Формированию у него соответствующих социальных и профессиональных качеств, установок и потребностей к активному творческому труду, достижению высшего уровня профессионализма

















Поурочное тематическое планирование

предметного курса «Мир профессий»

9  А класс (33 часа: 1 час в неделю)

2016 – 2017 УЧЕБНЫЙ ГОД 

№ урока

Тема урока

Содержание

Тип

урока

        1





Предмет и задачи курса. Ориентировочное занятие.

Сообщение целей и задач занятий в течение года. Разминка «Мы с тобой похожи тем, что…»

Представление о себе и выборе профессии.


Комбинированный

(Лекция, дискуссия, решение практических задач, рефлексия)

2

Профессиональное будущее.

Определение уровня сформированности образовательного запроса учащихся.

Комбинированный

3

Классификация профессий.

Беседа «Что мы знаем о мире профессий?»,

классификация профессий. Игра «Классифицируй профессии» (участники делятся на 2 команды, каждой команде раздаются карточки с названиями профессий и карточки с названиями типов профессий. Задача участников — классифицировать профессии по типам). В ходе игры «Профессия – специальность» команды соревнуются, кто правильно быстро назовёт специальность к той или иной профессии, затем правила меняются, нужно назвать «профессия – учебное заведение». Обратная связь.

Комбинированный

4

Представление о себе и выборе профессии.

Профессиональное будущее. Самооценка.

Комбинированный

5

Темперамент и выбор профессии.

Понятие о темпераменте. Типы темперамента. Достижения и характер.

Комбинированный

6

Интересы и выбор профессии.

 Беседа «Интересы и склонности в выборе профессии».

        В результате учащиеся получают возможность определиться с направлением своих интересов и склонностей, более четко представляют себе, какие профессии соответствуют их интересам.

Комбинированный

7

Секреты выбора профессии. Профессиональные намерения и профессиональный план.

Беседа о правилах выбора профессии. Перечисляются типичные ошибки и затруднения при выборе профессии. Разворачиваются дискуссия о том, как их преодолеть. Ведущий сообщает мнения и советы психологов по преодолению ошибок.

Семинар «Учебные заведения» (дневное, вечернее, заочное обучение; государственные и коммерческие учреждения; перспективы карьерного роста после получения образования и т.д.)

Игра «А вот и я» команды записывают  5-7 правил поведения, добровольцы выполняют  роли руководителя и претендента на вакансию, разыгрывается ситуация поведения на собеседовании, обсуждаются ошибки в поведении, ведущий зачитывает рекомендации Карнеги, как вести себя в подобных ситуациях. Обратная связь.

Комбинированный

8

Склонности и профессиональные направления.

«Хочу», «Могу» - интересы и способности.

Комбинированный

9

Человеческие возможности, ведущие к профессиональному успеху.

Виды памяти и способы их развития. Внимание и деятельность человека..

Комбинированный

10

Секреты выбора профессии.

Упражнение «Я учусь принимать решение»  проводится методом «мозгового штурма». Участники делятся на подгруппы, каждой из которых предлагается ситуация профессионального самоопределения. По окончании мозгового штурма представитель каждой группы озвучивает принятое решение, в ходе обсуждения оценивается его адекватность. Обратная связь.

В результате учащиеся обучаются навыкам принятия решения, учатся делать самостоятельный выбор, осознают особенности поведения на собеседовании.

Комбинированный

11

Возможности получения профессии

       Способы получения профессии. НПО, СПО, ВПО.

Схема получения профессии.

Комбинированный

12

Профессиональная карьера и здоровье.


Сообщение о важности поддержания здоровья, проводится упражнение «Четыре стихии» (участники обсуждают, чем каждая полезна для здоровья),  мозговой штурм «Из каких компонентов складывается профессиональное здоровье», упражнение «Сказка о потерянном здоровье» (участники сочиняют сказку, где герой исцеляется), упражнение «Самооценка» (оценить своё здоровье по 10-бальной шкале). Обратная связь.

       В результате учащиеся осознают важность здорового образа жизни.

Комбинированный


13

Интеллектуальные способности и успешность профессионального труда.

Мышление и познание. Человеческие ресурсы. Условия развития личностного потенциала.

Комбинированный

14

«Интеллектуальные профессии»

Подготовка и презентация проектов профессий интеллектуального труда

Творческий


15

Многообразие мира профессий.

 Труд и развитие личности. Труд и профессионализм.

Предлагается перечень профессий, учащимся необходимо оценить, какие из этих профессий в ближайшем будущем будут наиболее престижны, подчеркнуть 5-7 профессий, которые лично их привлекают, оценить по 10-балльной шкале престижность всех выписанных профессий в эпоху СССР, в эпоху США и представить, насколько будут престижны эти профессии в недалекие лучшие времена. Необходимо подсчитать, какие же профессии оказываются наиболее перспективными в плане повышения престижности. Обсуждение результатов. Обратная связь.

В результате происходит ориентировочное индивидуальное прогнозирование престижности тех или иных профессий и видов труда.

Комбинированный

16

Возникновение профессий и специальностей.

Профессиональное разделение труда. Социально- профессиональная мобильность –качество современного человека.

Дискуссия «Мэр города. Кем бы вы хотели работать в нашем городе.»

Комбинированный

17

Новые профессии нашего времени.


Профессии 21 века. Беседа о современном рынке труда, викторина «Профессии 21 века».

Комбинированный

18

Труд. Характер труда в профессиональной деятельности.

Что такое труд. Двойственная природа труда. Творчество в труде.

Комбинированный

19

Человек на рынке труда.

За что люди получают зарплату. Почему люди становятся безработными.

Комбинированный

20

Знакомство с учреждениями возможного продолжения образования.

Специализированные средние и высшие учебные заведения. Формы образования. Ступени высшего образования. Правила приёма, особенности проведения вступительных испытаний, конкурсы, даты дней открытых дверей.

Комбинированный

21

Государственная регламентация деятельности образовательных учреждений.

Документы, гарантирующие качественное ведение образовательного процесса. Лицензия, государственная аккредетация.

Комбинированный

22

Система образования в РФ

Формы обучения. Виды образовательных программ. Типы образовательных учреждений.

Комбинированный

23

Как достичь успеха в профессии.

Упражнение «План моего будущего» каждый участник получает лист бумаги, на котором записывает анонимно свои личные планы на будущее. Затем ведущий собирает листы и перемешивает их, после этого раздает в случайном порядке. На другой стороне листа участники пишут о своих профессиональных планах. После чего полученные результаты зачитываются вслух. Упражнение «Я сейчас/ я через 10 лет» - соотнесение образов «Я» и профессии. Участники выполняют два рисунка: «Я сейчас» и «Я через 10 лет». В рисунок «Я через 10 лет» необходимо включить элементы, указывающие на принадлежность к определенной профессии.

Выполняется арт-терапевтическая техника коллаж «Моя будущая профессия» (с помощью ножниц и клея из старых журналов вырезаются картинки якобы иллюстрирующие будущую профессиональную деятельность учащегося), демонстрация коллажей и обмен впечатлениями.

В результате участники материализуют свои мечты и планы относительно будущей профессии, при этом испытывают положительные эмоции и формируется мотив достижения успеха.

 

Комбинированный

24

Профессиональная игра « Угадай профессию».

Игра.

Комбинированный

25

«Мои таланты и задатки»

Презентация своих возможностей для успешной реализации в профессии

Творческий

26

Профориентационная игра «Спящий город»

Чтобы разбудить людей в «Спящем городе» необходимо как-то зажечь в них искру жизни. Для этого необходимо предложить жителям простые и понятные, но при этом реалистичные программы улучшения их жизни. Ведущий кратко выписывает на доске названия программ (порядок, управление, экономика, счастье людей, здоровье). Каждая группа должна на листочке определить 5 основных дел для реализации своей программы. При подведении общего итога все участники сами должны определить, но каждой группе, насколько предложенные программы были продуманными, реалистичными, интересными и насколько удалось сделать эти программы не противоречащими друг другу.

В результате повышается уровень осознания особенностей трудовой деятельности в наиболее престижных на данный момент сферах деятельности с учетом специфики переживаемого страной периода.

Комбинированный

27

Учебные заведения г. Барнаул

Учебные заведения г.Барнаул: ВУЗы, СУЗы.

Комбинированный

28

«Знаешь ли ты свою будущую профессию?» Ролевая игра.

Каждый из участников отвечает на вопросы анкеты, затем обрабатываются результаты, Если 40-60% ответов на вопросы анкеты положительные, то достигнута сформированность личного профессионального плана. Участники озвучивают, какие вопросы вызвали у них затруднения.

        В результате психолог получает обратную связь об эффективности проделанной работы в течение года и остаётся несколько занятий для коррекции.

Комбинированный

29

«Образ будущего»

Эссе по схеме  

Творческий

30

Мини – проект « Мой вариант продолжения образования.

Мини-проект.(на примере конкретного учреждения)

Творческий

31

« Мой вариант продолжения образования».

Презентации учащихся.

Творческий

32

Трудоустройство

Беседа о правилах составления резюме. Упражнение «Устраиваемся на работу»  -  из группы выбираются 2 добровольца. Один будет устраиваться на работу, другой — проводить собеседование. Группа наблюдает, затем комментирует. Беседа об искусстве самопрезентации, а именно: языке телодвижений, совершенствовании вербальных возможностей, взаимодействии с людьми, деловой этике. Проводится упражнение формирующее навык владения позой, мимикой жестами. Учащиеся делятся впечатлениями. Группы получают задание написать речь для человека, пришедшего на собеседование или оставившего о себе данные на сайте по трудоустройству, зачитывают, что получилось, обсуждают. Тренируются в овладении навыками убеждения, внушения, выработке симпатии у собеседника.

        В результате участники приобретают навыки самопрезентации.

Комбинированный

33

Коллаж «Моя будущая профессия»

Работа в парах.

Творческий






Итого

                        33














































Поурочное тематическое планирование

предметного курса «Мир профессий»

9  Б класс (35 часов: 1 час в неделю)

2016 – 2017 УЧЕБНЫЙ ГОД 

№ урока

Тема урока

Содержание

Тип

урока

        1





Предмет и задачи курса. Ориентировочное занятие.

Сообщение целей и задач занятий в течение года. Разминка «Мы с тобой похожи тем, что…»

Представление о себе и выборе профессии.


Комбинированный

(Лекция, дискуссия, решение практических задач, рефлексия)

2

Профессиональное будущее.

Определение уровня сформированности образовательного запроса учащихся.

Комбинированный

3

Классификация профессий.

Беседа «Что мы знаем о мире профессий?»,

классификация профессий. Игра «Классифицируй профессии» (участники делятся на 2 команды, каждой команде раздаются карточки с названиями профессий и карточки с названиями типов профессий. Задача участников — классифицировать профессии по типам). В ходе игры «Профессия – специальность» команды соревнуются, кто правильно быстро назовёт специальность к той или иной профессии, затем правила меняются, нужно назвать «профессия – учебное заведение». Обратная связь.

Комбинированный

4

Представление о себе и выборе профессии.

Профессиональное будущее. Самооценка.

Комбинированный

5

Темперамент и выбор профессии.

Понятие о темпераменте. Типы темперамента. Достижения и характер.

Комбинированный

6

Интересы и выбор профессии.

 Беседа «Интересы и склонности в выборе профессии».

        В результате учащиеся получают возможность определиться с направлением своих интересов и склонностей, более четко представляют себе, какие профессии соответствуют их интересам.

Комбинированный

7

Секреты выбора профессии. Профессиональные намерения и профессиональный план.

Беседа о правилах выбора профессии. Перечисляются типичные ошибки и затруднения при выборе профессии. Разворачиваются дискуссия о том, как их преодолеть. Ведущий сообщает мнения и советы психологов по преодолению ошибок.

Семинар «Учебные заведения» (дневное, вечернее, заочное обучение; государственные и коммерческие учреждения; перспективы карьерного роста после получения образования и т.д.)

Игра «А вот и я» команды записывают  5-7 правил поведения, добровольцы выполняют  роли руководителя и претендента на вакансию, разыгрывается ситуация поведения на собеседовании, обсуждаются ошибки в поведении, ведущий зачитывает рекомендации Карнеги, как вести себя в подобных ситуациях. Обратная связь.

Комбинированный

8

Склонности и профессиональные направления.

«Хочу», «Могу» - интересы и способности.

Комбинированный

9

Человеческие возможности, ведущие к профессиональному успеху.

Виды памяти и способы их развития. Внимание и деятельность человека..

Комбинированный

10

Секреты выбора профессии.

Упражнение «Я учусь принимать решение»  проводится методом «мозгового штурма». Участники делятся на подгруппы, каждой из которых предлагается ситуация профессионального самоопределения. По окончании мозгового штурма представитель каждой группы озвучивает принятое решение, в ходе обсуждения оценивается его адекватность. Обратная связь.

В результате учащиеся обучаются навыкам принятия решения, учатся делать самостоятельный выбор, осознают особенности поведения на собеседовании.

Комбинированный

11

Возможности получения профессии

       Способы получения профессии. НПО, СПО, ВПО.

Схема получения профессии.

Комбинированный

12

Профессиональная карьера и здоровье.


Сообщение о важности поддержания здоровья, проводится упражнение «Четыре стихии» (участники обсуждают, чем каждая полезна для здоровья),  мозговой штурм «Из каких компонентов складывается профессиональное здоровье», упражнение «Сказка о потерянном здоровье» (участники сочиняют сказку, где герой исцеляется), упражнение «Самооценка» (оценить своё здоровье по 10-бальной шкале). Обратная связь.

       В результате учащиеся осознают важность здорового образа жизни.

Комбинированный


13

Интеллектуальные способности и успешность профессионального труда.

Мышление и познание. Человеческие ресурсы. Условия развития личностного потенциала.

Комбинированный

14

«Интеллектуальные профессии»

Подготовка и презентация проектов профессий интеллектуального труда

Творческий


15

Многообразие мира профессий.

 Труд и развитие личности. Труд и профессионализм.

Предлагается перечень профессий, учащимся необходимо оценить, какие из этих профессий в ближайшем будущем будут наиболее престижны, подчеркнуть 5-7 профессий, которые лично их привлекают, оценить по 10-балльной шкале престижность всех выписанных профессий в эпоху СССР, в эпоху США и представить, насколько будут престижны эти профессии в недалекие лучшие времена. Необходимо подсчитать, какие же профессии оказываются наиболее перспективными в плане повышения престижности. Обсуждение результатов. Обратная связь.

В результате происходит ориентировочное индивидуальное прогнозирование престижности тех или иных профессий и видов труда.

Комбинированный

16

Возникновение профессий и специальностей.

Профессиональное разделение труда. Социально- профессиональная мобильность –качество современного человека.

Дискуссия «Мэр города. Кем бы вы хотели работать в нашем городе.»

Комбинированный

17

Новые профессии нашего времени.


Профессии 21 века. Беседа о современном рынке труда, викторина «Профессии 21 века».

Комбинированный

18

Труд. Характер труда в профессиональной деятельности.

Что такое труд. Двойственная природа труда. Творчество в труде.

Комбинированный

19

Человек на рынке труда.

За что люди получают зарплату. Почему люди становятся безработными.

Комбинированный

20

Знакомство с учреждениями возможного продолжения образования.

Специализированные средние и высшие учебные заведения. Формы образования. Ступени высшего образования. Правила приёма, особенности проведения вступительных испытаний, конкурсы, даты дней открытых дверей.

Комбинированный

21

Государственная регламентация деятельности образовательных учреждений.

Документы, гарантирующие качественное ведение образовательного процесса. Лицензия, государственная аккредетация.

Комбинированный

22

Система образования в РФ

Формы обучения. Виды образовательных программ. Типы образовательных учреждений.

Комбинированный

23

Как достичь успеха в профессии.

Упражнение «План моего будущего» каждый участник получает лист бумаги, на котором записывает анонимно свои личные планы на будущее. Затем ведущий собирает листы и перемешивает их, после этого раздает в случайном порядке. На другой стороне листа участники пишут о своих профессиональных планах. После чего полученные результаты зачитываются вслух. Упражнение «Я сейчас/ я через 10 лет» - соотнесение образов «Я» и профессии. Участники выполняют два рисунка: «Я сейчас» и «Я через 10 лет». В рисунок «Я через 10 лет» необходимо включить элементы, указывающие на принадлежность к определенной профессии.

Выполняется арт-терапевтическая техника коллаж «Моя будущая профессия» (с помощью ножниц и клея из старых журналов вырезаются картинки якобы иллюстрирующие будущую профессиональную деятельность учащегося), демонстрация коллажей и обмен впечатлениями.

В результате участники материализуют свои мечты и планы относительно будущей профессии, при этом испытывают положительные эмоции и формируется мотив достижения успеха.

 

Комбинированный

24

Профессиональная игра « Угадай профессию».

Игра.

Комбинированный

25

«Мои таланты и задатки»

Презентация своих возможностей для успешной реализации в профессии

Творческий

26

Профориентационная игра «Спящий город»

Чтобы разбудить людей в «Спящем городе» необходимо как-то зажечь в них искру жизни. Для этого необходимо предложить жителям простые и понятные, но при этом реалистичные программы улучшения их жизни. Ведущий кратко выписывает на доске названия программ (порядок, управление, экономика, счастье людей, здоровье). Каждая группа должна на листочке определить 5 основных дел для реализации своей программы. При подведении общего итога все участники сами должны определить, но каждой группе, насколько предложенные программы были продуманными, реалистичными, интересными и насколько удалось сделать эти программы не противоречащими друг другу.

В результате повышается уровень осознания особенностей трудовой деятельности в наиболее престижных на данный момент сферах деятельности с учетом специфики переживаемого страной периода.

Комбинированный

27

Учебные заведения г. Барнаул

Учебные заведения г.Барнаул: ВУЗы, СУЗы.

Комбинированный

28

«Знаешь ли ты свою будущую профессию?» Ролевая игра.

Каждый из участников отвечает на вопросы анкеты, затем обрабатываются результаты, Если 40-60% ответов на вопросы анкеты положительные, то достигнута сформированность личного профессионального плана. Участники озвучивают, какие вопросы вызвали у них затруднения.

        В результате психолог получает обратную связь об эффективности проделанной работы в течение года и остаётся несколько занятий для коррекции.

Комбинированный

29

«Образ будущего»

Эссе по схеме  

Творческий

30

Мини – проект « Мой вариант продолжения образования.

Мини-проект.(на примере конкретного учреждения)

Творческий

31

« Мой вариант продолжения образования».

Презентации учащихся.

Творческий

32

Трудоустройство

Беседа о правилах составления резюме. Упражнение «Устраиваемся на работу»  -  из группы выбираются 2 добровольца. Один будет устраиваться на работу, другой — проводить собеседование. Группа наблюдает, затем комментирует. Беседа об искусстве самопрезентации, а именно: языке телодвижений, совершенствовании вербальных возможностей, взаимодействии с людьми, деловой этике. Проводится упражнение формирующее навык владения позой, мимикой жестами. Учащиеся делятся впечатлениями. Группы получают задание написать речь для человека, пришедшего на собеседование или оставившего о себе данные на сайте по трудоустройству, зачитывают, что получилось, обсуждают. Тренируются в овладении навыками убеждения, внушения, выработке симпатии у собеседника.

        В результате участники приобретают навыки самопрезентации.

Комбинированный

33-35

Коллаж «Моя будущая профессия»

Работа в парах.

Творческий






Итого

                        35