АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ «ШКОЛА СОСНЫ»
УТВЕРЖДАЮ Директор ___________И.П. Гурьянкина Приказ № 2 от «30» августа 2018 г. |
Рабочая программа
по предмету «Физика»
11 класс
Среднее общее образование
(Федеральный компонент государственного стандарта общего
образования)
БУП-2004
Составитель:
Абрамова Нина Александровна, учитель физики высшей квалификационной категории
2018 – 2019 учебный год
Данная программа является рабочей программой по предмету «Физика» в 11 классе базового уровня к учебному комплексу Физика 11 класс, базовый уровень Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский - М.: Просвещение, 2015 г.
Сроки реализации: 34 учебные недели. Рабочая программа рассчитана на 68 часов, 2 часа в неделю, авторская программа рассчитана на 68 часов в год.
Раздел 1. Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения учебного курса "физика" в 11 классе обучающийся должен:
знать:
смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;
смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;
смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;
вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики.
Уметь:
описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;
отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;
приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;
воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.
Использовать приобретённые знания и умения:
обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;
оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;
рационального природопользования и защиты окружающей среды.
Раздел 2. Содержание учебного предмета.
Основы электродинамики (9 часов).
Магнитное поле. Вектор магнитной индукции. Принцип суперпозиции магнитных полей. Магнитное поле проводника с током. Действие магнитного поля на проводник с током и движущуюся заряженную частицу. Сила Ампера и сила Лоренца.
Поток вектора магнитной индукции. Явление электромагнитной индукции. Закон электромагнитной индукции. ЭДС индукции в движущихся проводниках. Правило Ленца. Явление самоиндукции. Индуктивность. Энергия электромагнитного поля. Магнитные свойства вещества.
Демонстрации:
Магнитное взаимодействие токов.
Отклонение электронного пучка магнитным полем.
Магнитная запись звука.
Зависимость ЭДС индукции от скорости изменения магнитного потока.
Свободные электромагнитные колебания.
Осциллограмма переменного тока.
Генератор переменного тока.
Излучение и приём электромагнитных волн.
Отражение и преломление электромагнитных волн.
Лабораторные работы:
Наблюдение действия магнитного поля на проводник с током.
Исследование явления электромагнитной индукции.
Контрольная работа № 1 «Электромагнитная индукция».
Основная цель: освоение знаний о магнитном поле и магнитных взаимодействиях, о явлениях электромагнитной индукции, самоиндукции, физических величинах и законах, описывающих эти явления, решение физических задач.
Колебания и волны (15 часов).
Механические колебания и волны. Амплитуда, период, частота, фаза колебаний. Превращения энергии при колебаниях. Вынужденные колебания, резонанс.
Поперечные и продольные волны. Энергия волны. Интерференция и дифракция волн. Звуковые волны.
Электромагнитные колебания. Колебательный контур. Свободные электромагнитные колебания. Вынужденные электромагнитные колебания. Резонанс. Переменный ток. Конденсатор и катушка в цепи переменного тока. Производство, передача и потребление электрической энергии. Элементарная теория трансформатора.
Электромагнитное поле. Вихревое электрическое поле. Электромагнитные волны. Свойства электромагнитных волн. Диапазоны электромагнитных излучений и их практическое применение. Принципы радиосвязи и телевидения.
Лабораторные работы:
Определение ускорения свободного падения при помощи маятника.
Контрольная работа № 2 «Колебания и волны».
Основная цель: освоение знаний о механических и электромагнитных колебаниях, о явлении резонанса, физических величинах и законах, описывающих эти явления, решение физических задач.
3. Оптика (13 часов).
Геометрическая оптика. Прямолинейное распространение света в однородной среде. Законы отражения и преломления света. Полное внутреннее отражение. Оптические приборы.
Волновые свойства света. Скорость света. Интерференция света. Когерентность. Дифракция света. Поляризация света. Дисперсия света. Практическое применение электромагнитных излучений.
Демонстрации:
Интерференция света.
Дифракция света.
Получение спектра с помощью призмы.
Получение спектра с помощью дифракционной решётки.
Поляризация света.
Прямолинейное распространение, отражение и преломление света.
Оптические приборы.
Лабораторные работы:
Определение показателя преломления стекла.
Определение фокусного расстояния собирающей линзы.
Определение длины световой волны
Контрольная работа № 3 «Оптика».
Основная цель: освоение знаний о корпускулярных и волновых свойствах света, физических величинах и законах, описывающих эти явления, решение физических задач.
Основы специальной теории относительности (3 часа).
Инвариантность модуля скорости света в вакууме. Принцип относительности Эйнштейна. Пространство и время в специальной теории относительности. Энергия и импульс свободной частицы. Связь массы и энергии свободной частицы. Энергия покоя.
Основная цель: освоение знаний о пространстве и времени, энергии и импульсе свободной частицы, физических величинах и законах, описывающих эти явления, решение физических задач.
Квантовая физика (17 часов).
Предмет и задачи квантовой физики.
Тепловое излучение. Распределение энергии в спектре абсолютно черного тела.
Гипотеза М. Планка о квантах. Фотоэффект. Опыты А.Г. Столетова, законы фотоэффекта. Уравнение А. Эйнштейна для фотоэффекта.
Фотон. Опыты П.Н. Лебедева и С.И. Вавилова. Гипотеза Л. де Бройля о волновых свойствах частиц. Корпускулярно-волновой дуализм. Давление света.
Модели строения атома. Объяснение линейчатого спектра водорода на основе квантовых постулатов Н. Бора. Спонтанное и вынужденное излучение света.
Состав и строение атомного ядра. Изотопы. Ядерные силы. Дефект массы и энергия связи ядра.
Закон радиоактивного распада. Ядерные реакции, реакции деления и синтеза. Цепная реакция деления ядер. Ядерная энергетика. Термоядерный синтез.
Элементарные частицы. Фундаментальные взаимодействия. Ускорители элементарных частиц.
Демонстрации:
Фотоэффект.
Линейчатые спектры излучения. Лазер.
Счётчик ионизирующих частиц.
Лабораторные работы:
Наблюдение сплошного и линейчатого спектров.
Исследование спектра водорода.
Определение импульса и энергии частицы при движении в магнитном поле (по фотографиям).
Основная цель: освоение знаний о квантовой механике, явлениях фотоэффекта, излучения и поглощения света атомами, о строение атома и атомного ядра, мире элементарных частиц, физических величинах и законах, описывающих эти явления, решение физических задач.
6. Строение и эволюция Вселенной (5 часов).
Размеры Солнечной системы. Солнце. Источник энергии Солнца. Строение Солнца. Природа тел Солнечной системы. Планеты земной группы. Планеты-гиганты. Малые тела Солнечной системы. Происхождение Солнечной системы.
Разнообразие звёзд. Расстояния до звёзд. Светимость и температура звёзд. Судьбы звёзд. Наша Галактика — Млечный путь. Другие галактики. Происхождение и эволюция Вселенной. Разбегание галактик. Большой взрыв.
Контрольная работа № 5 «Строение и эволюция Вселенной».
Основная цель – освоение знаний о строении и эволюции Вселенной.
7.Обобщающее повторение (6 часов).
Тематическое планирование.
№ | Название тем | Количество отводимых часов | Количество контрольных работ | Количество лабораторных работ |
1 | Основы электродинамики (продолжение). | 9 | 1 | 2 |
2 | Колебания и волны. | 15 | 1 | 1 |
3 | Оптика. | 13 | 1 | 3 |
4 | Основы специальной теории относительности. | 3 | - | - |
5 | Квантовая физика. | 17 | 2 | 3 |
6 | Строение Вселенной. | 5 | - | - |
7 | Повторение. | 6 | 1 | - |
ИТОГО | 68 | 6 | 9 |
Раздел 3. КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 11 класс.
№ | Наименования разделов/темы уроков | Дата план. | Дата факт. |
Основы электродинамики (продолжение), 9 часов |
1 | Вводный инструктаж по охране труда. Взаимодействие токов. Магнитное поле тока. | 3.09 | |
2 | Вектор магнитной индукции. Линии магнитной индукции | 6.09 | |
3 | Модуль вектора магнитной индукции. Сила Ампера. | 10.09 | |
4 | Первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте. Лабораторная работа №1 «Измерение силы взаимодействия катушки с током и магнита». | 13.09 | |
5 | Действие магнитного поля на движущийся заряд. Сила Лоренца. | 17.09 | |
6 | Явление электромагнитной индукции. Магнитный поток. Направление индукционного тока. Правило Ленца. | 20.09 | |
7 | Первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте. Лабораторная работа №2 «Исследование явления электромагнитной индукции». | 24.09 | |
8 | Закон электромагнитной индукции. ЭДС индукции в движущихся проводниках. Самоиндукция. Индуктивность. Энергия магнитного поля тока. Электромагнитное поле. | 27.09 | |
9 | Контрольная работа №1 «Электромагнитная индукция». | 1.10 | |
Колебания и волны (15 часов). |
10 | Анализ контрольной работы. Свободные и вынужденные колебания. Условие возникновения свободных колебаний Математический и пружинный маятник. Динамика колебательного движения. | 4.10 | |
11 | Первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте. Лабораторная работа №3 «Определение ускорения свободного падения при помощи маятника». | 15.10 | |
12 | Гармонические колебания, фаза колебаний. Превращение энергии при гармонических колебаниях. Резонанс и борьба с ним. | 18.10 | |
13 | Свободные колебания в колебательном контуре. Превращение энергии при электромагнитных колебаниях. Период свободных электрических колебаний. Переменный электрический ток. | 22.10 | |
14 | Активное сопротивление. Действующее значение силы тока и напряжения. Емкость и индуктивность в цепи переменного тока. | 25.10 | |
15 | Резонанс в электрической цепи. | 29.10 | |
16 | Генерирование электрической энергии. Трансформаторы. | 1.11 | |
17 | Производство, передача и использование электроэнергии. | 8.11 | |
18 | Волновые явления. Распространения механических волн. | 12.11 | |
19 | Длина волны. Скорость волны. | 15.11 | |
20 | Волны в среде. Звуковые волны. | 26.11 | |
21 | Излучение электромагнитных волн. Плотность потока электромагнитного излучения. | 29.11 | |
22 | Изобретение радио А. С. Поповым. Принципы радиосвязи. | 3.12 | |
23 | Свойства электромагнитных волн. Распространение радиоволн. Радиолокация. Понятие о телевидении. Развитие средств связи. | 6.12 | |
24 | Контрольная работа №2 «Колебания и волны». | 10.12 | |
Оптика (13 часов). |
25 | Анализ контрольной работы. Развитие взглядов на природу света. Скорость света. Принцип Гюйгенса. Закон отражения света. | 13.12 | |
26 | Закон преломления света. Полное отражение. | 17.12 | |
27 | Первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте. Лабораторная работа №4 «Измерение показателя преломления стекла». | 20.12 | |
28 | Оптические приборы. Линзы. Формула тонкой линзы. Увеличение линзы. | 24.12 | |
29 | Первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте. Лабораторная работа №5 «Определение оптической силы линзы и фокусного расстояния собирающей линзы». | 27.12 | |
30 | Дисперсия света. | 29.12 | |
31 | Интерференция механических волн и света. Применение интерференции. | 10.01 | |
32 | Дифракция световых волн. Дифракционная решётка. | 14.01 | |
33 | Первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте. Лабораторная работа №6 «Измерение длины световой волны». | 17.01 | |
34 | Поляризация света. Глаз как оптическая система. | 21.01 | |
35 | Контрольная работа №3 «Световые волны». | 24.01 | |
36 | Анализ контрольной работы. Виды излучений. Источники света. Спектры и спектральные аппараты. Спектральный анализ. | 28.01 | |
37 | Инфракрасное и ультрафиолетовое излучения. Рентгеновские лучи. Шкала электромагнитных волн. | 31.01 | |
Основы специальной теории относительности (3 часа). |
38 | Постулаты теории относительности. | 4.02 | |
39 | Релятивистская динамика. | 7.02 | |
40 | Связь между массой и энергией. | 11.02 | |
Квантовая физика (17 часов). |
41 | Фотоэффект. Уравнение Эйнштейна. | 14.02 | |
42 | Фотоны. Применение фотоэффекта. | 25.02 | |
43 | Давление света. Химическое действие света. | 28.02 | |
44 | Решение задач по теме «Световые кванты». | 4.02 | |
45 | Контрольная работа №4 «Световые кванты». | 7.02 | |
46 | Анализ контрольной работы. Строение атома. Опыты Резерфорда. Планетарная модель атома. Квантовые постулаты Бора. Лазеры. | 11.02 | |
47 | Первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте. Лабораторная работа №7 «Наблюдение сплошного и линейчатого спектров» | 14.02 | |
48 | Первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте. Лабораторная работа №8 «Исследование спектра водорода». | 25.02 | |
49 | Методы регистрации элементарных частиц. Виды радиоактивных излучений. | 28.02 | |
50 | Радиоактивные превращения. Закон радиоактивного распада. Период полураспада. | 4.03 | |
51 | Строение атомного ядра. Энергия связи ядер. Изотопы. | 7.03 | |
52 | Первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте. Лабораторная работа №9 «Определение импульса и энергии частицы при движении в магнитном поле». | 11.03 | |
53 | Ядерные реакции. Деление ядер урана. Цепные ядерные реакции. Ядерный реактор. | 14.03 | |
54 | Термоядерные реакции. Применение ядерной энергетики. Биологическое действие радиации. | 18.03 | |
55 | Контрольная работа №5 «Атомная физика. Физика атомного ядра». | 21.03 | |
56 | Анализ контрольной работы. Физика элементарных частиц. | 25.03 | |
57 | Единая физическая картина мира. | 28.03 | |
Строение Вселенной (5 часов). |
58 | Строение Солнечной системы. Система Земля-Луна. | 1.04 | |
59 | Общие сведения о Солнце. Источники энергии и внутреннее строение Солнца. | 4.04 | |
60 | Наша Галактика. Происхождение и эволюция галактик и звезд. | 15.04 | |
61 | Наша Галактика. Место Солнечной системы в Галактике Млечный Путь. | 18.04 | |
62 | Теория Большого взрыва и расширяющейся Вселенной. | 22.04 | |
Повторение (4 часа). |
63 | Повторение по теме «Механические явления». | 25.04 | |
64 | Повторение по теме «Молекулярная физика и термодинамика». | 6.05 | |
65 | Повторение по теме «Электродинамика». | 13.05 | |
66 | Повторение по теме «Атомная физика». | 16.05 | |
67 | Итоговая контрольная работа. | 20.05 | |
68 | Анализ итоговой работы и обобщение пройденного материала. | 23.05 | |
Лист
корректировки рабочей программы
учителя Абрамовой Н. А.
2018 - 2019 учебный год
Класс | Название раздела, темы урока | Причина корректировки | Корректирующие мероприятия |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
методического объединения учителей
от 27.08.2018г. № 01
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
_____________В.Н. Шарапова
29.08.2018г.