СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая прорамма по литературе 9 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая прорамма по литературе 9 класс»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

КРЮКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА







УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ Крюковской СОШ

Приказ от 30.08.2021 № 181-ОД

_______________ Г.А. Молчанова








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

____по литературе___

(учебный предмет, курс)






Уровень общего образования (класс)

основное общее образование 9 класс________________

(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)


Количество часов 101 (3 часа в неделю)

Учитель Николаева Светлана Сергеевна

(ФИО)

Программа разработана на основе

Литература. 5—9 классы : рабочая программа / Т. Ф. Курдюмова, Н. А. Демидова, Е. Н. Колокольцев и др. ; под ред. Т. Ф. Курдюмовой. — М. : Дрофа, 2017.

(примерная программа/программы, издательство, год издания)







Ростовская область, Куйбышевский район, х. Крюково

2021 год

Планируемые результаты освоения учебного предмета

«Литература» 9 класс


Личностными результатами являются:

- формирование общей культуры и мировоззрения, соответствующего практике сегодняшнего дня;

- осознание себя представителями своего народа и гражданами многонационального Российского государства;

- формирование чувства любви к Родине и патриотизма;

- выработка четкого представления о нравственных категориях и нормах поведения, определяющих характер общения человека с окружающими его людьми;

- формирование основ коммуникативной компетентности в общении;

- совершенствование духовно-нравственных качеств личности.


Предметные результаты изучения литературы предполагают:

- понимание ключевых проблем изученных произведений;

- понимание связи произведения с эпохой его написания;

- владение элементарными навыками анализа художественного произведения: определение его темы, идеи, композиции, умение характеризовать героев, находить и определять роль изобразительно-выразительных средств, художественного своеобразия произведений;

- владение навыками сопоставления произведений;

- освоение техники самостоятельных творческих работ;

- понимание образной природы литературы как одного из видов искусств;

- понимание слова в художественном произведении в его эстетической функции;

- овладение техникой написания сочинений и изложений на темы, связанные с содержанием уже изученных произведений, а также на свободные темы, которые отражают творческие интересы учеников;

- создание рефератов на литературные и общекультурные темы.


Метапредметные результаты расширяют сферу практического применения сведений и навыков, сопутствующих изучению литературы. Они включают:

- использование понятийного аппарата и научных методов познания;

- умение формулировать и аргументировать свои мысли;

- умение привлекать новый и изученный материал;

- совершенствование устной и письменной речью;

- самостоятельное анализирование и планирование учебной деятельности;

- владение первоначальными навыками научной деятельности и представления ее результатов;

- формирование и развитие компетентности в области использования интернет-ресурсов.


Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

• осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

• выразительное чтение художественного текста;

• различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

• ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

• заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

• анализ и интерпретация произведения;

• составление планов и написание отзывов о произведениях;

• написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

• целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними;

• индивидуальная и коллективная проектная деятельность.

При оценивании деятельности учащихся по предмету «Литература» необходимо учитывать достижения личностных, предметных и метапредметных результатов. При этом предполагается понимание вопроса или задания, умение давать точный и четко мотивированный ответ, свободное владение собственной речью.

При оценивании по пятибалльной системе:

оценка 5 ставится при верном понимании заданного вопроса и полном и обстоятельном ответе. При этом учитывается умение использовать убедительные доказательства и уместные примеры. Отличный ответ должен демонстрировать свободное владение речью, умение пользоваться цитатами из художественного текста в ходе своих рассуждений, экономно излагать необходимый материал;

оценка 4 предполагает наличие тех же положительных моментов, как и оценка 5, но допускает менее подробное и обстоятельное освещение материала;

оценка 3 ставится при наличии лишь самых необходимых сведений по предложенному вопросу. Допускается наличие стилистических неточностей или погрешностей в тексте ответа.


Общие учебные умения, навыки и виды деятельности

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации предметной функции, которую литература выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения предмета совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:

1) коммуникативные УУД (умение строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми в устной форме; адекватно и целенаправленно воспринимать устную и письменную речь; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме в письменном виде; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета и др.);

2) познавательные УУД (умение осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели, определять основную и второстепенную информацию, перерабатывать и систематизировать ее; осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет, делать ссылки, предъявлять информацию разными способами; формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис и др.);

3) регулятивные УУД (умение ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять ее; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др.);

4) личностные УУД (умение осуществлять гражданскую идентификацию личности; осмысливать ценностные ориентиры и установки; оценивать нравственно-этическую составляющую поведения человека).




Содержание учебного предмета

«Литература» 9 класс


Автор, читатель и шедевры литературы


Место художественной литературы в общественной жизни и культуре России. Национальные ценности и традиции, формирующие проблематику и образный мир русской литературы, ее гуманизм, гражданский и патриотический пафос. Национальная самобытность русской литературы. Русская литература

в контексте мировой.

М е т о д и к а. При изучении этого курса целесообразно учитывать подготовленность учащихся и все обстоятельства конкретной ситуации изучения курса. Возможно использование различного количества часов на изучение монографических тем или даже их превращение в обзорные, которые содержат достаточно лаконичный материал о жизни и творчестве писателя. Этот вопрос решается учителем в зависимости от обстоятельств. Часто такого рода сокращение происходит при изучении древней литературы, литературы XVIII в.

Т е о р и я. Понятие о литературном процессе.


Древнерусская литература


Беседы о древней русской литературе. Богатство жанров литературы Древней Руси. Русские летописи как исторические повествования. Жанр жития (с использованием повторения), поучения, хождения.

«С л о в о о п о л к у И г о р е в е». История находки «Слова о полку Игореве». «Слово...» как высокопоэтическое патриотическое произведение — первое произведение национальной классики. Историческая основа памятника, его сюжет, идейное содержание. Жанр и композиция «Слова...». Образ Русской земли и нравственно-поэтическая идея «Слова...». Образы русских князей. «Золотое слово» Святослава. Князь Игорь. Ярославна как идеальный образ русской женщины. Художественные особенности памятника. Связь «Слова...» с устным народным творчеством. Роль памятника в судьбах русской культуры. Тема «Слова...» в лирике русских поэтов.

Т е о р и я. Стихотворный перевод.

Проблема определения авторства «Слова о полку Игореве». Вопросы для самопроверки.

П р а к т и к у м. Фрагмент «Слова...» на древнерусском языке. Вопросы и задания по тексту.

С в я з ь в р е м е н. Сравнение переводов плача Ярославны И. И. Козлова и Н. А. Заболоцкого.

Т в о р ч е с к а я м а с т е р с к а я. Выполнение письменных творческих работ по пройденной теме (сочинение или эссе, доклад или реферат).

П р о е к т н а я д е я т е л ь н о с т ь. Отметка маршрута похода войска Игоря на карте. Выставка иллюстраций «Слова...», выполненных учащимися. Творческая работа с фрагментом «Слова...», с использованием современной компьютерной технологии.

Р а б о т а с м е д и а р е с у р с а м и. Знакомство с электронным научным изданием (ЭНИ), посвященным «Слову о полку Игореве», с сайтом, на котором размещены переводы «Слова...», статьи об истории находки памятника истории, исследования, комментарии, иллюстрации. Просмотр мультипликационного фильма «Сказание про Игорев поход» (режиссер Н. Василенко).

И н т е г р а ц и я и с к у с с т в. Сравнение фрагментов арии и половецких плясок из оперы А. П. Бородина «Князь Игорь», а также сравнение фрагментов из фильма-оперы «Князь Игорь» и одноименной оперы Бородина.

Значение древнерусской литературы и ее роль в развитии отечественной литературы.

М е т о д и к а. При знакомстве со «Словом...» очень важно активно включать в уроки фрагменты из лучших переводов и предельно активно использовать возможности взаимодействия искусств.


Литература XVIII века


Интенсивность развития литературы в конце XVII — начале XVIII в. Зарождение «бытовых» и «сатирических» повестей, лирической поэзии. Возникновение придворного театра и драматургии. Рождение русской журналистики — в 1703 г. Выход первой газеты «Ведомости».

Особенности становления русской литературы.

Идейно-художественное своеобразие литературы эпохи Просвещения. Классицизм и его особенности. Теоретики классицизма. Жанры классицизма: трагедия, комедия, ода. Особенности драматического произведения: единство места, времени и действия. Главные правила классицизма: простота, стройность, логичность. Национальные особенности русского классицизма. Повышенный интерес художников к историческому прошлому страны. Идея прославления величия и могущества Российского государства. Зарождение в литературе антикрепостнической направленности.

Наиболее яркие представители русского классицизма: Феофан Прокопович (стихотворная пьеса «В л а д и м и р»), Антиох Кантемир (сатира «Н а х у л я щ и х у ч е н и е (К у м у с в о е м у)»), А. П. Сумароков (эпистолы «О с т и х о т в о р с т в е», «О р у с с к о м я з ы к е»), В. К. Тредиаковский, реформатор стихосложения в России.

Вопросы для самопроверки.

П р а к т и к у м. Изучение фрагмента из комедии «Недоросль» Д. И. Фонвизина.

Сентиментализм как литературное направление. Особенности классицизма и сентиментализма в русской литературе.

М е т о д и к а. Изучение монографических тем (М. В. Ломоносов, Г. Р. Державин, Н. М. Карамзин). Знакомство с творчеством А. Н. Радищева может быть дополнительным в обзорном порядке или во внеклассном чтении.

М. В. Ломоносов. «О д а н а д е н ь в о с ш е с т в и я н а В с е р о с с и й с к и й п р е с т о л е я В е л и ч е с т в а г о с у д а р ы н и и м п е р а т р и ц ы Е л и с а в е т ы П е т р о в н ы, 1747 г о д а» (фрагменты). Биография и творческий путь Ломоносова. Ломоносов — ученый, реформатор русского языка, поэт. Прославление родины, науки и просвещения, мира в художественных произведениях поэта. Безграничность мироздания и богатство «Божьего мира» в его лирике. Жанр оды.

Т е о р и я. Ода. Силлабо-тоническое стихосложение.

П р а к т и к у м. Отрывки из трактатов М. В. Ломоносова «Письма о правилах российского стихотворства», «Предисловие о пользе книг церковных в российском языке». Конспектирование, ответы на вопросы и задания.

Особенности одической поэзии М. В. Ломоносова.

С в я з ь в р е м е н. Разбор стихотворения, посвященного М. В. Ломоносову, современного поэта А. Кушнера.

Т в о р ч е с к а я м а с т е р с к а я. Выполнение письменной творческой работы (сочинение или эссе, доклад или реферат).

П р о е к т н а я д е я т е л ь н о с т ь. Выполнение проекта «Все испытал и все проник». Проведение викторины «Я знаю Ломоносова». Составление электронного видеоряда по теме.

Р а б о т а с м е д и а р е с у р с а м и . Знакомство с материалами сайтов о жизни и творчестве М. В. Ломоносова. Просмотр и обсуждение в классе многосерийного фильма «Михайло Ломоносов» (режиссер А. Прошкин).

И н т е г р а ц и я и с к у с с т в. Сравнение изображения М. В. Ломоносова в трех видах искусств: портрета (художник Пренер фон Георг Каспар), скульптуры (скульптор Ф. И. Шубин) и стихотворения (Г. Р. Державин). Сопоставительное исследование образа Елизаветы, созданного в оде М. В. Ломоносова и на портретах императрицы русских художников XVIII века.

Г. Р. Державин. «В л а с т и т е л я м и с у д и я м», «П а м я т н и к». Биография и творческий путь Державина. Державин — крупнейший поэт XVIII в. Сочетание в произведениях Державина классицизма и новаторских черт. Новое в жанре оды: сочетание возвышенного с обыденным. Гражданский пафос его лирики.

Т е о р и я. Классицизм и классика.

П р а к т и к у м. Оды «Памятник», «Властителям и судиям». Ответы на вопросы и выполнение заданий. Псалом 81.Сравнительный анализ.

С в я з ь в р е м е н. Биографический роман В. Ф. Ходасевича «Державин» (фрагменты). Сравнение личного впечатления учащихся о М. В. Ломоносове с мнением В. Ф. Ходасевича.

Т в о р ч е с к а я м а с т е р с к а я . Выполнение творческой работы по пройденной теме (сочинение или эссе, доклад или реферат).

П р о е к т н а я д е я т е л ь н о с т ь. Диспут на тему «Классицизм в современном театральном искусстве». Проект «Г. Р. Державин — государственный деятель во времена Екатерины II». Сравнительный анализ переводов оды Горация «Exegi monumentum...».

Р а б о т а с м е д и а р е с у р с а м и. Знакомство с материалами сайтов о классицизме и жизни Г. Р. Державина.

И н т е г р а ц и я и с к у с с т в. Сопоставление портретов Г. Р. Державина, выполненные художниками В. Л. Боровиковским, И. Пожалестиным, Н. Тончи. Сравнение произведений классицизма: картина «Прощание Гектора с Андромахой» (художник А. Н. Лосенко), фотография здания Голицинской больницы (архитектор М. Ф. Казаков).

Н. М. Карамзин. «Б е д н а я Л и з а». Биография и творческий путь Карамзина. Карамзин — писатель и ученый.

«И с т о р и я г о с у д а р с т в а Р о с с и й с к о г о» — главный труд творчества Карамзина.

П р а к т и к у м. Сравнительный анализ двух трудов: «Истории государства Российского» (фрагмент) Н. М. Карамзина и «Истории Российского государства» (фрагмент) Б. Акунина.

Лирика и проза Карамзина. «Бедная Лиза» как произведение русского сентиментализма. Мир природы и психологическая характеристика героев. Авторская позиция. Язык и стиль повести. Карамзин-историк.

Т е о р и я. Сентиментализм.

С в я з ь в р е м е н. Сравнение фрагмента из стихотворного цикла «Карамзин» Л. С. Петрушевской с повестью «Бедная Лиза» Н. М. Карамзина.

Т в о р ч е с к а я м а с т е р с к а я. Выполнение письменных творческих работ по пройденной теме (сочинение или эссе, доклад или реферат).

П р о е к т н а я д е я т е л ь н о с т ь. Проект «Москва в повести Карамзина “Бедная Лиза”».

Р а б о т а с м е д и а р е с у р с а м и. Знакомство с материалами сайтов о деятельности Н. М. Карамзина. Просмотр мультипликационного фильма «Бедная Лиза» (режиссер И. Таранин).

И н т е г р а ц и я и с к у с с т в. Выявление особенностей сентиментализма в живописи на примере картины «Пастух, играющий на свирели пастушке» художника Ф. Буше и портрета М. И. Лопухиной художника В. Л. Боровиковского.

Значение русской литературы XVIII в.


Русская литература первой половины XIX века


Человек в его связи с национальной историей. Взаимодействие культур. Золотой век русской поэзии. К. Ф. Рылеев, П. А. Вяземский, В. Г. Белинский, В. А. Жуковский, К. Н. Батюшков, А. С. Пушкин. Совершенство поэтического мастерства поэтов золотого века. Проза и драматургия в эпоху золотого века поэзии. Комедия А. С. Грибоедова и проза А. С. Пушкина.

Романтизм в русской литературе. Романтический герой. Принцип двоемирия — соотношение мечты и действительности в романтических произведениях. Формирование представления о национальной самобытности. А. С. Пушкин как родоначальник новой русской литературы. Роль литературы в

формировании русского языка.

Т е о р и я. Эпоха и литература. Романтизм в русской литературе.

В. А. Жуковский. «М о р е». Биографическая справка о жизни и творчестве Жуковского. Первый перевод английской элегии «Сельское кладбище». 1810—1820-е гг. — расцвет творчества поэта. Баллады Жуковского. Романтический герой баллад. Элегия. Романтический образ стихии.

Т е о р и я. Жанры романтической лирики.

П р а к т и к у м. «Светлана». Знакомство с элегией. Работа с вопросами и заданиями учебника.

С в я з ь в р е м е н. Сопоставление изображения Жуковского в стихотворениях Ф. И. Тютчева из цикла «Памяти Жуковского» с личностью и поэтическим миром Жуковского.

Т в о р ч е с к а я м а с т е р с к а я. Выполнение письменных творческих работ по пройденной теме (сочинение или эссе, доклад или реферат).

П р о е к т н а я д е я т е л ь н о с т ь. Презентация «Баллады Жуковского».

Р а б о т а с м е д и а р е с у р с а м и. Знакомство с дополнительным материалом о жизни и творчестве В. А. Жуковского.

И н т е г р а ц и я и с к у с с т в. Сопоставление портрета М. Протасовой (рисунок Жуковского) с образом героини стихотворения «Песня» В. А. Жуковского.

А. С. Грибоедов. «Г о р е о т у м а». Очерк жизни Грибоедова. История создания комедии. Смысл названия и проблема ума в комедии. Сатирическое изображение жизни и нравов московского дворянства. Особенности развития комедийной интриги; своеобразие конфликта. Сюжет и композиция. Система образов. «Фамусовская» Москва. Герои и их судьбы. Чацкий и Фамусов. Чацкий и Молчалин. Чацкий и Софья. Новаторство драматурга; черты классицизма и романтизма, жанровое своеобразие, язык. «Говорящие» фамилии. «Открытость» финала пьесы. Пьеса в восприятии критики. (И. А. Гончаров. «М и л ь о н т е р з а н и й» и др.). Сценическая жизнь комедии.

Т е о р и я. Внесценические персонажи пьесы.

П р а к т и к у м. Этюд И. А. Гончарова «Мильон терзаний». Ответы на вопросы и выполнение заданий.

Знакомство с письмом А. С. Пушкина к А. А. Бестужеву. Ответы на вопросы.

Знакомство с высказываниями критиков о жанре комедии «Горе от ума».

С в я з ь в р е м е н. Сопоставление фрагментов из трагедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» и из трагедии У. Шекспира «Гамлет, принц Датский». Стихотворение Д. Кедрина «Грибоедов». Сопоставление воспоминаний о поэте с личными впечатлениями учащихся о личности Грибоедова.

Т в о р ч е с к а я м а с т е р с к а я. Выполнение письменных творческих работ по пройденной теме (сочинение или эссе, доклад или реферат). Составление тезисного плана на тему «Смысл названия комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума».

П р о е к т н а я д е я т е л ь н о с т ь. Презентация «Грибоедовская Хмелита». Создание электронного альбома иллюстраций к комедии «Горе от ума». Подготовка журнала «Поэт, драматург, дипломат» (устно). Презентация «Сценическая история комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума».

Р а б о т а с м е д и а р е с у р с а м и. Знакомство с материалами об истории любви А. С. Грибоедова и Н. Чавчавадзе. Монолог Чацкого «А судьи кто?». Сопоставление чтения монолога разными актерами (В. Качанов, А. Миронов, С. Юрский).

И н т е г р а ц и я и с к у с с т в. Сопоставление портретов А. С. Грибоедова, выполненных разными художниками. Сравнение памятников А. С. Грибоедову, выполненных разными скульпторами.

А. С. Пушкин. «К Ч а а д а е в у», «К м о р ю», «П р о р о к», «А р и о н», «М а д о н н а», «К л е в е т н и к а м Р о с с и и», «Р а з г о в о р к н и г о т о р г о в ц а с п о э т о м», « П р и з н а н и е», « Д в и ж е н ь е», « В н о в ь я п ос е т и л » , «Д е р е в н я» (отрывок), «Я в а с л ю б и л: л ю б о в ь е щ е, б ы т ь м о ж е т...», «П о э т», « Я п а м я т н и к с е б е в о з д в и г н е р у к о т в о р н ы й...», «Н а х о л м а х Г р у з и и л е ж и т н о ч н а я м г л а…» и др. Творческий путь А. С. Пушкина (на основе ранее изученного). Годы ссылки. Болдинская осень 1830 г. Стихотворения Пушкина разных лет. Богатство тематики и совершенство формы. Любовная лирика Пушкина. Любовь как источник творческого вдохновения. Красота любовного чувства лирического героя, преклонение перед любимой женщиной. Особые формы метафоризации в стихотворениях о любви. Философские размышления о жизни. Оптимизм философской лирики Пушкина. Дружба в лирике Пушкина («19 октября»). Искренняя привязанность поэта к друзьям лицейских лет. Размышления поэта о скоротечности человеческого бытия. Сущность творчества, тема поэта и поэзии. Поиски своего места в поэзии. Вдохновение поэта как особое состояние. Философско-эстетические раздумья поэта, вечность идей, отраженных в лирике. Роль архаичной лексики в создании философского настроя стихотворения.

«Е в г е н и й О н е г и н» — роман в стихах. История создания. Особенности жанра и композиции романа в стихах. Единство лирического и эпического начала; нравственнофилософская проблематика произведения. Сюжет романа и темы лирических отступлений. Жизнь столицы и мир деревни. Автор и его герои. Образ Онегина и тема «лишнего человека» в русской литературе. Татьяна как «милый идеал» Пушкина. Картины родной природы. «Открытый» финал романа. Онегинская строфа. Реализм романа. А. С. Пушкин в русской критике (статьи В. Г. Белинского и др.).

Т е о р и я. Реализм. Роман в стихах. Онегинская строфа.

С в я з ь в р е м е н. Чтение и комментарии стихотворения Э. Багрицкого «О Пушкине».

Т в о р ч е с к а я м а с т е р с к а я. Выполнение письменной творческой работы (сочинение или эссе, доклад или реферат) на одну из предложенных тем.

П р о е к т н а я д е я т е л ь н о с т ь. Чтение и комментирование оды А. С. Пушкина «Вольность» (1818). Создание электронной презентации «Друзья Пушкина» или «Любимые женщины поэта». Проведение самостоятельного исследования на тему для подготовки презентации на тему «Потомки А. С. Пушкина». Составление виртуальной экскурсии по пушкинским местам. Составление карты-схемы «Путешествие Онегина». Создание страницы главных героев романа «Евгений Онегин» в социальных сетях.

Р а б о т а с м е д и а р е с у р с а м и. Посещение на сайте виртуального музея А. С. Пушкина. Знакомство с государственными мемориальными музеями, которые находятся в Санкт-Петербурге: музеем-квартирой А. С. Пушкина и музеем и «Лицеем». Знакомство с лекциями знаменитого пушкиниста Валентина Непомнящего о романе «Евгений Онегин». Прослушивание лекции Дмитрия Быкова «Код Онегина». Просмотр спектакля театра им. Е. Вахтангова «Евгений Онегин» — сцены из романа, режиссера Римаса Туминаса. Просмотр фильма режиссера Марты Файнс «Евгений Онегин». Прослушивание арии Ленского из оперы П. И. Чайковского «Что день грядущий нам готовит?» в исполнении Ивана Козловского.

И н т е г р а ц и я и с к у с с т в. Сопоставление двух наиболее известных прижизненных портретов А. С. Пушкина работ В. А. Тропинина и О. А. Кипренского. Сопоставление известных иллюстраций к роману «Евгений Онегин» М. В. Добужинского, Е. П. Самокиш-Судковской, В. В. Гельмерсена, Д. А. Белюкина, Л. Я. Тимошенко.

М. Ю. Лермонтов. «А н г е л», «Уж а с н а я с у д ь б а о т ц а и с ы н а...», «П о э т» («Отделкой золотой блистает мой кинжал...»), «М о н о л о г», «Д у м а», «Н е т, н е т е б я т а к п ы л к о я л ю б л ю...», «П л е н н ы й р ы ц а р ь», «Н и щ и й», «П р о щ а й, н е м ы т а я Р о с с и я...», «П р о р о к», «Д в а в е л и к а н а», «В ы х о ж у о д и н я н а д о р о г у...», «К о гд а в о л н у е т с я ж е л т е ю щ а я н и в а...», «У т е с ». Биография и творческий путь. Трагичность судьбы поэта. Светлые и грустные воспоминания детства. Поиск своего места в поэзии. Любовные стихи Лермонтова. Мотив трагедии поколения. Одиночество и мечты о счастье и взаимопонимании в творчестве поэта. Символика в стихах Лермонтова. Развитие в творчестве Лермонтова пушкинских традиций. Природа и человек в философской лирике Лермонтова.

«Г е р о й н а ш е г о в р е м е н и». Жанр социально-психологического романа. Особенности композиции романа, ее роль в раскрытии образа Печорина. Фабула и сюжет. Печорин среди других героев романа. Печорин в галерее «лишних» людей. Роль повести «Максим Максимыч». Повесть «Тамань». Сюжет и герои повести. Реалистическое и романтическое начало в повести. Художественное совершенство языка повести. Нравственно-философская проблематика произведения, проблема судьбы. Черты романтизма и реализма в романе.

Т е о р и я. Фабула и сюжет. Социально-психологический роман.

С в я з ь в р е м е н. Знакомство со стихотворением Зои Ященко «Печорин».

Т в о р ч е с к а я м а с т е р с к а я. Выполнение письменной творческой работы (сочинение или эссе, доклад или реферат) на одну из предложенных тем.

П р о е к т н а я д е я т е л ь н о т ь. Подготовка электронной презентации в форме заочной экскурсии в музей-заповедник «Тарханы». Создание электронного альбома иллюстраций к «Герою нашего времени». Создание электронной презентации «Кавказ в стихах и акварелях Лермонтова».

Р а б о т а с м е д и а р с у р с а м и. Посещение на сайте виртуального музея М. Ю. Лермонтова. Просмотр фильма «Лермонтов» (1986). Сравнение двух экранизаций романа М. Ю. Лермонтова: фильма «Герой нашего времени» (1965) и многосерийного фильма «Герой нашего времени» (2006). Знакомство с картинами и рисунками М. Ю. Лермонтова. Знакомство с материалами, представленными на литературном портале Арзамас. Посещение (по возможности) дома-музея М. Ю. Лермонтова на Малой Молчановке в Москве и знакомство с его экспозициями.

И н т е г р а ц и я и с к у с с т в. Сопоставление портретов М. Ю. Лермонтова, выполненных различными художниками: К. А. Горбуновым, Ф. О. Будкиным, Д. Паленым и автопортретом Лермонтова. Прослушивание романсов, написанных на стихи М. Ю. Лермонтова («Белеет парус одинокий...», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Выхожу один я на дорогу...»).

М е т о д и к а. Связь и взаимодействие понятий «фабула» и «сюжет» учитель может разъяснить именно на материале «Героя нашего времени».

Н. В. Гоголь. «М е р т в ы е д у ш и» (главы). Биография и творческий путь (на основе ранее изученного). Пьесы Гоголя (повторение). «Мертвые души». Замысел, жанр и композиция поэмы. Авантюра Чичикова как сюжетная основа повествования. Роль и место Чичикова в системе образов поэмы. Помещики и чиновники в поэме и приемы создания их образов. «Живая Русь» в поэме и мотив дороги. Единство эпического и лирического начала в поэме, написанной прозой. Место «Повести о капитане Копейкине» в поэме. Сатира в поэме. Художественные приемы Гоголя (использование контраста, роль гиперболы и сравнения, алогизм и лиризм в повествовании, использование амплификации и др.).

«Ш и н е л ь» («Петербургские повести»). Судьба «маленького человека» в повести. Приемы создания образа героя. Город как носитель зла.

Т е о р и я. Поэма в прозе. Лирические отступления. Сатира.

С в я з ь в р е м е н. Чтение фрагмента из рассказа В. М. Шукшина «Забуксовал» и ответ на вопрос, который озадачил Романа Звягина.

Т в о р ч е с к а я м а с т е р с к а я. Выполнение письменной творческой работы (сочинение или эссе, доклад или реферат) на одну из предложенных тем.

П р о е к т н а я д е я т е л ь н о с т ь. Составление словаря устаревших или диалектных слов, встречающихся в поэме Гоголя «Мертвые души». Создание электронной презентации «Герои произведений Гоголя».

Р а б о т а с м е д и а р е с у р с а м и. Просмотр фильма Леонида Гайдая «Инкогнито из Петербурга», по мотивам пьесы Н. В. Гоголя «Ревизор». Просмотр мультипликационного фильма Юрия Норштейна, по повести Гоголя «Шинель». Просмотр экранизации поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души».

И н т е г р а ц и я и с к у с с т в. Знакомство с иллюстрациями к поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души», выполненными выпускником МАРХИ, московским художником Сергеем Чайкуном.


И. С. Тургенев. «П е р в а я л ю б о в ь» (фрагменты). Краткая биография писателя. «Первая любовь» — любимая повесть Тургенева. Сюжет повести и ее герои. Роль снов в сюжете. Нравственная проблематика повести.

Т е о р и я. Стиль писателя.

Ф. И. Тютчев. «К а к с л а д к о д р е м л е т с а д т е м н о - з е л е н ы й...», «Д е н ь и н о ч ь», «Э т и б е д н ы е с е л е н ь я...», «Е щ е т о м л ю с ь т о с к о й...», «С п о л я н ы к о р ш у н п о д н я л с я...», «О н а с и д е л а н а п о л у...». Краткая биографическая справка. Лирика природы. Тютчев о поэте. Любовная лирика. Философские миниатюры.

А. А. Фет. «Я т е б е н и ч е г о н е с к а ж у...», «К а к б е д е н н а ш я з ы к!..», «Ч у д н а я к а р т и н а...», «Я в д а л ь и д у...», «Н е т, я н е и з м е н и л...», «Я б ы л о п я т ь в с а д у т в о е м...», «Д е р е в н я», «Н а з а р е т ы е е н е б у д и...», «В е ч е р» (по выбору). Необычность судьбы поэта. Лирика любви, природы, патриотическая тематика. Роль метафор и сравнений в поэтических текстах Фета.

Т е о р и я. Лирика. Тематика и жанры лирических произведений.

Н. А. Некрасов. «В ч е р а ш н и й д е н ь, ч а с у в ш е с т о м...». Представление Некрасова о поэте и поэзии. Своеобразие некрасовской Музы.

Т е о р и я. Трехсложные стихотворные размеры.

М е т о д и к а. Существует традиция изучения произведений лирики поэтов второй половины XIX в. с активным использованием сопоставления, что помогает созданию общих суждений о богатстве лирической картины эпохи, ее сложности и многообразия.

Л. Н. Толстой. «Ю н о с т ь». Творческий путь великого писателя. Автобиографическая трилогия. Герой трилогии Николенька Иртеньев среди других героев повести. «Диалектика души» героев в повести «Юность». Мастерство и сила нравственного воздействия автора.

Т е о р и я. Автобиографические произведения: роман, повесть, рассказ; циклы автобиографических произведений.

А. П. Чехов. «Ч е л о в е к в ф у т л я р е», «Т о с к а». Творческий путь писателя. Многообразие тем и сюжетов чеховской прозы.

«Маленькая трилогия» («Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви») как цикл произведений, рисующих ложные представления, определяющие судьбы людей. Композиция и общая идея цикла. Сюжет и герои «Человека в футляре». Трагизм судьбы героя рассказа «Тоска». Тема «маленького человека» в рассказах Чехова. Особенности авторской позиции в рассказах.

Т е о р и я. Юмор и сатира в их соотношении.


Русская литература XX века


Русская литература XX в.: богатство поисков и направлений. Рождение новых жанров и стилей. Тема родины и ее судьбы.

И. А. Бунин. «Ж и з н ь А р с е н ь е в а» (главы). Бунин — поэт и прозаик. Тесная связь его творчества с традициями XIX в. Первый лауреат Нобелевской премии в русской литературе. «Жизнь Арсеньева» — автобиографическая повесть. Главы о юности героя. Стилистическое мастерство поэта, прозаика, переводчика.

Т е о р и я. Стилистическое мастерство.

М. Горький. «М о и у н и в е р с и т е т ы». Судьба писателя и его раннее творчество. Автобиографическая трилогия. Главы из повести «Мои университеты». Герой повести — Алёша Пешков и его судьба. Элементы публицистики в художественной прозе.

Т е о р и я. Публицистика.

А. А. Блок. «Р о с с и я», «Д е в у ш к а п е л а в ц е р к о в н о м х о р е...» и др. Слово о Блоке. Лирика поэта. Образ Прекрасной Дамы как воплощение вечной женственности. Любовь к России, вера в ее будущее. Трагедия поэта в «страшном мире». Художественное своеобразие поэзии Блока.

С. А. Есенин. «О т г о в о р и л а р о щ а з о л о т а я...», «Я п о к и н у л р о д и м ы й д о м» и др. Слово о Есенине и его судьбе. Тема родины в лирике поэта. Поэтизация крестьянской Руси в творчестве Есенина. Эмоциональность и философская глубина поэзии Есенина. Человек и природа в художественном мире поэта. Народно-песенная основа стиха Есенина.

В. В. Маяковский. «П о с л у ш а й т е!», «П р о з а с е д а в ш и е с я» и др. Слово о Маяковском. Поэт-публицист, поэт-новатор. Сатирические стихи и стихи о любви. Тонический стих поэта.

Т е о р и я. Тонический стих.

А. А. Ахматова. «П е с н я п о с л е д н е й в с т р е ч и», «С е р о г л а з ы й к о р о л ь» и др. Слово об Ахматовой. Тема родной земли: стихи и поэмы. Звучание темы Родины и гражданского долга в лирике Ахматовой. Стихи о любви. Музыка стиха и тонкий психологизм лирики.

Т е о р и я. Особенности стиха в творчестве поэтов различных направлений первой половины XX в.

Г. Тукай. Стихотворения из цикла «О, э т а л ю б о в ь!». Традиционная для поэзии востока форма газели. Тукай как переводчик поэзии Пушкина, Лермонтова и других русских поэтов. Роль поэта в формировании татарского литературного языка, в развитии татарской литературы.

Т е о р и я. Газель.

М. А. Булгаков. «Б е л а я г в а р д и я», «С о б а ч ь е с е р д ц е» (по выбору учителя и учащихся). «М е р т в ы е д у ш и» (комедия по поэме Н. В. Гоголя). Краткое описание творческого пути писателя. «Белая гвардия» — судьбы страны и участники трагических свершений. «Собачье сердце». Поэтика Булгакова-сатирика. Герои и события повести. «Шариковщина» как социальное и моральное явление. Классические произведения русской прозы и пьесы Булгакова, созданные на их основе. Комедия по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души». Чичиков и его окружение в изображении Булгакова. Сатира, фантастика и глубокий психологизм творчества писателя.

Т е о р и я. Пьеса и инсценировка. Связь эпох в литературе.

М е т о д и к а. Насыщенность курса 9 класса предполагает возможность изменить процесс знакомства с поэмой Гоголя, обратясь сначала к ее инсценировке, созданной М. А. Булгаковым. Возможность исполнить в лицах фрагменты одной из глав, знакомство с героями, которое дает афиша, облегчает освоение сюжета и попутно демонстрирует отличительные особенности прозы и драматургического произведения.

В. В. Набоков. «Г р о з а», «Р о ж д е с т в о», «С к а з к а» (по выбору учителя и учащихся). «Гроза» как произведение о человеке и природе, о способности активно воспринимать окружающий мир. Тонкость и четкость характеристики человеческих чувств («Рождество»). Связь с образами и традициями литературы разных народов («Сказка»).

Т е о р и я. Природа и человек в произведении искусства.

М. А. Шолохов. «С у д ь б а ч е л о в е к а». Сложность человеческих судеб в годы Великой Отечественной войны. Психологическая точность и доброжелательность повествования. Андрей Соколов — образ простого и стойкого русского человека, который прошел войну и плен. Андрей Соколов и Ванюшка. Забота о судьбе детей, пострадавших от войны. Роль пейзажных зарисовок в рассказе. Гуманизм рассказа.

А. Т. Твардовский. «В а с и л и й Т е р к и н» (главы). Военная тема в лирике Твардовского. Поэма «Василий Теркин» и ее главный герой. Эволюция образа Василия Теркина в поэме: утраты и обретения (главы «Два солдата», «Переправа», «Дед и баба»). Философские раздумья автора (глава «О себе»). Связь лирики Твардовского с фольклором.

Т е о р и я. Создание народного характера.


Русская литература 60—90 годов XX века


Произведения различных направлений литературы конца XX столетия. Богатство жанров, отразивших Великую Отечественную войну в художественной литературе. Полемика писателей, критиков и широкой общественности о роли искусства в жизни человека. Столкновения гуманных и антигуманных позиций. Проблема выбора как проблема творчества писателя и как проблема творчества читателя.

В. П. Астафьев. «Ц а р ь - р ы б а» (главы). Краткий рассказ о писателе и его творчестве. Нравственные проблемы произведения: ответственность человека перед природой за свое отношение к ней и ее богатству. Смысл противоборства человека и царь-рыбы.

В. Г. Распутин. «Д е н ь г и д л я М а р и и» Распутин — писатель публицист, патриот российской земли. Повесть «Деньги для Марии», ее гуманистический смысл. Различные психологические типы персонажей повести. Противопоставление жизненных принципов персонажей (Наталья, Степанида, председатель колхоза, бухгалтер, директор школы и др.). Тема семьи: образы Марии и Кузьмы. Роль попутчиков Кузьмы в осмыслении идеи повести. Смысл открытого финала произведения.

А. В. Вампилов. «С т а р ш и й с ы н». Особенности драматургии Вампилова: тематика, конфликты, художественные решения. Пьеса «Старший сын». Необычность ее содержания и сюжета. Гуманистический смысл пьесы. Особенности драматической интриги. Сложности человеческой судьбы. Глубина духовного мира Сарафанова при внешней жизненной неудачливости.

А. И. Солженицын. «М а т р е н и н д в о р». Автобиографическая основа рассказа. Образ главной героини и тема праведничества в русской литературе.

В. Шукшин. «В е р у ю!», «А л е ш а Б е с к о н в о й н ы й», «В а н ь к а Т е п л я ш и н» и др. Образы «чудиков» в рассказах Шукшина. Изображение народного характера и картин народной жизни в рассказах. Диалоги в шукшинской прозе. Особенности повествовательной манеры Шукшина.

Т е о р и я. Суровый гуманизм прозы второй половины XX века.


Лирика последних десятилетий XX в.

Стихотворения и поэмы Н. Заболоцкого, А. Тарковского, Л. Мартынова, А. Вознесенского, Б. Корнилова, Н. Рубцова, Я. Смелякова, В. Соколова, Е. Евтушенко, О. Сулейменова, Р. Гамзатова, Н. Глазкова, Б. Чичибабина, Н. Карташевой, Б. Ахмадулиной и др. (по выбору учителя и учащихся).


Зарубежная литература


У. Шекспир. «Г а м л е т». Библиографическая справка. Гамлет — герой трагедии. «Проклятые вопросы бытия» в трагедии. «Гамлет» как философская трагедия. Образ Гамлета в ряду «вечных» образов.

Т е о р и я. «Вечный» образ.

П р а к т и к у м. Чтение фрагмента из трагедии Шекспира «Гамлет». Ответы на вопросы и выполнение заданий.

П р о е к т н а я д е я т е л ь н о с т ь. Интерпретация и инсценировка отдельных сцен пьесы. Создание отзыва (рецензии) на экранизацию или театральную постановку шекспировской трагедии.

Данте Алигьери. «Б о ж е с т в е н н а я к о м е д и я» (фрагменты). Композиция «Божественной комедии». Ад, Чистилище и Рай как варианты финала человеческой судьбы. Поэма как символ пути человека от заблуждения к истине. Тема страдания и очищения. Данте и Вергилий. Данте и Беатриче. Рождение названия поэмы (от «Комедии» к «Божественной комедии»). Поэтическая форма произведения.

Т е о р и я. Название произведения.

П р а к т и к у м. Чтение фрагмента из «Божественной комедии». Ответы на вопросы и выполнение заданий.

Дж. Г. Байрон. Жизнь великого поэта — властителя дум поколения и его творчество. Романтический настрой и трагическое мировосприятие поэзии Байрона. Байрон и Пушкин. Байрон и Лермонтов. Романтическая поэма «Странствия Чайльд-Гарольда». Значение термина «байронический герой». Лирический герой. Художественные приемы.

Т е о р и я. Романтизм.

Т в о р ч е с к а я л а б о р а т о р и я. Анализ стихотворения Байрона «Хочу я быть ребенком вольным...» и сопоставление его со стихотворением М. Ю. Лермонтова «Как часто пестрою толпою окружен...».


Итоги


Древнерусская литература и ее значение в развитии отечественной литературы. Пути развития литературы в XVIII — начале XIX в. Богатство тематики и жанровое многообразие. Утверждение реализма в русской литературе.



Формы организации учебных занятий

1. Фронтальная (словесная и наглядная передача учебной (проектно-корректирующей) информации одновременно всем учащимся, обмен информацией между учителем и детьми).

2. Групповая (организация парной работы или выполнение дифференцированных заданий группой школьников (с помощью учебника, карточек, классной доски).

3. Индивидуальная (работа с учебником, выполнение самостоятельных и контрольных заданий, устный ответ у доски, индивидуальное сообщение новой для класса информации).

4. Коллективная (частичная или полная передача организации учебного занятия учащимся класса).

5.Дистанционная (взаимодействие учителя, ученика и родителей дистанционно, в случае необходимости, с помощью мессенджеров, электронных образовательных платформ).


Способы проведения учебных занятий в зависимости от типа урока урок изучения нового материала, урок обучения умениям и навыкам, урок практического применения знаний, урок обобщения и закрепления полученных знаний и навыков, урок контроля и проверки знаний, коррекционный урок, комбинированный урок; лекция, дискуссия, расспрос, заочное путешествие, ролевая игра, викторина, контрольная работа, самостоятельная работа, тестовая работа, практикум, зачет, конференция, заочная экскурсия, групповая работа, парная работа.


Основные виды учебной деятельности

На уроках литературы организуется работа обучающихся с текстами различных литературных жанров, которая выстраивается по определенному алгоритму:

— этап предварительной дотекстовой работы - актуализация читательского опыта, повторение пройденного материала по данной теме или произведений данного автора, тренировочные упражнения, направленные на совершенствование навыка чтения;

этап первичного знакомства с текстом - целостное восприятие произведения (общее эмоциональное восприятие последовательности событий и действующих персонажей, эпохи, места и т. д.);

детализированная работа с текстом - анализ содержания произведения;

"послетекстовый" этап - обобщение прочитанного.


Виды деятельности обучающихся

на этапе предварительной "дотекстовой" работы:

1. Прослушивание аудиозаписи чтения литературного произведения.

2. Просмотр видеоряда по теме произведения (документальные кадры о времени, в которое происходят описываемые события, отрывки из художественных фильмов и мультфильмов по теме литературного произведения и т. д.).

3. Рассматривание выставки книг (автора или по тематике), прослушивание рассказа учителя о выставке.

4. Прослушивание рассказа учителя или заранее подготовленных обучающихся по теме урока (биография автора, отрывки из ранее изученных произведений автора и т. д.).

5. Чтение выписанных учителем из текста сложных для чтения или понимания слов.

6. Чтение ключевых слов текста с построением предположений о теме или событиях произведения.

7. Выполнение артикуляционных упражнений.

8. Отгадывание загадок, обсуждение пословиц и поговорок, проговаривание чистоговорок.

9. Выполнение информационно-поисковых заданий (сбор, хранение, обработка информации, интеграция знаний).

 

Виды деятельности обучающихся

на этапе первичного знакомства с текстом:

 1. Чтение текста литературного произведения про себя.

 2. Чтение текста вслух.

 3. Чтение текста вполголоса.

 4. Поочередное чтение текста в парах.

 5. Прослушивание чтения текста учителем.

 6. Чтение текста цепочкой по предложению, по абзацу.

 

Виды деятельности обучающихся

на этапе детализированной работы с текстом:

 1. Выборочное чтение отрывков литературного произведения по заданию учителя.

 2. Чтение текста и установление правды и вымысла в нем.

 3. Чтение текста с комментарием и беседой.

 4. Выразительное чтение текста, заранее подготовленное дома.

 5. Чтение текста с сокращением (обучающиеся не читают предложения или слова, которые можно опустить). Подготовка к краткому пересказу.

 6. Чтение самого красивого (понравившегося) места в тексте.

 7. Комбинированное чтение (попеременное чтение учителем, обучающимися хором).

 8. Нахождение предложения, отрывка по озвученному учителем или обучающимся началу или концу предложения или отрывка.

 9. Чтение "с прибавлением". Дети читают незнакомый отрывок текста ровно одну минуту, самостоятельно делают пометку там, где закончили. Далее, после работы с текстом, в конце урока, прочитывают тот же отрывок текста так же в течение одной минуты, ставят новую метку. Подсчитывают количество "прибавленных" слов.

10. Чтение отрывка текста, которому соответствует пословица.

11. Нахождение в тексте предложения, с помощью которого можно исправить допущенную в рассуждениях ошибку.

12. Беседа с сопровождением выборочного чтения отрывков текста.

13. Чтение текста, пометка непонятных слов.

14. Чтение текста и составление пословиц из слов, которые в нем встречаются.

15. Чтение текста, изображение схемы, описывающей взаимосвязи главного героя произведения с другими героями. Выделение красной стрелкой тех, к кому герой произведения хорошо относился, а синей - кого не любил.

16. Чтение текста и заполнение таблиц словами из текста (например, выписывание существительных, прилагательных, глаголов, соответствующих определенным требованиям).

17. Чтение текста и составление "карты перемещений героя" (выписывание всех мест, в которых он побывал).

18. Чтение текста и выделение ключевых слов абзаца, ключевого смыслового отрывка всего текста.

19. Чтение текста, нахождение отрывка, наиболее подходящего в качестве описания к иллюстрации.

20. Подробный анализ иллюстрации к произведению (обсуждение обстановки, настроения, позы, мимики и жестов героев и т. д.).

21. Создание иллюстрации к литературному произведению с указанием цитаты из него.

22. Чтение литературного произведения и рисование обложки книги.

23. Чтение текста и соотнесение представленных учителем рисунков с порядком событий, описанных в произведении.

24. Самостоятельная постановка вопросов по содержанию прочитанного литературного произведения.

25. Самостоятельная постановка вопросов к автору литературного произведения.

26. Самостоятельная постановка вопросов к персонажу литературного произведения.

27. Нахождение в тексте отрывка, который помог бы ответить на поставленный вопрос.

28. Чтение отрывка из литературного произведения и подбор звукового оформления к нему.

29. Чтение текста по ролям.

30. Нахождении отрывка литературного произведения, который можно прочитать с указанным настроением (презрительно, строго, радостно, весело, печально, с мольбой, досадой, возмущением, насмешкой и т. д.).

31. Нахождение в тексте и чтение предложений с восклицательным или вопросительным знаками, запятой, многоточием и т. д.

32. Выразительное чтение отрывка из текста.

33. Чтение по ролям диалога героев литературного произведения, с исключением слов автора.

34. Чтение, пересказ прочитанного с помощью жестов и мимики.

35. "Живая картинка" (один ученик читает текст, другой мимикой реагирует на услышанное).

36. Нахождение в тексте и чтение слов, предложений, которые по смыслу нужно читать громко, тихо, быстро или медленно.

37. Чтение стихотворения, расстановка пауз.

38. Чтение стихотворения цепочкой, каждый чтец заканчивает на паузе.

39. Чтение предложений с расстановкой знаков препинания.

40. Чтение текста голосом героя.

41. Чтение текста и выделение слов и выражений, которые придают тексту торжественность.

42. Выразительное чтение небольшого отрывка текста прозы наизусть.

43. Выразительное чтение стихотворения наизусть.

44. Чтение литературного произведения по готовому плану.

45. Чтение, деление текста или отрывка литературного произведения на смысловые части.

46. Составление плана (цитатного, картинного, обычного) литературного произведения.

47. Чтение литературного произведения, составление сценария к диафильму (кратко, подробно).

48. Полный точный пересказ литературного произведения (крайне редко).

49. Краткий пересказ литературного произведения.

50. Подробный пересказ литературного произведения.

51. Выборочный пересказ отрывка из литературного произведения в соответствии с заданием (понравившийся, объясняющий что-то).

52. Творческий пересказ литературного произведения (изменение лица рассказчика).

53. Пересказ литературного произведения по цепочке (по предложению).

54. Самостоятельный выборочный пересказ литературного произведения по заданию:

 • описание природы перед грозой;

• жилища;

• состояния персонажа.

55. Чтение стихотворения и пересказ его прозой.

56. Нахождение в литературном произведении образных высказываний (слов, описаний, фраз).

57. Нахождение в тексте самого длинного слова, самого короткого слова.

58. Нахождение в тексте слов на указанную орфограмму.

59. Нахождение в тексте двух-, трех-, четырехсложных слов.

60. Нахождение в тексте и чтение сочетаний:

• существительное и прилагательное;

• существительное и глагол;

• местоимение и глагол (либо наоборот).

 61. Чтение и подбор из текста слов-признаков.

62. Нахождение в тексте однокоренных слов, синонимов, антонимов, омонимов и т. д.

63. Нахождение в тексте предложений, подходящих к определенным схемам. Например, с однородными сказуемыми или сложных предложений.

64. Объяснение постановки знаков препинания в предложении.

65. Создание характеристики героя литературного произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста.

66. "Интервью"с полюбившимся персонажем произведения.

67. Чтение и определение категории персонажей литературного произведения:

 • положительные;

 • отрицательные;

 • нейтральные;

 • герои-помощники.

68. Сравнение персонажей разных литературных произведений, обладающих схожими чертами, судьбами, обстоятельствами.

69. Чтение литературного произведения и словесное рисование картины, иллюстрирующей его.

70. Нахождение и чтение слов и выражений, с помощью которых можно нарисовать устный портрет героя литературного произведения.

71. Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль литературного произведения.

72. Нахождение и чтение предложений, которые стали поговорками.

73. Нахождение в тексте выводов по той или иной теме, проблеме, общей идеи литературного произведения.

74. Установление в процессе чтения литературного произведения причинно-следственных связей.

75. Подбор литературному произведению подходящего названия.

76. Чтение отрывка из текста и распознавание автора слов, хозяина предмета и т. д.

77. Чтение предложения из литературного произведения, изменение порядка слов в предложении.

78. Чтение литературного произведения и определение его жанра.

79Чтение литературного произведения и нахождение в нем слов, которые, на взгляд ученика, устарели.

80. Чтение литературного произведения и нахождение в тексте:

 • эпитетов;

 • сравнений;

 • олицетворений;

 • метафор и т. д.

81. Нахождение в литературном произведении и изучение фразеологических оборотов.

82. Чтение литературного произведения и нахождение завязки, кульминации, развязки сюжета.

83. Нахождение и чтение в тексте слов, близких по значению словам, записанным на доске.

84. Чтение в литературном произведении слов, к которым даны сноски.

85. Нахождение в литературном произведении и чтение слов и выражений, которые можно использовать при написании сочинения.

86. Чтение литературного произведения с выписыванием слов на заданную тему. Например, погода: гроза, зима, дождь.

87. Чтение литературного произведения и объяснение одним предложением значение слова (определение понятия).

88. Чтение литературного произведения и дописывание предложений словами из текста.

89. Чтение литературного произведения и вписывание в предложения с пропусками подходящих по смыслу слов.

90. Работа со словарями (толковый, синонимов, антонимов, иностранных слов и др.).

 

Виды деятельности обучающихся

на этапе обобщения изученного произведения:

1. Конкурсное чтение стихотворений.

2. Выполнение тестовых заданий к тексту литературного произведения.

3. Инсценирование (драматизация).

4. Чтение литературного произведения, придумывание продолжения или предыстории рассказа.

5. Создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии).

6. Создание репортажа с места главного события литературного произведения.

7. Чтение и разгадывание (составление) кроссворда по тексту литературного произведения.

8. Создание коллективной работы по разделу. Например, дети находят произведения об осени, в которых указаны цвета, записывают эти произведения или отрывки из них на листе бумаги, предварительно раскрасив лист бумаги этим цветом.

9. Издание газет, журналов, где используются результаты творчества детей (заметки, интервью, рецензии, сочинения, стихотворения, сказки, рисунки, ребусы, головоломки, кроссворды и др.).

Составление отзыва о прочитанном литературном произведении.

 

Основные виды деятельности в период реализации образовательных программ с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения: самостоятельное ознакомление с новым материалом, тестирование онлайн, создание текстов (устно и письменно), работа над проектом, работа на специализированных интернет-площадках, просмотр видеолекций (уроков).




Календарно-тематическое планирование


урока

Дата урока

Тема урока

Кол-во часов

I четверть

Шедевры литературы и наше чтение (1 час)

1

01.09.

Автор, читатель и литературные шедевры. Введение

1

Древнерусская литература (9 часов)

2

03.09.

Древнерусская литература. Многообразие жанров.

1

3

07.09.

Древнерусская литература. «Слово о полку Игореве».

1

4

08.09.

Историческая основа памятника, его сюжет. Жанр и композиция «Слова…»

1

5

10.09.

Образ русской земли и нравственно-патриотическая идея «Слова…». Образы русских князей.

1

6

14.09.

«Золотое слово» Святослава. Ярославна как идеальный образ русской женщины

1

7

15.09.

Символика «Слова…», своеобразие авторского стиля

1

8

17.09.

Практикум. Словарная работа.

1

9

21.09.

«Плач Ярославны».

1

10

22.09.

Обобщение по теме "Древнерусская литература"

1

Литература 18 века (11 часов)

11

24.09.

Классицизм как литературное направление.

1

12

28.09.

М.В. Ломоносов. Жизнь и творчество.

1

13

29.09.

Жанр оды. Средства создания идеального монарха.

1

14

01.10.

Творчество Г.Р. Державина

1

15

05.10.

"Властителям и судиям"

1

16

06.10.

Г.Р. Державин. Философская проблематика произведений

1

17

08.10.

Литературное направление сентиментализм.

1

18

12.10.

Карамзин. Жизнь и творчество. Н.М. Карамзин – историк.

1

19

13.10.

Повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза».

1

20

15.10.

Обобщающий урок по теме «Литература 18 в.»

1

21

19.10.

Контрольная работа за 1 четверть по темам «Древнерусская литература» и «Литература 18 века»

1

Литература XIX века (51 часа)

22

20.10.

Художественный мир русской литературы 10-20 х гг. XIX века. Литературные течения этого периода.

1

23

22.10.

А.С. Грибоедов. Жизнь и творчество. А.С. Грибоедов комедия «Горе от ума»

1

24

26.10.

А.С. Грибоедов комедия «Горе от ума»: жанр, сюжет, персонажи

1

25

27.10.

«К вам Александр Андреич Чацкий». Анализ 1 действия комедии

1

26

29.10.

«Век нынешний и век минувший». Анализ 2 действия комедии

1

II четверть

27

09.11.

«Можно ль против всех!» Анализ 3 действия

1

28

10.11.

«Не образумлюсь, виноват…» Анализ 4 действия

1

29

12.11.

Смысл названия комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

1

30

16.11.

Особенности конфликта комедии

1

31

17.11.

В.А. Жуковский. Жизнь и творчество

1

32

19.11.

В.А. Жуковский. Баллада «Светлана».

1

33

23.11.

 А.С. Пушкин. Жизнь и творчество.

1

34

24.11.

Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве А.С. Пушкина

1

35, 36

26.11,

30.11.

Основные мотивы лирики А.С. Пушкина

2

37

01.12.

Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

1

38

03.12.

Композиция романа «Евгений Онегин».

1

39, 40

07.12.,

08.12.

Система образов «Евгений Онегин».

2

41

10.12.

Художественное совершенство романа

1

42

14.12.

Р/Р Сочинение по творчеству А. С. Пушкина

1

43

15.12.

М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество

1

44

17.12.

Поиск своего места в поэзии. "Поэт", "Нет, я не Байрон, я другой"

1

45

21.12.

Стихи о любви. "Я не унижусь пред тобою", "Нищий"

1

46

22.12.

Контрольная работа за 2 четверть по теме «Литература XIX века»

1

47

24.12.

Н.В. Гоголь. Поэма "Мертвые души" История замысла, композиция

1

48

28.12.

Авантюра Чичикова как сюжетная основа произведения

1

49

29.12.

Образы помещиков и чиновников и средства их создания

1

III четверть

50

11.01.

Место в сюжете поэмы "повести о капитане Копейкине

1

51

12.01.

Образ Плюшкина

1

52

14.01.

Смысл названия произведения. Души мертвые и живые.

1

53

18.01.

Лирические отступления в поэме

1

54

19.01.

Образ Руси и мотив дороги

1

55

21.01.

Сочинение по поэме "Мертвые души"

1

56

25.01.

Ф.И. Тютчев. Лирика природы

1

57

26.01.

Ф.И. Тютчев "Она сидела на полу"

1

58

28.01.

Стихи Тютчева о любви

1

59

01.02.

А.А. Фет. Лирика любви, природы

1

60

02.02.

Патриотизм лирики А.А. Фета

1

61

04.02.

Лирика Н.А .Некрасова

1

62

08.02.

Своеобразие некрасовской Музы

1

63

09.02.

Любовь в жизни и творчестве И.С. Тургенева.

1

64

11.02.

И.С. Тургенев Первая любовь

1

65

15.02.

Нравственные проблемы в повести

1

66

16.02.

Слово о Л. Толстом

1

67

18.02.

Художественная деталь в повести

1

68

22.02.

Психологизм автобиографической прозы писателя

1

69

25.02.

Особенности поэтики Л. Толстого

1

70

01.03.

Николенька Иртеньев - герой повести

1

71

02.03.

А.П. Чехов. "Человек в футляре"

1

72

04.03.

Обобщение по теме «Литература 19 в.»

1

Литература XX века (23 часа)

73

09.03.

И.А. Бунин. Жизнь Арсеньева

1

74

11.03.

М. Горький. "Мои университеты

1

75

15.03.

Контрольная работа за 3 четверть по теме «Литература XIX века»

1

76

16.03.

Творчество А. Блока. Женские образы в лирике поэта

1

77

18.03.

С.А. Есенин и его судьба

1

78

22.03.

Тема Родины и тема любви в лирике поэта

1

79

23.03.

.В. Маяковский. Ранняя лирика. Сатира

1

80

25.03.

Поэзия А.А. Ахматовой - лирический дневник

1

IV четверть

81

05.04.

Литература народов России

1

82

06.04.

Р/Р. Сочинение по произведениям русских поэтов

1

83

08.04.

Комедия М.А. Булгакова "Мертвые души"

1

84

12.04.

В.В. Набоков "Гроза"

1

85

13.04.

М.А. Шолохов. Гуманизм шолоховской прозы

1

86

15.04.

М.А. Шолохов. "Судьба человека"

1

87

19.04.

Роль пейзажных зарисовок в рассказе "Судьба человека"

1

88

20.04.

А.И. Солженицын. "Матренин двор". Образ главной героини

1

89

22.04.

А. Твардовский. Поэма "Василий Теркин" и ее главный герой

1

90

26.04.

Писатели русского зарубежья.

1

91

27.04.

Русская литература 60-90 г.20 века

1

92

29.04.

Нравственные проблемы в повести В.Г. Распутина "Деньги для Марии"

1

93

04.05.

Лирика последних десятилетий 20 века. Б. Окуджава. Е. Евтушенко, А. Вознесенский

1

94

06.05.

Смысл названия пьесы А.В. Вампилова "Старший сын"

1

95

11.05.

Итоговая контрольная работа по теме «Литература XX века»

1

Зарубежная литература (6 часов)

96, 97

13.05.,

17.05.

И. Гете "Фауст"

2

98

18.05.

Данте Алигьери. «Божественная комедия» - энциклопедия эпохи».

1

99, 100

20.05.,

24.05.

Уильям Шекспир. Духовная жизнь человека в трагедии «Гамлет»

2

101

25.05.

Жанры и портрет героя, всех родов литературы в художественных произведениях, а также в нашей устной и письменной речи

1




«Рассмотрено»

Протокол заседания ШМО

Учителей-предметников

МБОУ Крюковской СОШ

№ 1 26.08.2021

________________ Е.В. Сараева


«Согласовано»

Заместитель директора по УР____________________ Н.В. Литвинова

от 27.08. 2021





28



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Похожие файлы

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!