Просмотр содержимого документа
«Рабочая рограмма по биологии 9 класс (надомное обучение)»
Пояснительная записка
Программа по биологии составлена на основе программы под редакцией В.В.Воронковой для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5-9 классов. Москва, «Владос», 2012г. Естествознание (биология). В.И.Сивоглазов, Т.В.Шевырева, Л.В.Кмытюк, В.В.Воронкова.
Преподавание биологии направлено на коррекцию недостатков умственного развития воспитанника. В 9 классе программа призвана дать воспитаннику основные знания о строении и жизнедеятельности основных органов и в целом всего организма человека.
Основная цель: продолжение ознакомления воспитанника с разнообразием живого мира.
Задачи:
- расширить представление и понятия о непосредственно живом мире;
- обучать способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности, способствующие развитию аналитико-синтетической деятельности воспитанника;
- корректировать мышление;
- обогащать словарный запас воспитанника, воспитывать любовь к природе.
Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности воспитанника.
Основные направления коррекционной работы:
- развитие высших психических функций;
- развитие речи, владение техникой речи;
- коррекция нарушений эмоционально-волевой сферы;
- развитие представления об окружающем мире, обогащение словаря;
- коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Учебник, обеспечивающий реализацию программы:
И.В.Романов, Е.Г.Фёдорова. Биология. «Животные». Учебник для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, Москва, «Дрофа», 2014г.
Требования к уровню подготовки.
Знать:
- названия, строение и расположение основных органов организма человека;
- элементарное представление о функциях основных органов и их систем;
- влияние физических нагрузок на организм;
- вредное влияние курения и алкогольных напитков на организм;
- основные санитарно-гигиенические правила.
Уметь:
- применять приобретенные знания о строении и функциях человеческого организма в повседневной жизни с целью сохранения и укрепления своего здоровья;
- соблюдать санитарно-гигиенические правила.
Содержание программы
Название раздела | Содержание тем учебного курса |
Введение. | Место человека среди млекопитающих (как единственного разумного существа) в живой природе. |
Общий обзор строения организма человека. | Общее знакомство с организмом человека. Краткие сведения о строении клеток и тканей человека. Органы и системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, кровеносная, выделительная, дыхательная, нервная и органы чувств). |
Опора тела и движение. | Значение опорно-двигательной системы. Состав и строение костей. Скелет человека. Первая помощь при ушибах, растяжении связок, вывихах суставов и переломах костей. Основные группы мышц человеческого тела. Работа мышц. Значение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц. Предупреждение искривления позвоночника и развития плоскостопия. |
Кровь и кровообращение. | Значение крови и кровообращения. Состав крови (клетки красные, белые), плазма крови. Органы кровообращения: сердце и сосуды. Большой и малый круги кровообращения. Сердце, его строение и работа. Движение крови по сосудам. Пульс. Предупреждение сердечно-сосудистых заболеваний. Первая помощь при кровотече-ниях. Отрицательное влияние никотина и алкоголя на сердце. |
Дыхание. | Значение дыхания. Органы дыхания, их строение и функции. Голосовой аппарат. Газообмен в легких и тканях. Болезни, переда-ющиеся через воздух. Гигиена органов дыхания. Отрицательное влияние никотина на органы дыхания. Необходимость чистого воздуха для дыхания. |
Пищеварение. | Значение пищеварения. Питательные вещества и витамины. Пищевые продукты. Органы пищеварения. Пищеварение в ротовой полости, желудке, кишечнике. Всасывание питательных веществ в кровь. Гигиена питания и предупреждение желудочно- кишечных заболеваний, пищевых отравлений и глистных заражений. |
Почки. | Органы мочевыделительной системы, их значение. Внешнее строение почек и их расположение в организме. Предупреждение почечных заболеваний. |
Кожа. | Кожа человека и ее значение как органа защиты организма, осязания, выделения (пота) и терморегуляции. Закаливание организма. Гигиена кожи и гигиенические требования к одежде. Профилактика и первая помощь при тепловом и солнечных ударах, ожогах и обморожении. |
Нервная система. | Строение и значение нервной системы (спинной и головной мозг, нервы). Гигиена умственного труда. Отрицательное влияние на нервную систему алкоголя и никотина. Сон и его значение. |
Органы чувств. | Значение органов чувств. Строение, функции, гигиена органа зрения. Строение органа слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы обоняния и вкуса. |
Охрана здоровья человека в Российской Федерации. | Система здравоохранения в Российской Федерации. Медицинская помощь. Социальное обеспечение по старости, болезни и потере трудоспособности. Здоровье человека и современное общество (окружающая среда). Воздействие окружающей среды на системы органов и здоровье человека в целом. Болезни цивилизации: герпес, онкология, ВИЧ-инфекция и другие. Меры профилактики. |
Приложение 1
Тематическое планирование
№ | Наименование раздела, темы | Количество часов |
1 | Введение. | 1 |
2 | Общий обзор строения организма человека. | 1 |
3 | Опора тела и движение. | 2 |
4 | Кровь и кровообращение. | 2 |
5 | Дыхание. | 2 |
6 | Пищеварение. | 2 |
7 | Почки. | 1 |
8 | Кожа. | 1 |
9 | Нервная система. | 2 |
10 | Органы чувств. | 2 |
11 | Охрана здоровья человека в Российской Федерации. | 1 |
| | 17 |
Приложение 1
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Дата проведения |
1 | Введение | |
2 | Общий обзор организма человека | |
3 | Опора тела и движение | |
4 | Опора тела и движение | |
5 | Кровь и кровообращение | |
6 | Кровь и кровообращение | |
7 | Дыхание | |
8 | Дыхание | |
9 | Пищеварение | |
10 | Пищеварение | |
11 | Почки | |
12 | Кожа | |
13 | Нервная система | |
14 | Нервная система | |
15 | Органы чувств | |
16 | Органы чувств | |
17 | Охрана здоровья человека в Российской Федерации | |