Рабочая тетрадь для учащихся третьего класса
Задания, направленные на развитие умения рассуждать
Составитель: Тигина И.А.
Ярославль 2017
Уважаемые родители и учителя!
Тетрадь предназначена для учащихся 3-го класса и является дополнением к действующим учебно - методическим комплектам по математике. В ней предложены задания, направленные на развитие подумений и на развитие строить непосредственно рассуждение. Все задания распределены на блоки.
Задания составлены таким образом, что детям интересно решать их и искать ответы на поставленные вопросы. Данные задания также направлены на развитие интереса к математике, вычислительных умений и навыков. В тетради имеется возможность писать, рисовать, обводить. Детям даётся определённая свобода решения заданий.
Тетрадь может быть использована как на уроке математики, так и во внеурочной работе по ФГОС второго поколения; для индивидуальной работы с учениками или совместно с родителями.
Необходимые рекомендации
Текст заданий минимален, чтобы детям было легко его читать и разбираться в требованиях. Если же у ребёнка всё же возникли трудности, помогите ему разобраться в задании.
Задания расположены блоками, поэтому решать их рекомендуется по порядку.
После выполнения задания, попросите ребёнка рассказать, почему он именно так его выполнить.
Помните, что способности и темп работы у всех детей индивидуальны. Не торопите ребят, не ограничивайте их во времени. Каждое занятие должно приносить ребёнку радость от успешного выполнения заданий.
Роль родителей или учителя состоит в постановке вопросов, стимулирующих активную умственную деятельность, в определённой- разумной помощи при обобщении результатов работы.
1 блок заданий. Задания, направленные на развитие умения формулировать суждение
Цель: учиться формулировать суждения относительно какого-либо предмета или группы предметов.
Что ты можешь сказать о квадрате? Какими свойствами он обладает?
Продолжи…
А) Если одна ручка стоит 6 рублей, то 4 такие ручки стоят…
Б) Если 8 метров ткани стоят 480 рублей, то 1 метр ткани стоит…
В) Коля и Вася за время прогулки прошли 2 км. Сколько км прошёл каждый?
Начерти 3 геометрические фигуры: квадрат, круг, прямоугольник. Что ты можешь сказать об этих фигурах? Найди фигуру, которая является «лишней». Расскажи о ней. Раскрась фигуры таким образом, чтобы показать, что одна из фигур является лишней.
Посмотри на выражение 5*9= 45. Скажи, как называются компоненты данного выражения. Составь все возможные равенства, содержащие эти числа. Сколько выражений у тебя получилось?
Посмотри на изображение. Что ты можешь сказать о нём?
Доволен ли ты своими успехами? Изобрази своё настроение с помощью рисунка и поставь себе оценку.
2 блок заданий. Задания, направленные на умение грамотно строить ответ на поставленный вопрос.
Цель: учиться грамотно строить ответ на поставленный вопрос.
1. Устно ответь на вопрос задачи.
А) Поезд шёл со скоростью 80 км/ч в течение шести часов. Какое расстояние прошёл поезд?
Б) Швея сшила за 1 час два платья. Сколько платьев она сошьёт за 3 дня, если будет работать по 6 часов в день?
2. Устно выполни вычисления и дай полный ответ на поставленный вопрос.
А) Мама купила 3 кг огурцов, а помидоров в 2 раза больше. Сколько килограммов помидоров купила мама?
Б) Вася проехал на велосипеде 12 км, что на 5 км больше, чем Витя. Сколько километров проехал Витя?
Построй полные ответы на поставленные вопросы. Запиши их.
А) В 1 дм содержится 10 см. Сколько см содержится в 3 дм?
Б) Какое число в данном ряду лишнее? Почему?
25, 43, 28, 96, 157, 87, 94
В) Сторона квадрата равна 6 см. Какова площадь этого квадрата?
Доволен ли ты своими успехами? Изобрази своё настроение с помощью рисунка и поставь себе оценку.
3 блок заданий. Задания, направленные на умение строить рассуждение по аналогии
Цель: учиться рассуждать по аналогии.
Прочитай задачу. Проанализируй её решение. Составь подобную задачу и реши её таким же способом.
На клумбу посадили 57 цветов из них 26 красных роз, синих в 2 раза меньше, чем красных, а остальные - розовые. Сколько розовых роз посадили на клумбу?
26:2=13 (с.)- роз посадили на клумбу
26+13=39(р.)- синих и красных вместе посадили на клумбу
57-39= 18( р.) – розовых роз посадили на клумбу
Ответ: 18 роз.
Прочитай задачу. Проверь, правильно ли выполнено ее решение. Составь подобную задачу и реши ее, рассуждая таким же способом.
Два автомобиля выехали одновременно навстречу друг другу из разных городов. Скорость первого автомобиля 85 км/ч, а скорость второго на 8 км/ч больше. Встретились они через 4 часа. Найдите расстояние между этими городами.
85+8=93 (км/ч)- скорость второго автомобиля.
85+93= 178 (км/ч)- скорость сближения.
178*4=712 (км/ч)- расстояние между городами.
Ответ: 712 км.
Прочитай задание. Составь своё подобное задание. Предложи одноклассникам выполнить его. Раскрась вишенки, используя только 3 различных цвета.
Составь выражения по картинке. Сколько выражений можно составить?
Доволен ли ты своими успехами? Изобрази своё настроение с помощью рисунка и поставь себе оценку.
4 блок заданий. Задания, направленные на умение подбирать соответствующие выводы
Цель: учиться подбирать соответствующие выводы.
Выбери правильное продолжение высказывания.
Если первый множитель увеличить в несколько раз, то и произведение…
А) увеличится на несколько единиц
Б) уменьшится в несколько раз
В) увеличится в несколько раз
Г) уменьшится на несколько единиц
Продолжи…
А) Если одно слагаемое увеличить в несколько раз, то и сумма …
Б) Если делитель уменьшить в несколько раз, то и разность…
Составь по картинкам задачи. Реши их. Сформулируй правило.
1.
Выбери правильный ответ.
Если вычитаемое уменьшить, то и значение разности…
А) уменьшится
Б) увеличится
В) останется прежним
5. Сторона квадрата равна 6 см. Какова его площадь?
А) 12 квадратных см
Б) 36 квадратных см
В) 48 квадратных см
Доволен ли ты своими успехами? Изобрази своё настроение с помощью рисунка и поставь себе оценку.
5 блок заданий. Задания, направленные на умение определять значение истинности высказывания
Цель: учиться определять истинно или ложно высказывание.
1. Верно ли, что…
А) 4587 больше 4578
Б) Площадь квадрата со стороной 7 см меньше площади квадрата со стороной 5 см
2. Определи верно ли, что…
А) число 115 делится на 5;
Б) число 426 делится на 4;
В) число 489 делится 9.
3.Определи, верно ли, что …
Докажи.
- Это квадрат
Это прямоугольный треугольник
Доволен ли ты своими успехами? Изобрази своё настроение с помощью рисунка и поставь себе оценку.
6 блок заданий. Задания на развитие умения строить рассуждения (доказывать)
Цель: учиться самостоятельно строить рассуждения.
Тройка лошадей пробежала 6 километров. Сколько километров пробежала каждая из лошадей?
На столе лежало 7 яблок, одно из которых разрезали пополам. Сколько яблок лежит на столе?
Назовите число, в котором три десятка.
Если Люба стоит позади Тамары, то Тамара …
У Кати 5 яблок, она должна разделить их между двумя подругами поровну, сколько яблок получит каждая? Останутся ли у Кати яблоки? Если да, то сколько?
Если первое слагаемое увеличить в несколько раз, то и сумма …
У паука пары конечностей, сколько пар конечностей у трёх таких же пауков?
Миша, Серёжа и Вася покупали наклейки. Миша купил больше всех наклеек, Серёжа на 3 больше, чем Вася. Кто купил меньше всего наклеек?
У Насти было 30 рублей. Она зашла по очереди в 3 магазина. В первом она купила шоколадку и потратила 12 рублей, во втором магазине она купила молоко и потратила на 10 рублей больше, чем на шоколадку. А в третьем магазине она купила мороженое и потратила в 2 раза меньше денег, чем на молоко. Остались ли у Насти деньги?
Ваня, Петя, Слава и Толя учатся в третьем классе. Ваня отличник, Слава учится только на четвёрки, у Толи отметки такие же как у Вани, а Петя ни разу не получал плохих оценок. Как же учится Петя?
Пиццу разрезали на 8 кусков и разделили между 6 друзьями поровну. Сколько кусков получит каждый?
Если один множитель увеличить в 2 раза, то и произведение …
Вставь пропущенные числа
Продолжи ряд чисел:
А) 11 13 16 20 …
Б) 21 10 20 9……
Сережа, Саша и Миша играли в лото. Сережа выиграл 5 раз. Миша победил меньше раз, чем Сережа, а Саша выигрывал чаще, чем Сережа. Кто из мальчиков больше всего раз побеждал в игре?
Установи, по какому принципу составлен ряд чисел и продолжи данный ряд.
15 20 30 …
Какое число нужно разделить на 8, чтобы получить 4?
В одной бочке 28 литров воды, а во второй на 9 литров меньше, а в третьей столько, сколько в первой и во второй вместе. Сколько литров воды в третьей бочке?
На блюдца разложили 18 конфет так: 4, 5, 2, 7. Как можно, не трогая конфет на блюдцах, расставить эти блюдца на двух столах так, чтобы на одном столе было в 2 раза больше конфет, чем на другом?
Имеются 58 болтов и 46 гаек. Сколько пар болтов с гайками из них можно составить?
В саду 14 яблонь и груш. Грушевых деревьев 7. Какую часть фруктовых деревьев составляют груши?
В двух залах 60 стульев. Когда из одного зала вынесли 10 стульев, то в залах стульев осталось поровну. Сколько стульев было в каждой зале?
Сумма каких двух чисел равна их произведению?
Плотники разрезают бревно длиной 6 м на отрезки в 50 см каждый. На один распил у них уходит 6 минуты. За сколько времени они распилят бревно?
Квадрат разрезали на 4 равные части и составили из них два одинаковых квадрата. Каким образом это возможно?
Тебе понравилось решать задания? Мы уверены, что у тебя всё получилось! Нарисуй картинку, состоящую только из цифр. Раскрась её. Расскажи ребятам или родителям, что у тебя получилось. А мы желаем тебе успехов!!!