НЧУ ПО «Колледж управления и экономики» |
МАКРУХИНА Ю.В.
Рабочая тетрадь по курсу
«Общие компетенции профессионала»
Тольятти 2023
УДК 001.82 ( 075)
ББК 72 я 735
М16
| Макрухина, Ю. В. |
М16 | Рабочая тетрадь по курсу «Общие компетенции профессионала»: учебно-методическое пособие / Ю.В.Макрухина. – Тольятти, 2023. – 49 с. |
Рабочая тетрадь поможет сформировать навыки аналитико – синтетической обработки информации, рассмотреть и применить на занятиях различные формы учебной деятельности.
УДК 001.82(075)
ББК 72я735
© Макрухина Ю.В., 2023
© НЧУ ПО «КУиЭ», 2023
Содержание
Пояснительная записка………………………………………………… | 4 4 |
Памятка по работе с тетрадью…………………………………………. | 5 |
Система оценки знаний студентов…………………………………….. | 6 |
Информационная культура личности………………………………….. | 7 |
Основы аналитико-синтетической переработки текста……………… | 11 |
Библиографическое описание произведений печати…………………. | 16 |
Библиографическая ссылка…………………………………………… | 25 |
Правила оформления списка литературы…………………………….. | 26 |
Методы самостоятельной работы с книгой…………………………… | 28 |
Методика научного исследования. Библиографический поиск литературных источников……………………………………………… | 30 |
Методика научного исследования. Методика написания введения…. | 35 |
Список литературы……………………………………………………... | 42 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая тетрадь студента по курсу « Основы научных исследований» позволяет интенсифицировать учебный процесс и организовать наиболее эффективную самостоятельную работу студента в течение семестра. РТС обеспечивает возможность контролировать знания студентов и способствует повышению заинтересованности учащихся в конечном результате.
Цель и задачи:
закрепление знаний студентов;
выработка навыков аналитико-синтетической переработки источников информации.
Работа с использованием рабочей тетради позволит студентам:
при подготовке к зачёту использовать труднодоступные источники информации;
ускорить и упростить работу с рекомендованными источниками и литературой;
в ходе занятий аккумулировать в компактном виде все важнейшие материалы изучаемого курса;
выработать навыки работы с источниками, обобщение материала.
Формы отчётности
По каждой теме в рабочей тетради предусмотрены следующие формы отчётности студента:
письменные ответы на вопросы;
заполнение таблиц;
выполнение предложенных заданий по теме.
ПАМЯТКА ПО РАБОТЕ С ТЕТРАДЬЮ
В течение учебного семестра студент должен заполнить все разделы рабочей тетради (часть на учебной лекции, часть самостоятельно).
Перед заполнением РТ студент должен изучить лекции по курсу и рекомендованную литературу.
После изучения источников студент выполняет задания.
Своевременное и качественное выполнение заданий РТ является необходимым условием итоговой аттестации по курсу.
(Студент должен сдать РТ на проверку не менее чем за неделю до зачёта.)
Студент, не заполнивший РТ, или не набравший минимальный балл по заполнению РТ, к зачёту не допускается.
Работа студента оценивается по следующим критериям:
правильное выполнение задания;
полнота выполнения задания;
самостоятельный подход к выполнению задания.
Оценка работы студента складывается из совокупности баллов, полученных за выполнение различных видов работ в соответствии с нижеприведённым рейтингом:
Ответы на вопросы (заполнение таблиц) – 1-2 балла.
Выполнение практических заданий – 5-10баллов.
Минимальный балл - 25
Максимальный балл - 50.
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОСНОВЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ»
Все знания, умения, навыки и компетенции студента оцениваются в баллах. Общая оценка знаний студента по учебной дисциплине определяется как сумма баллов, полученных студентом в ходе прохождения всех видов контроля знаний.
Усвоение дисциплины оценивается из 100 рейтинговых баллов.
Пример набора баллов для сдачи зачёта
Виды контроля | Набираемые баллы |
минимум | максимум |
1. Рубежный контроль |
- презентация | 10 | 15 |
- реферат | 15 | 20 |
- заполненная рабочая тетрадь | 25 | 50 |
2.Текущий контроль |
Тест | 10 | 15 |
Итого баллов за семестр: | 60 | 100 |
Для получения зачета по дисциплине сумма баллов, полученная студентом по результатам прохождения текущего и рубежного контроля (контрольных точек), должна быть 100 баллов. Основанием для незачета является ситуация, когда сумма баллов, набранная по всем видам контроля, ниже установленного минимума – 60 баллов.
Информационная культура личности
Информация в её самых различных формах оказывает всё более мощное влияние на развитие общества.
Деятельность человека базируется на информации, поэтому её увеличение приводят к появлению огромных информационных потоков , требующих неотложной обработки и использования в деятельности.
Формирование информационного общества опирается на новейшие информационные, телекоммуникационные технологии и технологии связи. Формирование информационного общества означает формирование мирового информационного пространства. Темпы информатизации в разных странах различны и зависят от их технико - экономического состояния.
Выпишите из различных источников определения понятий :
Информация | |
|
|
|
Информационное пространство | |
|
|
Информационные ресурсы | |
| |
| |
| |
Для полноценного понимания информационной культуры необходимо создание её исторической модели.
Информационная культура прошла три периода развития в зависимости от способа распространения информации :
рукописный;
полиграфический,
электронный.
Задание:
Дайте характеристику каждому этапу развития ( Семёновкер Б.А. Информационная культура: от папируса до компактных оптических дисков // Библиография.1994. №1.С.11-14.).
Рукописный (пинакографический) | |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Полиграфический( библиографический) | |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Электронный( машиночитаемый). | |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Понятие информационной культуры личности трактуется по-разному. Наиболее часто оно употребляется для характеристики широты взглядов специалиста. Может характеризоваться:
чтением;
пользованием библиотекой,
подготовкой научного доклада, отчёта,
знаниями, которыми владеет личность,
качественной характеристикой личности.
Главная задача информационной культуры:
активизация и систематизация накопленного индивидом информационного потенциала,
формирование информационного мировоззрения,
обучение навыкам, знаниям, умениям информационного самообеспечения учебной, профессиональной и познавательной деятельности.
Ответьте на вопрос: Из чего складывается информационная грамотность личности?
Таким образом, информационная культура личности способствует гармонизации личности и установлению равновесия с окружающим информационным пространством, обеспечивает готовность личности жить в формирующемся информационном обществе. Позволяет комфортно существовать в современной информационной ситуации, активно участвовать в преобразовании реальности.
Рецензия преподавателя:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оценка:
минимальный балл - 1
максимальный балл - 2
Основы аналитико-синтетической переработки текста
Библиографирование-комплекс операций и действий, необходимых для подготовки библиографической информации.
Библиографическое выявление- выявление документов как объектов библиографирования.
Библиографический отбор – отбор документов в соответствии с намеченными качественными критериями ( соответствие документа цели, научности, содержанию).
Библиографический поиск – поиск документов, осуществляемый с помощью источников библиографической информации.
Задание: заполните таблицу.
Тематический | Адресный | Уточняющий |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
Основные цели информационного поиска:
Поиск необходимых сведений об источнике и установление его наличия в системе других источников. Ведется путем разыскания библиографической информации и библиографических пособий (информационных изданий), специально создаваемых для более эффективного поиска и использования информации (литературы, книги).
Поиск самих информационных источников (документов и изданий), в которых есть или может содержаться нужная информация.
Поиск фактических сведений, содержащихся в литературе, книге, например, об исторических фактах и событиях, о технических характеристиках машин и процессов, о свойствах веществ и материалов, о биографических данных из жизни и деятельности писателя, ученого и т.п.
Эти цели определяют и три основных вида информационного поиска: библиографический, документальный и фактографический. Необходимо иметь в виду, что они тесно взаимосвязаны между собой. Например, чтобы найти информационный источник (документ или издание), надо знать определенную совокупность библиографической информации (фактов). Следовательно, нужно сначала проделать библиографический поиск. И, наоборот, чтобы провести фактографический поиск в какой-либо отрасли знаний или практики требуется сначала найти те литературные источники (документы, издания), в которых могут быть интересующие нас факты. Поэтому сначала надо провести библиографический и документальный поиск.
При информационном поиске следует особо учитывать специфику различных типов и видов литературы и изданий. Это дает не только нужный ориентир в определении границ и объема поиска, но и позволяет выявить наиболее важные пособия и источники для первоначального изучения.
Система основных пособий и источников, необходимых для поиска литературы, может быть представлена в следующем виде.
Издания библиографической информации второй степени: государственной библиографии второй степени; ретроспективные указатели второй степени, выпускаемые органами НТИ, издательствами.
Издания библиографии : государственной библиографии; научно-вспомогательной библиографии; рекомендательной библиографии; сводные тематические, ретроспективные и другие виды изданий каталогов библиотек, издательств, книжного репертуара; издательско-книготорговой библиографии.
Издания реферативной информации: реферативные журналы и сборники; критико-библиографические периодические и продолжающиеся издания, отделы критики и библиографии в специальной и массовой периодике.
Издания обзорной информации: органов НТИ и специализированных издательств, обзорные статьи в специальной периодике; обзоры рекомендательного характера, обзорные статьи в массовой периодике.
Справочные издания: биобиблиографические словари универсального характера; биобиблиографические словари отраслевого характера;
биобиблиографические словари краеведческого характера; энциклопедии универсального характера; справочники различного характера.
Периодические и продолжающиеся издания: универсального академического уровня; специального и ведомственного характера; массового и популярного характера.
Тематические сборники: специальные (научно-технические); учебные сборники и книги для чтения; массовые (научно-популярные).
Монографические издания: научные монографии; учебники и учебные пособия для вузов; популярные монографии.
Собрания сочинений, избранные собрания сочинений: научные (академические); массовые.
Книжные серии: научные; учебно-педагогические; популярные.
Особое внимание нужно обратить на наличие по теме поиска реферативных, обзорных, справочно-энциклопедических изданий. Именно в этих изданиях концентрируется и обобщается содержание большого количества источников, отражается самая новая и ценная информация. Подчас только обращения к таким источникам достаточно, чтобы оперативно и качественно решить искомую задачу.
Изучение документов - подготовка исходных данных для составления библиографических записей ( анализ титульного листа ,его оборота; анализ оглавления, характер изложения материала ,изучение выходных данных, научно-справочного аппарата).
Задание.
Проанализировать издания ТФ ИКиП по схеме и представить результаты анализа в форме таблицы:
Параметры характеристики | Пособие 1 | Пособие 2 | Пособие 3 |
Титульный лист издания (+заглавие) | | | |
Предисловие или введение (информация приведенная в них ) | | | |
Заключение или послесловие (информация приведенная в них) | | | |
Аннотация (информация приведенная в ней ) | | | |
Примечания и комментарии | | | |
Списки условных обозначений и сокращений | | | |
Вспомогательные указатели (виды, поисковые функции: виды решаемых с их помощью поисковых задач; привести примеры). | | | |
Оглавление или содержание (разделы и подразделы, более дробные деления, их Соподчиненность ) | | | |
Список литературы | | | |
Глоссарий ( перечень базовых терминов) | | | |
Выводы:
Достоинства и недостатки: |
|
|
|
|
|
|
Рецензия преподавателя:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Оценка:
минимальный балл - 3
максимальный балл – 6
Библиографическое описание произведений печати
Составление библиографических записей - комплекс частных операций, связанных с библиографической характеристикой книг ( составление библиографического описания , аннотирование, реферирование..).
Основной целью обработки документа является представление информации о нём в сжатом виде. Аналитико-синтетическая обработка документа начинается с его описания.
Описать предмет- это значит перечислить ряд признаков, которые более или менее исчерпывающе раскрывают его.
Задание: дайте определение понятий «библиографическое описание» и «библиографическая запись».
Библиографическое описание |
|
|
|
|
|
|
Библиографическая запись |
|
|
Общая схема библиографического описания:
Заполните таблицу:
Название области описания | Характеристика области описания |
Область заглавия и сведений об ответственности | |
| |
|
|
|
|
|
Область издания | |
| |
|
|
|
Область специфических сведений | |
| |
|
|
|
Область выходных данных | |
| |
|
Область количественной характеристики | |
| |
|
|
|
|
|
| |
|
Область серии | |
| |
|
|
|
|
Примеры библиографического описания книги … одного автора
Пчелов, Е. В. Генеалогия древнерусских князей IX – начала XI в. / Е. В. Пчелов ; отв. ред. О. М. Медушевская ; Рос. гос. гуманитарный ун-т. – М. : РГГУ, 2001. – 261 с.- Текст : непосредственный.
… двух авторов
Ковалев, А.А. Учебник арабского языка / А.А. Ковалев, Г.Ш. Шарбатов. – Изд. 4-е. – М. : Вост. лит., 2004. – 751 с. .- Текст : непосредственный.
… трех авторов
Вялова, Л. М. Документы : cоврем. требования к оформлению : учеб.-справ. пособие / Л. М. Вялова, Л. В. Санкина, Н. В. Шатина ; Рос. гос. гуманитарный ун-т. – М. : РГГУ, 1994. – 65 с. .- Текст : непосредственный.
… четырех и более авторов
Вспомогательные исторические дисциплины : учеб.-метод. модуль / [Е.И. Каменцева и др.] ; под ред. В.А. Муравьева ; Рос. гос. гуманитарный ун-т, Ист.-арх. ин-т, Каф. источниковедения и вспом. ист. дисциплин. – М.: Изд-во Ипполитова, 2004. – 419 с. – (Я иду на занятия...). .- Текст : непосредственный.
… без авторов
Археографический ежегодник за 2002 год / Рос. акад. наук, Отд-ние ист.-филол. наук, Археогр. комис., Федер. арх. служба России ; [отв. ред. С.О. Шмидт]. – М. : Наука, 2004. – 482 с. .- Текст : непосредственный.
… статистических материалов
Внешняя торговля услугами Российской Федерации, 2003 : стат. сб. / Центр. банк Рос. Федерации (Банк России). – М.: ЦБР, 2004. – 177 с. .- Текст : непосредственный.
… стандартов
Стандарты по издательскому делу : сб. док. / сост. : А.А. Джиго, С. Ю. Калинин. – 3-е изд. – М. : Экономистъ, 2004. – 622 с. : рис., табл.– ( Книжное дело). .- Текст : непосредственный.
… материалов конференций
"Новая Россия" : власть, общество, управление в контексте либеральных ценностей : материалы междунар. науч. конф., Москва, 22 марта 2004 г. / Рос. гос. гуманитарный ун-т, Фак. истории, политологии и права ; [редкол. : Логунов А.П. (отв.ред.) и др.] . – М. : РГГУ, 2004. – 319 с. .- Текст : непосредственный.
Примеры библиографического описания многотомных изданий Документ в целом
Большая советская энциклопедия : в 30 т. / гл. ред. А.М. Прохоров. – М. : Сов. энцикл., 1970–1981. – 30 т. .- Текст : непосредственный.
Отдельный том
Максаковский, В. П. Географическая картина мира. В 2 кн. Кн. 1 : Общая характеристика мира / В.П. Максаковский. – М. : Дрофа, 2003. – 495 с. – (Высшее образование). .- Текст : непосредственный.
или описание тома под его частным заглавием
Соловьев, С.М. История России с древнейших времен, т. 1–2 / С.М. Соловьев ; отв. ред. Н.А. Иванов. - М. : Голос, 1993. - 793 с. - (Сочинения : в 18 кн. ; кн. 1). .- Текст : непосредственный.
Примеры библиографического описания составной части документа (статьи) …из сборников
Иванов, С.А. Жития св. Анина и их историческая ценность / С.А. Иванов // Византийский временник / Рос. акад. наук, Ин-т всеобщ. истории ; отв. ред. Г.Г. Литаврин. – М. : Наука, 2004. – Т. 63 (88). – С. 129–136. .- Текст : непосредственный.
… из газет
Бенси, Д. Всемирный Синод в Ватикане : католические епископы со всего света собрались для ревизии соборных решений / Джованни Бенси // НГ Религии. – 2005. – 5 окт. – С. 1. .- Текст : непосредственный.
… из журналов
Демушкин, А.С. Организация работы по рассекречиванию документов / А.С. Демушкин // Делопроизводство. – 2002. – № 4 (29). – С. 56–60. .- Текст : непосредственный.
Примеры библиографического описания электронных ресурсов
Документ в целом
Ключевский, В.О. Полное собрание сочинений / В.О. Ключевский. – Электрон. дан. – М. : МЦФ : ИДДК, cop.2000. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). – (Классика. История России).
Музеи России. – Электрон. дан. – [М.]. : Рос. сеть культур. наследия, cop. 1996–2005. –- URL: http://znanium.com/bookread2.php?book=457546 (дата обращения: 07.11.19). – Режим доступа: для авториз. пользователей ЭБС «ZNANIUM. COM». - Текст : электронный.
составная часть
Любашевский, Ю. Брендинг в России / Ю. Любашевский // Маркетолог. – Электрон. журн. – 2005. – 21 окт. –- URL: http://znanium.com/bookread2.php?book=457546 (дата обращения: 07.11.19). – Режим доступа: для авториз. пользователей ЭБС «ZNANIUM. COM». - Текст : электронный.
Задания:
1. Библиографическое описание книги с одним автором – выберите и запишите правильный вариант:
Гуккаев В. Б. Учетная политика организации. - М. : Бератор-Пресс, 2004. - 288 с.
Гуккаев, В. Б. Учетная политика организации. - М., Бератор-Пресс. - 2004. - 288 с. - ISBN 5-9531-0041-8.
Гуккаев, В. Б. Учетная политика организации / В. Б. Гуккаев. - М. : Бератор-Пресс, 2004. - 288 с. - ISBN 5-9531-0041-8.
2.Библиографическое описание книги с двумя авторами – выберите и запишите правильный вариант
Ковалев, А.А. Учебник арабского языка / А.А. Ковалев.– Изд. 4-е. – М. : Вост. лит., 2004. – 751 с.
Ковалев, А.А. Учебник арабского языка / А.А. Ковалев, Г.Ш. Шарбатов. – Изд. 4-е. – М. : Вост. лит., 2004. – 751 с.
Ковалев А.А. Учебник арабского языка . – Изд. 4-е. – М. : Вост. лит., 2004. – 751 с.
3. Библиографическое описание книги с тремя авторами – выберите и запишите правильный вариант:
Карташова, Л. В. Товароведение продовольственных товаров растительного происхождения: учебник / Л. В. Карташова, М. А. Николаева, Е. Н. Печникова. - М.: Деловая литература, 2004. - 804 с.
Карташова Л. В., Николаева М. А., Печникова Е. Н. Товароведение продовольственных товаров растительного происхождения : учебник. - М. : Деловая литература, 2004. - 804 с. - ISBN 5-932110-25-2.
Карташова, Л. В. Товароведение продовольственных товаров растительного происхождения : учебник / Л. В. Карташова [и др.]. - М. : Деловая литература, 2004. - 804 с. - ISBN 5-932110-25-2.
4. Библиографическое описание книги с четырьмя авторами – выберите и запишите правильный вариант:
Журавлев, П. В. Персонал : словарь понятий и определений / П. В. Журавлев, С. А. Карташов, Н. К. Маусов, Ю. Г. Одегов. - М. : Экзамен, 2000. - 511 с. - ISBN 5-8212-0063-6.
Персонал: словарь понятий и определений / П. В. Журавлев, С. А. Карташов, Н. К. Маусов, Ю. Г. Одегов. - М. : Экзамен, 2000. - 511 с. - ISBN 5-8212-0063-6.
Журавлев П. В., Карташов С. А., Маусов Н. К., Одегов Ю. Г. Персонал : словарь понятий и определений. - М. : Экзамен, 2000. - 511 с. - ISBN 5-8212-0063-6.
5. Библиографическое описание статьи – выберите и запишите правильный ответ.
Демушкин А.С. Организация работы по рассекречиванию документов / Демушкин // Делопроизводство. – 2002.№ 4 (29). С. 56–60.
Демушкин А.С. Организация работы по рассекречиванию документов / А.С. Демушкин // Делопроизводство. – 2002. – № 4 (29). – С. 56–60.
Демушкин А.С. Организация работы по рассекречиванию документов //Делопроизводство. – 2002. – № 4 (29). – С. 56–60.
6.Самостоятельно составьте библиографическую запись:
книги с одним автором;
книги с двумя авторами;
книги с тремя авторами;
книги с четырьмя авторами;
статьи из периодического журнала.
Рецензия преподавателя:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оценка:
минимальный балл - 5
максимальный балл - 10
Библиографическая ссылка
Библиографическая ссылка – совокупность библиографических сведений о цитируемом, рассматриваемом или упоминаемом в тексте документа другом документе, необходимых для общей характеристики, идентификации и поиска.
Для связи текста документа с записями в библиографическом списке, при приведении фактических или статистических данных, при цитировании в тексте научной работы используют сноски. При отсылке к произведению, запись которого включена в библиографический список, в тексте работы после упоминания о нем (после цитаты из него) проставляют в квадратных (или в круглых скобках) номер, под которым оно значится в списке и, в необходимых случаях, дополняют сведениями о страницах: [3, 7]; [56, с. 14].
Библиографические ссылки могут быть подстрочными и затекстовыми. В границах документа библиографическая ссылка с полным набором элементов может быть представлена один раз, в дальнейшем на этот документ оформляется краткая запись, например, в форме «Вернадский В.И. Указ. соч.» (можно дополнить годом издания). Многократно повторяющиеся ссылки на один и тот же документ могут быть даны непосредственно в тексте работы, если этот документ изучается автором и при первом упоминании после библиографических сведений сказано: «В дальнейшем ссылки на это издание даются непосредственно в тексте с указанием страниц в квадратных (или круглых) скобках».
Правила оформления списка литературы
Библиографический список – это часть справочного аппарата научной работы, отражающая сведения об использованных документах и содержащая упорядоченное множество библиографических записей на эти документы
В библиографический список включают все документы, использованные при написании научной работы, независимо от их носителя, включая электронные издания и ресурсы Интернет.
К группировке материала в списке надо отнестись с большим вниманием, так как именно она отражает глубину изученности темы ее автором.
Существует несколько общепринятых группировок записей в списке :
Алфавитный
Систематический
Хронологический
По главам
Алфавитный способ. Описания книг, статей и электронных изданий располагаются в нем в общем алфавите фамилий авторов и заглавий книг и статей (если автор не указан).
Описания произведений авторов-однофамильцев располагаются обычно в алфавите их инициалов.
Работы одного и того же автора располагаются или в алфавите их названий, или в хронологии их издания.
Двойные и составные фамилии рассматриваются как два или более слова и записи на работы таких авторов располагаются после записей, сделанных под фамилией, совпадающей с первой частью двойной или составной фамилии:
Андерсен, В.К.
Андерсен, С. В.
Андреев, С.Т.
Андреев-Каботов, В.Л.
Андреев-Смоленский, Л.Д.
Андреева, И.А.
Систематический способ группировки заключается в расположении материалов по отдельным отраслям знаний, вопросам и темам в их логическом соподчинении. Вначале указываются источники общего характера, затем по отдельным темам. Внутри разделов списка материалы располагаются по алфавиту.
Хронологический порядок расположения материала применяется в основном в работах, посвященных истории развития науки или какой-либо темы. Материалы в списке располагаются либо в хронологическом порядке публикаций книг и статей, либо в хронологии событий.
Особенности группировки записей по главам заключаются в следующем: вначале списка в алфавитном порядке указываются работы общего характера, имеющие отношение к научной работе в целом. Затем приводятся записи на документы, относящиеся к каждой главе в отдельности. Внутри материал располагают либо в алфавите авторов и заглавий, либо по хронологии.
Независимо от выбранного способа группировки материала каждая запись в списке нумеруется. Нумерация документов должна быть сквозной: от начала списка до конца. Номер записывают арабскими цифрами, ставят перед записью и отделяют точкой.
Вызывает много вопросов порядок группировки нормативно-законадательных актов. В соответствии с юридической силой нормативные правовые акты подразделяются на законы, подзаконные акты, международные договоры и соглашения, внутригосударственные соглашения.
1.Высшую юридическую силу имеет Конституция Российской Федерации - основной закон, правовая основа законодательства РФ.
2. Федеральные конституционные законы.
3. Федеральные законы( в т.ч. кодексы).
4. Подзаконные акты. Ведущая роль- актам Президента РФ, которые принимаются в форме указов и распоряжений.
5. Постановления и распоряжения Правительства РФ.
6.Приказы, инструкции, положения министерств , ведомств, государственных комитетов.
7. Решения и постановления органов исполнительной власти субъектов РФ.
8.Нормативные акты муниципальных органов
9. Локальные нормативные акты- предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения, организации и регулирующие их внутреннюю жизнь.
( Любашиц В.Я. Теория государства и права / В.Я.Любашиц, М.Б.Смоленский, В.И.Шепелев.- Ростов н/ Д,2002.- С.388-389.).
Методы самостоятельной работы с книгой
Конспект - краткое изложение первичного текста, нужен, чтобы научиться перерабатывать любую информацию, придавая ей новый вид, тип, форму, запомнить информацию, накопить материал для дальнейшей работы.
Задание: заполните предложенные таблицы.
Выписка | |
|
|
|
План | |
|
|
|
Тезис | |
|
|
|
План-тезис | |
|
|
Аннотация | |
|
|
|
Рецензия | |
|
|
|
Реферат | |
|
|
|
Опорный конспект | |
|
|
|
Техника конспектирования
Ознакомление с текстом книги, статьи | |
|
|
|
Повторное чтение и анализ текста | |
|
|
|
Выделение главных мыслей | |
|
|
|
Использование различных сигнальных знаков | |
|
|
|
Рецензия преподавателя:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оценка:
минимальный балл - 1
максимальный балл - 2
Методика научного исследования.
Библиографический поиск литературных источников, составление обзора литературных источников
Заполните таблицу:
Каталоги, картотеки | Назначение | Путь поиска |
Алфавитный каталог | | |
| |
| |
| |
Систематический каталог | | |
| |
| |
| |
Систематическая картотека статей | | |
| |
| |
| |
Система Консультант Плюс | | |
| |
| |
| |
Интернет | | |
| |
| |
| |
Краткий обзор литературы
Составляется для того, чтобы показать основательное знакомство студента со специальной литературой, его умение систематизировать источники, критически их рассматривать, выделять существенное, оценивать ранее сделанное другими исследователями, определять главное в современном состоянии изученности темы.
В ………. работе рекомендуется использовать следующие синтаксические конструкции:
Теоретической базой исследования (курсовой работы) послужили нормативно-правовые источники, труды отечественных и зарубежных ученых и специалистов по проблеме…, таких как…, учебная литература, материалы периодической печати…
При написании курсовой работы использовались нормативно-правовые источники, учебная, научная и специальная литература, материалы периодической печати таких авторов, как…
Тема … рассматривается в работах таких авторов, как…
Аспект, связанный с …, достаточно разработан в специализированных журналах «::::::::::::» и «::::::::::::::»…
Понятия «:::::::::::::» и «::::::::::::::» широко освещены в монографиях …
Несмотря на большое количество литературы, тема работы представляет значительный интерес для исследования.
Задание:
1. Подберите источники по теме ( не менее 30), оформите по действующему стандарту. ( Литвинцева, О.Г. Экономика организаций ( предприятий ): методические указания по выполнению курсовой работы / О. Г. Литвинцева .- Тольятти: ТФ ИКиП, 2008.- 64с.).
Рецензия преподавателя:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оценка:
минимальный балл - 5
максимальный балл - 10
2. Составьте краткий обзор литературных источников
Рецензия преподавателя:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оценка:
минимальный балл - 5
максимальный балл - 10
Методика научного исследования.
Методика написания введения
Введение
Объем введения должен составлять 2-3 страницы.
Актуальность темы работы
Актуальность – обязательное требование к любой письменной студенческой работе. Поэтому введение должно начинаться с обоснования актуальности выбранной темы. Так как учебная работа – это уже самостоятельное научное исследование, ее тема должна быть актуальной с точки зрения современного состояния науки.
Освещение актуальности должно быть немногословным, рекомендуется использовать следующие синтаксические конструкции:
Актуальность темы …….. работы (исследования, темы исследования) …
заключается в том, что …;
определяется вниманием к проблеме …;
определяется тем, что ...;
обусловлена новыми условиями ...;
обусловлена необходимостью рассмотрения … явлений в их взаимосвязи …;
обусловлена тем, что…;
диктуется стремлением…;
диктуется тем, что…;
определяется необходимостью выявления тенденций…;
определяется недостаточной изученностью…;
определяется поиском… и т.д.
Цель и задачи ……….. работы
Цель работы непосредственно определяется ее темой и позволяет понять, какие основные результаты предполагает достичь автор в ходе проведенного исследования.
При формулировке цели рекомендуется использовать следующие синтаксические конструкции:
Цель ……….. работы (исследования) заключается (состоит) в…
выявлении и описании методов и приемов…;
определении теоретических основ…;
системном исследовании …на основе комплексного подхода…;
разработке предложений (рекомендаций)…на основе проведенного анализа…;
поиске путей реализации….;
обосновании…;
установлении закономерностей развития… и т.д.
Основными задачами значительной части тем работ являются, как правило, такие, как:
изучение теоретических аспектов, касающихся содержания курсовой работы;
проведение анализа фактического состояния вопросов, составляющих содержание темы;
выявление резервов и путей совершенствования тех сфер деятельности, которые раскрывают тему курсовой работы;
разработка и экономическое обоснование мероприятий по наиболее эффективному решению основных проблем в рамках темы курсовой работы.
Формулировки задач обычно делаются в форме перечисления:
Достижение поставленной цели предполагает (предопределяет) решение следующих задач… (данной целью определяется круг задач, которые необходимо решить в ходе исследования…, достижение цели связывается с решением следующих задач…):
рассмотреть…;
дать характеристику…;
исследовать…;
проанализировать…;
дать описание…;
установить…;
выявить…;
систематизировать…;
сформулировать…;
показать…;
сопоставить…;
предложить…;
уточнить…;
разработать... и т.д.
Объект и предмет исследования
Обязательным элементом введения является формулировка объекта и предмета исследования.
Объект — это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. Объект науки отвечает на вопрос : что изучает ( явления и процессы , подлежащие изучению).
Предмет — это то, что находится в границах объекта. Должен ответить на вопросы : каким образом, с какой целью и для чего изучают объект.
Методы исследования
Обязательным элементом введения научной работы является также указание на методы исследования, которые служат инструментом в добывании фактического материала, являясь необходимым условием достижения поставленной в такой работе цели.
Метод представляет собой совокупность определенных правил, приемов, способов, механизмов, норм познания и действия.
При формулировке методов исследования в ……… работе рекомендуется использовать следующие конструкции:
В работе используются (применяются) следующие методы исследования…(для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования…; объект, цель и задачи работы определили следующие методы исследования…; методы исследования определялись целями и задачами работы и включали в себя…):
метод наблюдения;
метод сравнения;
аналитический и др.
Краткий обзор литературы
Составляется для того, чтобы показать основательное знакомство студента со специальной литературой, его умение систематизировать источники, критически их рассматривать, выделять существенное, оценивать ранее сделанное другими исследователями, определять главное в современном состоянии изученности темы.
Структура работы
В конце вводной части желательно раскрыть структуру работы, т. е. дать перечень ее структурных элементов и обосновать последовательность их расположения.
Задание:
Написать введение к научной работе по заинтересовавшей теме.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что |
|
|
|
|
|
|
Целью курсовой работы является |
|
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: |
изучить теоретические аспекты |
|
провести анализ использования |
|
разработать мероприятия |
|
|
|
Объектом исследования в курсовой работе |
|
Предметом исследования являются |
|
|
|
Объект, цель и задачи работы определили следующие методы исследования – |
|
|
|
|
|
Теоретической базой исследования послужили нормативно-правовые источники, |
труды отечественных и зарубежных авторов в области экономики , таких как |
|
|
Учебная литература, материалы периодической печати, посвященные |
вопросам |
|
|
Исходной базой анализа послужила документация предприятия |
|
|
|
Практическая значимость данной работы состоит в том, что |
|
|
Логика решения поставленных задач определяет структуру курсовой работы. |
Курсовая работа состоит из введения, основной части, включающей |
три главы, заключения и списка литературы. |
В первой главе работы рассмотрена |
|
|
Во второй главе курсовой работы проведен анализ |
|
|
В третьей главе работы разработаны рекомендации по |
|
|
|
Рецензия преподавателя:
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оценка:
минимальный балл - 5
максимальный балл - 10
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА:
__________________________________________________________________
ДАТА ПРОВЕРКИ:_______________________________________________________
ПОДПИСЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ______________________________________
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ГОСТ Р 7.0.5 – 2008. Библиографическая ссылка : общие требования и
правила составления : система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу / Р. Г. Говердовская ; Федер. агентство по техническому регулированию и метрологии. - Изд. офиц. ; введ. в качестве гос. стандарта РФ с 01 - 01 - 2009. – М. : СТАНДАРТИНФОРМ, 2008. - 19 с. – (Национальный стандарт Российской Федерации). (Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу).
2. ГОСТ Р 7.0.100-2018 "Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления" (Дата введения – 2019–07–01).- 48 с. - (Межгосударственный стандарт) (Система
стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу).
3. ГОСТ 7.12 - 93. Библиографическая запись. Сокращение слов на русском
языке : общие требования и правила : система стандартов по информации,
библиотечному и издательскому делу / Р. Г. Говердовская ;
Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации.
- Изд. офиц. ; введ. в качестве гос. стандарта РФ с 1 июля 1995 г. – М. :
СТАНДАРТИНФОРМ, 2008. - 11 с. - (Межгосударственный стандарт)
(Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу).
4. ГОСТ 7.83-2001 .Электронные издания : основные виды и выходные
сведения / Межгос. совет по стандартизации, метрологии и сертификации. –
Минск : ИПК Изд-во стандартов, 2001. - 11 с. - (Межгосударственный
стандарт) (Система стандартов по информации, библиотечному и
издательскому делу).
5. Российские правила каталогизации = Russian Cataloguing Rules / [Т. А.
Бахтурина и др. ; гл. ред. Н. Н. Каспарова ; редкол.: Г. П. Калинина и др.] ;
Рос. библиотечная ассоциация, Межрегиональный комитет по
каталогизации, Рос. гос. б-ка. - 2-е изд., испр. – М. : Пашков дом, 2008. - 660
с. : табл.
6. Сборник основных российских стандартов по библиотечно-
информационной деятельности / сост.Т.В.Захарчук, О.М.Зусьман.- СПб.:
Профессия, 2006.- 547с.
7. Справочник библиографа / науч. ред. А. Н. Ванеев, В. А. Минкина. - 3-е изд.,
перераб. и доп. – СПб. : Профессия, 2006. - 592 с. - (Библиотека).
8. Справочник библиотекаря / науч. ред. А. Н. Ванеев, В. А. Минкина. - 3-е
изд., испр. и доп. – СПб. : Профессия, 2006. - 496 с. - (Библиотека).
9. Справочник информационного работника / науч. ред. Р.С.Гиляревсский,
В.А.Минкина.- 2-е изд., перераб. и доп.- СПб.: Профессия,2007.- 584с.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Антонова, С.Г. Информационная культура личности. Вопросы формирования / С.Г.Антонова // Высшее образование в России.- 1994.- №1.- С.82.
Бахтурина, Т. А. Источники информации, сокращения, орфография в библиографической записи / Т. А. Бахтурина // Библиотека. - 2004. - № 4. - С. 70-72.
Бахтурина, Т. А. Новый стандарт по библиографическому описанию : к внедрению ГОСТа 7.1-2003 / Т. А. Бахтурина // Библиография. - 2004. - № 1. - С. 23-36.
Бахтурина, Т. А. Общее обозначение материала и унифицированное заглавие в библиографической записи / Т. А. Бахтурина, Л.С. Ермакова // Библиотековедение. - 2004. - № 1. - С. 49-52.
Бахтурина, Т. А. Одноуровневое библиографическое описание / Т. А. Бахтурина // Библиотека. - 2004 . - № 6. - С. 37-40.
Бахтурина, Т. А. Основные направления пересмотра рекомендаций ИФЛА по международному стандартному библиографическому описанию / Т. А. Бахтурина // Научные и технические библиотеки. - 2002. - № 11. - С. 46-51.
Бахтурина, Т. А. Спорные вопросы орфографии и пунктуации в библиографическом описании (К пересмотру ГОСТ 7.1 - 84) / Т. А. Бахтурина // Научные и технические библиотеки. - 2002. - № 9. - С. 15-19.
Бахтурина, Т. А. Структура и объект библиографической записи. Пунктуация / Т. А. Бахтурина // Библиотека. - 2004. - № 3. - С. 48-50.
ББК. Теория и практика: труды / ГБЛ. – М., 1990.
Безрукова, В. Конспект и конспектирование/ В.Безрукова // Народное образование.- 2001.- №5.- С. 150-154.
Библиографическая запись: основные стандарты / сост. А. А. Джиго, Г. П. Калинина, С. Ю. Калинин. - М. : РКП, 2006. - 239 с. - (Библиотека Российской книжной палаты: методические материалы и рекомендации; вып.1).
Библиографическое описание электронных ресурсов : методические рекомендации / сост. Т. А. Бахтурина [и др.] ; отв. ред. Н. Н. Каспарова ; Рос. гос. б-ка ; Межрегион. ком. по каталогизации. – М. : Пашков дом, 2002. - 56 с.
Диомидова, Г.Н. Библиография: общий курс/ Г.Н. Диомидова. – Спб., 2005.
Диомидова, Г.Н. Библиографоведение / Г.Н. Диомидова .- СПб.,2008.-288с.
Дулатова, А. Н. Информационная культура личности: учебно-методическое пособие / А. Н. Дулатова, Н. Б. Зиновьева. - М. : Либерия-бибинформ, 2007. - 176 с. - (Библиотекарь и время. ХХI век ; вып. 53).
Евтюхина, Е.А. К вопросу о сущности информационного интереса / Е.А.Евтюхина // НТБ.-2000.- № 6.- С. 6 – 46.
Загорская, Е. И. Правила составления многоуровневого библиографического описания / Е. И. Загорская // Библиотека. - 2004. - № 7. - С. 37-38.
История книги / под ред . А. Говорова .- М.,2009.- 400с.
Калинина, Г.П. Библиографическая запись на статьи и другие составные части документа / Г.П.Калинина // Университетская книга .- 2008.- №1.- С.57 -59.
Калинина, Г.П. Заголовок библиографической записи / Г.П.Калинина //
Университетская книга .- 2008.- №11.- С.32 -36.
Калинина, Г.П. Комментарии к ГОСТу 7.1-2003 / Г.П. Калинина //
Библиография .- 2004.- №4.- С.65-67.
Калинина, Г.П. Многоуровневая библиографическая запись /
Г.П.Калинина // Университетская книга .- 2008.- №12.- С.50 -53.
Калинина, Г. П. Новые правила библиографического описания в ГОСТе
7.1-2003 / Г. П. Калинина // Библиография. - 2004. - № 2. - С. 39-51.
Калинина, Г. П. Новый государственный стандарт на
библиографическое описание / // Библиотека. - 2004. - № 2. - С. 46-49.
Калинина, Г.П. Новый ГОСТ на составление библиографических
ссылок / Г.П.Калинина // Библиография.- 2008.- №6.- С.3-12.
Калинина, Г.П. Область примечания / Г.П.Калинина // Университетская книга .- 2008.- №10.- С.36 -39.
Калинина, Г. П. Правила описания: современный подход / Г. П. Калинина // Библиография. - 2003. - № 1. - С. 30-33.
Калинина, Г. П. Формирование заголовка библиографической записи. Имя лица в заголовке : Российские правила каталогизации в XXI веке / Г. П. Калинина // Библиотека. - 2004. - № 8. - С. 37-42.
Каспарова, Н. Н. Основные положения "Российских правил каталогизации"- итоги пересмотра / Н. Н. Каспарова // Научные и технические библиотеки. - 2004. - № 2. - С. 23-30.
Каспарова, Н. Н. Язык библиографической записи / Н. Н. Каспарова // Библиотека. - 2004. - № 5. - С. 43-45.
Каспарова, Н. Н. Язык библиографической записи в многоязычной электронной коммуникации: к концепции международных правил каталогизации / Н. Н. Каспарова // Научные и технические библиотеки. - 2003. - № 6. - С. 31-39.
Коготков, В.Я. Библиографическая деятельность библиотеки : учебник / В.Я.Коготков.- Спб.,2004.-С.42-67;С.67-154.
Колесникова, Н.И. От конспекта к диссертации: учеб. пособие по развитию навыков письменной речи / Н.И. Колесникова.- М.,2003.-236с.
Колин, К.К. Контуры информационной цивилизации / К.К.Колин // Библиотековедение.-2001.-№ 1.- С.34-43; №5.- С.40-45; 2002.- №1.- С.36-50.
Концепция государственной информационной политики // НТБ.- 2000.-№6.- С.6-46.
Красовский, С.В. Информатизация в современном информационном процессе/ С.В.Красовский // НТБ.- 1992.-№6.-С.34.
Кузнецов, И. Н. Интернет в учебной и научной работе : практическое пособие / И. Н. Кузнецов. – М.: Дашков и К, 2005. – 190 с.
Кузнецов, И. Н. Рефераты, курсовые и дипломные работы : методика подготовки и оформления : учебно-методическое пособие / И. Н. Кузнецов. - 5-е изд., перераб. и доп. - М. : Дашков и К, 2008. - 340 с.
Левин, М. Д. Методы поиска информации в Интернете / М. Д. Левин. – М. : Солон-Пресс, 2003. – 223 с.
Литвинцева, О.Г. Экономика организаций ( предприятий ): методические указания по выполнению курсовой работы / О. Г. Литвинцева .- Тольятти: ТФ ИКиП, 2008.- 64с.
Минкина, В. Информационная культура и способность к рефлексии / В.Минкина // Высшее образование в России.-1995.-№4.-С.27.
Паршукова, Г. Б. Методика поиска профессиональной информации: учебно-методическое пособие для вузов / Г. Б. Паршукова. – СПб.: Профессия, 2006. – 222 с.
Педагогическое речеведение : словарь- справочник .- М.,1989.- С.184-188.
Романенко, В. Н. Работа в Интернете от бытового до профессионального поиска : практическое пособие с примерами и упражнениями / В. Н. Романенко, Г. В. Никитина, В. С. Неверов. – СПб.: Профессия, 2008. – 416 с.
Савина, И. А. Библиографическое описание документа : семиотический подход : учебно-методическое пособие / И. А. Савина. – М. : Либерея, 2004. - 88 с. - (Библиотекарь и время).
Савина, И. А. Библиографическое описание документа : учебно-методические рекомендации / И. А. Савина ; под ред. Н. Б. Зиновьевой. – СПб. : Профессия, 2007. - 272 с. - (Библиотека).
Савина, И. А. Методика библиографического описания : практическое пособие / И. А. Савина. - М. : Либерея-Бибинформ, 2007. - 144 с. - (Библиотекарь и время. XXI век ; вып. 63).
Семёновкер, Б.А. Информационная культура : от папируса до компактных оптических дисков / Б.А.Семёновкер // Библиография.-1994.- № 1.- С.11 -14.
Терёшин, В. Ведущие библиотеки страны / В.Терёшин // Народное образование.-2000.-№10.-С.386-388.
Якимцева, О.В. Информационная культура личности в системе непрерывного образования / О.В.Якимцева // Мир библиографии.- 2003.- №4.- С. 38-39.
Учебное издание
Макрухина Юлия Вадимовна
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ПО КУРСУ «ОБЩИЕ КОМПЕТЕНЦИИ ПРОФЕССИОНАЛА»
Учебно-методическое пособие
В авторской редакции
Подписано в печать ________. Формат 60х84/16.
Печать оперативная. Усл. п.л. – ___.
Заказ №____. Тираж __ экз.
Отпечатано Типография »
НЧУ ПО «Колледж управления и экономики»
445040, г.о.Тольятти, ул.Туполева, 17а
54