СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая тетрадь для детей группы риска: профилактика употребления ПАВ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая тетрадь для учеников 6-8 классов "группы риска"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая тетрадь для детей группы риска: профилактика употребления ПАВ»

Занятие 1. Тренинг « Курение-дело серьезное!».

Цели:

Способствовать формированию навыков отрицательного отношения к курению

Задачи: 1) способствовать формированию здорового образа жизни;

              2) дать представление о влиянии курения на молодую кожу.

Мозговой штурм.

-Что такое кожа? _______________________________________________________________________

-Что необходимо соблюдать, чтобы кожа была здоровой? _______________________________________________________________________

-Какие факторы отрицательно влияют на кожу? __________________________________________________________________________


Анкета «Что ты знаешь о табакокурении» проверь свои знания.


1. Когда, кем и откуда был впервые завезён табак в Европу?
1. В XVI веке испанцами из Америки.
2. В XVII веке китайцами.
3. В XVIII веке англичанами из Индии.

2. Существуют ли сигареты, которые не приносят вреда?
1. Сигареты с фильтром.
2. Сигареты с низким содержанием никотина.
3. Нет.

3. Сколько веществ содержится в табачном дыме?
1. 20-30.
2. 200-300.
3. Свыше 3000.

4. Сколько процентов вредных веществ способен задержать сигаретный фильтр?
1. Не более 20%.
2. 40%.
3. 100%.

5. Как курение влияет на работу сердца?
1. Замедляет его работу.
2. Заставляет учащённо биться.
3. Не влияет на его работу.

6. Какие заболевания считаются наиболее связанными с курением?
1. Аллергия.
2. Рак лёгкого.
3. Гастрит.

7. Что происходит с физическими возможностями человека, который курит?
1. Они повышаются.
2. Они понижаются.
3. Не изменяются.

8. Сколько микрочастиц сажи содержится в 1 куб. см табачного дыма?
1. До 3 миллионов.
2. До 10 000.
3. До 1000.

9. Зависит ли возможность бросить курить от стажа курения?
1. Стаж не имеет значения.
2. Чем дольше куришь, тем сложнее бросить.
3. Чем больше куришь, тем легче бросить курить.

10. Верно ли, что в большинстве стран модно курить?
1. Курить никогда не было модно.
2. Курить модно.
3. Мода на курение прошла.

11. Что такое пассивное курение?
1. Нахождение в помещении, где курят.
2. Когда куришь за компанию.
3. Когда активно не затягиваешься сигаретой.

12. Что вреднее?
1. Дым от сигареты.
2. Дым от газовой горелки.
3. Выхлопные газы.

13. Какие профессии менее доступны для курящих?
1. Спортсмен-профессионал.
2. Токарь.
3. Врач.

14. При каком царе табак появился в России?
1. При Иване Грозном.
2. При Петре I.
3. При Екатерине II.

15. Какой русский царь ввёл запрет на курение?
1. Алексей Михайлович.
2. Петр I
3. Екатерина II.

16. Каково основное действие угарного газа?
1. Образует карбоксигемоглобин.
2. Вызывает кашель.
3. Влияет на работу печени.

17. На сколько лет рискуют раньше умереть женщины, мужья которых курят?
1. На 4 года.
2. На 10 лет.
3. На 15 лет.

18. Как много взрослых мужчин в нашей стране курит?
1. 10%.
2. 30%.
3. Около 50%.

19. Много ли мужчин осуждает курение женщин?
1. 10-20%.
2. 40-60%.
3. Более 80%.

20. Если человек начал курить в 15 лет, на сколько в среднем уменьшается продолжительность его жизни?
1. На 1-2 года.
2. На 5-6 лет.
3. На 8 лет и более.

21. Из тысячи подростков, начавших курить, как много умрут от болезней, связанных с курением?
1. Не менее 100 человек.
2. Менее 200 человек.
3. Около 250 человек.

22. Каков процент желающих бросить курить?
1. 25%.
2. 65%.
3. 85%.
4. 100%.

23. У кого наибольшая зависимость от табака?
1. У тех, кто начал курить до 20 лет.
2. У тех, кто начал курить после 20 лет.
3. Табачная зависимость не связана с возрастом, в котором человек начал курить.


Правильные ответы: 1.1, 2.3, 3.3, 4.1, 5.2, 6.2, 7.2, 8.1, 9.2, 10.3, 11.1, 12.1, 13.1, 14.1, 15.1, 16.1, 17.1, 18.3, 19.3, 20.3, 21.3, 22.3, 23.1



ВОЗ считает, что табачная эпидемия, которая убивает около 5 млн. человек в год, является болезнью, распространяемой посредством рекламы, размещенной в том числе, в кинофильмах и в мире моды.

В России в настоящее время курят 65% мужчин и свыше 30% женщин. Растет количество курящих детей и подростков. В старших классах курят 50% мальчиков и 40% девочек. Ежегодно в России от причин, связанных с курением, преждевременно умирают 270 тысяч человек.

Никотин губительно сказывается и на человеческой коже. Дело в том, что вещества, содержащиеся в табачном дыму, суживают мелкие сосуды. В результате ткани недополучают крови, а, значит, испытывают дефицит питания.

Организм людей, выкуривающих хотя бы 5 сигарет в день, большую часть времени испытывают «кислородное голодание», которое губительно сказывается на обмене веществ. Какое-то время природный потенциал помогает компенсировать это состояние, однако наступает момент, когда все внутренние ресурсы уже исчерпаны. И тогда обменные проблемы становятся видны невооруженным глазом.

Двух лет регулярного курения вполне достаточно для «табачной трансформации» - видимого изменения кожных покровов. Эпидермис, испытывающий постоянный дефицит кровообращения, становится блеклым и тусклым. Кроме того, меняется его цвет, текстура и упругость. Все эти изменения укладываются в понятие «кожа курильщика».

Существует еще и термин «лицо курильщика». У табакомана с большим стажем скулы значительно выступают вперед, резко обозначены носогубные борозды, а от углов рта под правильным углом отходят две симметричные складки. Кроме того, у него резко выражена морщинистость вокруг глаз.

Понятно, что курильщик выглядит намного старше своего некурящего ровесника. Табак является специфическим пусковым механизмом для фермента, расщепляющего коллаген. Разрушение этого белка приводит к самым трагическим последствиям: кожа, лишенная своего остова, начинает быстро дрябнуть. Морщины появляются с катастрофической скоростью, причем каждый последующий год курения лишь ускоряет процесс их образования. У курящего человека они формируются в 5 раз быстрее, чем у некурящего.

1)                Нарисуйте «кожу курильщика».

2)                Нарисовать «лицо курильщика»

3)                Сопоставьте курильщика и человека, ведущего ЗОЖ.

4)                Изобразите курильщика на уроке физкультуры. 























Занятие 2 Тренинг  « Как влияет курение на молодой организм».

Цели: формирование навыков отрицательного отношения к курению.

Задачи:1) дать представление о влиянии курения на молодой организм, детородные органы;

1) –На какие органы человеческого тела влияет никотин? (сердце, печень, легкие, ротовая полость, глаза, мозг, конечности, половые органы, кожа – на все)

2) –Какие негативные действия никотина на органы вы знаете? (головокружение, тошнота, развитие атеросклероза, гипертония, стенокардия, инфаркт, инсульт)

Мини-лекция.

Россия входит в число стран, где вредная привычка – курение – очень распространены – 64,7% россиян курят.

Как сообщает агентство ИТАР-ТАСС, согласно статистическим данным, в России никотиновой зависимостью страдают 63% мужчин и 9,7% женщин, кроме того, в возрасте до 18 лет в той или иной степени курят 45% детей. Среди российских городов первенство по числу курильщиков держат Калининград, Мурманск, Краснодар.

Длительное воздействие никотина на нервные центры, регулирующие мозговую активность, может привести к ранней половой слабости и импотенции. Как показывают результаты исследования, проведенного Британской медицинской ассоциацией, большинство мужчин и не догадываются о возможности существования связи между курением и импотенцией. В то же время до 120 тыс. англичан в возрасте от 30 до 40 лет стали импотентами именно по вине пагубного пристрастия к табаку.

У женщин могут наблюдаться нарушения менструального цикла и преждевременный климакс.

Сильным токсичным действием на организм курильщика обладает окись углерода – угарный газ. Попадая с табачным дымом в организм, он соединяется с гемоглобином эритроцитов, в результате чего возникает стойкое кислородное голодание мышц сердца.

В силу биологических особенностей женский организм больше, по сравнению с мужским страдает от ядов табачного дыма. Женщины быстрее втягиваются в курение и с большим трудом отвыкают от него.

Не последнее значение для курящей женщины является потеря привлекательности. От курения грубеет голос, желтеют зубы и пальцы, портится цвет лица, быстрее появляются морщины.

Особенно неблагоприятно отражается курение на детородной функции. Так, беременность у курящей женщины часто протекает с различными осложнениями, повышением давления, появлением отеков и крайними их проявлениями – самопроизвольными выкидышами и преждевременными родами.

Никотин и другие вещества табачного дыма влияют на развивающийся плод, т.к. он легко проникает через плацентарный барьер.

Некурящие люди, находясь в прокуренном помещении, становятся «пассивными курильщиками». Подсчитано, что постоянное пребывание в прокуренном помещении некурящего подвергает его такому же риску заболеваний, как человека, выкуривающего до 5 сигарет в день.



Ситуации:

  1. У вас в семье родился братик. Ваш папа курит. Ваши действия.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Ваша приятельница курит. Ей 14 лет. Вы пришли к ней на день рождения.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Ваш одноклассник попробовал курить и заболел. Какие симптомы вы можете назвать и что ему посоветовать.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3 Тест «Мои знания о курении»

Инструкция: при ответе на вопрос напишите сбоку "верно" или "неверно".


  1. Подростки курят, чтобы "быть как все".

  2. Некурящие вынуждены страдать от заболеваний дыхательной системы в результате пассивного курения.

  3. Курение помогает расслабиться, когда человек нервничает

  4. В легких человека, выкуривающего каждый день в течение года по пачке сигарет, оседает 1 литр табачной смолы.

  5. Физические упражнения нейтрализуют вред, наносимый курением.

  6. Одной сигареты вполне достаточно, чтобы участился пульс, повысилось кровяное давление, нарушались нормальное кровоснабжение и циркуляция воздуха в легких.

  7. Большинство курящих получают от курения удовольствие и не собираются бросать.

  8. Табакокурение является одной из основных причин заболеваний сердца.

  9. Большинство подростков в состоянии бросить курить в любое время.

10.Нет ничего страшного в том, что подростки "балуются" сигаретами, если они оставят это занятие до того, как курение превратиться в привычку.


Ответы:

1. Верно 2. Верно 3. Неверно 4. Верно 5. Неверно

6. Неверно 7. Неверно 8. Верно 9. Неверно 10.Неверно


1.4 Тест «Незаконченное предложение»

Инструкция: продолжите фразу.


1. Курение - это...

2. Сигарета в руке - это показатель...

3. Не курить - это значит не...

4. Курение в нашей семье - это...

5. В моей семье курит лишь - ..

Занятие 3-5 Тренинг  « Скажи « нет!» ПАВ!».

Цель  :Развить навыки уверенного отказа от предложения психоактивных веществ

Задачи

·                    Обсудить ситуации, когда подростков принуждают курить, употреблять алкоголь или наркотики.

·                    Познакомить с различными способами уверенного отказа.

·                    Тренировать способы отказа от ПАВ.

Попросите участников привести примеры, когда их просили или принуждали закурить, выпить, попробовать наркотики. _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задайте вопросы:

1.                  Кто предлагал ( взрослые, сверстники, знакомые, незнакомые люди)? _____________________________________________________________________________

2.                  Какую цель преследовал предлагающий? _____________________________________________________________________________

3.                  Удалось ли отказаться? _____________________________________________________________________________

4.                  Кому труднее всего отказывать в просьбе? ___________________________________________________________________________

5.                  Чьему давлению тяжелее сопротивляться? ____________________________________________________________________________

« Правила уверенного отказа».

1.      если хотите в чем – либо отказать человеку, четко и однозначно скажите ему « НЕТ». Объясните причину отказа, но не извиняйтесь слишком долго.

2.      отвечайте без паузы – так быстро, как только это вообще возможно.

3.      настаивайте на том, чтобы с вами говорили честно и откровенно.

4.      попросите объяснить, почему вас просят сделать то, чего вы делать не хотите.

5.      смотрите на человека, с которым говорите. Наблюдайте, есть ли в его поведении какие – либо признаки неуверенности к себе. Следите за его позой, жестами, мимикой ( дрожащие руки, бегающие глаза, дрожащий голос и т.д.).

6.      не оскорбляйте и  не будьте агрессивными. 

Ситуация « Просьба».

Сергей шел по улице. Вдруг его кто-то окликнул.  Он оглянулся и увидел хорошо одетого, солидного мужчину, стоящего около дорогой иномарки. Сергей остановился и подошел к нему. Мужчина попросил юношу отнести и передать какую – то коробку в офис, находящийся в доме напротив. Сергей стал отказываться, тогда мужчина стал его уговаривать. Сначала он предложил ему за услуги деньги, потом стал нервно объяснять, почему он сам не может ее отнести. Когда он разговаривал с Сергеем, он старался не смотреть ему в глаза.

Способы отказа.

Нет, не могу.

Нет, нет, и еще раз нет.

Нет, мне сейчас некогда.

Нет, спасибо, мне не нужны деньги.

Скажите « нет» и уйдите, не объясняя причины.



Ситуации:

  1. Привет! Присоединяйся к нашей компании. У нас есть кое – что выпить.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 Да ну! Сейчас по телевизору начинается классный фильм, пойдем лучше посмотрим;

Нет, спасибо, мне сейчас нужно идти на тренировку (на встречу, на занятия).

  1. Давай покурим. Чего ты боишься? Сейчас только младенцы не курят. Ты что салага?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Нет, не хочу. Кстати, большинство людей как раз не курят;

Нет, спасибо. Мне совсем не нравится  запах табака. Меня от него просто тошнит.

  1. Пойдем со мной в гости. Ребята обещали принести наркотики. В жизни надо попробовать все. Не упрямься. __________________________________________________________________________________________________________________________________________

Нет, это не по мне. Плохое место. Я не хочу, чтобы обо мне говорили , что я наркоман;

Ты шутишь! Такие эксперименты всегда заканчиваются плохо. Я хочу оставаться здоровым.

  1. Хочешь выпить? _________________________________________________________________________________________________________________________________________

Нет, спасибо, от вина люди перестают соображать и совершают глупые поступки;

Нет, спасибо, от вина у меня болит голова.



Упражнение «Мой щит»

Я - сообщение отказ + аргумент + встречное предложение

«Мне приятно, что ты меня пригласил, + но я не могу пойти, + так как у меня важная встреча, + пойдем лучше завтра в кино!».

Встречный вопрос + отказ

«Ты думаешь, мне не хочется пойти? + Хочется, но не могу!».



Ситуация 1) друзья приглашают на дискотеку, но у меня другие планы

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ситуация 2) Во дворе тебе предлагают покурить сигарету с наркотиком

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Задание: Выбрать одну ситуацию, подчеркнуть ее, разыграть в паре:

  • Класс решил уйти с уроков, но несколько человек не хотят этого, и на них начинает давить группа желающих «сбежать»: «Ты будешь предателем!», «Ты боишься, ты трус!».

  • Группа подростков уговаривает закурить своего сверстника: «Ну, ты что, слабак? Девчонка?», «Ты - маменькин сынок!».

  • Часто в таких ситуациях используются и просьбы: «Ну что ты ломаешься?», «Видишь, все общество тебя уговаривает», «Мы же всегда все делали вместе!», «Ты же свой парень, ты же не станешь нас подводить!»…

задание: «назовите 2 — 3 слова, которые приходят вам на ум, когда вы слышите — «зависимость»

_______________________________________________________________________________________________________

«сопротивление»

_______________________________________________________________________________________________________

«отказ»

_______________________________________________________________________________________________________







Занятие №6 Бросая курить- бросай

Тест «АССОЦИАЦИИ»



Тема

Ассоциации

СВОБОДА

 

ВЫБОР

 

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

 

ЦЕННОСТИ

 

ЗДОРОВЬЕ

 

СИГАРЕТА

 

Тест «ЕСЛИ ХОЧЕШЬ БЫТЬ ЗДОРОВ…»

Обведите ваш вариант ответа на приведенные ниже вопросы.

1.    Насколько вы активны? Как часто занимаетесь физическими упражнениями?

А) четыре раза в неделю;

Б) два-три раза в неделю;

В) раз в неделю;

Г) менее одного раза в неделю.

2.    Какое расстояние вы проходите пешком в течение дня?

А) более четырех километров;

Б) около трех-четырех километров;

В) менее полутора километров;

Г) менее700метров.

3.    Отправляясь в училище или по магазинам, вы:

А) как правило, идете пешком;

Б)часть пути идете пешком;

В) иногда идете пешком, а иногда едете на транспорте;

Г) всегда добираетесь на транспорте.

4.    Если перед вами стоит выбор: идти по лестнице или ехать на лифте, вы:

А) всегда поднимаетесь по лестнице?

Б) поднимаетесь по лестнице, за исключением тех случаев, когда у вас в руках тяжести?

В) иногда поднимаетесь по лестнице?

Г) всегда пользуетесь лифтом?

5.    По выходным вы:

А) по несколько часов можете работать по дому, или в саду?

Б) как правило, целый день проводите в движении, но в течение дня не занимаетесь никаким физическим трудом?

В) совершаете несколько коротких прогулок?

Г) большую часть выходных читаете, или смотрите телевизор?  

Подсчитайте очки за ответы из расчета: А) 4 очка, Б) 3 очка, В) 2 очка, Г)1 очко.

Интерпретация результатов:

18 очков и больше: Вы очень активны и вполне здоровы физически.

12-18 очков: Вы в достаточной степени активны и придерживаетесь разумного подхода к вопросам сохранения физической формы.

8 очков и меньше. Вы ленивы и пассивны, физические упражнения вам просто необходимы.







Тест «СИГАРЕТА»

Отвечая на вопросы, сделай выбор ДА или НЕТ и подчеркни заглавную букву:

-     при выборе ДА – красным цветом;

-     при выборе НЕТчерным цветом. 

Сила – Могут ли сигареты сделать человека сильнее? Способствуют ли сигареты наращиванию мышц и их укреплению?

Искренность – Может ли курящий человек быть честным, искренним и не обманывать своих близких, что он курит?

Гуманность – Может ли курящий человек называться гуманным, если он портит жизнь окружающим его близким, соседям создавая их неблагоприятные условия?

Активность – Могут ли сигареты сделать человека сильнее, выносливее, активнее?

Работоспособность -  Можно ли успешно учиться, регулярно куря сигареты и при этом улучшать свою память, внимание?

Естественность – Может ли курящий человек быть всегда в гармони с самим собой, с окружающими, с природой и не приносить им вред?

Тактичность – Всегда ли курящий человек вежлив, не груб с окружающими его людьми?

Аккуратность – Можно ли сказать про курильщика, что он чистоплотен, аккуратен. На его одежде нет прожженных пятен, остатков пепла, он не мусорит, не бросает куда попало окурки?

Если получилась сплошная черная черта. Давайте перечислим качества, которые теряем, становясь курильщиком. Сигарета отнимает – свободу, искренность, гуманность…

Советы, как бросить курить.

1.      Примите решение постепенно увеличивать интервал между курением. 

2.      Начните курить сигареты, которые вам не нравятся. 

3.      Покупайте одновременно не больше пачки сигарет. Не отказывайтесь от сигарет полностью – всегда имейте с собой одну на случай крайней необходимости. Вы убедитесь, что будете постоянно стараться не израсходовать ее. 

4.      Если вы не курите один день, можете не курить еще день. Попробуйте! 

5.      Если вы не выдержали и закурили, не огорчайтесь. Некоторые люди делают несколько попыток, прежде чем окончательно бросят курить. 

6.      Отложите деньги, которые вы сэкономили на сигаретах, и купите себе что-нибудь. Вы это заслужили. 

7.      Не курите натощак - это быстро ранит слизистую оболочку желудка. 

8.      Не курите перед сном - это возбуждает нервную систему. 

9.      Не курите в закрытых помещениях. 

10.Не докуривайте последнюю треть сигареты, в которой концентрация опасных для жизни соединений наибольшая.







Социологический опрос

Дорогие учащиеся!

Вы не раз слышали о том, что человек должен вести здоровый образ жизни, что такие вредные привычки как курение, алкоголизм, наркомания не сохраняют наше здоровье. И человек имеет право сам решать какие жизненные ценности для него наиболее важны.

И вы имеете право сами выбрать свой образ жизни, ведь у каждого из вас свои ценностные взгляды на жизнь…

Нам хотелось бы узнать ваше мнение о такой проблеме как табакокурение. Мы предлагаем вам принять участие в социологическом опросе, ответив на вопросы анонимной анкеты.

В анкете предлагается ряд вопросов, на которые даются варианты ответов. Из этих ответов вы должны выбрать один, наиболее значимый, по вашему мнению, и отметить его знаком «+».

 

БЛАНК ОПРОСНИКА

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОС УЧАЩИХСЯ

Группа__________          Возраст ___________              Пол ___________

Не курю __________        Пробовал(а) ________            Курю регулярно ________

 

1.    Выбери из представленных ниже жизненных ценностей 3 наиболее, по твоему мнению, важные для человека. Проранжируйте их, поставив рядом числа: 1,2,3. 

А) Профессиональная карьера;

Б) Крепкое здоровье;

В) Хорошая дружная семья;

Г) Яркая, насыщенная жизнь;

Д) Материальное благополучие;

Е) Близкие друзья.

2.    Чем ты готов пожертвовать ради курения табачных изделий:

А) деньгами,

Б) физическим здоровьем,

В) обонянием и чувством вкуса,

Г) чистотой дома и одежды,

Д) приятной внешностью,

Е) продолжительностью жизнью. 

3.    С каким из данных утверждений ты согласен:

А) при курении в кровь попадают такие вещества, которые вырабатываются организмом в ситуациях достижениях победы,

Б) курение является универсальным «ключиком» в установлении отношений в группе,

В) курение дает свободу, вызывая зависимость, т.к. свободному человеку не должно быть трудно бросить курить,

Г) курение вызывает материальную зависимость,

Д) многие взрослые хотят бросить курить и платят за это большие деньги,

Е) курение – это примета взрослости,

Ж) курят в основном под влиянием друзей, но отказ тот курения не означает отказ от друзей,

З) некурящие люди имеют право на свежий воздух,

И) реклама курения – это чьи-то доходы за счет здоровья курильщиков,

К) каждый в праве выбирать, курить или не курить.

4.    Какие жизненные ситуации могут подтолкнуть к курению:

А) одиночество, отсутствие друзей,

Б) курящая компания,

В) курящие родители,

Г) любопытство, интерес,

Д) безделье,

Е) мода, реклама.

5.    Продолжи предложения:

А) здоровье – это…

Б) сильная воля и твердый характер – это…

В) свободный человек – это…

Г) жизнь без табака – это…





Если обратиться к большому энциклопедическому словарю, то в нем мы находим следующее определение: наркомания (от греч. narke – оцепенение и мания) - болезнь, характеризующаяся непреодолимым влечением к наркотикам, вызывающим в малых дозах эйфорию, в больших – оглушение, наркотический сон. В медицинской энциклопедии алкоголизм определяется так: это заболевание, вызываемое систематическим употреблением спиртных напитков, характеризующееся влечением к ним, приводящее к психическим и физическим расстройствам и нарушающее социальные отношения лица, страдающего этим заболевание

Алкоголизм - хроническое (неизлечимое), прогрессирующее, смертельное заболевание, затрагивающее и разрушающее все сферы человеческой жизни - тело, психику, душу и социальную жизнь человека.

Чтобы найти выход, очень важно понять: наркомания - это болезнь. Специалистам, работающим в наркологии, это известно давно, и признается безоговорочно. Болезнь под названием наркомания включена в медицинские справочники и каталоги наряду с любыми другими заболеваниями. Наркомания по степени тяжести приравнивается к онкологическим заболеваниями, так как имеет огромный процент смертности - 96% больных умирает.

   Обсуждение утверждений:

1.)  Не все наркотики приносят вред. Есть сильные и слабые наркотики.

2.)  Наркотики не всегда вызывают зависимость. Ты всегда можешь остановиться.

3.)  Наркомания – это болезнь.

4.)  Наркотики помогают решать проблемы.

5.)  Наркотики дают необычные ощущения.

6.)  Удовольствие можно получить другим способом, не употребляя наркотики.



Игра "Полет в будущее"

Представьте, что мы все попали в будущее на машине времени. Перед выходом из корабля компьютер предупреждает нас об опасности: "В обществе, в котором вы оказались, существует угроза жизни". Далее компьютер ломается, успев выдать три слова: «соблазн, зависимость, вредные привычки». Перед нами стоят две задачи:

  • выжить;

  • определить характер и методы борьбы с опасностью, чтобы, возвратившись, предупредить человечество о грозящей беде"

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Химические зависимости:

алкоголь, чай, кофе, сладкое, наркотики, курение и т.д.

  • Эмоциональные зависимости (убегание от неприятной реальности, чтобы не испытывать потом чувства вины, бессилия, презрения к себе):

· постоянно включенный телевизор,

· стремление к риску, азарт,

· откладывать все на потом,

· компьютерные игры,

· постоянное желание разговаривать по телефону,

· постоянное желание спать и т.д.



Занятие 7 -8 Тема: Быть здоровым-здорово!

Обобщающее занятие по темам: Профилактика употребления алкоголя, табачной продукции; вред ПАВ; умение сказать «Нет!»; манипуляции.

Что не так делает ученик?

8 часов утра. Звонит будильник. Наш герой, закрыв будильник подушкой, продолжает спать. Он лег в 3 часа ночи, так и не пройдя сложный уровень в «Контрлстрайке». Бабушка буквально стягивает его с кровати. Она кричит, что он опаздывает в школу и через 15 минут начнется урок. Не открывая глаз, он натягивает футболку и штаны, берет рюкзак и ползет в школу. Бабушка на ходу сует ему в карман 50 рублей. Его лицо озаряет счастливая улыбка: на первый урок не опоздал! Через минуту он уже сладко дремлет за партой под мирный голос учителя. Звонок! Пора завтракать. И вот он уже в столовой. Короткий бой в очереди - и бутылка сладкой воды с пакетиком чипсов у него в руках. После завтрака, как обычно, нужен перекур. За углом школы его встречают как родного. Только закурил - звонок. Договорились встретиться на второй перемене. Еле досидел до конца второго урока и сразу же по звонку - на перемену. Сначала поговорили об играх, потом обсудили поведение учителей. Перемена прошла на славу. Остальные уроки пролетели незаметно. Пора домой. Бабушка уже ждет с обедом. И напрасно. По дороге домой он покупает в киоске 2 шоколадных батончика. Вспомнив героя рекламы, хищно кусает батончик и сразу чувствует себя хозяином жизни.

Бабушкин обед уже не нужен, он сыт и силен. Ему нужно только поспать. Чтобы вновь сесть за любимую игру и сражаться со страшными монстрами до самого рассвета.

Упражнение «А что дальше»

Цель: осознание личной  цели в жизни и возможных вариантов её достижения.

Нарисуйте линию времени.  Представьте временную перспективу своей жизни в виде линии. Отметьте на линии времени рождение, детство и ваш сегодняшний возраст. Теперь отметьте на линии вашу цель в настоящий момент и подпишите способы её достижения, обозначив  временные промежутки. Ответьте на два вопроса: «Чего я хочу достичь в ближайшие два года и что для этого я могу сделать?».  

__________________


___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________





Упражнение «Перспективы наркомана»

Утверждение

всегда

часто

редко

1. Ухудшение здоровья

 

 

 

2. Потеря доверительных отношений с родителями

 

 

 

3. Потеря друзей

 

 

 

4. Уголовная ответственность

 

 

 

5. Физическая зависимость

 

 

 

6. Снижение успехов в школе

 

 

 

7. Потеря возможности учиться, работать

 

 

 

8. Денежные проблемы

 

 

 

9. Контакт с криминальным миром

 

 

 

10. Духовная бедность, узость интересов

 

 

 

11. Использование сильных наркотиков

 

 

 

12. Преждевременная смерть

 

 

 







Упражнение «Спорные утверждения»

Задача участников подойти к листу с утверждением, отразив  свою точку зрения по данному утверждению

Спорные утверждения:

  1. Легкие наркотики; __________________________________________________________________

  2. Наркотики повышают  творческий потенциал;____________________________________________

  3. У многих людей возникают пробемы с законом из-за наркотиков;___________________________

  4. Прекратить употреблять наркотики можно в любой момент;_________________________________

  5. Наркомания излечима; ___________________________________________________________________

  6. Многие подростки начинают употреблять наркотики "за компанию";______________________________

  7. Наркоман может умереть от спида;_________________________________________________________

  8. Наркоман может умереть от передозировки;__________________________________________________

  9. Продажа наркотиков преследуется по закону;_________________________________________________

  10. Зависимость от наркотив формируется только  после их многократного употребления._________________





Вопросы

По горизонтали

1. Физическое, умственное и нравственное благополучие человека.
2. Вредные вещества, оказывающие действие на нервную систему и весь организм человека.
3. Важный орган человека, обеспечивающий его жизнедеятельность.
4. Выделяется при курении, сжигании чего-либо.
5 и 12. Вредные вещества, содержащиеся в сигаретах.
6. Возбудители инфекционных заболеваний.
7. Орган дыхания, отравляемый курильщиком.
8. Поступление пищи в организм.
9. Распорядок жизни.
10. Болезнь, вызванная пьянством.
11. Вещества, помогающие укреплять организм (А, В, С...).
13. Система медицинских действий, направленная на оздоровление организма.
14. Занятия, способствующие сохранению и поддержанию здоровья.
15. Одна из наиболее распространенных вредных привычек.





Анкета

1 часть. Продолжите, пожалуйста, предложения:


1. По моему мнению, вредные привычки это: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Самыми пагубными вредными привычками я считаю: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Последствиями вредных привычек я считаю: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


2 часть. Ответьте на предложенные Вам вопросы, выбрав один из вариантов ответа.


4. Ваше отношение к вредным привычкам?

А – положительное

Б – нейтральное

В - негативное


5. Какой способ борьбы с вредными привычками Вы выберете?

А – ничего не будете делать

Б – оставите на сегодняшнем уровне

В - Ужесточите наказание


6. Если среди Ваших друзей окажется человек, который употребляет наркотики то вы?

А – продолжите с ним общаться

Б – измените к нему отношение

В – перестанете с ним общаться


7. Если Ваш (а) друг (подруга) решит попробовать наркотики то вы?

А – Поддержите

Б – Оставите выбор за ним (ней)

В – Попытаетесь отговорить


8. Если Ваш (а) друг (подруга) решит попробовать алкоголь или табачные изделия то вы?

А – Поддержите

Б – Оставите выбор за ним (ней)

В – Попытаетесь отговорить


3 часть. Ответьте на предложенные Вам вопросы, выбрав один из вариантов ответа.


9. Что, по вашему мнению, является источником появления вредных привычек?

А – Семья

Б – Улица

В – Средства массовой информации

Г – Ближайшее окружение человека

Свой ответ - ______________________________________________________________


10. Оцените Вашу степень информированности о видах и способах употребления алкоголя, табачных изделий и наркотических средств от 1 до 10: 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


Анкета «Вредные привычки. Как им противостоять?»

Инструкция: ответьте на вопросы анкеты.

Ваш пол___________________________ Возраст_____________________________


1. Считаете ли вы серьезной проблему получения школьниками, студентами, молодежью информации о влиянии различных вредных привычек на организм (свой и окружающих)?

2. Как вы считаете, обладаете ли вы достаточной информацией о реальном действии на организм наркотических средств, табака, алкоголя и мерах профилактики, борьбы и лечения? Источник поступления сведений:

А) школьное и студенческое образование
Б) пресса и телевидение
В) общение со сверстниками или укажите другой источник


3. Что вы считаете вредными привычками? (перечислить)

5. Какая (какие) из вредных привычек, на ваш взгляд, является наиболее вредной и почему? (обосновать ответ)

6. Назовите наиболее распространенную вредную привычку среди ваших знакомых и назовите причины, на ваш взгляд, являющиеся основой возникновения этой привычки.


7. Как вы относитесь к наличию вредных привычек у своих близких и друзей?

8. Влияет ли на продолжение дружеских отношений факт приема наркотиков вашим другом (подругой)?

9. Какие причины, на ваш взгляд, могут служить оправданием постоянного приема алкоголя или наркотиков?

10. Есть ли для вас разница, какой именно вид наркотических препаратов принимает человек?

11. Одинаково ли ваше отношение к наличию вредных привычек у мужчин и женщин?

12. Возможно ли, на ваш взгляд, избавиться от вредных привычек самостоятельно?

13. Как вы считаете, нужны ли социальные меры борьбы с вредными привычками, и какие меры, на ваш взгляд, являются наиболее действенными?


14. Имеете ли вы вредные привычки? Если да, то:

А) какие?
Б) в каком возрасте приобретены?
В) при каких обстоятельствах?


15. Испытываете ли вы комфорт или дискомфорт от наличия у вас вредной привычки? Если да, то, что именно вам нравится (не нравится)?

16. Хотите ли вы избавиться от своих вредных привычек? Если да, то что вы пытались предпринять или планируете предпринять в связи с этим?

17. Имеете ли вы личный опыт избавления от вредной привычки? Если да, то, каким способом вам удалось достичь успеха?

18. Ваше отношение к рекламе табака и спиртных напитков в средствах массовой информации?

19. Ваше отношение к наличию у 45% современных школьников России вредных привычек?

20. Если бы вы узнали, что ваш ребенок курит, принимает алкоголь, наркотики, то:

А) какова была бы ваша реакция на это?

Б) какие действия вы бы предприняли (или не предприняли) бы в связи с этим фактом?


21. Как совмещаются занятия спортом с наличием вредной привычки?

22. Каково ваше отношение к употреблению допингов в различных видах спорта?

23. Какое действие на организм оказывает курение?


24. Какое действие на организм оказывает постоянный прием спиртных напитков?


25. Какое действие на организм оказывает прием наркотических препаратов?


26. Каково побочное действие приема допингов спортсменами?

27. Каковы, на ваш взгляд, последствия глобальной наркотизации России на современном этапе?

28. Назовите факторы, способствующие, на ваш взгляд, увеличению числа курящих, пьющих, принимающих наркотики детей в России?

29. В каких странах проблема наркомании стоит столь же остро, как в России и каковы, на ваш взгляд, причины этого явления?


30. Ваши предложения по мерам борьбы с распространением наркомании в России.


31. Ваши предложения по мерам борьбы с распространением курения и алкоголя в России.