Кыштымский филиал ГБПОУ «Миасский медицинский колледж»
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
Для проведения практического занятия по
ПМ 02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах
МДК 02 01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях
Сестринское дело в хирургии Тема: Десмургия
Специальность 34.02.01 «Сестринское дело»
Кыштым
2023г
Рассмотрено на заседании ЦМК ПМ специальности « Сестринское дело» Протокол №__от «___»____2023г. Председ. ЦМК ______________/ Павлова О.В. / | | Составлено в соответствие с ФГОС СПО Утверждено Зам.директора по УВР КФ «ММК» ____________/Блиновскова Р.Г./ «____»________2023 г. |
Составил преподаватель: Куц Елена Геннадьевна
Рецензенты:
Павлова О.В. - Методист Кыштымского филиала Миасского медицинского колледжа
Позднякова Л.П. – Главная медсестра ГБУЗ «Городская больница им. А.П. Силаева г Кыштым»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая тетрадь на тему: «Десмургия» предназначена для реализации требований ГОС нового поколения, минимума содержания и уровня подготовки выпуска по специальности 34.02.01 Сестринское дело.
Цель: ознакомить студентов с основными аспектами темы: понятие десмургии, виды повязок, их функции, правила наложения повязок, критерии правильно наложенной повязки, наложение повязок на различные участки тела.
Задачи:
Научить технологиям наложения косыночных и бинтовых повязок на различные участки тела, обеспечивая инфекционную безопасность пациентов и медицинского персонала.
Через практическую деятельность развивать умения логического и клинического мышления, излагать, анализировать, осуществлять рефлексию.
Сформировать у обучающихся, умение организовать собственную деятельность. Работать в группе, брать на себя ответственность, аккуратность в работе, действовать в нестандартных ситуациях, быть терпеливой и милосердной.
Актуальность темы:
Наложение повязки требует быстрой реакции от медицинской сестры, мастерства, милосердия.
Медицинская сестра, как мастер, по частичкам должна шлифовать свои умения работать руками. Но для этого необходимо и теоретические знания. Правильно наложенная повязка является благом для пациента. Помимо субъективного ощущения благополучия способствует быстрейшему выздоровлению. Плохо выполненная повязка причиняет двойное страдание: с одной стороны это рана, а с другой стороны неудачно выполненное пособие. Прежде всего, необходимо соблюдать физиологические условия. Повязка не должна быть очень свободной и смещаться по поверхности тела, но и не должна быть очень тугой и сдавливать ткани. Немало важно и то, что как выглядит повязка, так как она должна соответствовать эстетическим критериям, оказывающим влияние на психику пациента.
Рабочая тетрадь поможет закрепить все теоретические знания по теме и применить эти знания на практике.
Пособие включает в себя основные разделы:
Методический материал
Информационный материал с рекомендациями для студентов
Материалы контроля для определения исходного уровня знаний и эффективности усвоения нового материала
Приложения
Материалы рабочей тетради помогут педагогу провести практическое занятие в форме урока – семинара и способствуют освоению студентами
общих и профессиональных компетенций в соответствие с требованиями
ФГОС СПО:
ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.
ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.
ПК 2.3. Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами.
ПК 2.5. Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.
ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию.
ПК 2.7. Осуществлять реабилитационные мероприятия.
Рабочая тетрадь может быть использована для проведения практического занятия со студентами по ПМ 02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах МДК 02 01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях. Сестринское дело в хирургии Тема 3. Десмургия. Специальность 34.02.01 «Сестринское дело».
СОДЕРЖАНИЕ
Основная часть……………………………………………….стр. 4-12
Список использованной литературы…………………….....стр. 13
Приложения…………………………………………………..стр. 14
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Уважаемый студент!
Вы вступили на тропу знаний, этот путь тернист, но Вы настойчивы и любознательны. Не забывайте, «Дорогу, осилит- идущий!»
В процессе изучения материала не отвлекайтесь на посторонние дела. Время бежит неумолимо. Желаю успехов в изучении нового материала по теме: «Десмургия».
После изучения темы Вы должны знать:
Определение десмургия, её задачи;
Определение повязки и перевязки;
Основные виды мягких повязок;
Строение бинта и правил наложения повязок;
Общие правила наложения мягких повязок;
Критерии правильности наложения повязок;
Технику наложения повязок на различные части тела;
Правила наложения эластичных бинтов;
Проблемы пациента при наложении различных повязок.
Уметь:
Правильно выбрать вид повязки;
Накладывать мягкие повязки на любой участок тела;
Оценивать правильность наложения мягких повязок и состояние пациента после наложения;
Правильно фиксировать и снимать повязки;
Распознавать возможные осложнения;
Выявлять и решать проблемы пациентов с повязками.
Вы уже изучили материал лекции дома. Предполагаемый объем материала Вам показался огромным. Но Вы уже знакомы с поговоркой: «Глаза бояться, руки делают». У Вас все получиться, ведь у Вас есть стремление узнать больше. Хочу предостеречь от ошибки, которую Вы часто допускаете, работая над информацией. Для достижения цели, мало- просто читать информацию, ее надо внимательно изучать малыми блоками, записывать в тетрадь основную мысль, изложенную в них. Поэтому, закончив изучение теоретического материала, мы проверим, насколько прочно усвоен материал.
В работе Вам понадобиться следующее оснащение:
Халаты;
Перчатки;
Стерильный стол с инструментами и перевязочным материалом;
Индивидуальные стерильные упаковки для перевязок;
Бинты: марлевые, эластичные сетчато-трубчатые;
Косынки;
Ножницы.
ЗАДАНИЕ №1
Контроль исходного уровня знаний – вспомните все знания об основных типах повязок и запишите их таблицу:
Название повязки | Достоинства повязки | Недостатки повязки |
| | |
| | |
| | |
| | |
Критерии оценки:
2б – отчет о работе составлен в полном объеме с учетом всех свойств повязки и активной работы всех участников группы
1б – отчет о работе составлен не в полном объеме, не вес свойства повязки учтены, активность не всех участников группы.
ЗАДАНИЕ №2 «КЛАСТЕР»
Вокруг словосочетания «различные повязки» напишите названия повязок, которые приходят на ум в связи с темой «десмургия». С буквы, которая входит в словосочетание может начинаться название повязки или она может входить в название повязки.
Р……………………………………………
А…………………………………………….
З……………………………………………
Л…………………………………………….
И…………………………………………….
Ч……………………………………………..
Н…………………………………………….
Ы…………………………………………….
Е……………………………………………..
П…………………………………………….
О……………………………………………
В……………………………………………..
Я…………………………………………….
З……………………………………………..
К…………………………………………….
И………………………………………........
Критерии оценки:
2б – все названия повязок (16) обозначены правильно
1б – 10 названий повязок обозначены правильно
0.5б – 6 названий повязок обозначены правильно.
ЗАДАНИЕ №3
Распределите в таблице повязки из кластера по месту их наложения:
Места наложения | Название повязки |
Голова | |
Шея | |
Грудная клетка | |
Живот, таз | |
Верхние конечности | |
Нижние конечности | |
Критерии оценки таблицы:
2б – все названия повязок (16) распределены правильно
1б – 10 названий повязок распределены правильно
0.5б – 6 назначений повязок распределены правильно
ЗАДАНИЕ №4
Определить вид повязки и ее применение (подпишите название повязки).
Критерии оценки:
2б – все повязки (16) определены правильно
1б – 5 названий повязок определены правильно
0.5б – 3 названия повязок определены правильно
ЗАДАНИЕ №5
Установите соответствие:
Вид повязки | Функция |
Лекарственная | А. обеспечение постоянного доступа лекарственного вещества к ране |
Защитная (асептическая) | Б. остановка кровотечения |
Иммобилизирующая | В. Длительное воздействие на ткани лекарственного вещества |
Окклюзионная | Г. Вытяжение костных отломков |
1__________ 2__________ 3___________ 4_________
Критерии оценки:
2б – отчет о работе составлен правильно
1б – в работе допущена 1 ошибка
ЗАДАНИЕ №6
Решите тестовые задания (выберите один наиболее полный и правильный ответ):
Главная функция мягкой повязки:
А) защита раны от воздействия вредных факторов внешней среды
Б) создание неподвижности раневой поверхности
В) исправление врожденных и приобретенных дефектов (коррекция)
Г) остановка артериального кровотечения
2. Перевязка – это лечебная процедура, состоящая из:
А) обработки раны кожными антисептиками и наложения повязки
Б) рассечения и иссечения краев раны
В) снятие ранее наложенной повязки, обработки кожи вокруг раны, лечебных манипуляций в ране и наложений новой повязки
Г) снятие старой повязки и наложение новой
3. Перевязочный материал должен отвечать следующим требованиям:
А) быть эластичным, стерильным и удобным в использовании
Б) обладать эластичностью, гигроскопичностью, не раздражать ткани и не изменять свои качества при стерилизации
В) быть гигроскопичным, не нарушать лимфо- и кровообращение, быть удобным для пациента и не изменять своих качеств при стерилизации
Г) обладать гемостатическими свойствами, полностью закрывать больной участок тела, быть удобным в использовании, не изменять свои качества при стерилизации
4. На плечевой сустав накладывают повязку:
А) «черепашью»
Б) колосовидную
В) восьмиобразную
Г) повязку «Дэзо»
5. Повязка на пяточную область:
А) крестообразную
Б) «черепашья» расходящаяся
В) возвращающаяся
Г) спиральная
6. При растяжении связок голеностопного сустава рекомендуется повязка:
А) спиральная
Б) восьмиобразная
В) колосовидная
Г) «черепашья»
7. Для закрепления материала на задней поверхности шеи применяется повязка:
А) циркулярная
Б) крестообразная
В) змеевидная
Г) возвращающаяся
8. Повязка, применяемая на культю:
А) крестообразная
Б) возвращающаяся
В) колосовидная
Г) спиральная
9. На коленный сустав накладывают повязку:
А) пращевидная
Б) спиральная
В) колосовидная
Г) возвращающаяся
10. При ожоге кожи грудной клетки накладывают повязку:
А) повязку «Дэзо»
Б) спиральная повязка с использованием двух бинтов
В) колосовидная
Г) возвращающаяся
Критерии оценки:
2б –все ответы (10) определены правильно
1б – 8 ответов определены правильно
0.5б – 6 ответов определены правильно
ЗАДАНИЕ №7
Решите представленные задачи:
задача №1.
В результате производственной травмы у больного произошел перелом ключицы. У Вас кроме марлевого бинта ничего нет.
Какую повязку Вы используете при оказании первой помощи?
задача №2.
У пострадавшего глубокий ожог пламенем левой кисти.
Какую повязку Вы используете при оказании первой помощи?
задача №3.
У больного обширная ссадина правого предплечья.
Какую повязку Вы используете при оказании первой помощи?
задача №4.
Пациентке В.,41 года, выполнена операция по удалению ВРВ голени справа. В послеоперационном периоде пациентке показано ношение эластической компрессионной повязки.
Опишите алгоритм наложения эластичного бинта, с соблюдением всех правил.
задача №5.
У пострадавшего резаная рана в области правого локтевого сустава и надплечья.
Какую повязку Вы используете при оказании первой помощи?
Критерии оценки:
2б – все задачи (5) решены правильно
1б – 4 задачи решены правильно
0.5б – 3 задачи решены правильно
ЗАДАНИЕ №8
После закрепления теоретического материала приступайте к выполнению практических заданий. Данный вид задания выполняется в парах. Один студент поочередно выполняет все указанные виды повязок, второй оценивает его согласно указанным критериям. Затем студенты меняются. Высшая оценка за повязку 8 баллов. Максимальное количество баллов за выполненные задания 80 баллов.
№ | Название повязки | Показание повязки | Положение пациента | Ширина бинта | Закрепляющий тур | Раскатывание бинта | Наложение туров | Закрепление бинта | Эстетический вид повязки | итог |
1 | На глаз | | | | | | | | | |
2 | «Чепец» | | | | | | | | | |
3 | Крестообразная на затылок | | | | | | | | | |
4 | «уздечка» | | | | | | | | | |
5 | На молочную железу | | | | | | | | | |
6 | На 1палец | | | | | | | | | |
7 | «Дэзо» | | | | | | | | | |
8 | Крестообразная на г\стоп суст. | | | | | | | | | |
9 | «перчатка» | | | | | | | | | |
10 | «варежка» | | | | | | | | | |
Критерии оценки:
80б - 71б оценка 5б
70б – 61б оценка 4б
60б – 51б оценка 3б
50б….. оценка 2б
ЗАДАНИЕ №9
Вставьте слова, подходящие по смыслу:
Раздел хирургии изучающий повязки называется…………
При наложении повязки медсестра находиться ………….. по отношению к пациенту.
Наложение повязки всегда начинают с ……………….. туров.
Наложение повязки чаще всего производят о т……………… к центру.
Бинт при наложении повязки …….. по бинтуемой поверхности и равномерно натягивают.
Предыдущий тур закрывается последующим на ……… ширины бинта.
При использовании 2-3 бинтов их не ………………………
Узел, при закреплении бинта ………………… завязывать над раной.
Наложением нескольких туров друг на друга выполняется ……….
Повязка.
У …….. повязки туры не соприкасаются друг с другом.
Туры бинта перекрещиваются друг с другом при наложении ..…… повязки.
Черепашья повязка бывает: ……… и …………..
Кроме культи ……… повязку накладывают на голове и кисти.
Повязку ……….. изготавливают из части бинта и накладывают на нос, подбородок, затылок и темя.
Тугая повязка приведёт к нарушению ……….. и ……………..
Критерии оценки:
0-2 ошибки – 5б
3-4 ошибки – 4б
5-6 ошибки – 3б
7-8 ошибки – 2б
ВЫ выполнили все задания и сможете оценить себя, выставив все баллы за выполнение каждого задания в таблицу.
Задания | Балл |
Задание 1 | |
Задание 2 | |
Задание 3 | |
Задание 4 | |
Задание 5 | |
Задание 6 | |
Задание 7 | |
Задание 8 | |
Задание 9 | |
Итог: | |
Ошибки:
24-19 баллов – оценка 5
18-16 баллов – оценка 4
15-11 баллов – оценка 3
10 баллов и ниже – оценка 2
Выставите себе итоговую оценку за работу на занятии.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Основная:
Барыкина Н.В, Чернова О.В. Сестринское дело в хирургии. Практикум. Изд. 8-е,2011г.
Дополнительная:
Стецюк В.Г. Сестринское дело в хирургии. М.ГЭОТАР-Медиа.2010
Василенко В.А. Справочник операционной и перевязочной сестры. Изд. ФЕНИКС, Ростов-на-Дону 2012
Зырянская В.Г., Барыкина Н.В. Сестринское дело в хирургии. Изд. ФЕНИКС, Ростов-на-Дону 2010
Петров С.В. Общая хирургия. – М: Издательство: ГЭОТАР- Медиа, 2010
Интернет-ресурсы:
http://www.fcgsen.ru
https://вологда.рф/upload/iblock/a8d/perevyazka.jpg
http\www.mednet.ru
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Эталон ответов к заданию №6
1-А, 2-В, 3-Б, 4-Б, 5-Б, 6-Б, 7-Б, 8-Б, 9-В, 10-Б.
Эталон ответов к заданию № 9
Вставьте слова, подходящие по смыслу:
Раздел хирургии изучающий повязки называется ДЕСМУРГИЯ.
При наложении повязки медсестра находиться лицом по отношению к пациенту.
Наложение повязки всегда начинают с закрепляющих туров.
Наложение повязки чаще всего производят о периферии к центру.
Бинт при наложении повязки раскатывают по бинтуемой поверхности и равномерно натягивают.
Предыдущий тур закрывается последующим на 1\2 – 2\3 ширины бинта.
При использовании 2-3 бинтов их не связывают.
Узел, при закреплении бинта нельзя завязывать над раной.
Наложением нескольких туров друг на друга выполняется циркулярная (круговая) повязка.
У ползучей повязки туры не соприкасаются друг с другом.
Туры бинта перекрещиваются друг с другом при наложении крестообразной (восьмиобразной) повязки.
Черепашья повязка бывает: расходящаяся и сходящаяся.
Кроме культи возвращающую повязку накладывают на голове и кисти.
Повязку пращевидную изготавливают из части бинта и накладывают на нос, подбородок, затылок и темя.
Тугая повязка приведёт к нарушению кровообращения и лимфообращения.
Рецензия
на рабочую тетрадь по теме: «Десмургия»
Куц Елены Геннадьевны, преподавателя
ПМ 02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах МДК 02 01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях.
Кыштымского филиала ГБПОУ «Миасский медицинский колледж»
Рабочая тетрадь создана для самостоятельного внеаудиторного контроля знаний студентов по теме: «Десмургия». Рабочая тетрадь может быть использована для контроля знаний на практических занятиях.
Тема «Десмургия» очень важна в изучении хирургических болезней, их диагностики и лечении.
В данной рабочей тетради представлен сборник заданий для закрепления практических знаний и формирования профессиональных и общих компетенций.
Материалы рабочей тетради помогут педагогу провести практическое занятие в форме урока – семинара и способствуют освоению студентами
общих и профессиональных компетенций.
Рабочая тетрадь составлена в соответствии с требованиями ФГОС 111 поколения и может быть рекомендовано к использованию в учебном процессе.
Рецензент: _____________
Позднякова Л.П. главная медицинская сестра ГБУЗ ГБ им. А. П. Силаева, г. Кыштыма.
М.П.