СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая тетрадь для студентов по биологии к разделу "Медицинская паразитология"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данна тетрадь предназначена  для аудиторной рабты студенатм на уроках биологии медицинского профиля. Здесь даны задания, сотавленные по всем темам раздела, предусмотренными программой в соовествии с ФГОС  и  соответствуюттребованиям  к резуьтатам освоения программы  подготовки специалисто среднегозвена специальность 34.02.01 Сестринское дело. 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая тетрадь для студентов по биологии к разделу "Медицинская паразитология"»


Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Самарский медицинский колледж им Н. Ляпиной»

Филиал «Борский»















Рабочая тетрадь

Для студентов к теоретическим занятиям по дисциплине

ОУД.10 Биология

Раздел «Медицинская паразитология»





Специальность 34.02.01 Сестринское дело









Борское, 2021 год

Пояснительная записка


Рабочая тетрадь предназначена для самостоятельной работы студентов, изучающих дисциплину «Биология»

Задания в рабочей тетради составлены по всем темам раздела, предусмотренными рабочей программой дисциплины и соответствуют требованиям к результатам освоения программы подготовки специалистов среднего звена по специальности «Сестринское дело».

В процессе работы студенту необходимо:

  • прочитать текст задания;

  • найти необходимую информацию в учебнике, лекции или в дополнительной литературе по соответствующей теме;

  • выполнить задание в специально предусмотренном для этого месте в рабочей тетради.

После изучения раздела студент должен уметь :

-

После изучения раздела студент должен знать:

-роль простейших и гельминтов в заболеваемости человека;

-морфологию, физиологию и экологию простейших и гельминтов, методы их изучения;

-основы эпидемиологии инфекционных болезней, пути заражения, локализацию в организме человека, основы химиотерапии и химиопрофилактики паразитарных заболеваний.























Тема: ПАРАЗИТИЗМ И ПАРАЗИТАРНЫЕ БОЛЕЗНИ ЧЕЛОВЕКА


Цель: изучить и знать особенности паразитизма, типы паразитов.


Задания для самостоятельной работы


1.Дать определение понятиям:


Паразитизм______________________________________________________

_________________________________________________________________.



Выбрать, на каком рисунке показано взаимоотношение «паразит- хозяин»




А. Б. В.



Г. Д. Е.



2.Заполнить схему «Классификация паразитов»


П аразиты




По обязательности образа жизни

По локализации





Истинные

?

Эктопаразиты

?






?

Облигатные


?

?

?







Периодические

?

?











3.Охарактеризовать паразитов по образу жизни и по месту локализации.


  1. 2. 3.





4. 5.



6.


1 аскарида, 2 человеческая вошь, 3 личинка мухи, 4 конская пиявка, 5комар , 6 червь ришта.

Например: 1 аскарида- по обязательности жизни это истинный облигатный, постоянный; по локализации эндопаразит ( тканевый, полостной).


  1. Используя материал стр. 321-324 ответьте на вопросы ( письменно)

  1. В чём заключается воздействия паразита на хозяина?

  2. Назовите способы адаптации у паразитов в связи с переходом к паразитическому образу жизни.

  1. Что значит «трансмиссивные заболевания»?

  2. Как делят заболевания человека в зависимости от типа возбудителя?

  3. Какие трансмиссивные заболевания различают?

  4. Какие заболевания называются облигатно-трансмиссивными и факультативно-трансмиссивными ?

  5. Назовите группы трансмиссивных заболеваний.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________





Тема: ОБЩАЯ И МЕДИЦИНСКАЯ ПРОТОЗООЛОГИЯ


























Паразитология


Общая характеристика и классификация простейших, методы их изучения.

Задание №1.

Рассмотрите представленные изображения простейших и назовите их:


   


  1. __________________ 2.__________________ 3.__________________


Задание №2.

К каким классам относят представленные в задании №1 простейшие

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание №3.

Органоиды пищеварения простейших

________________________________________________________________________________________________________________________


органы движения

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тип питания

________________________________________________________________________________________________________________________


Задание №4


Зарисуйте строение дизентерийной амебы:




Вегетативной формы





Цисты.






Чем они отличаются

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Тема 4.2. Частная протозоология.

Задание №1.

Заполните таблицу:

паразит

болезнь

Способ заражения

человека

Географическое

Распространение

паразита



Животные –

Резервуары

Возбудителя

болезни

Балантидий







Саркодовые: - дизентерийная амёба





Жгутиковые:

Лямблия







Трихомонада







Лейшмания







Малярийный плазмодий








Задание №2.


Перечислите методы обнаружения простейших:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Образцы каких тканей берутся на исследование: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание №3.

Опишите мероприятия для профилактики протозоозов.

Кишечный амебиаз

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Малярия

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Трихомониаз

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Токсоплазмоз

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________





Общая характеристика и классификация гельминтов.

Задание №1

Дайте определение терминам:

Паразитология_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Паразиты___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Хозяин возбудителя_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Паразиты постоянные__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Факультатиные паразиты __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Гельминты__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Геогельминты________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Биогельмииты_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Стробила_______________________________________________________________________________________________________________

Сколекс_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________








Задание №2

По строению и форме гельминты бывают:

Задание №3

Приведите примеры различных типов инвазии гельминтов


Какой механизм заражения

пример

биогельминты






геогельминты






Контагенозные гельминтты






Задание №4

Заполните таблицу по образцу, выявив наиболее характерные черты строения гельминтов:


Цестоды

Трематоды

Нематоды

удлиненное тело, похожее на ленту


плоская листовидная форма тела

удлиненное тело нитевидной формы













Задание №5

Перечислите, какими путями паразит попадает в организм:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание №6

Приведите примеры гельминтов, поражающих данные органы

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________




Задание №7

Прочитайте приведенные ниже высказывания. Если вы считаете их верными поставьте в скобках да, если нет- нет.

  1. В организме человека паразитируют в основном два типа гельминтов: плоские и круглые черви.(…)

  2. Описторх – представитель класса нематод .(…)

  3. Различают три основных вида гельминтов: .(…)

  4. Трематоды отличаются плоской листовидной формой тела и имеют одну или две присоски. .(…)

  5. Энтеробиоз – самый распространенный гельминтоз детей дошкольного возраста (…)

Методы изучения гельминтов. Частная гельминтология

Обнаружение гельминтов в биологическом материале, объектах окружающей среды Методы микробиологической диагностики гельминтозов


Документ , подтверждающий проведение диагностики среди населения

.

МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ. БИОЛОГИЧЕСКИЕ И МИКРОБИОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ЛАБОРАТОРНАЯ ДИАГНОСТИКА ГЕЛЬМИНТОЗОВ И ПРОТОЗООЗОВ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ МУК 4.2.3145-13 1.

Разработаны Институтом медицинской паразитологии и тропической медицины им. Е.И.Марциновского ГБОУ ВПО Первого Московского государственного медицинского университета (МГМУ) им. И.М.Сеченова; Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека; ФБУЗ "Федеральный центр гигиены и эпидемиологии"; кафедрой факультетской хирургии N 1 Первого МГМУ им. И.М.Сеченова; отделом хирургии печени НИЦ Первого МГМУ им. И.М.Сеченова; ФБУН "Ростовский НИИ микробиологии и паразитологии" Роспотребнадзора; Военно-медицинской академией им. С.М.Кирова; НИИ эпидемиологии и микробиологии им. Н.Ф.Гамалеи; Российским научным центром хирургии им. Б.В.Петровского РАМН; кафедрой молекулярной биологии МГУ им. М.В.Ломоносова; кафедрой тропических и паразитарных болезней Российской медицинской академии последипломного образования; Управлением Роспотребнадзора по городу Москве; ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве". 2. Рекомендованы к утверждению Комиссией по государственному санитарно-эпидемиологическому нормированию Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (протокол от 29 октября 2013 г. N 3). 3. Утверждены вр.и.о. руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главного государственного санитарного врача Российской Федерации А.Ю. Поповой 26 ноября 2013 г. 4. Введены взамен МУК 4.2.735-99 "Паразитологические методы диагностики гельминтозов и протозоозов".




Различные методики диагностики гельминтозов позволяют не только выявить гельминт, но и определить интенсивность паразитарной инфекции.

Гельминтозы – это группа паразитарных заболеваний, которые встречаются как у человека, так и у животных. На сегодняшний день идентифицированы сотни видов различных гельминтов. Чаще всего встречаются плоские и круглые черви, а также нематоды, скребни и другие виды. В организме человека могут паразитировать более 300 видов различных гельминтов.

Паразиты способны поражать не только желудочно-кишечный тракт, но и любые другие органы: печень, мозги, глаза, сердце.

Чаще всего заражение гельминтами происходит через зараженную пищу, воду, а также через немытые руки.

ПРЯМЫЕ И КОСВЕННЫЕ МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ГЕЛЬМИНТОЗОВ

На сегодняшний день разработано множество методов диагностики гельминтозов, однако всех их можно разделить на две большие группы: прямые и косвенные. К прямым методам диагностики относятся те исследования, которые позволяют непосредственно выявить гельминты, их фрагменты, личинки или яйца. Косвенные методы диагностики гельминтозов основываются на выявлении вторичных изменений, характерных для той или иной разновидности гельминтоза.

Самыми популярными прямыми методами диагностики гельминтозов являются макро- и микрогельминтоскопические методы исследований.

МАКРОГЕЛЬМИНТОСКОПИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Макроскопические исследования позволяют обнаружить гельминтов (или их фрагменты) в фекалиях больного. Некоторых паразитов удается выявлять невооруженным глазом. Также макроскопические методы исследований предусматривают использование чашек Петри и лупы для выявления более мелких паразитов. С помощью макроскопических методов исследования выявляются аскариды и острицы.

МИКРОГЕЛЬМИНТОСКОПИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

С помощью микроскопических методов исследования удается обнаружить яйца и личинки паразитов. Для этого может применяться метод Като, предусматривающий анализ толстого мазка на покровной пластинке. Метод Като не позволяет выявить все ВИДЫ ГЕЛЬМИНТОВ , поэтому часто данное исследование дополняется методами копровоскопии (метод Фюллеборна или метод Калантаряна), предусматривающие подкрашивание кала для достижения контраста. При сочетании метода Като с количественными методами исследования (например, метод Столла) удается определить интенсивность паразитарной инвазии.

ИММУНОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Иммунологические методы диагностики гельминтозов основаны на обнаружении в сыворотке крови специфических антител к тем или иным гельминтам. Для иммунологического исследования применяется метод непрямой гемагглютинации, иммуноферментного анализа, иммуноэлектрофореза, иммуноабсорбции и другие серологические методы исследований крови.

Иммунологические методы исследования применяются для диагностики альвеококкоза, эхинококкоза, цистицеркоза, аскаридоза, шистосомоза и других гельминтозов.

АНАЛИЗ ЖЕЛЧИ И ДУОДЕНАЛЬНОГО СОДЕРЖИМОГО

Анализ желчи и дуоденального содержимого проводится в том случае, когда имеются подозрения на поражения паразитами печени, желчного пузыря или двенадцатиперстной кишки. Иногда с помощью данного исследования выявляется описторхоз, клонорхоз, стронгилоидоз и другие гельминтозы.

БИОПСИЯ

НекоторыеВИДЫ ГЕЛЬМИНТОВ  паразитируют в мышечных тканях (например, трихинеллы). В данном случае исследование биоптатов (образцов тканей, взятых при биопсии) позволяет установить точный диагноз.

ЭЛЕКТРОПУНКТУРНАЯ ДИАГНОСТИКА

Электропунктурная диагностика основана на анализе сопротивления кожи при раздражении ее слабым электрическим током. Электропунктурная диагностика при подозрении на гельминтоз может проводиться двумя способами: по методу Фолля или с помощью резонансного тестирования.

ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

При гельминтозах также проводится ультразвуковое исследование, ФЭДГС, рентгенография и компьютерная диагностика. Эти методы позволяют определить степень вреда, нанесенного гельминтами, а также определить состояние отдельных органов.


Задание № 1


Методы диагностики гельминтозов подразделяются на две большие группы – прямые и косвенные методы. К прямым методам диагностики относятся те методы, которые ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

К косвенным методам выявления гельминтозов относятся методы, которые помогают выявить вторичные изменения, произошедшие в человеческом организме в результате воздействия на него гельминтов.


Самыми распространенными прямыми методами выявления гельминтов являются макрогельмитоскопические и микрогельминтоскопические методы исследования.

Макрогельмитоскопические методы исследования используются для выявления гельминтов либо их фрагментов.

При помощи микрогельминтоскопических методов исследования обнаруживают яйца и личинки гельминтов.

Заполните таблицу, ориентируясь на пример по 1строке.

вида гельминтозов

Применяемые методы исследования

Образцы материала на исследование

Кишечные(энтнробиоз)

Копрологическое исследование

Макроскопическое исследование

Микроскопическое исследование

Фекалии, материал из подногтевого пространства

Тканевые (трихинеллёз)







Лёгочные (парагоним)












Задание № 2

Рассмотрите фотографию и определите, какой метод исследования п редставлен. Опишите, в чем он заключается.



__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________




Задание №3

Внимательно рассмотрите рисунки. Каким гельминтам принадлежат описанные ниже яйца:




обычно имеет форму овала, реже шара; размеры варьируются в пределах 50-70 на 40-50 мкм. Яйцо защищено оболочкой из нескольких слоев; снаружи располагается белковая оболочка, бугристая, прозрачная до тех пор, пока находится в половой системе самки. Когда яйцо выходит в кишечник, наружная оболочка приобретает коричневый либо темно-желтый оттенок и утрачивает прозрачность.


_________________________________ ___



почти прозрачные, продолговатые, ассиметричные, одна сторона яйца сплюснута . Длина яиц 0,05-0,06 миллиметра, поперечник – 0,02-0,03 миллиметра.

_ _________________________________


Яйца широкоовальные, крупные (70 х 45 мкм), с двухконтурной оболочкой, имеют на одном полюсе крышечку, на другом —бугорок.




_________________________________________

Задание №4

Заполните таблицу:

инфекция

Возбудитель инфекции

Источники заражения.

Характерные клинические проявления


Аскаридоз











Энтеробиоз














Дифиллоботриоз








Эхиннококкоз








Трихоцефаллез








Анкилостомоз












Задание №5

Вам представлены химиотерапевтические препараты, применяемые для лечения инфекционных и паразитарных заболеваний. Выберите противогельминтные препараты


1.   2.   3. 

4.   5.   6.


________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание №6

Предложите мероприятия для профилактики гельминтозов.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Назвать паразитов. Указать Класс каждого паразита.


  1. 2. 3(а). 4.


5. 6. 7. 8.

9 (а), 9б, 9в.


10. 11. 12. 13.


14. 15. 16.










Решите тесты ( свой вариант)


Тема: « Простейшие – паразиты человека».

Вариант №1. 1. Какие органоиды движения служат для передвижения саркодовых:

  1. Ложноножки:

  2. Жгутики4

  3. Реснички;

  4. Миофобриллы.

2.В каких органах паразитирует мелкая вегетативная форма дизентерийной амёбы:

  1. Желудок;

  2. Просвет толстого кишечника;

  3. Желчный пузырь;

  4. Лёгкие.

3.Как называются лица, являющиеся распространителями цист:

  1. Бактерионосители;

  2. Цистоносители;

  3. Вирусоносители;

  4. Виброносители.

4.Органеллы, регулирующие водно- солевой баланс:

  1. Пищеварительные вакуоли;

  2. Сократительные;

  3. Реснички;

  4. Ядро.

5.В какую форму превращаются амёбы при неблагоприятных условиях:

  1. Цисты;

  2. Зиготы;

  3. Свободноживущие формы;

  4. Гаметы.

6.В каких органах паразитируют кишечные трихомонады:

  1. Тонкий кишечник;

  2. Толстый кишечник;

  3. Печень;

  4. Лёгкиею.

7.Назовите виды амёб:

  1. ………

  2. ………..

  3. …………

8.Болезни, вызываемые некоторыми простейшими:

  1. Токсоплазмоз;

  2. Лейшманиоз;

  3. Амёбиоз;

  4. Педикулёз.

9.Как происходит размножение простейших:

  1. Делением;

  2. Коньюгацией;

  3. Мейозом;

  4. Амитозом.

10.Заболевания, вызываемые простейшими.

  1. Цестодозы;

  2. Цистоцеркозы;

  3. Протозойные; 4. Нематодозы.

Тема: « Простейшие – паразиты человека».

Вариант №2.

1. Как размножаются споровики:

  1. Простое деление;

  2. Коньюгация;

  3. Шизогония;

  4. Спорогония

2.Какая стадия малярийного плазмодия является инвазионной для человека:

  1. Шизонт;

  2. Гамонт;

  3. Спорозоит;

  4. Зигота.

3.Основной хозяин таксоплазмы:

  1. Человек;

  2. Рыбы;

  3. Кошки;

  4. Свиньи.

4. Как называется клеточный рот у инфузорий:

  1. Цитостом;

  2. Цитофаринкс4

  3. Клеточная глотка;

  4. Пелликула

5.Тело инфузорий покрыто:

  1. Цитостомом;

  2. Цитофаринксом;

  3. Пелликулой;

  4. Жгутиками.

6.Органеллы передвижения у инфузорий:

  1. Ложноножки;

  2. Жгутики

  3. Мембрана;

  4. Реснички.

7.Стадии развития амёбы:

  1. Крупная вегетативная;

  2. Циста;

  3. Тканевая;

  4. Мелкая вегетативная .

8.Инфузория, паразитирующая в организме человека.

  1. Туфелька;

  2. Лямблии;

  3. Балантидий;

  4. Дизентерийная амёба.

9.Болезни, вызываемыё представителями простейших.

  1. Балантидиоз;

  2. Лейшманиоз;

  3. Гименолмпедоз;

  4. Амёбиоз.

10.Переносчиками кожного лейшманиоза являются:

  1. Москиты; 2. Грызуны; 3. Комары; 4. Мухи.

















Тема: « Круглые черви»

Вариант №1.

1. Болезни, вызываемые круглыми червями:

  1. Трематодозы;

  2. Нематодозы;

  3. Цистоцеркозы;

  4. Фасциолёз.

2.Кто относится к геогельминтам:

  1. Острица;

  2. Власоглав;

  3. Эхиноккок;

  4. Аскарида.

3.Кто развивается в организме человека с перемещением по кровеносной системе:

  1. Острица;

  2. Аскарида;

  3. Власоглав;

  4. Кривоголовка.

4.Живородящий гельминт – это:

  1. Трихинелла;

  2. Острица;

  3. Власоглав;

  4. Кривоголовка.

5.Кто вызывает заболевание дракункулез:

  1. Острица;

  2. Ришта;

  3. Власоглав;

  4. Аскарида.

6.Кто является раздельно полым:

  1. Свиной цепень;

  2. Эхиноккок;

  3. Аскарида;

  4. Острица.

7.Острица вызывает заболевание:

  1. Трахоцефалёз;

  2. Энторобиоз;

  3. Дракункулёз;

  4. Цистоцеркоз.

8.Лабораторная диагностика ришты:

  1. Обнаружение яиц в мазках из фекалий;

  2. Исследования в мышцах больного (биопсия);

  3. Обнаружение яиц вокруг анального отверстия;

  4. Паразит виден под кожей.

9.Гельминты, жизненный цикл которых связан с живыми животными:

  1. Биогельминты;

  2. Геогельминты.

10.Власоглав- возбудитель заболевания:

  1. Энтеробиоза;

  2. Трихоцефалёза;

  3. Цистоцеркоза; 4. Аскаридоза.


Тема: «Круглые черви».

Вариант №2.

1. Кто является биогельминтами:

  1. Острицы;

  2. Ришта;

  3. Триинелла;

  4. Аскарида.

2.Гельминты, яйца или личинка которых развивается во внешней среде, называются:

  1. Геогельминты;

  2. Биогельминты.

3.Кто является раздельнополыми:

  1. Бычий цепень;

  2. Ришта;

  3. Альвеококк;

  4. Власоглав.

4.Кто вызывает заболевание трихоцефалёз:

  1. Острица;

  2. Ришта;

  3. Власоглав;

  4. Трихинелла.

5.Лабораторная диагностика остриц:

  1. Биопсия мышц больного;

  2. Обнаружение яиц в мазках из фикалий;

  3. Обнаружение яиц вокруг анального отверстия.

  4. Паразит виден под кожей.

6. Кто развивается в организме человека с перемещением по кровеносной системе:

  1. Власоглав;

  2. Острица;

  3. Аскарида;

  4. Кривоголовка.

7.Возбудителем какого заболевания является кривоголовка:

  1. Аскаридоз;

  2. Энтеробиоз;

  3. Анкилостомидоз;

  4. Трихоцефалёз.

8.Живородящий гельминт- это:

  1. Ришта;

  2. Острица;

  3. Власоглав;

  4. Аскарида.

9.Все круглые черви:

  1. Раздельнополые;

  2. Гермафродиты.

10.Постоянный хозяин остриц:

  1. Хищные животные;

  2. Рыбы;

  3. Крупный рогатый скот;

  4. Человек.
















Тема: « Медицинская гельминтология. Тип плоские черви».

Вариант №1. 1. Возбудитель фасциолёза:

  1. Лёгочный сосальщик;

  2. Печёночный сосальщик;

  3. Эхиноккок;

  4. Ланцетовидный.

2.У какого ленточного червя жизненный цикл связан с водной средой:

  1. Широкий лентец;

  2. Эхиноккок;

  3. Бычий цепень;

  4. Альвеоккок.

3.Возбудитель какой болезни является бычий цепень:

  1. Дифиллоботриоз;

  2. Цистоцеркоз;

  3. Тениаринхоз;

  4. Эхиноккокоз.

4.Как называется головка ленточных червей:

  1. Стобилла;

  2. Проглотида;

  3. Сколекс;

  4. Ботрии.

5.Кто является возбудителем двух заболеваний:

  1. Кошачий сосальщик;

  2. Бычий цепень;

  3. Свиной цепень;

  4. Эхиноккок.

6.Кто из паразитов проводит весь жизненный цикл в одном хозяине:

  1. Альвеоккок;

  2. Карликовый цепень;

  3. Широкий лентец;

  4. Бычий цепень.

7.К какому классу относится бычий цепень:

  1. Круглые;

  2. Плоские;

  3. Ресничные;

  4. Ленточные.

8.Постоянный хозяин эхиноккока:

  1. Хищные животные;

  2. Человек;

  3. Рыба;

  4. Крупный рогатый скот.

9.Органы прикрепления широко лентеца:

  1. Ботрии;

  2. Крючья;

  3. Присоски;

  4. Крючья и присоски.

10.Возбудитель дифиллоботриоза – это:

  1. Карликовый цепень;

  2. Печёночный сосальщик;

  3. Свиной цепень; 4. Широкий лентец.


Тема: « Медицинская гельминтология. Тип плоские черви».

Вариант 1.

  1. Сосальщики, жизненный цикл которых проходит на суше:

  1. Лёгочный;

  2. Печёночный;

  3. Кошачий;

  4. Лёгочный.

2.Возбудитель парагонимоза – это:

  1. Печёночный сосальщик;

  2. Лёгочный сосальщик;

  3. Ланцетовидный;

  4. Кошачий.

3.Как называется тело ленточных червей:

  1. Проглотида;

  2. Ботрия;

  3. Сколекс;

  4. Сторбилла.

4.Какое приспособление в строении есть у сосальщиков:

  1. Жгутики;

  2. Присоски;

  3. Реснички;

  4. Ботрии.

5.Болезни, вызываемые сосальщиками:

  1. Трематодозы;

  2. Фасциолёз;

  3. Цистецеркоз;

  4. Нематодозы.

6.Как называются членики ленточных червей:

  1. Стробилла:

  2. Ботрии;

  3. Проглотиды;

  4. Сколекс.

7.Какие плоские черви могут вызвать у человека поражение головного мозга.

  1. Эхиноккок;

  2. Бычий цепень;

  3. Широкий лентец;

  4. Печёночный сосальщик.

8.Какие признаки имеют ленточные черви:

  1. Тело имеет крючки и присоски;

  2. Имеется пищеварительная система;

  3. Отсутствует пищеварительная система.

  4. Зрелые членики содержат только матку.

9.Кошачий сосальщик – возбудитель:

  1. Описторхоза;

  2. Фасциолёз;

  3. Парагонимоз;

  4. Дикроцелиоз.

10.Промежуточные хозяева лёгочного сосальщика:

  1. Крабы;

  2. Моллюски; 3. Хищные животные; 4. Крупный рогатый скот.
















Ситуационные задачи

Первый вариант решает все нечётные задачи, второй вариант – чётные.


1. Медицинская протистология

1.При обследовании работников одного из пищевых предприятий города, у двух из них в фекалиях обнаружены 2-х и 3-ядерные цисты. Санитарный врач отстранил этих сотрудников от работы. Прав ли врач? Что бы Вы предприняли в подобной ситуации на месте врача?

2. При профилактическом осмотре работников пищевого предприятия в фекалиях одного из них обнаружены цисты округлой формы в диаметре 12 мкм, имеющие однослойную оболочку и четыре крупные пузырьковидные ядра. Какого паразита цисты обнаружены у работника? Нужна ли госпитализация, если симптомов заболевания у него не наблюдалось?

3. При профилактическом осмотре работников предприятия в фекалиях одного из них обнаружены цисты восьмиядерные, одетые двуслойной оболочкой и имеющие диаметр 20 мкм. Какого паразита цисты обнаружены у работника? Нужна ли госпитализация, если симптомов заболевания у него не наблюдалось?

4. В городскую поликлинику обратился больной, у которого на лице и правой руке образовались язвы. Из анамнеза больного: несколько месяцев назад, вернувшись из Туркмении, обнаружил на руке первичную папулу (бугорок величиной 1-3 мм). Постепенно бугорок рос, приобрел красновато-бурую окраску, затем на его поверхности появилась чешуекорочка, под которой обнаружилась кратерообразная язва.

Какой предварительный диагноз можно поставить?

Как поставить паразитологический диагноз?

Какие жизненные формы паразита можно обнаружить при микробиологическом исследовании?

5. В клинику поступил больной, приехавший пол года назад из экваториальной Африки. При осмотре установлено: увеличение лимфатических узлов, особенно в заднем треугольнике шеи, лихорадка, поражение нервной системы, проявляющееся в сонливости, особенно в утренние часы, нарушение сна в ночное время, головные боли, апатия. Для уточнения диагноза была взята кровь и пунктат лимфатических узлов. После окраски по методу Романовского-Гимзы в плазме крови и пунктате были обнаружены паразиты, имеющие удлиненное тело с волнообразной мембраной вдоль тела.

1. Какие паразиты, в какой жизненной форме были обнаружены?

2. Каким заболеванием болен человек?

3. Как произошло заражение?

6. К урологу обратился больной с жалобами на обильные выделения из мочеиспускательного канала, жжение, зуд, боли при мочеиспускании. При микроскопировании нативных мазков выделений были обнаружены одноклеточные организмы размером 25 мкм, грушевидной формы, имеющие 4 свободных жгутика одинаковой длины. Аксостиль выступает на заднем конце тела в виде шипика.

1. Какой паразит был обнаружен?

2. Какой диагноз у этого больного?

3. Каким способом могло произойти заражение?

7. В гастроэнтерологическое отделение больницы поступил ребенок, у которого неустойчивый стул, периодически наблюдаются поносы с выхождением светлоокрашенной слизи. Ребенок жалуется на боли в животе, иногда схваткообразные, на слабость, быструю утомляемость. При микроскопировании дуоденального содержимого больного были обнаружены одноклеточные паразиты грушевидной формы.

1. Какое заболевание у ребенка?

2. Каким образом могло произойти заражение?

8. В больницу скорой медицинской помощи доставлен больной с симптомами: сильная лихорадка, температура тела 40-410, сильная головная боль, боли во всем теле, тошнота, одышка, обильное потоотделение. При сборе анамнеза врач установил, что подобный приступ наблюдался два дня назад. Больной две недели назад вернулся из командировки в Узбекистан.

1. Какое заболевание можно предположить?

2. Какие анализы необходимо сделать для подтверждения диагноза?

3.Какие жизненные формы паразита могут быть обнаружены при лабораторной диагностике?

В морг доставлен труп новорожденного ребенка, у которого обнаружены различные уродства. Предполагается, что причиной смерти мог быть врожденный токсоплазмоз. Какие анализы необходимо провезти для точного установления причины смерти?

10. К врачу обратилась беременная женщина с жалобами на субфебрильную температуру, головные боли, ухудшение сна, раздражительность. При обследовании врач обнаружил увеличение лимфатических узлов, особенно заднешейных, затылочных, увеличение печени. До этой беременности у женщины было два самопроизвольных выкидыша. Врач заподозрил токсоплазмоз. Какие анализы необходимо провести для уточнения диагноза? Каким образом могла заразиться женщина?

11. У больного кровавый понос. При микроскопии фекалий обнаружены слизь, гной и масса крупных паразитов овальной формы, покрытых ресничками. На окрашенном препарате в теле паразита виден гантелевидной формы макронуклеус и пульсирующие вакуоли. Какой паразит обнаружен, определить систематическое положение?

12. У больного с симптомами поражения желудочно-кишечного тракта обнаружены цисты лямблий. Можно ли на этом основании говорить, что симптомы вызваны паразитированием лямблий, или необходимо прежде провести дополнительные исследования?

13. В зоопарк привезены антилопы из Африки. В мазках взятой у них крови

обнаружены трипаносомы. Представляют ли эти антилопы эпи­демиологическую опасность, и, если представляют, то какие профилак­тические мероприятия необходимо провести?

Нет, переносчик-муха цеце, обитающая не в России.

14. Группа туристов из Сибири, возвратившись из Туркмении, привезла песчанок. У песчанок на коже обнаружены язвы. Представляют ли эти животные эпидемиологическую опасность в условиях Сибири, и, если представляют, то какие необходимо провести профилактические меро­приятия?

Нет, в Сибири москитов нет.

15. При обследовании работников столовой у одного из них обнаружен лямблиоз, у другого — мочеполовой трихомонадоз. Кто из них представ­ляет эпидемиологическую опасность? Какие профилактические меры следует принять?

16. При профилактическом осмотре обслуживающего персонала в бане

у одной из работниц выявлен лямблиоз, у другой – мочеполовой трихомонадоз.

Кто из них представляет эпидемиологическую опасность?

Ка­кие профилактические меры следует принять?

17. В одном из районов Туркмении, вдали от населенных пунктов, начина­ется строительство канала. Для работы на стройке приезжают ра­бочие из России. Против какого протозойного заболевания следует им сделать прививку?

18. У больного юноши 15 лет отмечены периодические приступами лихорадки с повышением температуры до 40° С.

Заболел, будучи с родителями в одной из африканских стран. У больного выражена анемия, увеличена печень, селезенка. Что необходимо сделать для постановки диагноза? Представляет ли данный больной эпидемическую опасность в Красноярске?

19. Обследованы работники свинофермы с острой формой кишечного расстройства. Какой предварительный диагноз можно поставить, исходя из их профессии? Покажите одну из жизненных форм паразита, способного инвазировать людей этой профессии.

2.2. Медицинская гельминтология

1. К врачу обратился мужчина, употребивший в пищу печень крупного рогатого скота. В остатках печени был обнаружен паразит листовидной формы размером более 2-х сантиметров. Какой это паразит? Каковы могут быть последствия для человека, съевшего зараженную печень?

2. При капрологическом обследовании больного были обнаружены яйца гельминта размером 130 мкм, желтые, овальной формы с крышечкой. Яйца какого гельминта обнаружены в кале больного? Можно ли на основе результатов анализа поставить диагноз?

3. В клинику доставлен больной с симптомами: температура 38-39, слабость, отдышка, кашель с большим количеством мокроты, в мокроте примесь крови. При лабораторном исследовании мокроты обнаружены яйца красновато-коричневого цвета, овальной формы, размером 60-75 мкм. Какой диагноз можно поставить?

Как мог заразиться больной?

4. В клинику обратился больной, проживающий в Ачинском районе с жалобами на боли в животе, в области правого подреберья. Боли периодически обостряются в виде приступов желчной колики, часто возникают головокружения, головные боли, диспептические расстройства. При микроскопировании кала и дуоденального содержимого были обнаружены яйца по форме напоминающие огуречные семена серого цвета, размером 10х30 мкм. Какай диагноз можно поставить на основании этого анализа?

5. При микроскопировании кала больного, проживающего в поселке на берегу Амура, были обнаружены яйца размером 60-75 мкм желто-коричневого цвета с крышечкой на одном конце и утолщением оболочки на противоположном.

Какой диагноз можно поставить на основе анализа?

Каким образом мог заразится больной?

6. В больницу г. Туруханска Красноярского края поступил больной с жалобами на тошноту, рвоту, боли по всему животу, температура субфебрильная, на языке ярко-красные, болезненные пятна и трещины; живот вздут, стул жидкий и обильный. При лабораторном обследовании кала обнаружено большое число яиц овальной формы, желтовато-серого цвета, на одном конце яйца находится бугорок, на другом конце – крышечка; размеры яйца 70х45 мкм.

1. Какой диагноз можно поставить на основании результатов анализа?

2. Как произошло заражение человека?

7. К врачу-окулисту обратился больной с жалобой на боль в глазу и снижения остроты зрения. Обследование показало наличие в передней камере глаза овального образования диаметром около 8 мм. Врач написал направление для сдачи копрологического анализа.

1. Какое заболевание заподозрил врач?

2. Для чего был необходим копрологический анализ?

8. К врачу педиатру привели мальчика 4 лет с жалобами: головные боли, повышенная нервная возбудимость, раздражительность, длительный понос, потеря аппетита и похудение, боли в кишечнике. При копрологическом исследовании были обнаружены прозрачные бесцветные яйца размером – 45-50 мкм с тонкой двуконтурной оболочкой от полюсов отходят тонкие нити, внутри яйца зародыш с 6 крючьями. Какой диагноз поставил врач?

9. Во время профилактического рентгенологического обследования грудной клетки в легких пастуха обнаружено опухолевидное образование округлой формы. Край опухоли ровный, внутри равномерное затемнение, при этом отмечается «поверхностное дыхание» этого новообразования.

1. Каков предположительный диагноз?

2. Каким образом произошло заражение больного?

10. При патологоанатомическом обследовании трупа охотника, проживавшего в поселке Туруханск Красноярского края в печени было обнаружено новообразование состоящее из плотных беловатых узелков, сросшееся с тканью органа. Каким паразитарным заболеванием страдал умерший?

11. В сельскую поликлинику обратился больной с жалобами на изнурительный кашель, кровохарканье, насморк, зуд, субфебрильную температуру, продолжающихся около 2 недель. Анализ крови показал повышенную СОЭ. Для уточнения паразитологического диагноза врач назначил анализ мокроты, где были обнаружены микроскопические личинки.

1. Чем болен пациент?

2. Как произошло заражение?

3. Назовите инвазионную стадию гельминта.

12. Житель сельской местности поступил в гастроэнтерологическое отделение Краевой больницы с выраженным желудочно-кишечным расстройством. Для уточнения диагноза было проведено микроскопирование мазков фекалия больного. Были обнаружены яйца коричневого цвета, размером 40-50мкм, с бугристой наружной оболочкой. Какой паразитологический диагноз можно поставить на основании проведенного анализа?

13. У трёхлетнего ребенка с посещением детского сада, мать стала отмечать нарушение сна, потерю аппетита, частые поносы. При внимательном рассмотрении кала ребенка, мать увидела белых, подвижных червей 1 см длиной. При обращении к участковому педиатру она подробно описала ситуацию, на что врач дал направление на лабораторные исследования для уточнения диагноза.

1. Какое заболевание заподозрил доктор?

2. Какой метод лабораторной диагностики наиболее информативен в данном случае?

14. Спустя пять суток после употребления в пищу соленого свиного сала, купленного на стихийном рынке на окраине города, у молодого человека появилась лихорадка, мышечные боли, слабость, отек век. Больной в тяжелом состоянии был доставлен в инфекционное отделение Краевой больницы. При осмотре больного, учитывая анамнез, врач попросил доставить в лабораторию больницы остатки пищи (сало) для исследования. Осмотр невооруженным глазом ничего не дал. Проведенный микроскопический анализ показал наличие паразита.

1. Какой паразит был обнаружен в сале?

2. В какой жизненной форме он там находился?

15. В детском коллективе выявлена высокая пораженность энтеробиозом. Можно ли избавиться от заболевания без применения медикаментозного лечения? Какие группы населения в наибольшей степени подвержены заражению энтеробиозом и почему?

16. Какими ленточными червями можно заразиться при использовании одних и тех же разделочных досок для сырого мяса и продуктов, не подлежащих термической обработке?

17. При поступлении на работу в комбинат питания выпускник ПТУ проходил медицинский осмотр. В мазке фекалий были обнаружены яйца овальной формы, на одном из концов имеется крышечка, желтого цвета, размеры 120 - 130 мкм. Что вы заподозрили? Каковы ваши действия? Можно ли его допустить к работе?

18. При разделке рыбы, выловленной в одном из северных притоков Енисея, в мышцах и под кожей обнаружены беловатого цвета образования лентовидной формы, но без четкого подразделения тела на сегменты. Чем может быть заражена рыба? Опасно ли употреблять её в пищу? Покажите на препарате одну из жизненных форм этого паразита. Как поражается рыба? Как заражается человек?

19. На рентгенограмме в печени просматривается опухоль размером с куриное яйцо, круглой формы с равномерным затемнением. Из анамнеза: больной ранее в течение многих лет занимался охотой и сейчас в доме содержит 2-х охотничьих собак. Какое паразитарное заболевание можно заподозрить у больного? Какие исследования нужно провести дополнительно? Назвать систематическое положение этого паразита.

20. В кале пятилетнего ребенка обнаружен червь веретеновидной формы, бледно-сероватого цвета, 14-16 см. длиной. Что это за животное? Как оно попало в организм ребенка? Чем болен ребенок? Покажите на препарате похожего червя.

21. У больной восьми лет в глазу обнаружено опухолевидное образование с прозрачным содержимым и внутри видна ввёрнутая внутрь головка паразита. Ваш диагноз. Покажите подобного паразита в одной из жизненных форм на препарате. Как инвазировалась больная? Что ещё необходимо проверить больной после выздоровления?

22. Больному проведена операция - аппендэктомия. Внимательный осмотр червеобразного отростка показал, что на фоне тканей кишечника четко видны живые червеобразные существа белого цвета, передний конец тела которых находится в толще стенки. Что это за червь? Покажите его на препарате. Назовите заболевание, приведшее больного на операционный стол.

23. Геологи употребляли в пищу мясо медведя в течение недели. Через десять дней все почувствовали себя плохо. Заболевание протекало остро, с высокой температурой, болями в мышцах, отеками век. Какое заболевание можно заподозрить? Какие исследования нужно провести для уточнения диагноза?

24. К врачу обратился мужчина, сообщив об употреблении в пищу печени крупного рогатого скота, где в протоках печени им был обнаружен паразит листовидной формы размером более 2 см. Анализ яиц паразита показал, что длина их 130 мкм, они желтого цвета с крышечкой. Какой это паразит? Какие последствия можно ожидать человеку, съевшему зараженную печень?

25. В клинику доставлен больной с диагнозом: непроходимость кишечника. На операционном столе при вскрытии кишечника обнаружен плотный клубок из 20 веретеновидной формы червей сероватого цвета, размеры колеблются от 12 - 20 см. Какого паразита обнаружили хирурги? Покажите этого паразита. Какие жизненные формы его можно обнаружить в организме человека? Как инвазировался больной?

2.3. Медицинская арахноэнтомология

1. В одном из посёлков Средней Азии обнаружено заболевание людей клещевым возвратным тифом. Как распространяются и циркулируют возбудители возвратного тифа (спирохеты) в этом очаге? Перечислите профилактические мероприятия.

2. В клинику обратился больной с жалобами на зуд, в межпальцевых складках, тыльной стороне ладони, подмышечных впадинах, пахе, области пупка. Какой диагноз может поставить врач?

3. В школе при осмотре учеников обнаружено заболевание чесоткой у 5 школьников из 1000, обучающихся в разных классах. Как предупре­дить распространение болезни?

4. В одном из поселков Средней Азии обнаружено заболевание людей кле­щевым возвратным тифом. Как распространяются и циркулируют спиро­хеты возвратного тифа в этом очаге? Перечислить меры профилактических мероприятий.

5. В поликлинику обратился мужчина, у которого на шее сзади и на пра­вой лопатке находятся два присосавшихся клеща. Выяснилось, что нака­нуне обращения к врачу он выезжал в лес.

Определите: а) как снять этих клещей с кожи, и к какому семейству они могут относиться?

б) какими заболеваниями они могут заразить человека?

в) как предупредить попадание клещей на человека?

6. Школьники поехали специальным поездом отдыхать в лагерь на всё лето. Перед отъездом все дети и воспитатели прошли медицинский осмотр, в том числе и на педикулез. При повторном осмотре через месяц у некоторых детей в волосистой части головы обнаружены личинки вшей. Объяснить появление личинок, обосновать ответ с точки зрения их био­логии.

7. Студенты заселили новое общежитие, в котором отсутствовал буфет. Вначале тараканов в общежитии не было, но через несколько месяцев появились рыжие тараканы - пруссаки. Через год численность их ста­ла высокой. Объяснить причину роста численности с точки зрения биологии тараканов.

8. При отсутствии канализации выгребные ямы туалетов облицовывают бетоном. Может ли это помочь в борьбе с каким-либо видом мух?

9. В поликлинику обратился больной, приехавший из зарубежной коман­дировки из Африки с жалобами на лихорадку. Анализ крови показал наличие в эритроцитах малярийного плазмодия. Какие насекомые яви­лись причиной заражения этого больного? Представляет ли больной опасность для окружающих?

10. В одном из сел Туркмении выявлено несколько случаев кожного лейшманиоза.

Какие профилактические мероприятия следует предпринять в данном районе?

Назовите элементы этого природно-очагового заболе­вания.

11. Врач, вызванный к больному ребенку, обнаружил у него на коже папулы розового цвета, которые при надавливании исчезали. Ребенок беспокоен, плаксив, температура тела 37?C. При детальном осмотре врач исключил инфекцию. В деревянной кроватке ребенка были обнаружены насекомые, укусы которых причинили вред ребенку. Покажите на препарате этого насекомого, укажите его систематическое положение и морфологические особенности.

12. Мальчик принес с улицы брошенного щенка. При осмотре животного, на нем обнаружили прыгающих насекомых. Назовите, какие это могут быть насекомые. Опасны ли они для человека? Дайте систематическое положение насекомого. Расскажите о его строении и медицинском значении.

13. У пациента кожвендиспансера при обследовании обнаружено: кожа наружных половых органов гиперемирована, отечна, имеются следы расчесов, на волосистой части лобка обнаружена одна из жизненных форм паразита. Ваш диагноз. Покажите на препарате паразита, который мог быть обнаружен у больного.

14. Вечером по возвращении с дачи, расположенной в районе р. Мана, с тела ребенка были сняты два клеща. Какие клещи сняты с ребенка? Покажите этих клещей и назовите их систематическое положение. Возможно ли заражение ребенка какой-либо инфекцией?

15. Медицинская сестра при осмотре школьников 5 класса обнаружила на кистях руки и локтевых сгибах расчесы, направила их на обследование. Что заподозрила у детей медицинская сестра? Правильно ли она поступила? Кто является возбудителем этого заболевания? Показать на препарате.









Критериями оценки являются следующие требования:

1. Работа выполнена на «отлично», при условии правильного выполнения всех заданий и наличия аргументированных выводов, аккуратного оформления работы.

2. Работа оценивается на оценку «хорошо» при условии, что в работе допущена одна ошибка или не в полном объеме, аккуратного оформления работы

3. Работа оценивается на оценку «удовлетворительно» при условии выполнения студентом только половины работы или нескольких ошибок (не более двух).

Итогом работы является решение задач, заполнение таблиц.


По завершении изучения раздела выполненная работа сдается на проверку преподавателю.


Литература основная:

1. Борисов Л.Б. Микробиология, иммунология, вирусология. Издательство: МИА, 2012.

2. Воробьёв А.А. Медицинская и санитарная микробиология: Учеб. пособие для студ. высш. мед. учеб. заведений – М.: Издательский центр «Академия», 2012.

3. Воробьёв А.А., Быков А.С. Атлас по медицинской микробиологии, вирусологии и иммунологии Учебное пособие для студентов медицинских вузов. -М.: Медицинское информационное агентство, 2010.

4. Воробьёв А.А. Медицинская микробиология, вирусология и иммунология. Издательство: МИА, 2013.

5. Корнакова Е.Е. Медицинская паразитология. Учебное пособие. Издательство: Академия, 2012.

6. Мяндина Г.И. Медицинская паразитология. Учебное пособие. Издательство: Академия, 2013.

7. Сбойчаков В.Б. Санитарная микробиология. Учебное пособие. Издательство: ГЭОТАР-Медиа, 2013.

8. Тец В.В. Руководство к практическим занятиям по медицинской микробиологии, вирусологии и иммунологии. М.: Медицина, 2012.











Приложение1.


 Приложение2.


ПРОСТЕЙШИЕ – ПОЛОСТНЫЕ ПАРАЗИТЫ (паразиты пищеварительной и мочеполовой систем)


 Класс 

Название организма


Локализация в организме человека


Пути заражения


Название болезни, симптомы


Лабораторная диагностика


Профилактика

Кл асс Жгутиковые 
Лямблия


В верхних отделах тонкой кишки. Иногда проникают в желудок и желчный пузырь. Цисты овальные
(2 или 4 ядра).


При прогла-тывании цист с водой и про-дуктами пита-ния. Дети зараж. через игрушки


ЛямблиозНарушение стула (понос), иногда рвота, боли в животе раздражительность



Микроскопирование мазков из фекалий или содержимого 12 перстной кишки. В фекалиях обнаруживают цисты, в кишечнике - живые вегетативные формы.



Личная профилактика:
- соблюдение правил личной гигиены при питании и питье воды.



Класс Саркодовые 
Дизентерийная амеба.
Стадии развития:
1) мелкая вегетативная форма
2) крупная вегетативная форма
3) тканевая форма
4) циста



1) В просвете толстой 
кишки
2) В стенках кишечника
3) В глубине пораженных 
тканей



При проглатывании цист с пищей или водой



Амебиаз
В начале кратковременная боль в животе, затем расстройство стула: 4-6 раз и более в сутки. Возможны кишечные кровотечения из-за изъязвлений слизистой. Возможны вторичные очаги инфекции.



Микроскопирование

Обнаружение в мазке из фекалий больного крупных вегетативных форм с заглоченными эритроцитами.
1) Движения очень слабые. Иногда в цитоплазме обнаруживают бактерии и грибы-которыми амеба питается.
2) Выделяют из гноя и кровянистого содержимого язв кишечника.
3) Несколько мельче крупной формы и не содержит эритроцитов.



Личная профилактика:
- соблюдение правил личной гигиены при питании и питье воды.
Общественная профилактика:
- санитарно- просветительская работа среди населения;
- санитарное благоустройство туалетов и предприятий общепита;
- выявление больных ицистоносителей среди работников общепита и детских учреждений и их лечение.



^ Кл асс Инфузории
Балантидий



В толстой кишке. Способен разрушать стенку кишечника и вызывать язвы слизистой оболочки.



При проглатывании цист с пищей или водой



Балантидиаз 
Язвы в слизистой- жидкий стул с примесью крови, боли



Обнаружение вегетативных форм и цист балантидия примикроскопировании мазков из фекалий. 



Сходна с проф. при амебиазе. Гигиеническое содержание свиней и собл. правил гигиены при уходе за ними.




Класс Жгутиковые

Влагалищная 
трихомонада



Слизистые половых путей у женщин и мочевыводящих путей у мужчин.



Половым путем



Мочеполовой трихомоноз 
Зуд, жжение, гноистые выделения
из половых путей



Микроскопирование
Обнаружение живых подвижных трихомонад в мазке из выделений мочеполовых путей. Тело грушевидное. Характерно наличие 4 жгутиков, опорного стержня и ундулируюшей мембраны. Цист нет.



Соблюдение правил личной гигиены при половых контактах.




^ Болезни, которые вызывают паразитические простейшие, называются ПРОТОЗОЙНЫМИ.


Приложение3

ПРОСТЕЙШИЕ – ПАРАЗИТЫ ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ


Название/класс


Локализация в организме человека


^ Пути заражения 


Название болезни, симптомы


Лабораторная диагностика


Профилактика



^ Класс Жгутиковые
Лейшмании
Leischmania tropica
L. donovani



Безжгутиковые формы овальные и очень мелкие. Обитают преимущественно в клетках соединительной ткани, в клетках печени.



^ Зоонозное заболевание.
Резервуар – дикие животные (грызуны, животные сем. псовые)
Трансмиссивно.

При укусах зараженными москитами.



^ Кожный лейшманиоз
Долго не заживающие язвы в месте укуса.
Висцеральный лейшманиоз
Поражение клеток печени, селезенки, лимф. узлов, костного мозга.



Микроскопированиевыделений кожных язв, крови или пунктата костного мозга из грудины больного, или лимфатических узлов (при висцеральном лейшманиозе). В окрашенных препаратах внутри клеток и в межклеточных пространствах обнаруживают безжгутиковые формы паразитов.



1. Борьба с переносчиками – 
москитами. 
2. Лечение больных.

 3.Применение реппелентов
4. В очагах обследование собак, 
учет и лечение. Уничтожение 
безнадзорных собак. 



Тип Споровики
Токсоплазма
(Toxoplasma gondii)




Головной мозг, печень, скелетные мышцы.



1.Через рот - с недоста- 
точнообработанным 
мясом и молоком 
больных животных, 
птичьими яйцами, при не соблюдении правил личной гигиены во 
время ухода за 
больными животными.
2.Через кожу и слизистые оболочки – при снятии шкур с больных животных.
3. Внутриутробно - от матери через плаценту.



Токсоплазмоз – зоонозное заболевание. Источник - кошки.
Часто протекает бессимптомно, иногда возникает слабость, боли в мышцах, понос.

В случае острого токсоплазмоза – высокая t, увеличение лимфатичес. узлов, сыпь, могут развиваться поражения различных органов 



1. Микроскопирование 
материала, взятого от больного 
человека или трупа 
(лимфатические узлы, 
спинномозговая жидкость, 
печень, головной мозг, 
плацента, кровь).

2. Серологические реакции.
3. Метод биологических проб: 
введение лабораторным 
животным спинномозговой 
жидкости или крови больного 
человека, т.е. их заражение.



1. Термическая обработка
пищевых продуктов 
животного происхождения,
2. Санитарный контроль на бойнях и мясокомбинатах,3. Предотвращение тесных 
контактов детей и женщин с домашними животными.



^ Тип Споровики
(род Plasmodium) 



Печень, 
кровь (эритроциты)


.

Трансмиссивно
При укусе малярийным комаром. Вместе с его слюной попадают в кровь человека




Малярия
Периодически возникающая лихорадка, сильный озноб, рвота, понос. Степень проявления симптомов зависит от вида паразита.



Диагноз малярии ставят при обнаружении плазмодиев в мазке или капле крови при еемикроскопировании. 



1. Раннее выявление и лечение больных. 
2. Исследование мазков крови у лиц с приступами высокой температуры; 
3. Необходимо вести борьбу с переносчиками









 Приложение4.



Болезни, которые вызывают паразитические простейшие, называются ПРОТОЗОЙНЫМИ.

Циркуляция Toxoplasma gondii в синантропном очаге:


1  половой цикл в opганизмe кошки

2  бесполое размножение в организме промежуточных хозяев,

3  ооциста токсоплазмы во внешней среде







  ЖИЗНЕННЫЕ ЦИКЛЫ

Приложение5.




ЛЕЙШМАНИЙ














Жизненный цикл Leishmania tropica:

 жгутиковая форма лейшмании, 2 — москит – переносчик лейшманий, 

3 — грызуны — природный резервуар кожного лейшманиоза, 
4 — безжгутиковая форма в мазке из язвы хозяина




 Приложение6.


Жизненный цикл Leishmania donovani: 



1 – жгутиковая форма лейшманий, 2 – москит– переносчик лейшманий, 
3 – собаки, шакалы – природный резервуар висцерального лейшманиоза,4 – безжгутиковая форма в мазке костного мозга хозяина





 Приложение7.



 



Приложение8.




Приложение 9



Приложение 10







46