СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая тетрадь по "Истории Отечества" для 7 класса

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Раздел I.  Введение в историю

История – наука о прошлом ................................................................5

Исторические памятники.....................................................................7

Наша Родина – Россия ....................................................................... 10

Моя родословная ................................................................................ 12

Счет лет в истории.............................................................................. 13

Историческая карта ............................................................................ 16

Повторительно-обобщающий урок

по теме «Введение в историю» ........................................................ 17

 

Раздел II.  История нашей страны древнейшего периода

Восточные славяне – предки русских, украинцев, белорусов ...... 19

Роды и племена восточных славян и их старейшины..................... 21

Славянский поселок ..........................................................................  22

Основные занятия восточных славян ................................................24

Ремесла восточных славян..................................................................30

Обычаи восточных славян ................................................................. .32

Верования восточных славян .............................................................33

Соседи восточных славян ...................................................................37 Славянские воины и богатыри ...........................................................40

Объединение восточных славян под властью Рюрика .....................43

Повторительно-обобщающий урок

«История нашей страны древнейшего периода» .............................46

 

Раздел III.  Киевская Русь

Образование государства восточных славян –

Киевской Руси.................................................................................... 49

Русские князья Игорь и Святослав. Княгиня Ольга .......................51

Укрепление власти князя ...................................................................53

Оборона Руси от врагов .....................................................................55

Крещение Руси при князе Владимире .............................................. 56

Былины - источник знаний о Киевской Руси ...................................58

Культура и искусство Киевской Руси ..............................................59

Княжеское и боярское подворье ....................................................... 61

Жизнь и быт людей в Киевской Руси ............................................... 63

Правление Ярослава Мудрого........................................................... 64

Образование и грамотность на Руси................................................. 65

Летописи и летописцы ....................................................................... 67

 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая тетрадь по "Истории Отечества" для 7 класса»


МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
















Тематическая тетрадь

по курсу «История России» для 7 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы

VIII вида






Выполнил: учитель истории

Винокуров Н.Н.












2016

Содержание



Раздел I. Введение в историю

История – наука о прошлом ................................................................5

Исторические памятники.....................................................................7

Наша Родина – Россия ....................................................................... 10

Моя родословная ................................................................................ 12

Счет лет в истории.............................................................................. 13

Историческая карта ............................................................................ 16

Повторительно-обобщающий урок

по теме «Введение в историю» ........................................................ 17


Раздел II. История нашей страны древнейшего периода

Восточные славяне – предки русских, украинцев, белорусов ...... 19

Роды и племена восточных славян и их старейшины..................... 21

Славянский поселок .......................................................................... 22

Основные занятия восточных славян ................................................24

Ремесла восточных славян..................................................................30

Обычаи восточных славян ................................................................. .32

Верования восточных славян .............................................................33

Соседи восточных славян ...................................................................37 Славянские воины и богатыри ...........................................................40

Объединение восточных славян под властью Рюрика .....................43

Повторительно-обобщающий урок

«История нашей страны древнейшего периода» .............................46


Раздел III. Киевская Русь

Образование государства восточных славян –

Киевской Руси.................................................................................... 49

Русские князья Игорь и Святослав. Княгиня Ольга .......................51

Укрепление власти князя ...................................................................53

Оборона Руси от врагов .....................................................................55

Крещение Руси при князе Владимире .............................................. 56

Былины - источник знаний о Киевской Руси ...................................58

Культура и искусство Киевской Руси ..............................................59

Княжеское и боярское подворье ....................................................... 61

Жизнь и быт людей в Киевской Руси ............................................... 63

Правление Ярослава Мудрого........................................................... 64

Образование и грамотность на Руси................................................. 65

Летописи и летописцы ....................................................................... 67

Киевский князь Владимир Мономах ................................................ 69

Рост и укрепление древнерусских городов...................................... 70

Повторительно-обобщающий урок «Киевская Русь».................... 71


Раздел IV Распад Киевской Руси

Причины распада Киевской Руси ..................................................... 74

Образование самостоятельных княжеств......................................... 76

Киевское княжество в XII веке ....................................................... ..77

Владимиро-Суздальское княжество ............................................... . .78

Господин Великий Новгород .......................................................... ...79

Торговля и ремесла Новгородской земли ...................................... ...80

Новгородское вече............................................................................ ...81

Русская культура в XII – XIII веках................................................ ...83

Повторительно-обобщающий урок

«Распад Киевской Руси» ................................................................ ...85


Раздел V Борьба Руси с иноземными завоевателями

Монголо-татары................................................................................ .88

Нашествие монголо-татар на Русь .................................................. ..90

Героическая борьба русских людей против монголо-татар ......... ...91

Русь под монголо-татарским игом.................................................. .93

Рыцари-крестоносцы ..........................................................................95

Александр Невский и новгородская дружина ............................... ..96

Невская битва.................................................................................... ...98

Ледовое побоище................................................................................ 99

Повторительно-обобщающий урок

«Борьба Руси с иноземными завоевателями» ................................ 101


Раздел VI Начало объединения русских земель

Возвышение Москвы ....................................................................... 104

Московский князь Иван Калита, его успехи ................................. 106

Возрождение сельского и городского хозяйства на Руси ............ 108

Московско-Владимирская Русь при Дмитрии Донском............... 109

Сергий Радонежский ........................................................................ 110

Битва на Куликовом поле ................................................................ 111

Значение Куликовской битвы для русского народа...................... 112

Иван III. Освобождение от иноземного ига ................................... 114

Укрепление Московского государства............................................116

Повторительно-обобщающий урок

«Начало объединения русских земель» ......................................... 117


Список литературы .................................................................................... 119

История наука о прошлом


Задание 1. Разгадайте ребусы:


и 100 рия

Р 1 а ка

у




Задание 2. Допишите предложения:


История - ______________________


История Отечества ______________________




Историки




Предки




Известный русский историк –




Задание 3. Соотнесите правый и левый столбики и запишите пословицы о Родине:


Жить –

но не сойди.

С родной земли умри,

дороже золота.

Нет в мире краше

Родине служить.

Родина краше солнца,

Родины нашей.







Задание 4. Решите кроссворд:



5


7




6

1



2




3




4






По горизонтали:

1. Люди, которые изучают прошлое человечества и нашей страны.

2. Страна, где вы родились.

3. Люди, от которых мы произошли.

4. Жители России.



По вертикали:

5. Известный русский историк.

6. Наука о прошлом человече-

ства.

7. Страна, где вы родились.


Задание 5. Ответьте на вопросы:


1. Как называется наука о прошедших событиях, жизни людей в прошлом и настоящем?


2. Как называется страна, в которой ты родился?

Исторические памятники


Задание 1. Решите кроссворд на тему «Инструменты археолога». Ключевое слово «инструмент».






5




1




4





и

н

с

т

р

у

м

е

н

т
















2













3









Слова для справок: кирка, нож, совок, лопата, кисточка.


Задание 2. Соедините стрелками правый и левый столбики:


Памятники


Предметы

Вещественные

Рукописная книга, газета, документ, закон

Письменные

Песни, загадки легенды, сказки, пословицы

Устные

Остатки жилища, одежда, посуда


Задание 3. Соедините слоги и запишите полученные слова:


Ист


пись

Собы


ние

Исто


тие

Лето


чники

Архе


ория

Преда


ология


Задание 4. Помогите археологу собрать вазу. Подберите необходимый осколок и раскрасьте его.






Задание 5. Соедините стрелками правый и левый столбики:


Исторические памятники

Археологи

Музей

Предания, легенды,

исторические сказания

Былины

Гусли

Берестяные грамоты

Чернила


Устные рассказы о жизни наших предков.

Песни-сказания о подвигах богатырей.

Ученые, изучающие историю по предметам, найденным в земле во время раскопок.

Вещественные, письменные и устные источники, по которым учёные-историки изучают жизнь людей в прошлом.

Окрашенная вода для письма пером.

Помещение, где хранятся вещественные памятники истории.

Старинный струнный музыкальный инструмент.

Письма, документы, договоры, указы, написанные на коре березы.




Задание 6. О ком говорится в стихотворении?


Кто ж нашёл следы столетий?

Кто в историю влюблён? Кто сложил в витрины эти Драгоценности времён?

.


Задание 7. Что из перечисленного относится к устным источникам,

письменным, вещественным? Впишите ответы.


Источники

Ответы

1. Предания (устный рассказ о том,

что было).


2. Былины (песни-сказания нарас-

пев).



3. Летописи с XI века.



4. Записки иностранцев.



5. Находки археологов.





Задание 8. Распределите слова в три группы:


Посуда, летописи, серп, перстень, предания, гусли, берестяная грамота, плита с надписью, книги, оружие, былины, меч.


Устные источники

Письменные источники

Вещественные источники




















Наша Родина Россия


Задание 1. Решите кроссворд:


11



10



1




8

2



6


3








4 7


9


5







По горизонтали:

1. Большинство населения,

проживающего в России.

2. Страна, где мы родились.

3. Жители России.

4. Государственный символ

России.

5. Глава нашего государст-

ва.

По вертикали:

6. Линия, которая отделяет терри- торию нашей страны от террито- рии других стран.

7. Государственный символ России.

8. Название нашей страны.

9. Государственный символ России.

10. Столица нашей Родины.

11. Главный город государства.


Задание 2. Соедините правый и левый столбик и прочтите пословицы

о Родине:

край сладок.

мать, чужая – мачеха.

помогают.

камешек знаком.

а красна пирогами.

что соловей без песни.

мать родимая.



Дома и стены

Каждому свой

На родной стороне и

Родная сторона –

Человек без Родины

Родина любимая –

Не красна изба углами,



Задание 3. Названия каких городов произошли от названия этих рек?

Какие ещё вы могли бы назвать города, имена которым дали реки?


Название рек

Название городов








Названия городов


Название рек

Название городов

Омь


Пскова


Тверца


























Названия рек


Н

О

Д


П

Р

Е

Д

Н


Н

А

Й

Д

У

С

Т

Р

Е

Н

Д



Задание 4. Решите кроссворд:





3



1











2


















По горизонтали:

1. Название нашей Родины.

2. Столица России.


По вертикали:

3. Главный исторический памятник в центре Москвы.

Моя родословная


Задание 1. Решите кроссворд:



4


1















3










2






























По горизонтали:

1. Символ рода, города или государства.

2. Списки родственни-

ков и предков.


По вертикали:

3. Объединение родст-

венников.

4. Наука, изучающая родословные людей.










Задание 2. Решите кроссворд:


4 По горизонтали:

1 1. Родственники одной степени родства по отношению к обще-

му предку.

3 2. Живущие вместе родственники.


2 По вертикали:

3. Молодое поколение.

4.Ряд поколений, про- исходящих от одно- го предка.

5. Предшественники,

основатели рода.


Объединение родственников

Символ рода, города или государства

Наука, изучающая родословные людей

Списки родственников и предков


Задание 3. Соедините стрелками правый и левый столбики.


Родословная

Генеалогия

Герб

Род










Счёт лет в истории


Задание 1. Решите кроссворд:





4



1










2









3


5


















































По горизонтали:

1. Время до (после) рождения Иисуса

Христа.

2. Отрезок времени в 100 лет.

3. Один календарный день.


По вертикали:

4. Перечисление дней, недель и месяцев.

5. Отрезок времени в 10 веков.




Задание 2. Выполните задание:


1. От какого события ведут счет лет в истории

• От олимпиады

• От основания Москвы

• От рождения Иисуса Христа


2. Рядом с арабской цифрой, обозначающей век, поставьте римскую:

• 8 век –

• 9 век –

• 13 век –

• 20 век –

3. Рядом с римской цифрой поставьте арабскую:

• IV век –

• XII век –

• XXI век –

• XIX век –


4. Установите по году век:



Год

Век

988


1242


1380



Год

Век

2000


2001


1945



Задание
3. Рассмотрите «ленту времени» и ответьте на вопросы:



10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21


X XI XII XIII XIV XV XVI XVII XVIII XIX XX XXI




1. Одно событие произошло в XI (11) веке, другое – в XVII (17) веке.


Какое из событий произошло раньше?


2. Какой век был перед XVIII (18) веком?


3. В каком веке мы живем?


4. Какой век был перед XX (20) веком, XVII веком, X веком?




Задание 4. Найдите ошибки. Поставьте знак «–» там, где год с веком соотнесен неверно.


Год

Век


988

X (10) век


1147

XII (12) век


1380

XIII (13) век


800

IX (9) век




Задание 5. Решите задачу:


В 1725 году был учрежден в России орден Святого Александра Невского. А в 1942 году был введен орден Александра Невского. Им стали награждать особо отличившихся командиров.

Сколько лет прошло от учреждения ордена Святого Александра

Невского до введения Ордена Александра Невского?


Задание 6. Составьте дату из пропущенных в пословицах цифр. Что эта дата означает?


… в поле не воин.

Семь раз отмерь, … раз отрежь. Конь о … ногах, и тот спотыкается. У … нянек дитя без глазу.


( )


Задание 7. Узнайте из пропущенных в пословицах цифр дату сооружения кирпичных стен и башен Кремля.


Семеро с ложкой, … с сошкой.

Пошёл на все … стороны.

… раз надо сказать, на десятый только послушает.

… пальцев в одно кольцо не возьмёшь. ( )


Задание 8. Впишите римские цифры:

Ключевые цифры I V X

14

15

16

17







Ключевая цифра I

1

2

3






Ключевая цифра X

9

10

11

12

13








Ключевая цифра V

4

5

6

7

8
















Историческая карта


Задание 1. Допишите предложение:


Историческая карта – это карта, на которой изображена





Задание 2. Заполните перфокарту. Выбрав правильный ответ, поставьте знак «+».








Граница






Территория государства






Город






Набеги врагов на Русь






Место сражения







Задание 3. Подчеркните нужное слово:


Исторические объекты на карте показывать надо только: ручкой,

линейкой, пальцем, указкой.



Торговый путь

«из варяг в греки»



Город



Место сражения


Задание 4. Дорисуйте и допишите, пользуясь картой атласа:










Задание 5. Отгадайте загадку:


С буквой «П» – школьный стол,

За которым учатся дети.

С буквой «К» – большой рисунок,

Который расскажет обо всём на свете.


Ответ: __________________________________

Повторительно-обобщающий урок по теме «Введение в историю»


Задание 1.

• Можно ли назвать историческим источником рассказ дедушки о его участии в Великой Отечественной войне?

• Почему?


Задание 2. Определите по году век:


1523 год –

1025 год –

734 год –

1950 год –

2000 год –

1113 год –

1001 год –

988 год –


Задание 3. Поставьте даты на «ленте времени», относящиеся к XV, XIII, IX, XXI векам.





Задание 4. Укажите цифры с правильными ответами:


Какие моря омывают Россию?

1. Индийский

2. Тихий

3. Атлантический

4. Северный Ледовитый


Задание 5. Отгадайте загадки:


По земле, как змейка, вьётся, Людям в руки не даётся,

Вдоль бежит издалека

Это синяя .


Глядя в него, молодые рябинки Цветные свои примеряют косынки, Глядятся в него молодые берёзки,

Свои перед ним поправляют причёски,

И месяц, и звёзды – всё в нём отражается.

Как это зеркало называется? ( )



Задание 6. Где допущена ошибка?


Вещественные источники:

Глиняный сосуд Кость животного Стеклянные бусы

Письменные источники: Старинная книга

Газета

Монета



Задание 7. Расположите на «ленте времени» следующие даты:


1901 год

1237 год

1799 год

1250 год

1578 год

1800 год







Задание 8. Обведите цифру с правильным ответом:


На исторических картах показаны:

1. Климатические зоны.

2. Средние температуры вод океанов.

3. Государства и народы.

4. Изменение территорий и границ.



Задание 9. Разгадайте ребусы:

Р 1 а


100 лица



И 100 рия




Возвышение Москвы


Задание 1. Перечисли государства, на которые распалось Владимиро-

Суздальское княжество:







Задание 2. Дата основания Москвы:

• 1152 год; • 1147 год; • 1221 год.



Задание 3. Сколько лет прошло с момента первого упоминания в лето-

писи о Москве?


Задание 4. Основателем Москвы считается

• Юрий Долгорукий;

• Андрей Боголюбский;

• Даниил Александрович.



Задание 5. Первым Московским князем был:




Задание 6. Причины возвышения Москвы:








Задание 7. Укажи причины возвышения Москвы:


Задание 8. Вставь пропущенные слова:

Укрепленная часть города называется . окружал глубокий , высокий , деревянные .

Кожевническая улица

Кузнецкий мост

улица Хамовнический вал

Гончарная набережная

Оружейный переулок


Задание 9. Соотнеси занятия ремесленников с названиями московских улиц.

кузнецы

гончары

оружейники

хамовники (ткачи)

кожевники


М

.

с

к

в

а


К

н

я

.

ь


Задание 10. Вставь пропущенные буквы в слова:


М

.

н

а

с

т

ы

р

ь


Задание 11. Вставь пропущенную дату и имена:

«Москва впервые упоминается в летописи в году. Основателем города считается князь . По легенде он отнял эту землю у боярина


Задание 12. Вычеркни повторяющиеся буквы и получи название города.






И

Е

Я

М

И

О

Я

Я

Е

И

С

Е

И

К

И

Я

Е

В

Е

И

А


Ответ:


строилась.

верит.

ума набраться.

тот красоты не видал.


Задание 13. Восстанови по отрывкам пословицы о Москве.


В Москве побывать

Кто в Москве не бывал

Москва слезам не

Не разом Москва



Задание 14. Реши ребус.








моск

Задание 15. Почему Москва со време-

нем стала «выше других городов»?


• стояла на высоких холмах;

• в Москве были высокие дома, церкви;

• Москва стала столицей России.


Битва на Куликовом поле


Задание 1. По ключевым словам узнай:

• О каком событии идет речь?



Ключевые слова:

• В каком году оно было?

• Какой это век?

• Какая половина века?

Река Непрядва, река Смолка, Боброк,

князь Дмитрий, Красный холм,

Пересвет, Челубей.


Задание 2. Восстанови порядок слов в предложении:

Неминуемо, люди, иго, поняли, что, русские, падет, золотоордынское.


____________________________________________________________


____________________________________________________________



Задание 3. Угадай слово:

Имя русского богатыря-монаха



Задание 4. Кто жил во времена монголо-татарского ига?


• Юрий Долгорукий;

• Иван Калита;

• Андрей Боголюбский;


• Александр Невский;

• Дмитрий Донской;

• Ярослав Мудрый.


__________________________________________________________




Задание 5. О ком или, о чем говорится в отрывках стихотворений?


И в ужасе диком Мамай увидал

Сил грозных своих пораженье,

И с бранного поля со срамом бежал…


Вот сейчас – не в дальней дали где-то – Здесь сойдутся, как гроза с грозой… Грянул поединок Пересвета, Вышедшего в бой с Темир-Мурзой.


Ответ:


.



Ответ:


.


А Савва-то, отрок, досмысленный (смышленый) был,

И у Биргера в ставке он столп золотой подрубил.


Ответ

.




Иван III.

Освобождение от иноземного ига






4









1

3











2




5





















Задание 1. Реши кроссворд:

По горизонтали:

1. Первое огнестрельное оружие.

2. Монголо-татарский хан.

По вертикали:

3. Московский князь конца XV века.

4. Река, где произошло стояние русских и монголо-татарских войск.

5. Название пушки.


Задание 2. Исправь ошибки:

Узнал государь всея Руси Иван IV ( ),

что идет татарское войско к переправе че-

рез приток Москвы-реки (

) Угру.

Здесь, недалеко от Владимира, и поджидали шведское ( ) войско русские полки.


Задание 3. Прочти слова и распредели их на 3 группы. Группы озаглавь.

По какому принципу распределены слова.

Меч, крестьянин, лошадь, копье, монастырь, секира, настоятель, воин,

соха, икона, изба, кольчуга, плуг, христианин, келья.









Задание 4. Кому принадлежат эти слова, и с каким событием они связаны?

«Государь прочитал и, спокоен и строг,

Повернулся к Ахмедовым людям,

Бросил наземь ярлык под сафьянный сапог

И сказал: «Дань платить мы не будем!»

Повторительно-обобщающий урок

по теме: «Начало объединения русских земель»


Задание 1. Какие из перечисленных городов в разное время были столицами Руси?

• Ярославль;

• Новгород;

• Киев;

• Владимир;

• Архангельск.

Задание 2. Каковы причины возвышения Москвы?



1. 2. 3. 4.





Задание 2. Биографическая задача. О каком князе говорится в отрывке?

«Один из внуков Александра Невского свое прозвище получил в связи с тем, что всегда носил сумку с деньгами, одаривая нищих и убогих».

Ответ:


Задание 3. Согласен ли ты со следующими утверждениями?

• Первое княжество, на которое напали монголо-татары, была Рязань

.

• Монголо-татары были оседлым народом .

• Монголо-татары всегда отпускали пленных .

• Захватчики старались не убивать ремесленников .

• Город Козельск сдался без боя .

• Войско Александра Невского одержало победу в 1240 году над немец-

кими рыцарями .

• Князя Алексея назвали Невским .

• Доспехи рыцаря могли весить 50 кг .

• В 1242 году произошло Ледовое побоище .

• Князь Дмитрий Иванович вступил на престол в 9 лет .



Задание 4. Из приведенных ниже имен выбери те, которые связаны с сопротивлением Руси монголам:

• Иван Калита, Пересвет,

• Сергий Радонежский,

• Александр Невский,

• Дмитрий Боброк,

• Юрий Долгорукий,

• Рюрик,

• княгиня Ольга,

• Ярослав Мудрый,

• Владимир Мономах,

• Дмитрий Донской.


Задание 5. Вспомни, как звали богатырей, между которыми состоялся поединок перед Куликовской битвой:

• Мамай,

• Пересвет,

• Челубей,

• Боброк.

Список литературы


1. Б.П. Пузанов, О.И. Бородина, Л.С. Сековец, Н.М. Редькина. «Уроки истории в 7 классе специальной (коррекционной) общеобразователь- ной школы VIII вида. Учебно-методическое пособие». Москва, 2003.


2. М.Т. Студеникин, В.И. Добролюбова. «Методика преподавания истории в начальной школе». Москва, 2001.


3. М.Т. Студеникин, В.И. Добролюбова. «Конспекты уроков для учителя истории. 3 класс» Москва, 2004.


4. Н.И. Ворожейкина, М.Т. Студеникин. «Рабочая тетрадь к «Рассказам по родной истории». Москва, 2002.


5. Е.В. Саплина, А.И. Саплин. «Введение в историю. Тетрадь творческих заданий». Москва, 1998.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!