СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая тетрадь по проектированию - Технологии

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

"Рабочая тетрадь по проектированию - Технологии" может служить методичкой для организованного проектирования творческих проектов на уроках технологии.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая тетрадь по проектированию - Технологии»




ТЕХНОЛОГИЯ

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ







Творческий проект

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

(наименование проекта)
















ученика (цы) ___________________класса

школы (гимназии, лицея) № _____________ Ф. И. О. _________________________________

_________________________________________









ТВОРЧЕСКИИ ПРОЕКТ

Творческий проект - это итоговая работа учащегося за год по технологии, само­стоятельная разработка и изготовление объекта технического или художественного творчества.

Проект также должен предусматривать изготовление нового, эффективного, кон­курентоспособного изделия, отвечающего потребностям человека.

Творческий проект состоит из двух частей:

  1. Техническая документация, содержащая обоснование основных шагов, приня­тых решений, результаты исследования проекта, рисунки, схемы, чертежи, подробная технологическая разработка задуманного объекта, расчет себестоимости проекта.

  2. Изготовление проекта - наглядно представленная система способов соединения и взаимодействия частей изделия, а также материал, из которого эти части изготовлены.

Образец оформления проекта






  1. ВЫБОР ТЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТА

Задание 1.

Проектирование как вид творчества предполагает восхождение, движение от ста­рого к новому, от известного к неизвестному, от дефицита и некачественного товара к новому, более совершенному.

Оглянитесь вокруг, посмотрите, что вас не устраивает, например, в оформлении класса, квартиры или школы. Подумайте о возможности изготовления каких-либо необ­ходимых изделий для отдыха или игр на улице, которые можно изготовить своими ру­ками, и запишите их в банк идей.

Банк идей проектов


Область деятельности

Перечень возможных проектов

Школа


Дом


Досуг


Техническое творчество


Декоративно-прикладное искусство



Посмотрите внимательно на таблицу «Банк идей проектов», подумайте и определите наиболее интересные для себя 1-3 темы проектов изделий, которые вы сможете спроектировать самостоятельно и изготовить. Запишите выбранные темы.


Тема 1. ______________________________________________________________________


Тема 2. ______________________________________________________________________


Тема 3. ______________________________________________________________________


Задание 2.


Используя таблицу 1, где представлены основные требования к выбору темы проекта (см. Приложение 1), и учитывая свои возможности, проанализируйте эти данные ! и отметьте по каждой теме свои результаты («да» - 1 балл, «нет» - 0 баллов).


Определитесь с выбором темы проекта.





Таблица 1

Выбор темы проекта


Учёт основных требований к выбору объекта

Тема

1

2

3

1. Объект должен быть вам хорошо знаком, понятен и интересен




2. Объект должен предусматривать изготовление нового, эффек­тивного, конкурентоспособного изделия, отвечающего потребно­стям человека и пользующегося спросом




3. Создание полезной и красивой вещи




4. Необходимо понимание, что объект по силам, должны учиты­ваться возможности школьной мастерской и наличие определен­ных умений и навыков в данной области деятельности




5. Готовность приобрести за свой счет необходимый материал для изготовления проекта




6. Количество времени, необходимое для изготовления проекта, в пределах 6 часов




Итого





Если возникают определенные трудности с выбором темы, то воспользуйтесь «Банком идей», составленным другими группами, где представлены иные варианты за­даний, или обратитесь к учителю за помощью. Если вы определились с темой проекта самостоятельно, то запишите ее.


Задание 3.

Когда тема ясна, необходимо обосновать свой выбор, ответив на вопросы:

  1. Почему выбрана эта тема?

  2. Какую проблему она решает?

  3. Для кого предназначен ваш проект?

  4. Какова основная цель данного проекта?


Сформулируйте свое обоснование и запишите его, выполнив аккуратно техниче­ский рисунок или эскиз проекта.

Тема проекта____________________________________________________________________

Обоснование проекта: ____________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________


Цель проекта: ___________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________



















































Эскиз 1

  1. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЕКТА

Любое проектирование начинается с исследования объекта, для этого необходимо составить план деятельности.

  1. Поиск информации.

  • Библиографический поиск.

  • Поиск информации с использованием приема «Закладки».

  1. Работа с первоисточниками.

  • Составление плана для доклада.

  • Подготовка доклада для успешного сообщения.

  1. Исследование проекта.

  • Анализ проекта (результаты наблюдения, экскурсии, эксперимента).

  • Анкетирование, интервью «Ваше мнение».

  1. Выводы.

  • Обобщение результатов.

  • Предложения по устранению проблем.

По аналогии составьте свой план деятельности:

1._____________________________________________________________________________

2._____________________________________________________________________

3._____________________________________________________________________________

4._____________________________________________________________________________

Задание 1. Библиографический поиск.

Составьте библиографический указатель для изучения необходимой литературы и запишите в таблицу.

п/п

Ф. И. О. автора

Наименование

источника

Город,

наименование издательства

Год

издания



























Задание 2. Поиск информации с использованием приема «Закладки».

Прочитать текст, используя прием «Самое главное», сделать заметки на закладках и занести в таблицу.

.

Самое главное

Источник (название книги, автор)

Номер

страницы







-













Задание 3. Составление плана для доклада.


Просмотрите отобранный вами материал. Прочтите текст и разбейте его на части,

каждую из которых озаглавьте. Эти заголовки и составят план вашего доклада. План может быть простым (I...II...III) и сложным (с подпунктами).


План

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


_____________________________________________________________________________________


_____________________________________________________________________________________


_____________________________________________________________________________________


_____________________________________________________________________________________


_____________________________________________________________________________________


_____________________________________________________________________________________


_____________________________________________________________________________________


Задание 4. Подготовка доклада для устного сообщения. .

Используя прием «Конспектирование», напишите доклад по проекту, приложите необходимый иллюстративный материал.

Конспектирование - это краткое изложение, запись содержания текста книги или документа. Конспектировать можно от первого лица, то есть от себя, своими слова­ми передавая мысли автора. И от третьего лица, то есть от лица автора печатной работы. Предпочтительнее первый вариант.


Доклад на тему


_____________________________________________________________________________________


_____________________________________________________________________________________


_____________________________________________________________________________________


_____________________________________________________________________________________


Задание 5. Интервью «Ваше мнение».

Вы сами не единственный ценитель и потребитель, да и нельзя считать свой вкус эталоном. Воспользуйтесь распространенным методом интервью: спросите мнение близких и друзей о вашем изделии, выслушайте пожелания и запишите.

Интервью «Ваше мнение»


Ваш проект

Опрашиваемые люди

Хотели бы вы приобрести эту вещь для себя? Почему?

Что бы вы хотели изменить или добавить?

1

2

3

Друзья, знакомые





Окончание табл.

1

2

3

Родители



Родственники



Соседи



Пожилые люди



Дети




Задание 6. Анализ проектируемого изделия.

Используя схему «Анализ изделия», оцените достоинства и недостатки вашего из­делия и заполните таблицу 1.

Схема 1

Анализ изделия







Таблица 1

Наименование вашего изделия_________________________________________

_

Достоинства

Недостатки

Устранение недостатков




















Подумайте и ответьте на вопросы:

  • Что нужно сделать, чтобы устранить эти недостатки?

  • За счет чего можно усовершенствовать изделие?

Заполните последнюю колонку таблицы.

Задание 7. Предложения по разрешению проблем.

Теперь проанализируйте результаты вашего исследования (таблица 1) и результа­ты анкеты «Ваше мнение» и заполните схему 2.

Схема 2

Предложения по разрешению проблем

В результате исследования проекта и учета пожеланий потребителя при конструи­ровании следует учесть следующие факторы:


































Эскиз 2

Проект ___________________________________________после реконструкции.

(название)

3. ПОИСК АЛЬТЕРНАТИВНЫХ ВАРИАНТОВ ПРОЕКТА

Вариант 1.

Задание. Для конструирования альтернативных вариантов проекта ист тод морфологического анализа (см. Приложение 2) и заполните таблицу 1. эскизы полученных вариантов.

Название изделия ________________________________________________________


Признаки

Альтернативные варианты

Вариант 1

Вариант 2

Вариант 3

1

2

3


Материал




Форма




Окончание табл.

1

2

3

4

Способ соединения




Дополнительные функции




Декоративное украшение





Выполните эскизы альтернативных вариантов




















Вариант 1

Вариант 2

Вариант 3

Вариант 1.

Достоинства: ________________________________________________________________

Недостатки: ________________________________________________________________

Вариант 2.

Достоинства: ________________________________________________________________

Недостатки: ________________________________________________________________

Вариант 3.

Достоинства: ________________________________________________________________

Недостатки: ________________________________________________________________

Вариант 2. Используйте для конструирования альтернативных вариантов проек­та метод фокальных объектов (см. Приложение 3) и заполните соответствующую схе­му 1. Выполните эскизы полученных вариантов.


Схема 1

Вариант 1. ____________________________________________________________________

Вариант 2. ____________________________________________________________________

Вариант 3. _____________________________________________________________________

Выполните эскизы альтернативных вариантов
















Вариант 1

Вариант 2

Вариант 3

Вариант 1.

Достоинства: ________________________________________________________________

Недостатки: ________________________________________________________________

Вариант 2.

Достоинства: ________________________________________________________________

Недостатки: ________________________________________________________________

Вариант 3.

Достоинства: ________________________________________________________________

Недостатки: ________________________________________________________________

  1. ВЫБОР ОПТИМАЛЬНОГО ВАРИАНТА ПРОЕКТА

Задание 1. Используя таблицу, ответьте на следующие вопросы: «да», «нет», «сомневаюсь» (с учетом своих возможностей выберите оптимальный вариант проекта).

Выбор оптимального варианта проекта

Вопрос

Ответ

Вариант 1.

После

реконст­

рукции

Вариант 2

Вариант 3

1. Сможете ли вы самостоятельно выполнить необхо­димые чертежи для данного изделия?




2. Обладаете ли вы умениями и навыками, которые необходимы для выполнения данной работы?




3. Со всеми операциями изготовления данного изде­лия вы справитесь самостоятельно?




4. Есть ли желание приобрести дополнительные уме­ния и навыки для выполнения данной работы?




5. Сможете ли приобрести за свой счет необходимый материал для изготовления данного изделия?




6. Сколько времени вам потребуется на изготовление своего проекта?




7. Успеете ли выполнить свой проект в установлен­ный срок, то есть за 6 часов?




Итого





Задание 2. Обоснование выбора проекта.

Аргументируя свое решение, обоснуйте выбор оптимального, на ваш взгляд, вари­анта. Начните со слов:

После анализа альтернативных вариантов проекта я выбираю вариант...

_______________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

Краткое описание проекта _________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________





















































































































Рисунок (схема, фотография, чертеж) выбранного варианта проекта

  1. ВЫБОР МАТЕРИАЛОВ

Задание 1.

Приготовьте эскизы своих будущих изделий, посмотрите на них внимательно и подумайте, какие материалы можно было бы использовать для изготовления вашего проекта (см. Приложение 4), и заполните схему 1.

Схема 1

Материал

____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

Дополнительные материалы

Запишите выбранные материалы в таблицу 1 и по чертежу подсчитайте размер за­готовки.

Таблица 1

Для выполнения проекта понадобятся:

№ п/п

Деталь

Кол-во

Материал

Размер


























  1. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

на изготовление ________________________________________

Номер

детали

Номер

операции

Описание операции

Графическое изображение

Инструменты и приспособления

1

2

3

4

5





























Окончание табл.

1

2

3

4

5
































  1. РАСЧЕТ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОЕКТА


Расчет себестоимости проекта.

Себестоимость изделия - действительная стоимость, вложенная производителем в изготовление данного изделия.

С = М3 + Роп + А,

где С - себестоимость изделия (продукции, товара, услуг);

М3 - материальные затраты на производство изделия;

Роп - расходы на оплату труда;

А — амортизационные отчисления на восстановление основных производственных фондов (амортизация - это перенос стоимости основных фондов на вновь созданный продукт).

  1. Материальные затраты (М3) считают по формуле:

МЗ = Ц12 + Цз,

где Ц1 - цена, затраченная на приобретение необходимых материалов;

Ц2 - цена затрат на электроэнергию для освещения за время выполнения изделия;

Цз — цена затрат на электроэнергию за время выполнения изделия на станке.

а) Расчет цены затрат на приобретение необходимых материалов Ц1


п/п

Материал

Кол-во

Размер материала

Цена, р.

Стоимость, р.











































Итого Ц1




б) Расчет затрат на электроэнергию для освещения Ц2.









в) Расчет затрат на электроэнергию за время выполнения изделия на станке Цз.





М3 = Ц1 + Ц2 + Ц3 =


  1. Расходы на оплату труда (Роп).

Вычисления на заработную плату производят, учитывая разряд (примерно):

  • оплата плотника 3-го разряда - Цз = 40 р. / ч.;

  • оплата плотника 2-го разряда - Цз = 30 р. / ч.

а) Определить время (Т), затраченное на изготовление изделия.

Т =

б) Необходимо определить стоимость работы за ... часов 1):

С1 = Ц3хТ =

в) Расходы на оплату труда равны ее стоимости: Роп = С1.


Роп = С1 =


  1. Амортизационные отчисления (Ао):

а) К ним относятся расходы на амортизацию инструментов Ао1

Наименование инструмента

Стоимость, р.















Итого



Полное списание инструмента производится через два года (24 месяца).

Следовательно, амортизационные отчисления инструментов А01 составляют:

  • за один месяц А =____________;





  • в день А = за 3 дня работы;

  • Ао1 =_______.

б) Амортизационные отчисления оборудования Аог составляют 10% в год от их стоимости.

Наименование оборудования

Стоимость, р.

Амортизация, р.










Итого (амортизация оборудования в год А)


Срок эксплуатации станков - 10 лет, что составляет 10 * 300 = 3000 дней. Ао2= 3000 х 6 (часов) = 18 000 дней.

Амортизация оборудования за один день составит:




Стоимость 1 рабочего часа составляет:




Амортизационные отчисления за фактически отработанное время: Т =

Ао3 =


Ао = Ао1 + Аоз =

4. Плата за аренду помещения Оа, коммунальные услуги и Здр в нашем случае равны нулю, так как производство ведется в школьных мастерских (Оа не учитываем).

  1. Расчет себестоимости изделия:


С = М3 + Роп + Ао + Оа + Здр =



С =

  1. РЕКЛАМА

Рекламный проспект изделия - это необходимая часть проекта.

Рекламный проспект может включать в себя:

  • Товарный знак производителя.

  • Наименование изделия, его назначение.

  • Несколько рекламных фраз.

  • Адрес производителя.


Задание.

  1. Создайте товарный знак, который представляет собой эмблему, состоящую из букв, слов или рисунка. Иногда бывает комбинация из этих знаков:

  • Буквы могут быть начальными фамилии или имени производителя.

  • Рисунок определяет характер деятельности производителя.

  • Слово - наименование продукции.


  1. Напишите название изделия, его назначение и области применения.

Описание должно быть кратким и содержать только необходимые основные факты (ориентировочно - 20-50 слов).

________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

  1. Подумайте над рекламными фразами. Они должны привлекать внимание и содержать информацию об основном назначении изделия.

________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________


  1. Соедините все части: вставьте рисунок, рекламные фразы, описание изделия.

Измените, если надо, размеры, поменяйте местами различные части проекта. Рекламный проспект должен смотреться.





Эскиз рекламного проспекта























  1. ОЦЕНКА ИЗДЕЛИЯ

Оценка изделия - это краткое описание его проверки на соответствие функцио­нальным требованиям, а также изложение того, какие проблемы решались в процессе проектирования и каких результатов достигли.

Задание. Выполните краткое описание оценки вашего проекта.

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

10. ЗАЩИТА ПРОЕКТА

Не пытайтесь выступить экспромтом и не отступайте в момент защиты проекта от намеченного плана, так как можете потерять ощущение времени, увлечься и выбиться из регламента (5 -7 мин).

Последовательность выступления

  1. Объявите название темы проекта и причины, побудившие выполнить этот проект.

  2. Скажите, с какой целью и как вы проводили исследование.

  3. Огласите ваши предложения по результатам исследований.

  4. Изложите, какие альтернативные варианты вы получили в результате конструи­рования.

  5. Обоснуйте ваш выбор оптимального варианта.

  6. Расскажите о возможных вариантах используемого материала для вашего проек­та и обоснуйте ваш выбор.

  7. Поясните последовательность технологии изготовления вашего проекта.

  8. Назовите основные элементы себестоимости проекта и результаты вычисления.

  9. Изложите, какие элементы вы использовали в своей рекламе и каким образом.

  10. Дайте оценку качественным показателям своего проекта.













ЗАЧЕТНЫЙ ЛИСТ

РАБОТА НАД ПРОЕКТОМ

Фамилия, имя учащегося________________________________________________________


Дата

Номер

стадии

Последовательность

проектирования

Выполнение проектных заданий

Оценка

I. Организационно-подготовительный этап


1

Выбор и обоснова­ние темы проекта

  1. Составляет банк идей проектов. Опреде­ляет потребности в выбранном проекте.

  2. Определяет выбор темы и составляет обоснование проекта.

  3. Эскиз проекта



2

Исследование

проекта

  1. Осуществляет сбор информации.

  2. Работает с первоисточниками.

  3. Проводит исследование проекта.

  4. Обобщает, предлагает свои решения.

  5. Выполняет эскиз



3

Конструирование

проекта

  1. Поиск альтернативных вариантов проекта.

  2. Осуществляет выбор оптимального про­екта.

  3. Выполняет чертежи проекта


II. Технологический этап


4


Технология изго­товления проекта

  1. Осуществляет выбор материалов для из­готовления проекта.

  2. Составляет технологическую карту



5

Изготовление

проекта

  1. Соблюдает технологическую последова­тельность изготовления проекта.

  2. Соблюдает технику безопасности.

  3. Самостоятельно выполняет проект



6

Расчет себестоимо­сти проекта

  1. Расчет материальных затрат.

  2. Расчет на оплату труда.

  3. Амортизационные отчисления


III. Заключительный этап


7

Конкурс проектов

Оценка изделия



8

Защита проекта

  1. Подготовка иллюстративного материала.

  2. Устный отчет.

  3. Письменный отчет


ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА



ЗАЩИТА ПРОЕКТА

Дата__________

Фамилия, имя уч-ся____________________________________________________________________


п/п

Оценивание результатов

Балл

Итого

1

Оформление доски или стендов иллюстративным материа­лом, графической документацией, фотографиями, рисунками, схемами, наглядно представляющими суть проекта.

Электронная презентация проекта



2

Устный доклад:

  • Аргументированность выбора темы, практическая направ­ленность проекта и значимость выполняемой работы.

  • Аргументированность предлагаемых конструктивных ре­шений, подходов, выводов, использование литературы.

  • Оригинальность темы, аргументации материального во­площения и представления проекта. Объем и глубина зна­ний по теме или предмету.

  • Культура речи, манера держаться, умение использовать на­глядные средства, чувство времени, импровизационное на­чало, удержание внимания аудитории.



3

Ответы на вопросы: полнота, аргументированность, убе­дительность, дружелюбие, стремление использовать ответы для успешного раскрытия темы и сильных сторон проекта



4

Техническая документация:

  • Качество записи - оформление, соответствие стандартным требованиям.

  • Качество эскизов, схем, рисунков, чертежей, технологиче­ской карты.

  • Объем, полнота разработок, выполнение принятых этапов проектирования, самостоятельность, завершенность



5

| Материальное воплощение проекта и его качество



Итого




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!