ТЕХНОЛОГИЯ
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ
Творческий проект
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
(наименование проекта)
ученика (цы) ___________________класса
школы (гимназии, лицея) № _____________ Ф. И. О. _________________________________
_________________________________________
ТВОРЧЕСКИИ ПРОЕКТ
Творческий проект - это итоговая работа учащегося за год по технологии, самостоятельная разработка и изготовление объекта технического или художественного творчества.
Проект также должен предусматривать изготовление нового, эффективного, конкурентоспособного изделия, отвечающего потребностям человека.
Творческий проект состоит из двух частей:
Техническая документация, содержащая обоснование основных шагов, принятых решений, результаты исследования проекта, рисунки, схемы, чертежи, подробная технологическая разработка задуманного объекта, расчет себестоимости проекта.
Изготовление проекта - наглядно представленная система способов соединения и взаимодействия частей изделия, а также материал, из которого эти части изготовлены.
Образец оформления проекта
ВЫБОР ТЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТА
Задание 1.
Проектирование как вид творчества предполагает восхождение, движение от старого к новому, от известного к неизвестному, от дефицита и некачественного товара к новому, более совершенному.
Оглянитесь вокруг, посмотрите, что вас не устраивает, например, в оформлении класса, квартиры или школы. Подумайте о возможности изготовления каких-либо необходимых изделий для отдыха или игр на улице, которые можно изготовить своими руками, и запишите их в банк идей.
Банк идей проектов
Область деятельности | Перечень возможных проектов |
Школа | |
Дом | |
Досуг | |
Техническое творчество | |
Декоративно-прикладное искусство | |
Посмотрите внимательно на таблицу «Банк идей проектов», подумайте и определите наиболее интересные для себя 1-3 темы проектов изделий, которые вы сможете спроектировать самостоятельно и изготовить. Запишите выбранные темы.
Тема 1. ______________________________________________________________________
Тема 2. ______________________________________________________________________
Тема 3. ______________________________________________________________________
Задание 2.
Используя таблицу 1, где представлены основные требования к выбору темы проекта (см. Приложение 1), и учитывая свои возможности, проанализируйте эти данные ! и отметьте по каждой теме свои результаты («да» - 1 балл, «нет» - 0 баллов).
Определитесь с выбором темы проекта.
Таблица 1
Выбор темы проекта
Учёт основных требований к выбору объекта | Тема |
1 | 2 | 3 |
1. Объект должен быть вам хорошо знаком, понятен и интересен | | | |
2. Объект должен предусматривать изготовление нового, эффективного, конкурентоспособного изделия, отвечающего потребностям человека и пользующегося спросом | | | |
3. Создание полезной и красивой вещи | | | |
4. Необходимо понимание, что объект по силам, должны учитываться возможности школьной мастерской и наличие определенных умений и навыков в данной области деятельности | | | |
5. Готовность приобрести за свой счет необходимый материал для изготовления проекта | | | |
6. Количество времени, необходимое для изготовления проекта, в пределах 6 часов | | | |
Итого | | | |
Если возникают определенные трудности с выбором темы, то воспользуйтесь «Банком идей», составленным другими группами, где представлены иные варианты заданий, или обратитесь к учителю за помощью. Если вы определились с темой проекта самостоятельно, то запишите ее.
Задание 3.
Когда тема ясна, необходимо обосновать свой выбор, ответив на вопросы:
Почему выбрана эта тема?
Какую проблему она решает?
Для кого предназначен ваш проект?
Какова основная цель данного проекта?
Сформулируйте свое обоснование и запишите его, выполнив аккуратно технический рисунок или эскиз проекта.
Тема проекта____________________________________________________________________
Обоснование проекта: ____________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Цель проекта: ___________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Эскиз 1
ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЕКТА
Любое проектирование начинается с исследования объекта, для этого необходимо составить план деятельности.
Поиск информации.
Работа с первоисточниками.
Составление плана для доклада.
Подготовка доклада для успешного сообщения.
Исследование проекта.
Анализ проекта (результаты наблюдения, экскурсии, эксперимента).
Анкетирование, интервью «Ваше мнение».
Выводы.
По аналогии составьте свой план деятельности:
1._____________________________________________________________________________
2._____________________________________________________________________
3._____________________________________________________________________________
4._____________________________________________________________________________
Задание 1. Библиографический поиск.
Составьте библиографический указатель для изучения необходимой литературы и запишите в таблицу.
№ п/п | Ф. И. О. автора | Наименование источника | Город, наименование издательства | Год издания |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
Задание 2. Поиск информации с использованием приема «Закладки».
Прочитать текст, используя прием «Самое главное», сделать заметки на закладках и занести в таблицу.
.
Самое главное | Источник (название книги, автор) | Номер страницы |
| | |
| | |
- | | |
| | |
| | |
| | |
Задание 3. Составление плана для доклада.
Просмотрите отобранный вами материал. Прочтите текст и разбейте его на части,
каждую из которых озаглавьте. Эти заголовки и составят план вашего доклада. План может быть простым (I...II...III) и сложным (с подпунктами).
План
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Задание 4. Подготовка доклада для устного сообщения. .
Используя прием «Конспектирование», напишите доклад по проекту, приложите необходимый иллюстративный материал.
Конспектирование - это краткое изложение, запись содержания текста книги или документа. Конспектировать можно от первого лица, то есть от себя, своими словами передавая мысли автора. И от третьего лица, то есть от лица автора печатной работы. Предпочтительнее первый вариант.
Доклад на тему
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Задание 5. Интервью «Ваше мнение».
Вы сами не единственный ценитель и потребитель, да и нельзя считать свой вкус эталоном. Воспользуйтесь распространенным методом интервью: спросите мнение близких и друзей о вашем изделии, выслушайте пожелания и запишите.
Интервью «Ваше мнение»
Ваш проект |
Опрашиваемые люди | Хотели бы вы приобрести эту вещь для себя? Почему? | Что бы вы хотели изменить или добавить? |
1 | 2 | 3 |
Друзья, знакомые | | |
Окончание табл.
1 | 2 | 3 |
Родители | | |
Родственники | | |
Соседи | | |
Пожилые люди | | |
Дети | | |
Задание 6. Анализ проектируемого изделия.
Используя схему «Анализ изделия», оцените достоинства и недостатки вашего изделия и заполните таблицу 1.
Схема 1
Анализ изделия
Таблица 1
Наименование вашего изделия_________________________________________
_
Достоинства | Недостатки | Устранение недостатков |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
Подумайте и ответьте на вопросы:
Что нужно сделать, чтобы устранить эти недостатки?
За счет чего можно усовершенствовать изделие?
Заполните последнюю колонку таблицы.
Задание 7. Предложения по разрешению проблем.
Теперь проанализируйте результаты вашего исследования (таблица 1) и результаты анкеты «Ваше мнение» и заполните схему 2.
Схема 2
Предложения по разрешению проблем
В результате исследования проекта и учета пожеланий потребителя при конструировании следует учесть следующие факторы:
Эскиз 2
Проект ___________________________________________после реконструкции.
(название)
3. ПОИСК АЛЬТЕРНАТИВНЫХ ВАРИАНТОВ ПРОЕКТА
Вариант 1.
Задание. Для конструирования альтернативных вариантов проекта ист тод морфологического анализа (см. Приложение 2) и заполните таблицу 1. эскизы полученных вариантов.
Название изделия ________________________________________________________
Признаки | Альтернативные варианты |
Вариант 1 | Вариант 2 | Вариант 3 |
1 | 2 | 3 | |
Материал | | | |
Форма | | | |
Окончание табл.
1 | 2 | 3 | 4 |
Способ соединения | | | |
Дополнительные функции | | | |
Декоративное украшение | | | |
Выполните эскизы альтернативных вариантов
| | |
Вариант 1 | Вариант 2 | Вариант 3 |
Вариант 1.
Достоинства: ________________________________________________________________
Недостатки: ________________________________________________________________
Вариант 2.
Достоинства: ________________________________________________________________
Недостатки: ________________________________________________________________
Вариант 3.
Достоинства: ________________________________________________________________
Недостатки: ________________________________________________________________
Вариант 2. Используйте для конструирования альтернативных вариантов проекта метод фокальных объектов (см. Приложение 3) и заполните соответствующую схему 1. Выполните эскизы полученных вариантов.
Схема 1
Вариант 1. ____________________________________________________________________
Вариант 2. ____________________________________________________________________
Вариант 3. _____________________________________________________________________
Выполните эскизы альтернативных вариантов
| | |
Вариант 1 | Вариант 2 | Вариант 3 |
Вариант 1.
Достоинства: ________________________________________________________________
Недостатки: ________________________________________________________________
Вариант 2.
Достоинства: ________________________________________________________________
Недостатки: ________________________________________________________________
Вариант 3.
Достоинства: ________________________________________________________________
Недостатки: ________________________________________________________________
ВЫБОР ОПТИМАЛЬНОГО ВАРИАНТА ПРОЕКТА
Задание 1. Используя таблицу, ответьте на следующие вопросы: «да», «нет», «сомневаюсь» (с учетом своих возможностей выберите оптимальный вариант проекта).
Выбор оптимального варианта проекта
Вопрос | Ответ |
Вариант 1. После реконст рукции | Вариант 2 | Вариант 3 |
1. Сможете ли вы самостоятельно выполнить необходимые чертежи для данного изделия? | | | |
2. Обладаете ли вы умениями и навыками, которые необходимы для выполнения данной работы? | | | |
3. Со всеми операциями изготовления данного изделия вы справитесь самостоятельно? | | | |
4. Есть ли желание приобрести дополнительные умения и навыки для выполнения данной работы? | | | |
5. Сможете ли приобрести за свой счет необходимый материал для изготовления данного изделия? | | | |
6. Сколько времени вам потребуется на изготовление своего проекта? | | | |
7. Успеете ли выполнить свой проект в установленный срок, то есть за 6 часов? | | | |
Итого | | | |
Задание 2. Обоснование выбора проекта.
Аргументируя свое решение, обоснуйте выбор оптимального, на ваш взгляд, варианта. Начните со слов:
После анализа альтернативных вариантов проекта я выбираю вариант...
_______________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
Краткое описание проекта _________________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
Рисунок (схема, фотография, чертеж) выбранного варианта проекта
ВЫБОР МАТЕРИАЛОВ
Задание 1.
Приготовьте эскизы своих будущих изделий, посмотрите на них внимательно и подумайте, какие материалы можно было бы использовать для изготовления вашего проекта (см. Приложение 4), и заполните схему 1.
Схема 1
Материал
____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
Дополнительные материалы
Запишите выбранные материалы в таблицу 1 и по чертежу подсчитайте размер заготовки.
Таблица 1
Для выполнения проекта понадобятся:
№ п/п | Деталь | Кол-во | Материал | Размер |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
на изготовление ________________________________________
Номер детали | Номер операции | Описание операции | Графическое изображение | Инструменты и приспособления |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
Окончание табл.
РАСЧЕТ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОЕКТА
Расчет себестоимости проекта.
Себестоимость изделия - действительная стоимость, вложенная производителем в изготовление данного изделия.
С = М3 + Роп + А,
где С - себестоимость изделия (продукции, товара, услуг);
М3 - материальные затраты на производство изделия;
Роп - расходы на оплату труда;
А — амортизационные отчисления на восстановление основных производственных фондов (амортизация - это перенос стоимости основных фондов на вновь созданный продукт).
Материальные затраты (М3) считают по формуле:
МЗ = Ц1+Ц2 + Цз,
где Ц1 - цена, затраченная на приобретение необходимых материалов;
Ц2 - цена затрат на электроэнергию для освещения за время выполнения изделия;
Цз — цена затрат на электроэнергию за время выполнения изделия на станке.
а) Расчет цены затрат на приобретение необходимых материалов Ц1
№ п/п | Материал | Кол-во | Размер материала | Цена, р. | Стоимость, р. |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
Итого Ц1 | |
б) Расчет затрат на электроэнергию для освещения Ц2.
в) Расчет затрат на электроэнергию за время выполнения изделия на станке Цз.
Расходы на оплату труда (Роп).
Вычисления на заработную плату производят, учитывая разряд (примерно):
оплата плотника 3-го разряда - Цз = 40 р. / ч.;
оплата плотника 2-го разряда - Цз = 30 р. / ч.
а) Определить время (Т), затраченное на изготовление изделия.
Т =
б) Необходимо определить стоимость работы за ... часов (С1):
С1 = Ц3хТ =
в) Расходы на оплату труда равны ее стоимости: Роп = С1.
Амортизационные отчисления (Ао):
а) К ним относятся расходы на амортизацию инструментов Ао1
Наименование инструмента | Стоимость, р. |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
Итого | |
Полное списание инструмента производится через два года (24 месяца).
Следовательно, амортизационные отчисления инструментов А01 составляют:
б) Амортизационные отчисления оборудования Аог составляют 10% в год от их стоимости.
Наименование оборудования | Стоимость, р. | Амортизация, р. |
| | |
| | |
| | |
Итого (амортизация оборудования в год А) | |
Срок эксплуатации станков - 10 лет, что составляет 10 * 300 = 3000 дней. Ао2= 3000 х 6 (часов) = 18 000 дней.
Амортизация оборудования за один день составит:
Стоимость 1 рабочего часа составляет:
Амортизационные отчисления за фактически отработанное время: Т =
Ао3 =
4. Плата за аренду помещения Оа, коммунальные услуги и Здр в нашем случае равны нулю, так как производство ведется в школьных мастерских (Оа не учитываем).
Расчет себестоимости изделия:
С = М3 + Роп + Ао + Оа + Здр = |
С =
РЕКЛАМА
Рекламный проспект изделия - это необходимая часть проекта.
Рекламный проспект может включать в себя:
Товарный знак производителя.
Наименование изделия, его назначение.
Несколько рекламных фраз.
Адрес производителя.
Задание.
Создайте товарный знак, который представляет собой эмблему, состоящую из букв, слов или рисунка. Иногда бывает комбинация из этих знаков:
Буквы могут быть начальными фамилии или имени производителя.
Рисунок определяет характер деятельности производителя.
Слово - наименование продукции.
Напишите название изделия, его назначение и области применения.
Описание должно быть кратким и содержать только необходимые основные факты (ориентировочно - 20-50 слов).
________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
Подумайте над рекламными фразами. Они должны привлекать внимание и содержать информацию об основном назначении изделия.
________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
Соедините все части: вставьте рисунок, рекламные фразы, описание изделия.
Измените, если надо, размеры, поменяйте местами различные части проекта. Рекламный проспект должен смотреться.
Эскиз рекламного проспекта
ОЦЕНКА ИЗДЕЛИЯ
Оценка изделия - это краткое описание его проверки на соответствие функциональным требованиям, а также изложение того, какие проблемы решались в процессе проектирования и каких результатов достигли.
Задание. Выполните краткое описание оценки вашего проекта.
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
10. ЗАЩИТА ПРОЕКТА
Не пытайтесь выступить экспромтом и не отступайте в момент защиты проекта от намеченного плана, так как можете потерять ощущение времени, увлечься и выбиться из регламента (5 -7 мин).
Последовательность выступления
Объявите название темы проекта и причины, побудившие выполнить этот проект.
Скажите, с какой целью и как вы проводили исследование.
Огласите ваши предложения по результатам исследований.
Изложите, какие альтернативные варианты вы получили в результате конструирования.
Обоснуйте ваш выбор оптимального варианта.
Расскажите о возможных вариантах используемого материала для вашего проекта и обоснуйте ваш выбор.
Поясните последовательность технологии изготовления вашего проекта.
Назовите основные элементы себестоимости проекта и результаты вычисления.
Изложите, какие элементы вы использовали в своей рекламе и каким образом.
Дайте оценку качественным показателям своего проекта.
ЗАЧЕТНЫЙ ЛИСТ
РАБОТА НАД ПРОЕКТОМ
Фамилия, имя учащегося________________________________________________________
Дата | Номер стадии | Последовательность проектирования | Выполнение проектных заданий | Оценка |
I. Организационно-подготовительный этап |
| 1 | Выбор и обоснование темы проекта | Составляет банк идей проектов. Определяет потребности в выбранном проекте. Определяет выбор темы и составляет обоснование проекта. Эскиз проекта | |
| 2 | Исследование проекта | Осуществляет сбор информации. Работает с первоисточниками. Проводит исследование проекта. Обобщает, предлагает свои решения. Выполняет эскиз | |
| 3 | Конструирование проекта | Поиск альтернативных вариантов проекта. Осуществляет выбор оптимального проекта. Выполняет чертежи проекта | |
II. Технологический этап |
| 4 | Технология изготовления проекта | Осуществляет выбор материалов для изготовления проекта. Составляет технологическую карту | |
| 5 | Изготовление проекта | Соблюдает технологическую последовательность изготовления проекта. Соблюдает технику безопасности. Самостоятельно выполняет проект | |
| 6 | Расчет себестоимости проекта | Расчет материальных затрат. Расчет на оплату труда. Амортизационные отчисления | |
III. Заключительный этап |
| 7 | Конкурс проектов | Оценка изделия | |
| 8 | Защита проекта | Подготовка иллюстративного материала. Устный отчет. Письменный отчет | |
ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА | |
ЗАЩИТА ПРОЕКТА
Дата__________
Фамилия, имя уч-ся____________________________________________________________________
№ п/п | Оценивание результатов | Балл | Итого |
1 | Оформление доски или стендов иллюстративным материалом, графической документацией, фотографиями, рисунками, схемами, наглядно представляющими суть проекта. Электронная презентация проекта | | |
2 | Устный доклад: Аргументированность выбора темы, практическая направленность проекта и значимость выполняемой работы. Аргументированность предлагаемых конструктивных решений, подходов, выводов, использование литературы. Оригинальность темы, аргументации материального воплощения и представления проекта. Объем и глубина знаний по теме или предмету. Культура речи, манера держаться, умение использовать наглядные средства, чувство времени, импровизационное начало, удержание внимания аудитории. | | |
3 | Ответы на вопросы: полнота, аргументированность, убедительность, дружелюбие, стремление использовать ответы для успешного раскрытия темы и сильных сторон проекта | | |
4 | Техническая документация: Качество записи - оформление, соответствие стандартным требованиям. Качество эскизов, схем, рисунков, чертежей, технологической карты. Объем, полнота разработок, выполнение принятых этапов проектирования, самостоятельность, завершенность | | |
5 | | Материальное воплощение проекта и его качество | | |
Итого | |