СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая тетрадь по произведению М.Пришвина "Кладовая солнца"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал данной тетради можно использовать  в работе по произведению, а также при составлении  заданий СОР

Просмотр содержимого документа
«Рабочая тетрадь по произведению М.Пришвина "Кладовая солнца"»








Рабочая тетрадь

ученика(цы) ____класса

______________________

______________________

_______________________
















«Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю. В своих произведениях описываю природу, рассказываю о героях, размышляю о смысле жизни, о ее законах, о месте человека в этом мире, о его взаимоотношениях с природой.»








  • Выдели черты были и черты сказки в произведениях Пришвина


Черты сказки

Черты были






















  • Словарная работа

Бондарь - _____________________________

Палестинка - __________________________

Елань - _______________________________




Проверь себя!


Тест по сказке – были М.М.Пришвина "Кладовая солнца".

1.Жанр произведения:

а) рассказ б) повесть в) сказка-быль

2. Тема произведения:

а) единство человека и природы, необходимость заботливого отношения к природе

б) взаимоотношения между людьми

в) размышления о том, насколько природа выше человека и человеческих страстей

3. Название произведения означает, что речь в нём идёт о:

а) богатых залежах торфа на болоте

б) душевном богатстве людей

в) богатом растительном и животном мире лесов

4. Повествование в произведении ведётся от лица:

а) Митраши и Насти б) геологов в) жителей деревни

5. Действие произведения происходит:

а) до Великой Отечественной войны

б) во время Великой Отечественной войны

в) после войны

6. Рассказчики считают, что в дружбе Насти и Митраши было:

а) прекрасное равенство

б) бесспорное первенство сестры

в) преимущество брата

7. Сколько лет Митраше?

а) десять с хвостиком б) девять с хвостиком в) восемь с хвостиком

8. Митраша младше сестры

а) на 2 года б) на 3 года в) на 1 год

9. Учителя в школе, улыбаясь, называли Митрашу:

а) «мужичок в мешочке» б) «мальчик с пальчик» в) «носик-курносик»

10. По весне дети стали собираться в лес:

а) на охоту б) за грибами в) за сладкой клюквой

11. По словам отца Митраши и Насти, в лесу самый надёжный помощник – это:

а) верный друг б) пёс в) компас

12.Митраша взял в лес:

а) сумку с компасом и двустволку

б) топор, сумку с компасом и двустволку

в) топор, сумку с компасом

13. Что такое «палестинка»?

а) гиблое место

б) место, где росло много клюквы

в) место, где росла клюква

14. Какие птицы выясняли отношения рядом с ссорящимися братом и сестрой?

а) тетерев и ворон б) ворон и ворона в) тетерев и глухарь

15. Елань (топкое место в болоте) называлась Слепою, так как:

а) люди, попав в неё, теряли зрение

б) здесь росли цветы, которые народ именовал «куриной слепотой»

в) внешне она никак не отличалась от остального болота

16. Дети в лесу поссорились из-за того, что каждый хотел идти по - своему. Как хотел идти Митраша? а) прямиком по компасу б) широкой проторенной дороге в) как ходили все жители села 
17. Какие два семени принёс ветер в «Блудово болото»?

а) сосны и берёзы б) сосны и ели в) ели и осины

18. Писатель включил историю ели и сосны в своё повествование, чтобы:

а) рассказать о несчастной жизни деревьев

б) предупредить детей о грозящей беде

в) объяснить стон и вой, раздающийся в ветреную погоду

19. Травка, собака Антипыча, не могла выносить:

а) стона деревьев б) раскатов грома в) воя волков

20. Кто такой Серый помещик?

а) лось б) волк в) медведь

21. Собирая клюкву, Настя испугалась:

а) быка б) лося в) змеи

22. Травка не могла выносить плач сплетенных навеки деревьев, потому что:

а) они напоминали ей о её собственном горе;

б) собаке было страшно слышать этот вой; в) ей было их жалко

23. Как звали лесника?

а) Михалыч б) Аркадьевич в) Антипыч

24. Кто вытащил Митрашу из болота и спас ему жизнь:

а) Настя б) собака Травка в) односельчане

25. Правда Антипыча – это правда борьбы  людей:

а) за выживание б) за любовь в) за полезные ископаемые

26. За кем охотился Серый Помещик?

а) за собакой б) за лисой в) за зайцем

27. Настя всю свою клюкву

а) отдала больным детям б) отдала соседям в) заготовила впрок


Ответ:__________________________________________________________________



  • Составьте внешний и внутренний портрет детей.




















1.Портрет.

2.Отношение к брату.

3.Отношение к домашним обязанностям.

4.Чертаы характера.

5.Позиция во время ссоры.

6.Поведение в лесу.

7.Какие нравственные уроки извлекла из всего пережитого.









Творческое задание: нарисуйте путь , который проделал Митраша.























Проверь себя! Исправьте ошибки.


  1. В одном селе, возле речки Смородины, осиротели двое детей.

  2. Митраша был старше  своей сестры.

  3. Настя была девочкой ленивой, любила поспать 

  4. Митраша занялся гончарным  делом.

  5. Настя и Митраша отправились на болото за брусникой .

  6. Настя пошла на север, а Митраша по общей тропе .

  7. После смерти Антипыча Травка жила на развалинах сторожки (

  8. Митраша выбрался из болота благодаря лосю .

  9. Серый помещик оказался с Митрашей в одной палатке 







Блудово болото представляется тревожным, опасным, страшным местом. Сама природа здесь пугает не только человека, но и зверя. Обратим внимание, как показаны тревога и страх лисы: уменьшительные суффиксы в ее описании делают ее маленькой и беззащитной.

Здесь же противопоставлены собака и волк – друг и враг человека: “одичавшая собака….выла от тоски по человеку, а волк выл от неизбывной злобы к нему”. Сюда – то, в это нехорошее место, и пришли Настя и Митраша, охотники за клюквой.


Кто такой Серый Помещик? Почему его не любили крестьяне? Как закончилась его жизнь?


______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________




Дайте характеристику собаке. Укажите ее роль в произведении

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________




Кто это? Расскажите о нем.


____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В чём правда Антипыча ?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________




Творческое задание




Напишите письмо одному из героев сказки, выразите в нем свое отношение к нему с позиции «нравится\не нравится», «правильно\не правильно»

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________




Кроссворд

Разгадав кроссворд, вы ответите на вопрос «Что же является кладовой солнца?»


1







2






3







4




5







6







7








  1. Прибор для ориентирования на местности, который взял с собой мальчик.

  2. Кличка верного друга лесного сторожа.

  3. Имя мальчика, главного героя сказки – были.

  4. Полезное ископаемое в болоте.

  5. Мастер по изготовлению деревянных бочек.

  6. Название болота.

  7. Лесной сторож.
























  1. В одном селе, возле речки Смородины (возле Блудова болота), осиротели двое детей.

  2. Митраша был старше (младше) своей сестры.

  3. Настя была девочкой ленивой, любила поспать (вставала далеко до солнца, растопляла печь, чистила картошку, заправляла обед и так хлопотала по хозяйству до ночи).

  4. Митраша занялся гончарным (бондарным) делом.

  5. Настя и Митраша отправились на болото за брусникой (клюквой).

  6. Настя пошла на север, а Митраша по общей тропе (наоборот).

  7. После смерти Антипыча Травка жила на развалинах сторожки (Травка переселилась в картофельную яму и стала жить в лесу, как и всякий зверь)..

  8. Митраша выбрался из болота благодаря лосю (Травке).

  9. Серый помещик оказался с Митрашей в одной палатке (в одном кусту можжевельника).