СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая тетрадь по психологии 1

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая тетрадь по психологии 1»



















Рабочая тетрадь по психологии I часть

Автор составитель: Шведчикова Ольга Евгеньевна, педагог-психолог МБОУ СОШ №12 имени Александра Каширина




















Книга содержит задания, тесты, дополнительную информацию для учащихся по курсу «Психология» первого года обучения.







СОДЕРЖАНИЕ



1. Личные данные…………………………………….5

2. Герб и щит………………………………………….6

3. Обязанности психолога……………………………8

4. Ответственность психолога……………………….9

5. Основные виды работ школьного психолога…….9

6. Познай самого себя………………………………..10

памятка для личного дневника

7. Тесты………………………………………………..15

методика Мюнсберга

логичность умозаключений

особенности творческого воображения

разоблаченный оракул

8. Помнить все……………………..…………………20

3 закона запоминания

тренировка памяти

9. Не стремитесь быть тем, кем вы просто

быть не можете……………………………………….23

определение типа психосоматической конституции

распорядок дня

биологические часы

тест: «Определите свой хронотип»

10. Человек свободного общества…………………...36

11. Литература………………………………………...41








«Как можно познать себя?

Не путем созерцания, но только путем деятельности. Попробуй исполнять свой долг,

и ты узнаешь – это в тебе есть»

Гете




«Следуйте той воле и тому пути,

которые опыт подтверждает как ваши собственные, то есть как подлинное

выражение вашей

собственной индивидуальности»

Карл Юнг




«Проще говоря, чтобы научиться чему-то,

человек должен что-то делать,

что-то желать, что-то замечать,

и что–то получать»


Д.Доллард и Н.Миллер





Личные данные




Фамилия____________________________________

Имя ________________________________________

Отчество ____________________________________


* * * * *


Дата рождения _______________________________

Домашний адрес______________________________

____________________________________________

Телефон _____________________________________


* * * * *


Моя группа крови_____________________________

Мой знак зодиака _____________________________

По гороскопу Я _______________________________


* * * * *

Моя школа ___________________________________

Мой класс___________________________________

Домашний друг _______________________________


















Шаг 1: Приготовьте два чистых листка.

Ручки, карандаши. Нарисуйте свой

макет герба. Разделите поле герба

на пять полей.


Шаг 2: На первом поле герба нарисуйте то,

что вы умеете делать лучше всего.


Шаг 3: На втором поле нарисуйте место, где

вы чувствуете себя хорошо, уютно и безопасно.


Шаг 4: На третьем поле - самое большое своё достижение.


Шаг 5: На четвёртом - трёх людей, которым вы можете доверять.


Шаг 6: На пятом поле напишите три слова, которые хотите

слышать о себе.


Шаг 7: Запишите и продолжите три предложения:

  1. Я горжусь собой, потому что...____________________________________________________________________________________________________________________


  1. Я горжусь собой, потому что...________________________________________________________

____________________________________________________________

  1. Я горжусь собой, потому что...________________________________________________________

____________________________________________________________

Обязательно найдите три разных повода гордиться собой.


Когда –то рыцари изображали свои гербы на щитах, а во время

турниров, для придания смелости, выкрикивали свой девиз. Ваш

личный девиз раскрывается тремя предложениями, начинающимися со слов: «Я горжусь собой…», а также в трех словах, которые вам хотелось бы слышать о себе. Когда вам бывает горько, обидно, страшно, то для поддержания духа вспоминайте и говорите себе эти слова.


Рисунок герба.































Герб – это ваша своеобразная визитная карточка.

Щит с гербом – оружие защиты, но он может стать и оружием победы, если с его помощью вы преодолели какую –нибудь жизненную ситуацию, стали сильнее, мудрее.

  • Люди, нарисованные в четвертом поле, напоминают , что вы не одиноки. Есть кому вас выслушать и помочь.

  • Напоминание о вашем самом большом достижении, которого вы добились сами, помогает, когда охватывает неуверенность.

  • Даже мысленное пребывание в месте покоя и безопасности поможет восстановить силы, отдохнуть.

  • Первое поле герба поможет в ситуации скуки, бездействия.


Мы упоминали о мече. Это знание своих прав. И право быть самим собой, и право на уважительное отношение к себе, и право выражать свои чувства, мысли, совершать и исправлять ошибки. Право изменить свое мнение, если признал его ошибочным. Право сказать «НЕТ»… Прав много. Главное, чтобы вы знали, уважали свои права, а это произойдет, , если вы, в свою очередь, будите умело ими пользоваться. Это сделает вас по-настоящему сильными.


Это интересно

* * * * *

Психологи выделяют у человека пять уровней эмоций:

  • Злоба, обида, негодование (самозащита).

  • Боль, грусть, разочарование (проявление уязвимости).

  • Страх, беспокойство, чувство опасности (проявление одиночества).

  • Раскаяние, сожаление, ответственность (понимание сути происходящего).

  • Любовь, понимание, признательность (принятие).

Так вот, надо подняться на «пятый этаж» эмоций, чтобы преодолеть все негативные проявления человека и сделать этот этаж домом, в котором вы живете!

О.Казанский,

педагог, ученый.


Обязанности психолога:


  1. В деятельности руководствоваться нормативными документами, конвенцией о правах ребенка, приказами и инструкциями министерства образования.

  2. Рассматривать вопросы и принимать решения строго в границах своей профессиональной компетенции и служебных обязанностей.

  3. Знать новейшие достижения в психологической науке. Постоянно повышать свою профессиональную квалификацию.

  4. Оказывать помощь администрации и педагогическому коллективу в решении основных проблем связанных с обеспечением полноценного психического развития учащихся, индивидуального подхода к ним, а также учащимся в решении их индивидуальных проблем.

  5. Хранить профессиональную тайну: не распространять сведения полученные в результате диагностической м консультативной работы, а так же в тех случаях когда были даны гарантии анонимности результатов исследования.

  6. Анализировать межличностные отношения. Готовить предложения по коррекции позиций преподавателей и учащихся в соответствии с задачами образования.

  7. Совместно с преподавателями разрабатывать научно-обоснованные программы по адаптации учащихся к условиям жизни в учебном заведении, и участвовать в их реализации.

  8. Пропагандировать психолого-педагогические знания среди преподавателей, учащихся и родителей учебного заведения.

  9. Вести и хранить диагностическую документацию (не менее 5 лет).

В диагностической документации описываются следующие параметры:

- название исследования;

- время исследования;

- количество исследуемых, их возраст;

- перечень исследуемых методик, тестов;

- характеристики используемых методик;

- полученные результаты по группам и по ф.и.о;

- выводы;

- рекомендации.

Остальную документацию вести и хранить в произвольной форме.





Ответственность психолога


  1. психолог несет персональную ответственность за правильность психологического диагноза, адекватность использования диагностических и коррекционных методов, обоснованность даваемых рекомендаций.

  2. психолог несет ответственность за сохранение протоколов официальных обследований и за ведение документации в соответствии с порядком установления нормативными документами и положениями.



Основные виды работы школьного психолога.

  1. психологическое просвещение – приобщение педагогического коллектива, учащихся и родителей к психологическим знаниям;

  2. психологическая профилактика, состоящая в том, что психолог должен проводить постоянную работу по предупреждению возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии школьников;

  3. психологическое консультирование, состоящее в помощи и решении тех проблем, с которыми к нему приходят сами (или им рекомендуют прийти, или их об этом просит психолог), учителя, учащиеся, родители. Часто они осознают существование проблемы после просветительной и профилактической деятельности психолога;

  4. психодиагностика как углубленное проникновение психолога во внутренний мир школьника. Результаты психодиагностического обследования дают основания для заключения о дальнейшей коррекции или развитии ученика, об эффективности профилактической или консультативной работы, проведенной с ним;

  5. психокоррекция как устранение отклонений в психическом и личностном развитии школьника:

  6. работа по развитию способностей ребенка, формированию его личности.

Познай самого себя


  1. Я – это (с кем или с чем вы себя ассоциируете) ____________________________________________________________________________________________________________________

  2. Я живу _____________________________________________________

_____________________________________________________________

  1. Я учусь (или работаю)_______________________________________

_____________________________________________________________

  1. Мои друзья ________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Я люблю___________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

  1. Я не люблю ________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________

  1. Я отдыхаю _________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________
8. Качества которые я ценю ________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. С чем мне трудно смириться _________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Моя мечта_________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________
мой портрет







































Памятка для личного дневника.


Каждый человек имеет право:

  • Быть здоровым.

  • Не быть совершенством.

  • Сказать: «Я не понимаю».

  • Менять свое мнение.

  • На чувства и ответственность за них.

  • Не оправдываться и не объяснять своих поступков другим.

  • На одиночество.

  • Просить то, что он хочет.

  • Делать ошибки и отвечать за них.

Дополни свое __________________________________________________________

______________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



СЛОВАРЬ

Психика – есть свойство головного мозга, позволяющее животным и человеку отражать воздействия предметов и явлений объективного мира.

Психический процесс – психическая функциональная система в действии.

Психическое состояние – внутренняя целостная характеристика индивидуальной психики, относительно неизмененная во времени.

Деятельность – специфическая активность человека, направленная на удовлетворений его потребностей и интересов.

Сознание – высший уровень психического отражения, формирование у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего он способен познавать и преобразовать окружающую действительность.

Бессознательное – совокупность психических процессов, операция и состояний не представленных в сознании субъекта.

Поведение – внешние проявления психической деятельности.



Психика и ее структура


Таблица 1

Психические процессы

Психические состояния

Психические свойства

Психические явления, обеспечивающие первичное отражение и осознанием человеком воздействий окружающей действительности

Определенный временной уровень работоспособности психики, отражающие биологические потенциалы человека и придающей его деятельности своеобразный качественный фон

Наиболее устойчивые, закрепившиеся и постоянно проявляющиеся особенности человека, которые определяют его поведение, общение и деятельность:

Познаватель

ные:

ощущение

восприятие

мышление

речь

память

воображение

внимание

Эмоционально

-волевые

эмоции

чувства

воля

- апатия

-активность

-пассивность

-бодрость

-усталость

-стресс

-фрустрация и д.р

- характер

-темперамент

-способности

- направленность (влечение, желание, интересы, убеждения, принципы, склонности, идеалы, потребности, мотивы)









Методика Мюнстерберга


Направлена на определение избирательности внимания. Рекомендуется для использования при профотборе на специальности, требующие хорошей избирательности и концентрации внимания, а также высокой помехоустойчивости.


Инструкция: «Среди буквенного текста имеются слова. Ваша задача – как можно быстрее считывая текст, подчеркнуть эти слова».


Пример: рюклбюсрадостьуфркип Время работы – 2 мин.


СТИМУЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ


Бсольнцевтргщоцерайонзгучновостьъхэьгчяфактьуэкзаметрочягщкипршцашгцкпрокуроргурсеабетеорияемтоджебьамхоккейтроицафцуйгяхтаргатшщтелевизорболджщзхюэлщьбпамятьшогхеюжидпргщхщнздвосприятиейцукендшизхьвафыппродлблюбовьабфырплодслдспектакльячсинтьбюнбюерадостьвуфциеждлортпнародшалдьхэшщгиернкуыфйрепортажэк

ждорлафывюфбьконкурсйфнянячыувскарплличностьзжэьеюдшщглоджинэрплаваниеедтлжэзбьтрдшжнпрывкомедияшлкуйфотчаяниейфрлнькрымжячвтлджэхыфтасенлабораториягщдщнруцтригшчтлроснованиезхжьюбкакншдеркентаврропруквсмтрпсихиатрияяблмстчьйфясмтщзаяцгнэьзхтмтестприк





Логичность умозаключений


Ход опыта: испытуемым предъявляются задания. В каждом задании два связанных между собой суждения и вывод – умозаключение. Некоторые умозаключения правильные, а другие заведомо неправильны. Требуется определить какие выводы правильные, а какие ошибочны. Время обдумывания каждого задания – 10 секунд.






МАТЕРИАЛ:


  1. Все металлы проводят электричество. Ртуть – металл. Следовательно, ртуть проводит электричество.

  2. Все арабы смуглы. Ахмед смугл. Следовательно, Ахмед – араб.

  3. Некоторые капиталистические страны – члены НАТО. Япония – капиталистическая страна. Следовательно, Япония – член НАТО.

  4. Все Герои Советского Союза награждались орденом Ленина. Иванов награжден орденом Ленина. Следовательно, Иванов – Герой Советского Союза.

  5. Лица, занимающиеся мошенничеством, привлекаются к уголовной ответственности. Петров мошенничеством не занимался. Следовательно, Петров не привлекался к уголовной ответственности.

  6. Все студенты высшей школы изучают логику. Смирнов изучает логику. Следовательно, Смирнов – студент вуза.

  7. Некоторые работники 2-го управления – юристы. Фомин – юрист. Следовательно, Фомин – работник 2-го управления.

  8. Все граждане России имеют право на труд. Иванов гражданин России. Следовательно, Иванов имеет право на труд.

  9. Все металлы куются. Золото – металл. Следовательно, золото куется.

  10. Когда идет дождь – крыши домов мокрые. Крыши домов мокрые. Следовательно, идет дождь.

  11. Все коммунисты выступают против войны. Джонс выступает против войны. Следовательно, Джонс – коммунист.

  12. Все коренные жители Конго – негры. Мухаммед – негр. Следовательно, Мухаммед – житель Конго.

  13. Все студенты 3-го курса выполнили нормы ГТО второй ступени. Володя выполнил норму ГТО второй ступени. Следовательно, Володя – студент 3-го курса.

  14. Некоторые капиталистические страны входят в Общий рынок. Австрия – капиталистическая страна. Следовательно, Австрия входит в Общий рынок.







Особенности творческого воображения


Закончи рассказ. Время работы 10 мин.

1. «Темнело. Шел нудный дождь. На автобусной остановке под зонтиком стояли две девушки. Они о чем-то тихо разговаривали. Вдруг ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


2. « Наступило 1 сентября. Алена так ждала этот день. Ведь 1 сентября - день рождения ее любимого Андрея, и символический юбилей – они 2 года вместе. Выбирая подарок___________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


СЛОВАРЬ

Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания на каком-либо реальном или идеальном объекте, деятельности, явлении или переживании.

Ощущения – это отражение в сознании человека отдельных свойств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на наши органы чувств.

Восприятие – психический познавательный процесс, представляющий собой отражение предметов и явлений, действующих в совокупности их различных свойств и частей на наши органы чувств.

Воображение – психический процесс создания образа предмета или ситуации путем перестройки имеющихся представлений.

Память – это процесс запечатления, сохранения, последующего узнавания и воспроизведения следов прошлого опыта, позволяющий накапливать информацию не теряя при этом прежних знаний, навыков.

Мышление – это процесс познавательной деятельности индивида, позволяющий обобщенно и опосредованно отражать окружающую действительность, устанавливать связи и отношения между предметами и явлениями.

Речь – это процесс практического применения языка в целях общения с другими людьми.



Это интересно

* * * * *

Психологи посчитали, что взрослый человек может себя организовать на 50 минут, школьник – на полчаса. Старший дошкольник способен заниматься, не отвлекаясь, лишь четверть часа, а ребенок трех-пяти лет редко увлекается чем-то больше десяти минут. Так что не спешите назвать непоседой пятилетка, который отрывает вас от разговора с подругой.

* * * * *

Неумение выделять общий существенный признак – большой недостаток мышления. Каждому ясно, что нельзя сказать: «Шли два студента и дождь: один в университет, второй в пальто и третий в осенний вечер»- так как слово «шел» в данном случае не может являться обобщающим признаком. К сожалению, кое-кто иногда и говорит, и думает подобной фразе.



Разоблаченный оракул


Давным –давно в одной из восточных стран был знаменитый оракул. В отличие от остальных оракулов его устами вещало не одно божество, а целых три: бог Правды, бог Лжи и бог Дипломатии. Они изображались совершенно одинаковыми фигурами, расположенными за алтарем, перед которыми люди, ищущие совета, преклоняли колени.

Боги всегда охотно отвечали на вопросы. Но так как они они были похожи друг на друга, никто не мог определить, то ли отвечает бог правды, то ли бог Лжи, то ли бог Дипломатии, который может либо солгать, либо сказать правду. Это было на руку жрецам и способствовало славе оракула: боги всегда оказывались правы.

Но однажды нашелся человек, казавшийся простаком, который задумал совершить то, чего не удавалось самым большим мудрецам. Он решил опознать каждого из богов. Человек вошел в храм и спросил бога, стоявшего слева:

- Кто стоит рядом с тобой?

- Бог Правды, - был ответ.

Тогда он спросил бога, стоявшего в центре:

- Кто ты?

- Бог Дипломатии, - был ответ.

Последний вопрос он задал богу, стоявшему справа:

- Кто стоит рядом с тобой?

- Бог Лжи, - был ответ.

- Все понятно, - сказал человек, казавшийся простаком.

Что же он понял из ответов оракула?






________________________________________________________________________

«Благодаря интуиции мы открываем, а благодаря логике доказываем. Осознавая и применяя аналитические способности, а также упражняя интуицию, мы сможем вынести более ясные, значимые и убедительные суждения»

Анри Жюль Пуанкаре, математик

Помнить все

или немного о памяти


3 закона запоминания

1 закон – впечатление

Во – первых, для этого нужно сосредоточиться и получить впечатление, используя для этого не только зрение6, но и слух, обоняние.

Зрительное впечатление самое прочное. Ведь нервы, ведущие от глаза к мозгу, в двадцать раз толще, чем нервы, ведущие от уха к мозгу.

2 закон – повторение.

Таблица 2

От 10 минут до 16 часов

Идеальный период запоминания

Каждые 5-6 часов

Повторять изученный материал

Через 5-6 месяцев

В зависимости от отдельного случая или сложности информации через 3 недели

Утром с 9.00 до 10.00

Можно повторить около 15.00-16.00 часов или около 18.00


3 закон – ассоциации.

Единственный способ надежно запомнить некий факт – это связать его с каким –либо другим.



Тренировка памяти

  • Через 5-10 минут после пробуждения как можно быстрее сосчитайте в обратном порядке от 100 до 1.

  • Повторите алфавит, придумывая на каждую букву слово. Если вы забыли какую-то букву или не можете придумать слово, не останавливайтесь. Здесь важен темп.

  • Назовите двадцать мужских и столько же женских.

  • Выберите любую букву алфавита и назовите двадцать слов, начинающихся с нее.

  • Закройте глаза и сосчитайте до двадцати.


Система связей

Система связей является базовой методикой, которя обеспечивает вам фундамент для максимально простого усвоения более сложных систем. Она используется для запоминания небольших списков, таких, например, как список необходимых покупок, в котором каждый пункт связан или ассоциируется со следующим. Применяя данную систему, следует помнить обо всех 12 принципах запоминания:

  • Чувствительность

  • Движение

  • Ассоциации

  • Сексуальность

  • Чувство юмора

  • Воображение

  • Нумерация

  • Символизм

  • Цвет

  • Порядок и \ или последовательность

  • Положительные образы

  • Преувеличение

Вы должны будите использовать шесть чувств:

  • Вкус

  • Осязание

  • Обоняние

  • Зрение

  • Слух

  • Чувство ритма \ кинестезия

Используя перечисленные принципы, вы будете развивать динамическое взаимодействие между правым и левым полушарием и вашими чувствами, тем самым увеличивая общие возможности мозга.

Для того чтобы контролировать свой рост в развитии памяти, необходимо периодически (1 раз в неделю) себя тестировать и сравнивать полученный результат с предыдущим. Это придаст уверенность и явится важным стимулом для дальнейших занятий.


ТЕСТ 1

Попросите, чтобы вам причитали 20 слов с паузой в 10-15 секунд.

Воспроизведите эти слова в том же прядке. В случае, если слово «выпало» – одна ошибка, стоит не на месте – 0,5 ошибки.

ТЕСТ 2

Аналогично, только с цифрами.

ТЕСТ 3

Тестирование уровня яркости образов. Закройте глаза и представьте любой цветок. Можно, например, розу.

Оценку производить по следующей шкале:

Не вижу – 0

Еле заметные черты, которые быстро исчезают – 1

Четкий черно-белый образ, но не устойчивый – 2

Устойчивый черно-белый образ – 3

Устойчивый цветной образ – 4

Устойчивый цветной образ видите с открытыми глазами – 5

Можете изменить его цвет, форму и т.д. – 6

Для того чтобы приступить к занятиям, желательно иметь шестой уровень по данной шкале.

Это интересно

* * * * *

Для того, чтобы определить, какое полушарие у вас доминирует, проведите четыре небольших опыта:

  • Переплетите пальцы рук. Сверху оказался большой палец левой руки (Л) или правой (П)? Запишите результат.

  • Сделайте в листе бумаги небольшое отверстие и посмотрите сквозь него двумя глазами на какой-нибудь предмет. Поочередно закрывайте то один, то другой глаз. Предмет перемещается, когда вы закрываете правый или левый глаз?

  • Встаньте в «позу Наполеона», скрестив руки на груди.

  • Попробуйте изобразить «Бурные аплодисменты». Какая ладонь сверху?

Не стремитесь быть тем,

кем вы быть просто не можете

Гармония жизни – скольжение

по волнам своей природы


Определение типа психосоматической конституции


Определить свой психосоматический тип (психоэнергетическую конституцию) необходимо для того, чтобы сформировать на основе этого свой образ жизни: питание, движение, режим дня и принять другие меры для формирования, укрепления, совершенствования своего здоровья.

Типы психоэнергетической конституции человека передаются по наследству.

Узнав тип своего тела, увидев себя таким, каким создала природа, вы получите ключ к полному равновесию, то есть основу для изменения.

Для определения своего психосоматического (психоэнергетического) типа вам необходимо заполнить диагностическую таблицу. Она разделена на три части.

Прочтите каждое предложение, относящиеся к В-типу, и отметьте цифрами, от 0 до 6, насколько оно приложимо к вам.


Не относится

Отчасти относится

В основном относится

0-1

2-4

5-6


В конце каждого раздела напишите общую сумму баллов по В-типу. Таким образом ответьте на вопросы в таблице П и К –типов.

Когда вы закончите заполнять диагностическую таблицу, у вас будет три разных числа. Сравнив их, вы определите свой тип.

Психосоматический тип

Сумма баллов

%

Тип – В

Тип – П

Тип - К



Общая сумма


100%

Воспользовавшись диагностической таблицей 3, определите ваш психосоматический тип (психоэнергетическую конструкцию).


Таблица 3

В-тип

Балл

1

Я очень быстро включаюсь в работу


2

Я с трудом запоминаю и вспоминаю информацию


3

По натуре я человек деятельный и живой


4

У меня хрупкая комплекция, я с трудом набираю в весе


5

Я всегда быстро выучиваю все новое


6

Походка у меня в основном легкая и быстрая


7

Я с трудом принимаю решения


8

У меня часто бывают газы и запоры


9

У меня часто холодеют ноги и руки


10

Я часто волнуюсь и испытываю тревогу


11

Я плохо переношу холодную погоду


12

Я быстро разговариваю и много говорю


13

У меня часто меняется настроение, и от природы я эмоционален (эмоциональна)


14

Я часто засыпаю с трудом и сплю некрепко


15

У меня очень сухая кожа, особенно зимой


16

У меня деятельный ум и богатое воображение


17

Двигаюсь я быстро и активно


18

Я легко прихожу в возбуждение


19

Если я живу один (одна), питание и сон у меня беспорядочные


20

Я быстро запоминаю новую информацию, но и забываю тоже быстро



Общая сумма баллов ______________________



Продолжение таблицы 3


П-тип

Балл

1

Я считаю себя очень энергичным (энергичной)


2

В своей работе я стараюсь быть чрезвычайно точным и аккуратным (точной и аккуратной)


3

У меня волевые манеры


4

В жару мне не по себе, я быстро устаю, больше чем остальные


5

Я быстро потею


6

Я быстро прихожу в раздражение и гнев, хотя не всегда показываю это


7

Если я пропускаю еду или ее откладывают, я чувствую себя неуютно


8

О моих волосах можно сказать: тонкие, блестящие, прямые, светлые, рыжие или соломенного цвета


9

У меня сильный аппетит, при желании могу съесть очень много


10

Многие считают меня упрямым (упрямой)


11

У меня регулярный стул – для меня скорее характерен жидкий стул, нежели запоры


12

Я быстро теряю терпение


13

Я люблю основательность и склонен (склонна)к педантизму


14

Я быстро прихожу в ярость, но при этом отходчив (отходчива)


15

Я очень люблю холодную пищу: мороженное и холодные напитки


16

Я не переношу скорее жару в помещении, чем холод


17

Я не выношу слишком горячую и острую еду


18

Я не очень терпелив (терпелива) в споре


19

Я люблю вызов и когда хочу чего-то добиться, то очень решителен (решительна) в своих действиях


20

Я очень взыскателен (взыскательна) к другим и себе



Общая сумма баллов ______________________




Продолжение таблицы 3


К-тип

Балл

1

У меня природная склонность делать все медленно и спокойно


2

Я полнею быстрее других, а худею медленнее


3

У меня спокойный и мирный характер


4

Я легко пропускаю еду, не чувствуя при этом дискомфорта


5

У меня часто образуется излишняя слизь, отеки


6

Я должен (должна) проспать по крайней мере 8 часов, чтобы чувствовать себя нормально на следующий день


7

Я сплю очень глубоко


8

Я от природы спокойный (спокойная), и меня трудно разозлить


9

Я запоминая не так уж быстро, как многие другие люди, но у меня прекрасная и долгая память


10

У меня склонность к полноте


11

Прохладная и влажная погода меня угнетает


12

У меня густые, темные, волнистые волосы


13

У меня гладкая, нежная кожа и бледный цвет лица


14

У меня крепкое, плотное телосложение


15

Следующие слова хорошо передают мой характер: спокойный, мягкий, нежный и прощающий


16

Пища у меня переваривается долго, от этого я чувствую тяжесть после еды


17

Я очень вынослив (вынослива)


18

Обычно я хожу медленной, размеренной походкой


19

У меня склонность к излишне долгому сну, по утрам чувствую слабость и с трудом встаю


20

Я медленно ем и медлителен (медлительна) в движениях



Общая сумма баллов ______________________




  • Существуют десять различных типов психосоматической конституции: 3 одинарных (В-тип, П-тип, К-тип,), 6 двойных (В-П-тип, П-В-тип, В-К-тип, К-В-тип, П-К-тип, К-П-тип) и один тройной тип (В-П-К-тип)

Какой тип психосоматической конституции у вас?

________________________________________________________________


Составьте характеристику Вашего психосоматического типа по плану:

  • Телосложение

  • Двигательная активность, реакция

  • Энергия

  • Настроение, эмоции

  • Утомляемость

  • Умственная активность

  • Питание

  • Сон

  • Факторы дисбаланса

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



  • Окружающая естественная среда в своем арсенале имеет целый набор целительных средств – факторов нашей повседневной жизни: питание, движение, гармония цвета, запахов и звуков, экология внутреннего и внешнего мира, как единого жизненного пространства.



Определите факторы, способствующие установлению равновесия вашего психосоматического типа.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Распорядок дня


  • Для лучшей гармонизации своего организма с условиями внешней среды необходимо каждому соблюдать суточный режим.





На рисунке приведено приблизительное суточное расписание смены циклов энергии К-типа, П-типа, В-типа.


  • В соответствии с расписанием смены циклов энергий К-типа, П-типа, В-типа, охарактеризуйте виды вашей деятельности в каждом из этих циклов. Заполните таблицу 4.

В этом вам поможет хронобиологическое расписание (страница 33)

Таблица 4

п\п

Время

Вид деятельности



























  • У каждого психосоматического типа есть свой сезон года, когда нужно придерживаться определенного образа жизни, в частности питания. На рисунке ….. приведено расписание годовых циклов энергий.





  • Какой диеты необходимо придерживаться в каждый из циклов, чтобы избежать проблем со здоровьем?

Заполните таблицу 5.

Таблица 5

№ п\п

Сезонный цикл

Предпочтительное питание

Следует ограничить


















  • В течении двух недель понаблюдайте за своим самочувствием, прислушайтесь к самому себе и отметьте, что улучшает ваше самочувствие, в чем причина плохого самочувствия.

Заполните таблицу 6.

Таблица 6

Дни недели

Утро

День

Вечер

Понедельник




Вторник




Среда




Четверг




Пятница




Суббота




Воскресенье





ВАЛЕОЛОГИЧЕСКИЙ САМОАНАЛИЗ

«В твоей жизни появляются все люди и

происходят все события только по тому,

что ты их притянул. И что делать

с ним дальше, ты выбираешь сам»

Ричард Бак

  • Что улучшает мое самочувствие?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  • В чем причина моего плохого самочувствия?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Биологические часы


«Основа жизни человека – ритм»

К.С.Станиславский



Все процессы протекающие в организме человека, являются процессами ритмическими, т.е. повторяющимися через определенный промежуток времени.

Каждая клетка нашего тела, каждый орган работают под управлением собственных внутренних часов. Например, к биологическим ритмам можно отнести ритмы сердцебиения и дыхания, цикл «сон – бодрствование» и другие.

Цикл «сон- бодрствование», или, иначе говоря, биоритмы организма, возникли и существуют потому, что Земля вращается вокруг своей оси с периодом равным 24 часам. Приспособиться к смене дня и ночи нашему организму помогают внутренние часы, задающие определенный ритм протеканию различных процессов в организме. Благодаря изменениям гормонального фона перед пробуждением наблюдается повышение температуры тела, учащение пульса и дыхания, усиление мышечного тонуса, перераспределение кровотока и др. Таким образом, мы просыпаемся не только под воздействием внешних раздражителей, но и под влиянием внутренних часов, плавно переводящих нас в режим бодрствования. Но дело в том, что у каждого человека- свои собственные «часы» и свои собственные внутренние ритмы покоя- бодрствования.












  • Хронобиологическое расписание (по Лини Лэмберг с поправкой на российское время)

Таблица 7

Время

Рекомендации к активизации жизнедеятельности

10.00-11.30

Решение самых сложных вопросов, требующих творческого подхода

12.00

Время для деловых встреч (в «ударе» интеллект)

12.00-13.00

Можно принимать судьбоносные решения

14.00-15.00

Обед, отдых

До 16.00

Продуктивность мозга минимальная

16.00-17.00

Возвращается бодрость. Для стимуляции мозга хорошо выпить кофе

17.00-18.00

Прекрасно работает долговременная память; полученная информация закрепляется надолго (активно работает мозг)

18.00

Время для физических нагрузок (20 минут занятий спортом обеспечат превосходный ночной сон)

19.00-21.00

Время ужина

23.00

Заряда бодрости вполне хватит для незаконченных дел



ТЕСТ «Определите свой хронотип»

  1. Вам пришлось лечь спать на 4 часа позже обычного. Длительность вашего сна ничто не ограничивает. Сможете ли вы проснуться позже обычного и насколько?


Не смогу, проснусь, как обычно 1

Проснусь позже на час 2

Проснусь позже на 2 часа 3

Проснусь позже на 3 часа 4

Проснусь позже на 4 часа 5


  1. если в течении долгого времени вы будете ложиться спать в 11 часов вечера, а вставать в 7 утра, какой будет динамика вашей физической активности и работоспособности?


С вечерне-дневным пиком 1

С дневным пиком 2

С утренним и вечерним 3

С утренне – дневным 4

С утренним пиком 5


  1. Представьте, что вы оказались на необитаемом острове. У вас есть наручные часы. Когда бы вы хотели, чтобы на вашем острове светало?


В 9 часов утра или позже 1

В 8 часов утра 2

В 7 часов утра 3

В 6 часов утра 4

В 5 часов утра или еще раньше 5


4. В течение недели вы ложились спать и вставали по собственному усмотрению. Завтра хотели бы проснуться в 7 утра. Разбудить вас некому. В какое время вы проснетесь?


Раньше 6.30 1

Между 6.30 и 6.50 2

Между 6.50 и 7 часами утра 3

Между 7 и 7.10 4

После 7.10 утра 5


5.ежедневно в течение 3 часов вы должны выполнять сложное задание (оно требует напряжения всех ваших сил и внимания). Какие часы вы бы выбрали для этой работы?


С 8 до 10 часов утра 1

С 9 часов до 12 2

С 10 до 14 часов 3

С 11 до 15 часов 4

С 12 до 15 часов 5


  1. Когда вы вольны спать, сколько хотите, в какое время вы обычно просыпаетесь?

В 11 часов утра или позже 1

В 10 часов утра 2

В 9 часов утра 3

В 8 часов утра 4

В 7 часов утра 5



Обведите номер того ответа, который вам больше всего подходит. Сосчитайте сумму цифр, которое соответствует вашим ответам.

При сумме свыше 27 баллов – вы типичная «сова» (вечерне – дневной тип);

16-22 баллов – «голубь» (промежуточный, дневной тип);

11-15 баллов – умеренный «жаворонок» (утренне- дневной тип);

меньше 11 – типичный жаворонок (утренний тип)



Мой выбор

Человек свободного общества

«Искусство быть мудрым состоит в умении знать,

на что не следует обращать внимание»

Уильям Джеймс


«Если не знаешь как поступить,

- поступай правильно»

Карл Краус


Что вы думаете?

Какие ценности являются наиболее важными для человека? Выделите 3 основных, с вашей точки зрения, и кратко опишите, почему именно на них вы остановили свой выбор.

  1. ____________________________________________________________________________________________________________

  2. ____________________________________________________________________________________________________________

  3. ____________________________________________________________________________________________________________


Рассмотрите приведенные ниже ситуации с точки зрения ценностей, о которых идет речь. Продолжите их, дописав 2-3 предложения.


  • В одной стране долго правили тираны. Люди терпели их притеснения и несправедливости. Но в конце концов их терпение иссякло. Однажды разразилось крупное восстание. Большинство жителей страны взяли оружие, чтобы свернуть правителя и его приближенных. Они не хотели отныне чувствовать себя униженными и подчиненными, лишенными всяких прав.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________­­­­­­­____________________________

  • Компания подростков однажды вечером решила покататься на машине. Собственного автомобиля не было ни у кого, поэтому ребята угнали первую попавшуюся на их пути машину. Через несколько часов друзья попали в милицию и узнали, что за совершенную «шалость» вполне могут оказаться в тюрьме. Все недоумевали, считая свою выходку лишь «безобидным развлечением», и уверяли, что возвратили бы машину владельцу. Прочитав соответствующие статьи Уголовного кодекса, они поняли, что им грозит.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Вы просыпаетесь солнечным воскресным утром и решаете, что вы будете сегодня делать.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Перед тем как идти на работу, мама дала дочке задание: вымыть посуду, сходить в магазин за продуктами и помочь бабушке прополоть грядки. Вместо задания мамы дочка сходила на речку, где провела целый день, накупив в магазине сладостей себе и подругам. Вечером придя домой и глядя в глаза мамы сказала, что потеряла деньги, искала их весь день и ничего не успела сделать. Мама сев на стул, заплакала. Это было не в первый раз.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________


«Кто мало думает – много ошибается»

Леонардо да Винчи


Подумаете?

  • Какого человека можно назвать свободным?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Что объединяет понятие «свобода», «выбор» и «ответственность» и в чем основные различия?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Какими качествами должен обладать свободный человек?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


СЛОВАРЬ

Свобода – независимость от нежелательного воздействия, навязывания мнений, насилия.

Выбор – предпочтение кого-либо или чего -либо. Система мотивов, образующая психологическую основу предпочтительности.

Ответственность – способность человека сознательно выполнять определенные требования и осуществлять поставленные задачи. Контроль и самоконтроль за принятыми решениями и совершенными поступками.

Ценностные ориентиры –наиболее важные и значимые принципы, которых придерживается человек в своей жизни.


Решите проблему:

Разделитесь на группы и рассмотрите одно из следующих понятий – «свобода», «ответственность», «выбор». Постарайтесь ответить на следующие вопросы:

  1. Каково значение понятия (для каждого человека и для всего человеческого сообщества)?

  2. Как можно кратко определить данное понятие?

  3. Каким образом можно изобразить данное понятие? (нарисуйте или опишите возможный символ понятия).

  4. Как может звучать краткий лозунг полученного понятия?

  5. Назовите 3-4 термина, наиболее близко связанных с рассматриваемым понятием, и поясните свою позицию.

Подумайте:

  1. Почему человек не всегда свободен?

  2. Почему люди часто бояться свободы?

  3. Легко ли быть свободным?

  4. Какие исторические лил литературные герои могут быть ярким олицетворением качеств свободного человека? Почему?

  5. Можете ли вы назвать себя свободным человеком? Почему?


Решите проблему:

Перед воротами в страну свободы большой камень с основными принципами жизни ее граждан, которые называются «10 заповедей страны свободы». К сожалению, после сильной бури большая часть надписей оказалась поврежденной. На камне можно рассмотреть лишь несколько пунктов.

Обсудите в группе, какие еще принципы могли бы быть в стране свободы и впишите ниже.

  1. свобода одного человека не должна нарушать свободу других людей.

  2. каждый самостоятельно выбирает свою жизнь.

  3. ____________________________________________________________________________________________________________

  4. ____________________________________________________________________________________________________________

  5. ____________________________________________________________________________________________________________

  6. ____________________________________________________________________________________________________________

  7. ____________________________________________________________________________________________________________

  8. ____________________________________________________________________________________________________________

  9. ____________________________________________________________________________________________________________

  10. _______________________________________________________________________________________________________




«Не цени того, кто никогда тебе не возражает,-

это говорит не о его любви к тебе,

а о его любви к себе»

Бальтазар Грасиан

На заметку

НЕЛЬЗЯ


  • Быть вполне свободным от своих нужд и страхов;

  • Полностью преодолеть свой эгоцентризм;

  • Не иметь предвзятостей;

  • Симпатизировать всем;

  • Любить что-либо или кого-либо по предписанию;

  • Уделять всем внимание…


МОЖНО


  • Хотя бы не надолго отключить внимание от себя, своих нужд и страхов, и переключить его на Другого, на его нужды и страхи;

  • Иметь в виду, что твое мнение о Другом, твое к нему отношение может быть и ошибочным;

  • Заинтересоваться тем, что в Другом тебе не известно;

  • Найти в каждом нечто симпатичное, привлекательное или хотя бы достойное удивления;

  • Выработать привычку к наблюдению и всему вышеперечисленному.



Литература


1. Н.Клименко. Открытый урок нашей общей тревоги .- «Эфлакс» Новосибирск 2001.

2. Э.Завричко. Помнить все.- «Молодежная газета» №33 2006.

3. Бондаревский Я.И. Основы лечебной педагогики – Челябинск 1993.

4. Дубровский В.И. Валеология. Здоровый образ жизни. – М: RETORIKA – А: Флинта, 1999.

5. Иванченко В.А. Секреты вашей бодрости. М. Знание 1988.

6. Тюмасева З.И., Гольнева Д.П., Машкова И.В. Оздоровление природой. – Челябинск. 2000.

7. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Практикум. Ростов-на Дону «Феникс» 2002.

8. Дубровина. И.В Рабочая книга школьного психолога. М. 1991.

9. Самсонова С. Иванов, Петров, Сидоров. Книга для учителя. «Эфлакс» Новосибирск 2001.

10. Ахметова И., Иванова Т., ИоффеА, Положевец П., Смирнова Г. Мой выбор. М. 2003.

11. Ахметова И., Иванова Т., ИоффеА, Положевец П., Смирнова Г. Учебно – методическое пособие для учителей средней школы. М. 2003.

12.Каппони В., Новак Т. Сам себе психолог. СПб. 2002.

13. Богомолов В. Тестирование детей. Ростов –на –Дону. 2004.

14. Дружинина В.Н. Психология СПб.2002.



48



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!