СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая тетрадь по русскому языку 9 класс. Тема "Сложноподчиненное предложение"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая тетрадь по русскому языку 9 класс. Тема "Сложноподчиненное предложение"»



Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«Куртамышское специальное учебно-воспитательное учреждение для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением

закрытого типа»











РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

по русскому языку

9 класс

Тема «Сложноподчиненное предложение»

……………………………………………………..

(Фамилия, имя)

























Автор-составитель Тарунина Вера Александровна,

учитель высшей категории

Рецензент Королева Наталья Викторовна,

учитель высшей категории

















Рабочая тетрадь по предмету «Русский язык» по теме «Сложноподчиненное предложение» - вторая из четырех рабочих тетрадей, способных помочь обучающимся при изучении курса «Русский язык» в 9 классе. Включает в себя задания на повторение, новый материал, закрепление и контроль.











Дорогой друг!

Если Вы держите в руках это издание, значит перед Вами стоит та же проблема, что волнует многих – экзамены.

Рабочая тетрадь являет собой результат работы учителя по теме «Сложноподчиненные предложения».

Если Вы ученик, то «Рабочая тетрадь» поможет усвоить материал по одной из самых трудных тем по русскому языку в 9 классе «Сложноподчиненное предложение». Вашему вниманию представлены рабочие карты урока с обязательной подготовкой к ОГЭ (на этапе «Разминка»), новым материалом, закреплением и проверкой знаний. Для работы будет необходим учебник «Русский язык» Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина, О.М. Александрова, ручка и простой карандаш. Использование цветных карандашей, фломастеров, ручек сделает Ваши рабочие конспекты не только красивыми, но и удобными для подготовки к экзаменам. «Рабочая тетрадь» оснащена необходимым дополнительным материалом. В начале каждого занятия необходимо определить цель и задачи урока, а в конце соотнести их с результатами. В Рабочей тетради можно найти интуитивно понятные обозначения и сокращения, умение использовать которые поможет при написании творческого задания на экзамене.

Если Вы учитель, «Рабочая тетрадь» значительно облегчит Ваш труд, т.к. уже содержит необходимый дополнительный материал для урока по подготовке к ОГЭ и даст возможность проявить творчество в поиске новых решений, более углубленных заданий для «продвинутых» учеников. Рабочие карты удобны для проверки и взаимопроверки, Вы можете организовать работу в парах, группах и индивидуально. Работа с учебником в разных видах позволяет реализовать требования ФГОС. В конце брошюры представлены тестовые задания к урокам, выполняемые на основе предложений в п. Контроль знаний. Тема «Сложноподчиненное предложение» предполагает уроки развития речи, которые не включены в «Рабочую тетрадь». Удобный формат рабочей тетради позволяет легко копировать листы, на каждый урок отводится 1 лист. В конце изучения темы представлен вариант контрольной работы. В конце брошюры можно найти тесты к темам, которыми удобно пользоваться на этапе проверки усвоения знаний, и ответы к тестовым заданиям.

Успехов!







Строение сложноподчиненного предложения

 

Цель: Познакомить со строением сложноподчиненного предложения

Задачи: знать понятия главное предложение, придаточное предложение

уметь находить главное и придаточное предложения, расставлять знаки препинания в СПП

  1. Разминка






  1. Новый материал ξ18, стр.49-51, прочитать, дописать


СПП – это предложение, в котором …………………………… ……………………… ………… ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Главное предложение – это предложение, которое …………………………… ………………

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Придаточное предложение –это предложение, которое ………………………… …………… ……………………………………………………………………………………………………………… ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Придаточные предложения могут относиться…………… ………………… ………………… ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………


  1. Закрепление.

А) в СПП подчеркнуть грам.основы, выделить средство связи, составить схемы

Я не знал, когда мы сможем встретиться вновь.



Вода в озере блестела так ярко, что глазам было больно.


Когда Архип проснулся, он увидел Дубровского и низко поклонился ему.


Если бы мне иметь сто жизней, они не насытили бы жажды познания.


Отец вернулся из экспедиции в тот день, когда началась война, и сразу ушел на фронт.


Крутые склоны гор, что поднимались справа, были опасны для восхождения.


Я хочу рассказать, как прекрасен цветущий утром луг, чтобы вы сами захотели это увидеть.


Кому приходилось странствовать по тайге, тот знает, что значит во время непогоды найти зверовую фанзу.


  1. Контроль. Выполнить тест.

  1. Какие из следующих утверждений верны?

А. Сложные предложения могут быть союзными, сложносочиненными, сложноподчиненными.

Б. Простые предложения могут соединяться в сложные с помощью интонации и союзов или союзных слов.

В. Простые предложения могут соединяться в сложные при помощи интонации (без союзов или союзных слов).


  1. Союз, связывающий части сложного предложения Был уже весенний месяц март, однако по ночам деревья трещали от холода, как в декабре, является...

А. подчинительным Б. соединительным В. Разделительным Г. Противительным


3.Определите вид предложения  Из липовой аллеи, вертясь и обгоняя друг друга, летели желтые круглые листья и, промокая, ложились на мокрую траву луга.

А. простое Б. сложносочиненное В. Сложноподчиненное Г. Бессоюзное


4.Придаточное предложение стоит после главного в предложении (знаки препинания не расставлены)

а) Дом где я живу стоит в начале улицы.

б) Лед уже тронулся так что переправиться на другой берег было невозможно.

в) Чтобы не выдать себя неосторожным стуком весла он поднял его. (М. Горький)

г) Когда угас сердечный стук в груди смерть подошла и встала в изголовье. (Р.Гамзатов)


5.В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?

А)Что бы ни спросили у него товарищи, обо всем он мог рассказать.

Б) В то время как мы готовили материалы экспедиции, начальник отряда договаривался с проводником.

В)Я ждал ее рассказа и молчал, боясь, что если я спрошу ее о чем-то, она опять отвлечется в сторону.

Г)Слышно было, как над полем пел жаворонок и как вдали куковала кукушка.


  1. Домашнее задание ξ18, определения знать, упр. 85



Место придаточного предложения по отношению к главному.

Цель: закрепить понятие о СПП

Задачи: знать структуру СПП

уметь составлять схемы с придаточными предложениями в начале, конце и в середине СПП

1.Разминка

  1. ССП и СПП отличаются по структуре.



  1. В СПП простые предложения равнозначны.



  1. Для соединения простых предложений в составе СПП используются сочинительные союзы.


  1. В СПП придаточное предложение может стоять в начале предложения, в конце предложения и внутри главного предложения.


  1. Знаки препинания между простыми предложениями в составе СПП выполняют разделительную функцию.


ВЗАИМОПРОВЕРКА



Д..ревя(н,нн)ый, кожа(н,нн)ый, ветре(н,нн)ый, естестве(н,нн)ый, (не)ловкий ребенок, (не)вежа, (не) любиш?, (не) годовать, (не) был, песча(н,нн)ый,(не) прочита(н,нн)ый пока, краше(н,нн)ый, чу?ствовать, покраше(н,нн)ый, уча?ствовать.



2. Объяснить лексическое значение слов путем морфемного разбора, проверить себя по словарю.


МИРОВОЗЗРЕНИЕ __________________________________________________________________ _____ __________________________________________________ ______________________ ____


МИРОПОНИМАНИЕ _____________________________________________________________________ _______ ____ ______________________________________________________________________________

3. Новый материал § 19, стр. 52-54, прочитать

4. Закрепление.

а) разобрать предложения, составить схемы, сделать вывод о месте придаточного предложения

Мы тронулись в путь, когда взошло солнце.



Когда взошло солнце, мы тронулись в путь.



Мы, когда взошло солнце, тронулись в путь.



ВЫВОД: …………………………………………………………………………………………. ………………………………………………………………………………………………

б) Из предложений составить сложноподчиненные предложения. Придаточные можно ставить перед главным, после главного и внутри главного предложения.

1) В полях уже потемнело. Мы подошли к деревне.

……………………………………………………………………………………………………………

2) Люди слушали песню и думали. Лучше дружбы нет ничего.

………………………………………………………………………………………………………………

в) Соедини стрелками соответствующие предложения и схемы, проверь соседа и оцени.

Хозяин рад, что пришли гости.

( Когда),[ ].


Даже мёд, если принимать его как лекарство, горек.

(Что ),[ то ].


Лишь то читается легко, что написано с трудом.

[ ,(если), ].


Что написано с трудом, то читается легко.

[ …то ],(что) .


Когда в Москве ложатся спать, на Камчатке встают.

[ ],(что).


ВЗАИМОПРОВЕРКА


5.Проверочная работа. Расставить знаки препинания. Построить схему каждого предложения.

Для этого (убедительно советую!) найти грамматические основы, расставить скобки.

Дети которые живут на одном из маленьких островов Японии иногда ходят в школу на ходулях.


Соседний остров где находится школа отделяется от их острова неглубоким проливом.


Этот пролив когда долго не идут дожди сильно мелеет поэтому невозможно пользовать­ся лодками.


И дети чтобы у них не пропадали занятия переправляются через пролив на ходулях.


Ребята ко­торые передвигаются таким способом очень ловко по­лучают от этого занятия огромное удовольствие.



6. Домашнее задание § 19, упр. 92 ( выполнить в тетрадях для творческих работ)

Оформление:

Двадцать третье ноября.

Сочинение – отзыв по картине И.Тихого «Аисты».



Дополнительный материал к сочинению. О художнике.

(использовать можно, но не обязательно)

Тихий Иван Антонович родился 10 января 1027 года в селении Савинцы Харьковской  области.
Учился в Киевском художественном институте. Занимался портретами, пейзажами, жанровой живописью. Член Союза художников. Преподавал в Киевском художественном институте. Участник многочисленных выставок. Произведения художника хранятся в частных собраниях Украины и Европы, выставляются в Луганском художественном музее. 
Умер 27 июня 1982 года.





Союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении

Цель:………………………………………………………………………………………

Задачи:……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

2. Новый материал. §20, стр 58-62, прочитать

Заполнить таблицу


Союзы

Союзные слова

Части речи




Возможность задать вопрос





Член предложения





Какой частью речи можно заменить



Наличие логического ударения



Обозначение


С

СС

Примеры







3. Закрепление.

а)Разобрать предложение, определить, что является средством связи. Нарисовать схему.

Я думал, что мой поступок не останется незамеченным.

……………………………………………………………………………..


Я думал, что ей подарить …………………………………………………………………………….


б) упр. 96 (выбрать 3-4 предложения)

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

4. Домашнее задание упр.97 (выбрать 1 предложение с союзом, 2-е -- с союзным словом, выписать пред-я, сделать частичный синт. разбор: грам.основы, средство связи, скобки, схема)








Роль указательных слов в сложноподчиненном предложении

Цель: познакомиться с ролью указательных слов в СПП

Задачи: знать…………………………………………………………… ………………… уметь……………………………………………………………………………………………



  1. Разминка. Разобрать предложения, определить и подписать средства связи – С или СС (6мин)


  1. Издали веяло прохладой которая казалась ощутимой после жары.


  1. Куда ушла она никто не мог сказать.


  1. Я свернул на аллею чтобы сократить свой путь и остановился.



  1. Новый материал. ξ 21, тр.63-64

-Где находятся УС в СПП? …………………………………………………………………….

-Какие ч.р. выступают в роли УС?...................................................................................................

-Какие УС составляют пары с СС?.................................................................................................

-Выпишите указательные слова………………………………………………………… ……… ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

  1. Закрепление

А) Каким членом предложения является выделенное слово?(предложения разобрать!)))

  • Я совсем не то, что вы думаете.

  • Тот не писатель, кто не прибавил к зрению человека хотя бы немного зоркости.

  • После этого фуражка приобретала тот боевой вид, который был гордостью гимназиста.

Б) В предложениях найти средства связи и УС (если есть)

  • Усатов улыбнулся так что мне сделалось стыдно.

  • Вместе с нами плавали в воде наши шапки так что с берега казалось что тонет целых десять человек.

  1. Контроль знаний.

1. Найдите СПП.

А. Гора, высившаяся над городом, сверкала вся, как глазированный кулич.

Б. Во времена Владимира Мономаха половцев отогнали от южных границ Руси, однако и позднее

не раз приходилось русичам отражать их набеги.

В. Мы вышли к реке, когда начался дождь, скоро превратившийся в ливень.

2. Укажите предложения, в которых придаточное с главным связано с помощью союзного слова.

А. Чем ближе к югу, тем чаще встречались казачьи сторожевые вышки с пикетами.

Б. Макар и не заметил, что стало светать.

В. Обратите внимание на почки ивы, которые слегка набухли.

3. В каких предложениях придаточные стоят в середине сложноподчинённых? (Знаки препинания

не проставлены.)

А. Впервые я услышал как шелестит лист падающий поздней осенью с дерева.

Б. Нынче в пять часов утра когда я открыл глаза в окно моей комнаты повеяло запахом цветов.

В. Должно быть каждый из нас подумал о лесных ручьях которые бегут под буреломом о

мерцающих звёздах.

4.Найти СПП, в которых есть УС.

А. Из чащобы всё время доносились неясные шорохи, и поэтому мальчики долго не могли

успокоиться.

Б. Охотник, вздрогнув, быстро оглянулся, потому что в кустах он услышал какой-то шум.

В. Старик был так поражён его словами, что всплеснул руками


  1. Если ты на п.5, то ты молодец! Попробуй выполнить задания ОГЭ.

В феврале на севере,1 на Белом море,2 начинается зверобойный промысел. Из Архангельска в море выходят ледоколы. На мачтах, на особых площадках сидят люди с биноклями, осматривают льдины, и как заметят на льдине чёрные пятнышки 3 тюленей, так ледокол останавливается, зверобои сходят на лёд и начинают охотиться на тюленей. Но не только с ледоколов охотятся на тюленей, а и с берега. В самых глухих местах 4 стоят на берегу зверобойные избушки. Одна такая маленькая избушка стояла на Еловом ручье, и вот такой там однажды случай вышел. Встали как-то утром зверобои, включили радио, затопили печку, стали греть чай. Посмотрел один из них в окошко и закричал:- Ребята, тюлени!Выскочили зверобои из избушки с винтовками, глядят - на льду недалеко от берега целое стадо тюленей. Поднялась тут частая стрельба. И хоть законом строго запрещено убивать самок тюленей, у которых маленькие детёныши есть, в спешке бывали случаи, что и убивали. Так было и на этот раз…Подстрелил кто-то второпях мать, а с ней был маленький тюленёнок, дня два только как родился. Крохотным он был и жёлтого цвета. Всё в нём было маленькое: голова точёная, тельце, шейка.…Но удивительней всего были его глаза. Таких больших чёрных глаз нет ни у кого больше. И такая тоска была в этих глазах, такое горе, такие крупные слёзы катились по мордочке, что невозможно было на него смотреть. Поморы - люди суровые. Всю жизнь тюленей бьют, летом рыбу ловят. В тихую погоду и в штормы одинаково по морю ходят на маленьких мотоботах, сами не раз в глаза смерть видали. Всякого насмотрелся каждый за свою жизнь. А тут вдруг им тяжело как-то, неловко на сердце стало. Решили тюленёнка в избу взять погреться.Как ни жалели его зверобои, пришлось бы неминуемо погибнуть тюленёнку без матери. Некогда было зверобоям возиться с ним, надо было дело делать. Но на другой день с утра прибежал на лыжах к дяде Зосиму внук Вася, сахару принёс, табаку, ватрушек свежих, молока…Он взял тюленёнка в школу, в живой уголок. Всю зиму ухаживали ребята за зверьком. Кормили его сперва молоком, а потом, когда подрос, стали рыбу давать. Ко всем он относился хорошо, доверчиво, никого не дичился, но изо всех особенно отличал Васю. Когда наступила весна и сошёл лёд, поднялся в школе спор. Одни предлагали тюленёнка в зоопарк отправить, другие хотели его выпустить на волю. Спорили, спорили и решили всё-таки выпустить тюленёнка в море. Пустили его на берег к самой воде, а он ничего не понимает, забыл всё. Облило его раз волной, другой раз обдало, вдруг он понял что-то, ластами, хвостом зашлёпал - и в воду. Потом он выбрался на глубокое место и нырнул. Показался он снова уже далеко - чёрной точкой. Долго эта точка на одном месте покачивалась, и всем казалось, что тюленёнок на берег смотрит, прощается. (По Ю.П. Казакову.)


Раздели текст на 3 абзаца

Тема (о чем?) -……………………………………………………………………………………………..

Идея (для чего?) -………………………………………………………………………………………….

1-2 зап. выделяют………………………………………………………………………………………….

3 выр.-изобр.ср-во -…………………………………………………………………………………………

4 выр.-изобр.ср-во -……………………………………………………………………………………….


6.Домашнее задание: разобрать предложения (грам.осн., границы – скобки, средство связи, УС, схема)

И такая тоска была в этих глазах, такое горе, такие крупные слёзы катились по мордочке, что невозможно было на него смотреть.


Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными


Цель:……………………………………………………………………………………..

Задачи:…………………………………………………………………………………..

……………………………………………………………………………………………


  1. Разминка. Расставить номера предложений в нужные колонки таблицы. Выполнение проверить по эталону на доске.

ПП

ССП

СПП

БСП






1.Распустились почки на деревьях, прилетели птицы.

2.Не выходи на улицу, потому что уже стемнело.

3.Светило солнце, но было очень холодно.

4. Я поднял книгу, упавшую со стола.

5.Я поднял книгу, которая упала со стола.


2. Новый материал.

Рассмотрим два предложения №4 и №5.

Одинаковы ли они по содержанию?.................................................

Чем осложнено предложение №4?....................................................

Каким по структуре является предложение №5?........................................


Разбери предложение Я поднял книгу, которая упала со стола.


Чем соединяются ПП в предложении №5?...................................................

Где находится главная часть?...................................................................

Где стоит придаточное предложение?.............................................................

Можно ли поменять местами главное и придаточное предложения? ………………….

Какой вопрос можно задать от главной части к придаточной?....................................

СС

Рассмотри новый разбор предложения

СС

Какую?


поднял книгу], ( которая упала со стола).

Сравни разборы. Что общего и различного? ........................................................................... ............... ................ ............ ........... ........ ............................................................................................. ………………………………..


Заполни таблицу «Виды придаточных предложений»

Тип придаточного предложения

На какой вопрос отвечает?

К чему относится?

Что является средством связи?

Определительное






3.Закрепление. Разбери указанные ниже предложения по плану:

-найти грамматические основы предложения,

-определить главную и придаточную части, расставить скобки,

-поставь знаки препинания,

-найти средство связи,

-найти слово, от которого задаем вопрос к придаточному предложению (чаще всего сущ-е), и отметить его крестиком,

-задать от определяемого слова вопрос к придаточной части.


Солнце освещало вершины лип которые уже пожелтели под свежим дыханием осени.


Аэродром на котором приземлился самолет был в получасе езды от города.



5.Контроль знаний.

А)В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить причастным оборотом?

1)

Хор птичьих голосов, который доносился из лесу, поразил мой слух.

2)

Я прожил жизнь, которая была насыщена интересными встречами.

3)

Но ведь есть же на белом свете те далёкие края, к которым так стремятся перелётные птицы!

4)

Горький запах полыни, который смешивался с нежным ароматом цветов, был разлит в утреннем воздухе.

Б)Найди предложения с придаточным определительным.


1) Ничто не помешает мне поступить так, как я задумал

2) И Таня видит дом пустой, где жил недавно наш герой.

3) Я знал, что скоро все закончится.

!!! (Если полностью выполнено задание №4, то подними правую ручку, потом плавно положи ее себе на головушку и погладь себя – ты МОЛОДЕЦ! )



5. Домашнее задание ξ 22, упр.109 (в тетради)











Сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным

Цель:………………………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………………………

Задачи:

1. Узнать ………………………………………………………………………………………….
2. Уметь………………………. ………………………………………………………………………….

1. Разминка. Выдели верный ответ.



2. Новый материал.  Прочитайте текст. Ответь на вопросы и выполни задания

Текст.

(1)Я сказал папе:

– (2)Папа, купи мне боксёрскую грушу! (3)Буду тренироваться и стану боксёром.

– (4)Нечего тратить на ерунду деньги, обойдись как-нибудь без груши.

(5)И он оделся и пошёл на работу. (6)А мама сразу же поняла, что я обиделся. (7)Она постаралась мне помочь.(8)Она достала из-под дивана большую плетёную корзинку, где были сложены старые игрушки, и вынула со дна корзинки здоровущего плюшевого Мишку.

– (9)Вот. (10)Погляди, какой тугой! (11)Чем не груша? (12)Давай тренируйся сколько душе угодно!

(13)Я очень обрадовался, что мама так здорово придумала. (14)И устроил Мишку поудобнее на диване, чтобы мне сподручней было  тренироваться и развивать силу удара.

(15)Он сидел передо мной такой шоколадный, и у него были разные глаза: один его собственный – жёлтый стеклянный, а другой большой белый – из пришитой пуговицы от наволочки. (16)Но это было неважно, потому что Мишка смотрел на меня своими разными глазами и обе лапы поднял кверху, как будто он уже заранее сдаётся...(17)И я вдруг вспомнил, как давным-давно я с этим Мишкой ни на минуту не расставался, повсюду таскал его за собой, и сажал его за стол рядом с собой обедать, и спать его укладывал, и укачивал его, как маленького братишку, и шептал ему разные сказки прямо в его бархатные твёрденькие ушки, и я его любил тогда, любил всей душой, я за него тогда жизнь бы отдал…

(18)И вот он сидит сейчас на диване, мой бывший самый лучший друг, настоящий друг детства, а я хочу тренировать об него силу удара...

– (19)Что с тобой? – спросила мама, приоткрыв дверь. 

(20)А я не знал, что со мной. (21) Я задрал голову к потолку, чтобы не видно было слёз, и сказал:

– (22)Я раздумал быть боксёром.


– Определи основную мысль текста? (1-2 слова) .................................................................................

– Подчеркни грамматическую основу 6 предложения………………………………………………..
– Определите главную и придаточную части………………………………………………………….
– Определите, от какого члена предложения и от какой части речи в главной части мы задаём вопрос к придаточной части? Отметь это слово крестиком………………………………………..
– Задай вопрос от главной части к придаточной?...................................................................................
– Определи средство связи………………………………………………………………………………

Запиши результаты в таблицу. Воспользуйся при затруднении учебником ξ 23, стр.74

Вид придаточного предложения

К чему относится?

На какой вопрос отвечает?

Средство связи


Изъяснительное






– Используя таблицу, построй определение понятия “придаточное изъяснительное”, заполнив пробелы:

Придаточное изъяснительное – это придаточная часть СПП, которая относится …………………….. …………………………………………………………………….в главном предложении, отвечает на … ……………………………………………………….. вопросы, средством связи являются……………….. ………………… …и………… ………………………


3. Закрепление. Разобрать предложение.


Я очень обрадовался, что мама так здорово придумала.


Сравни и оцени себя.


Чему?

x

[Я очень обрадовался],( что мама так здорово придумала).


Нарисуй схему СПП с придаточным изъяснительным


…………………………………………………………………..

4.Контроль знаний.

Проговори вслух несколько раз определение понятия “придаточное изъяснительное”.

Найдите среди предложений СПП с придаточным изъяснительным.


  1. Ирина Петровна сказала, что завтра уезжает в Ленинград.

  2. Мы опоздали на урок, потому что поздно проснулись.

  3. Недаром говорится, что дело мастера боится.

  4. Хорошо там, где нас нет.

  5. Попросим Виктора, чтобы он принёс альбом с марками.

  6. Люблю погоду, когда идёт пушистый снег.

  7. Мне показалось, будто в комнате запахло цветами.


5. Домашнее задание: ξ 23, упр 123(изложение, выполнять по заданию)

Сведения из таблицы выучить, подготовиться к проверке по СПП с придаточными определительными и изъяснительными.










СПП с придаточными определительными и изъяснительными

Цель: ……………………………………………………………………………………………………

Задачи: …………………………………………………………………………………… …… … …

………………………………………………………………………………………………………………

1.Разминка. Используя таблицу, вставь пропущенные буквы.

Выставле…а, написа…а, торжестве…а, скова…а, посея…а, отчая…а, безымя…а, рискова…а, царстве…а, купле…а, затопле…а, вытка…а, свяще…а, изжева…а, фарширова…а, ум..а, смеш…а.

2. Упражнения для закрепления.

А) Прочитай текст, обозначая: V-знаю, W-новый материал, !-интересно, ?-непонятно. Важную информацию выделяй маркером.

Разграничение придаточных определительных и придаточных изъяснительных

Придаточные определительные зависят от существительного как части речи, отвечают на вопрос какой?, указывают на признак того предмета, который назван определяемым существительным, и присоединяются к главному только союзными словами.

Придаточные изъяснительные зависят от существительного не как части речи, а как от слова с определённым значением (мыследействия), кроме вопроса какой? , к ним можно задать падежный вопрос, они раскрывают содержание речи, мысли, чувства, восприятия и присоединяются к главному союзами и союзными словами. (Придаточное, присоединяемое к главному союзами и союзом-частицей ли, может быть только изъяснительным: Мысль, что он не прав, мучила его; Мысль о том, прав ли он, мучила его).

Сложнее разграничить придаточные определительные и придаточные изъяснительные, зависящие от существительных в тех случаях, когда изъяснительные придаточные присоединяются к главному при помощи союзных слов (особенно союзного слова что).

Сравните: 1) Вопрос, что (который) ему задали, показался ему странным. Известие, что (которое) я получил вчера, очень меня расстроило.

2) Вопрос, что ему теперь делать, мучил его. Известие о том, что произошло у нас в классе, изумило всю школу.

 1) Первая группаСПП с придаточными определительными. Союзное слово что можно заменить союзным словом который. Придаточное указывает на признак предмета, названного определяемым существительным (от главного предложения к придаточному можно задать только вопрос какой?, падежный вопрос задать нельзя). Указательное слово в главном предложении возможно только в форме согласованного с существительным местоимения (тот вопрос, та мысль, то известие).

2) Вторая группаСПП с придаточными изъяснительными.  Замена союзного слова что союзным словом который невозможна. Придаточное не просто указывает на признак предмета, названного определяемым существительным, но и изъясняет содержание слов вопрос, мысль, известие (от главного предложения к придаточному может быть задан падежный вопрос). Указательное слово в главном предложении имеет иную форму (падежные формы местоимений: вопрос, мысль, известие о том).
 Б)Составь «треугольник» для (каждого) предложения (1. К чему относится, 2. Вопрос, 3.Средство связи). Подпиши вид придаточного предложения в СПП.


Мысль, что он не прав, мучила его.


С утра Петя думал о том, что он не прав.

В) Продолжите предложения так, чтобы получились СПП с придаточным определительным.

1) Я первый раз в жизни увидел море , которое .......................................................................................

2) Мы с удивлением смотрели на льдины , что ... ……………………………………………………..

Г) Расставить знаки препинания. Определить тип придаточного.

1)Я пришёл сестрица узнать от вас не надобно ли вам чего-нибудь……………………………………

2) Самым дорогим кажется то во что твой труд вложен…………………………………………………

3) Мы вскрыли письмо что дожидалось нас неделю. ……………………………………………………


3.Контроль знаний. Выполни тест. Х

1. Какое предложение соответствует схеме: [ Сущ. ( СС    ) ]. ( знаки препинания в схеме не расставлены)

1) Он дал слово, что никогда больше так не поступит. 
2) Слово, что прозвучало  вслед, показалось мне оскорбительным.
3) Слова эти сказал он, когда мы прощались.
4) Мне нравятся люди, которым небезразлична жизнь страны.

2. Определите верную схему разбора предложения (знаки препинания не расставлены): Вчера я шел по зале освещенной где так давно встречались мы с тобой.

1) [глагол ], ( где  ).  2) [существительное, (где  ), ]. 3) [существительное ], ( где  ).  4) [ глагол, ( где  ),    ].

3. Определите вид придаточной части в СПП Купальницы, затопившие было весенней желтизной все луга, теперь уступили место этим колокольцам, первым ромашкам и нежной, пронзительно-розовой, словно лазурной гвоздичке, которую называют в народе девичьей красотой.

1) Придаточная определительная часть.  2) Придаточная изъяснительная часть. 
3) Придаточная часть меры и степени.  4) Придаточная присоединительная часть.

4. В каком варианте правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Желудки с двумя самостоятельными отделами (1) в каждом из которых (2) выделяется (3) особый желудочный сок (4) отличают кашалотов от других китов.

1) 1,2 2) 1,3,4  3) 1,4   4) 2,4
5. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить причастным оборотом?

1) В тени деревьев, которые растут у воды, спасаются от нестерпимой жары и слоны, и бегемоты, и львы.
2) Через несколько минут, в продолжение которых лучи исчезли, зелёный свет зари сделался ярко-оранжевым, затем темно-красным.
3) Тур Хейердал, который путешествовал вокруг света, был прекрасным рассказчиком.
4) Поэт Р. Рождественский, который тонко чувствовал жизнь во всем её проявлении, оставил нам удивительные стихи.


4.Домашнее задание: повторить изученный материал , упр.102




Сложноподчиненное предложение с придаточным обстоятельственным

Цель

………………………………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………………………

Задачи: ……………………………………………………………………………………………………
………………………. …………………………………………………………………………………….
1. Разминка. Определи тип предложения и вид придаточного в СПП.

  1. Нет города, который не гордился бы кем-нибудь из своих земляков.

…………………………………………………………………………….

  1. Дни поздней осени бранят обыкновенно, но мне она мила , читатель дорогой.

………………………………………………………………………………

  1. Известно, что русский язык богат словами, называющими небесные явления.

……………………………………………………………………………………….

2. Новый материал. – Прочитайте текст. Ответь на вопросы и выполни задания.

(1) Отец был намного старше мамы. (2) Он не умел играть в волейбол, не умел бегать на лыжах, плавать диковинным стилем баттерфляй так хорошо, как умела мама. (3) И мама почему-то не заставляла его учиться всему этому. (4) Но зато она научила его ходить в спортивной майке с распахнутым воротом, долго гулять перед сном и делать по утрам гимнастику. (5) Она вытаскивала в коридор сразу три коврика: для себя, для отца и совсем маленький для Кольки. (6) А еще она научила отца судить волейбольные матчи. (7) И когда отец со свистком во рту усаживался сбоку возле сетки, он тоже казался Кольке и всем остальным совсем молодым. (8) И вслед за мамой все уважительно именовали его:

(9) – О справедливейший из справедливых!

(10) И папин свисток был для спортсменов законом. (11) Возвращаясь домой после волейбольного сражения или вечерней прогулки, отец очень часто говорил маме:

(12) – Мне снова легко дышится... (13) Снова легко!

(14) И это было очень важно для отца, потому что у него была бронхиальная астма.

(15) А дома судьей была мама. (16) Она никогда не давала громкого свистка, не напоминала вслух о правилах жизни.

(17) Но отец и Колька всегда весело и добровольно подчинялись ее решениям, потому что эти решения были справедливы.

– Определи основную мысль текста? (1 предложение) .............................................................................. ................................. .................................. ............. ............. ..................................................................................................................................................

– Подчеркни грамматическую основу 17 предложения.
– Определите главную и придаточную части.
–– Задай вопрос от главной части к придаточной
– Определи средство связи.










Пользуясь справочным материалом, дополни таблицу.

Придаточные обстоятельственные

К чему относится?

На какой вопрос отвечает?

Средство связи

Пример

Образа действия, меры и степени


Как, сколько, насколько, что, чтобы, будто, как будто, словно и др.

Девочка рассказала так хорошо (как?), что ни у кого не было вопросов

Места



Где, куда, откуда

Путники шли туда (куда?), откуда слышался шум машин.

Времени

Главное пр-е


Я вернусь (когда?), когда раскинет ветви по-весеннему наш белый сад.

(С.А.Есенин)

Причины

Главное пр-е





Нужно зажечь лампу (почему?), потому что становится темно

Цели


Чтобы, для того чтобы и др.

Мы пошли через поле (зачем?), чтобы сократить путь.

Условия

Главное пр-е





Я приду к вам завтра (при каком условии?),если ты не возражаешь.

Уступки

Главное пр-е


Как ни торопились мы к станции, все равно опоздали на последний поезд (несмотря на что?).

Сравнения


Как, чем, чем - тем, словно, будто, точно и др.

Перед грозой в лесу стало тихо (как?), будто все умерло.

Следствия

Главное пр-е



Она ничего не читала, так что не сдала экзамен.

3. Закрепление. Найди в тексте задания № 2 СПП с придаточными обстоятельственными. Определи их вид. Запиши результаты в таблицу

Вид придаточного предложения

1

СПП с придаточным обстоятельственным места







4.Самостоятельная работа. Запиши одно СПП с придаточным обстоятельственным, разбери и нарисуй его схему.


……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

5.. Домашнее задание: ξ 24, упр 127(выполнять по заданию I или II). Сведения из таблицы выучить, подготовиться к проверке по СПП с придаточными обстоятельственными.



Справочный материал


Придаточные обстоятельственные замещают позицию обстоятельств разного рода и отвечают на вопросы, характерные для обстоятельств.

 1. Сложноподчиненные предложения с придаточными времени

Придаточные времени указывают на время совершения действия или проявления признака.

Придаточное времени относится ко всей главной части, отвечают на вопросы когда? как долго? с каких пор? до каких пор?, зависят от всего главного предложения и присоединяются нему временными союзами когда, пока, как только, едва, прежде чем, в то время как, до тех пор пока, с тех пор как, как вдруг и др.

В главном предложении могут быть слова со значением времени, указательные слова тогда, до тех пор, после того и др., а также второй компонент союза то. Если в главном предложении есть указательное слово тогда, то когда в придаточном является союзным словом.

При отсутствии указательного слова придаточная часть в сложноподчинённом предложении времени может находиться в любой позиции по отношению к главной части.

 2. Сложноподчиненные предложения с придаточными места

Придаточные места указывают на место или направление движения, отвечают на вопросы где? куда? откуда? Они относятся не ко всей главной части, а к одному слову в ней — обстоятельству места, выраженному местоименным наречием (там, туда, оттуда, нигде, везде, всюду). Средством связи в сложноподчинённом предложении с придаточными места являются союзные слова где, куда, откуда, выступающие в синтаксической функции обстоятельств.

Обычно придаточные места стоят после указательного слова в главной части. При изменении порядка следования частей сложноподчинённого предложения с придаточным места усиливается внимание к содержанию придаточной части. Обычно это наблюдается в пословицах, поговорках, афоризмах, а также в поэтических текстах.

 3. Сложноподчиненные предложения с придаточными причины

Придаточные предложения причины раскрывают (обозначают) причину того, о чём говорится в главном предложении. Придаточные причины относятся ко всей главной части, имеют значение причины, отвечают на вопросы почему? по какой причине? отчего?, относятся ко всему главному предложению и присоединяются к главной союзами потому что, оттого что, так как, ибо, благо, благодаря тому что, поскольку, тем более что и подобными.

Составные союзы, последней частью которых является что, могут расчленяться: в придаточном остаётся простой союз что, а остальные слова входят в главное предложение, выполняя в нём функцию указательного слова и являясь членом предложения.

 4. Сложноподчиненные предложения с придаточными следствия

Придаточные следствия указывают на следствие, вывод, которые вытекают из содержания главного предложения. Придаточное следствия относится ко всей главной части, имеет значение следствия, вывода, присоединяется к главной части союзом так что и всегда находится после главной части. Придаточное следствия отвечает на вопрос что произошло вследствие этого?

Не относятся к сложноподчинённым предложениям с придаточным следствия предложения, в главной части который есть наречие так, а в придаточной — союз чтоЗа лето он вырос так, что стал выше всех в классе; это СПП с придаточным меры и степени.

Не относятся к рассматриваемой группе и предложения, части которых соединены сочинительной или бессоюзной связью и во второй части которых представлены наречия потому и поэтому.

Например: Была хорошая погода, и потому мы отправились на озеро(ССП); Пошел дождь, поэтому нам пришлось уйти (БСП).

 5. Сложноподчиненные предложения с придаточными условия

Придаточные условия указывают на условия осуществления того, о чём говорится в главном предложении. Придаточное условия относится ко всей главной части, имеет значение условия, отвечает на вопрос при каком условии? и присоединяется к главной с помощью подчинительных союзов если, когда (в значении союза если), коли, коль скоро, раз, в случае если и др.

Придаточные условия способны занимать любое положение по отношению к главной части.

В оформлении условной связи могут участвовать двухкомпонентные союзы: если — то, если — так, если — тогда, причем все они могут быть заменены простым союзом если. 

Иногда сказуемые в обеих частях сложноподчинённого предложения выражаются глаголами в форме сослагательного (условного) наклонения (в придаточной части к союзу добавляется частица бы).

 6. Сложноподчиненные предложения с придаточными цели

Придаточные предложения цели указывают на цель того, о чём говорится в главном предложении. Придаточное цели относится ко всей главной части, имеет значение цели, отвечает на вопросы зачем? с какой целью? для чего? и присоединяется к главной части союзами чтобы(чтоб), для того чтобы, с тем чтобы, затем чтобы, дабы, лишь бы, только бы, лишь бы только.

Союзы, употребляющиеся в сложноподчинённом предложении с придаточными цели, часто бывают разделены запятой. При расчленении составного союза в придаточном остаётся простой союз чтобы, а остальные слова входят в главное предложение, являясь указательным словом и членом предложения.

 7. Сложноподчиненные предложения с придаточными уступки

В придаточном уступительном сообщается о событии, вопреки которому осуществляется действие, событие, называемое в главном предложении. Придаточное уступки относится ко всей главной части. При уступительных отношениях главное предложение сообщает о таких событиях, фактах, действиях, которые не должны были бы произойти, но тем не менее происходят (произошли, произойдут). Таким образом, придаточные уступительные называют как бы «несработавшую» причину.

Придаточные уступительные отвечают на вопросы несмотря на что? вопреки чему?, относятся ко всему главному предложению и присоединяются к нему:

1) союзами хотя, хотя ... но, не смотря на то что, вопреки тому что, невзирая на то что, пускай, пусть и др.

2) союзными словами в сочетании с частицей никак ни, сколько ни, что (бы) и др.

Союз может быть двухкомпонентным со второй частью но, да, однако; эти компоненты могут быть использованы и при употреблении союзных слов.

 8. Сложноподчиненные предложения с придаточными сравнения

Придаточное сравнения распространяет всю главную часть. Содержание главной части сравнивается с содержанием придаточной. От главной части к придаточной можно поставить вопросы как? как что? подобно чему? Придаточное присоединяется сравнительными союзами как, будто, словно, точно, подобно тому как, так же как, как будто, как бы, будто бы, словно бы, как будто бы:

Но вот с океана долетел широкий и глухой звук, будто в небе лопнул пузырь. (А. Н. Толстой)

В главной части сложноподчинённого предложения с придаточным сравнительным может использоваться указательное слово так, которое, однако, не является обязательным. Сравнительные придаточные могут быть неполными: в них опускается сказуемое, если оно совпадает со сказуемым главного предложения.

 9. Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия

Придаточные образа действия характеризуют способ совершения действия и отвечают на вопросы как? каким образом? Они зависят от слова, которое выполняет в главном предложении функцию обстоятельства образа действия, относятся к одному слову в главной части — указательному местоименному наречию так или сочетанию таким образом (иногда они бывают опущены) и присоединяются к главной части союзным словом как.

Придаточные образа действия располагаются за главной частью.

 Сложноподчиненные предложения с придаточными меры и степени

Придаточные меры и степени обозначают меру или степень того, что можно измерить с точки зрения количества, качества, интенсивности. Они отвечают на вопрос до какой степени? и присоединяются к главной части союзами что, чтобы, как, словно, будто и др. или союзными словами сколько, насколько.




Сложноподчиненные предложения с придаточными времени и места.

Цель: …………………………………………………………………………………………………… ………………………………………………………………………………………………………………

Задачи: ……………………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………………………

1.Разминка.

-Вставить пропущенные буквы, подчеркнуть слова с чередующейся гласной в корне.

П..ровать, изл..гать, к..мната, изм..рять, пом..рить, к…стер, к..саться, к…со, г..реть, з..ря, ст..лить, ст..кло, уб..раю, б..ровик.

-Дополни схему стрелками и словами

Предложения



Простые






Бессоюзные



ССП



Изъяснительные




2. Новый материал

А) Проанализировать предложения (используй алгоритм )

Алгоритм определения вида сложноподчинённого предложения.

1. Найдите главную и придаточную части.

2. Определите и отметьте, к чему (к каким словам в главном предложении) относится придаточная часть.

3. Задайте вопрос от главной части к придаточной.

4. Найдите, обозначьте и определите средства связи.

5.Определите вид сложноподчинённого предложения


  1. Уже смеркалось, когда мы приехали домой.


  1. С тех пор как я себя помню, помню и Наталью Савишну.


  1. Через минуту забудешься и спишь до тех пор, пока не разбудят.


Заполни таблицу (начинай с последней колонки)

Вид придаточного

Что обозначает?

К чему относится?

Вопрос

Средство связи







Б) Проанализировать предложения (используй алгоритм )


1. Чуть-чуть светлела красноватая полоска там, где село солнышко.


2. Пурпурное, темное и ласковое небо манило туда, где оно касалось краев темной зелени лугов.


3. Откуда дует ветер, оттуда и тучи плывут.




Заполни таблицу (начинай с последней колонки)

Вид придаточного

Что обозначает?

К чему относится?

Вопрос

Средство связи







3.Закрепление. 1) Поставьте вопросы к придаточным предложениям, определите их вид.


1. Как только папа ушел, я живо оделся в студенческий сюртук и пришел.


2. Вот и теперь, когда я вошел в комнату, Карл Иванович взглянул на меня исподлобья и снова принялся за дело.


3. Дорогою свободною иди, куда влечет тебя свободный ум.


4.  Там, где кончалась чаща, белели березы.


2 ) Среди предложений 32-44 найдите сложноподчиненное предложение с придаточным времени. Напишите номер этого предложения.
– (32) У меня нет слуха, – говорю я дяде Жене . – (33) Я не подхожу. Меня не взяли.

– (34) Слух – ничто, – сказал дядя Женя с презрением. – (35) Подумаешь, ты не можешь повторить чужую мелодию. (36) Ты поёшь, как никто никогда до тебя не пел. (37) Это и есть джаз! (38) Джаз – не музыка, джаз – это состояние души.

(39) Положив трубку, я извлёк из гитары квакающий звук. (40) Взвыл Кит. (41) На этом фоне я изобразил тиканье часов и крики чаек, а пес – гудок паровоза и гудок парохода. (42) Он знал, как поднять мой ослабевший дух. (43) А я вспомнил… До чего же был жуткий мороз, когда мы с Китом выбрали друг друга на Птичьем рынке…

(44) И песня пошла…

(предложение № )

3) Составьте предложения по схеме.

1. (пока…), […]. | 2. […], (где…).

|

|

  1. Контроль знаний . Выполнить тест

Проанализируйте предложения и на карточке с вопросами отметьте нужный вариант ответа .

А. Куда ни обращаю взор, кругом синеет мрачный бор. 
Б. Когда вспоминаешь детство, теплая волна памяти накрывает тебя, и несет во времени.
В. Я не знаю, где граница меж товарищем и другом. 
Г. Солоха долго думала, куда ей спрятать гостя. 
Д. В том месте, где зашло солнце небо еще горело багряными полосами.

Задания для теста

1. Найдите предложения, в которых допущены ошибки в постановке знаков препинания.

А. Б. В. Г. Д.

2. Найдите СПП, в которых придаточное стоит в середине главного.

А. Б. В. Г. Д.

3. Укажите СПП с придаточным места.

А. Б. В. Г. Д.

4. Укажите СПП с придаточным изъяснительным.

А. Б. В. Г. Д.

5. Найдите СПП с придаточным определительным.

А. Б. В. Г. Д.

6. Найдите СПП с придаточным времени.

А. Б. В. Г. Д.




  1. Домашнее задание : выучить теорию, выписать из «Героя нашего времени» по 3 СПП с придаточными места и времени

Сложноподчиненные предложения с придаточными причины, условия, уступки, цели, следствия

Цель:………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………

Задачи:……………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………

  1. Разминка



Вставь пропущенные буквы, подчеркни слова с чередующейся гласной

Прик..снулся, нак..сил, ск..чок, ум..р, приб..рал, изм..рять, приж..гать, к..стяная, пол..скать (белье), приб..ру, заст..лать, предл..жение, ум..рать, прил..скать, прим..рить.

  1. Новый материал. Прочитать материал ξ 26 на стр. 84-85, 87, 89, 91-92, 95.

Общее значение придаточных…………………………………………………………

Добавь материал в таблицу (см. урок «СПП с обстоятельственными придаточными»)

Дополни кластер

3. Закрепление. Пользуясь таблицей «СПП с обстоятельственными придаточными», выполни задания.

А)Допишите предложения так, чтобы получились сложноподчинённые с придаточным цели



1) Мы должны учиться, чтобы ................................................................................................................



2) Мне хочется отдохнуть, чтобы……………………………………………………………………………. .



Б) Вставь пропущенные буквы, знаки препинания и раскрой скобки. Докажи, что предложения являются СПП с придаточными условия. Определи средства связи. Укажите, какие из них являются устаревшими.

Но светлый терем (н..) отрада когда (н..) вид..м друга в нём. Коль нет цветов среди зимы так и грустить о них (н..) надо. Если бы парни всей земли миру пр..сягу свою пр..несли вот было (б) радос(?)но тогда на свете жить.

В) Прочитать, выделить в овалы средства связи, о которых говорится в тексте.

Из всех союзов, которыми присоединяются придаточные предложения причины к главному, только союз потому что стилистически нейтрален. Союз так как имеет оттенок книжности. Близок к нему и союз поскольку, но он встречается гораздо реже. Книжный союз ибо употребляется в научной и публицистической речи и имеет оттенок приподнятости. Союз затем что имеет архаическую окраску и в современном русском языке употребляется редко. Союз благо характерен для разговорной речи. А сложные союзы и союзные сочетания оттого что, благодаря тому что, вследствие того что, из-за того что, в силу того что, ввиду того что почти целиком относятся к книжной речи делового типа.

Все причинные союзы допускают взаимную замену, но отличаются друг от друга стилистическими оттенками. Придаточные, присоединяемые союзами ибо, благо, потому что, помещаются только после главной части. Все остальные могут находиться как впереди главного, так и после него.(По В. Бондалетову)

4.Контроль знаний. Проанализируйте предложения и на карточке с вопросами отметьте нужный вариант ответа .

1) Когда пьёшь воду помни об источнике.

2) Объясните, как вы понимаете смысл каждой пословицы.

3) Ее глаза что стали темнее и глубже напомнили ему небо перед грозой.

4) Мы затруднялись ответить на вопрос, поскольку материала не знали.

5) Если одеться в минуту, то через черный ход можно удрать во двор.

6) Дедиль считал себя знатоком географии, хотя в путешествия ездить не любил.

7) Мой дом везде, где есть небесный свод.

8) Умолк аул, где беззаботно, недавно слушали певца..

9)Том знал, где находятся сокровища.

10) Чтобы озарять светом других, нужно носить солнце в себе.

Тест. СПП с придаточными причины, условия, уступки, цели, следствия

1. Найди придаточное определительное

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

2. Найди придаточное изъяснительное

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

3. Найди придаточное места

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

4. Найди придаточное времени

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

5. Найди придаточное цели

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

6. Нади предложение с пунктуационной ошибкой

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


5. Домашнее задание : знать виды придаточных. Упр. 151.

Сложноподчиненные предложения с придаточными причины, условия, уступки, цели, следствия (урок 2)

Цель: углубить знания о сложноподчиненных предложениях с придаточными причины, условия, уступки, цели и следствия;

Задачи: совершенствовать умение составлять предложения с придаточными причины, условия, уступки, цели и следствия; ………………………… ………………………… …....................

…………………………………………………………………………………………………………..


1. Разминка


Вставь пропущенные буквы, графически объясни орфограмму

Кожа(н,нн)ый мяч(?), ч..рный плащ(?), раск..ле(н,нн)ая печ(?), пече(н,нн)ый п..рог, маринова(н,нн)ые п..мидоры, ш..рох в н..чи, ш..пот в т..шине, девч..нка в юбч..нке, (на)взнич(?), (за)муж(?), (на)встречу ш..л, (на)встречу с г..стями.

2. Закрепление

А) Расставить знаки препинания. Определить вид придаточные предложения.


1) Там где ранее было устье реки тропа взб…рается на гору.

2) Когда мы достигли вершины горы солнце уже успело подняться.

Б) Закончи предложение , используя придаточное цели.


Надо всегда обдумывать свои поступки, чтобы………………………………………………………….


В) Произвести синтаксический разбор и составить схему.


Отечеством зовем мы нашу страну потому, что в ней жили отцы и деды наши.4 (К. Ушинский.)




  1. Контроль знаний. Проанализируйте предложения и на карточке с вопросами отметьте нужный вариант ответа .

1.Я собрался было встать, как вдруг глаза мои остановились на неподвижном человеческом образе.

2. Я вгляделся: это была молодая красивая девушка.

3. Она сидела в двадцати шагах от меня, задумчиво потупив голову и уронив руки себе на колени.

4. Левый, дальний берег по-прежнему тонул во тьме, и тьма рисовала там огромные нелепые фигуры.

5. Я не сразу сообразил, что произошло.

6. Яблони пропали, потому что мыши объели всю кору.

7. Когда она возвращалась домой, то думала, что едва ли здесь она будет счастлива и что ехать со станции гораздо интереснее, чем жить здесь.

8. Не дождавшись, пока отопрут, он перемахнул через плетень, отодвинул запор, ввел коня и сам ввалился в избу, полную спящих людей.

9. Подъезжая ко двору, Чичиков заметил на крыльце самого хозяина который стоял в зеленом сюртуке приставив руку ко лбу в виде зонтика перед глазами.

10.Если бы на отмели был песок, можно было бы увидеть следы этого необычного животного.

Тест. Сложноподчиненные предложения с придаточными причины, условия, уступки, цели, следствия (урок 2)

  1. Найди придаточное определительное

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

  1. Найди придаточное изъяснительное

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

  1. Найди придаточное условия

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

  1. Найди бессоюзное сложное предложение

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

  1. Найди придаточное времени

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

  1. Найди придаточное причины

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

  1. Найди СП, в котором 5 грамматических основ

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

  1. Найти ПП с деепричастным оборотом

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

  1. Найти ССП

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

  1. Найти предложение с пунктуационными ошибками

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10




4. Домашнее задание: знать материал урока, упр. 155.



Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия, меры, степени и сравнения

Цель…………………………………………………………………………………………

Задачи………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………

  1. Разминка. Из предложений 14-19 выпишите слово, в котором правописание суффикса не определяется правилом (является исключением)

Ответ:………………………………………………………………………………………………

  1. Новый материал.

а)§26, стр. 97-100, прочитать теорию, заполни таблицу

Вид придаточного предложения

К чему относится?

На какой вопрос отвечает?

Средство связи


Образа действия






Меры





Степени





Сравнения











б)сравни свои записи с записями в таблице «Придаточные обстоятельственные».





в) Найти и записать сходство и различия сравнительного придаточного предложения и сравнительного оборота

Сходство




Различия






  1. Закрепление.

а) Разобрать предложение, определить вид придаточного, нарисовать схему.

(По) этому электрон (н…) ул..тает от ядра он вращ..ется (во) круг него как вращ..ется (З,з)емля (во) круг (С,с)олнца. ( )

б) упр. 157 (1,2 или 3 - на выбор)

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

  1. Контроль знаний. Проанализируйте предложения и на карточке с вопросами отметьте нужный вариант ответа .

  1. Озеро, где расположились туристы тянулось вдоль дороги.

  2. Темное и ласковое небо манило туда, где оно касалось краем темной зелени лугов.

  3. Там, где вода выбуривала тугим змеиным кубком и кипела, еще оставалось темное окно незамерзающей воды.

  4. Я люблю, когда шумят березы когда листья падают с берез.

  5. Ярость его вспыхнула, как вспыхивает потухающий огонь, при порыве ветра.

  6. Надо писать так, чтобы из сетки черных строк глядел бы живой образ.


Тест. Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия, меры, степени и сравнения

1. Найти предложение с придаточным изъяснительным. 1 2 3 4 5 6

2. Найти предложение с придаточным определительным 1 2 3 4 5 6

3. Найти предложение с придаточным места

1 2 3 4 5 6

4. Найти предложение с придаточным сравнительным 1 2 3 4 5 6

5. Найти предложение с придаточным образа действия 1 2 3 4 5 6

6. Найти предложение с пунктуационной ошибкой.

1 2 3 4 5 6



  1. Домашнее задание §26, упр.166 (написать черновик сочинения)

Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия, меры, степени и сравнения (2урок)

Цель: закрепить……………………………………………………………………………………..

Задачи……………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………………..

1.Разминка

2.Закрепление.

а) Письменно ответить на поставленные вопросы в виде небольшого сочинения -рассуждения, сделать необходимый разбор: -к, вид придаточного

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

б) Расставьте пропущенные запятые. Сравнительные обороты подчеркните как члены предложения. Определите вид придаточного в СПП.



…………………………………………………………………………………………………………





…………………………………………………………………………………………………………





…………………………………………………………………………………………………………







…………………………………………………………………………………………………………


3.Контроль. Проанализируйте предложения и на карточке с вопросами отметьте нужный вариант ответа .

1.Круглое гнездо аиста как большая сера ватрушка лежит на дереве.


2. Станет как-то радостно и больно будто кто-то шепчет о любви.


3.Боюсь, что у читателя останется неправильное мнение о моем герое.


4.Писатель должен представить дело так, чтобы читатель ни зачто не догадался о дальнейших событиях.


5.Язык прозы Пушкина так точен, что его способен понять каждый.


Тест. СПП с придаточными образа действия, меры, степени и сравнения (2урок)

1.Найти СПП с придаточным меры и степени.1 2 3 4 5

2.Найти СПП с придаточным образа действия 1 2 3 4 5

3.Найти СПП с придаточным сравнительным

1 2 3 4 5

4.Найти СПП с придаточным изъяснительным 1 2 3 4 5

5.Найти СПП с пунктуационной ошибкой

1 2 3 4 5

6.Найти СПП с орфографической ошибкой

1 2 3 4 5

7.Найти СПП с сравнительным оборотом

1 2 3 4

4.Домашнее задание : ЗНАТЬ виды придаточных (таблица по СПП), УМЕТЬ находить придаточные предложения в СПП и определять их вид.

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными.

Цель урока:………………………………………………………………………………………………..

Задачи………………………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………………………

1.Разминка.

А) Подчеркнуть все знаки, обозначающие звонкие согласные звуки:[д], [в], [р], [с], [j`], [о], [р], [л`].

Б.Вставить буквы.

1)В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная в корне слова?

1) пров...нциальный, фрагм...нтарный, фгурировать
2) профль, д...кумент, изл...жение
3) созд...вать, лкционный, замлчать
4) либерлизм, плвучий, вльсировать


2)В словах какого ряда пропущена одна и та же буква?

1) дирижр, деш...вка, трещ...тка
2) бечвка, жрдочка, рештка
3) трущба, тушнка, ночвка
4) пшнка, счт, шрты


3)В словах какого ряда пропущена одна и та же буква?

1) бекомпромиссный, дешний, востать
2) пртворщица, пркратить, пртеснение
3) обективно, двухярусный, сверхестественный
4) предстория, бездейный, обскать




2. Новый материал ξ28, стр.103-108, прочитать, заполнить таблицу, дополни схемы



Последовательное




3. Закрепление

1) на «3». Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания. Разобрать предложения, определить виды придаточных предложений. Нарисовать схемы

Как н  кидались псы как н  натягивали проволоку  они н могли нас достать.



Автор уверн что есть любопытные читатели которые пожелают узнать даже план и внутр..(н,нн)ее  распол…жение шкатулки



Пока я записывал  и  рисовал  увид..(н,нн)ое мои стра(н,нн)ики усердно кричали чтобы вызвать кого-нибудь.

2) на «4"

А) Разберите предложение . Определите вид главного предложения в СПП.

Если радость кончается ищи в чём ошибся .
Б) Разберите предложение. Подчеркните слова, в которых звуков больше, чем букв.

Есть у России берёзоньки белые  кедры забывшие сколько им лет горы от вечных ветров поседелые  реки которым названия нет .

В) Разобрать предложение. Подчеркнуть слова с безударной гласной, проверяемой ударением

Что листья падают что ночь светла

Запомню и вовек не пожалею

О том что нас далеко завела

Кленовая сентябрьская аллея.
Если пройдены все испытания, а силы еще есть, то можно себя похвалить!!! И на «5»…

3) упр. 170 (1 или 2)

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

4. Домашнее задание. ξ28, стр.103-108, упр. 168.










Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными.

Знаки препинания в СПП

Цель:……………………………………………………………………………………….. Задачи………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………

1.Разминка.


2.Новый материал § 28, стр.108, прочитать правило, дополнить схему.


Однородное соподчинение



Запятая ставится




Запятая ставится


Запятая не ставится

Если союзы что и если, что и когда, так что и хотя окажутся рядом


3. Закрепление.

а)Подчеркнуть грам. основы, расставить скобки и знаки препинания, определить вид придаточных, составить схему

Он доказывал что придёт время когда не будет больше войны.



Помню как меня учили читать карту и как я долго не мог привыкнуть к этому.



  1. Когда наша лодка прошла мимо пристани я знал что посёлок уже недалеко.



б) Расставьте пропущенные запятые, составьте схемы, определите вид придаточных.

в) Расставить знаки препинания, графически обосновать их постановку.


К этим часам все так привыкли что если бы они пропали каким-нибудь чудом со стены то грустно было бы словно умер родной голос.

г) перестройте предыдущее предложение так, чтобы изменилась пунктуация


………………………………………………………………………………………………………………


………………………………………………………………………………………………………………


………………………………………………………………………………………………………………


4.Контроль знаний. Проанализируйте предложения и на карточке с вопросами отметьте нужный вариант ответа .

  1. Я открыл глаза тогда, когда услышал, что до берега не далеко.

  2. Я страстно мечтал вырвать его из среды злодеев, которыми он предводительствовал, и спасти его, пока ещё было время.

  3. Мальчик отвечал, что он уже взрослый, и он не боится темноты.

4) Он смотрела на него, как смотрят на человека, в котором увидели то что давно ожидали увидеть.

5) Я думал, что в тебе капля жалости есть, что в твоём каменном теле человечье чувство горит.

6) Расскажи мне хорошенько, каков он собою, и что он за человек.


Тест. Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными

Знаки препинания в СПП

  1. СПП с параллельным подчинением придаточных. 1 2 3 4 5 6

  2. СПП с однородным подчинением придаточных. 1 2 3 4 5 6

  3. СПП с последовательным подчинением придаточных. 1 2 3 4 5 6

  4. СПП с пунктуационной ошибкой.

1 2 3 4 5 6

  1. СПП с орфографической ошибкой.

1 2 3 4 5 6

  1. СПП с наибольшим количеством грамматических основ.

1 2 3 4 5 6




5.Домашнее задание §28, упр. 175 (сочинение)



Синтаксический разбор СПП

Цель:………………………………………………………………………………………

Задачи:……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

  1. Разминка


2.Новый материал ξ29, стр.112-113 – прочитать план разбора СПП, устный и письменный разбор. Используя материал учебника и жизненный опыт, составь алгоритм разбора СПП

  1. Определить …………………………………основы СПП.

  2. ……………………………………………..границы ………………………………….

  3. Определить ……………………………. и…………………………………..части СПП.

  4. …………………………………………….вид …………………………………………

  5. Расставить…………………………………………………………………

  6. ………………………………………………………….характеристику.

  7. Составить……………………………………………………..


3.Закрепление. Упр. 176. Прочитать, определить основную мысль. Сделать синт.разбор одного СПП

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………



4.Самостоятельная работа

В предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями СП, связанными подчинительной связью.



1

5 .Контроль знаний.











2











3















6.Домашнее задание. Познакомиться с материалом упр.177. На основе текста упр.177 написать сочинение-рассуждение на тему «Толковый словарь – картина мира». В качестве аргументов можно привести доказательства из текста и из жизни.

Пунктуационный разбор сложноподчиненного предложения

Цель:………………………………………………………………………………………

Задачи:……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

  1. Разминка












  1. Новый материал ξ30, стр.116– прочитать план разбора .

П роизвести пунктуационный разбор СПП

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

  1. Закрепление. Упр. 179. Прочитать, определить основную мысль. Сделать пункт.разбор одного СПП

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

  1. С амостоятельная работа - пункт.разбор СПП (на выбор)

3

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

  1. Домашнее задание. Стр.118, контрольные вопросы 1-6, упр.180 – прочитать, сделать пункт.разбор СПП







Закрепление по теме «Сложноподчиненные предложения»

Цель:……………………………………………………………………………..

Задачи:………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

  1. Разминка



2. Закрепление.

1)Синтаксический разбор предложения.

Это был высокий бородатый человек в полушубке в треухе такой замерзший что когда я зажег лампу и впустил его в дом он мог даже закрыть за собой дверь.

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………



2) Пунктуационный разбор предложения

Это был высокий бородатый человек в полушубке в треухе такой замерзший что когда я зажег лампу и впустил его в дом он мог даже закрыть за собой дверь.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

3. Тест.

1. В каком ряду все перечисленные слова являются подчинительными союзами?

1) потому что, чтобы, но;

2) оттого что, сколько, как, кто;

3) с тех пор как, словно, тоже.

2. Укажите сложноподчиненное предложение:

1) С приближением к морю все больше исчезали широколиственные древесные породы, зато преобладающим сделались саянская ель, белокорая пихта (Катаев).

2) Я давно мой край оставил, где цветут луга и чащи (Есенин).

3.  Укажите, какая часть сложного предложения является главной: (1) Через окно я увидел, (2) как большая серая птица села на ветку клена в саду .

1)1; 2)2.

4. Укажите придаточное предложение, которое связано с главным при помощи союзного слова:

1)  Мне припомнилась нынче собака, что была моей юности друг (Есенин).

2)  Я утром должен быть уверен, что с вами днем увижусь я (Есенин).

3) Ты говоришь, что опять дождемся весны (Каверин).

4) Я считаю, что лес - прекрасное выражение силы природы и самый ясный образчик ее совершенства (Сергеев-Ценский).

5.  В каком сложноподчиненном предложении есть придаточное определительное?

1) Где некогда все было пусто, голо, теперь младая роща разрослась (Паустовский).

2) Я не знаю, где граница меж товарищем и другом (Фадеев).

3) Там, где тогда мчались весенние потоки, теперь везде потоки цветов (Астафьев).

4)  Нам эта встреча давала возможность еще раз поговорить о старинных российских городах, где живут прекрасные люди (Платонов).




4.Домашнее задание. Повторить все по СПП, сделать 1 предложение синт. и пункт.разбор (на выбор из учебника)



 

Контрольная работа по теме «Сложноподчиненные предложения»

Андрей Рублев.

В продолжение долгих часов Андрей остается наедине со своим учителем Даниилом Черным, который открывает юному художнику тайны живописи.

Даниил, по-видимому, был живописцем первой величины. Однако самая большая его заслуга в том, что он не только увидел одаренность Рублева, но и воспитал в нем самостоятельную творческую мысль. Учитель не подавлял своим авторитетом, понимая, что каждый должен идти своим путем. Поступать так—значит проявлять поистине большой ум, поразительное уважение к личности, неиссякаемую любовь к жизни.

Рублеву повезло, что возле него с самых первых шагов оказался такой душевный и опытный старший товарищ. (По В. Прибыткову)

Грамматическое задание:

1вар.: 1-е предложение 1-го абзаца –синтаксический разбор, 2-е предложение 2-го абзаца – пунктуационный разбор.

2 вар.: последнее предложение – синтаксический разбор, 3-е предложение 2-го абзаца – пунктуационный разбор.

Ответы к тестам

1. Тема «Строение сложноподчиненного предложения»

  1.А,Б,В. 2. Г. 3. А. 4. Б 5. В

2. Тема «СПП с придаточным изъяснительным».

1, 3, 5, 7

3. Тема «СПП с придаточными определительными и изъяснительными»

1. 2 2. 3 3. 1 4.3 5. 2

4. Тема «Сложноподчиненные предложения с придаточными времени и места

1. Б,Д 2.Д 3.А 4.В, Г 5.Д 6. Б

5. Тема «Сложноподчиненные предложения с придаточными причины, условия, уступки, цели, следствия»

1.3,8 2.2,9 3.7 4.1 5.10 6.1,3,8

6. Тема «Сложноподчиненные предложения с придаточными причины, условия, уступки, цели, следствия» (ур.2)

1.9 2.5,8 3.10 4.2 5.1 6.6 7.7 8.3 9.4 10.9

7. Тема «Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия, меры, степени и сравнения»

1. 4 2. 1 3. 2,3 4. 5 5. 6 6. 1,4,5

8. Тема «Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия, меры, степени и сравнения» (2урок)

1.5 2.4 3.2 4.3 5.1,2 6.4 7.1

9. Тема «Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Знаки препинания в СПП»

1. 2 2. 3, 5, 6 3.1,4 4.3,4,6 5. 1 6. 4

10. Тема «Закрепление по теме «Сложноподчиненные предложения»

1.2 2.2 3.1 4.1 5.4



Содержание

1.Строение о сложноподчиненном предложении……………………………………………….


4

2.Место придаточного предложения по отношению к главному………………………………

6

3.Союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении……………………………...


8

4. Роль указательных слов в сложноподчиненном предложении……………………………..


5.Сложноподчиненные предложения с придаточным определительным …………………...


10


12

6. Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными…………………...


14

7. Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными и изъяснительными…………………………………………………………………………………..


16


8. Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными………………



18

9. Сложноподчиненные предложения с придаточными времени и места……………………


22

10. Сложноподчиненные предложения с придаточными причины, условия, уступки, цели, следствия……………………………………………………………………………………………



24

11. Сложноподчиненные предложения с придаточными причины, условия, уступки, цели, следствия (2ур.)……………………………………………………………………………………..



26

12. Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия, меры, степени и сравнения…………………………………………………………………………………………….


28


13. Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия, меры, степени и сравнения (2 ур.)…………………………………………………………………………………….



30


14. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. ……………………….



32

15. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Знаки препинания в СПП……………………………………………………………………………………………………


34


16. Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения…………………………………



36

17. Пунктуационный разбор сложноподчиненного предложения………………………………


38

18. Закрепление по теме «Сложноподчиненные предложения»…………………………………


40

19. Контрольная работа по теме «Сложноподчиненные предложения»………………………..


42

20. Ответы к тестам…………………………………………………………………………………..

42




26



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!