СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая тетрадь по русскому языку 9 класс. Тема "Сложносочиненные предложения"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая тетрадь по русскому языку 9 класс. Тема "Сложносочиненные предложения"»



Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«Куртамышское специальное учебно-воспитательное учреждение для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением

закрытого типа»













РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

по русскому языку

9 класс

Тема «Сложносочиненное предложение»

……………………………………………..

(Фамилия, имя)














2016

















Автор-составитель Тарунина Вера Александровна,

учитель высшей категории

Рецензент Королева Наталья Викторовна,

учитель высшей категории















Рабочая тетрадь по предмету «Русский язык» по теме «Сложносочиненное предложение» - первая из четырех рабочих тетрадей, способных помочь обучающимся при изучении курса «Русский язык» в 9 классе. Включает в себя задания на повторение, новый материал, закрепление и контроль.









Дорогой друг!

Если Вы держите в руках это издание, значит перед Вами стоит та же проблема, что волнует многих – экзамены.

Рабочая тетрадь являет собой результат работы учителя по теме «Сложносочиненные предложения».

Если Вы ученик, то «Рабочая тетрадь» поможет усвоить материал по одной из самых трудных тем по русскому языку в 9 классе «Сложносочиненное предложение». Вашему вниманию представлены рабочие карты урока с обязательной подготовкой к ОГЭ (на этапе «Разминка»), новым материалом, закреплением и проверкой знаний. Для работы будет необходим учебник «Русский язык» Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина, О.М. Александрова, ручка и простой карандаш. Использование цветных карандашей, фломастеров, ручек сделает Ваши рабочие конспекты не только красивыми, но и удобными для подготовки к экзаменам. «Рабочая тетрадь» оснащена необходимым дополнительным материалом. В начале каждого занятия необходимо определить цель и задачи урока, а в конце соотнести их с результатами. В Рабочей тетради можно найти интуитивно понятные обозначения и сокращения, умение использовать которые поможет при написании творческого задания на экзамене.

Если Вы учитель, «Рабочая тетрадь» значительно облегчит Ваш труд, т.к. уже содержит необходимый дополнительный материал для урока по подготовке к ОГЭ и даст возможность проявить творчество в поиске новых решений, более углубленных заданий для «продвинутых» учеников. Рабочие карты удобны для проверки и взаимопроверки, Вы можете организовать работу в парах, группах и индивидуально. Работа с учебником в разных видах позволяет реализовать требования ФГОС. Карты урока содержат тестовые задания. Тема «Сложносочиненное предложение» предполагает уроки развития речи, которые не включены в «Рабочую тетрадь». Удобный формат рабочей тетради позволяет легко копировать листы, на каждый урок отводится 1 лист. В конце изучения темы представлен вариант контрольной работы.

Успехов!









Понятие о сложносочиненном предложении

Цель: повторить изученное о сложном предложении;

Задачи: знать определение ССП, уметь находить ССП, расставлять знаки препинания в ССП, составлять схемы

1. Разминка

-Прочитайте текст, определите тему текста и озаглавьте его. Какой художественный прием используется в предл.2? Вставьте пропущенные буквы и запятые.

………………………..…………..

(1)Слыш…шь как жалобно кричит чайка над шумящим, взволнова…ым морем?

(2)Холодно и ветрено. (3)День с самого утра хмурит(?)ся. (4)Здесь в этом (не)приветливом северном море на его пусты…ых островах и прибрежьях круглый год (не)настье. (5) Теперь уже осень а север еще печальнее осенью. (6) Издали (не)обозримая равнина моря кажется выше берега она уходит в тума…ый простор на запад а ветер все быстрее гон…т с запада волны и далеко разносит крик птицы.

2. Новый материал

ξ11,12, прочитать, записать определение, заполнить таблицу.

ССП – это…………………………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………………………….

……………………………………………………………………………………………………………..

……………………………………………………………………………………………………………..

……………………………………………………………………………………………………………..

Сочинительные союзы

Группы

Союзы

Значение предложений

1. Соединительные




1) одновременность;

2) последовательность действий



2.

а, но, да (= но), зато,

однако (же, только)



3. Разделительные

1) чередование событий, явлений;

2) возможность одного факта из нескольких



3. Закрепление. В предложениях расставить знаки препинания. Определите, какие сложносочиненные предложения по значению здесь представлены. Составьте схемы.

1) Он никогда не плакал, зато по временам находило на него дикое упрямство.

2) Светило солнце, и степь дымилась и блестела.

3) Мне стало ужасно грустно в это мгновение; однако ж что-то похожее на смех зашевелилось в душе моей.

4) То ей приходила мысль вскочить на рампу и пропеть арию, то ей хотелось зацепить веером недалеко от нее сидевшего старичка.

5) Она мне нравилась все больше и больше, я тоже, по-видимому, был симпатичен ей.

6) Товарищи относились к нему неприязненно, солдаты же любили воистину.

7) И воздух становится слаще, и дали приветливее, и люди милее, и жизнь легче.

8) Лишь сердце стучит, да песня звучит, да тихо рокочет струна.

9) Солнце закатилось, и ночь последовала за днем без промежутка.

10) До ближайшей деревни оставалось еще верст десять, а большая темно-лиловая туча, взявшаяся бог знает откуда, быстро подвигалась к нам.

4 . Контроль знаний. Выполнить тест.

  1. Сложное предложение, предикативные части которого связаны между собой интонацией и сочинительными союзами называется 

    1. Сложноподчиненным

    2. Сложносочиненным

    3. Бессоюзным

  1. Сегодня мы ездили купаться на море и наблюдали дивной красоты морской пейзаж.

А. предложение является сложносочиненным

Б. предложение не является сложносочиненным

  1. В предложении «Ветра не было, не было туч ___ и небо стояло кругом все чистое, прозрачно-темное, тихо мерцая бесчисленными звездами» на месте пропуска

А. двоеточие Б. Точка с запятой В. Запятая

  1.  Между частями, соединенными повторяющимися союзами (ни-ни, то ли-то ли, или-или и т.п.), ставится  

  1. Точка б.Запятая в.Точка с запятой

  1. Противительный союз "да" в сложносочиненном предложении используется в значении союза 

  1. И б.Но в.Даже

  1. Определите вид сочинительного союза в предложении.

Ей было немногим больше шестнадцати, но она была вполне сложившейся девушкой.

  1. Соединительный

  2. Разделительный

  3. противительный

  1. Определите вид сочинительного союза в предложении.

Страшно выли провода на столбах, да громыхали вывески.

  1. Соединительный

  2. Разделительный

  3. противительный

  1. Определите вид сочинительного союза в предложении.

Можешь шагу прибавить, или силёнок нет?

  1. Соединительный

  2. Разделительный

  3. противительный

  1. Определите вид сочинительного союза в предложении.

Здесь мой голос на резком ветру загрубел, да и сердце мое огрубело.

  1. Соединительный

  2. Разделительный

  3. противительный


5. Домашнее задание ξ11-12, упр.62 (в тетради)





Сложносочиненные предложения с соединительными, разделительными и противительными союзами. Пунктуация ССП

Цель:  обобщить сведения об основных группах ССП по значению и союзам.

Задачи: *знать … ……………………………….; *уметь …………………………………………..


1.Разминка орфографическая.

4[Введите цитату из документа или краткое описание интересного события. Надпись можно поместить в любое место документа. Для изменения форматирования надписи, содержащей броские цитаты, используйте вкладку "Средства рисования".]

3[Введите цитату из документа или краткое описание интересного события. Надпись можно поместить в любое место документа. Для изменения форматирования надписи, содержащей броские цитаты, используйте вкладку "Средства рисования".]

2[Введите цитату из документа или краткое описание интересного события. Надпись можно поместить в любое место документа. Для изменения форматирования надписи, содержащей броские цитаты, используйте вкладку "Средства рисования".]

1[Введите цитату из документа или краткое описание интересного события. Надпись можно поместить в любое место документа. Для изменения форматирования надписи, содержащей броские цитаты, используйте вкладку "Средства рисования".]


Разминка синтаксическая. Проанализируйте предложения, определите тип СП, запишите свой ответ

Предложения

Предполагаемый ответ

Свой ответ

1.Грядущие годы таятся во мгле,
Но вижу твой жребий на светлом челе.

БСП


2.Люблю немолчный говор твой
И поэтические слезы.

ССП


3.Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет, 
И речка подо льдом блестит

СПП


4.Вновь я посетил
Тот уголок земли, где я провел
Изгнанником два года незаметных.

СПП


5. Луна сияла, июльская ночь была тиха.

ПП


2. Закрепление

Используя таблицу из урока №1, выполнить задания.

А)У каждого предложения указать разновидность смысловых отношений между частями ССП. Составить схемы предложений

Предложение

Смысл.

отношения

Схема.

  1. То падал как будто туман, то вдруг припускал косой дождь.




  1. Ни солнца мне не виден свет, ни для корней моих простору нет.



3. Не только дети любят компьютерные игры, но и взрослые часто увлекаются ими.



4.Либо я все устрою по-прежнему, либо я его на дуэль вызову.




5. В углу за печкой трещал сверчок, да издали доносился своеобразный весенний голос домового сычика.



6. Песня над домом смолкла, зато над прудом соловей заводил свою.



Взаимоконтроль. Оценка…………

Б) Расставить знаки препинания в предложениях, графически объяснить их постановку(1 пред-е на выбор)

«3» То светило солнце то шел дождь.

«4» На горе то расстилался лес малахитового оттенка то тянулись курчавые заросли то блестели на солнце травянистые поляны.

«5» Разговор то смолкал то возобновлялся с новой силой и будто слушая новости речная волна лениво перебирала береговую гальку.


В) Проблемная ситуация. Объясните, почему в данном предложении не нужно ставить запятую

В начале апреля уже шумели скворцы и летали в саду желтые бабочки.


Г)Учебник ξ16 стр.42, выписать , когда в ССП запятая не ставится

  1. ……………………………………………………………………………………………………

  2. ……………………………………………………………………………………………………

  3. …………………………………………………………………………………………………….

Д) Укажите номер сложносочиненного предложения, в котором не нужна запятая.

1. Становилось жарко и я поспешил домой.

2. Сумерки приближались и надо было торопиться.

3. Вот крик и снова все затихло.

4. От кого письмо и что в нем сообщается?


3. Контроль знаний. Выполнить тест.

1. Найдите сложное предложение.

А. По всей округе ливни льют, веревки из дождинок вьют.

Б. Сыпучий снег летит на плечи, над головою сучья гнет.

В. Огород внизу начинает чернеть, а в лесу бело.

2. Найдите, в каком примере части ССП связывает противительный союз.

А. Не то это были вспышки далеких взрывов, не то сверкали зарницы.

Б. Тяжело складывались слова, зато мысль говорящего была занимательна.

В. Месяца не было, звезды тоже не светили.

3. Укажите ССП, между частями которого не нужна запятая.

А. Я гашу лампу и ночь начинает медленно светлеть.

Б. Здесь краски не ярки и звуки не резки.

В. Звали вдаль журавлиные стаи и орлиный мне слышался крик.

4. Найдите ССП, в котором есть пунктуационная ошибка.

А. Всю ночь бушевала буря и хлестал громко дождь.

Б. Гремела атака и пули свистели, и ровно строчил пулемет.

В. Притихли и дядя Коля, и Марина, и даже маленький сынишка, и такая же тишина установилась вокруг.

5. Укажите предложение, соответствующее схеме: [ ], и [ ] (знаки препинания не расставлены).

А. Все разнообразие и вся красота жизни слагается из света и тени.

Б. По обе стороны улицы зажглись фонари и в окнах показались огни.

В. Много видел он стран и дорог средь огня и военного дыма.



4.Домашнее задание ξ13-16, упр.72 или 73 ( в тетради)



Разделительные знаки препинания между частями ССП .

Цели: закрепить знания о структуре ССП и пунктуации в ССП .

Задачи: знать правила постановки запятой в ССП, уметь делать синтаксический и пунктуационный разбор ССП

1. Лингвистическая разминка. Вставить буквы

Арти(л,лл)ерия, в..н..грет, п..лисадник, р..веранс, с..льдерей, ув..ртюра, хр..стоматия, инт.(л,лл)игенция, об..яние, об..няние, п..риферия, ф..номен, фраз..ология, т..фтели.

2. Новый материал.

А) Проанализировать предложения, сделайте вывод о знаках препинания в ССП.

1) Пришла осень, и леса оделись в золотой наряд.

2) Мелькнет в бурьяне белый булыжник, или перебежит дорогу суслик.

3) Солнце зашло за горы, но было еще светло.

4) Вдалеке над городом прогремел гром и блеснула яркая молния.

5) К концу дня дождь перестал и ветер начал заметно стихать.

6) Это кто так громко разговаривает и почему им так весело?

Вывод : …………… …………………………… ……………………………………………… …………

……………………………………………………………………………………………………………………………

Б) Внимательно прочитать материал § 16 и ответить на вопрос:«О чем на уроке сказано не было?»

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

3. Закрепление изученного.

 Продолжить каждое предложение дважды, чтобы получилось:

1) ПП с однородными членами, соединенными союзом и;

2) CCП с тем же союзом.

Начертить схемы предложений.

Наступил первый учебный день и …

Наступил первый учебный день, и …

4. Новый материал

А) Учебник§ 17. Прочитать образцы устного и письменного синтаксического разбора.

Упр.75, выписать 1 ССП, сделать синт.разбор

………………………………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………


Б) Стр.46, прочитать план пунктуационного разбора

Упр.76, выписать ССП, сделать пункт.разбор

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………


5. Закрепление. Работа по вариантам.

-Выполнить разбор еще 1 предложения из упр. 75 согласно заданию.

-Выполнить разбор еще 1 предложения из упр. 76 согласно заданию.

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

6. Контроль. Выполнить тест.

1.В каком случае союз И соединяет части сложносочиненного предложения?(знаки не расставлены)

А) Коридоры и большая комната стояли голые и пустые и казались необычно просторными и светлыми.

Б) Мела пурга-метелица и леденила кровь.

В) Свежеет и горы овеваемые морским воздухом принимают лиловые тоны.

Г)Только мысли мечутся и бьются и приветствуют тот непокой.

2. В каком случае перед союзом И нужна запятая?

А) Высоко в небе сияют голубые звезды и светит молочно-белая луна.

Б) На дворе трубит рог и завывают на разные голоса собаки.

В) Окна в сад подняты и оттуда веет бодрой осенней прохладой.

Г) Тишина и безлюдье.




3. В каком случае перед союзом И не нужна запятая?

А) Солнце зашло и начало смеркаться.

Б) Морозило и за снежными полями, на западе, тускло просвечивая сквозь тучи, желтела заря.

В) И леса без солнца не выросли б и хлеб на полях не поспел.

Г) Из окна дует холодом и сыплет снег.

4. В каких предложениях допущена ошибка в пунктуации перед союзом И?

А. Вол распластался на пыльной дороге и с какой-то покорной безнадёжностью жевал свою бесконечную жвачку.

Б. Заработали с обеих сторон метательные машины, и резкий свист летящих камней наполнил воздух.

В. Она огляделась кругом и её поразили какие-то багровые полосы на западном горизонте.

Г. Дмитрий шёл смело, почти не глядя по сторонам, и как бы сосредоточившись на одной мысли.


7. Домашнее задание. § 17, упр. 77.(в тетради)

Синтаксический и пунктуационный разбор ССП.

Цель: научиться осуществлять синтаксический и пунктуационный разборы ССП.

Задачи: знать порядок синт. и пункт.разборов;

уметь делать синт. и пункт. разбор ССП, расставлять знаки препинания в ССП

1. Разминка.















2. Новый материал стр.45-46, прочитать план синтаксического и пунктуационного разборов.


3. Закрепление.

А)Сравнить схемы в учебнике и в бланке, найти и отметить отличие.

Схема синтаксического разбора предложения:

2. Охарактеризовать предложение по эмоциональной окраске: восклицательное или невосклицательное.



1. Охарактеризовать предложение по цели высказывания: повествовательное, вопросительное или побудительное.








3. Охарактеризовать предложение по наличию грамматических основ: простое или сложное






Если предложение простое:

1. Охарактеризовать предложение по наличию главных членов предложения: двусоставное или односоставное, указать, какой главный член предложения, если оно односоставное (подлежащее или сказуемое).

2. Охарактеризовать предложение по наличию второстепенных членов предложения: распространённое или нераспространённое.

3. Указать, осложнено чем-либо предложение (однородными членами, обращением, вводными словами) или не осложнено.

4. Подчеркнуть все члены предложения, указать части речи.







грамматическую основу и осложнение, если оно есть.

Если предложение сложное:

1. Указать, какая связь в предложении: союзная или бессоюзная.

2. Указать, что является средством связи в предложении: интонация, сочинительные союзы или  подчинительные союзы.

3. Сделать вывод, какое это предложение: бессоюзное (БСП), сложносочинённое (ССП) сложноподчинённое (СПП).

4. Разобрать каждую часть сложного предложения, как простое, начиная с пункта №1 соседнего столбца.

5. Подчеркнуть все члены предложения, указать части речи.

6. Составить схему предложения, указав грамматическую основу и осложнение, если оно есть.





















Б)Рассмотри пример синтаксического разбора сложного предложения:

Повеств., невоскл., сложн., союзн., ССП.

1) прост., двусост, распр., неосложн.

2) прост., двусост.,распр., неосложн.

[ ], и [ ].

В) Сделать синт.разбор предложения, пользуясь схемой и примером.


По широкому Днепру зачернела лодка, и в замке снова как будто блеснуло что-то.

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Г) Рассмотреть образец пунктуационного разбора.


Образец пунктуационного разбора предложения:

[Длиннее и темнее стали ночи],1 и [уже иные голоса зазвучали в ночи:2 журавлиный стон в аспидно-черном поднебесье,3 грустный переклик казарок,4 сдержанный гогот гусей и посвист утиных крыльев].5

1 зап. – между частями ССП

2 двоеточие – после обобщающего слова (голоса) перед однородными членами (стон, переклик, гогот, посвист)

3-4 зап. – между однородными членами предложения

-5-точка – знак завершения

Д) Сделать пункт.разбор предложения (знаки расставлены)

Где-то начинал сверкать огонек, и благовонный запах галушек, варившихся неподалеку, разносился по утихавшим улицам, будоражил наш аппетит.

5. Контроль

Сделать синт. и пункт. разбор ССП (знаки расставлены не все!)

Английский пароход вышел из полосы лунного света и она блестела, сплошная, и переливалась тысячами матово-блестящих всплесков входя в бесконечную морскую даль все ярче и ярче.

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

6.Домашнее задание. § 17, контр.вопр. стр.47, упр.81(3) –выписать ССП, сделать синт. и пункт.разбор.

Контрольный диктант по теме «Сложносочиненное предложение»


«Слово о полку Игореве» уместилось всего на нескольких страницах древней рукописи, но в течение двух столетий люди Руси, истерзанной княжескими раздорами и нападениями кочевников, вспоминали о нем, цитировали наизусть мудрые патриотические строки.

Ко времени похода Игоря, тайком уведшего дружины к Дону и неосмотрительно потерявшего свое войско, честь полководца, Русь распалась на несколько самостоятельных княжеств. Распри князей переходили в кровопролитные войны, а кочующие племена половцев, постоянно совершавшие набеги на русские земли, перерезали древний путь «из варяг в греки» и нарушали экономические связи Руси с южными и восточными землями. Их набеги сопровождались разорением городов и уводом в плен жителей, однако князья, утратившие чувство патриотизма, не в состоянии были из-за непрерывного соперничества нанести решительный удар половцам.

Летописцы , как правило, только регистрировали события, и лишь некоторые из них решались на оценки отдельных поступков князей. Но ни один из древнерусских книжников не поднялся, как автор «Слова…», на высоту мудрых исторических обобщений. Поэма постепенно, однако, забылась, и только в конце 18 века, после обнаружения единственно уцелевшего списка, она зазвучала с новой силой. (166 слов)

(По Б.Рыбакову)


Грамматическое задание.


Сделать синтаксический и пунктуационный разбор одного ССП.

(1 вар. – из 2 абзаца, 2 вар. – из 3 абзаца)







Ответы к тестам.

  1. Понятие о ССП.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

б

б

в

б

б

в

а

б

а



  1. ССП с соединительными, разделительными и противительными союзами. Пунктуация ССП

1

2

3

4

5

в

б

б

б

б



  1. Разделительные знаки препинания между частями ССП.

1

2

3

4

в

в

г

в



































Содержание

  1. Понятие о ССП…………………………………………………………………….4

  2. ССП с соединительными, разделительными и противительными союзами. Пунктуация ССП…………………………………………………………………..6

  3. Разделительные знаки препинания между частями ССП…………………….....8

  4. Синтаксический и пунктуационный разбор ССП………………………………10

  5. Контрольный диктант по теме «Сложносочиненное предложение»………....12

  6. Ответы к тестам… ……………………………………………..…………………13

13



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!