СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая тетрадь по русскому языку СОР и СОЧ для 8 класса с нерусским языком обучения

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дпнная разработка поиожет учителям русского языка и литературы в подготовке к урокам русского языка. Направлена на провнрку знаний учащихся за раздел и за четверть по обновленной программе.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая тетрадь по русскому языку СОР и СОЧ для 8 класса с нерусским языком обучения»



















ШКОЛА _________________________

_________________________________

КЛАСС__________________________

ФИО учащегося________________________________________













2018-2019



ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА I ЧЕТВЕРТЬ.

Суммативное оценивание за раздел «Семья и подросток»


Дата________________


Подраздел Слушание

Говорение

Цель обучения:

8.1.1.1 Понимать основную и детальную информацию

сообщения продолжительностью 4-6 минут, объединяя

разрозненные факты в общий контекст, определяя

причинно-следственные связи и делая выводы

8.2.1.1 Владеть словарным запасом, достаточным для замены слов общеязыковыми эквивалентами или описательными оборотами (перифразами)


Критерии оценивания:

Обучающийся:

• Понимает основную и детальную информацию сообщения продолжительностью 4-6 минут

• Определяет причинно-следственные связи и делает выводы

• Владеет словарным запасом, достаточным для замены слов общеязыковыми эквивалентами или описательными оборотами (перифразами)


Уровень мыслительных навыков:

  • Понимание, применение.

Время выполнения - 20 минут

Слушание

Задания.

Прослушайте текст. Ответьте на вопросы:

1.O чем текст?

2. Kто виноват в семейных конфликтах?

3. Kак избежать ссор с родителями? (приведите 2 примера)

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________






Критерии

оценивания


Дескрипторы

Необходимый

баллы

Набранный

балл

Обучающийся

Понимает основную и детальную информацию сообщения продолжительностью 4-6 минут, определяя причинно-следственные связи и делая выводы

определяет тему текста

1


отвечает на вопросы

1


находит причинно-следственные связи

1


приводит 2 примера

2


Владеет словарным запасом, достаточным для замены слов общеязыковыми эквивалентами или описательными оборотами (перифразами)

пересказывает текст, соблюдая логическую последовательность

2


заменяет слова общеязыковыми эквивалентами

2


Всего :

9




Говорение.

Время на подготовку - 5 минут;

2.Перескажите кратко, заменяя данные слова и словосочетания равнозначными фразами, передающими смысл и идею текста: ладить с родителями, на ровном месте, суверенитет, воспринимается по жизни, клевая цель, чудаки, плюешь с высокой колокольни, приходится совсем не сладко.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________










Суммативное оценивание за раздел ««Спорт и отдых»».


Дата __________________


Подраздел Чтeние

Пиcьмо


Цель обучения:

8.3.6.1 Анализировать содержание художественных

произведений (поэтических, прозаических, драматических),

определяя структурно-композиционные особенности

8.4.7.1 Применять знаки препинания в предложениях с

обособленными членами предложения

8.5.2.1 Использовать причастные обороты и заменять их

синонимичными конструкциями

Критерии оценивания:

Обучающийся:


  • Анализирует содержание эпизода художественного произведения, определяя его структурно-композиционные особенности;

• Применяет знаки препинания в предложениях с обособленными членами

предложения

• Заменяет причастные обороты синонимичными конструкциями


Уровень мыслительных навыков:

  • Применение.

  • Навыки высокого порядка.


Время выполнения - 20 минут.

Чтение.

Задания.

Прочитайте эпизод из повести Л. Кассиля «Ход белой королевы» и выполните задания к тексту.

КаКак они шли! Километр за километром приближались обе лыжницы по огромному кольцу трассы к желанному финишу. Да, это была головокружительная гонка! Наташа шла вплотную за Бабуриной. Алиса не уступала. Она отчаянно работала руками, старалась вложить всю силу в каждый толчок палкой. Наташа неумолимо шла за ней по пятам своей упрямой, легкой, широкой поступью. Я хорошо видел в бинокль, что Наташа идет уже буквально на плечах у чемпионки. Я видел по движению ее губ, что она требует дать ей дорогу.

– Лыжню!..

Но Алиса не уступала. Опытная гонщица, она действовала сейчас очень хитро. Она не позволяла настичь ее совсем, как говорится, сесть на лыжи. Тогда надо было бы сворачивать, уступать, иначе это расценивалось бы как грубое нарушение правил и спортивной этики. Нет, она сохраняла разрыв заставляя Наташу обойти ее по целине и все время держа соперницу на некотором расстоянии за собой. Сделав свой внезапный излюбленный рывок столько раз приносивший ей решающую победу Алиса и на этот раз была уверена, что соперница не ожидавшая этого тактического броска окажется сразу далеко позади. А пока она будет пытаться сама повторить такой же резкий, настигающий бросок, чемпионка пересечет линию финиша.

Когда Алиса сделала свой знаменитый рывок, Наташа на секунду растерялась. Она не ожидала, что у соперницы окажется еще столько сил. Надо отдать справедливость Бабуриной, шла она великолепно. Идя вплотную вслед за ней, Наташа невольно любовалась бурным темпом и самоотверженным рвением, которые проявляла чемпионка. Да, недаром предупреждал ее во время тренировок Чудинов. Бабурина была опытной гонщицей, умеющей отдать все свои силы и темперамент в одно – в скорость.

Я видел, что Алиса делает невероятные усилия, чтобы удержать хотя бы небольшой просвет между собой и Наташей. Алиса умела ходить на пределе, и сейчас все ее силы, и физические, и душевные, были брошены на лыжню, в эти десятки метров, завершающие бег.

они И вот тут под оглушающий рев трибун Наташа непостижимым образом, сильно согнувшись, сделала бросок. Она оттолкнулась и в мощном одновременном упоре обеих палок, почти летя по воздуху, на самых последних метрах поравнялась с чемпионкой, и они лыжа в лыжу, плечом к плечу пронеслись одновременно над чертой финиша. Обе чемпионки (да, да, они обе теперь были чемпионками страны!) исчезли в толпе окруживших их фоторепортеров, кинооператоров, спортсменов.

… Они стояли с подламывающимися от усталости коленями, не имея возможности оторваться друг от друга, как это бывает с боксерами, попавшими на ринге во взаимный клинч. А вокруг щелкали затворы фотоаппаратов, безжалостно били в глаза молниеносные вспышки рефлекторов. Потом осторожно, но настойчиво высвободившись из объятий Алисы, Наташа, как всегда прямая и словно неспешная в движениях, прошла мимо аплодирующих трибун, широко и плавно скользя своим просторным, невозмутимым шагом.

– Королева, – сказал кто-то в толпе, любуясь ею.

– Хозяйка, – поправили сзади. – Белой стези хозяйка.

кольцу трассы к желан

1. Ответьте на вопросы:

• Какое место в композиции произведения занимает данный эпизод?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

• Сравните поведение Натальи и Алисы во время гонки.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

• Как вы думаете, каким характером должен обладать настоящий чемпион?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

• Почему Наталью назвали «королевой» и «хозяйкой белой стези»?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

2. Поставьте пропущенные знаки препинания в выделенных предложениях. Объясните условия выбора запятых.

3. Найдите и подчеркните причастные обороты в предложении. Замените, где возможно, причастный оборот синонимическими конструкциями.


Например. Бабурина была опытной гонщицей, умеющей отдать все свои силы и темперамент одному – скорости. – Бабурина была опытной гонщицей и умела отдать все свои силы и темперамент одному – скорости. Они стояли с подламывающимися от усталости коленями, не имея возможности оторваться друг от друга, как то бывает с боксерами, попавшими на ринге во взаимный клинч.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Критерии

оценивания

задания


Дескрипторы

Необходимый

баллы

Набранный

балл

Обучающийся

Анализирует содержание эпизода, определяя структурно-композиционные особенности;


1

определяет роль эпизода в структуре

композиции;

1


анализирует поведение героев;

2


делает вывод;

1


Применяет знаки препинания в предложениях с обособленными членами предложения;


2

расставляет знаки препинания;

1


графически обосновывает выбор

1


Заменняет причастные обороты синонимичными конструкциями


3

находит 1-й причастный оборот;

1


находит 2-й причастный оборот;

1


заменяет причастный оборот синонимичной конструкцией

1



Всего :

9




по пятам своей упрямой, легкой, широкой поступью. Я хорошо видел в бинокль, что Наташа идет уже буквально на плечах

СУММАТИВНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ

Дата_____________


Слушание

Задание1

Задание. Прослушайте аудиотекст. Выполните 4 задания к тексту.


1.Определите основную мысль текста, определяя авторскую позицию

_______________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________


2.Определите тему текста.

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________


3.Как вы понимаете значение слова «отжалел» (начальная форма – отжалеть)? Какой вид бюджета раскрывает данное слово по тексту и почему?

______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________


4.Укажите две причины нерационального подхода к бюджету. Напишите вывод одним предложением, исходя из причин.





Чтение


Задание2

Прочитайте текст, выполните задания.


Да, это была головокружительная гонка! Восьмой километр проходил через труднейший участок дистанции. Здесь требовались не только скорость и сила, но и искусное владение техникой горнолыжного хода, умение стремительно брать подъем, миновать препятствия, резко ломая лыжню . Здесь Наташа чувствовала себя хозяйкой. Там, где Алиса сбавляла ход, она шла на полной скорости . На подъемах, которые Бабуриной приходилось брать макси-мальным усилием, уральская гонщица вымахивала своим неизменным широким шагом. Она уже почти поравнялась с соперницей. Но последние полтора километра гонки проходили по равнине. Этот этап был весьма благоприятным для чемпионки. Алиса Бабурина недаром сла-вилась своим ходом по ровной местности. На стадионе уже увидели показавшихся вдали гонщиц. Наташа шла вплотную за Бабуриной . Алиса не уступала. Она отчаянно работала ру-ками, старалась вложить всю силу в каждый толчок палкой. Наташа неумолимо шла за ней по пятам своей упрямой, легкой, широкой поступью. Я хорошо их видел обеих в бинокль. Мне хотелось крикнуть навстречу:

«Ну, Наташенька, родная, покажите сейчас свой характер! Даром, что ли, вас Степан го-нял! Ну, милая!..»

Я не имел права обнародовать свои симпатии. Я обязан был оставаться беспристрас-тным. Я рассказывал в микрофон, а голос мой, как неотступное эхо, возвращался ко мне со всех сторон из репродукторов:

– Бабурина начинает свой обычный бурный заключительный спурт. Она делает рывок, который не раз приносил ей победу. Но молодая зимогорская лыжница не отстает. Феноме-нальная выносливость и отличная техника!

Я хорошо видел в бинокль, что Наташа идет уже буквально на плечах у чемпионки. Я видел по движению ее губ, что она требует дать ей дорогу:

– Лыжню!..

Но Алиса не уступала. Опытная гонщица, она действовала сейчас очень хитро. Она не позволяла настичь ее совсем, как говорится, сесть на лыжи. Тогда надо было бы сворачи-вать, уступать, иначе это расценивалось бы как грубое нарушение правил и спортивной эти-ки. Нет, она сохраняла разрыв, заставляла Наташу, если той угодно, обойти ее по целине и все время держала соперницу на некотором расстоянии за собой. Сделав свой внезапный, как всегда, излюбленный рывок, столько раз приносивший ей решающую победу, Алиса и на этот раз была уверена, что не ожидавшая этого тактического броска соперница окажется сра-зу далеко позади. А пока она будет пытаться сама повторить такой же резкий настигающий бросок, чемпионка пересечет линию финиша.


Спурт - тактический прием, резкое кратковременное увеличение темпа движения в скоростных видах спорта (бег, гребля, велогонка и др.).


1. Составьте цитатный план к тексту из четырех пунктов.


1) _____________________________________________

2) _____________________________________________

3) _____________________________________________

4) _____________________________________________


2. Определите кульминационный момент эпизода.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


3. Поделитесь своим мнением о том, как автор относится к спорту. Напишите комментарий.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


4. К какому элементу композиции относится представленный отрывок из книги «Ход белой королевы»? Какую роль играет данный элемент в произведении и для чего он использован автором? Выразите свое мнение.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


ПИСЬМО и использование языковых единиц.

Задание 3: напишите эссе на одну из предложенных тем. Объем письменной работы – 100 - 120 слов..

1.Напишите статью публицистического стиля по высказыванию Л.Н. Толстого: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». Согласны ли Вы с этим мнением? Выразите свое отношение. Соблюдайте морфологические и пунктуационные нормы. Пишите в соответствии с нормами языка.

2.Говорят, что профессиональный спорт – это жестокий мир. Согласны ли Вы с этим мнением? Напишите развернутый ответ на вопрос от лица тренера или спортсмена. Используйте в речи предложения с обособленными членами и изобразительно-выразительными средствами языка (эпитеты, сравнения, олицетворения, метафоры, фразеологизмы).

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Говорение


Задание 4

Создайте аргументированное высказывание, опираясь на вопросы карточки, составленные на основе изученных тем.

Правильно используйте в речи синтаксические конструкции, включающие правила согласования и управления, употребления причастных и деепричастных оборотов.

У вас есть 2 минуты для подготовки и три минуты для устного ответа. Во время подготовки ответа можете делать записи, но времени на записи у вас очень мало.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



















ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ

Суммативное оценивание за раздел «Мир труда»


Дата ________________


Подраздел Слушание

Говорение

Цель обучения:

8.1.3.1 Понимать содержание прозаических, драматических

и поэтических произведений/ фрагментов, определяя

ключевые моменты развития сюжета или конфликта

8.5.1.2.3 Образовывать деепричастия совершенного и

несовершенного вида


Критерии оценивания

Обучающийся

• Понимает содержание прозаического произведения, определяя ключевые моменты развития сюжета

• Участвует в диалоге по общественно-значимым проблемам, аргументируя свою точку зрения

• Образовывает деепричастия совершенного и несовершенного вида


Уровень мыслительных навыков:

  • Знание и понимание.

  • Применение.

Время выполнения - 20 минут


Слушание.

Задания

Прослушайте текст. Дайте развернутые ответы.


1. Почему старший брат пренебрежительно отнесся к тому, что младший решил стать музыкантом? _______________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________


2. Почему он не читал его письма? _________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


3. Какая из пословиц отражает основную мысль притчи:

A. Без труда нет отдыха.

B. Человек от лени болеет, от труда здоровеет.

C. Дерево смотри в плодах, человека в делах.

D. Без дела жить – только небо коптить.


4.Чему учит притча? ______________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________


5.Подумайте и составьте в паре диалог, помогающий раскрыть смысл произведения. Используйте деепричастия совершенного и несовершенного вида.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Критерии

оценивания

задания

Дескрипторы

Необходимые баллы

Набранный балл

Обучающийся

Понимает содержание

прозаического произведения, определяя ключевые моменты развития сюжета;

1

отвечает на вопросы по содержанию отрывка;

1


2

объясняет причины поступков старшего брата;

1


3

понимает основную мысль текста

1


Участвует в диалоге по общественно-значимым проблемам, аргументируя свою точку зрения


4

поддерживает беседу, раскрывая тему;

1


обменивается мнениями в диалоге, меняя позицию;

1


демонстрирует речевую грамотность;

1




Использует в речи деепричастия совершенного и несовершенного вида

5

использует деепричастие совершенного вида

1




использует деепричастие несовершенного вида

1





Всего:

8



Суммативное оценивание за тему «Через тернии к звездам»


Дата _______________


Подраздел Чтeние

Пиcьмо

Цель обучения:

8.3.2.1 Определять стилистические особенности текстов публицистического стиля (статья, интервью, очерк, послание), официально-делового стиля (характеристика, автобиография, резюме); определять принадлежность текстов к смешанному типу на основе характерных признаков

8.4.1.1 Создавать тексты публицистического стиля (статья, интервью, очерк, послание) и официально-делового стиля (характеристика, автобиография, резюме)

8.5.2.2 Использовать деепричастные обороты и заменять их синонимичными конструкциями

Критерий оценивания:

Обучающийся

  • Определяет стилистические особенности текстов публицистического стиля

  • Создает текст публицистического стиля (статья)

  • Использует деепричастные обороты


Уровень мыслительныхнавыков:

  • Знание и понимание. Применение

  • Навыки высокого порядка

Время выполнения 20 минут

Чтение.

Задание.


1. Прочитайте текст. Ответьте на вопросы по тексту.

За шестьдесят лет после старта первого спутника Земли люди запустили более 7500 космических аппаратов на орбиту Земли или других планет. Чуть больше половины из них выведены на низкую околоземную орбиту. Спутники-связисты помогают смотреть телепередачи, вести телефонные разговоры, связывают между собой компьютеры. Спутниковая система навигации GPS помогает при любой погоде определять местоположение объектов, искать на карте нужные дома и улицы и т.д. Силами США установлено, что из всех искусственных объектов на орбите только 5% представлены работающими спутниками или полезным грузом, которым можно управлять, в то время как 95% — неактивный космический мусор. Большие обломки мчатся вниз, пока меньшие попросту сгорают в атмосфере. Куда упадет основная часть мусора — как правило, непонятно. Хорошие новости в том, что поверхность Земли представлена сушей только на одну четверть, и большая часть суши необитаема. Поэтому ущерб людям и их имуществу наносится редко. Большая часть космического мусора падает безвредно и без свидетелей. Это отработавшие свой век спутники и различные детали последних ступеней ракетоносителей. Вероятность серьезного ущерба крайне мала. Но большой кусок металла или крупный астероид, упавший в нужном месте в нужное время, может быть катастрофическим.

Единственный возможный путь постепенно обезопасить планету и не допустить обострения проблемы — начать сбор космического мусора. Мы же не хотим повторить судьбу динозавров?



1. Заполните пропуски в тексте.

В тексте говорится о ____________________________________________(тема). Текст рассчитан для ____________________________________(целевая аудитория). Автор хочет ______________________________________(цель текста) в том, что _____________________________________________________(основная мысль). Текст мы можем встретить в ___________________________(сфера употребления), это ___________________________________________(жанр). Таким образом, можно сделать вывод, что текст ____________________________________стиля. Об этом свидетельствуют _________________________________________________

_______________________________________________________________________((укажите 2 признака стиля).


2. Используя материал текста, напишите статью в газету «Плюсы» и «минусы» освоения космоса». Объем 100 – 120 слов.


3. Образуйте от данных глаголов деепричастия и деепричастные обороты, используйте в своей статье: запустить, помогать, загрязнять, падать.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________





Критерии

оценивания

задания


Дескрипторы

Необходимые баллы

Набранный балл

Обучающийся

Определяет стилистические особенности текстов публицистического стиля



1

определяет цель данного текста;

1


указывает сферу употребления;

1


находит 1-й признак стиля текста;

1



находит 1-й признак стиля текста;

1


Создает текст публицистического стиля



2

пишет статью, раскрывая тему;

1



соблюдает особенности жанра;

1



придерживается стиля;

1



Использует деепричастные обороты


3

образует деепричастные обороты;

1




использует в статье.

1




Всего:

9


























СУММАТИВНОЕ ОЦЕНИВАНИЯЕ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ


Дата_________________


Слушание

Задание 1

Прослушайте аудиотекст. Выполните 4 задания к тексту. Познакомьтесь с вопросами. Прослушайте текст и отметьте один правильный ответ из: А, В, С, Д, Е.

За каждый правильный ответ выставляется 1 балл. За ответы на вопросы «высокого» порядка ставится – 2 или 3 балла.


1. Как вы думаете, какие это четыре изобретения? Дайте названия.

1) _____________________________________________________________________

2)_____________________________________________________________________

3)_____________________________________________________________________

4)______________________________________________________________________


2. Найдите предложение, соответствующее услышанной информации.

А) Австралийские ученые предложили ловить отходы с помощью рыболовной сети.

В) В космосе разворачивается нечто вроде рыболовной сети из полимерных материалов.

С) Исследователи предложили стрелять по отходам из ракетных пушек

Д) Такие пушки могут располагаться на Марсе и направляться большими радарами.

Е) Это устройство позволит очистить космос от отработанных спутников и ступеней ракет.


3. Как вы понимаете слово «утилизация»? Составьте предложение с данным словом._________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________


4. Выразите свое отношение к позиции автора. Разделяешь ли ты ее и почему?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Чтение


Задание 2

Прочитайте текст Н. Заболоцкого «Не позволяй душе лениться» и выполните задания к нему..


Не позволяй душе лениться! Чтоб в ступе воду не толочь,

Душа обязана трудиться И день и ночь, и день и ночь!

Гони ее от дома к дому, Тащи с этапа на этап,

По пустырю, по бурелому Через сугроб, через ухаб!

Не разрешай ей спать в постели При свете утренней звезды,

Держи лентяйку в черном теле, И не снимай с нее узды!

Коль дать ей вздумаешь поблажку, Освобождая от работ,

Она последнюю рубашку С тебя без жалости сорвет.

А ты хватай ее за плечи, Учи и мучай дотемна,

Чтоб жить с тобой по-человечьи, Училась заново она.

Она рабыня и царица, Она работница и дочь,

Она обязана трудиться И день и ночь, и день и ночь!


1. К кому и в какой части стихотворения обращается автор? К чему он призывает?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________


2. Какую проблему решает автор? Как, по мнению автора, можно заставить трудиться «душу»? Что нужно делать, чтобы не позволять душе лениться? Какой смысл он вложил в эти слова? Покажи на примере из литературы или из личной жизни, где встречалась подобная проблема и как она решалась. Если не было в личной жизни или ты не помнишь ни одного похожего примера, то сочини свой пример на эту проблему.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Составьте цитатный план из пяти пунктов.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________





ПИСЬМО

Задание 3

Выберите одно из предложенных заданий.


Задание 1. Напишите эссе – рассуждение на одну из предложенных тем. Используйте в речи деепричастия совершенного и несовершенного вида, применяя знаки препинания в предложениях с обособленными членами предложения. Объем слов 120 - 140 слов.

1. Как определиться с выбором профессии?

2. Совершают ли люди ошибки при выборе профессии?

3. Космос начинается на земле.

4. Хочу ли я стать космонавтом?


Задание 2. Напишите биографию одного из казахстанских космонавтов. Используйте в речи причастные и деепричастные обороты. Объем слов 120 - 140 слов.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________


Говорение


Задание 4

Выберите одно из предложенных высказываний и примите участие в диалоге с позиции «говорящий» и «слушающий», и наоборот.

1. Какую профессию ты выберешь в будущем? Как найти работу по душе?

2. Самые высокооплачиваемые профессии в Казахстане.

3. Сегодня работа в космосе – это научные исследования и каждодневная работа.

4. Что я знаю о современной космонавтике?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________


ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ

Суммативное оценивание за раздел «Мир живой природы».


Дата ____________________


Подраздел Cлушание

Говорение

Цель обучения:

8.1.1.1 Понимать основную и детальную информацию сообщения продолжительностью 4-6 минут, объединяя разрозненные факты в общий контекст, определяя причинно-следственные связи и делая выводы

8.2.5.1 Участвовать в диалоге по общественно-значимым проблемам, аргументируя свою точку зрения

8.5.1.3 Использовать сложные числительные в соответствующих формах

Критерии оценивания;

Обучающийся

  • Понимает основную и детальную информацию сообщения продолжительностью 4-6 минут, объединяя разрозненные факты в общий контекст, определяя причинно-следственные связи и делая выводы

  • Участвует в диалоге по общественно-значимым проблемам, аргументируя свою точку зрения

  • Использует сложные числительные в соответствующих формах

Уровень мыслительных навыков:

  • Знание и понимание. Применение.

  • Навыки высокого порядка.

Время выполнения - 20 минут


Задание.

Посмотрите видео. https://www.youtube.com/watch?v=jcIXYMCjtY0

  1. Отметьте «верные» и «неверные» утверждения, укажите, утверждение является причиной или следствием. Обозначьте буквами «В» или «Н» в первом столбике, «П» или «С» - во втором.

Утверждения

Верно/неверно

Причина или следствие

1. Популяция сайги увеличилась в 50 раз



2. Количество животных увеличить не удалось.



3. Пастереллез стал причиной гибели Уральской популяции.



4. Массовый падеж был с 2010 по 2015 годы.



5. На сегодняшний день количество животных составляет около 100 000 особей.



6. Размножение сайги происходит в апреле.



7. Природа не позаботилась о безопасности сайгаков.



8. В Казахстане существуют организации по сохранению биоразнообразия.



9. Ученые исследуют животных для определения причин исчезновения.



10.Для определения путей миграции используют спутники



11. Браконьеры отстреливают сайгаков ради шкуры.



12. Сайгачьи рога используют в медицине.



13. Сотрудники правоохранительных органов не в состоянии обеспечить охрану сайгаков.



14. В Западно-Казахстанской области открыли природный резерват



2. Сделайте вывод одним предложением_____________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________


3. Опираясь на материал видео, составьте в парах диалог на тему «Защита живой природы – важная задача людей».


4. Используйте в речи сложные числительные в соответствующих формах.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Критерии

оценивания

Дескрипторы

Необходимые

баллы

Набранный балл

Обучающийся

Понимает основную и детальную информацию сообщения


определяет верную/ неверную информацию;

1


определяет причину и следствие;

1


делает вывод;

1


Участвует в диалоге по общественно-значимым проблемам, аргументируя свою точку зрения


выдвигает идеи;

1


поддерживает собеседника;

1


аргументирует собственную точку зрения;

1


использует в речи сложные числительные.

1


Всего:


7



Суммативное оценивание за раздел «Вода – источник жизни»,

«Культура питания»


Дата _______________


Подраздел Чтeние

Пиcьмо

Цель обучения:


8.3.7.1 Извлекать необходимую информацию из различных источников, определяя ее актуальность, достоверность, полезность и ценность

8.3.3.1 Формулировать проблемные вопросы по тексту, позволяющие выдвигать идеи, интерпретации, предположения, и отвечать на разные типы вопросов

8.4.6.1 Правильно выбирать слитное или раздельное написание не с разными словами

Критерии оценивания:

Обучающийся

  • Извлекает необходимую информацию из различных источников, определяя ее актуальность, достоверность, полезность и ценность;

  • Отвечает на разные типы вопросов;

  • Правильно выбирает слитное или раздельное написание не с разными словами

Уровень мыслительных навыков:

  • Знание.Применение.

  • Навыки высокого порядка

Время выполнения - 20 минут

Чтение.

Задание.

1. Прочитайте текст.

Очень важно реально представлять себе общую картину обеспеченности пресной водой в мире. По статистике, на мировой океан приходится 96,5% водной массы, а объём пресных вод значительно меньше – 3,5% от общих запасов воды. Распределение пресной питьевой воды по континентам и по странам мира крайне неравномерно. Пресная вода является принципиально важным для жизни человека невозобновляемым ресурсом, поэтому перед дефицитом воды в определенной мере равны и бедные малонаселенные страны, и богатые развитые экономики.

Согласно статистике, практически пятая часть населения мира живет в районах, в которых наблюдается острая нехватка питьевой воды. Помимо этого, одна четверть населения живет в развивающихся странах, которые испытывают нехватку в связи с отсутствием инфраструктуры, необходимой для забора воды из водоносных пластов и рек. Одной из главных проблем является загрязнение пресной воды, снижающее существующие запасы. Это промышленные выбросы и стоки, смыв удобрений с полей, а также проникновение соленой воды в водоносные слои из-за откачивания грунтовых вод.

Говоря о последствиях нехватки пресной воды, стоит заметить, что они могут быть самых разных планов: от ухудшения условий жизни и развития заболеваний вплоть до обезвоживания и смерти. Недостаток чистой воды вынуждает людей использовать для питья воду из небезопасных источников, которая зачастую просто опасна для здоровья. Кроме того, из-за нехватки воды существует негативная практика хранения воды людьми в своих жилищах, что существенно может повысить риск загрязнения и создания благоприятных условий для размножения вредных бактерий. Вдобавок, одной из острых проблем становится проблема гигиены. Люди не могут надлежащим образом мыться, стирать свою одежду и содержать в чистоте свои дома.

На основании всего вышесказанного мы понимаем, что необходимо прилагать больше усилий как для сохранения источников пресной воды, так и для поисков возможных экономически менее затратных путей для решения этой глобальной


1. Ответьте на вопросы и выполните задания.

Почему вопрос дефицита воды стоит так остро? Назовите 2 факта.

Почему люди испытывают нехватку воды? Приведите 2 причины. К чему ведет проблема дефицита воды? Приведите примеры возможных последствий.

Два факта

Две причины

Три последствия










Пути решения 1-й:_____________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

2-й______________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

3-й______________________________________________________________

_____________________________________________________________________________



2. Прочитайте отрывок рассказа А.П. Чехова «Сирена», перепишите слова, раскрывая скобки и объясняя условия выбора орфограммы «Правописание не с разными частями речи»


Антон Чехов

СИРЕНА


- Хорош также судак или карп с подливкой из помидоров и грибков. Но рыбой (не) насытишься, Степан Францыч; это еда (не)существенная, главное в обеде (не)рыба, (не)соусы, а жаркое. Вы какую птицу больше обожаете?

Товарищ прокурора сделал кислое лицо и сказал со вздохом:— К (не)счастью, я (не)могу вам сочувствовать: у меня катар желудка. — Полноте, сударь! Катар желудка доктора выдумали! Больше от вольнодумства да от гордости бывает эта болезнь. Вы (не)обращайте внимания. Положим, вам кушать (не)хочется или тошно, а вы (не)обращайте внимания и кушайте себе. Философ Милкин сделал зверское лицо и, по-видимому, хотел что-то сказать, но вдруг причмокнул губами, вероятно, вообразив жареную утку, и, (не)сказав ни слова, влекомый (не)ведомою силой, схватил шляпу и выбежал вон. — Да, пожалуй, я поел бы и утки... — вздохнул товарищ прокурора. Председатель вскочил, швырнул в сторону перо и обеими руками ухватился за шляпу. Товарищ прокурора, забывший о своем катаре и млевший от (не)терпения, тоже вскочил.



_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Критерии

оценивания

задания

Дескрипторы

Необходимые баллы

Набранный балл

Обучающийся

Отвечает на разные типы вопросов;


1

находит в тексте 1-й факт;

1


находит в тексте 2-й факт;

1


приводит 1-ю причину;

1


приводит 2-ю причину;

1


приводит примеры возможных последствий;

1


Извлекает необходимую информацию, определяя ее актуальность, достоверность, полезность и ценность;

2

опираясь на текст, предлагает пути решения проблемы;

2


Правильно выбирает слитное или раздельное написание НЕ с разными словами, объясняет условия выбора орфограммы


3

выписывает слова;

1


объясняет условия выбора орфограммы/

слитное написание;

1


раздельное написание.

1


Всего:



10


СУММАТИВНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ


Дата _________

Слушание


Задание 1

Прослушайте аудиотекст. Выполните 4 задания к тексту.


1. Дешевое и простое решение для получения чистой питьевой воды, безусловно, будет тепло принято каждым человеком. Первые шаги к этой цели сделали Райан Линч и Маркус Триест, которые разработали прототип дизайн так называемой Солнечной сумки. Предположите принцип работы этой сумки в пяти предложениях.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________


2. Сформулируйте три вопроса по прослушанному тексту.

А)_____________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

В)_____________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

С)_____________________________________________________________________

_______________________________________________________________________


3. Какая часть текста содержит тезис (утверждение)?

А) вступление

В) основная

С) заключение


3. Данная технология работает на основе:

А) прозрачного контейнера

В) сложных технологий

С) темного полиэтилена

Д) ультрафиолетовых лучей

Е) электрической энергии


4. Определите основную мысль текста.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



ЧТЕНИЕ


Задание 2

Прочитайте текст и выполните задания.


Текст 1

Текст №1. Как изменится мир, если исчезнут пчелы

«Человек может прожить без кислорода три минуты, без воды три дня, а без пчел четыре года», - считал Эйнштейн.

Специалисты говорят, что нынешнего количества пчел уже сейчас не хватает для опыления всех растений.

Сельское хозяйство почти повсеместно перешло на химию – азотные удобрения, пестициды. Последние не убивают насекомых, но, по словам ученых, понижают их иммунитет, а вирусы не дремлют. Микроскопический клещ, переносящий опасные болезни, высасывает из пчелы все жизненные соки. Пасечники не особо заботятся о здоровье членов ульев и продолжают свой бизнес в обычном ритме: перевозят колонии пчел на огромные расстояния. В США ульи транспортируют из Флориды в Калифорнию для опыления сельскохозяйственных культур. Столь длительные поездки подвергают семейства пчел колоссальному стрессу. А это приводит к «синдрому разрушения колоний». В ходе «болезни» насекомые покидают свои колонии, чтобы никогда туда больше не вернуться. Поодиночке пчелы не живут и вскоре погибают вдали от ульев.

Как известно, пчелы – главные опылители растений. Представьте себе, что будет, если исчезнет часть растений? Скот тоже лишится еды, а значит, прощай, молоко, сыр, йогурт и, в конечном итоге, говядина. Также пчелы опыляют хлопок. А это значит, что с одеждой с бирками «100%, 50%, 5% хлопка» придется попрощаться и перейти на полиэстер или шкуры..


Задания

1. Что заинтересовало вас в данной статье, выразите свое отношение, приведите один аргумент из текста.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________


2. «Человек может прожить без кислорода три минуты, без воды три дня, а без пчел - четыре года». (Эйнштейн). Согласны/не согласны ли вы с этим мнением и почему?


_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Текст 2. Рассказ Осьминога:

- Я очень люблю лакомиться нежным мясом двустворчатых ракушек. Раковины маленьких моллюсков вскрываю быстро и ловко. Природа наделила меня замечательной отмычкой – тонким и острым роговым клювом. Просовывая клюв в щель между створками раковины, я, как ножницами, подрезаю мускулы ракушки, смыкающие эти створки, и перламутровый домишко раскрывает свои двери.

- Но в раковины больших ракушек я не могу протиснуть клюва – так крепко они сомкнуты. Тогда прибегаю к хитрости. Затаившись у закрытой раковины, часами жду, когда она раскроется. Как только ракушка приоткроет свою раковину, быстро вставляю между ее створками камень, чтобы раковина не могла больше захлопнуться. Ну, а затем преспокойно, как на блюде, съедаю пойманную таким остроумным способом добычу.


3. Укажите стили и типы текстов №1 и № 2.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


4. Сопоставьте тексты №1 и №2. Определите цель текстов.

А) перевозка в регионы В) продолжение коммерции

С) соблюдение равновесия Д) снижение иммунитета

Е) энергия животных


ПИСЬМО и использование языковых единиц


Задание 1. Напишите эссе объемом слов 120 - 140 слов по предложенным вопросам, выражая свое согласие/несогласие с позицией автора, соблюдая особенности текста рассуждения, рассуждения с элементами повествования. Используйте в речи сложные числительные, причастные и деепричастные обороты.

1. В чем заключаются полезные свойства воды?

2. Почему воду мы считаем источником жизни?

3. В чем заключается причина исчезновения видов животных на сегодняшний день?

4. Почему землю принято считать планетой животных и растений не в меньшей степени, чем планету людей?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 2. Выпишите слова, раскрывая скобки. Не слитно или раздельно?

Напоминание о жирных кислотах

Но знайте, что (не)большое количество поли (не)насыщенных жиров приносит пользу, а больше (не)всегда значит лучше. (Не)злоупотребляйте рыбьим жиром — большое количество полиненасыщенных жирных кислот даже в здоровом рационе может провоцировать воспаление в организме.

Если вы употребляете в пищу большое количество органического мяса, мяса диких животных, холодолюбивой рыбы (семга или макрель), возможно, вам вообще (не)потребуются добавки рыбьего жира. Но если качество употребляемого вами мяса (не)всегда высокое, если вы часто едите (не)дома или путешествуете (для приготовления ресторанной пищи часто используют растительные масла с высоким содержанием омега-6 жирных кислот), возможно, вам стоит принимать рыбий жир.

Витамин Д3

Жители северного полушария испытывают (не)достаток витамина D3 в зимнее время года, когда солнце находится (не)достаточно высоко и полезное излучение (не)проходит через атмосферу. Это значит, что многие из нас страдают дефицитом витамина D3 и находятся в группе повышенного риска развития таких заболеваний, как остеопороз, болезни сердца.

Пробиотики

(Не)торопитесь с приемом препаратов. Начните с сырой (не)пастеризованной кислой капусты, кимчи, напитка из чайного гриба или кефира. Избыточное употребление ферментированной продукции тоже может спровоцировать (не)приятные симптомы у людей, страдающих дисбиозом.


____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Говорение

Задание. Выберите один из данных ниже текстов и перескажите прочитанный текст, используя ключевые слова и выражения. Обозначьте проблематику и авторскую позицию. Выскажите свое мнение.

Время на подготовку пересказа: 3 мин.

Время для пересказа: 2 мин.


Текст № 1

Профессор Г.П. Дементьев в своей статье рассказал, что известный соколиный охотник Эйтермозер заметил, что соколы нередко нападают не на ближайшую птицу, а на ненормальную, которая летит не так, как другие. Он решил проверить, может быть, хищники не хватают всех без разбора, а предпочитают нападать на больных птиц?

Десять своих соколов Эйтермозер стал напускать на ворон. Ловчие птицы сбили 136 ворон. Их внимательно осмотрели: у восьмидесяти одной вороны не нашли никаких телесных недугов, но другие пятьдесят пять явно неважно себя чувствовали до того, как попали в когти к соколу. Тогда в той же местности экспериментаторы без помощи соколов сами добыли сто ворон. Стреляли всех без разбора: здоровых было среди сотни 79, а больных — 21, то есть в процентном отношении вдвое меньше, чем у соколов.

Вывод может быть только один: соколы явно предпочитают нападать на больных птиц!

Почему? В последнее время зоологи, наблюдавшие за другими хищниками — четвероногими и морскими, заметили, что и у тех тоже такая склонность — охотиться на больных и раненых животных. Проявляется ли в этом своего рода биоценологический инстинкт, то есть инстинкт, возвышающийся над видовыми интересами и обеспечивающий выживание всего сообщества видов — биоценоза? Или, может быть, просто больных добыть легче?

Экспериментально доказано, что многие животные, птицы и рыбы в стаях несут меньше потерь от хищников, чем разбитые на пары или одиночки. И дело здесь не только в умноженной бдительности соединенных в стаи животных, но еще и в каком-то особом психологическом свойстве коллектива, которое приводит атакующего врага в замешательство. Это свойство назвали эффектом замешательства.


Текст №2

Животные созидают и уничтожают ландшафты

Грызуны, кроты, насекомые, черви и другие четвероногие, шестиногие, безногие и пернатые создания бессознательно, но постоянно, роясь в земле или поедая в лесах и полях свой излюбленный корм, создают или губят плодородие почв и зеленые одеяния материков.

Одни из самых незаметных тружеников — дождевые черви. Это верные друзья земледельцев. Бесчисленная армия бессловесных, но бесценных «агротехников» и денно и нощно рыхлит почву под нашими ногами.

Немногие люди отдают себе отчет, как полезны дождевые черви. Чарльз Дарвин, одаренный проницательностью гения, одним из первых оценил великое значение непривлекательного дождевого червя в жизни человечества. Несколько лет упорных трудов он посвятил исследованию этих животных. Его труд о дождевых червях — одна из самых интересных и значительных книг по естествознанию.

Дарвин установил, что черви, которые питаются перегноем, «профильтровывая» почву через свои кишечники, за несколько лет пропускают сквозь себя весь пахотный слой земли. Когда червей даже не очень много — 50 - 150 особей под одним квадратным метром, они и тогда ежегодно выносят на поверхность из нижних богатых перегноем пластов 10-30 тонн почвы на каждом гектаре поля!


ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА IV ЧЕТВЕРТЬ

Суммативное оценивание за раздел «Сила искусства»


Дата _____________


Подраздел Слушание

Говорениe

Цель обучения:

8.1.5.1 Прогнозировать содержание по отрывку прослушанного текста

8.2.1.1 Владеть словарным запасом, достаточным для замены слов

общеязыковыми эквивалентами или описательными оборотами

(перифразами)

8.2.4.1 Создавать аргументированное высказывание (рассуждение с

элементами описания и/или повествования) на основе таблиц, схем,

диаграмм, графиков

Критерии оценивания:

Обучающийся

  • Прогнозирует содержание по ключевым словам

  • Владеет словарным запасом, достаточным для замены слов общеязыковыми эквивалентами или описательными оборотами (перифразами)

  • Создает аргументированное высказывание (рассуждение с элементами описания и/или повествования) на основе таблиц, схем, диаграмм, графиков

Уровень мыслительных навыков:

  • Навыки высокого порядка

Время выполнения - 20 минут


Слушание.

Задание.

1.По ключевым словам спрогнозируйте содержание видео. https://www.youtube.com/watch?v=cVS1O_sPnqs

Музыка, воздействие, кардинальным образом, организм, рок, агрессия, мелодичный, из депрессии, жанр, по-разному.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Посмотрите видео. Ответьте на вопросы:

- Как музыка влияет на людей? ____________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________-Почему музыка так влияет на настроение человека? На уровень интеллекта?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________-- В чем опасность клубной музыки? Согласны ли вы с автором видео? Приведите свои аргументы.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________


_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


3. Рассмотрите пример несплошного текста и создайте высказывание на тему «Роль музыки в жизни людей». Используйте в речи не менее 2-х музыкальных терминов и понятий.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


























Критерии

оценивания

задания

Дескрипторы

Необходимые баллы

Набранный балл

Обучающийся

Прогнозирует содержание по ключевым словам

.

1

дает соответствующий смыслу ключевых слов прогноз содержания текста;

1


отвечает на 1-й вопрос, показывая понимание смысла и идеи видео;

1


отвечает на 2-й вопрос, показывая понимание смысла и идеи видео;

1


отвечает на 3-й вопрос, показывая понимание смысла и идеи видео;

1


приводит свои аргументы или поддерживает автора;

1


Создает аргументированное высказывание на основе таблиц, схем, диаграмм, графиков


2

понимает содержание несплошного текста;

1


извлекает необходимую информацию;

1


оформляет информацию в виде монолога, соблюдает структуру рассуждения;

1


Владеет словарным запасом, достаточным для замены слов общеязыковыми эквивалентами или описательными оборотами (перифразами)

3

использует в речи музыкальные термины и понятия (не менее 2-х).

2


Всего:



10
















Суммативное оценивание за раздел «Научные открытия и технологии»


Дата ________________


Подраздел Чтение

Письмо


Цель обучения:


8.3.8.1 Сравнивать содержание, языковые особенности текстов;

8.4.1.1 Создавать тексты публицистического стиля (статья, интервью, очерк, послание) и официально-делового стиля (характеристика, автобиография, резюме)

Критерии оценивания;

Обучающийся

  • Сравнивает содержание, языковые особенности текстов

  • Создает текст публицистического стиля (статью)

Уровень мыслительных навыков

  • Навыки высокого порядка.

Времявыполнения- 20 минут


Чтение.

Задание.

1. Прочитайте два текста и сравните, определяя тему, стиль, тип речи, цель и целевую аудиторию.

2. Укажите общие и отличительные признаки двух текстов.


Текст 1

Ученые технологического института в Массачусетсе создали робота-игрушку – плюшевого медвежонка по имени Huggable, задача которого общаться с детьми, тяжело переносящими условия госпитализации. Дети, вынужденные находиться в больничных палатах подолгу, очень часто испытывают стресс, оказавшись без родителей в незнакомой для них обстановке. Говорящая игрушка, по мнению специалистов, должна помочь детям освоиться в госпитале, вернуть на их лица улыбки и, если потребуется, отвлечь ребенка от болевых ощущений.

Пока современные технологии не позволяют создать искусственный интеллект. Медвежонок Huggable «разговаривает» с пациентами Бостонского госпиталя с помощью встроенных камеры и микрофона: психолог, находящийся в соседней комнате, слышит вопросы ребенка и отвечает на них. Игрушка может двигать головой и лапками и даже обладает своеобразной мимикой. Выразительные глаза Huggable оживляют облик робота: движение зрачков медвежонка отображается на экране смартфона, который поместили под меховую оболочку игрушки.

Исследователи спрашивают у детей, нравится ли им говорящая игрушка, и советуются с ними, как можно улучшить внешний облик Huggable, сделав его привлекательным. При общении с роботом участникам эксперимента одеваются на запястья электронные браслеты, фиксирующие малейшие изменения в эмоциональном состоянии ребенка.

Бостонский детский госпиталь инвестировал в проект уже более чем полмиллиона долларов. Стоит ли экспериментальная программа вложенных в нее средств? Безусловно, потому что счастливая улыбка ребенка, и в частности тяжелобольного, стоит любых денег.


Текст 2

Считается, что хирургические роботы более надежны, чем руки врача, поскольку способны производить максимально аккуратные и точные действия при выполнении медицинских операций. Тем не менее, это вовсе не означает, что подобная машина неспособна случайно нанести пациенту вред, а то и просто умертвить его. Американские специалисты из чикагского Университета Раш проанализировали данные, касающиеся хирургических роботов по всему миру. Выяснилось, что за последние тринадцать лет из-за неисправностей или ошибок в работе механических хирургов погибли сто сорок четыре жителя планеты.

Исследователи установили, что с 2001 по 2014 годы было проведено порядка десяти тысяч сложных операций с использованием роботов. Примерно полторы тысячи оперативных вмешательств сопровождались ошибками в работе техники. Сто сорок четыре операции привели к летальному исходу по вине электроники. Среди причин смертей пациентов стоит назвать искрение и возгорание медицинских машин, попадание в тела больных деталей роботов, а также неконтролируемые движения лазерных скальпелей. Примечательно, что в мае этого года американские специалисты из Вашингтонского университета проанализировали кибернетическую безопасность робота-хирурга «Raven II» и пришли к выводу, что устройство при желании может быть подвергнуто атаке хакеров. Последние, как оказалось, способны, используя Интернет, взять медицинскую технику под свой контроль и делать с человеком на операционном столе все, что вздумается.


________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________






3. Опираясь на материал двух текстов, напишите статью в школьную газету на тему «Современные технологии в жизни человека»


____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Критерии

оценивания

задания

Дескрипторы

Необходимые

баллы

Набранный балл

Обучающийся

Определяет стили и

типы текстов.

1

определяет стиль, цель,аудиторию текстов;

2


2

указывает отличительные признаки текстов;

1



указывает общие признаки текстов;

1


Создает текст публицистичес

кого стиля


3

пишет статью, соблюдая структуру;

1


учитывает целевую аудиторию;

1


использует информацию текстов;

1


творчески перерабатывает информацию.

1


Всего:



8








СУММАТИВНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ ЗА 1V ЧЕТВЕРТЬ


Дата_______________


Слушание

Задание1

Прослушайте аудиотекст. Выполните 4 задания к нему.


1. Прослушайте начало текста, предположите, о чем пойдет речь в основной части, сформулировав двумя предложениями. Предложения начинайте с формулировки вопроса. Опираясь на прослушанный текст, ответьте на эти вопросы.


1._____________________________________________________________________________________________________________________________________________

2._____________________________________________________________________________________________________________________________________________


Прослушайте текст полностью и выполните следующие задания.

2. Дайте свой ответ на вопрос: «Что такое искусственный интеллект?»

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________


3. Определите основную мысль текста, учитывая авторскую позицию.

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________


4. «Нет никаких гарантий того, что мы не являемся частью такой реальности, что все, что мы видим, - это на самом деле не материальное, а определенная цифровая программа, которая написана; а так как мы существа, созданные внутри этой программы, мы не можем видеть что-то другое».

Выразите свою позицию по поводу данной точки зрения. Аргументируйте свой ответ.


Во-первых, ____________________________________________________________

______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________


Во-вторых, ____________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________


Вывод ________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Чтение


Задание2

Прочитайте текст, выполните задания.


Текст №1.

Наука и искусство – это две области деятельности, которые сопровождают развитие человечества на всем протяжении его существования. Немецкий поэт 19 века И.В. Гете писал, что в культуре в равной мере нужны наука и искусство. Для того чтобы наука приносила людям пользу и радость, а не горе и вред, она должна быть тесно связана с искусством. И ученый, и художник воссоздают мир во имя главной цели - постижение истины, красоты и добра. Однако наука и искусство решают разные задачи: первая изучает объективные законы мироздания, второе – отношение человека к миру. К другим людям, к самому себе.


1.Укажите общие и отличительные признаки науки и искусства, перефразируя предложения.

Общие признаки:______________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

Отличительные признаки:_________________________________________­_____

______________________________________________________________________________________________________________________________________________


Текст №2

Короткий метр о длинной жизни

В конкурсе короткометражного фильма была достаточно заметна научно-техническая тематика, в которую все глубже погружается человечество и без которой сегодня уже не сможет жить. Так, фильм режиссера Артура Татюбо «Прежде» показывает грустный мир далекого будущего, в котором восстание машин закончилось крахом человеческой цивилизации; немногих выживших людей подстерегает на каждом шагу опасность. Главный герой фильма, маленький мальчик, пытается выжить в одиночку. Однажды в поисках еды он сталкивается с самым страшным своим кошмаром, которого так боится. Чтобы не заблудиться в катакомбах разрушенной цивилизации, он оставляет светящиеся шарики, как когда-то герой детской сказки разбрасывал камешки, чтобы вернуться домой. Именно эти шарики ему возвращает робот, запрограммированный на опеку и поддержку маленького человека.сейчас свой характер! Даром, что ли, вас Степан го-нял! Ну, милая!..»


2. Какая общая идея объединяет тексты №1, №2

А) Искусство – это грустный мир далекого будущего.

В) Искусство – это захватывающие изобретения.

С) Искусство – это поступки знаменитого человека.

Д) Искусство – это робот, запрограммированный на опеку.

Е) Искусство – это слово, брошенное в воздух.



3. Сформулируйте вопрос к тексту и оцените происходящее событие по формуле ПОПС.

Позиция (Я считаю, что…). Объяснение (… потому что…). Пример (Я могу доказать это на примере). Следствие (Исходя из сказанного, делаю вывод).

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


4. Допишите заключительный вывод к тексту.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


ПИСЬМО и использование языковых единиц.

Задание 1. Напишите отзыв о прочитанной книге или просмотренном фильме, спектакле на одну из предложенных тем. Соблюдайте последовательность изложения мысли, смысловую цельность и стилистическое единство. Пишите в соответствии с нормами языка. Используйте составные числительные в соответствующих формах. Объем 100 - 120 слов.

Задание 2. Составьте текст интервью с ученым, сформулировав тему о новых технологиях. Соблюдайте последовательность изложения мысли, смысловую цельность и структуру интервью. Пишите в соответствии с нормами языка. Используйте в речи причастные и деепричастные обороты. Объем слов 100 - 120 слов.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________

Говорение


Задание 4

Вашей группе дается один из трех текстов. Прочитайте текст внимательно в течение 2 мин. Объединитесь в экспертные группы и за одну минуту обсудите и определите основную мысль текста. Распределите следующие роли и в соответствии с ролями выполните задание. На подготовку дается 3 минуты._


Роли:

Рассказчик – пересказывает содержание текста.

Журналист – готовит3 вопроса и задает их другой группе по часовой стрелке.

Связист – связывает основную мысль текста с нашей жизнью, т.е. выражает свое мнение по теме текста.


Текст №1

У картины будет ваша душа

Каждый художник – это, с одной стороны, кропотливый, дотошный ремесленник, трудяга, тренирующий руку и зоркость, с другой – философ и мечтатель, вечный ребенок, с чистым сердцем и тонкой душой. Художники сегодня – это те, кого в прежние времена звали «трубадурами»: глашатаи современности.

Сегодня настоящий творец должен помнить о той ответственности, которую возлагает на него дар нести людям информацию посредством своего таланта, своих картин. Важно для творца сохранять нравственную чистоту, следить за всем, что проникает в сознание. В картинах, цветах, мазках, линиях, сюжетах всплывают сказанные вами слова. Без духовности вы навсегда останетесь «технарем», прекрасным и никому не интересным рисовальщиком, поскольку мастерство требует внутреннего наполнения – того, что называются жизнью в творчестве. Впрочем, существует и другая крайность, когда человек, «улетев в облака», забывает, что даже самые возвышенные идеи необходимо облекать в доступную форму. Иначе они понятны только вам, а для всех остальных никакой особой ценности не представляют. Найдите образ своей жизни. Чтобы построить хорошую и грамотную карьеру в художественной сфере, нужно стать не просто художником, а художником жизни! Сегодня заказчик и сам может, условно говоря, купить себе цифровой фотоаппарат и делать в фотошопе реалистичные портреты не хуже Репина. Поэтому платят не за «красивые цветочки», а за мастерство. И тут очень важна лично Ваша позиция, Ваш образ, то, что Вы несете в мир


Текст №2

В Италии есть немало певцов, которые прекрасно сочетают вокальное и актерское мастерство. Однако в массе своей современные итальянские оперные певцы, хотя актерски и стоят выше старых мастеров, уступают им в технике владения голосом. И не потому, что не стало больших маэстро. В Италии они есть. Главной причиной снижения в Италии общего вокального уровня, по сравнению даже с началом XX века, является театральный бизнес, наносящий огромный ущерб оперному искусству страны. Для современных итальянских певцов поиски работы, контрактов – проблема первой важности. Лихорадочная конкуренция порождает в искусстве чуждые ему меркантильные интересы и заставляет певцов, еще не достигших вокального совершенства, буквально охотиться за выгодными или (чаще всего) за любыми контрактами, чтобы обеспечить себе работу хотя бы на один полный сезон. Только известные певцы имеют гарантированные контракты на два-три сезона. Боязнь потерять работу, неустойчивость театрального рынка вынуждают многих певцов соглашаться на любые условия. В результате появляется перегрузка, общая и голосовая усталость, стирается тембр, притупляется актерское чутье. Певец становится ремесленником.


Текст №3

В театре и актер, и зритель совершают акт самораскрытия, устанавливают контакт между собой и с самим собой. Столкновение мыслей, инстинктов, подсознания. Искусство театра автономно, оно лишь отталкивается от литературы, театр вступает в контакт со зрителем не через литературную ткань, а мастерством актерской игры. Поэтому необходимо воспитать нового актера, играющего с полной физической и психологической самоотдачей и вместе с тем был наделенного чувством самоконтроля и дисциплины.

Спектакль и актер задают зрителю вопросы и по капле дают на них ответы. В каждом ответе содержится новый вопрос. И так, контролируя информацию, актеры могут поддерживать внимание зрителей. Вопрос – ответ, вопрос – ответ... Зрительской аудитории нравится из кусочков информации составлять цельную картину.

Александр Митта пишет, что существует несколько правил, с помощью которых можно разжигать зрительский интерес, рассказывая историю.

- Выдавать информацию маленькими порциями.

- Каждый раз сообщать меньше, чем хочет узнать аудитория. Пока актер контролирует информацию, он хозяин положения.

- Самые лакомые кусочки информации следует утаивать до самого конца.

- Не следует ничего сообщать просто так, персонаж актера должен побороться за каждую каплю информации. Чем больше труда будет вложено в поиск информации, тем ценнее она для зрителя.

В подаче информации самыми важными моментами являются поворотные пункты, когда глоток новой информации поворачивает всю историю в неожиданное новое русло. Такие повороты определяют класс истории. Чем повороты необычнее, тем увлекательнее истории




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!