СОСТАВ СЛОВА.
№ 1
Прочитайте.
Жили-были суффиксы -ик, -ишк-, -ищ-. -Ик был ласковый, -ишк всегда говорил о всех с насмешкой. -Ищ- был маленьким, и ему всё казалось большим.
Раз пошли эти суффиксы на работу, образовывать слова. В тетради было написано: маленький дом. «Домик» — написал -ик. На второй строчке написано: большой дом. «Домище» — написал -ищ-. Затем было написано: старый, плохой дом. «Домишко» — написал -ишк; После этого предлагалось назвать человека, который работает с камнем. В это время суффикс -щик, работавший рядом, образовал слово бетонщик. -Ик попросил его помочь. И тот написал — каменщик.
(По Е. Клебанову.)
Выпишите из текста слова с суффиксами. Выделите суффиксы.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
№ 2
Образуйте однокоренные существительные при помощи указанных суффиксов. Запишите. Выделите суффиксы существительных.
Образец. Летал — лётчик.
Летал (-чик). Грузил (-чик). Чистил (-щик). Учил (-тель). Писал (-тель). Паром (-щик). Барабан (-щик).
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
№ 3
Образуйте от данных существительных прилагательные при помощи суффикса -н-Подберите к ним подходящие по смыслу существительные.
Образец. Пшенная каша.
Пшено, чугун, камень, осень, туман, луна, длина.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________
№ 4
Образуйте при помощи указанных суффиксов однокоренные слова.
1) Лес (-н-, -ник-). 2) Сосед (-н-, -ск-). 3) Камень (-н-, -ист-). 4) Труд (-н-, -ов-). 5) Двор (-ник, -ов-).
Запишите образованные слова. Выделите в них суффикс.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
№ 5
Прочитайте. Выпишите только слова с приставками. Выделите приставки.
За рекой луга зазеленели, веселей по рощам зазвенели песни птиц. (И. Бунин.)
_________________________________________________________________________________________________________________
Вставьте пропущенные приставки
Вскоре ...полыхал костёр, ...шумел, чайник, ...бурлила картошка. (А. Гайдар.)
№ 6
Вставьте подходящие по смыслу приставки на- или за-. Выделите приставки.
Дети ...брали в лесу много ягод. В полдень ...двинулась туча, ...сверкала молния, ...гремел гром. Дети ...брались в шалаш.
№ 7
Вставьте подходящие по смыслу приставки: по-, под-, от-, до-. Выделите приставки.
...ставь чайник на стол. ...ставь ведро под кран. ...ставь стул от стола. ...ставь письмо адресату.
№ 8
Образуйте от слов летел, шёл, полз однокоренные слова при помощи приставок. Выделите приставки.
Образец. Плыл — поплыл, отплыл, подплыл, доплыл.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
№ 9
Найдите глаголы. Подберите к ним глаголы противоположного значения. Спишите по образцу. Выделите приставки.
Образец. Закрыл — открыл.
Закрыл окно. Выпустил воробья. Отлетел от дерева. Вышел из комнаты. Сошёл с холма. Унёс графин. Вылил воду.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
№ 10
Спишите, соединяя глаголы с подходящими по смыслу существительными в скобках. Выделите приставки.
Образец. Прописал лекарство.
Прописал, приписал (строчку, лекарство). Надел, одел (пальто, ребёнка). Взошёл, вошёл (в школу, на горку). Забрался, взобрался (в огород, на дерево). Сошёл, вышел (по лестнице, из автобуса). Впустил, упустил (товарища, рыбку).
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
№ 11
Образуйте от данных слов однокоренные слова, заменив в них приставки указанными в скобках. Запишите образованные однокоренные слова. Подчеркните ъ. Выделите приставки.
Образец. Подъехал.
Поехал (под-), приезд (под-), заявил (об-), выяснил (об-), соединил (раз-), приём (под-), поёжился (с-), приехал (от-).
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
№ 12
Выпишите формы одного и того же слова.
Гора, пригорок, горы, гористый, гору, горой, горе.
Выделите окончания выписанных слов.
_________________________________________________________________________________________________________________
№ 13
Разберите слова по составу.
Поговорка, прогулка, выходной, подстаканник, поездка.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
№ 14
Напишите схему состава слов школа, школьники, пришкольный.
__________________________________________________________________________________________________________________
№ 15
Устно проверьте безударные
гласные однокоренными словами.
Образец. (Свет) посветил фонариком.
Посв...тил фонариком. Посв...тил стихи другу. Отв...рили гр...бы. Отв...рили дверь. Изв...стили телеграммой. Пос...дел на скамье. Пос...дел от горя.
2. Вставьте пропущенные безударные гласные.
№ 16
Вставьте пропущенные буквы. Выделите корень в словах с безударными гласными.
Солнце село, но в л...су ещё св...тло. Птицы болтливо л...печут. М...лодая тр...ва блестит в...сёлым блеском изумруда. Алый свет в...черней зари медленно ск...льзит по к...рням и ств...лам д...ревьев. Вот и самые в...рхушки потускнели. Румяное небо с...неет. Л...сной запах усиливается.
(По И. Тургеневу.)
№ 17
Проверьте пропущенные безударные гласные однокоренными словами, состоящими только из корня. Спишите слова, вставляя пропущенные буквы. Выделите корень.
Образец. Кормушка — корм.
K..рмушка, с...довник, заб...лел, пож...лел, повр...дил, задр...жал, загр...знил, выч...стил, посм...трел, прох...дил, прол...тал, отцв...тал.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
№ 18
Вставьте пропущенные безударные гласные, проверив их ударными гласными в однокоренных словах.
Выгл...нул в окно. 2) Ув...дал товарища. 3) Засв...стел в св...сток. 4) Позв...нил по телефону. 5) Закр...пил лыжи. 6) Заскр...пел снег. 7) Сл...зал с дерева. 8) Сгр...бал сено.
№ 19
Вставьте пропущенные буквы. В скобках пишите проверочные слова.
Образец. Ясная (погода) погодка.
Ясная пого...ка ( ). Поса...ка
( ) деревьев. Садовая доро...ка
( ). Утренняя заря...ка
( ). Сколь..кий ( ) каток. Ценная нахо...ка ( ). Дружеская поддер...ка ( ). Дер...кий
( ) ответ.
№ 20
Замените глаголы существительными по образцу.
Образец. Посадка сирени.
Посадил сирень. Поливал грядку. Перевязал рану. Поддержал товарища. Покупал книги.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
№ 21
Вставьте пропущенные буквы. Напишите проверочные слова.
Образец. Попал не в (брови) бровь, а в (глаза) глаз.
1) Попал не в ( ) бро..., а в ( ) гла... . 2) Чтобы ( ) ры...ку есть, надо в воду ( ) ле...ть. 3) Новый ( ) го... — к весне ( ) поворо... . 4. Мир да ( ) ла... — большой ( ) кла... .
________________________
№ 22
Подберите к словам с пропущенными буквами однокоренные проверочные слова. Запишите пары однокоренных слов, вставив, где надо, пропущенные буквы.
Чес...ный, грус...ный, ужас...ный, трос...ник, вес...ник, мес...ный, интерес...ный.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
№ 23
Устно проверьте непроизносимые согласные однокоренными словами.
Вставьте пропущенные буквы.
1) Радос...ная жизнь вес...лит сер...це. 2) Нет доли счас...ливей, чем служ...ть народу. 3) На доблес...ный труд вперёд комсомол...цы идут. 4) Да здра...ствует счас...ливый народ!
№ 24
Прочитайте текст. Найдите в нём однокоренные слова с разными приставками.
Мой весёлый звонкий мяч, Ты куда (по)мчался вскачь? (По)катился (в) огород, (До) катился (до) ворот. (Под) катился (под) ворота, (До) бежал (до) поворота. Там попал под колесо. Лопнул, хлопнул — вот и всё.
(С. Маршак.)
Спишите стихотворение без скобок. Выделите приставки. Подчеркните предлоги.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
№ 25
Спишите, раскрыв скобки и вставив пропущенные буквы. Перед предлогами пишите вопросы. Выделите приставки. Подчеркните предлоги.
Образец. Зашёл (за к ем?) за товарищем.
(За) шёл (за) товарищем. (По) шли (по) улице. (До) шли (до) р...ки. (От) плыли (от) берега. (До) плыли (до) остро...ка. (На)шли ёж...ка (на) опушке рощи.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
№ 26
Спишите без скобок.
Нина (от) бежала (от) дерева, (по) бежала (по) аллее, (до) бежала (до) поворота. Потом она (вз)бежала (на) холмик, (с) бежала (с) него и (под) бежала (к) беседке.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
№ 27
Спишите без скобок. Выделите приставки. Подчеркните предлоги.
1)Хорошее слово (до) сердца (до) ходит. 2) Руку (про)тянешь, так и ложку (до)станешь. 3) (Вы)растишь овощи, так и щи (с)варишь. 4) (До)води дело (до) конца. 5) Много радости (на)ходит человек (в) труде. 6) Если за день ничего не (С)делаешь, зря (про)жил день.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
№ 28
Выделите приставки, подчеркните предлоги.
Пришла зима. Завалила ущелье снегом по самые уши. Только речушка сердилась, хлопотливо прокапывала в снегу пещеры, звенели льдинки по камням.