СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая тетрадь по русскому языку "Состав слова 5-9 классы"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная методическая разработка применяется на уроках русского языка в 5-9 классах коррекционной школы 8 вида. Упражнения способствуют закреплению знаний по теме "Состав слова".

Просмотр содержимого документа
«Рабочая тетрадь по русскому языку "Состав слова 5-9 классы"»


СОСТАВ СЛОВА.

1

  1. Прочитайте.

Жили-были суффиксы -ик, -ишк-, -ищ-. -Ик был ласковый, -ишк всегда говорил о всех с насмешкой. -Ищ- был маленьким, и ему всё казалось большим.

Раз пошли эти суффиксы на работу, образовывать слова. В тетради было написано: маленький дом. «Домик» — написал -ик. На второй строчке написано: большой дом. «Домище» — написал -ищ-. Затем было написано: старый, плохой дом. «Домишко» — написал -ишк; После этого предлагалось назвать человека, который работает с камнем. В это время суффикс -щик, работавший рядом, образовал слово бетонщик. -Ик попросил его помочь. И тот написал — каменщик.

(По Е. Клебанову.)

  1. Выпишите из текста слова с суффиксами. Выделите суф­фиксы.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


2

Образуйте однокоренные существительные при помощи указанных суффиксов. Запишите. Выделите суффиксы существительных.


Образец. Летал — лётчик.


Летал (-чик). Грузил (-чик). Чистил (-щик). Учил (-тель). Писал (-тель). Паром (-щик). Барабан (-щик).

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


3

Образуйте от данных существительных прилагательные при помощи суффикса -н-Подберите к ним подходящие по смыслу существительные.


Образец. Пшенная каша.

Пшено, чугун, камень, осень, туман, луна, длина.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________

4

Образуйте при помощи указанных суффиксов однокоренные слова.

1) Лес (-н-, -ник-). 2) Сосед (-н-, -ск-). 3) Камень (-н-, -ист-). 4) Труд (-н-, -ов-). 5) Двор (-ник, -ов-).

Запишите образованные слова. Выделите в них суффикс.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


5

  1. Прочитайте. Выпишите только слова с приставками. Выделите приставки.


За рекой луга зазеленели, веселей по рощам за­звенели песни птиц. (И. Бунин.)

_________________________________________________________________________________________________________________

  1. Вставьте пропущенные приставки

Вскоре ...полыхал костёр, ...шумел, чайник, ...бурлила картошка. (А. Гайдар.)



6

Вставьте подходящие по смыслу приставки на- или за-. Выделите приставки.


Дети ...брали в лесу много ягод. В полдень ...дви­нулась туча, ...сверкала молния, ...гремел гром. Дети ...брались в шалаш.


7

Вставьте подходящие по смыслу приставки: по-, под-, от-, до-. Выделите приставки.


...ставь чайник на стол. ...ставь ведро под кран. ...ставь стул от стола. ...ставь письмо адресату.

8

Образуйте от слов летел, шёл, полз однокоренные слова при помощи приставок. Выделите приставки.

Образец. Плыл — поплыл, отплыл, подплыл, доплыл.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


9

Найдите глаголы. Подберите к ним глаголы противо­положного значения. Спишите по образцу. Выделите приставки.


Образец. Закрыл — открыл.


Закрыл окно. Выпустил воробья. Отлетел от дере­ва. Вышел из комнаты. Сошёл с холма. Унёс графин. Вылил воду.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


10

Спишите, соединяя глаголы с подходящими по смыслу сущест­вительными в скобках. Выделите приставки.


Образец. Прописал лекарство.


Прописал, приписал (строчку, лекарство). Надел, одел (пальто, ребёнка). Взошёл, вошёл (в школу, на горку). Забрался, взобрался (в огород, на дерево). Сошёл, вышел (по лестнице, из автобуса). Впустил, упустил (товарища, рыбку).

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


11

Образуйте от данных слов однокоренные слова, заменив в них приставки указанными в скобках. Запишите образованные однокоренные слова. Подчеркни­те ъ. Выделите приставки.

Образец. Подъехал.


Поехал (под-), приезд (под-), заявил (об-), выяснил (об-), соединил (раз-), приём (под-), поёжился (с-), приехал (от-).

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________


12

  1. Выпишите формы одного и того же слова.

Гора, пригорок, горы, гористый, гору, горой, горе.

  1. Выделите окончания выписанных слов.

_________________________________________________________________________________________________________________


13

Разберите слова по составу.

Поговорка, прогулка, выходной, подстаканник, по­ездка.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________




14

Напишите схему состава слов школа, школьники, пришкольный.

__________________________________________________________________________________________________________________


15

  1. Устно проверьте безударные

гласные однокоренными словами.


Образец. (Свет) посветил фонариком.


Посв...тил фонариком. Посв...тил стихи другу. Отв...рили гр...бы. Отв...рили дверь. Изв...стили телеграммой. Пос...дел на скамье. Пос...дел от горя.

2. Вставьте пропущенные безударные гласные.


16

Вставьте пропущенные буквы. Выделите корень в словах с безударными гласными.


Солнце село, но в л...су ещё св...тло. Птицы болтливо л...печут. М...лодая тр...ва блестит в...сёлым блеском изумруда. Алый свет в...черней зари медленно ск...льзит по к...рням и ств...лам д...ревьев. Вот и самые в...рхушки потускнели. Румяное небо с...неет. Л...сной запах усиливается.

(По И. Тургеневу.)


17

Проверьте пропущенные безударные гласные однокоренными словами, состоящими только из корня. Спишите слова, вставляя пропущенные буквы. Выделите корень.


Образец. Кормушка — корм.


K..рмушка, с...довник, заб...лел, пож...лел, повр...дил, задр...жал, загр...знил, выч...стил, посм...трел, прох...дил, прол...тал, отцв...тал.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


18

Вставьте пропущенные безударные гласные, проверив их ударными гласными в однокоренных словах.


  1. Выгл...нул в окно. 2) Ув...дал товарища. 3) Засв...стел в св...сток. 4) Позв...нил по телефону. 5) Закр...пил лыжи. 6) Заскр...пел снег. 7) Сл...зал с дере­ва. 8) Сгр...бал сено.


19

Вставьте пропущенные буквы. В скобках пишите про­верочные слова.


Образец. Ясная (погода) погодка.


Ясная пого...ка ( ). Поса...ка

( ) деревьев. Садовая доро...ка

( ). Утренняя заря...ка

( ). Сколь..кий ( ) каток. Ценная нахо...ка ( ). Дружеская поддер...ка ( ). Дер...кий

( ) ответ.


20

Замените глаголы существительными по образцу.


Образец. Посадка сирени.


Посадил сирень. Поливал грядку. Перевязал рану. Поддержал товарища. Покупал книги.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


21

Вставьте пропущенные буквы. Напишите проверочные слова.


Образец. Попал не в (брови) бровь, а в (глаза) глаз.


1) Попал не в ( ) бро..., а в ( ) гла... . 2) Чтобы ( ) ры...ку есть, надо в воду ( ) ле...ть. 3) Новый ( ) го... — к весне ( ) поворо... . 4. Мир да ( ) ла... — большой ( ) кла... .


________________________

22

Подберите к словам с пропущенными буквами однокоренные проверочные слова. Запишите пары однокоренных слов, вставив, где надо, пропущенные буквы.

Чес...ный, грус...ный, ужас...ный, трос...ник, вес...ник, мес...ный, интерес...ный.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



23

Устно проверьте непроизносимые согласные однокоренными словами.

Вставьте пропущенные буквы.


1) Радос...ная жизнь вес...лит сер...це. 2) Нет доли счас...ливей, чем служ...ть народу. 3) На доблес...ный труд вперёд комсомол...цы идут. 4) Да здра...ствует счас...ливый народ!


24

Прочитайте текст. Найдите в нём однокоренные слова с разными приставками.

Мой весёлый звонкий мяч, Ты куда (по)мчался вскачь? (По)катился (в) огород, (До) катился (до) ворот. (Под) катился (под) ворота, (До) бежал (до) поворота. Там попал под колесо. Лопнул, хлопнул — вот и всё.

(С. Маршак.)


Спишите стихотворение без скобок. Выделите приставки. Подчеркните предлоги.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


25

Спишите, раскрыв скобки и вставив пропущенные буквы. Пе­ред предлогами пишите вопросы. Выделите приставки. Подчеркни­те предлоги.


Образец. Зашёл (за к ем?) за товарищем.


(За) шёл (за) товарищем. (По) шли (по) улице. (До) шли (до) р...ки. (От) плыли (от) берега. (До) плыли (до) остро...ка. (На)шли ёж...ка (на) опушке рощи.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


26

Спишите без скобок.


Нина (от) бежала (от) дерева, (по) бежала (по) аллее, (до) бежала (до) поворота. Потом она (вз)бежала (на) холмик, (с) бежала (с) него и (под) бежала (к) беседке.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------


27

Спишите без скобок. Выделите приставки. Подчеркните предлоги.


1)Хорошее слово (до) сердца (до) ходит. 2) Руку (про)тянешь, так и ложку (до)станешь. 3) (Вы)растишь овощи, так и щи (с)варишь. 4) (До)води дело (до) конца. 5) Много радости (на)ходит человек (в) труде. 6) Если за день ничего не (С)делаешь, зря (про)жил день.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


28

Выделите приставки, подчеркните предлоги.


Пришла зима. Завалила ущелье снегом по самые уши. Только речушка сердилась, хлопотливо прокапывала в снегу пещеры, звенели льдинки по камням.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!