Рабочая тетрадь
Разработала: Коршунова Наталья Викторовна
Цель: Активизация процесса обучения, повышение активной самостоятельной деятельности ребёнка с ОВЗ на уроках. Задачи:
l Создавать условия для развития познавательных процессов учащейся на основе коррекционно-развивающих упражнений.
l Способствовать развитию учебной
мотивации через включение занимательных заданий.
Содержание.
Раздел 1.ВВЕДЕНИЕ
Урок 1. Что такое СБО? 3
Раздел 2. ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА
Урок 2. Личная гигиена. Ее значение для здоровья и жизни человека… 6
Урок 3 Уход за волосами 7
Урок 4. Гигиена слуха… 9
Урок 5. Гигиена зрения. Значение зрения в жизни и деятельности человека… 11
Раздел 3. ОДЕЖДА И ОБУВЬ
Уроки 6 - 7. Значение одежды для сохранения здоровья человека. Уход за одеждой 13
Уроки 8 - 9. Виды обуви. Повседневный уход за обувью 16
Раздел 4. ПИТАНИЕ
Уроки 10 – 11. Продукты питания. Значение продуктов питания в жизни и деятельности людей 20
Урок 12. Место приготовления пищи и оборудование его… 24
Уроки 13 - 14. Посуда и приборы. Правила и приемы ухода за посудой и помещением 26
Урок 15. Приготовление завтрака: бутерброды 28
Урок 16. Приготовление блюд из яиц. Отварные яйца, яичница, омлет 31
Урок 17. Приготовление винегрета… 34
Урок 18. Чайная посуда. Заваривание чая 36
Уроки 19-20. Сервировка стола к завтраку 37
Раздел 5. КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ
Урок 21. Значение осанки. Осанка в положении сидя 40
Урок 22. Слова прощания и приветствия 42
Уроки 23-24. Формы обращения к старшим и сверстникам при встрече и расставании 44
Уроки 25. Правила поведения за столом 45
Раздел 6. ЖИЛИЩЕ
Урок 26. Виды жилых помещений в городе и селе: жилой дом, квартира… 47
Урок 27. Варианты квартир и подсобных помещений 48
Урок 28. Почтовый адрес дома. Заполнение адреса на конвертах. 49
Раздел 7. ТРАНСПОРТ
Урок 30. Наземный транспорт. Виды транспортных средств… 51
Урок 31. Поведение в транспорте и на улице… 52
Урок 32. Правила дорожного движения. Знаки дорожного движения 53
Раздел 8. ТОРГОВЛЯ
Урок 33. Виды торговых предприятий. Их значение для людей. Правила покупки товаров… 55
Урок 34. Проверочные работы к разделам 57
Тема урока. Личная гигиена. Ее значение для здоровья и жизни человека.
Прочитай определения:
Гигиена – это наука о здоровье человека.
Личная гигиена – соблюдение норм и правил гигиены (мытье рук, ног, головы,
умывание, чистка зубов, ушей и т.д.).
Соедини стрелками:
|
| |
| | | |
Что может быть | | Что должно быть |
общим? | | личным? |
| Полотенце для рук | |
| Расческа | |
| Крем для рук | |
| Носовой платок | |
| Полотенце для ног | |
| Туалетное мыло | |
| Зубная паста | |
| Шампунь | |
| Крем для лица | |
| Мочалка | |
| | | |
| |
3 задание.
Вопрос:
Чем расчесывают волосы?
Ответ:
Задание:
Напиши название средства для мытья волос.
Ответ:
Раскрась рисунок.
Тема урока. Гигиена зрения.
задание. С помощью чего мы видим?
задание Напиши определение понятия.
Глаз – это
задание. Подпиши части глаза.
«Значение одежды для человека»:
Закончи предложения, используя слова из справки

Одежда спасает человека зимой от
.

Одежда спасает человека осенью и весной от
.
Одежда спасает человека летом от
.

На стройке и поле одежда защищает человека от
.
В лесу и в саду одежда защищает человека от
.
Одежда человека.
Слова для справок: холод, дождь, палящее солнце, пыль и грязь, украшает, ссадины
и ушибы.
Поставь знак «+», распределив одежду по месту хранения
задание. Зачеркни лишнее:
Шорты, босоножки, панама, купальник, свитер, футболка.
Дай определение понятию:
Обувь – это
| | | ЗАДАНИЕ. |
| | | |
| | | исправить их. |
| | - А вдруг я ошибся? | Зачеркнуть лишние предметы одной чертой. |
| | | ОБРАЗЕЦ: |
| | | |
| | | |
| | | |

НЕЗНАЙКА РАБОТАЕТ В МАГАЗИНЕ
Найти ошибки, которые сделал Незнайка и
Отдел «ОБУВЬ»
| 3 задание. Определи назначение обуви и расставь стрелки. Прочитай таблицу: Уход за обувью |
| | | | | |
| Виды обуви | Уход | Средства ухода | Приспособления | |
| Валяная | Сушка | Отопительный прибор | Обувная щетка | |
| | | | | |
| Кожаная | Чистка | Крем обувной | Бархотка, обувная | |
| | | | щетка | |
| | | | | |
| | | |
| Резиновая | Мытье водой | Мыло | Губка | |
| Текстильная | Сухая чистка, стирка | Мыло | Обувная щетка | |
| | | | | |
| | | | | |
| | Замшевая | Чистка | | Специальная щетка | |
| | | | для замши | |
| Виды обуви | Стрелки | Назначение | |
| Повседневная | | Для занятия спортом, | |
| | | | |
| | | прогулок | |
| Праздничная | | Для школы, прогулок | |
| | | | |
| | |
| Спортивная | | Для дома | |
| | | | |
| | |
| Домашняя | | Для праздников, вечеринок | |
| | | | |
Обобщение тем по разделу «Одежда и обувь». Тестирование |
| Вопросы и задания | Варианты ответа |
Какое значение имеет одежда и обувь для | |
человека? | |
| |
Как называется вид одежды, которую | Осенняя или весенняя |
носят осенью-весной? | Демисезонная |
Какая одежда и обувь нужна на каждый | Ежедневная |
день? | Повседневная |
| Простая |
Что делают с грязной резиновой обувью? | Моют |
| Сушат |
| Чистят |
| | |
Что делают с грязной обувью из | Моют |
материала? | Сушат |
| Чистят |
| Стирают |
| |
Зачеркни лишнее: | Шорты, босоножки, панама, купальник, свитер, футболка. |
| Как называют уход за одеждой и обувью | Постоянный |
каждый день? | Правильный Повседневный уход |
Тема урока. Значение продуктов питания в жизни людей.
Продукт
мясо рыба
овощи
Значение
Является строительным материалом для организма человека.
Укрепляет кости, улучшает зрение, память.
Богаты витаминами, улучшают пищеварение.
молоко яйца
Богато минеральными веществами, белками и жирами. Укрепляет кости.
Богаты белками и жирами.
Напиши, какое значение имеет питание в жизни человека:
Тема урока. Место приготовления пищи
Кухня - это место приготовления пищи.
Рассмотри изображенные на рисунках предметы, подпиши их
названия и объясни их назначение
2 задание. Расскажи о правилах ухода за посудой: Составь рассказ по картинке.
Рассмотрите рисунок и подпишите названия:
Опираясь на картинки, составьте план приготовления блюда:
Какие продукты нужны для приготовления омлета? Нарисуй:
Посмотри на предметные картинки, зачеркни лишний продукт,
который не входит в состав винегрета:
Тема урока. Сервировка стола к завтраку.
СЕРВИРОВКА – это приготовленные и расставленные на столе приборы и посуда.
чашка для чая
- тарелка
Вопрос:
На скольких человек сделана сервировка стола?
Ответ:
Обобщение тем по разделу «Питание»
Тестирование
Вопросы и задания | Ответы | |
Напиши, какое значение имеет продукты | ______ |
питания в жизни человека: | | |
| _____ | |
| | |
Подчеркните оборудование кухни | Холодильник, стол, кастрюля, вилки, ложки, | |
| чайник, мойка, обеденная зона. | |
Отметь галочкой посуду | Тарелка | Вилка | Блюдце | |
| | |
Отметь галочкой столовую посуду | Вилка | Нож | Чашка | |
| | |
| |
На столе расставлена посуда, столовые | Расстановка | Сервировка | Установка | |
приборы. Это значит, сделана… | | |
Когда нужно мыть грязную посуду? | Вечером | |
| Сразу после еды | |
| Перед следующим приемом пищи | |
Рассмотри картинки и подпиши названия | | |
бутербродов | | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| |
Дай определение | Винегрет – это ______ _ | |
| | |
задание. Отметь знаком «+» правильные ответы.
Для сохранения правильной осанки надо: а) выполнять упражнения
б) читать лежа
в) спать на жесткой кровати
г) носить тяжелую сумку в одной руке д) отдыхать после прогулок
задание. Заполни таблицу.
Правила обращения к старшим и сверстникам
Тема урока. Разговор со старшими и сверстниками.
| Прочитайте вопрос | Отметьте знаком «+» правильный ответ | |
Возможны ли при беседе краткие | 1) да |
вопросы или ответы: Что? Где? Да. Нет. | 2) это невежливо |
| 3) достаточно кивка головой |
| |
| |
Можно ли во время беседы прикрывать | 1) да, если вы не почистили зубы |
рот рукой? | 2) это неприлично |
| 3) можно только носовым платком |
Какая громкость нужна при разговоре? | 1) чем громче, тем лучше |
| 2) негромко, спокойно |
| 3) чем тише, тем доверительнее |
| |
| |
Вы чихнули, вам пожелали здоровья. | 1) сделать вид, что не слышали |
Как быть? | 2) поблагодарить |
| 3) извиниться |
| |
| |
Во время разговора вам скучно и | 1) не скрывать зевоту, чтобы собеседник |
хочется зевать. Что делать? | понял, что вам скучно |
| 2) постараться скрыть зевоту |
| 3) можно зевать, только не широко |
| открывая рот |
| Нужно ли улыбаться, приветствуя | 1) нет, это несерьезно |
человека? | смотря по настроению улыбка желательна всегда |
| |
|
Заполни тест
задание. Опираясь на картинки, назови правила поведения за столом.
Тема урока. Варианты квартир и подсобных помещений
1 задание. Зачеркните лишнее.
Жилые помещения – это квартиры, общежития, гостиницы, офисы,
детские дома.
задание. Запишите виды помещений в два столбика.
Жилые помещения Подсобные помещения
____________________________
Детская, кухня, веранда, сени, гостиная, спальня, санузел, коридор, кабинет, кладовая.
задание. Заполните таблицу
Вид помещения Назначение
Кухня
Спальня Кладовая Кабинет Санузел Коридор
Практическая работа по разделу «Жилище»
Вопросы
Что такое жилище? Выбери
правильный ответ
Напишите виды жилья
Какие помещения могут быть в доме? Выберите правильные ответы. К жилым
помещениям относятся:
Выберите правильные ответы. К подсобным помещениям относятся:
Напишите. Чтобы сохранить порядок в
доме нужно?
Нарисуйте. Какой инвентарь помогает
при уборке?
Выберите правильный ответ.
Как называется надпись на конверте, которая указывает на местожительство?
Ответы
Место, где работают люди
Место, где живут люди.
Место, где развлекаются.
Спальня, кухня, прихожая, зал,
кабинет, веранда, сени, детская.
Спальня, кухня, прихожая, зал, кабинет, веранда, сени, детская.
Адрес
Индекс.
Марка
Тестирование.
Практическая работа по разделу «Транспорт».
Вопрос | Варианты ответов |
Что такое транспорт? | |
| |
Какие виды транспорта вы знаете? | |
| |
| |
Как называется транспорт, который | |
перевозит грузы? | |
| |
| «Б» - жди транспорт в установленных местах. |
Выберите верные утверждения и | «Д» - жди транспорт недалеко от остановки. |
поставьте знак «+», из получившихся | «Е» - пассажиры сначала должны войти, а потом |
букв сложите слово. | выйти. |
| «И» - пассажиры сначала должны выйти, а затем войти. |
| «Л» - войдя в салон, оплати проезд. |
| «К» - оплати проезд при выходе из транспорта. «Е» - уступай место пожилым, инвалидам. |
| «У» - уступай место тому, кто об этом попросит. |
| «Р» - во время остановки продвигайся к выходу. |
| «Т» - продвигайся к выходу заранее. |
| |
| Ключевое слово: _____ _ |
| |
| |
Практическая работа по разделу «Торговля»
Вопрос
Напишите виды торговых предприятий.
Что продают в магазинах продовольственных товаров?
Напишите, какие отделы есть в продуктовых магазинах?
Напишите правила поведения в магазине
Продукты
Запчасти
Одежду
Обувь
Головные уборы
Книги
1.
2.
3.
4.
5.
1.
2.
3.
4.
5.
Варианты ответов
Как будете покупать товар? Расставьте по порядку.
Рассмотри товар на витрине.
Обратись к продавцу с просьбой рассказать о качестве товара.
Заранее подумай, что бы ты хотел купить.
Возьми чек, проверь сдачу.
Заплати за товар в кассу.
Спасибо за
внимание!