РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
«ОХРАНА ТРУДА»
ДЛЯ ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Содержание
Пояснительная записка……………………………………………………….3
Оценочный лист………………………………………………………………5
Тема1. Эргономика и инженерная психология.
Рациональная организация рабочего места………………………………….6
Тема 2. Гигиена труда и производственная санитария. Требования производственной санитарии к зданиям и помещениям……………………8
Тема 3. Психические факторы, влияющие на безопасность туда…………11
Тема 4. Механизация и автоматизация тяжёлых, вредных и
монотонных работ……………………………………………………………14
Тема 5. Пути проникновения вредных веществ в организм человека……16
Тема 6. Правила пожарной безопасности на производственных
объектах отрасли……………………………………………………………..20
Тема 7. Гарантии прав работника на труд. Труд женщин и молодежи…..27
Тема 8. Безопасность технологических процессов и
производственного оборудования отрасли…………………………………29
Список учебной литературы …………………………………………...……35
Пояснительная записка
Охрана труда − система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.
Главными участниками труда является человек, производственная среда, их взаимосвязь. Охрана труда призвана, разработать систему мероприятий, направленных на повышение безопасности человека в процессе труда. В курсе «Охрана труда» рассматриваются правовые, организационные и общие принципы создания безопасных условий труда.
Рабочая тетрадь является частью учебно-методического комплекса дисциплины Охрана труда. Содержит задания, позволяющие учащимся закрепить теоретический материал, глубже познакомиться с основными положениями и правилами в области Охраны труда.
Рабочая тетрадь предназначена для повышения уровня самостоятельного и систематического изучения профессиональной дисциплины. Задания для самостоятельной работы в форме таблиц, схем позволяют студентам, работая с учебными пособиями, отбирать и систематизировать материал, развивают способность к анализу.
Практические задания, представленные в рабочей тетради, дают обучающимся навыки работы со стандартами, помогают проанализировать состояние охраны труда на предприятиях в организациях и учреждениях.
Задания для индивидуальной работы дают возможность осмыслить основные направления охраны труда.
Тесты и кроссворды – одна из форм повторения и закрепления материала, пробуждающая интерес к изучаемому материалу, развивающая мышление обучающихся.
Задания для итоговой проверки знаний являются заключительным этапом в процессе изучения темы и дают возможность проверить сформированные компетенции.
Предлагаемая рабочая тетрадь предназначена для самоконтроля сформированных компетенций обучающихся, а также для контроля усвоения обучающимися материала профессиональной направленности со стороны преподавателя.
Рабочая тетрадь заполняется письменно, ручкой, с синей пастой, при работе на занятии и при выполнении внеаудиторной самостоятельной работы. На вопросы необходимо отвечать кратко, но четко и обоснованно. Заполненная рабочая тетрадь, проверенная преподавателем, должна быть представлена до зачета.
За каждый раздел выставляется оценка по пятибальной шкале:
91 – 100% выполненных заданий – отлично
75 – 90% выполненных заданий – хорошо
50 – 74% выполненных заданий – удовлетворительно
Менее 50% выполненных заданий – неудовлетворительно
Оценочный лист
№ темы | Название темы | Дата выполнения | Оценка | Подпись преподавателя |
1 | Эргономика и инженерная психология. Рациональная организация рабочего места | | | |
2 | Гигиена труда и производственная санитария. Требования производственной санитарии к зданиям и помещениям | | | |
3 | Психические факторы, влияющие на безопасность туда | | | |
4 | Механизация и автоматизация тяжёлых, вредных и монотонных работ | | | |
5 | Пути проникновения вредных веществ в организм человека | | | |
6 | Правила пожарной безопасности на производственных объектах отрасли | | | |
7 | Гарантии прав работника на труд. Труд женщин и молодежи | | | |
8 | Безопасность технологических процессов и производственного оборудования отрасли | | | |
Тема1. Эргономика и инженерная психология. Рациональная организация рабочего места.
Дайте определение:
Эргономика –это …
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Инженерная психология – это …
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рабочее место – это …
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Продолжите предложения
Пространственная организация рабочего места включает в свой состав …
____________________________________________________________________________________________________________________________________ Рациональной называют позу…____________________________________________________________________________________________________________________________________
Укажите, какие условия должны быть соблюдены при конструировании рабочих мест
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дайте объяснения зонам досягаемости
Зона досягаемости - это …
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Зона легкой досягаемости – это …
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Оптимальная зона досягаемости – это …
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Назовите главный эргономический принцип
При организации рабочего места необходимо учитывать характер рабочей позы. Различают позы «сидя», «стоя», «промежуточные позы».
Дайте сравнительную характеристику по степени эргономичности каждойрабочей позе.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема 2. Гигиена труда и производственная санитария. Требования производственной санитарии к зданиям и помещениям.
Перечислите опасные и вредные производственные факторы
а) ________________________________________________________________
б) ________________________________________________________________
в) ________________________________________________________________
г) ________________________________________________________________
д) ________________________________________________________________
е) ________________________________________________________________
ж) ________________________________________________________________
з) ________________________________________________________________
Дополните предложение
Производственная санитария – это____________________________ и методов, предотвращающих или уменьшающих _____________________________
____________________________________________________ до значений, не превышающих допустимые.
Дайте характеристику комфортным условиям труда
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дайте определение
Допустимые условия труда_________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оптимальные условия труда_______________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Гипотерми́я______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Гипертермия______________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дайте правильные ответы на вопросы теста
1. Микроклимат оказывает непосредственное влияние на тепловое самочувствие человека и объединяет такие параметры воздушной среды как:
относительная влажность и атмосферное давление;
подвижность и атмосферное давление;
температура и атмосферное давление;
температура, влажность и подвижность (скорость движения) воздуха.
2. Для измерения относительной влажности можно применить
анемометры, кататермометры;
барометры, барографы;
психрометры, гигрометры;
термометры, термографы.
3. Для измерения температуры можно применить
анемометры, кататермометры;
барометры, барографы;
психрометры, гигрометры;
термометры, термографы.
4. Для измерения подвижности можно применить
анемометры, кататермометры;
барометры, барографы;
психрометры, гигрометры;
термометры, термографы.
5. Параметры микроклимата нормируются в зависимости от
интенсивности (степени тяжести) выполняемых работ;
наличия вредных примесей;
освещенности на рабочем месте;
чистоты воздуха.
Тема 3. Психические факторы, влияющие на безопасность туда.
В чем состоит основная роль психологии безопасности?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
К психофизиологическим факторам, влияющим на травматизм, можно отнести аномалию анализаторов – это слуховой, зрительный, психологический факторы. В чём они проявляются?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В настоящее время в структуре психики, связанной с сознанием и поведением, выделяют три компонента: психические процессы ( восприятие, внимание, мышление, память); свойства (темперамент, характер); состояние (утомление, психическая напряженность, стресс, пароксизмальное состояние, лекарственная, наркотическая или алкогольная астения).
Психические процессы составляют основу психической деятельности и являются динамическим отражением действительности. Без них невозможно формирование знаний и приобретение жизненного опыта. Какие различают психические процессы? Дайте им характеристику.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Основными психическими свойствами, влияющими на безопасность человека,
считаются характер и темперамент.Дайте определение этим качествам.
Характер – это
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Темперамент – это
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Психическое состояние человека – это
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Организм стремится приспособиться к изменяющимся условиям деятельности, преодолеть трудности и опасности, в результате чего, может возникнуть состояние психической напряжённости, которое называется стрессом.
Однако надо отметить то, что стресс оказывает не только положительное влияние на результат труда, но и при превышении критического уровня развивается процесс гипермобилизации, который влечёт за собой нарушение процессов саморегуляции и ухудшение результатов деятельности, вплоть до его срыва. Поэтому стресс, превышающий критический уровень, называют дистрессом.
В современных механизированных и автоматизированных предприятиях рабочему приходится сталкиваться с так называемыми стрессорами.
Выделите 6 групп производственных стрессоров:
______________________________________
______________________________________
______________________________________
______________________________________
______________________________________
______________________________________
Можно выделить два типа запредельного психического напряжения – тормозной и возбудимый.
Тормозной тип характеризуется:
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Возбудимый тип проявляется:
К психическим состояниям человека относят, главным образом, утомление, психическую напряжённость, стресс, дистресс и особые состояния.
Утомление – это
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Напряжения могут быть классифицированы в соответствии с теми психическимифункциями, которые преимущественно вовлечены в профессиональную деятельность и изменения которых наиболее выражены в неблагоприятных условиях.Дайте определения следующим видам напряжения.
Интеллектуальное напряжение –
Сенсорное напряжение –
Монотония –
Политония –
Физическое напряжение –
Эмоциональное напряжение –
Напряжение ожидания –
Мотивационное напряжение -
К психическим состояниям относится мотивация, которая взаимосвязана с эмоционально-волевой сферой.
Под мотивацией понимается_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Мотивация связана с другим базовым понятием безопасности деятельности – риском, который обозначает либо действие, сопряжённое с опасностью, либо действие в условиях неопределённости.
Ответьте на вопросы …
1. Как соотносится предмет психологии труда с предметом психологии?
2. Назовите основные и вспомогательные проблемы психологии труда.
3. Что такое «эргономика»?
4. Как соотносятся эргономический и психологический подходы к изучению трудовой деятельности?
5. Назовите основные разделы психологии труда.
Тема 4. Механизация и автоматизация тяжёлых, вредных и монотонных работ
Продолжите предложения
Под термином механизация понимается …
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Новая экономическая энциклопедия дает следующее определение автоматизации:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Цель автоматизации –
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Показателями уровня механизации служит:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Уровень автоматизации определяется по формуле:
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Современные направления механизации и автоматизации…
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Организационно-техническими предпосылками автоматизации производства являются:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Комплексная автоматизация производства предполагает
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Повышение эффективности автоматизации производства осуществляется по следующим направлениям:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Высшей стадией механизации производства является автоматизация производства, которая завершает механизацию ручного труда и является качественно новой ступенью развития техники, создавая возможность осуществления всего цикла работ без непосредственного участия человека. Наиболее прогрессивное направление механизации и автоматизации производства —
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В нашей стране механизация и автоматизация производственых процессов имеют своей главной целью облегчениетяжелых и монотонных работ, повышение производительности труда.
Для облегчения тяжёлых и монотонных работ на рабочих местах применяются …
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема 5. Пути проникновения вредных веществ в организм человека |
Вредным называется вещество, которое …
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Химические вещества (органические, неорганические, элементорганические) в зависимости от их практического использования классифицируютсяна ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Заполните таблицу по общей токсикологической классификации вредных веществ
Общее токсическое воздействие | Токсичные вещества |
Нервно-паралитическое действие (бронхоспазм, удушье, судороги и параличи) | |
Кожно-резорбтивное действие (местные воспалительные и некротические изменения в сочетании с общетоксическими резорбтивными явлениями) | |
Общетоксическое действие (гипоксические судороги, кома, отёк мозга, параличи) | |
Удушающее действие (токсический отёк лёгких) | |
Слезоточивое и раздражающее действие (раздражение наружных слизистых оболочек) | |
Психотическое действие (нарушение психической активности, сознания) | |
Порог вредного действия (однократного или хронического) – это
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Опасность вещества – это
____________________________________________________________________________________________________________________________________
В организм химические вещества могут проникать через
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Однако основным путём поступления являются_______________________________________________________________
Попадание ядов в желудочно-кишечный тракт возможно при
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Вредные вещества могут попадать в организм человека через неповреждённые кожные покровы путём …
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Распределение ядовитых веществ в организме подчиняется определённым закономерностям. Первоначально происходит динамическое распределение веществ в соответствии с интенсивностью кровообращения. Затем основную роль начинает играть сорбционная способность тканей.
Существует три главных бассейна, связанных с распределением вредных веществ:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Пути обезвреживания ядов
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Действие вредных веществ и чувствительность к ним
Отравления протекают в острой, подострой и хронической формах.
Острые отравления чаще бывают групповыми и происходят в результате
____________________________________________________________________________________________________________________________________
они характеризуются
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Хронические отравления возникают постепенно и характеризуются
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
К ядам, вызывающим хронические отравления относятся
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Дайте последовательность действий при отравлении СДЯВ:
1. Общая неотложная помощь при поражениях СДЯВ:
а)
б)
в
2. Что необходимо выяснить перед оказанием помощи
а)
б)
в)
3. Перед тем как приступить к оказанию первой медицинской поморщи пострадавшему необходимо:
а)
б)
в)
Общие меры первой медицинской помощи при отравлении АХОВ:
а)
б)
в)
Основными направлениями профилактики профессиональных заболеваний, возникающих при воздействии вредных веществ, являются следующие:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема 6. Правила пожарной безопасности на производственных объектах отрасли
Перечислите основные причины возникновения пожаров
а) __________________________________________________________________
б) __________________________________________________________________
в) __________________________________________________________________
г) __________________________________________________________________
Назовите виды производственных помещений по пожарной, взрывной и взрывопожарной опасности_______________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Укажите, в зависимости от чего, выбираются средства пожарной защиты:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Перечислите первичные средства, применяемые при пожаротушении:
а) ____________________________ б) _______________________________
в) ____________________________ г) _______________________________
д) ____________________________ е) _______________________________
Укажите, для чего предназначены огнетушители:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Назовите виды огнетушителей:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Перечислите, в каких случаях применение углекислотного огнетушителя невозможно______________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Перечислите основные правила, которые следует соблюдать во время эвакуации людей при пожаре:
а) __________________________________________________________________
б) __________________________________________________________________
в) __________________________________________________________________
г) __________________________________________________________________
д)_________________________________________________________________
Ответьте на вопросы теста
1 вариант
1. К техническим мероприятиям, устраняющим пожары и взрывы относятся:
обучение персонала противопожарным правилам, издание инструкций и плакатов;
ограничение или запрещение применения в пожароопасных местах открытого огня и курения;
правильное содержание территорий, зданий и эксплуатация электроустановок;
соблюдение противопожарных норм при сооружении зданий, систем отопления, молниезащиты.
К эксплуатационным мероприятиям, устраняющим пожары и взрывы относятся:
обучение персонала противопожарным правилам, издание инструкций и плакатов;
ограничение или запрещение применения в пожароопасных местах открытого огня и курения;
правильные содержание территорий, зданий и эксплуатация электроустановок;
соблюдение противопожарных норм при сооружении зданий, систем отопления, молниезащиты.
3. К организационным мероприятиям, устраняющим пожары и взрывы относятся:
обучение персонала противопожарным правилам, издание инструкций и плакатов;
ограничение или запрещение применения в пожароопасных местах открытого огня и курения;
правильные содержание территорий, зданий и эксплуатация электроустановок;
соблюдение противопожарных норм при сооружении зданий, систем отопления, молниезащиты.
4. К режимным мероприятиям, устраняющим пожары и взрывы относятся:
обучение персонала противопожарным правилам, издание инструкций и плакатов;
ограничение или запрещение применения в пожароопасных местах открытого огня и курения;
правильные содержание территорий, зданий и эксплуатация электроустановок;
соблюдение противопожарных норм при сооружении зданий, систем отопления, молниезащиты.
5. Двери на путях эвакуации из производственного помещения должны открываться
внутрь;
наружу;
быть раздвижными.
6. Горением называется
процесс окисления (химической реакции окислителя с веществом), сопровождающийся выделением тепла и пламени;
неконтролируемое горение, наносящее вред жизни и здоровью человеку, интересам государства, сопровождающееся огнем, искрами, токсическими продуктами горения, дымом, повышенной температурой;
мгновенное горение с разложением горючего вещества.
7. Пожаром называется
процесс окисления (химической реакции окислителя с веществом), сопровождающийся выделением тепла и пламени;
неконтролируемое горение, наносящее вред жизни и здоровью человеку, интересам государства, сопровождающееся огнем, искрами, токсическими продуктами горения, дымом, повышенной температурой;
мгновенное горение с разложением горючего вещества.
8. Взрывом называется
процесс окисления (химической реакции окислителя с веществом), сопровождающийся выделением тепла и пламени;
неконтролируемое горение, наносящее вред жизни и здоровью человеку, интересам государства, сопровождающееся огнем, искрами, токсическими продуктами горения, дымом, повышенной температурой;
мгновенное горение с разложением горючего вещества.
9. Способами прекращения горения являются
прекращение (уменьшение) доступа окислителя, уменьшение температуры в очаге, торможение скорости реакции и т.п.;
пожарные спасательные устройства, средства пожарной и пожарно-охранной сигнализации и др.;
вода, пена, инертные и негорючие газы и т.д.
10. Средствами тушения пожара являются
прекращение (уменьшение) доступа окислителя, уменьшение температуры в очаге, торможение скорости реакции и т.п.;
пожарные спасательные устройства, средства пожарной и пожарно-охранной сигнализации и др.;
вода, пена, инертные и негорючие газы и т.д.
2 вариант
1. Оборудованием для тушения пожаров являются
прекращение (уменьшение) доступа окислителя, уменьшение температуры в очаге, торможение скорости реакции и т.п.;
пожарные спасательные устройства, средства пожарной и пожарно-охранной сигнализации и др.;
вода, пена, инертные и негорючие газы и т.д.
2. Для тушения пожара в электроустановках, находящихся под напряжением, можно использовать
воду;
огнетушитель химически-пенный;
огнетушитель углекислотный.
3. Водой можно тушить
вещества, выделяющие в контакте с ней горючие реагенты;
легковоспламеняющие жидкости;
электроустановки под напряжением без специальных мер защиты человека от поражения электрическим током;
электроустановки под напряжением, открытых для обзора ствольщика с применением специальных мер защиты человека от поражения электрическим током.
4. В автоматических пожарных извещателях теплового действия срабатывает элемент, чувствительный к
нагреванию;
нагреванию и пламени;
пламени;
дыму.
5. В автоматических пожарных извещателях дымового действия срабатывает элемент, чувствительный к
нагреванию;
нагреванию и пламени;
пламени;
дыму.
6. В автоматических пожарных извещателях светового действия срабатывает элемент, чувствительный к
нагреванию;
нагреванию и пламени;
пламени;
дыму.
7. В автоматических пожарных извещателях комбинированного действия срабатывает элемент, чувствительный к
нагреванию;
нагреванию и пламени;
пламени;
дыму.
8. Чувствительным к пожару элементом в извещателе дымовом, является
биметаллическая пластинка;
ионизационная камера;
счетчик фотонов;
термопары;
термосопротивление.
9. Специальный вид государственной надзорной деятельности, осуществляемой должностными лицами органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения нарушений называется Государственным(ой) пожарным(ой)
надзором;
ревизией;
инспекцией;
комиссией.
10. Условием для возникновения горения является наличие
горючего вещества;
источника возгорания;
окислителя;
поджигателя.
Тема 7. Гарантии прав работника на труд. Труд женщин и молодежи.
Права и гарантии работников предусмотрены статьями 8, 9, 10 Основ законодательства РФ об охране труда.
Заполните таблицу:
Объекты правового регулирования | Права работника на охрану труда |
Рабочее место | |
Возмещение вреда, причинённого здоровью | |
Информация о состоянии условий труда | |
Виды работ не соответствующих требованиям безопасности | |
Средствами индивидуальной защиты | |
Безопасные методы и приёмы труда | |
Возможность профессиональной переподготовки | |
Особенности труда женщин и молодёжи.
Особенности организации труда женщин и молодёжи в народном хозяйстве законодательно определены в Кодексе законов о труде РФ.
Ответьте на вопросы:
На каких видах работ запрещён женский труд?
______________________________________________________________________________________________________________________
Какие ограничения имеются для беременных женщин?
______________________________________________________________________________________________________________________
На каких условиях разрешается приём на работу учащихся в свободное от работы время?
______________________________________________________________________________________________________________________
Какие виды работ запрещены лицам моложе 18 лет?
______________________________________________________________________________________________________________________
Каким образом решается вопрос с отпусками для лиц моложе 18 лет?
______________________________________________________________________________________________________________________
Тема 8. Безопасность технологических процессов и производственного оборудования отрасли
Дайте понятие потенциально опасным производственным процессам
________________________________________________________________________________________________________________________________
К основным причинам возникновения аварийных ситуаций относятся следующие:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Безопасность технологических процессов в соответствии с ГОСТ 12.3.002 обеспечивается выбором:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Все эти требования закладываются при их проектировании и реализуются на стадиях организации и проведении технологических процессов. При этом необходимо предусматривать следующее:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Производственное оборудование в процессе эксплуатации не должно:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Собственно безопасность производственного оборудования должна обеспечиваться следующими мерами:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Требования безопасности к основным элементам конструкции и системе управления, обусловленные особенностями назначения, устройства и работы данной группы производственного оборудования и его составных частей:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Требования к средствам защиты (к защитным ограждениям, экранам и средствам защиты от ультразвука, ионизирующих и других излучений; к средствам удаления из рабочей зоны веществ с опасными и вредными свойствами; к защитным блокировкам; средствам сигнализации; к сигнальной окраске производственного оборудования и его составных частей; к предупредительным надписям):
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ответьте на вопросы теста
1 Работник, 20 лет получил резанную рану в области внутренней поверхности предплечья. Из раны вытекает пульсирующая струя крови алого цвета. Определите тип кровотечения.
а) венозное
б) артериальное
в) капиллярное
2 Эффективность наложения жгута при артериальном кровотечении определяют:
а) по остановке кровотечения
б) побледнению конечности
в) отсутствии пульса на периферии
г) все ответы правильны
д) нет правильных ответов
3 У больного перелом поясничных позвонков. Как правильно его транспортировать?
а) уложить больного на жесткие носилки в положении на животе.
б) уложить больного на жесткие носилки в положении на спине.
в) нет правильных ответов.
4 Оказание первой медицинской помощи при открытом переломе:
а) вправление отломков в рану, наложение асептической повязки, иммобилизация.
б) обезболивание, вправление выступающих отломков в рану, наложение асептической повязки, иммобилизация.
в) наложение жгута при артериальном кровотечении, обезболивание, наложение асептической повязки, иммобилизация.
Порядок оказания неотложной помощи при утоплении:
а) искусственное дыхание, непрямой массаж сердца, вызов «03»
б) освободить дыхательные пути и желудок от воды, непрямой массаж сердца, вызов «03»
в) освободить дыхательные пути и желудок от воды, искусственное дыхание, непрямой массаж сердца, вызов «03»
6 Окажите первую помощь пострадавшему при обморожении обеих кистей:
а) внести пострадавшего в теплое помещение, снять перчатки. поместить обмороженную часть тела в ванну с водой, температуру которой повышают от 36 до 40 градусов С.
б) внести пострадавшего в теплое помещение, снять перчатки. поместить обмороженную часть тела в ванну с водой, температуру которой повышают от 15 до 30 градусов С.
в) растереть снегом обмороженную часть тела, затем наложить сухую повязку и вызвать «03».
7 Симптомами теплового удара являются:
а) горячая, сухая, красная кожа
б) горячая, бледная, влажная кожа
в) учащенное дыхание, редкий пульс, низкая температура тела
г) учащенное дыхание, частый пульс, высокая температура тела
8 Окажите помощь пострадавшему с тепловым ударом:
а) переместить пострадавшего из жаркого помещения в прохладное место, напоить горячим чаем , положить на область живота пузырь с теплой водой
б) переместить пострадавшего из жаркого помещения в прохладное место, положить на голову и паховые области пузырь со льдом, напоить холодным чаем.
в) нет правильных ответов
9 Окажите первую помощь пострадавшему от элетротравмы:
а) подойти широкими шагами и немедленно оттащить за левую руку пострадавшего от источника тока
б) подойти мелкими шагами и освободить пострадавшего от воздействия тока, по возможности выключив ток от сети, если это не удается, то с помощью подручных средств переместить больного от токонесущих предметов (оттащить за одежду).
в) немедленно начать реанимационные мероприятия на месте.
10 Для эффективного непрямого массажа сердца ладони располагаются:
а) на границе верхней и средней трети грудины
б) средней трети грудины
в) на границе средней и нижней трети грудины
11 Оптимальная частота надавливаний при непрямом массаже сердца (в минуту):
а) 50
б) 70
в) 80-100
12 Первая медицинская помощь при ранении наружной сонной артерии:
а) прошивание раны
б) наложение давящей повязки
в) пальцевое ее прижатие
13 Как оказать первую помощь при приеме внутрь отравляющих веществ:
а) немедленное промывание желудка
б) принятие антидотов
в) вызвать «03», ждать её приезда
14 Как определяется отсутствие сознание у пострадавшего?
а) По подъему и опусканию грудной клетки.
б) По ширине зрачка: расширенный зрачок в диаметре 5 мм и более.
в) По частоте пульса сонной артерии.
15 Как следует накладывать повязки на раны конечностей?
а) Промыть рану водой или влить в рану спиртовой раствор.
б) Накрыть рану чистой салфеткой, полностью прикрыв края раны, а затем прибинтовать салфетку или прикрепить ее лейкопластырем.
в) Ответы «а» и «б».
16 Когда пострадавшего можно переносить только в положении «лежа на спине с приподнятыми или согнутыми в коленях ногами»?
а) При проникающих ранениях брюшной полости или при подозрении на внутреннее кровотечение.
б) При большой кровопотере.
в) В любой из ситуаций, указанных в ответах «а» и «б».
17 Когда следует накладывать давящие повязки?
а) При кровотечениях, ели кровь пассивно стекает из раны.
б) Сразу после освобождения конечностей при синдроме сдавления.
в) В любой из ситуаций, указанных в ответах «а» и «б».
18 Когда следует немедленно наложить кровоостанавливающий жгут?
а) Алая кровь из раны вытекает фонтанирующей струей или большое кровавое пятно на одежде, или лужа крови возле пострадавшего.
б) Над раной образуется валик из вытекающей крови.
в) В любой из ситуаций, указанных в ответах «а» и «б».
19 Допустимое время наложения жгута на конечность составляет:
а) Не более суток.
б) Не более 1 часа.
Учебная литература
1.Медведев А.Г. Охрана труда и промышленная экология. Уч СПО, М. «Академия», 2017
2. В.М. Минько, Охрана труда в машиностроении. СПО, М., «Академия»., 2017.