Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение муниципального образования город Краснодар средняя общеобразовательная школа № 94
Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования муниципального образования г.Краснодар «Центр детского творчества «Прикубанский»
Творческое объединение «Академия юного исследователя»
Педагог: Мишучков А.А.
Рабочая тетрадь – тренажер
по функциональной грамотности
«Профориентационный проект»
на первое полугодие 2022-2023 учебного года
ФИО и класс: ___________________________________________________
Задание 1. Напишите название и обоснование выбранной профессии в соответствии критериями (профсоответствие, профпригодность, профпризвание):
______________________________________________________________________
Могу:
Хочу:
Надо:
Выбранная для поступления специальность колледжа, вуза (кафедра):
______________________________________________________________________
Самооценка выбора профессии:
Выбор профессии осознанный, на основе трех и более профориентационных методик, собеседования, есть намерение поступить учиться по данной профессии в колледже, вузе – 2 балла;
Выбор профессии стихийный, ситуативный, не окончательный – 1 балл;
Затрудняюсь – 0 баллов.
Задание 2. В соответствии с конструктором формулировки тем составьте название профориентационного проекта:
______________________________________________________________________
Конструктор формулировок тем работы:
Направленность | Части проекта | Цели проекта |
Создание | продукта | по будущей профессии |
Изучение | объекта | профессиональной деятельности и овладение навыками |
Решение | проблемы по предмету проекта | для целевой аудитории |
Освоение | технологией | по профессии |
Проведение | эксперимента | в профессиональной сфере |
Разработка... | модели... | для (чего?)., |
Улучшение... | способа... | от (чего?)... |
Изучение... | практики... | за счет (чего?)... |
Обоснование... | проектирования... | с учетом (чего?)... |
Совершенствование... | процесса… | какого? |
Самооценка формулировки темы:
1. В названии заложен вопрос или проблема, ключевая идея, выражающие цель проекта, его продукт. Формулировка темы короткая, емкая по содержанию, привлекательная и максимально индивидуальная, с новизной – 1 балл.
2. Название слишком длинное, формальное, не отражающее цель проекта, интересы учащегося, не вызывает интерес целевой аудитории – 0 баллов.
Задание 3. Напишите обоснование темы, ее актуальности, новизна и уникальность:
Например, личная - обрести профессию как призвание, саморазвитие; общественная – публичная презентация продуктов проекта; научная – проведение эксперимента; учебная – включенность проекта в образовательный процесс; профессиональная – развитие профессиональных навыков.
Самооценка актуальности темы:
1. Тема малоизученная, практически не имеющая описания, для раскрытия которой требуется самостоятельно делать многие выводы, сопоставляя точки зрения из соседних областей исследования, творческая и уникальная – з балла.
2. Тема с достаточным количеством «белых пятен», либо проблема поставлена достаточно оригинально, вследствие чего тема открывается с неожиданной стороны – 2 балла.
3. Тема всем известная, изучена подробно, но в ней появились «белые пятна» вследствие новых данных. При этом не показано, чем обусловлен его выбор, кроме субъективного интереса, связанного с решением личных проблем или любопытством – 1 балл.
Задание 4. Напишите цель вашего проекта в соответствии с его темой:
__________________________________________________________________
___________________________________________________________________
Самооценка цели:
Цель сформулирована, четко обоснована, дан подробный план ее достижения – 2 балла;
Цель есть и дан схематичный план ее достижения – 1 балл
Цель неверно сформулирована и план ее достижения некорректный – 0 баллов.
Задание 5. Постановка и обоснование проблемы проекта, механизм решения проблемы в целевой аудитории, доказательство гипотезы:
Ключевая проблема проекта и ее противоречие:
_________________________________________________________________________
Целевая аудитория проекта:
_________________________________________________________________________
Механизм решения проблемы в целевой аудитории:
_________________________________________________________________________
Доказательство гипотезы фактами эксперимента по проекту:
__________________________________________________________________________
Самооценка по проблеме:
Проблема проекта четко сформулирована, обоснована и имеет глубокий характер, есть механизм решения проблемы в целевой аудитории, гипотеза доказуема – 2 балла;
Формулировка проблемы проекта носит поверхностный характер, целевая аудитория есть, но не проработан механизм решения проблемы в аудитории, гипотеза нечетко сформулирована и малодоказуема – 1 балл;
Проблема проекта неверно сформулирована и не обоснована, механизма решения нет – 0 баллов.
Задание 6. Подчеркните вид и продукты вашего проекта (выберите из списка):
Вид проекта | Пример продукта |
Профориентационный проект | Продукт проекта – успешный продукт в профессиональной сфере, ставший профессиональной пробой подростка. |
Информационный проект | Презентации; Web-сайт; электронная и печатная газета; электронный и печатный номер журнала; публикация в СМИ, оформление стенда, цикл стенгазет, буклеты, учебные пособия, инструкции, рекомендации, программа действий, наглядное пособие, памятка. |
Творческий культурный и ролевой проект нацелен на создание произведения искусства | Проведение мероприятий (картина, спектакль, выставка, акции, праздник, состязание, викторина, экскурсия, театральная постановка, костюмированная анимация, ролевая тематическая игра); Создание - видеофильмов, документальных фильмов, мультфильмов, видеоклипа; буктрейлера; дизайн-макета; серии иллюстраций; дневника путешествий; альбомы; буклеты, сборник эссе, сказка; стихи; рассказ, постер; проект настольной игры. Поделки, рукоделие. Историческая костюмированная реконструкция событий. |
Технический (технологический) практико-ориентированный инженерный проект | Конструкторское изделие и его макет с полным описанием и научным обоснованием, схемы конструирования, комплект чертежей по разработке, программное обеспечение; приложение для телефона, компьютерная графика, рабочие установки; проект лабораторной работы. |
Естественнонаучный | Схемы, чертежи, план карты, тематический атлас, коллекция, пакет рекомендаций, инструкция, путеводитель, справочник, словарь. |
Исследовательский проект связан с научным подтверждением гипотезы | Научная статья, тезисы, книга, учебное пособие, сборник статей конференции, включенные в систему научного цитирования. Анализ данных социологического опроса, результаты исследовательских экспедиций, обработка архивов и мемуаров, научный доклад. |
Социальный (волонтерский) проект нацелен на решение проблем в обществе | План благоустройства района, решение экологической проблемы, правила поведения учащихся в школе, справочный материал по поводу социальных проблем, проект закона публичные слушания и дебаты. |
Личностно-гуманитарный | Тренинги, семинары, он-лайн школа по личностному росту. |
Учебный проект | Продукт проекта используется в учебной деятельности. |
Деловые бизнес-проекты | Бизнес-план, рекламный проспект и видеоролик. |
Организационный (управленческий) проект | Проведение мероприятий, дорожная и технологическая карта проекта, план управления проектом. |
Комплексный междисциплинарный проект | Продукт совмещает в себе несколько профессиональных областей знания и практики. |
Выпишите кейс ваших продуктов по проекту:________________________________
__________________________________________________________________________
Самооценка продукта:
1. Кейс продуктов полностью соответствует требованиям качества и коммерчески реализован – 3 балла
2. Продукт полностью соответствует требованиям качества (эстетичен, удобен в использовании, соответствует заявленным целям, полезен) и есть потенциальные потребители продукта – 2 балла.
3. Продукт частично соответствует будущей профессии и ее навыкам, частично решает проблему. Круг лиц, которыми он может быть востребован, указан неявно – 1 балл.
4. Продукт не востребован и не обладает нужными потребительскими качествами – 0 баллов.
Задание 7. Напишите четыре основных раздела проекта, задачи и методы разделов:
Название части проекта | Задачи: | Методы: |
Теоретическая часть проекта: | | |
Объект: | | |
Предмет: | | |
Практическая часть проекта | | |
Эксперимент: | | |
Продукт: | | |
Методология проекта: ______________________________________________________
__________________________________________________________________________
Самооценка по разделам проекта:
Части проекта, задачи и методы корректны и логически связаны – 3 балла;
Частично неверны части проекта, задачи и методы – 2 балла;
Задачи и методы есть, но неверны и логически не связаны – 1 балл;
Отсутствует заполнение таблицы – 0 баллов
Задание 8. Напишите по плану проекта содержание проекта:
Введение
Глава 1. Теоретическая часть: ___________________________________________
Объект: _________________________________________________________
Предмет: ________________________________________________________
Глава 2. Практическая часть: ___________________________________________
2.1 Эксперимент: ______________________________________________________
2.2 Продукт ___________________________________________________________
Заключение
Список литературы (оформляется приложением 1 к тетради)
Самооценка по разделам проекта:
Содержание проекта соответствует теме, цели, задачам и результатам проекта – 2 балла;
Разделы плана проекта частично соответствуют критериям – 1 балл;
Неверное содержание проекта – 0 баллов.
Задание 8.
Презентация проекта:
Информационная открытость проекта в сети Интернет, ваши информационные партнеры:
1.
2.
3.
4.
Апробация проекта (научные статьи, конкурсы и НПК):
1.
2.
3.
Самооценка по презентации проекта:
Есть апробация, информационные продукты и следы по проекту в сети Интернет и в СМИ партнерах – 3 балла;
Нет апробации проекта и частичная открытость проекта – 2 балла;
Некорректное освещение проекта, использование только соцсетей – 1 балл;
Отсутствует информационная открытость – 0 баллов.
Задание 9. Бюджет проекта:
Затраты времени участников (день, неделя, месяц, за весь проект, цена ресурса).
______________________________________________________
Материальные затраты (оборудование, материалы):
_____________________________________________________________________
Самооценка по бюджету:
Реалистичность бюджета проекта и обоснованность планируемых расходов на реализацию проекта. Верное соотношение планируемых расходов на реализацию проекта и его ожидаемых результатов, адекватность, измеримость и достижимость, разумность и эффективность бюджета – 3 балла;
Частичное соответствие бюджета критериям – 2 балла;
Неверный и нереализуемый бюджет – 0 баллов.
Задание 10. Выберите команду проекта:
Члены команды, роли в проекте: | ФИО |
Автор проекта | |
Школьный руководитель, учитель-предметник | |
Научный консультант: | |
Мотиватор: | |
Волонтеры: одноклассники, друзья | |
Родители: | |
Организации – партнеры: | 1 2 3 4 |
Самооценка по команде:
Полное соответствие опыта и компетенций проектной команды планируемой деятельности. Этот критерий позволяет понять, справится ли команда проекта с запланированной деятельностью по проекту: обосновано ли количество людей, задействованных в проекте, у всех ли из них есть необходимый опыт и компетенции, для того чтобы реализовать мероприятия проекта в указанные сроки и на условиях, предусмотренных проектом – 2 балла;
Частичное соответствие команды проекта критериям – 1 балл;
Команды нет – 0 баллов.
Задание 11. Напишите сроки и исполнителей по дорожной карте проекта:
этапы | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь |
Выбор темы и команды проекта | Сбор команды | | | |
Поиск информации, отработка навыков в команде | | Паспорт проекта | | |
Аналитический этап | | | Теоретическая часть проекта | |
Эксперимен- тальный этап | | | | Конструирование продукта |
этапы | январь | февраль | март | Апрель -май |
Конструкторский | Кейс продуктов | | | |
Оформительский | | Оформле-ние проекта | | |
Апробация | | | НПК | |
Рефлексия | | | Учет ошибок и масштабирование | |
Популяризаторский и коммерческий этап | | | | Интернет и статьи, запуск продукта в аудитории |
Самооценка по дорожной карте:
Дорожная карта соответствует этапам работы, реализация всех мероприятий календарного плана позволяет достичь указанных ожидаемых результатов проекта, логическая связность и реализуемость проекта, соответствие мероприятий проекта его целям, задачам и ожидаемым результатам, прописаны сроки и обязанности членов команды – 2 балла;
Частичное заполнение дорожной карты, нет тайм-менеджмента – 1 балл;
Неверное заполнение дорожной карты – 0 баллов.
Задание 12. Подчеркните надпрофессиональные и напишите профессиональные навыки по будущей профессии, как вы будете использовать их в проекте:
№ | Надпрофессиональные навыки | Профессиональные навыки |
1 | Полифункциональность, мобильность, историческое мышление | |
2 | Системное критическое мышление | |
3 | Программирование | |
4 | Экологичность, бережливое производство | |
5 | Клиентоориентированность. | |
6 | Командная работа, коммуникация, коллаборация, управление проектами | |
7 | Креативность (эстетичность) | |
8 | Интерактивное использование средств | |
9 | Работа в режиме неопределенности | |
10 | ИКТ-компетентность, целеполагание | |
11 | Принятие решения | |
12 | Саморегулирование, самообучение | |
13 | Тайм-менеджмент (управление временем) | |
14 | Навыки ЗОЖ | |
15 | Мультикультурность (мультиязычность) | |
16 | | |
Самооценка по качествам:
Правильно выбраны профессиональные и коррелирующие им надпрофессиональные навыки – 2 балла;
Частично подобраны – 1 балл:
Указаны неверные навыки – 0 баллов
13. Составьте обзор источников по проекту:
1. Научные:
1.1. Книги:
1.2 Статьи:
1.3. Архивные:
1.4. Диссертации:
2. Публицистика:
2.1.
2.2.
2.3
3. Интернет-ресурсы:
3.1
3.2
3.3
4. Личные материалы (дневник проекта, полевые исследования, опросы, интервью, письма и т.д. )
4.1.
4.2
4.3
Самооценка по литературе:
Список научный и полный – 2 балла;
Список неполный - 1 балл;
Неверный список – 0 баллов.
14. Сделайте конспект первых разделов учебного пособия в тетради по проекту: Индивидуальный проект. 10-11 классы : учебное пособие для общеобразовательных организаций / М. В. Половкова, А. В. Носов, Т. В. Половкова, М. В. Майсак. - 3-е изд. - Москва : Просвещение, 2021. - 159 с.
Выполните задания в тетради по проекту по первым разделам учебного пособия: «Индивидуальный проект: рабочая тетрадь. 10–11 классы. Учебное пособие / Л. Е. Спиридонова, Б. А. Комаров, О. В. Маркова, В. М. Стацунова. — СПб. : КАРО, 2019. — 104 с.
Самооценка по конспектированию:
Конспект осуществлен качественно, с выделением опорных знаний и фактов, со сносками. Задания по тетради - тренажеру по каждому разделу выполнены на высоком уровне – по 1 баллу за каждое задание.
Конспект и задания выполнены поверхностно, с ошибками – 0, 5 балла за задание.
Учебные пособия просмотрены, конспектов нет в тетради – 0 баллов.
15. Ожидаемые результаты и социальный эффект реализации проекта:
1 Качественные результаты_____________________________________________
____________________________________________________________________
2 Количественные результаты___________________________________________
_____________________________________________________________________
Социальный эффект_________________________________________________
Самооценка:
Корректные результаты, достигнуты цели, решены задачи – 2 балла;
Некорректные (поверхностные) результаты – 1 балл:
Неверные результаты – 0 баллов.
16. Подготовьте глоссарий (список базовых терминов) по проекту с дефиницией (определением терминов с учетом родовидовой структуры определения):
1)
2)
3)
4)
5)
6)
7)
8)
9)
10)
Самооценка:
Автор уверенно наизусть дает определения терминов без ошибок – 2 балла;
Автор допускает ошибки частичные (узкое, широкое определения, тавтология и др.) и дает определения некоторые с листа – 1 балл;
Автор в большинстве своем неверно выбрал термины глоссария, их дефиниции и допускает логические ошибки в их применении- 0 баллов;
17. Вариативное задание (по возможности): Свяжитесь с организацией партнером через родителей (желательным вашим работодателем) или с волонтерским центром колледжа, вуза, куда поступаете и проведите волонтерскую пробу по теме вашего проекта по будущей профессии по созданию или популяризации продукта по проекту. Отношения с организацией можно оформить договором добровольца и через электронную волонтерскую книгу на сайте https://dobro.ru/, также соглашением родителей и предприятия, где вы будете волонтерски работать и создавать продукт по практической части проекта.
Напишите организацию- партнер по проекту_________________________________
Самооценка по волонтерской работе по профессии:
Волонтерская проба вам понравилась, продукт был создан. Апробирована гипотеза осознанного выбора профессии, отточены профессиональные навыки – 5 баллов:
Волонтерская работа частично удалась, выбор организации был неудачен – 2 балла;
Нет мотивации волонтерской работы по будущей профессии – 0 баллов.
18. Заключение по проекту. Перспективы дальнейшего развития проекта (возможность дальнейшего продолжения проекта и т. д. Указание ресурсов для дальнейшего продолжения проекта).
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Самооценка по заключению:
Проект жизнеспособен после завершения его вами – 2 балла;
Проект ограничен сроками – 1 балл:
Нежизнеспособен и нет ресурсов – 0 баллов.
19. Подготовьте тезисно минизащиту вашего плана (введения) проекта по результатам выполнения заданий в рабочей тетради (до 5 мин.)
Самооценка выступления:
Защита авторская, глубоко разбирается в теме и методах проекта, отвечает на все вопросы, аудитория заинтересована – 3 балла;
Защита поверхностная, цитируется текст, используется компиляция, частично владеет методами и терминами, неуверенность, отвечает на часть вопросов – 2 балла;
Защита зачитывается, плагиат, на вопросы отвечает не по существу – 1 балл;
Пародия на защиту, не владеет материалом и методикой, на вопросы не отвечает – 0 баллов.
Итого (количество баллов) по заданиям:
Общая самооценка автора работы:_________________________________________
_______________________________________________________________________
Оценка педагога: _______________________________________________________
Подписи и дата:
19