СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая тетрадь учебной дисциплины «экология»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая тетрадь адресована студентам, обучающимся по специальности 43.01.09 «Повар, кондитер», для методического сопровождения дисциплины «Экология». Рабочая тетрадь предназначена для самостоятельной работы и рубежного контроля в течение семестра в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, определяющего важное место экологических компетенций в подготовке специалистов. 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая тетрадь учебной дисциплины «экология»»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Саратовской области

«Калининский техникум агробизнеса»





РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ


УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭКОЛОГИЯ»


по теме: «Ноосфера»

для студентов СПО




























г. Калининск, 2019 год


СОГЛАСОВАНО

зам. директора по учебной работе

_________________________________

_______________/_________________/

«_______»_____________2019 г.


_______________/_________________/

«_______»_____________2020 г.


_______________/_________________/

«_______»_____________2021 г.


_______________/_________________/

«_______»_____________2022 г.


_______________/_________________/

«_______»_____________2023 г.



Рабочая тетрадь адресована студентам, обучающимся по специальности 43.01.09 «Повар, кондитер», для методического сопровождения дисциплины «Экология». Рабочая тетрадь предназначена для самостоятельной работы и рубежного контроля в течение семестра в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, определяющего важное место экологических компетенций в подготовке специалистов.


ОДОБРЕНО на заседании предметно-цикловой комиссии «Общеобразовательного цикла»


Протокол №__, дата «___»________2019 г.

Председатель комиссии ________/Дидык О.В./

Протокол №__, дата «___»________2020 г.

Председатель комиссии ________/____________________/

Протокол №__, дата «___»________2021 г.

Председатель комиссии ________/____________________/

Протокол №__, дата «___»________2022 г.

Председатель комиссии ________/____________________/

Протокол №__, дата «___»________2023 г.




Составители (авторы):

Данилова Т.В. преподаватель ГАПОУ СО «Калининский техникум агробизнеса»







СОДЕРЖАНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА…………………………………………………………………...4

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ………………………………………………………………………….……5

ПАМЯТКА ДЛЯ СТУДЕНТОВ………………………………………………………………...….6

I ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ……………………………………………………………………………...7

1.1 Ноосфера- сфера разума………………………………………………………………………..7

1.2 Неизбежность перехода биосферы в ноосферу……………………………………………….9

1.3 Динамическое равновесие…………………………………………………………………….10

1.4 Краткая классификация экологических факторов…………………………………………..10

II ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ…………………………………………………………………..….11

Задания для самостоятельной аудиторной работы……………………………………………...11

Задание № 1………………………………………………………………………………………...11

Задание № 2………………………………………………………………………………………...17

Задание № 3………………………………………………………………………………………...17

Задание № 4………………………………………………………………………………………...17

Задание № 5………………………………………………………………………………………...18

Задание № 6………………………………………………………………………………………...18

Задание № 7………………………………………………………………………………………...18

Задание № 8………………………………………………………………………………………...19

Задания для самостоятельной внеаудиторной работы…………………………………….……20

Задание № 1………………………………………………………………………………………...20

Задание № 2………………………………………………………………………………………...21

Задание № 3………………………………………………………………………………………...21

Задание № 4………………………………………………………………………………………...22

Задание № 5………………………………………………………………………………………...23

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………………………....25

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ……………………………………………………………………………..27

ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ………………………………………………………………………….…28

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….37





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая тетрадь предназначена для организации самостоятельной подготовки студентов I курса специальности 34.02.01 Сестринское дело по учебной дисциплине «Экология». Материал рабочей тетради не дублирует содержание лекций, а дополняет и расширяет границы дисциплины для практического применения знаний, полученных в ходе аудиторных занятий и самоподготовки.

Материал рабочей тетради соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования.

В соответствии с требованиями обучающийся должен обладать правовыми и нравственными нормами экологического поведения.

Знать:

  • принципы функционирования и свойства ноосферы как среды обитания человека;

  • экологические принципы природопользования, способы защиты и нормирования качества окружающей среды;

  • экологические проблемы и пути их преодоления;

Уметь:

  • проявлять экологическую грамотность и культуру в жизненных ситуациях и профессиональной деятельности;

  • оценивать экологические последствия деятельности человека, в том числе в профессиональной области;

  • использовать принципы охраны природы и рационального природопользования в бытовых, производственных и социальных ситуациях;

Владеть:

  • навыками практического использования знаний и методов экологии;

  • технологиями приобретения и обновления экологических знаний;

  • готовностью использовать полученные экологические знания в профессиональной деятельности.

Цель дисциплины:

  • обеспечение информации, необходимой для оптимизации процессов жизнеобеспечения и профессиональной деятельности

Задачи дисциплины:

  • формирование профессионально значимых знаний и умений для создания экологически безопасной и социально комфортной среды обитания и деятельности человека.

Содержание рабочей тетради исходит из основного экологического императива, в соответствии с которым воздействие на окружающую среду должно рассматриваться только через призму понятий общности и сообщества. Цель экологического образования – широкое распространение научного знания и осознание реальной экологической ситуации в локальном и глобальном масштабах. Практическим приложением полученных экологических знаний является определение тактики действий будущего специалиста для оздоровления окружающей человека среды исходя из всеобщей взаимосвязи и взаимозависимости природных и социальных систем.

В целом материал рабочей тетради направлен на формирование таких качеств обучающихся, как образованность, гибкость мышления, умение ориентиро­ваться в потоке информации. Такие компетенции становятся значитель­ными ценностями для человека не только в его профессии, но и на протяжении всей жиз­ни.

Для получения допуска к дифференцированному зачету, студент предъявляет преподавателю заполненную рабочую тетрадь в качестве отчёта о выполненной самостоятельной работе по теме «Ноосфера».


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Саратовской области

«Калининский техникум агробизнеса»






РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭКОЛОГИЯ»

ПО ТЕМЕ «НООСФЕРА»




Студента(-ки) _____________ группы II курса

специальности 43.01.09 «Повар, кондитер»

Ф.И.О ___________________________________________________________

Преподаватель: Данилова Т.В.




















г. Калининск, 2019 год

ПАМЯТКА ДЛЯ СТУДЕНТА

«Правила работы на занятии»

Уважаемые студенты, для успешной

работы на занятии вам рекомендуется:

  1. Отключить ваши мобильные телефоны.

  2. Соблюдать тишину, не мешать работать другим студентам.

  3. Внимательно слушать преподавателя.

  4. Бережно относиться к методическим пособиям, учебникам, таблицам.

  5. Правильно и аккуратно оформлять результаты своей работы в рабочей тетради.

  6. Грамотно излагать свои мысли.

  7. Отвечать на вопросы преподавателя по содержанию и результатам выполняемой работы.

  8. Своевременно консультироваться у преподавателя по неясным вопросам.


«Инструкция к выполнению заданий рабочей тетради»

  1. На решение заданий аудиторной самостоятельной работы отводиться 60 минут. Задания самостоятельной внеаудиторной работы выполняются дома.

  2. Все задания выполняются в письменном виде непосредственно в рабочей тетради.

  3. Ответы должны быть краткими, но информативными.

  4. Задания должны выполняться в той последовательности, в которой они установлены. Если одно из заданий вызывает у вас затруднение, пропустите его и постарайтесь выполнить те, в ответах на которые вы уверены. К пропущенным заданиям можно будет вернуться, если останется время.

  5. Выполняя тестовые задания, обратите внимание на то, что правильный ответ при решении только один.

  6. Если вы не знаете ответ, на какой-либо вопрос, напротив номера задания вы ставите прочерк.

  7. При заполнении таблиц обратите внимание на правила, изложенные в Приложении 3.




I. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Ознакомьтесь с темой занятия и выполните задания практической части.

1.1 Ноосфера - сфера разума


В буре и грозе родится Ноосфера, в уничтожении войн и голода впервые выразится проявление нашей Планеты как целого и будет первым проявлением перехода Биосферы в Ноосферу, в котором человечество станет мощной геологической силой, где сможет геологически проявиться его мысль, сознание, разум.

Владимир Иванович Вернадский



Академик Владимир Иванович Вернадский – великий русский ученый, естествоиспытатель и мыслитель, создатель новых научных дисциплин, учения о биосфере, учения о переходе биосферы в ноосферу. С именем В.И. Вернадского связано вхождение в науку революционных научных представлений, намного опередивших свое время и послуживших основой их плодотворного развития в наши дни.

В 1945 году, незадолго до смерти, этот крупнейший ученый внес выдающийся вклад в развитие современной картины мира. В те годы его идеи о превращении биосферы Земли в сознательно организуемую и управляемую человеком ноосферу не были оценены по достоинству. Но со временем, когда предсказанные им явления стали нарастать с головокружительной быстротой, значение учения о ноосфере, об органическом единстве природы и общества, о том, что в условиях возросшего технологического могущества людей природа уже не может существовать и развиваться без сознательного управления ее жизнью со стороны человечества, стало очевидным.

Концепция «биосфера-ноосфера» представляет собой итог всего научного творчества ученого, его мировоззрение. Она служит научным фундаментом в разработке ряда современных глобальных проблем, и, прежде всего проблем окружающей человека среды и разумного использования природных богатств биосферы.

Название ноосфера происходит от греческого «noos» – разум и обозначает, таким образом, сферу разума. Однако представление о ноосфере в настоящее время не является однозначным.

В.И. Вернадский, развивая учение о биосфере, придавал понятию ноосферы глубоко научное содержание, которое должно учитываться в процессе перестройки среды и общества. В этом отношении ноосферу следует рассматривать как высшую стадию развития биосферы, связанную развитием в ней человеческого общества, которое, познавая законы природы и развития и развивая технику до самого высокого уровня ее возможностей, становится крупной планетарной силой, превышающей по своим масштабам все известные геологические процессы вместе взятые. При этом человечество оказывает решающее влияние на протекание всех процессов в биосфере, глубоко изменяя ее своим трудом. Сама живая материя как носитель разума составляет небольшую часть биосферы по весу. Возникновение человека и человеческого общества явилось результатом живого вещества в пределах биосферы.

Оценивая роль человеческого разума и научной мысли как планетарного явления В.И. Вернадский пришел к следующим выводам:

  • Ход научного творчества является той силой, которой человек меняет биосферу, в которой он живет.

  • Проявление изменения биосферы есть неизбежное явление, сопутствующее росту научной мысли.

  • Изменение биосферы происходит независимо от человеческой воли, стихийно, как природный естественный процесс.

  • Среда жизни есть организованная оболочка планеты – биосфера, вхождение в ходе ее геологически длительного существования нового фактора ее изменения – научной работы человечества – есть природный процесс перехода биосферы в новую фазу – ноосферу.

В переживаемый нами исторический момент мы видим это более ясно, чем могли видеть раньше. Здесь вскрывается перед нами «закон природы». Новые науки – геохимия и биохимия – дают возможность выразить некоторые важные черты процесса математически.

После трудов В.И. Вернадского накопился огромный материал по биосфере, по производственной деятельности человеческого общества. В связи с развитием производственных сил возникают новые по качеству круговороты вещества в биосфере по пути превращения ее в ноосферу. Основные их признаки заключаются в следующем:

  • Возрастание механически извлекаемого материала земной коры – рост разработки месторождений полезных ископаемых.

  • Происходит массовое потребление (сжигание) продуктов фотосинтеза прошлых геологических эпох.

  • Процессы в антропогенной биосфере приводят к рассеиванию энергии, а не к ее накоплению, что было характерно для биосферы до появления человека.

  • В биосфере в массовом количестве создаются вещества, ранее в ней отсутствовавшие, в том числе чистые металлы.

  • Появляются, хотя и в малых количествах трансурановые химические элементы (плутоний и др.) в связи с развитием ядерной технологии и ядерной энергетики. Совершается освоение ядерной энергии за счет деления тяжелых ядер.

  • Ноосфера выходит за пределы Земли в связи с прогрессом научно-технической революции.

В связи с потребительским отношением к природным ресурсам и накоплением отходов производства антропогенная нагрузка на биосферу быстро возрастает и приближает биосферу к критическому состоянию. Естественно, что возникает проблема ограничения антропогенных воздействий, которая в наши дни становится чрезвычайно актуальной. Это осознается научной общественностью и многими политическими деятелями. Чрезвычайно важная задача, решение которой потребует больших усилий со стороны человеческого разума, привлечения ученых в области естественных и гуманитарных наук.



1.2 Неизбежность перехода биосферы в ноосферу

Огромное влияние человека на природу и масштабные последствия его деятельности послужили основой для создания учения о ноосфере. Основные предположения заключались в том, что в процессе биологической эволюции менялись только формы проявления жизни. Многие ученые писали о больших изменениях биосферы под влиянием деятельности человека, об антропогенных факторах геологических процессов. Вернадский В.И. считал это явление новым, «наложенным» на стационарное существование биосферы.

В более поздних работах, с середины 30-х годов, В.И. Вернадский пересмотрел свою точку зрения и пришел к выводу, что биосфера по массе «живого вещества», его энергии и степени организованности в геологической истории Земли все время эволюционировала, изменялась, что влияние деятельности человека явилась естественным этапом этой эволюции и что в результате ее биосфера неизбежно должна коренным образом измениться и перейти в новое состояние.

Появление человека и влияние его деятельности на окружающую среду представляет собой не случайность, не «наложенный» на естественный ход событий процесс, а определенный закономерный этап эволюции биосферы. Этот этап должен привести к тому, что под влиянием научной мысли и коллективного труда объединенного человечества, направленных на удовлетворение всех его материальных и духовных потребностей, биосфера Земли должна перейти в новое состояние, которое он предложил назвать «ноосферой» - сферой человеческого разума. Сам термин «ноосфера», как и термин «биосфера», не принадлежит В.И. Вернадскому. Он возник в 1927 году в статьях французского математика Эдуарда Леруа, написанных после прослушанных в 1922 – 1923 годах курса лекций В.И. Вернадского по проблемам геохимии и биогеохимии.

В.И. Вернадский попытался дать ответ на вопрос о том, в чем заключаются те реальные условия или предпосылки образования ноосферы, которые уже созданы или создаются в настоящее время в ходе исторического развития человечества. По его мнению, основные предпосылки создания ноосферы сводятся к следующему:

1) Человечество стало единым целым. Мировая история охватила как единое целое весь земной шар, совершенно покончила с уединенными, мало зависимыми друг от друга культурными историческими областями прошлого. Сейчас «нет ни одного клочка Земли, где бы человек не мог прожить, если б это было ему нужно».

2) Преобразование средств связи и обмена. Ноосфера – это единое организованное целое, все части которого на самых различных уровнях гармонично связаны и действуют согласованно друг с другом. Необходимым условием этого является быстрая, надежная, преодолевающая самые большие расстояния связь между этими частями, постоянно идущий материальный обмен между ними, всесторонний обмен информацией.

3) Открытие новых источников энергии. Создание ноосферы предполагает столь коренное преобразование человеком окружающей его природы, что ему никак не обойтись без колоссальных количеств энергии. «В самом конце прошлого столетия неожиданно была открыта новая форма энергии, существование которой предвидели немногие умы, - атомная энергия». Это было написано еще в 30-е годы, а сейчас мы уже видим, как человечество овладело атомной энергией и как расширяется с каждым годом ее применение в мирных целях.

4) Подъем благосостояния трудящихся. Ноосфера создается разумом и трудом народных масс.

5) Равенство всех людей. Охватывая всю планету как целое, ноосфера по самому своему существу не может быть привилегией какой-либо одной нации или расы. Она дело рук и разума всех народов без исключения.

6) Исключение войн из жизни общества. В наше время война, угрожая самому существованию человечества, встала как самое большое препятствие на пути к ноосфере. Отсюда следует, что без устранения этой преграды достижение ноосферы практически невозможно и, напротив, уничтожение угрозы войны будет означать, что человечество сделало крупный шаг к созданию ноосферы.

Ноосфера, по мнению Вернадского, - это новая геологическая оболочка Земли, создаваемая на научных основаниях. «Научная мысль, - писал он, - охватила всю планету, все на ней находящиеся государства. Всюду создались многочисленные центры научной мысли и научного искания. Это – первая основная предпосылка перехода биосферы в ноосферу».

Ноосфера является результатом действия слившихся в единый поток двух величайших революционных процессов современности: в области научной мысли, с одной стороны, и социальных отношений – с другой. Поэтому создание ноосферы возможно лишь как следствие прочного союза тех сил, которые являются основой этих процессов, т.е. союза науки и трудящихся масс.

1.3 Динамическое равновесие

Основой динамического равновесия и устойчивости биосферы являются кругооборот веществ и превращение энергии.

Вернадский выделяет в биосфере глубоко отличных и в то же время генетически связанных частей:

1) Живое вещество - живые организмы.

  1. Биогенное вещество - продукты жизнедеятельности живых организмов (каменный уголь, нефть и т.п.).

3) Косное вещество - горные породы (минералы, глины).

4) Биокосное вещество - продукты распада и переработки горных и осадочных пород живыми организмами (почвы, ил, природные воды).

5) Радиоактивные вещества, получающиеся в результате распада радиоактивных элементов (радий, уран, торий и т.д.).

6) Рассеянные атомы (химические элементы), находящиеся в земной коре в рассеянном состоянии.

7) Вещество космического происхождения - метеориты, протоны, нейтроны, электроны.

Живое вещество - это совокупность и биомасса живых организмов в биосфере (Приложение 1). Живое вещество нашей планеты существует в виде огромного множества организмов разнообразных форм и размеров. В настоящее время на Земле существует более 2 млн. организмов, из них 0,5 - растения, 1,5 - растения и микроорганизмы (из них 1 млн. насекомых).

1.4 Краткая классификация экологических факторов

С экологических позиций среда - это природные тела и явления, с которыми организм находится в прямых ли косвенных отношениях. Окружающая организм среда характеризуется огромным разнообразием, слагаясь из множества динамичных во времени и пространстве элементов, явлений, условий, которые рассматриваются в качестве факторов.

Экологический фактор - это любое условие среды, способное оказывать прямое или косвенное влияние на живые организмы. В свою очередь организм реагирует на экологический фактор приспособительными реакциями.

Экологические факторы среды, с которыми связан любой организм, делятся на 3 категории:

1) Факторы неживой природы (абиотические)

2) Факторы живой природы (биотические)

3) Факторы человеческой деятельности (антропогенные) (Приложение 2)




II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ АУДИТОРНОЙ РАБОТЫ

Задание №1

Ответьте на вопросы теста, отметив правильный вариант в таблице.

Тест по теме «Биосфера - Ноосфера»

1.Геологические оболочки Земли

а) литосфера, гидросфера, атмосфера

б) экосистема, агроценоз, литосфера

в) тундра, озера, почва

г) биогеоценоз, гидросфера, агроэкосистема

2. Литосфера - это

а) твердая оболочка Земли

б) газовая оболочка

в) ноосфера

г) экосистема

3. К литосфере не относится

а) осадочные породы

б) гранит

в) базальт

г) агроценоз

4. Гидросфера - это

а) воздушная оболочка Земли

б) агроэкосистема

в) водная оболочка Земли

г) осадочные породы

5. В состав гидросферы входит

а) газовая оболочка Земли

б) твердая оболочка Земли

в) оболочка Земли, населенная людьми

г) совокупность всех водоемов планеты

6. Атмосфера - это

а) воздушная оболочка Земли

б) водная оболочка Земли

в) тропосфера

г) стратосфера

7. Слои атмосферы

а) ионосфера, тропосфера

б) тропосфера, стратосфера

в) стратосфера, ионосфера

г) ионосфера, тропосфера, стратосфера

8. Нижняя часть атмосферы - это

а) гидросфера

б) литосфера

в) тропосфера

г) ионосфера

9. Слой атмосферы, содержащий озоновый экран

а) стратосфера

б) ионосфера

в) атмосфера

г) тропосфера

10. Слой, способный поглощать и отражать вредные космические излучения, называется

а) фотосинтезирующим

б) хемосинтезирующим

в) ионосферой

г) озоновым экраном

11. «Озоновая дыра» - это

а) уменьшение плотности озонового слоя

б) ионизированные атомы

в) воздушная оболочка Земли

г) слой разреженных газов

12. Значение озоновых дыр

а) открывают доступ вредным космическим излучениям

б) способствуют проникновению ультрафиолетовых лучей,

использующихся для синтеза витамина «Д»

в) способствуют возникновению парникового эффекта

г) обеспечивают поступление ультрафиолетовых лучей, необходимых для фотосинтеза

13. Ионосфера - это

а) слой, находящийся на высоте свыше 15 км, содержит различные газы

б) слой, находящийся на высоте свыше 200 км, содержит ионизированные атомы

в) слой, содержащий озон

г) слой, содержащий разреженные газы и ионизированные атомы

14.Особая оболочка Земли, образованная живыми организмами, называется

а) гидросфера

б) биосфера

в) атмосфера

г) литосфера

15.Кто и когда дал определение биосферы

а) А.И. Опарин в 1924 году

б) Т. Шванн в 1939 году

в) Т. Морган в 1954 году

г) Э. Зюсс в1875 году

16. «Особая оболочка Земли, образованная живыми организмами» - это

а) биологическое определение биосферы

б) геохимическое определение биосферы

в) химическое определение литосферы

г) геологическое определение ноосферы

17. «Область распространения жизни, включающая живые организмы и среду их обитания» - это

а) биогеохимическое определение биосферы

б) экосистемы

в) геохимическое определение биосферы

г) определение биогеоценоза

18. Границы биосферы

а) в атмосфере до 28 км, литосфере до 5 км, гидросфере до 15 км

б) в атмосфере до 11 км, литосфере до 7 км, гидросфере до 22 км

в) в атмосфере до 22 км, литосфере до 7 км, гидросфере до 11 км

г) в атмосфере до 12 км, литосфере до 10 км, гидросфере до 24 км

19. К компонентам биосферы не относится

а) биомасса, косное вещество

б) биогенное, биокосное вещество

в) радиоактивные, рассеянные атомы

г) базальт, биомасса

20. Совокупность всех живых организмов планеты – это

а) биомасса

б) биогенное вещество

в) биокосное вещество

г) витасфера

21. Горные породы, не связанные по своему происхождению с живыми организмами - это

а) гранит

б) базальт

в) биокосное вещество

г) косное вещество

22.Вещество, образованное при участии живых организмов - это

а) биогенное вещество

б) биомасса

в) биокосное вещество

г) косное вещество

23.Вещество, образованное с участием живых организмов и косного вещества – это

а) биогенное

б) биокосное

в) гетерогенное

г) гомогенное

24. Функцией биомассы не является

а) газовая, концентрационная

б) энергетическая, дистракционная

в) окислительно-восстановительная

г) выделительная

25. Миграция газов и их превращения между живым веществом и газовой компонентой биосферы – это функция живого

а) газовая

б) концентрационная

в) деструкционная

г) энергетическая

26. Способность живых организмов аккумулировать химические элементы из внешней среды- это функция живого

а) газовая

б) энергетическая

в) деструкционная

г) концентрационная

27. Способность живых организмов совершать различные химические превращения – это функция живого

а) энергетическая

б) газовая

в) окислительно-восстановительная

г) концентрационная

28. Аккумуляция солнечной энергии растениями – это функция живого

а) энергетическая

б) окислительная

в) восстановительная

г) концентрационная

29. Разрушение и гниение погибших организмов – это функция живого

а) газовая

б) деструкционная

г) окислительная

д) энергетическая

30. Круговорот активных элементов в биосфере - это

а) окисление

б) восстановление

в) разложение

г) миграция атомов

31. Часть биосферы, где сосредоточена основная масса живых организмов, называется

а) витасфера

б) литосфера

в) плодородный слой земли

г) агроценоз

32. Биогеоценоз не характеризуется

а) однородным растительным миром

б) однородным животным миром

в) однородными свойствами почвы и климатическими условиями

г) малой численностью видов и способностью к саморегуляции

33. Блоком биогеоценоза не является

а) автотрофный

б) гетеротрофный

в) косный

г) миксотрофный

34. Блок, включающий фото- или хемосинтетиков, называется

а) хемосинтезирующим

б) автотрофным

в) фотосинтезирующим

г) смешанным

35. Блок, включающий жи­вые организмы, использующие готовые органические вещества, называется

а) автотрофным

б) хемотрофным

в) гетеротрофным

г) косным

36. В состав гетеротрофного блока входят

а) консументы и биоредуценты

б) продуценты и консументы

в) биотоп и биоредуценты

г) почва и продуценты

37.Консументы - это

а) автотрофы

б) сапрофиты

в) миксотрофы

г) гетеротрофы

38. Разложение мертвых органических веществ до минеральных, осуществляют

а) биоредуценты

б) автотрофы

в) паразиты

г) сапрофиты

39. Косный блок биогеоценоза – это

а) почва, животные

б) атмосфера, растения

в) почва, атмосфера, вода

г) вода, почва

40. Виды биогеоценозов

а) климаксовые, агроценозы

б) агроценозы, экотопы

в) агроценозы, фитоценозы

г) климаксовые, зооценозы

41. Характеристикой климаксовых биогеоценозов не является

а) возникли в процессе эволюции

б) состоят из большого количества видов

в) способны к саморегуляции

г) имеют короткие цепи питания

42. Характеристикой агроценозов не является

а) возникли при участии человека

б) состоят из небольшого числа видов

в) не способны к саморегуляции

г) устойчивы

43. Часть биосферы, включающая всё человечество планеты и результаты его деятельности, называется

а) витасфера

б) ноосфера

в) литосфера

г) агроценоз

44. П овышение содержания углекислого газа в атмосфере вызывает

а) парниковый эффект

б) накопление углекислого газа в тканях животных

в) появление «озонового экрана»

г) накопление углекислого газа в тканях растений

45. Загрязнение гидросферы не приводит к

а) гибели растений

б) дефициту питьевой воды

в) гибели животных

г) появлению парникового эффекта

46. Группой химических веществ, не загрязняющих гидросферу, являются

а) фенолы, смол цианиды

б) соли цветных металлов

в) щелочи, кислоты и соединения фтора

г) белки, углеводы

47. Биологическими последствиями загрязнения гидросферы является рост

а) наследственных хромосомных болезней

б) экологических болезней

в) наследственных цитоплазматических болезней

г) заболеваний желудочно-кишечного тракта

48. Примеры экологических болезней

а) болезнь Минамата и итай-итай

б) болезнь Паркинсона и фенилкетонурия

в) миаз и гемофилия

г) лямблиоз и синдром Альпорта

49. Последствия химического загрязнения литосферы не является

а) понижение уровня грунтовых вод

б) высыхание почвы

в) иссыхание водоемов

г) таяние льдов

50. Основными путями борьбы с загрязнениями окружающей среды не является

а) строительство очистных сооружений

б) разработка безотходных технологий

в) создание антимутагенов

г) строительство химических комбинатов



1-

11-

21-

31-

41-

2-

12-

22-

32-

42-

3-

13-

23-

33-

43-

4-

14-

24-

34-

44-

5-

15-

25-

35-

45-

6-

16-

26-

36-

46-

7-

17-

27-

37-

47-

8-

18-

28-

38-

48-

9-

19-

29-

39-

49-

10-

20-

30-

40-

50-



Задание № 2

Выпишите абиотические, биотические и антропогенные факторы среды из предложенного ряда: хищничество, вырубка лесов, влажность воздуха, температура воздуха, паразитизм, свет, строительство зданий, давление воздуха, конкуренция, выброс углекислого газа заводами, соленость воды.

Абиотические: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Биотические: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Антропогенные: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание № 3

Выберите правильное определение закона лимитирующего фактора:


А) оптимальное значение фактора наиболее важно для организма;

Б) из всех факторов, действующих на организм, наиболее важен тот, значение которого больше всего отклоняется от оптимального;

В) из всех факторов, действующих на организм, наиболее важен тот, значение которого меньше всего отклоняется от оптимального.



Задание № 4

В каждом примере выберите фактор, который можно считать ограничивающим существование организма в предлагаемых условиях:


А) Для растений в океане на глубине 6000 метров: вода, температура, углекислый газ, соленость воды, свет.

Б) Для растений в пустыне летом: температура, свет, вода.

В) Для птицы зимой в лесу: температура, пища, свет, кислород, влажность воздуха.

Г) Для речной обыкновенной щуки в Черном море: температура, свет, пища, соленость воды, кислород.

Д) Для кабана зимой в северной тайге: температура, свет, кислород, влажность воздуха, высота снежного покрова.











Задание № 5

С помощью рисунка обозначьте границы атмосферы и биосферы:



Слои атмосферы и биосферы

Границы (км)

  1. Стратосфера


  1. Озоновый слой


  1. Тропосфера


  1. Литосфера


  1. Гидросфера


  1. Земная кора


  1. Мантия




Задание № 6

Назовите три этапа эволюции биосферы:

  1. __________________________________________________________________________

  2. __________________________________________________________________________

  3. __________________________________________________________________________




Задание № 7

Определите верные утверждения:

  1. Суммарная биомасса организмов, обитающих на суше, намного больше чем сумма биомассы океанов.

- да, верно;

- нет, не верно.

  1. На суше суммарная биомасса растений, на два порядка ниже, чем животных.

- да, верно;

- нет, не верно.

  1. Более разнообразны по видовому составу на Земле животные.

- да, верно;

- нет, не верно.

  1. Среди животных значительно меньше представителей беспозвоночных, чем позвоночных.

- да, верно;

- нет, не верно.




Задание № 8

Дайте краткие ответы на следующие вопросы:


Какие вещества входят в состав биосферы?

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________


Какие важные события произошли в природной среде Земли в результате деятельности биоты?

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________


Изобразите в виде схемы влияние живого вещества на все компоненты окружающей природной среды. В свою очередь определите, какие природные условия обеспечивают существование жизни на нашей планете. Сделайте вывод.




Вывод: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


А. Платонов писал: "Человечество без облагораживания его животными и растениями погибнет, оскудеет, впадает в злобу и отчаяние, как одинокий в одиночестве". Разделяете ли вы эту точку зрения? Какое значение для человечества имеет разнообразие всего живого на Земле?

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________





ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЫ

Задание № 1

Разгадайте кроссворд и запишите ответы.

Кроссворд на тему «Биосфера»



  1. Химический элемент – основа органических соединений.

  2. Бактерии, способные усваивать азот воздуха.

  3. Биогенные элементы, необходимые организмам в очень небольших количествах.

  4. Зона океана, в глубь которой еще возможно проникновение солнечного света и, следовательно, возможен процесс фотосинтеза.

  5. Полезное ископаемое, продукт отмирания мхов.

  6.  Непрерывный процесс перемещения элементов из живой природы в не живую и обратно.

  7. Нижний слой атмосферы.

  8. Оболочка земли, населенная живыми организмами.

  9. Слой атмосферы, препятствующий проникновению к поверхности земли солнечной радиации.

  10. Совокупность органических веществ, определяющих плодородие почвы.

  11. Верхний плодородный слой земли.

  12. Превращение зелеными растениями лучистой энергии солнца в энергию химических связей органических веществ.

  13. Основатель учения о биосфере.



Задание № 2

Заполните таблицу

«Экологические факторы среды обитания»


Экологический фактор

Примеры

Проявление фактора


Абиотический фактор







Биотический фактор







Антропогенный фактор









Задание № 3

Заполните таблицу

«Вклад ученых в развитие учения о Ноосфере»


Ученый

(годы жизни)

Основные предположения о ноосфере
































Задание № 4

Заполните таблицу

«Основные среды жизни»


Физико-химические свойства

Особенности организмов (приспособления)

Примеры

организмов

ВОДНАЯ

1. Выталкивающая сила


2. Высокая плотность,

затрудняющая передвижение


3. Большая теплоемкость


4. Нехватка света на глубине


5. Кислород растворен в воде


6. Определенный солевой состав



НАЗЕМНО – ВОЗДУШНАЯ

1. Низкая плотность


2. Резкие перепады температур


3. Нехватка влаги



ПОЧВА

1. Небольшая амплитуда колебания температур


2. Отсутствие света


3. Низкое содержание кислорода и высокое – углекислого газа






ЖИВЫЕ ОРГАНИЗМЫ

1. Постоянство условий


2. Отсутствие света


3. Химическая агрессивность







Задание № 5

«Экологический глоссарий»

Дайте определение следующим терминам

1. Абиотический фактор




2. Антропогенный фактор




3. Атмосфера




4. Биосфера




5. Бентос




6. Биотический фактор




7. Биогенное вещество




8. Биоценоз




9. Биотоп




10. Биотический (биологический) круговорот




11. Биота




12. Биом




13. Биокосное вещество 




14. Биогеохимический круговорот (биогеохимический цикл) 




15. Гидросфера




16. Литосфера




17. Ноосфера




18. Экология




19. Экологические факторы




20. Экосистема










ПРИЛОЖЕНИЕ 1

«Биомасса организмов Земли»


Среда

Организмы

Масса, 1012 т

%

Суша

Растения

2,4

99,04

Животные

0,02

0,825

Океаны

Растения

0,0002

0,008

Животные

0,003

0,124

Суммарный

Общая биомасса

2,4232

100

ПРИЛОЖЕНИЕ 2













ПРИЛОЖЕНИЕ 3


РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ ТАБЛИЦЫ


Таблица- способ передачи содержания, заключающийся в организации структуры данных, в которой отдельные элементы помещены в ячейки, каждой из которых сопоставлена пара значений — номер строки и номер колонки. Таким образом, устанавливается смысловая связь между элементами, принадлежащими одному столбцу или одной строке.


Таблицы являются удобной формой для отображения информации. Но таблицы выполняют лишь тогда свою цель, когда между строчками и столбцами имеется смысловая связь, то есть информацию в них можно рассортировать неким образом, например, по дате или алфавиту.


Алгоритм составления

  1. Прочтите названия оглавлений таблицы.


  1. Прочтите текст учебника и с помощью карандаша, укажите в нем материалы к каждой графе

  2. Запишите в соответствующие графы таблицы указанные материалы из текста

  • сокращенном виде.

Рекомендации


  1. Таблица должна быть компактной и содержать только те исходные данные, которые непосредственно отражают исследуемое явление.


  1. Учитывайте признаки для сравнения, по которым имеет смысл сопоставить изучаемые явления.

  2. Прежде чем заполнять новую графу, внимательно перечитайте предыдущую.



























КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ


5 «Отлично» ставится в том случае, если обучающийся:


а) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий;


б) в представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи;

в) таблицы составил полностью, без недочетов;

г) сделал вывод по результатам работы.


4 «Хорошо» ставится в том случае, если обучающийся:


а) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий;

б) в представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи;


в) допустил не более двух ошибок в заполнении таблиц или допустил неточность в формулировании вывода.


3 «Удовлетворительно» ставится в том случае, если обучающийся:


а) в ходе составления таблицы допустил в общей сложности не более трех ошибок и одну неточность в формулировании вывода, или работа выполнена не полностью, однако объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы.


2 «Неудовлетворительно» ставится в том случае, если:


а) работа выполнена не полностью, и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов,

б) или таблицы заполнены с ошибками более, чем наполовину.

в) или учащийся совсем не выполнил работу



ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ

(ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ)

САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ АУДИТОРНОЙ РАБОТЫ


Задание № 1

Тест «Биосфера- Ноосфера»


1-а

11-а

21-г

31-а

41-г

2-а

12-а

22-а

32-г

42-г

3-г

13-г

23-б

33-г

43-б

4-в

14-б

24-г

34-б

44-а

5-г

15-г

25-а

35-в

45-г

6-а

16-а

26-г

36-а

46-г

7-г

17-а

27-в

37-г

47-б

8-в

18-в

28-а

38-а

48-а

9-а

19-г

29-б

39-в

49-г

10-г

20-а

30-г

40-а

50-г


Задание № 2

Абиотические: влажность воздуха, температура воздуха, свет, давление воздуха, соленость воды.

Биотические: хищничество, паразитизм, конкуренция.

Антропогенные: вырубка лесов, строительство зданий, выброс углекислого газа заводами.


Задание № 3

В) из всех факторов, действующих на организм, наиболее важен тот, значение которого меньше всего отклоняется от оптимального.

Задание № 4

1 – свет; 2 – вода; 3 – пища; 4 – соленость воды; 5 – высота снежного покрова.


Задание № 5

1.Стратосфера- 50 – 55 км

2.Озоновый слой- 10–15 км

3.Тропосфера- 20 - 50 км

4.Литосфера- 5 - 200 км

5.Гидросфера- 10-15 км

6.Земная кора- 50-200 км

7.Мантия- 30 до 2900 км

Задание № 6

Эволюция биосферы подразделяется на три этапа: образование биосферыэволюция организмовпоявление человека. Первый и второй этапы эволюции биосферы проходили исключительно по биологическим закономерностям, и поэтому они называются этапом биогенеза. Так как третий период связан с возникновением и развитием человеческого общества, он носит название ноогенеза.

На первом этапе образовалась первичная биосфера с биотическим круговоротом веществ. Этот этап начался приблизительно 3 млрд лет назад и продолжался до кембрийского периода палеозойской эры.

На втором этапе происходило усложнение биотической части биосферы- многоклеточных организмов. Этот этап начался 0,5 млрд лет назад с кембрийского периода и продолжался до появления современных людей.

Третий этап связан с появлением человеческого общества. Он начался приблизительно 40-50 тысяч лет тому назад и продолжается сегодня.


Задание № 7

1. да, верно

2. нет, не верно

3. да, верно

4. да, верно


Задание № 8

Какие вещества входят в состав биосферы?

В.И. Вернадский рассматривал биосферу как область жизни, включающую наряду с организмами и среду их обитания. Он выделил в биосфере семь разных, но геологически взаимосвязанных типов веществ. По В.И. Вернадскому, в состав биосферы входят следующие типы веществ.

1. Живое вещество – живые организмы, населяющие нашу планету (масса живого вещества составляет лишь 0,01% от массы всей биосферы).

2. Косное вещество – неживые тела, образующиеся в результате процессов, не связанных с деятельностью живых организмов (породы магматического и метаморфического происхождения, некоторые осадочные породы).

3. Биогенное вещество – неживые тела, образующиеся в результате деятельности живых организмов (некоторые осадочные породы: известняки, мел и др., а также нефть, газ, каменный уголь, кислород атмосферы и др.).

4. Биокосное вещество – биокосные тела, представляющие собой результат совместной деятельности живых организмов и геологических процессов (почвы, илы, кора выветривания и др.).

5. Радиоактивное вещество – атомы радиоактивных элементов – уран (238U и 235U), торий (232Th), радий (226Ra) и радон (222Rn и 220Rn), калий (40K), рубидий (87Rb), кальций (48Са), углерод (14С) и др.

6. Рассеянные атомы – отдельные атомы элементов, встречающиеся в природе в рассеянном состоянии (в таком состоянии часто существуют атомы микро- и ультрамикроэлементов: Mn, Со, Zn, Сu, Аu, Hg и др.)

7. Вещество космического происхождения – вещество, поступающее на поверхность Земли из космоса (метеориты, космическая пыль).

А.В. Лапо классифицировал вещество биосферы по трем основным параметрам:

а) характер вещества: живое или неживое;

б) градации по исходному материалу: образовавшееся из живого вещества – биогенное и образовавшееся из неживого вещества – абиогенное;

в) признак земного или внеземного происхождения.


Какие важные события произошли в природной среде Земли в результате деятельности биоты?

  1. был преобразован газовый состав первичной атмосферы;

  2. изменился химический состав вод первичного океана;

  3. образовались некоторые горные породы в литосфере (залежи железа, марганцевых руд, фосфоритов, бокситов, кремнистых и карбонатных пород);

  4. на поверхности суши возник почвенный покров;

  5. была создана испарительная поверхность в виде гигантской по площади суммарной листовой поверхности;

  6. сформировалась значительная часть наносов на Земле (80% мелкозема образовалось из монолитной горной породы);

  7. живое вещество контролирует глобальные циклы миграции биогенов, т. е. Веществ, концентрация которых во многом зависит от деятельности биоты).


Изобразите в виде схемы влияние живого вещества на все компоненты окружающей природной среды. В свою очередь определите, какие природные условия обеспечивают существование жизни на нашей планете. Сделайте вывод.



А. Платонов писал: "Человечество без облагораживания его животными и растениями погибнет, оскудеет, впадает в злобу и отчаяние, как одинокий в одиночестве". Разделяете ли вы эту точку зрения? Какое значение для человечества имеет разнообразие всего живого на Земле?

Произвольный ответ


ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ

(ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ)

САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЫ

Задание № 1

Кроссворд на тему «Биосфера»


1. углерод

6. круговорот

11. почва

2. азотфиксирующие

7. тропосфера

12. фотосинтез

3. микроэлементы

8. биосфера

13. Вернадский

4. фотическая

9. озоновый


5. торф

10. гумус




Задание № 2

«Экологические факторы среды обитания»


Экологический фактор

Примеры

Проявление фактора

Абиотический фактор

Все свойства неживой природы, прямо или косвенно влияющие на живые организмы (свет, температура, радиация, давление, влажность воздуха, солевой состав воды, рельеф местности и т.д.).


Действие факторов неживой природы зависит от климатических условий среды обитания. Одним из них является солнечный свет. От его количества зависит интенсивность фотосинтеза, а значит и насыщенность воздуха кислородом. Именно это вещество необходимо живым организмам для дыхания. К абиотическим факторам относятся также температурный режим и влажность воздуха. От них зависит видовое разнообразие и вегетационный период растений, особенности жизненного цикла животных. Живые организмы по-разному приспосабливаются к данным факторам. К примеру, большинство покрытосеменных деревьев сбрасывают на зиму листву, чтобы избежать излишней потери влаги. Растения пустынь имеют стержневую корневую систему, которая достигает значительных глубин. Это обеспечивает их необходимым количеством влаги. Первоцветы успевают за несколько весенних недель вырасти и отцвести. А период засушливого лета и холодной малоснежной зимы они переживают под землей в виде луковицы. В этом подземном видоизменении побега накапливается достаточное количество воды и питательных веществ.


Биотический фактор

Прямые и опосредованные формы воздействия живых существ друг на друга. Фитогенные: растительные организмы,

Зоогенные: животные организмы.





Каждый организм постоянно испытывает на себе прямое или косвенное влияние других существ, вступает в связь с представителями своего вида и других видов – растениями, животными, микроорганизмами, зависит от них и сам оказывает на них в определенных случаях влияния. Обитая в общем биогеоценозе, белки и лоси никак не взаимодействуют. Однако на них действует общее количественное соотношение в биологическое системе- такое проявление называется нейтрализм и встречается крайне редко. Биотическим фактором является и комменсализм. К примеру, когда олени разносят плоды репейника, они не получают от этого ни пользы, ни вреда. При этом они приносят значительную пользу, расселяя многие виды растений. Между организмами часто возникают и взаимовыгодные отношения. Их примерами является мутуализм и симбиоз. В первом случае происходит взаимовыгодное сожительство организмов разных видов. Типичным примером мутуализма являются рак-отшельник и актиния. Ее хищный цветок является надежной защитой членистоногого животного. А раковину актиния использует в качестве жилища. Более тесным взаимовыгодным сожительством является симбиоз. Его классическим примером являются лишайники. Эта группа организмов представляет собой совокупность нитей грибов и клеток сине-зеленых водорослей. Биотические факторы, примеры которых мы рассмотрели, можно дополнить и хищничеством. При этом типе взаимодействий организмы одного вида являются пищей для других. В одном случае хищники нападают, умерщвляют и поедают свою жертву. В другом - занимаются поиском организмов определенных видов.


Антропогенный фактор

Факторы человеческой деятельности.




Человек вызывает серьезные изменения в биогеоценозах. При этом изменения, производимые им, создают для одних видов благоприятные условия развития, а для других – неблагоприятные. В результате между видами возникают новые численные отношения, перестраиваются пищевые цепи, появляются приспособления, необходимые для существования организмов в измененной среде. Основными из многочисленных примеров антропогенного воздействия являются: вырубка лесов, неограниченная распашка земель, истребление многих видов растений и животных, неразумное природопользование и т.д.


Задание № 3

«Вклад ученых в развитие учения о Ноосфере»


Ученый

(годы жизни)

Основные предположения о ноосфере

Вернадский Владимир Иванович

Годы жизни:

28 февраля 1863-

6 января 1945 гг.

Предполагал, что переход в стадию ноосферы будет длительным и признал необходимость изменения способа существования человечества. Ученый утверждал, что свободная мысль личности определяет жизнь человечества, которое в целом становится мощной геологической силой. Перед человеком, его мыслью и трудом становится вопрос о перестройке биосферы в интересах человечества как единого целого. Разум человека должен контролировать мощь его воздействия на природу. Функцией ноосферы является сохранение и развитие здоровья человека, благополучие всего человечества.

Эдуар Луи Эмманюэль Жюльен Леруа

Годы жизни:

18 июня 1870 — 11 ноября 1954

Впервые слово и понятие «Ноосфера» прозвучало в стенах известного учебного заведения Парижа - в Колледже де Франс - на лекциях 1927-1928 учебного года из уст философа и математика Эдуарда Леруа. При этом соавтором ноосферной концепции был объявлен его друг и единомышленника Пьера Тайяра де Шардена, палеонтолога и философа. Оба французы обосновали свою идею, опираясь на понятие биосферы и живого вещества в том смысле, как их развил Вернадский в своих знаменитых лекциях в Сорбонне в 1922-1923 годах. По мнению Леруа и Тайяра де Шардена, появление человека в ряде восходящих форм означает, что "эволюция переходит к применению новых средств чисто психического порядка "Действительно, эволюция в лице человеку создала принципиально новое орудие для своего дальнейшего развития, подготовленное длительным процессом совершенствования нервной системы. Это особая духовно - психическая способность, которой до этого в природе не существовало: разум рефлективного типа, обладающий самосознанием, способностью к глубинного познания самого себя и мира. Это уже " не простое изменение степени, а изменение состояния ", которая состоялась как внутренне закономерное, естественное явление. В более поздней работе " Место человека в природе" Тайяра де Шарден поставил вопрос о происхождении и сущности жизни, а затем и человека в общем космическом процессе усложнения материи (тенденция к усложнению химических соединений: атомы, молекулы, клетки, многоклеточные и т.д.). 




Пьер Тейяр де Шарден

Годы жизни:

1 мая 1881 – 10 апреля 1955 гг.

Дмитрий Николаевич Анучин

Годы жизни:

27 августа 1843 – 4 июня 1923 гг.

В 1902 году, известным ученым, Дмитрием Николаевичем Анучиным было высказано предположение о том, что все компоненты Земли, включая гидро-, атмо-, био- лито- и педиосферу(почвенную сферу), а также и антропосферу являются результатом деятельности разнообразных теллурических (земных) и космических сил. В связи, с чем появилась необходимость уточнить содержание термина, обозначающего комплекс всех имеющихся оболочек Земли, определить строение и взаимосвязи биосферы как с «внутренними» компонентами, так и с окружающей средой. 



Задание № 4

«Основные среды жизни»


Физико-химические свойства

Особенности организмов (приспособления)

Примеры

организмов

ВОДНАЯ

1. Выталкивающая сила


2. Высокая плотность,

затрудняющая передвижение


3. Большая теплоемкость


4. Нехватка света на глубине


5. Кислород растворен в воде


6. Определенный солевой состав

Обтекаемая, продолговатая форма тела, плавучесть, слизистые покровы, развитие воздухоносных полостей, осморегуляция.

Гидробионты

жук-плавунец, беззубка, щука, дельфин, мурена.

НАЗЕМНО – ВОЗДУШНАЯ

1. Низкая плотность


2. Резкие перепады температур


3. Нехватка влаги

Выработка опорного скелета, механизмов терморегуляции, экономичного расходования воды, высокая эффективность окислительно-востановительных процессов, развиты органы усвоения атмосферного кислорода.

Аэробионты

лось, бабочка-аполлон, чайка, летучая мышь, комодский варан.

ПОЧВА

1. Небольшая амплитуда колебания температур


2. Отсутствие света


3. Низкое содержание кислорода и высокое – углекислого газа

Вальковатая форма тела, малые размеры, прочные покровы тела, кожное дыхание редукция органов зрения, у некоторых имеется копательный аппарат, развита мускулатура.

Эдофобионты

крот, дождевой червь, жук-навозник и почвенные простейшие.





ЖИВЫЕ ОРГАНИЗМЫ

1. Постоянство условий


2. Отсутствие света


3. Химическая агрессивность

Упрощение всех систем органов, редукция некоторых из них, появление органов прикрепления, высокая плодовитость, сложный цикл развития с участием одного или нескольких хозяев.

Эндобионты

Анаэробы

токсокары, человеческая аскарида, лентец широкий, лямблии, бычий цепень.


Задание № 5

Экологический глоссарий

1. Абиотический фактор

все свойства неживой природы, прямо или косвенно влияющие на живые организмы.

2. Антропогенный фактор

фактор человеческой деятельности.

3. Атмосфера

газообразная оболочка планеты, состоящая из смеси различных газов, водяных паров и пыли.

4. Биосфера

своеобразная оболочка Земли, содержащая всю совокупность живых организмов и ту часть вещества планеты, которая находится в непрерывном обмене с этими организмами.

5. Бентос

совокупность растений (фитобентос) и животных (зообентос), ведущих донный образ жизни.

6. Биотический фактор

совокупность влияния жизнеде­ятельности одних организмов на другие.

7. Биогенное вещество

создается и перерабатывается жиз­нью, совокупностями живых организмов, например, нефть, ка­менный уголь, известняки и др.

8. Биоценоз

совокупность популяций всех видов живых организмов, населяющих определенную географическую тер­риторию, отличающуюся от других соседних территорий по химическому составу почв, вод, а также по ряду физических показателей (высота над уровнем моря, величина солнечного облучения и т. д.).

9. Биотоп

однородный в экологическом отношении учас­ток земной поверхности (территории или акватории), занятый одним биоценозом.

10. Биотический (биологический) круговорот

циркуляция веществ между почвой, растениями, животными и микроорга­низмами.

11. Биота

совокупность видов организмов какой-либо круп­ной территории, например, биота тундры и т. д.

12. Биом

совокупность сообществ организмов (экосистем) ка­кой-либо крупной территории, например, природной зоны: биом тундры, тайги и т. п.

13. Биокосное вещество 

создается в биосфере одновремен­но живыми организмами и косными процессами, представляя системы динамического равновесия тех и других (почва, кора выветривания, природные воды, свойства которых зависят от деятельности на Земле живого вещества).

14. Биогеохимический круговорот (биогеохимический цикл) 

обмен химических элементов между живыми организмами и неорганической средой, различные стадии которого прохо­дят внутри экосистемы.

15. Гидросфера

совокупность всех вод Земли: материковых (глубинных, почвенных, поверхностных), океанических, атмос­ферных.

16. Литосфера

верхняя «твердая» оболочка Земли, постепен­но переходящая с глубиной в сферы с меньшей прочностью вещества. Включает земную кору и верхнюю мантию Земли.

17. Ноосфера

сфера разума. Гипотетическая стадия развития биосферы, когда разумная деятельность человека станет глав­ным определяющим фактором ее устойчивого развития.

18. Экология

это наука, изучающая отношения организмов между собой и с окружающей средой, или наука, изучающая условия существования живых организмов, взаимосвязи со средой, в которой они обитают.

19. Экологические факторы

отдельные свойства или элементы среды, воздействующие на организмы.

20. Экосистема

любое сообщество живых существ и его среда обитания, объединенные в единое функциональное целое, возникающее на основе взаимозависимости и причинно-следственных связей, существующих между отдельными экологическими компонентами.





СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Блинов Л.Н., Перфилова И.Л., Юмашева Л.В. Экологические основы природопользования [Текст]: Практикум/ Н.Л. Блинов, [и д.р.]– М.: Издательство Дрофа, 2015

  2. Гальперин М.В. Экологические основы природопользования [Текст]: учебник для студентов учреждений сред. проф. образования / М.В. Гальперин. 2-е изд. - М.: Издательство Дрофа, 2015

  3. Кузнецов Л.М., Шмыков А.Ю., Курочкин В.Е. Экологические основы природопользования. Учебник для СПО [Текст]: учебник/ Л.М. Кузнецов,

[и д.р.]– М.: Издательство Юрайт, 2017 Павлова, Е. И. Общая экология: учебник и практикум для СПО / Е. И. Павлова, В. К. Новиков — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 190 с.

  1. Chapman, J. L. Ecology/J. L. Chapman, M. J. Reiss. – Cambridge University Press; 2nd Edition. – 2016. - 336 p


Электронные источники:

  1. Экопортал. Вся экология [Электронныйресурс],- http://ecoportal.su/- статья в интернете.

  2. Экопортал. Экологические проблемы современности. [Электронныйресурс] https://ecoportal.info - статья в интернете.

  3. Экопортал. «Мединфо.ру». [Электронныйресурс], http://www.medinfo.ru/ecolog - статья в интернете.















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!