СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая тетрадь является путеводителем для подготовке и анализу современного урока в условиях реализации ФГОС ООО.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЛИЦЕЙ № 15» Г. БЕРЕЗОВСКИЙ
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
УЧИТЕЛЯ
« Проектирование и анализ современного урока в
условиях реализации ФГОС ООО »
Автор-составитель:
Левицкая Елена Викторовна,
учитель физики
высшая квалификационная категория
Березовский 2018 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение …………………………………………………………………………3
Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по
ФГОС ……………………………………………………………………………4
Требования к результатам образования ……………………………………..6
Виды универсальных учебных действий (УУД)……………………………..6
Современные подходы к уроку………………………………………………7
Осмысление и формулировка целей и результатов урока…………………...8
Определение технологии, методов и приемов обучения…………………….9
Классификация уроков…………………………………………………………9
Структура урока………………………………………………………………...13
Практические советы при подготовке к уроку…………………………… .14
Технологическая карта урока и ее структура………………………………….23
Дидактические приемы обучения………………………………………….... ...24
Анализ урока по ФГОС …………………………………………………………32
Психолог рекомендует……………………………………………………….. 34
Список используемой литературы ……………………………………………..36
Приложения …………………………………………………………………….35
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня в системе общего образования происходят существенные
изменения, связанные с поэтапным переходом на федеральные
государственные образовательные стандарты. С 1 сентября 2015г.
осуществляется переход на ФГОС основного общего образования. Переход на ФГОС предполагает обеспечение нового качества общего образования,
поэтому особенно важно определить и обосновать цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на основной ступени обучения в соответствии с ФГОС основного общего образования.
Введение стандарта во многом изменит школьную жизнь ребенка. Речь
идет о новых формах организации обучения, новых образовательных
технологиях, новой открытой информационно-образовательной среде. Именно поэтому в стандарт, например, введена Программа формирования
универсальных учебных действий, а учебные программы ориентированы на
развитие самостоятельной учебной деятельности школьника (на такие виды
учебной и внеурочной деятельности, как учебное проектирование,
моделирование, исследовательская деятельность, ролевые игры и др.).
Принципиальным отличием ФГОС является их ориентация на достижение
не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на
формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности. Универсальные учебные действия – это действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
Рабочая тетрадь учителя «Проектирование и анализ современного урока в условиях реализации ФГОС ООО» является путеводителем при подготовке и проведении урока, где представлены готовые теоретические и практические материалы.
Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по
ФГОС
Предмет | Традиционная | Деятельность учителя, работающего |
Подготовка к | Учитель пользуется | Учитель пользуется сценарным планом |
| При подготовке к | При подготовке к уроку учитель |
Основные этапы | Объяснение и | Самостоятельная деятельность |
Главная цель | Успеть выполнить все, | Организовать деятельность детей: |
Формулирование | Формулировки: | Формулировки: проанализируйте, |
Форма работы на | Преимущественно | Преимущественно групповая и/или |
Нестандартное |
| Учитель ведет урок в параллельном |
Взаимодействие с родителями учащихся | Происходит в виде лекций .родители не включены в образовательный процесс | Информированность родителей учащихся .которые имеют возможность участвовать в образовательном процессе. Общение учителя с |
Образовательная | Создается учителем. | Создается учащимися (дети |
Результаты | Предметные | Не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные |
| Нет портфолио | Создание портфолио |
| Основная оценка – | Ориентир на самооценку учащегося, |
| Важны положительные | Учет динамики результатов обучения |
Требования к результатам образования
Стандарт устанавливает требования к результатам освоения
обучающимися основной образовательной программы основного общего
образования:
личностным, включающим готовность и способность обучающихся к
саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их
мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности,
системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностносмысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;
метапредметным, включающим освоенные обучающимися
межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные,
познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной,познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории;
предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области,
виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета,
его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и
социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления,
научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений,
владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и
приемами.
Виды универсальных учебных действий (УУД)
Личностные:
обеспечивают ценностную ориентацию детей: знание моральных норм и
умение им следовать (взаимопомощь, правдивость, ответственность); умение
соотносить свои поступки с этическими чувствами (вина, совесть, стыд);
желание и умение видеть нравственный аспект своих поступков; желание и
умение ответить на вопрос, какое значение и какой смысл имеют для него те
или иные знания.
Регулятивные:
обеспечивают школьнику организацию учебной деятельности.
- целеполагание как способность принять учебную задачу на основании того,
что уже известно и усвоено, и того, что ещѐ не известно;
-планирование как способность самостоятельно определять
последовательность выполнения действий;
- контроль как способность сличения способа действия и его результата с
заданными эталонами;
- саморегуляция как способность начинать и заканчивать учебные действия в
нужный момент;
- коррекция как способность исправлять промежуточные и конечные
результаты своих действий, а также возможные ошибки;
- самооценка как способность осознать то, что уже усвоено, и то, что ещѐ
нужно усвоить, способность осознать уровень усвоения.
Коммуникативные:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
(например, распределение ролей при парной, групповой или коллективной
работе);
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
- умение разрешать конфликтные ситуации, принимать решение, брать
ответственность на себя.
Познавательные:
включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации,
ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические
действия и операции, способы решения задач.
Современные подходы к уроку
В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:
-формирование готовности к саморазвитию и непрерывному
образованию;
-проектирование и конструирование социальной среды развития
обучающихся в системе образования;
-активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
-построение образовательной деятельности с учетом индивидуальных
возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
Осмысление и формулировка целей и результатов урока
Под целью урока понимают «заранее запрограммированный
учителем результат, который должен быть достигнут учителем и
учащимися в конце урока». Выделяют триединую цель урока, отражая в ней
аспекты образовательного процесса: образовательный, воспитательный и
развивающий.
В связи с принятием ФГОС ООО подход к определению целей
урока изменился. Цели должны быть ориентированы на три группы
результатов обучения: личностные, метапредметные, предметные.
Так, образовательная цель урока должна быть ориентирована
на предметные результаты обучения, которые характеризуют опорную
систему учебных действий в отношении опорного учебного материала.
Подробный их перечень приводится в блоках «Выпускник научится» к
каждому разделу примерной программы.
Образовательная цель современного урока может формулироваться относительно не только опорных результатов, но и тех, которые
расширяют, углубляют опорную систему знаний, умений, развивают
личностные характеристики обучающихся. Данные характеристики
приводятся в «Планируемых результатах» в блоке «Выпускник получит
возможность научиться». Цели, направленные на эти результаты,
определяются не для всех учащихся и требуют применения индивидуального подхода. Кроме образовательной цели, учитель реализует развивающую
цель, ориентированную на достижение метапредметных результатов. Эти
результаты представлены регулятивными, познавательными,
коммуникативными универсальными учебными действиями.
Воспитательная цель урока определяется в понятиях, отражающих
личностные результаты, таких как эмоционально-эмоционально-ценностное отношение, внутренняя позиция школьника, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение.
Определение технологии, методов и приемов обучения
Чтобы достигнуть намеченных результатов урока, учитель организует деятельность учащихся посредством методов и приемов.
Само понятие метод определяется в дидактике:
а) как путь, способ взаимосвязанной деятельности учителя и
учащихся, ведущий к достижению целей (результатов) обучения;
б) как совокупность приемов и операций
Прием характеризуется как конкретный способ организации
деятельности участников образовательного процесса, как составная часть
содержания метода.
Ученые насчитывают до 50 различных методов, которые классифицируются по разным основаниям: по дидактической цели, по
характеру познавательной деятельности учащихся и др.
Под технологией обучения понимают совокупность способов организации деятельности учителя и учащихся, обеспечивающих эффективность обучения.
Классификация уроков
Урок — это форма организации обучения с группой учащихся одного возраста, постоянного состава, с единой для всех программой обучения.
Сущность урока в процессе обучения – коллективно-индивидуальное взаимодействие учителя и учащихся, в результате которого происходит усвоение учащимися знаний, умений и навыков, развитие их способностей, опыта деятельности, общения и отношений, а также совершенствование педагогического мастерства учителя.
Из чего следует исходить при выборе типа урока? Выбирая тот или иной тип урока, учитель ориентируется на определенную классификацию, этап изучения темы, учитывает рекомендации авторов УМК, следует собственным предпочтениям и т.п. Если учитель работает по УМК, авторы которого предлагают определенную классификацию как обязательную, то учителю целесообразно последовать рекомендациям авторов.
Однако не все авторы УМК ориентируют учителя на конкретную
классификацию уроков: он может самостоятельно принимать решение о том,
на какую из имеющихся типологий ему следует ориентироваться. В условиях
принятия ФГОС ООО предпочтение целесообразно отдать тем
классификациям, которые способствуют реализации системнодеятельностного подхода.
Деятельностный подход отражает и классификацию уроков, построенную в соответствии с технологией деятельностного метода. Автор данной классификации − Л. Г. Петерсон.
Классификация, построенная на основе технологии деятельностного метода,
включает такие уроки, как:
–урок «открытия» нового знания;
– урок рефлексии, где учащиеся закрепляют свое умение применять новые
способы действия в стандартных условиях, учатся самостоятельно выявлять,
исправлять ошибки, корректировать свою учебную деятельность;
–урок развивающего контроля, на котором учащиеся учатся контролировать результаты своей учебной деятельности;
–урок систематизации знаний, предполагающий структурирование и систематизацию знаний по изучаемым предметам.
Цели уроков выделенных типов:
Урок «открытия» нового знания.
Деятельностная цель: формирование умений реализации новых способов действий.
Содержательная цель: формирование системы математических понятий.
Урок рефлексии.
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей
к выявлению причин затруднений и коррекции собственных действий.
Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция
изученных способов действий – математических понятий, алгоритмов
т.д.
Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности).
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей
к структурированию и систематизации изучаемого предметного
содержания и способностей к учебной деятельности.
Содержательная цель: выявление теоретических основ развития
содержательно-методических линий школьного курса математики и
построение обобщённых норм учебной деятельности.
Урок развивающего контроля.
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей
к осуществлению контрольной функции.
Содержательная цель: контроль и самоконтроль изученных
математических понятий и алгоритмов.
Технология проведения уроков каждого типа реализует деятельностный метод обучения.
Далее более подробно описаны этапы урока «открытия» нового знания.
Урок ОНЗ на основе системно- деятельностного подхода
(базовый уровень)
Название и цели каждого этапа в структуре урока |
I Организационный момент |
1) Организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок. 2) Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс. |
II Актуализация знаний |
1) Организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для проблемного изложения нового знания. 2) Актуализировать мыслительные операции, необходимые для проблемного изложения нового знания. 3) Организовать фиксацию затруднений в выполнении учащимися индивидуального задания или в его обосновании. |
III Проблемное объяснение нового знания |
1)Зафиксировать причину затруднения. 2)Сформулировать и согласовать цели урока. 3)Организовать уточнение и согласование темы урока. 4)Организовать подводящий или побуждающий диалог по проблемному объяснению нового знания. 5)Организовать использование предметных действий с моделями, схемами, формулами, свойствами и пр. 6)Соотнесение нового знания с правилом в учебнике 7) Организовать фиксацию преодоления затруднения. |
IV Первичное закрепление во внешней речи |
1) Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи: - фронтально; - в парах или группах. |
V Самостоятельная работа с самопроверкой |
1) Организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия. 2) Организовать самопроверку самостоятельной работы. 3) По результатам выполнения самостоятельной работы организовать выявление и исправление допущенных ошибок. 4) По результатам выполнения самостоятельной работы создать ситуацию успеха.
|
VI Включение нового знания в систему знаний и повторение |
1) Организовать выявление типов заданий, где возможно использование нового способа действия. 2) Организовать повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности. |
VII Итог урока |
1) Организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке. 2) Организовать фиксацию степени соответствия результатов деятельности на уроке и поставленной цели. 3) Организовать проведение самооценки учениками работы на уроке. 4) По результатам анализа работы на уроке зафиксировать направления будущей деятельности. 5) Организовать обсуждение и запись домашнего задания. |
Структура урока
При проектировании урока одним из важных шагов учителя является
определение структуры урока. Под структурой урока понимают совокупность элементов урока, обеспечивающих его целостность и сохранение основных характеристик при различных вариантах сочетания.
В структуре любого урока принято выделять инвариантную
(относительно постоянную) и вариативную части.
Инвариантными компонентами уроков считается оргмомент,
подведение итогов урока и домашнее задание.
Все остальные части урока вариативны и зависят от типа урока,
содержания изучаемого материала, этапа изучения темы, от типа обучения.
Итак, обобщим сказанное о проектировании структуры урока.
Этап работы над проектом урока предполагает следующие важные шаги:
1) принятие решения о том, какому подходу следовать в проектировании структуры урока;
2) уточнение того, какие этапы выделяются в данном типе урока авторами учебника, методических рекомендаций и т.п.;
3) проектирование этапов урока в соответствии с выбранной
позицией, типом урока и конкретным его содержанием.
/Урок русского языка в начальной школе. Разработка технологической
карты урока : учеб. пособие по методике обучения русскому языку и
литературе / О. С. Арямова, С. А. Климова, Л. Д. Мали, Н. И. Наумова ; под
ред. Н. И. Наумовой. – Пенза : Изд-во ПГУ, 2013. – 142 с./
Практические советы при подготовке к уроку
1. С чего надо начать подготовку к уроку?
- четко определить и сформулировать тему урока;
- определить место темы в учебном курсе;
- определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок;
- обозначить для себя ту часть учебного материала, которая будет
использована в дальнейшем.
2.Зачем урок вообще нужен? Необходимо определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока. В связи с этим надо определить образовательную, развивающую и воспитательную цели урока.
3.Спланировать учебный материал. Что для этого надо?
- Подобрать литературу по теме. При этом, если речь идет о новом
теоретическом материале, следует постараться, чтобы в список вошли
вузовский учебник, энциклопедическое издание, монография (первоисточник),научно-популярное издание.
- Подобрать учебные задания, целью которых является узнавание нового материала, воспроизведение, применение знаний в новой ситуации,
применение знаний в незнакомой ситуации, творческий подход к знаниям.
Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом «от
простого к сложному». Составить три набора заданий: задания, подводящие
ученика к воспроизведению материала; задания, способствующие осмыслению материала учеником; задания, способствующие закреплению материала учеником.
4. Продумать «изюминку» урока. Каждый урок должен содержать что то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников, то, что они будут
помнить, когда все забудут. Это может быть интересный факт, неожиданное
открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному.
5. Сгруппировать отобранный учебный материал. Для этого подумать,
в какой последовательности будет организована работа с отобранным
материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности учащихся.
Главное при группировке материала – умение найти такую форму организации
урока, которая вызовет повышенную активность учащихся, а не пассивное
восприятие нового.
6. Спланировать контроль деятельности учащихся на уроке.
Для того, чтобы эффективно осуществлять контроль учебной
деятельности учащихся, необходимо продумать, что контролировать, как
контролировать, как использовать результаты контроля.
7. Подготовить оборудование для урока. Составить список
необходимых учебно-наглядных пособий, приборов, компьютерной техники и
т. д.
8. Продумать задания на дом: его содержательную часть, а так же
рекомендации для его выполнения.
9. При подготовке к уроку учителю следует учитывать:
Принципы современного урока | 1. Изменение парадигмы образования: от знаниевой к |
Типологию урока с точки зрения | - Урок «открытия» нового знания (имеет целью изучение и |
Требования к содержанию урока | -научность; |
Требования к методике проведения урока | - Применяемые на уроке методы и приемы обучения должны |
Методы, способы и технологии, позволяющие достигать поставленных целей | -Технология «критического мышления» |
Формы организации занятий, в которых учащийся мог бы максимально проявить свои способности | 1.Самостоятельная индивидуальная работа, а также работа в 8. Проблемное обучение – учащиеся помещаются в условия, где им |
Образовательные ситуации с целью создания развивающей среды | 1. Мотивация учащихся на реализацию той или иной работы, учебная работа учащегося, 6. Формирование понятий и организации на их основе своих 7. Система оценивания, которая позволяет и помогает учащемуся |
Типологию учебных ситуаций | - Ситуация - проблема (прототип реальной проблемы, которая |
Действия учителя, направленные на создание развивающей среды | - Демонстрировать учащимся, что осознание того, что «я чего-то не поставленных целей. - Побуждать к постановке трудных, но реалистичных целей. - Учить задавать вопросы и высказывать предложения. - Позволять учащимся брать на себя ответственность за конечный - Поддерживать учащихся, когда они делают ошибки и помогать |
Этапы современного урока и | На каждом этапе урока предполагается организация познавательной 1. Основной целью этапа мотивации к учебной деятельности является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной - актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»);
|
2. Основной целью этапа актуализации и пробного учебного действия является подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового Для этого необходимо, чтобы учащиеся: - попытались самостоятельно выполнить индивидуальное задание на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке; - зафиксировали возникшее затруднение в выполнении пробного действия или его обосновании. | |
3. Основной целью этапа выявления места и причины затруднения - соотнесли свои действия на этом шаге с изученными способами и зафиксировали, какого знания или умения недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа (причина затруднения). | |
4. Основной целью этапа самостоятельной работы с самопроверкой - организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых | |
Профессиональные позиции учителя | Организатор деятельности, консультант, тьютор, организатор рефлексии, эксперт, партнер. |
Позицию учителя и ученика в | Учитель и ученик должны стать партнерами в образовательном |
Динамичную структуру современного урока | Учителем должны использоваться разнообразные операции, объединенные в целесообразную деятельность. |
Технологическая карта урока и ее структура
Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся и т.д.
Форма записи урока в виде технологической карты дает возможность максимально детализировать его еще на стадии подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных средств, видов и подходов к организации учебной деятельности на каждом этапе урока. Это, в свою очередь, позволяет учителю начальных классов оценить рациональность отбора содержания материала, адекватность применяемых форм и методов работы в их совокупности.
Технологическая карта урока – это обобщенно-графическое выражение сценария урока, основа его проектирования, средство представления индивидуальных методов работы учителя начальной общеобразовательной школы. Технологическая карта урока может быть составлена в виде таблицы, в которой фиксируются узловые блоки:
– блок целеполагания (что необходимо сделать, воплотить)
Тема урока.
Цель урока.
Планируемые результаты урока.
– инструментальный блок (какими средствами это может быть достигнуто)
Задачи урока.
Тип урока.
Учебно-методический комплекс урока.
– блок организационно-деятельностный (структуризация на действия и операции)
Основные понятия
Организация пространства
Межпредметные связи
Действия обучающихся
Диагностика результатов урока
Домашнее задание
Варианты технологических карт прилагаются в приложении №1.
Дидактические приемы обучения
Вариант 5
Прием “Да-нет”
Описание: универсальный прием технологии ТРИЗ: способен увлечь и
маленьких, и взрослых; ставит учащихся в активную позицию. Формирует
следующие универсальные учебные действия:
умение связывать разрозненные факты в единую картину;
умение систематизировать уже имеющуюся информацию;
умение слушать и слышать друг друга.
Учитель загадывает нечто (число, предмет, литературного героя, историческое
лицо и др.). Учащиеся пытаются найти ответ, задавая вопросы, на которые
учитель может ответить только словами: "да", "нет", "и да и нет".
Пример. На уроке по теме ―Планета Земля‖ загадывается определенная
планета, и ребята начинают задавать учителю вопросы:
Это планета земной группы? - нет;
Это планета – гигант? – да;
Эта планета имеет гигантские кольца? – нет;
Это самая большая планета? – да.
Ребята делают вывод, что это планета Юпитер.
Прием "Инсерт"
Описание: прием технологии развития критического мышления. Используется для формирования такого универсального учебного действия как умение систематизировать и анализировать информацию. Авторы приема - Воган и Эстес.
"Инсерт" - это:
I - interactive - самоактивизирующая
N - noting
S - system - системная разметка
E - effective - для эффективного
R - reading - чтения
T - thinking - и размышления
Прием используется в три этапа:
1. В процессе чтения учащиеся маркируют текст значками (" V " - уже
знал; " + " - новое; " - " - думал иначе; " ? " - не понял, есть вопросы);
2. Затем заполняют таблицу, количество граф которой соответствует
числу значков маркировки;
3. Обсуждают записи, внесенные в таблицу.
Таким образом, обеспечивается вдумчивое, внимательное чтение, делается
зримым процесс накопления информации, путь от старого знания к новому.
Прием “Шаг за шагом”
Описание: прием интерактивного обучения. Используется для активизации
полученных ранее знаний. Автор - Е.Д.Тимашева (г.Люберцы).
Ученики, шагая к доске, на каждый шаг называют термин, понятие, явление и
т.д. из изученного ранее материала.
Пример. На уроке биологии. Ученики шагают к доске. И каждый шаг
сопровождают названием какого-нибудь растения из семейства
крестоцветных, или животного из псовых, или части кровеносной системы
человека, или чего-то еще. На уроках других предметов ученики вполне могут
вышагивать, называя картины Рубенса, архитектурные стили, предельные или
непредельные углеводороды, основные сражения Тридцатилетней войны,
имена Апостолов или Великих князей Московских, орфограммы, слова по теме «Семья» и так далее.
Прием “Диктант значений”
Описание: прием экстраактивного обучения. Интересный способ словарного
диктанта используется при обучении русскому языку в Педагогическом
колледже № 15 (Москва).Преподаватель диктует не слова, а их значения.
Студенты должны по значениям определить слова и написать их.
Пример. Преподаватель в диктанте по удвоенным согласным диктует1: «Лицо, находящееся в переписке с кем-нибудь», а студенты пишут «Корреспондент», преподаватель: «Совокупность всех притоков реки, озера», студенты: «Бассейн», преподаватель: «Система взглядов, воззрений на жизнь, природу и общество», студенты: «Мировоззрение».
Прием “Роман с продолжением”
Описание: прием экстраактивного обучения. Используется при работе с
параллельными классами на уроках английского языка. Ученики перелагают
содержание английского текста на русский язык в стихотворной форме. Работа
начинается в одном классе, а продолжается творчество в другом (их). Автор -
Г.Ермолина.
Пример. Переложение содержания английских сказок на русский язык в
стихотворной форме. Ребята совместно творят новую сказку в стихах, добавляя по строчке, удачному слову или рифме в общую канву стиха...
Прием “Жокей и лошадь”
Описание: прием интерактивного обучения. Форма коллективного обучения.
Автор - А.Каменский. Класс делится на две группы: «жокеев» и «лошадей».
Первые получают карточки с вопросами, вторые – с правильными ответами.
Каждый «жокей» должен найти свою «лошадь». Эта игрушка применима даже
на уроках изучения нового материала. Самая неприятная ее черта –
необходимость всему коллективу учащихся одновременно ходить по классу,
это требует определенной сформированности культуры поведения.
Пример. На уроке истории в 5 классе при изучении темы "Религия Древней Греции" одной команде ("Жокеям") даются карточки с именами древнегреческих богов, другой - карточки с указанием, чему эти боги
покровительствуют.
Прием “Послушать-сговориться-обсудить”
Описание: прием интерактивного обучения. Данный прием способствует
активному усвоению знаний, вовлекает в предметную работу учеников с
любыми уровнями подготовки. Автор - Е.Д.Розанова. Ученикам предлагается
подумать и написать 3 слова, относящихся к теме урока. Затем ребята должны
показать их соседу по парте, после за 1,5 минуты из 6 слов отобрать
необходимо 3 и огласить их классу.
Пример. На уроке иностранного языка при изучении темы "Времена года.
Зима" ученикам предлагается подумать и написать 3 слова, относящихся к
зиме и только к ней. Затем показать соседу по парте, из 6 слов отбираются 3 и
предлагаются классу через 1,5 минуты. Работа с этим упражнением занимает
около шести-семи минут. За это время каждое из слов «зимней» лексики
повторяется вслух несколько раз, фактически затрагиваются вопросы
словообразования, переносных значений слов. После того, как учитель
напишет на доске все слова, предложенные парами, начинается отбор трѐх
слов среди них. При этом с каждым словом в ходе дискуссии составляется
предложение, к тому же обычно нетривиальное («Мороз – это температура
ниже нуля, она может встречаться не только зимой, но и летом в
холодильнике»). В этом наборе встречаются почти все модельные
грамматические конструкции. Таким образом, за несколько минут проделана
работа, на которую при обычных подходах не хватит урока.
Прием “Цветные поля”
Описание: прием интерактивного обучения. Используется с целью создания
психологически комфортной обстановки на уроке. Ученик, выполняя
письменную работу, отчеркивает поля цветными карандашами, и эти цвета
имеют смысловую нагрузку: красный – «Проверьте, пожалуйста, все и
исправьте все ошибки», – обращается он к учителю, зеленый – «Отметьте,
пожалуйста, все ошибки, я сам исправлю», синий – «Укажите количество
ошибок, я их сам найду и исправлю», черный – «Не относитесь, пожалуйста,
серьезно к этой работе, я ее делал в спешке» и так далее.
Пример. Применим на уроках русского языка, таких как контрольный диктант
с грамматическим заданием и работой над ошибками.
Прием “Феномен”
Описание: прием интерактивного обучения. Прием работы над грамотностью
письма и грамматическим инструментарием в начальной школе предлагает А.
Кушнир. Это ПОКАЗ грамматического (орфографического) феномена.
Учитель заранее в тексте выделяет маркером определенные сочетания букв
или слов, терминов, понятий и т.д. После дает ученику читать текст несколько
раз. Учитель не тратит времени на пояснения – ребенок прочтет сам, а в тексте
наткнется на множество иллюстраций данного утверждения. Это средство
дополняется постоянно находящимся на стенде плакатом с правилом и
постоянно лежащей на столе ученика карточкой, дублирующей плакат.
Пример. На уроке чтения в определенный момент перед ребенком появляется
очередная художественная книга для чтения, но с умышленным «дефектом» –
все случаи, когда встречаются нужные буквосочетания – «ЖИ-ШИ», «ЧУЩУ», «ЧА-ЩА» – выделены» подчеркиванием, цветным маркером или еще как-то. С фломастером или маркером в руках легко превратить в пособие для изучения правила любую книгу. Ребенок вольно или невольно, но без особого усилия, зафиксирует в сознании факт: данные буквосочетания – это показываемый учителем подводный камень, он заслуживает специального
внимания.
Прием “Коллекционер”
Описание: прием интерактивного обучения. Среди детских увлечений
большое место занимает коллекционирование. Чего только дети не собирают:
марки, значки, монеты, фантики, машинки, открытки, вкладыши от
жевательных резинок, всевозможные этикетки! Эти увлечения тоже могут
стать источником педагогических приемов. Автор - Н.А.Мартынова.
Пример. При подготовке к уроку «Международное географическое разделение труда» 2-3 месяца ученики собирали этикетки от импортных товаров, поступающих в нашу страну. Затем все они были вклеены в альбом, где каждой стране отводилось несколько страниц, а сами страны наносились на контурную карту. На уроке ученики выступали в роли «дипломатов»: они
называли страну, которую представляли, выясняли, какими товарами и сырьем
могут обмениваться их страны с другими странами, и в «Центре
международной торговли» заключали договоры и коммерческие сделки. На
уроке биологии указанный прием был применен при изучении темы «Птицы»
в курсе зоологии. В течение нескольких месяцев ученики собирали марки,
открытки, наклейки, этикетки с изображением птиц, а затем вклеили их в альбом в соответствии с определителем птиц, дополнив каждое изображение
коротким текстом с описанием мест обитания, повадок и других
существенных характеристик. В итоге получился объемистый самодельный
справочник.
Прием “Индуктор”
Описание: прием интерактивного обучения. Данный прием используется в
технологии мастерских. Основан на ассоциациях. На конкретное слово
учитель предлагает записать слова, словосочетания, фразы - смысловые
ассоциации, возникающие при произнесении этого слова.
Пример. На уроках литературы при изучении творчества Марины Цветаевой
ученики должны записать имя и фамилию поэтессы и подобрать слова, схожие
с ними по звучанию (Марина – море – марево – ария – малина…). Затем они
запишут слова, словосочетания, фразы – смысловые ассоциации, возникающие в воображении при произнесении этого имени. Сначала слова пишет каждый ученик самостоятельно, затем прочитывает их вслух. Индивидуальные подборки дополняются понравившимися образами из подборок других учеников. Эмоциональный настрой появился.
Прием “Реклама”
Описание: учитель предлагает прорекламировать предмет, на подготовку 5- 10 мин. Работу можно организовать в группе.
Пример. Создайте рекламу Серебряному веку Русской поэзии. Придумайте
слоган таблице умножения.
Прием “Ромашка” Блума
Описание: "Ромашка" состоит из шести лепестков, каждый из которых
содержит определенный тип вопроса. Таким образом, шесть лепестков - шесть
вопросов.
Пример.
Простые вопросы — вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то
факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию: "Что?",
"Когда?", "Где?", "Как?".
Уточняющие вопросы. Такие вопросы обычно начинаются со слов: "То
есть ты говоришь, что…?", "Если я правильно понял, то …?", "Я могу
ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?". Целью этих вопросов
является предоставление учащемуся возможностей для обратной связи
относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью
получения информации, отсутствующей в сообщении, но
подразумевающейся.
Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со
слова "Почему?" и направлены на установление причинно-следственных
связей. "Почему листья на деревьях осенью желтеют?". Если ответ на этот
вопрос известен, он из интерпретационного "превращается" в простой.
Следовательно, данный тип вопроса "срабатывает" тогда, когда в ответе
присутствует элемент самостоятельности.
Творческие вопросы. Данный тип вопроса чаще всего содержит частицу
"бы", элементы условности, предположения, прогноза: "Что изменилось
бы ...", "Что будет, если ...?", "Как вы думаете, как будет развиваться
сюжет в рассказе после...?".
Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев
оценки тех или иных событий, явлений, фактов. "Почему что-то хорошо, а
что-то плохо?", "Чем один урок отличается от другого?", "Как вы
относитесь к поступку главного героя?" и т.д.
Практические вопросы. Данный тип вопроса направлен на установление
взаимосвязи между теорией и практикой: "Как можно применить ...?", Что
можно сделать из ...?", "Где вы в обычной жизни можете наблюдать...?",
"Как бы вы поступили на месте героя рассказа?".
Прием “Морфологический ящик”
Описание: прием используется для создания информационной копилки и
последующего построения определений при изучении лингвистических, математических понятий. Модель служит для сбора и анализа информации по
заданным признакам, выявление существенных и несущественных признаков
изучаемого явления. Копилка универсальна, может быть использована на
различных предметах.
Пример.
на русском языке – сбор частей слова для конструирования новых слов;
сбор лексических значений многозначных слов; составление
синонимических и антонимических рядов; копилка фразеологизмов и их
значений; копилка слов, содержащих определенную орфограмму; копилка
родственных слов;
на математике – сбор элементов задачи (условий, вопросов) для
конструирования новых задач; составление копилок математических
выражений, величин, геометрических фигур для их последующего анализа
и классификации;
окружающий мир – копилки различных видов животных и растений;
литературное чтение – копилка рифм, метафор; копилка личностных
качеств для характеристик героев.
Прием “Создай паспорт”
Описание: для систематизации, обобщения полученных знаний; для
выделения существенных и несущественных признаков изучаемого явления;
создания краткой характеристики изучаемого понятия, сравнения его с
другими сходными понятиями (русский язык, математика, окружающий мир,
литература).Это универсальный прием составления обобщенной
характеристики изучаемого явления по определенному плану
Пример.
Может быть использован для создания характеристик:
на литературном чтении – героев литературных произведений;
на окружающем мире – полезных ископаемых, растения, животных,
частей растений, систем организма;
на математике – геометрических фигур, математических величин;
на русском языке – частей речи, членов предложений, частей слова, лингв.
терминов.
Прием “Диаманта”
Описание: Диаманта – стихотворная форма из семи строк, первая и последняя
из которых - понятия с противоположным значением, полезно для работы с
понятиями, противоположными по значению
1, 7 строчки – существительные антонимы;
2 – два прилагательных к первому существительному;
3 – три глагола к первому существительному;
4 – два словосочетания с существительными;
5 – три глагола ко второму существительному;
6 – два прилагательных ко второму существительному.
Пример.
Город
Большой, древний
Строится, растет, процветает
Известный город, маленькая деревня
Возрождается, развивается, кормит
Красивая, родная
Деревня
Анализ урока по ФГОС
1.Основные цели урока: образовательная, развивающая, воспитательная. Прослеживается ли реализация поставленных учителем целей урока?
2. Организация урока: тип урока, структура урока, этапы и их логическая последовательность и дозировка во времени, соответствие построения урока его содержания и поставленной цели.
3 Соответствие урока требованиям ФГОС:
3.1. Ориентация на новый образовательный результат.
3.2. Нацеленность деятельности на формирование УУД
3.3.Использование современных технологий (проектная, исследовательская, ИКТ и тд.)
4. Содержание урока.
4.1. Соответствие материала возрастным возможностям учащихся.
4.2. Соответствие содержания урока требованиям программы.
4.3. Связь теории с практикой, использование жизненного опыта учеников с целью развития у них познавательной активности и самостоятельности.
4.4. Связь изучаемого материала с ранее пройденным, межпредметные связи.
5. Методика проведения урока.
5.1. Актуализация знаний и способов деятельности учащихся. Постановка учителем проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций.
5.2. Какие методы использовались учителем? Какова доля репродуктивной и поисковой (исследовательской) деятельности? Сравните их соотношение ("прочитай", "перескажи", "повтори", "вспомни" - репродуктивный характер; "докажи", "объясни", "оцени", "сравни", "найди ошибку" - поисковый характер)
5.3. Соотношение деятельности учителя и деятельности учащихся. Объем и характер самостоятельной работы.
5.4. Какие из перечисленных методов познания использует учитель (наблюдение, опыт, поиск информации, сравнение, чтение).
5.5. Применение диалоговых форм общения.
5.6. Создание нестандартных ситуаций при использовании знаний учащихся.
5.7. Осуществление обратной связи.
5.8. Сочетание фронтальной, групповой, парной и индивидуальной работ.
5.9. Реализация дифференцированного обучения. Наличие заданий для детей разного уровня обученности.
5.10. Средства обучения. Целесообразность их использования в соответствии с темой, этапом обучения.
5.11. Использование наглядного материала: в качестве иллюстраций, для эмоциональной поддержки, для решения обучающей задачи. (наглядный материал: избыточен, достаточен, уместен, недостаточен)
6. Психологические основы урока.
6.1. Учет учителем уровней актуального развития учащихся и зоны их ближайшего развития.
6.2. Реализация развивающей функции обучения. Развитие качеств: восприятие, внимание, воображение, мышление, память, речь.
6.3. Формирование навыков самоконтроля и самооценки.
6.4. Ритмичность урока: чередование материала разной степени трудности, разнообразие видов учебной деятельности.
6.5. Наличие психологических пауз и разрядки. Эмоциональная атмосфера урока.
7. Домашнее задание: оптимальный объем, доступность инструктажа, дифференциация, предоставление права выбора.
8. Наличие элементов нового в педагогической деятельности учителя (отсутствие шаблона)
Психолог рекомендует
Учитель учит внешним видом, делом, словом.
Требуешь от детей — будь образцом во всем.
Не кричи, а учи!
Познай каждого ученика.
Учитель учится всегда.
Доводи любое дело до конца, делай его только хорошо.
Помни истоки свои, учи детей любить отчий край.
Дети — зеркало нравственной жизни взрослых.
«Начни урок, как песню»
Начинай урок со звонком.
Радуйся встрече с классом.
Организуй погружение в свой предмет.
Используй доску как информационное табло.
Четко ставь цели и определяй план урока, продумывай домашнее
задание.
Планируй всю серию уроков по теме, опираясь на особенности
класса.
Снимай трудности, предотвращай ошибки.
Слушай внимательно ответы, не перебивай.
Список используемой литературы
1.Гузеев В.В. Проектирование и анализ урока // Директор школы. — 2005. — № 7.
2.Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя. / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под.ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2010. — 152 с.
3. Копотева Г.Л., Логвинова И.М. Проектируем урок, формирующий универсальные учебные действия. Волгоград: Учитель, 2013. — 99 с.
4. Логвинова И.М.. Копотева Г.Л. Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС // Управление начальной школой. — 2011. — № 12. — С. 12–18.
5. Мороз Н.Я. Конструирование технологической карты урока. Научно-методическое пособие. — Витебск, 2006. — 56 с.
6. Планируемые результаты основного общего образования. Под редакцией Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой. — М.: Просвещение, 2011. — 120 с.
7. Примерные программы основного общего образования. Иностранный язык. — М.: Просвещение, 2009. — 144 с.
8. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Дата_____________
Класс:____________
Технологическая карта урока №_____
Целевой блок | |
Тема |
|
Цель
|
Формировать УУД:
|
Планируемые результаты | Предметные: Личностные:
|
Инструментальный блок | |
Задачи урока | Образовательные: Способствовать развитию: Воспитывать: |
Тип урока |
|
Учебно-методический комплекс |
|
Организационно-деятельностный блок | |
Основные понятия |
|
Организация пространства |
|
Межпредметные связи |
|
Действия обучающихся |
|
Диагностика результатов урока (итог урока) |
|
Домашнее задание |
|
ВАРИАНТЫ ОФОРМЛЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ КАРТ
Вариант 1
Содержание урока | Дозировка | Организационно-методические указания | Универсальные учебные действия |
основная часть урока | |||
|
|
|
|
подготовительная часть урока | |||
|
|
|
|
заключительная часть урока |
Вариант 2
Часть урока | Содержание урока | Дозировка (мин) | Целевая установка заданий | Формирование УУД Вид УУД |
|
|
|
|
|
Часть урока | Содержание урока | Дозировка | Организационно-методические указания | Целевая установка
| Вид УУД | |||||
|
|
|
|
|
|
Вариант 3
Вариант 4
Этапы и содержание образовательного процесса | Деятельность учителя | Деятельность учащегося | |||
Личностная | Регулятивная | Познавательная | Коммуникативная | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Вариант 5
Часть урока | Содержание: | Дозировка: | Методические указания: | Форма организации | УУД: |
|
|
|
|
|
|
Вариант 6
Части урока | Содержание | Дозировка | Деятельность обучающихся | Деятельность учителя | УУД | Методические указания | Планируемые результаты | Форма организации урока |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение №2
Вариант 5
Памятка для самоанализа занятия
А. Каков был замысел, план проведения занятия и почему?
1. Каковы главные основания выбора именно такого замысла урока?
1.1. Каково место данного урока в теме, разделе, курсе, в системе уроков?
1.2. Как он связан с предыдущими уроками, на что в них опирается?
1.3. Как урок работает на последующие уроки темы, разделы (в том числе других предметов)?
1.4. Как были учтены при подготовке к уроку программные требования, образовательные стандарты, стратегии развития данной школы?
1.5. В чем видится специфика этого урока, его особое предназначение?
1.6. Как и почему была выбрана именно предложенная форма занятия (и тип урока)?
2. Какие особенности учащихся класса были учтены при подготовке к уроку (и почему именно эти особенности)?
3. Какие главные задачи решались на уроке и почему?
4. Чем обосновывается выбор структуры и темпа проведения урока?
5. Чем обосновывается конкретный ход урока? характер взаимодействия учителя и учащихся? Почему были избраны именно такое содержание, такие методы, средства, формы обучения?
6. Какие условия (социально-психологические, гигиенические, учебно-материальные, эстетические) были созданы для проведения урока и почему?
Б. Были ли изменения (отклонения, усовершенствования) по сравнению с первоначальным планом в ходе урока? какие? почему? К чему они привели?
В. Удалось ли:
- решить на необходимом (или даже оптимальном) уровне поставленные задачи урока и получить соответствующие им результаты обучения;
- избежать перегрузки и переутомления учащихся;
- сохранить и развить продуктивную мотивацию учения, настроения, самочувствия?
Г. Каковы причины успехов и недостатков проведенного урока? Каковы неиспользованные резервные возможности? Что в этом уроке следовало бы сделать иначе, по-другому?
Д. Какова общая самооценка урока?
Е. Какие выводы из урока необходимо сделать на будущее?
Самоанализ урока
Класс ______________кол-во присутствующих ________ кол-во по списку_______
Тема урока_____________________________________________________________
Тип урока и его структура__________________________________________________
1. Каково место данного урока в теме? Как этот урок связан с предыдущим?
2. Краткая психолого-педагогическая характеристика группы (количество учащихся, присутствующих, количество "слабых" и "сильных" учащихся, активность учащихся на уроке, организованность и подготовленность к уроку)
3. Какова триединая дидактическая цель урока (обучающая, развивающая, воспитывающая). Дать оценку успешности в достижении целей урока, обосновать показатели реальности урока.
4. Отбор содержания, форм и методов обучения в соответствии с целью урока. Выделить главный этап и дать его полный анализ, основываясь на результатах обучения на уроке.
5. Рационально ли было распределено время, отведенное на все этапы урока? Логичны ли "связки" между этапами? Показать, как другие этапы работали на главный этап.
6. Отбор дидактических материалов, ТСО, наглядных пособий, раздаточных материалов в соответствии с целями занятия.
7. Как организован контроль усвоения знаний, умений и навыков учащихся?
На каких этапах занятия? В каких формах и какими методами осуществлялся? Как организовано регулирование и коррекция знаний учащихся?
8. Психологическая атмосфера на занятии
9. Как вы оцениваете результаты урока? Удалось ли реализовать все поставленные задачи урока? Если не удалось, то почему?
10. Наметить перспективы своей деятельности.
Диагностическая карта урока по критериям и показателям системно –деятельностного подхода
Критерии и показатели оценки деятельности учителя на уроке | Оценка в баллах | Уровень работы учителя |
1.Целеполагание | ||
Учитель формирует содержательную цель урока (формирование системы ценностей по данному предмету) | 1-2 | низкий |
Формулирует содержательную и развивающую цели урока | 3-4 | средний |
Четко формулирует, что должен научиться делать ученик на данном уроке и как он это делает сам | 5-6 | Выше среднего |
Формулирует как содержательную, развивающую, так и деятельностную цель урока (формирование умений новых способов действий ) | 7-8 | Хороший |
Формулирует как содержательную, так и деятельностную цель урока (формирование умений новых способов действий). При необходимости изменяет сценарий урока, добиваясь запланированного результата) | 9-10 | Высокий |
2.Мотивация | ||
Планирует и организует работу по актуализации опорных знаний учащихся как подготовительный этап, позволяющий быстро и качественно включить учащихся в освоение нового знания. | 1-2 | Низкий |
В течение всего урока применяет формы, методы, приемы, позволяющие активизировать познавательную деятельность учащихся | 3-4 | Средний |
Продумывает систему мотивации уч-ся к учебной деятельности; создает на уроке «точку удивления», условия («ловушки») для фиксации уч-ся границы между знанием и незнанием
| 5-6 | Выше среднего |
Добивается, чтобы уч-ся самостоятельно сформулировали цель урока как собственную учебную задачу, и создает на уроке ситуацию сотрудничества | 7-8 | Хороший |
Добивается, чтобы уч-ся самостоятельно сформулировали цель урока как собственную учебную задачу, и создает на уроке ситуацию сотрудничества и «ситуацию успеха» для каждого ученика. Уч-ся самостоятельно проектируют пути и средства достижения поставленных целей. | 9-10 | Высокий |
3.Содержание учебного материала и содержание образования (СУМ и СО) |
|
|
Отбирает СУМ адекватно теме и содержательной цели урока | 1-2 | Низкий |
Отбирает СУМ адекватно теме , содержательной и развивающей целям урока . СУМ по объему носит необходимый и достаточный хар-р. Материал подобран с учетом работы с мотивацией | 3-4 | Средний
|
Различает понятия СУМ и СО Единица содержания образования (способ, алгоритм, схема. различение )представлена обучающимся наглядно | 5-6 | Выше среднего |
Выстроенная структура урока и логика подачи учебного материала позволяла обучающимся на уроке успешно осваивать запланированные СУМ и СО | 7-8 | Хороший |
Единица содержания образования (способ, схема , алгоритм, различение )не дается уч-ся в готовом виде, а проектируется на уроке вместе с детьми: выделяется, обсуждается и моделируется в ходе рефлексии. При необходимости учитель изменял сценарий урока, добиваясь запланированного результата | 9-10 | Высокий |
4.Формы организации познавательной деятельности уч-ся | ||
Работает с классом фронтально на всех этапах урока | 1-2 | Низкий |
Использует парную или групповую работу уч-ся для взаимопроверки или взаимопомощи. Выбирает формы коммуникативного взаимодействия уч-ся в парах или группах для проговаривания каждым учеником нового знания, алгоритма действий во внешней речи | 3-4 | Средний |
Организует учебное сотрудничество детей совместно – распределенную деятельность при решении учебных задач, учит детей работе в группе | 5-6 | Выше среднего |
Создает условия для выстраивания ребенком индивидуальной траектории изучения предмета | 7-8 | Хороший |
Исходит из того, что каждый уч-ся индивидуален, и организует работу каждого ученика на уроке по индивидуальному плану. Учитель работает попеременно с разными группами уч-ся, дифференцируя их по уровню знаний | 9-10 | Высокий |
5.Методы обучения | ||
На уроке преобладают вербальные (монолог учителя) и наглядные методы обучения | 1-2 | Низкий |
Применяет современные и наглядные средства обучения, ИКТ, тестовые технологии ; учит составлять опорные сигналы, схемы, алгоритмы и блок-схемы; добывать информацию из учебника, справочников, Интернета; учит переводить информацию из одного вида в другой (текст- в таблицу, таблицу- в график , диаграмму) | 3-4 | Средний |
Организует самостоятельную работу уч-ся, которая проверяется ими по эталонам | 5-6 | Выше среднего |
Применяет интерактивные методы обучения, поисковые, исследовательские, эвристические беседы, проблемное обучение, внутрипредметную и межпредметную интеграцию | 7-8 | Хороший |
Применяет нетрадиционные формы урока: ОДИ, урок-игра, дебаты, урок-диспут, урок-проект, урок в формате технологии формирования критического мышления | 9-10 | Высокий |
6.Рефлексия | ||
Оценивает работы уч-ся, комментируя оценки. Подводит итоги урока сам, не привлекая уч-ся | 1-3 | Низкий |
Организует подведение итогов урока, вовлекая уч-ся в рефлексию их деятельности. (Какова была тема урока? Какую цель вы ставили перед собой? Что научились делать? Над чем еще предстоит работать?) | 3-4 | Средний |
Организует экспресс-диагностику результатов на уроке так, чтобы учителю, и каждому ученику было очевидно ,чему они научились на уроке , а над чем еще предстоит работать | 5-6 | Выше среднего |
Учит детей осуществлять контроль и самооценку своей деятельности в соответствии с выработанными критериями (предлагает уч-ся оценить свою работу на уроке по специально продуманным к этому уроку критериям) | 7-8 | Хороший |
Создает условия для выстраивания ребенком индивидуальной траектории изучения предмета. Домашнее задание носит дифференцированный хар-р в зависимости от результатов, полученных в ходе организованной учителем рефлексии уч-ся их деятельности на уроке
| 9-10 | Высокий |