Государственное автономное образовательное учреждение
среднего профессионального образования Свердловской области
«Уральский радиотехнический колледж им. А.С. Попова»
«БИОЛОГИЯ»
Рабочая тетрадь
для практических работ
для всех специальностей
Студента____________________________
Группа_____________________
Соответствует рабочей программе
«Биология» для специальностей среднего
профессионального образования
технического профиля
программы базовой подготовки
УТВЕРЖДЕНО
ЦМК «ЕНД»
Протокол № 5 от « 09 » января 2018 г.
Председатель ЦМК ___________ О.В. Алферьева
Практические работы предназначены для закрепления теоретического материала и поэтому выполняются во время или после его изучения.
Практические работы формируют практические навыки, а так же самостоятельное мышление при анализе полученных результатов.
При выполнении работ следует строго придерживаться методических указаний.
Рисунки, таблицы, схемы выполняются аккуратно, карандашом.
Выводы прописываются четко, без сокращений.
Автор: Черняева Ирина Александровна, преподаватель
Рецензент: Хохлова Евгения Александровна, преподаватель
Содержание:
Практическая работа № 1. Строение и функции клетки. Прокариотическая и эукариотическая клетка……………..……..…………………………………...4
Практическая работа № 2 Бесполое размножение организмов. Деление клетки. Митоз. Мейоз………………………………………………………….12
Практическая работа № 3 Решение задач на законы Грегора Менделя. Сцепленное наследование генов……………………………………………...17
Практическая работа № 4 Адаптация организмов к условиям обитания как результат действия естественного отбора …………………….………….….21
Практическая работа № 5 Ископаемые люди современого типа. Человеческие расы: их происхождение и единство…..……………………..26
Список литературы………………….……………...…………………………………...33
Практическая работа № 1
«Строение и функции клетки.
Прокариотическая и эукариотическая клетка»
Цель: На основе изуения клеток бактерий (прокариот) и растений и животных (эукариот) показать основные отличия в строении клеток прокариот и эукариот, а также обнаружить основные черты сходства в строении как показатель единства организации живых форм.
Ход работы:
Рассмотрите рис. 1.7 стр. 18 § 1.2 учебника. Запомните названия, местоположение и особенности функционирования органоидов.
Заполните «Основные компоненты эукариотической клетки».
ЭУКАРИОТИЧЕСКАЯ

КЛЕТКА



ЯДРО





ВКЛЮЧЕНИЯ

На основании каких основных признаков клетку считают эукариотической?
Подпишите на рисунке животную и растительную клетки и обозначьте их основные органоиды в таблице:
Растительная клетка | Животная клетка |
1 | 1 |
2 | 2 |
3 | 3 |
4 | 4 |
5 | 5 |
6 | 6 |
7 | 7 |
8 | 8 |
9 | 9 |
10 | 10 |
11 | 11 |
12 | 12 |
13 | 13 |
14 | 14 |
15 | |
_______________________________ клетка

___________________________________ клетка

Заполните схему.
«Основные функции наружной клеточной мембраны»:





Функции
мембраны


Установите соответствие между группами и отдеьными органоидами:
Ораноиды: | Группы: |
Митохондрии | А. Одномембранные |
ЭПС (эндоплазматическая сеть) | Б. Двумембранные |
Клеточный центр | В. Немембранные |
Вакуоль | |
Аппарат Гольджи |
Лизосомы |
Рибосомы |
Пластиды |
Заполните таблицу:
«СТРОЕНИЕ и ФУНКЦИИ ОРГАНОИДОВ КЛЕТКИ»
Органоины | Особенности строения | функции |
Эндоплазматическая сеть (ЭПС) | | |
Комплекс (аппарат) Гольджи | | |
Лизосомы | | |
Митохондрии | | |
Пластиды | | |
Рибосомы | | |
Клеточный центр | | |
Вакуоль | | |
Заполните таблицу:
«СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАСТИТЕЛЬНОЙ
и ЖИВОТНОЙ КЛЕТОК»
Признак | Растительная клетка | Животная клетка |
Клеточная стенка | | |
Резервное питательное вещество | | |
Наличие пластид | | |
Центриоли вклеточном центре | | |
Наличие вакуолей | | |
Заполни таблицу: «ПЛАСТИДЫ»
Пластиды – |
Хлоропласты | Хромопласты | Лейкоплаты |
| | |
| | |
Дайте определения понятий.
Включения –
Органоиды –
Эукариотическая клетка –
Прокариотическая клетка –
Вирусы –
Вывод о проделанной работе:
Практическая работа № 2
«Бесполое размножение организмов. Деление клетки. Митоз. Мейоз»
Цель: Изучить фазы митотическогоделения. Во время изучения подвердить свои знания об этом процессе.
Ход работы:
Дайте определние понятий:
Интерфаза –
Митоз –
Мейоз-
Жизненный цикл клетки –
Почему в жизненном цикле клетки обязательно существует интерфаза?
Заполните схему «Фазы митоза»:

М
ИТОЗ






Используя рис. 1.21 стр. 42 § 1.4.2 учебника заполните страницу:
«МИТОЗ»
Фазы митоза | Схематическое изображение | Что происходит |
| | |
| | |
| | |
| | |
Установите соответстие между фазами митотического цикла и событиями, происходящих в них:
ФАЗЫ: | СОБЫТИЯ: |
1. Анафаза | А. Клетка растет, образуются органоиды, удваивается ДНК. |
2. Метафаза | Б. Хроматиды расходятся и становятся самостоятельными хромасомами. |
3. Интерфаза | В. Начиваетс спирилизация хромосом, разрушается ядерная оболочка. |
4. Телофаза | Г. Хромосомы распологаются в экваториальной плоскости клетки. Нити веретена деления присоединяются к центромерам. |
5. Профаза | Д. Исчезает веретено деления, формируется ядеоная оболочка, хромосомы раскручиваются. |
Почему завершение митоза – деление цитоплазмы происходит по – разному в животных и растительных клетках?
Биологический смысл митоза?
В чем разница между понятиями «клеточный цикл» и «митоз»?
Почему амитоз не может считаться полноценным способом размножения клеток?
заполните таблицу «Сравнение процесса Митоза и Мейоза»
Используя рис. 1.21 стр. 42 § 1.4.2 и рис. 1.22 стр. 47 § 1.5.2
Параметры для сравнения | Митоз | мейоз |
Процесс в интерфазе | | |
Какие клетки вступают в деление? | | |
Число делений | | |
Фазы деления | | |
Кроссинговер | | |
Коньюгация | | |
Дисло дочерних клеток | | |
Хромосомный набор дочерних клеток | | |
Количество ДНК в дочерних клетках | | |
Для каких клеток организмов характерны | | |
Распространенность среди организмов | | |
Вывод о проделанной работе:
Практическая работа № 3
«Решение задач на законы Грегора Менделя.
Сцепленное наследование генов»
Цель: Убедиться в правильности генетических законов Г.Менделя.
Научиться решать задачи на генетические законы. Ознакомиться с генеалогическим методом исследования наследственных данных путем составления генеалогической таблицы семьи.
Ход работы:
Дайте определения понятий:
Генетика –
Наследственность –
Фенотип –
Генотип -
Ген –
Какой закон вывел Г.Мендель на основе моногибридного скрещивания?
Сформулируйте второй и третий законы Г.Менделя.
Символы используемые при решении генетических задач.
Р –
♀ -
♂ -
(х) –
G (g) –
F –
F1 –
F2 –
F3 –
Решение задач на законы Г.Менделя (по выбору преподавателя).
Хромосомная теория Томаса Моргана.
Выберите правильный ответ:
1. Явление сцепленное наследования генов установил:
Морган,
Мендель,
Мичурин,
2. Модифицированная изменчивость связана с изменением:
генотипа,
генофонда,
фенотипа.
3. Изменения, происходящие в генах под влиянием факторов внешней или внутренней среды, - это
мутации,
модификации,
комбинации.
Составление родословных и их анализ.
Отберите генетический материал для составления генеалогической таблицы семьи. Соберите сведения касающиеся особенностей проявления у членов семьи какого-либо нормального или патологического признака. В качестве признака, подлежащего генеалогическому изучению можно взять например, цвет волос, глаз, кожи, рост, правша или левша и т.д., из паталогических признаков: сахарный диабет, близорукость, гепертоническая болезнь, холецестит, туберкулез, и др. Сбор сведений проводится а основе тщательного изучения индивидуальных особенностей каждого члена семьи. Соберите сведения о трех поколениях. Поколение бабушек и дедушек с обеих сторон родителей, поколение родителей, их братьев и сестер и т.д. В сведениях должны быть отражени – фамилия, имя, отчество, пол, характеристика изучаемого признака.
Используя собранный материал, составьте таблицу (родословную) семьи, соблюдая принятые в генетике человека условные обозначения.
Проведите тщательный генетический анализ особенностей изучаемого признака. Обратите внимание на многократную повторяемость изучаемого признака у отдельных членов семьи на протяжении ряда поколений. Оцените характер его наследования (доминантный, рецессивный, аутосомный, сцеплнный с полом и т.д.)
Выполнить работу на отдельном листе А4 формата. (пример)
Вывод о проделанной работе:
Практическая работа № 4
«Адаптация организмов к условиям обитания
как результат действия естественного отбора»
Цель: Сформулировать понятие приспособленности организмов к среде обитания, закрепить умение выявлять черты приспособленности организмов к среде обитания.
Ход работы:
Дайте определение понятий.
Адаптация –
Естественный отбор –
Вид-
Популяция-
Приспособленность организмов-
Заполните таблицу.
«ПРИСПОСОБЛЕННОСТЬ ОРГАНИЗМОВ К СРЕДЕ ОБИТАНИЯ»
Вид адаптации | Характеристика | Примеры |
Морфологические адаптации | | |
Покровительственная окраска | | |
Предостеригающая окраска | | |
Маскировка | | |
Мимикрия | | |
Биохимические адаптации | | |
Физиологические адаптации | | |
Поведенческие адаптации | | |
Привидите примеры и охарактеризуйте адаптации, повышающие эффективность выживания в условиях пониженной температуры:
У насекомых –
У птиц –
У млекопитающих –
Установите соответствие между адаптациями и конкретными примерами:
Примеры | Адаптации |
Способность к зрительному восприятию при слабом освещении у ночных хищников. | А. Морфологические |
Форма тела дельфина. | Б. Физиологичекие |
Клюв клёста. | В. Поведенческие |
Замирание детенышей при переноске их матерью. | |
Железы, вводящие избыток солей у морских животных. |
Сезрнная миграция птиц. |
Стелющая форма карликовых берез в тундре. |
Брачные танцы журавлей. |
В чем заключается биологический смысл расчленяющей окраски?
Заполните таблицу: «ФОРМЫ ЕСТЕСТВЕННОГО ОТБОРА».
Примеры сравнений | Стабилизирующий отбор | Движущий отбор | Дезруптивный отбор |
Условия среды | | | |
Характер генотипа | | | |
Характер фенотипа | | | |
Степень распространения мутаций | | | |
Направление отбора | | | |
Результат отбора | | | |
Значение для эволюционного процесса | | | |
Примеры | | | |
Вывод о проделанной работе:
Практическая работа № 5
«Ископаемые люди современоого типа.
Человеческие расы: их происхождение и единство.»
Цель работы: Сформулировать понятие антропогенеза и происхождение современного человека, расмотреть сходство и различия человеческих рас.
Ход работы:
Дайте определение понятия.
Антропогенез –
Раса –
В какой период истории Земли появился человек?
На основании текста § 5.2. стр. 197 учебника, заполните табицу:
«РАЗВИТИЕ ВЗГЛЯДОВ НА ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА»
Ученый | Основные взгляды на происхождение человека |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
4.Кто впервые разделил вид Homo Sapiens на расы, какие?
Определите и обоснуйте систематическое положение человека.
«СИСТЕМАТИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА»
Систематическая катерия | обоснование |
ТИП | |
КЛАСС | |
ПОДКЛАСС | |
ОТРЯД | |
РОД | |
ВИД | |
Выберите правильный ответ.
К рудиментам человека не относят:
Аппендикс
Многососковость
Ушные мышцы
Хвостовые позвонки
У человека, в отличие от человекообразных обезьян:
Доказательство происхождения человека от животных:
Из перечисленных признаков, свойственных человеку как биосоциальному существу, выделите те, которые являются критериями вида Человек разумный.
Признаки | Критерии |
Наличие хорды | А. Морфологический |
Двепары конечностей | Б. Физиологический |
Млечные железы | В. Биохимический |
Питание плода через плаценту | Г. Генетический |
Конечности хватательного пита. | |
Членораздельная речь |
Развитие ВНД (высшей нервнойдеятеьности), способность кобучению |
Рука – как орган труда |
46 хромосом |
Четыре группы крови |
Плодовитое потомство от смешанных браков |
Неограниченноескрещивание разных рас. |
Резус - фактор | |
Заполните таблицу.
«БОЛЬШИЕ РАСЫ ЧЕЛОВЕКА»
Раса | Характерные признаки |
| |
| |
| |
| |
Охарактеризуйте механизмы, лежащие в основе формирования человеческих рас (основных и мешанных).
Приведите доказательсва единства происхождения человеческих рас.
Вывод о проделанной работе:
Список используемой литературы:
Р.Г.Заяц, В.Э. Бутвиловский «Биология для колледжей» Общеоразовательная программа, Ростов-на Дону «Феникс» 2017
Д.К.Беляева, Г.М. Дымшица «Общая биология» учебник для образовательных учреждений: базовый уровень, Москва «Просвещение» 2013
В.М.Константинов, А.Г.Резанов, Е.О.Фадеева «Общая биология» для средне профессионального образования, Москва Издательский центр «Академия» 2008
11