СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая тетрадь для практических работ по биологии (для всех специальностей)

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Практические работы предназначены для закрепления теоретического материала и поэтому выполняются во время или после его изучения. Практические работы формируют практические навыки, а так же самостоятельное мышление при анализе полученных результатов. При выполнении работ следует строго придерживаться методических указаний. Рисунки, таблицы, схемы выполняются аккуратно, карандашом. Выводы прописываются четко, без сокращений.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая тетрадь для практических работ по биологии (для всех специальностей)»

Государственное автономное образовательное учреждение

среднего профессионального образования Свердловской области

«Уральский радиотехнический колледж им. А.С. Попова»





«БИОЛОГИЯ»



Рабочая тетрадь


для практических работ


для всех специальностей











Студента­­­­­­­­­­­­­____________________________


Группа_____________________

Соответствует рабочей программе

«Биология» для специальностей среднего

профессионального образования

технического профиля

программы базовой подготовки




УТВЕРЖДЕНО

ЦМК «ЕНД»

Протокол № 5 от « 09 » января 2018 г.

Председатель ЦМК ___________ О.В. Алферьева







Практические работы предназначены для закрепления теоретического материала и поэтому выполняются во время или после его изучения.

Практические работы формируют практические навыки, а так же самостоятельное мышление при анализе полученных результатов.

При выполнении работ следует строго придерживаться методических указаний.

Рисунки, таблицы, схемы выполняются аккуратно, карандашом.

Выводы прописываются четко, без сокращений.












Автор: Черняева Ирина Александровна, преподаватель

Рецензент: Хохлова Евгения Александровна, преподаватель

Содержание:



Практическая работа № 1. Строение и функции клетки. Прокариотическая и эукариотическая клетка……………..……..…………………………………...4

Практическая работа № 2 Бесполое размножение организмов. Деление клетки. Митоз. Мейоз………………………………………………………….12

Практическая работа № 3 Решение задач на законы Грегора Менделя. Сцепленное наследование генов……………………………………………...17

Практическая работа № 4 Адаптация организмов к условиям обитания как результат действия естественного отбора …………………….………….….21

Практическая работа № 5 Ископаемые люди современого типа. Человеческие расы: их происхождение и единство…..……………………..26

Список литературы………………….……………...…………………………………...33

Практическая работа № 1

«Строение и функции клетки.

Прокариотическая и эукариотическая клетка»


Цель: На основе изуения клеток бактерий (прокариот) и растений и животных (эукариот) показать основные отличия в строении клеток прокариот и эукариот, а также обнаружить основные черты сходства в строении как показатель единства организации живых форм.

Ход работы:

  1. Рассмотрите рис. 1.7 стр. 18 § 1.2 учебника. Запомните названия, местоположение и особенности функционирования органоидов.


  1. Заполните «Основные компоненты эукариотической клетки».


ЭУКАРИОТИЧЕСКАЯ

КЛЕТКА



ЯДРО





ВКЛЮЧЕНИЯ







  1. На основании каких основных признаков клетку считают эукариотической?















  1. Подпишите на рисунке животную и растительную клетки и обозначьте их основные органоиды в таблице:


Растительная клетка

Животная клетка

1


1

2


2

3


3

4


4

5


5

6


6

7


7

8


8

9


9

10


10

11


11

12


12

13


13

14


14

15















_______________________________ клетка



___________________________________ клетка



  1. Заполните схему.

«Основные функции наружной клеточной мембраны»:







Функции

мембраны











  1. Установите соответствие между группами и отдеьными органоидами:


Ораноиды:

Группы:

  1. Митохондрии

А. Одномембранные

  1. ЭПС (эндоплазматическая сеть)

Б. Двумембранные

  1. Клеточный центр

В. Немембранные

  1. Вакуоль


  1. Аппарат Гольджи

  1. Лизосомы

  1. Рибосомы

  1. Пластиды


1

2

3

4

5

6

7

8











  1. Заполните таблицу:

«СТРОЕНИЕ и ФУНКЦИИ ОРГАНОИДОВ КЛЕТКИ»


Органоины

Особенности строения

функции

Эндоплазматическая сеть (ЭПС)







Комплекс (аппарат)

Гольджи







Лизосомы







Митохондрии







Пластиды







Рибосомы







Клеточный центр







Вакуоль








  1. Заполните таблицу:

«СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАСТИТЕЛЬНОЙ

и ЖИВОТНОЙ КЛЕТОК»


Признак

Растительная клетка

Животная клетка

Клеточная стенка






Резервное питательное вещество







Наличие пластид







Центриоли вклеточном центре






Наличие вакуолей







  1. Заполни таблицу: «ПЛАСТИДЫ»


Пластиды –





Хлоропласты

Хромопласты

Лейкоплаты














  1. Дайте определения понятий.

Включения –





Органоиды –




Эукариотическая клетка –






Прокариотическая клетка –






Вирусы –





  1. Вывод о проделанной работе:

Практическая работа № 2

«Бесполое размножение организмов. Деление клетки. Митоз. Мейоз»


Цель: Изучить фазы митотическогоделения. Во время изучения подвердить свои знания об этом процессе.

Ход работы:

  1. Дайте определние понятий:

Интерфаза –




Митоз –




Мейоз-




Жизненный цикл клетки –





  1. Почему в жизненном цикле клетки обязательно существует интерфаза?




  1. Заполните схему «Фазы митоза»:



МИТОЗ















  1. Используя рис. 1.21 стр. 42 § 1.4.2 учебника заполните страницу:

«МИТОЗ»


Фазы митоза

Схематическое изображение

Что происходит


























  1. Установите соответстие между фазами митотического цикла и событиями, происходящих в них:


ФАЗЫ:

СОБЫТИЯ:

1. Анафаза

А. Клетка растет, образуются органоиды, удваивается ДНК.

2. Метафаза

Б. Хроматиды расходятся и становятся самостоятельными хромасомами.

3. Интерфаза

В. Начиваетс спирилизация хромосом, разрушается ядерная оболочка.

4. Телофаза

Г. Хромосомы распологаются в экваториальной плоскости клетки. Нити веретена деления присоединяются к центромерам.

5. Профаза

Д. Исчезает веретено деления, формируется ядеоная оболочка, хромосомы раскручиваются.


1

2

3

4

5








  1. Почему завершение митоза – деление цитоплазмы происходит по – разному в животных и растительных клетках?



  1. Биологический смысл митоза?





  1. В чем разница между понятиями «клеточный цикл» и «митоз»?






  1. Почему амитоз не может считаться полноценным способом размножения клеток?





  1. заполните таблицу «Сравнение процесса Митоза и Мейоза»

Используя рис. 1.21 стр. 42 § 1.4.2 и рис. 1.22 стр. 47 § 1.5.2


Параметры для сравнения

Митоз

мейоз

Процесс в интерфазе




Какие клетки вступают в деление?




Число делений



Фазы деления





Кроссинговер




Коньюгация




Дисло дочерних клеток



Хромосомный набор дочерних клеток



Количество ДНК в дочерних клетках



Для каких клеток организмов характерны



Распространенность среди организмов





  1. Вывод о проделанной работе:

































Практическая работа № 3

«Решение задач на законы Грегора Менделя.

Сцепленное наследование генов»


Цель: Убедиться в правильности генетических законов Г.Менделя.

Научиться решать задачи на генетические законы. Ознакомиться с генеалогическим методом исследования наследственных данных путем составления генеалогической таблицы семьи.


Ход работы:


  1. Дайте определения понятий:

Генетика –




Наследственность –




Фенотип –




Генотип -




Ген –





  1. Какой закон вывел Г.Мендель на основе моногибридного скрещивания?







  1. Сформулируйте второй и третий законы Г.Менделя.











  1. Символы используемые при решении генетических задач.

Р –

-

-

(х) –

G (g) –

F –

F1 –

F2 –

F3 –


  1. Решение задач на законы Г.Менделя (по выбору преподавателя).













































































  1. Хромосомная теория Томаса Моргана.








  1. Выберите правильный ответ:

1. Явление сцепленное наследования генов установил:

  • Морган,

  • Мендель,

  • Мичурин,

2. Модифицированная изменчивость связана с изменением:

  • генотипа,

  • генофонда,

  • фенотипа.

3. Изменения, происходящие в генах под влиянием факторов внешней или внутренней среды, - это

  • мутации,

  • модификации,

  • комбинации.


  1. Составление родословных и их анализ.

Отберите генетический материал для составления генеалогической таблицы семьи. Соберите сведения касающиеся особенностей проявления у членов семьи какого-либо нормального или патологического признака. В качестве признака, подлежащего генеалогическому изучению можно взять например, цвет волос, глаз, кожи, рост, правша или левша и т.д., из паталогических признаков: сахарный диабет, близорукость, гепертоническая болезнь, холецестит, туберкулез, и др. Сбор сведений проводится а основе тщательного изучения индивидуальных особенностей каждого члена семьи. Соберите сведения о трех поколениях. Поколение бабушек и дедушек с обеих сторон родителей, поколение родителей, их братьев и сестер и т.д. В сведениях должны быть отражени – фамилия, имя, отчество, пол, характеристика изучаемого признака.

Используя собранный материал, составьте таблицу (родословную) семьи, соблюдая принятые в генетике человека условные обозначения.

Проведите тщательный генетический анализ особенностей изучаемого признака. Обратите внимание на многократную повторяемость изучаемого признака у отдельных членов семьи на протяжении ряда поколений. Оцените характер его наследования (доминантный, рецессивный, аутосомный, сцеплнный с полом и т.д.)

Выполнить работу на отдельном листе А4 формата. (пример)

  1. Вывод о проделанной работе:























Практическая работа № 4

«Адаптация организмов к условиям обитания

как результат действия естественного отбора»


Цель: Сформулировать понятие приспособленности организмов к среде обитания, закрепить умение выявлять черты приспособленности организмов к среде обитания.

Ход работы:


  1. Дайте определение понятий.


Адаптация –







Естественный отбор –






Вид-







Популяция-






Приспособленность организмов-











  1. Заполните таблицу.

«ПРИСПОСОБЛЕННОСТЬ ОРГАНИЗМОВ К СРЕДЕ ОБИТАНИЯ»


Вид адаптации

Характеристика

Примеры

Морфологические адаптации



Покровительственная окраска




Предостеригающая окраска




Маскировка




Мимикрия




Биохимические адаптации




Физиологические адаптации




Поведенческие адаптации






  1. Привидите примеры и охарактеризуйте адаптации, повышающие эффективность выживания в условиях пониженной температуры:

У насекомых –








У птиц –









У млекопитающих –









  1. Установите соответствие между адаптациями и конкретными примерами:


Примеры

Адаптации

  1. Способность к зрительному восприятию при слабом освещении у ночных хищников.

А. Морфологические

  1. Форма тела дельфина.

Б. Физиологичекие

  1. Клюв клёста.

В. Поведенческие

  1. Замирание детенышей при переноске их матерью.


  1. Железы, вводящие избыток солей у морских животных.

  1. Сезрнная миграция птиц.

  1. Стелющая форма карликовых берез в тундре.

  1. Брачные танцы журавлей.


1

2

3

4

5

6

7

8










  1. В чем заключается биологический смысл расчленяющей окраски?







  1. Заполните таблицу: «ФОРМЫ ЕСТЕСТВЕННОГО ОТБОРА».


Примеры сравнений

Стабилизирующий отбор

Движущий отбор

Дезруптивный отбор

Условия среды









Характер генотипа









Характер фенотипа









Степень распространения мутаций








Направление отбора









Результат отбора









Значение для эволюционного процесса








Примеры











  1. Вывод о проделанной работе:




































Практическая работа № 5

«Ископаемые люди современоого типа.

Человеческие расы: их происхождение и единство.»


Цель работы: Сформулировать понятие антропогенеза и происхождение современного человека, расмотреть сходство и различия человеческих рас.

Ход работы:

  1. Дайте определение понятия.

Антропогенез –






Раса –







  1. В какой период истории Земли появился человек?







  1. На основании текста § 5.2. стр. 197 учебника, заполните табицу:

«РАЗВИТИЕ ВЗГЛЯДОВ НА ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА»


Ученый

Основные взгляды на происхождение человека





























4.Кто впервые разделил вид Homo Sapiens на расы, какие?













  1. Определите и обоснуйте систематическое положение человека.

«СИСТЕМАТИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА»


Систематическая катерия

обоснование

ТИП




КЛАСС




ПОДКЛАСС




ОТРЯД




РОД



ВИД




  1. Выберите правильный ответ.


  1. К рудиментам человека не относят:

  • Аппендикс

  • Многососковость

  • Ушные мышцы

  • Хвостовые позвонки


  1. У человека, в отличие от человекообразных обезьян:

  • Есть ногти

  • Отсутствие волос на ладонях

  • Есть свод стопы

  • Отсутствуют волосы на лице


  1. Доказательство происхождения человека от животных:

  • Общественный образ жизни

  • Рудименты и атавизмы

  • Мышление

  • Способность изготавливать орудия труда.


  1. Из перечисленных признаков, свойственных человеку как биосоциальному существу, выделите те, которые являются критериями вида Человек разумный.


Признаки

Критерии

  1. Наличие хорды

А. Морфологический

  1. Двепары конечностей

Б. Физиологический

  1. Млечные железы

В. Биохимический

  1. Питание плода через плаценту

Г. Генетический

  1. Конечности хватательного пита.


  1. Членораздельная речь

  1. Развитие ВНД (высшей нервнойдеятеьности), способность кобучению

  1. Рука – как орган труда

  1. 46 хромосом

  1. Четыре группы крови

  1. Плодовитое потомство от смешанных браков


  1. Неограниченноескрещивание разных рас.

  1. Резус - фактор



А

Б

В

Г






  1. Заполните таблицу.


«БОЛЬШИЕ РАСЫ ЧЕЛОВЕКА»


Раса

Характерные признаки





















  1. Охарактеризуйте механизмы, лежащие в основе формирования человеческих рас (основных и мешанных).













  1. Приведите доказательсва единства происхождения человеческих рас.









  1. Вывод о проделанной работе:





























Список используемой литературы:


  1. Р.Г.Заяц, В.Э. Бутвиловский «Биология для колледжей» Общеоразовательная программа, Ростов-на Дону «Феникс» 2017

  2. Д.К.Беляева, Г.М. Дымшица «Общая биология» учебник для образовательных учреждений: базовый уровень, Москва «Просвещение» 2013

  3. В.М.Константинов, А.Г.Резанов, Е.О.Фадеева «Общая биология» для средне профессионального образования, Москва Издательский центр «Академия» 2008


11