Рабочая тетрадь
к занятиям по программе
элективного курса
«Финансовая грамотность»
для 10-11 класса
Эта рабочая тетрадь подготовлена для того, чтобы помочь обучающимся в изучении основ финансовой грамотности. Экономические знания необходимы сегодня каждому человеку, независимо от того, какую профессию он выберет. Как оградить себя от экономических ошибок, особенно финансовых, с какими проблемами вы можете столкнуться в повседневной жизни, как семьи получают и тратят деньги- эти и другие вопросы мы можем решить на наших занятиях. Материалы, вошедшие в рабочую тетрадь, подойдут для занятий на уроках экономики по любому учебнику в качестве тренировочных материалов, особенно для подготовки к ЕГЭ по обществознанию. Для того, чтобы освоить экономическую теорию и финансовую грамотность прочитать учебник недостаточно. Нужно научиться применять полученные знания на практике, к решению конкретных задач и к анализу ситуаций из реальной экономической жизни. В тетради представлены разные типы заданий в соответствии темам по программе элективного курса «Финансовая грамотность» для 10-11 класса: тесты, счетные задачи, вопросы для размышления, упражнения, а также задания на рассмотрение и анализ конкретных экономических ситуаций. Вопросы, задачи и упражнения имеют различный уровень сложности. Многие из них достаточно просты, однако некоторые из обсуждаемых проблем и предложенных задач имеют достаточно высокий коэффициент сложности. Если к концу учебного года все задания выполнены правильно, вам стоит задуматься о профессии экономиста, финансиста, банковского служащего.
Желаю вам удачи!
Тема 1. Что такое деньги
Вопросы для размышления. 
Как вы думаете, почему национальная денежная единица Великобритании называется фунтом стерлингом, ведь фунт- мера веса, а не стоимости?
В популярной форме закон Грешама звучит так: «Плохие деньги вытесняют хорошие деньги из обращения» Что означает этот закон?
Реальная стоимость бумажных денег:
А) понижается при повышении уровня цен в экономике;
Б) растет при повышении уровня цен в экономике;
В) снижается при понижении уровня цен в экономике;
Г) не изменяется.
Почему?
Почему металлические деньги вытеснили примитивные формы денег и почему все прочие металлы были вытеснены благородными?
У бриллиантов есть все свойства, необходимые товару для того, чтобы бриллианты играли роль денег. Они однородны, обладают высокой стоимостью, прочны, портативны, делимы и к тому же редки. Почему они не стали деньгами?
«Изобретение денег –одно из величайших достижений человечества, так как без них увеличение благосостояния, проистекающего из расширения торговли, стало бы невозможным». Объясните это утверждение.
Как вы думаете, какая из четырех функций денег является основной? Поясните ответ.
Что такое ликвидность?
Что лучше выполнит функцию средства сбережения: деньги или картина Рубенса?
Объясните, каким образом высокая инфляция может подорвать способность денег выполнять свои основные функции.
Проверьте свои знания.
Являются ли данные утверждения верными? Ответьте «да» или «нет»
1.1Вложение наличных денег в банк означает перевод их в более ликвидную форму. ___________
Золотые монеты относятся к категории товарных денег. ___________________
Причина, по которой сохраняется покупательная способность бумажных денег, состоит в том, что их производство и предложение строго контролируются. ______________
Выберите единственно правильный из четырех вариантов ответ.
2.1 Какова реальная стоимость купюры в 100 рублей:
А) стоимость бумаги, на которой она отпечатана;
Б) стоимость труда, материалов и оборудования, затраченных на ее производство;
В) стоимость золота, которое обеспечивает купюру;
Г) стоимость товаров и услуг, которые можно купить на 100 рублей.
Какого качества прежде всего не хватает баскетбольному мячу, чтобы он мог выполнять функции денег:
А) узнаваемости;
Б) долговечности;
В) портативности;
Г) относительной стабильности предложения.
Что не является функцией денег в рыночной экономике:
А) средство измерения;
Б) средство производства
В) средство платежа;
Г) средство сохранения стоимости.
2.4 Что обладает наивысшей ликвидностью:
А) купюра в 100 долларов;
Б) акция «Газпром»;
В) срочный вклад в банке (срок-3 месяца);
Г) облигация государственного сберегательного займа.
2.5 Сторублевая банкнота является примером:
А) средства платежа;
Б) средства обмена;
В) бумажных денег;
Г) всего вышеперечисленного.
2.6 В современных условиях чек приравнивается к деньгам, потому что:
А) внешне похож на бумажную купюру;
Б) его удобнее носить, чем металлические деньги;
В) чековые книжки выдаются банками;
Г) он часто принимается в качестве оплаты за товары и услуги.
Тема 2. Законы денежного обращения. Инфляция.
Вопросы для размышления.

Используя уравнение обмена, объясните, почему возможен рост номинального национального продукта без изменения количества денег, находящихся в обращении. Подсказка: номинальный национальный продукт равен произведению уровня цен на реальный национальный продукт. Р*Y
Во время Второй мировой войны и у Германии, и у Великобритании существовали планы «Бумажного оружия». Обе страны напечатали бумажные знаки другой и собирались выбросить их в обращение с самолетов над территорией противника. Почему это могло оказаться эффективным оружием?
В стране Альфании потребляется только 3 вида товаров. Используя приведенные в таблице данные, рассчитайте индекс потребительских цен для страны:
Товары | Потребление в 1-й период | Цена в 1-й период | Потребление во 2-й период | Цена во 2-й период |
Хлеб | 150 | 2 | 200 | 1 |
Автомобили | 50 | 10 | 25 | 10 |
Скульптуры | 4 | 100 | 4 | 200 |
Как вы думаете, почему во время высокой инфляции банки стараются давать ссуды только на очень короткий срок?
Чем инфляция спроса отличается от инфляции предложения?
Проанализируйте динамику потребительских цен в экономике страны, основываясь на индексах потребительских цен на товары и услуги(в процентах к декабрю предшествующего года) и данных о ежемесячном изменении потребительских цен( в процентном отношении к предыдущему месяцу)
Таблица 1
1993 | 1994 | 1995 | 1996 |
940 | 315 | 231,3 | 121,8 |
Таблица 2
1997 | Индекс цен |
Январь | 102,3 |
Февраль | 101,5 |
Март | 101,4 |
Апрель | 101,0 |
Май | 100,9 |
Июнь | 101,1 |
Июль | 100,9 |
Август | 99,9 |
Сентябрь | 99,7 |
Октябрь | 100,2 |
Ноябрь | 100,6 |
Декабрь | 101,0 |
Проверьте свои знания. 
Являются ли данные утверждения верными? Ответьте «да» или «нет»
Инфляция, вызванная постоянным ростом военных расходов, представляет собой пример инфляции предложения (инфляции издержек)________________
Индекс потребительских цен исчисляется только на основе цен товаров и услуг, включенных в «потребительскую корзину» ____________________
Стагфляция предполагает рост общего уровня цен в экономике, сопровождаемый падением реального объема производства ____________
Выберите единственно правильный из четырех вариантов ответ.
Если повышение общего уровня цен вызвано ростом цен на энергоносители, то это называется:
А) инфляцией спроса;
Б) инфляцией затрат;
В) дефляцией;
Г) уравнением обмена.
2.2 Уравнение количественной теории денег выглядит следующим образом:
А) M*Y=P*V
Б) M*P=Y*V
В) M*V=P*Y
Г) M/V = Y/P
2.3 В качестве показателя инфляции в стране используется:
А) индекс цен внешней торговли;
Б) валютный курс;
В) количество денег в обращении;
Г) индекс потребительских цен.
2.4 Покупательная способность денег:
А) уменьшается во время инфляции;
Б) уменьшается во время дефляции;
В) увеличивается во время инфляции;
Г) не связана с этими явлениями.
Инфляция- это существующая в экономике тенденция к повышению:
А) цен на продукты питания;
Б) общего уровня цен;
В) предельного уровня цен;
Г) цен на коммунальные услуги.
3. Решите задачу. В стране Картофелии картофель является единственным производимым и потребляемым продуктом. В 2010 г. Было произведено и продано 1000 кг картофеля по цене 150 картиков за 1 кг. Количество денег в обращении Картофелии 50 тысяч картиков. Чему равна скорость обращения денег в этой стране?
Тема 3. Экономические условия деятельности фирмы.
Вопросы для размышления. 
Б.А.Цирюльников открыл небольшую парикмахерскую. Там в течение 8-часового рабочего дня трудятся 5 парикмахеров. Если часовая ставка заработной платы мастера составляет 5 руб., то каковы будут ежедневные затраты Цирюльникова на оплату труда своих парикмахеров?
Хозяин решает набрать еще 5 мастеров. Каковы будут дневные издержки теперь?
Рыночная цена услуг парикмахера возросла и составила 6 руб/час. Сколько денег теперь должен платить г. Цирюльников, чтобы пользоваться услугами труда десяти мастеров?
Приведите пример неявных( внутренних) издержек и объясните, почему они включаются в экономические издержки фирмы.
Правительство Москвы ввело лицензирование строительной деятельности. Теперь за право заниматься строительством подрядчики должны вносить ежегодную плату в размере 50 тыс.руб. Как это повлияет на постоянные, переменные и общие издержки строительных фирм, а также на величину их прибыли? Продемонстрируйте это на графике.
издержки
Q (шт.) Количество строительных
объектов фирмы
Приведите пример отраслевого рынка, функционирующего в условиях совершенной конкуренции, и объясните свой выбор.
Является ли фирма монополией, если она выпускает единственную утреннюю газету в городе?
Приведите пример существования монополии на отечественных и зарубежных рынках.
Приведите примеры барьеров для проникновения в отрасль новых производителей. Объясните каждый пример барьера.
Тема 4. Предпринимательство.
Факторным доходом для владельца автомастерской является
1) оплата услуг по доставке оборудования
2) рента от земли, сдаваемой в аренду под автомастерскую
3) заработная плата, выплачиваемая работникам автомастерской
4) оплата за ремонт, получаемая от владельца автомобиля
Фирма осуществляет производство и установку пластиковых окон. К капиталу как фактору производства фирмы относится(-ятся)
1) штат мастеров по установке окон
2) связи с клиентами фирмы
3) администрация фирмы
4) оборудование для производства окон
Гражданин сдаёт принадлежащий ему участок земли в аренду фермерскому хозяйству. Как
называется доход гражданина от распоряжения этой недвижимостью?
1) капитал
2) прибыль
3) рента
4) процент
Агрокомбинат выращивает в теплицах овощи и зелень. К капиталу фирмы относятся (-ится)
1) работники теплиц
2) оборудование теплиц
3) земля под теплицами
4) руководство агрокомбината
Бизнесмен организовал на принадлежащем ему участке земли гостиницу для животных. К какому типу относятся его затраты на землю как фактор производства?
1) внешние
2) переменные
3) бухгалтерские
4) внутренние
6. Терпящая убытки фирма привлекла талантливого кризис-менеджера, который за год смог вывести её из кризисного состояния. Какой фактор производства был использован фирмой в первую очередь?
1) информация
2) капитал
3) земля и природные ресурсы
4) предпринимательские способности
7. Гражданин К. основал компанию по развитию Интернет-сервисов, набрал персонал программистов, формирует клиентскую базу. Какой фактор производства иллюстрирует данный пример?
1) технологию
2) капитал
3) предпринимательство
4) информацию
Фирма «Модница» занимается пошивом стильной женской одежды. Модели, разработанные фирмой, демонстрировались на неделе мод в Москве и были отмечены дипломами жюри. Что (кто) на примере фирмы соответствует такому фактору производства, как труд?
1) ткани, закупленные на аукционе
2) оборудование пошивочного цеха
3) закройщики, швеи, модельеры
4) арендованное фирмой здание
Соотнесите позиции:
ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ
А) конкуренция производителей 1) рыночная
Б) централизованное распределение 2) командная
В) директивное ценообразование
Г) свобода предпринимательства
Д) саморегуляция спроса и предложения
Установите соответствие между организационно-правовыми формами предприятий и иллюстрирующими их конкретными примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ
А) Преимущественное право в принятии решений имеют участники, несущие ответственность в объеме всего своего имущества по обязательствам предприятия.
Б) Прибыль и ликвидационный остаток предприятия распределяются в связи с трудовым участием.
В) Отдельные участники предприятия несут ответственность только в размеревнесенных вкладов.
Г) Собственность предприятия складывается из паев участников, работающих на нем.
Д) Все участники предприятия обладают правом вето при принятии решений.
Е) Аптека находится в муниципальной собственности, обслуживает социально-незащищенные категории населения.
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ
Кооператив
полное товарищество
унитарное предприятие
товарищество на вере (коммандитное)
Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
Основная проблема для экономики — это согласование безграничных и постоянно растущих потребностей людей с ограниченными ___________ (А) для их удовлетворения. Что такое потребности? Это понятие весьма многозначно и исторически изменчиво. Это ___________ (Б) того, без чего нельзя поддерживать не только жизнь человека, но и его развитие как личности и как члена общества. Человек своей хозяйственной деятельностью научился удовлетворять свои разнообразные потребности, производя товары и услуги, т. е. экономические блага. При этом количество и качество этих благ непрерывно растет и меняется под влиянием технического ___________ (В), расширения кругозора людей, моды, рекламы и т. д. Таким образом, потребности все время растут. А для того, чтобы их удовлетворить, нужны ___________ (Г)- Те из них, которые удается вовлечь в производство экономических благ, называются факторами производства. Постепенно наука расширяла свои представления о факторах, необходимых для производства благ. Сначала считалось, что главный ресурс, главный фактор — это ___________ (Д), что только сельское хозяйство может произвести необходимые блага. Позднее, в качестве непременного фактора признали ___________ (Е) в любой сфере материального производства, а не только в сельском хозяйстве. С именем К. Маркса связано признание ___________ (Ж) как важнейшего фактора экономического развития.
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
1) капитал
2) производство
3) возможности
4) ресурсы
5) прогресс
6) нехватка
7) информация
8) земля
9) труд
. Найдите в списке ценные бумаги и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) привилегированные акции
2) квитанции
3) облигации
4) векселя
5) авторские договоры
6) трудовые книжки
В стране Z основными отраслями экономики являются массовое промышленное производство и сфера услуг. Какая дополнительная информация позволит установить тип экономической системы страны Z? Сформулируйте три вопроса для получения необходимой дополнительной информации.

Тема 5.Учимся управлять финансами. Семейный и личный бюджет.
Вопросы для размышления. 
Как связаны между собой доход и богатство?
«Количество товаров, которое мы можем купить, определяется исключительно нашим доходом». Справедливо ли это утверждение?
В июне 2008 г. Доходы населения страны Х. составили 126 млрд. дол., а денежные расходы в тот же период равнялись 125,7 млрд.дол. На сколько доходы граждан превышали расходы?
Эти данные показывают, что в 2008 г. Среднестатистическая семья расходовала меньше денежных средств, чем получала в виде доходов. Чем вы объяните такую ситуацию?
Подумайте, какой еще способ, помимо создания сбережений, помог бы потребителю со средним достатком покупать такие дорогостоящие товары, как автомобили, мебель, недвижимость, т.е. товары, на которые не могут быть выделены деньги из текущего дохода?
Планируем свой месячный бюджет. Вы знаете, что в течение текущего месяца вы осуществляете те или иные расходы, удовлетворяя свои потребности. Попытайтесь спланировать свои расходы на ближайший месяц и заполните статьи бюджета, представленные в таблице.
Расходы | Доходы |
Постоянные расходы | Деньги от родителей Собственный заработок Другие доходы (перечислите) |
Переменные расходы | Итого(доходы) |
Всего расходы |
Планируемые сбережения |
Итого расходы+сбережения |
Равен ли уровень ваших доходов расходам?
Если у вас доходы превысили расходы и возник избыток денег, то равен ли избыток величине планируемых сбережений?
Если доходы оказались меньше расходов, т.е. образовался дефицит бюджета, то, подумайте, какие затраты можно исключить в будущем месяце, чтобы сбалансировать ваш бюджет?
Мы часто слышим такие разговоры: «Каждый год прибавляют пенсии и зарплаты, но рост цен все съедает». Что значит эта фраза?
Какое влияние окажет непредвиденная инфляция (п=20 процентов за полгода) на следующих членов общества:
А) работника библиотеки;
Б) студента ВУЗа;
В) человека, выплачивающего кридит;
Г) человека, который положил сбережения в банк на полгоды при номинальной процентной ставке по депозитным вкладам, равной 6 процентов в месяц
Проверьте свои знания. 
Выберите единственно правильный из четырех вариантов ответ.
Закон Энгеля гласит:
а) с ростом доходов семьи удельный вес расходов на питание снижается;
б) доля расходов на одежду, жилище и коммунальные услуги меняется мало;
в) доля пасходов семьи на удовлетворение культурных потребностей возрастает;
г) все вышеперечисленное верно.
Вид расхода, получаемого собственником такого фактора производства, как земля, называется:
а) дивидентом:
б) рентой;
в) прибылью;
г) процентом.
Владельцы корпорации « Дженерал Моторс» получают доход от владения акциями в виде:
а) дивидента:
б) ренты;
в) прибыли;
г) заработной платы.
Рост потребления населением некоторой страны относительно дешевых продуктов питания свидетельствует:
а) о повышении уровня жизни в стране;
б) о понижении уровня жизни;
в) о понижении цен на относительно дорогие продукты;
г) о росте реальных доходов населения.
Какая из групп населения не пострадает от непредвиденной инфляции:
а) получатели фиксированного дохода;
б) заемщики;
в) кредиторы;
г) владельцы денежных сбережений.
Реальная ставка процента равна:
а) ставке процента, по которой получают процентные выплаты вкладчики банка;
б) ставке процента, под которую банки предоставляют денежные средства предприятиям;
в) разности между номинальной ставкой процента и темпом инфляции;
г) разности между темпом роста и темпом инфляции.
Предположим, что в начале года вы поместили свои сбережения в банк под 8 процентов годовых. В конце года вы снимаете свои сбережения вместе с начислением. Годовой темп инфляции составил 5 процентов. Определите реальную процентную ставку, используя уравнение Фишера:
а) 8 %;
б) 13 %;
в) 3 %;
г) -3 %
Тема 4. Неравенство доходов и его последствия.
Вопросы для размышления. 
Вам известны основные причины, порождающие неравенство в распределении доходов между гражданами. Перечислите их. Назовите еще и другие источники дифференциации доходов в обществе?
Перед вами таблица среднегодовых доходов лиц различных профессий в Швеции в 1986 г.
Профессии | Годовой доход (тыс. крон) |
врач | 300 |
инженер | 240 |
профессор | 200 |
электрик с квалификацией | 137 |
учитель | 135 |
медсестра | 116,8 |
клерк | 110 |
Сравните доходы, получаемые людьми разных профессий в Швеции. Какой вывод вы можете сделать? Можно ли сказать, что в нашей стране уровень доходов в большей степени зависит от образования работника, нежели в Швеции?
Как вы думаете, если людей уравнять в доходах, вызовет ли это одинаковые чувства радости и удовлетворения у всех категорий населения?
Пусть в тридевятом царстве проживают только 5 граждан: Иван-дурак, Баба-Яга, Василиса Премудрая, Кощей Бессмертный, Андрей-стрелок. При этом доходы между ними распределяются так: Иван- 50 руб. в месяц, Андрей-75 руб., Баба-Яга-125 руб., Василиса-250 руб., Кощей-500 руб. Простройте кривую Лоренца для этого царства.
Система налогообложения, при которой усиливается неравенство доходов в обществе, называется________________. Опишите основные принципы данной системы.
Право наследования и тот факт, что «богатство порождает богатство», подчеркивают роль, которую играет неравенство владения собственностью в увеличении неравенства доходов. Как вы думаете, не лучше ли ввести закон, запрещающий передачу по наследству имущества, стоимость которого превышает установленную величину?
«Если всех людей наделить одинаковыми доходами, это вызовет неодинаковые чувства радости и удовлетворения». Объясните это утверждение.
Проверьте свои знания. 
Кривая Лоренца может быть использована для того, чтобы измерить:
а) изменение ставок налогов;
б) изменение уровня заработной платы;
в) изменение цен факторов производства;
г) ничего не подходит.
Если кривая Лоренца представляет собой луч с углом наклона в 450, сравниваемые переменные в каждой точке кривой будут:
а) иметь одинаковые значения;
б) иметь отрицательные значения;
в) иметь положительное и отрицательное значения;
г) иметь противоположные значения.
Чем дальше расположена кривая Лоренца от прямой абсолютного равенства, тем больше степень:
а) равенства доходов в обществе;
б) сходства между доходами семей;
в) сопоставимости доходов семей;
г) неравенства доходов в обществе.
4. По данным таблицы постройте кривую Лоренца для России 1995 года и 1991 года. Какой вывод можно сделать?
Период | 1991 | 1992 | 1993 | 1994 | 1995 | 1996 |
Денежные доходы (в совокупности) | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
В том числе по 20-процентным группам населения |
I группа ( с наименьшими доходами) | 9,4 | 7,5 | 5,8 | 5,3 | 5,8 | 6,5 |
II группа | 14,0 | 12,6 | 11,1 | 10,2 | 10,4 | 10,9 |
III группа | 17,9 | 17,4 | 16,7 | 15,2 | 15,2 | 15,5 |
IV группа | 22,8 | 23,0 | 24,8 | 23,0 | 22,2 | 22,4 |
V группа (с наибольшими доходами) | 35,9 | 39,1 | 41,6 | 46,3 | 46,4 | 44,7 |
Тема 5. Как найти работу и заработать деньги?
Вопросы для размышления. 
Где можно найти работу подросткам? Составьте схему.
Проанализируйте, как правильно читать объявления о вакансиях. Составьте план действий.
Возьмите объявления о рабочих вакансиях в газетах али Интернете, отберите несколько привлекательных и соответствующим вашим интересам. Расскажите о своем выборе, по каким критериям вы сделали выбор?
Самореклама. О чем вы будете говорить на собеседовании?
Памятка. Не бойтесь говорить о своих достижениях и личных качествах. Помните, что любые ваши навыки могут пригодиться. Например, у вас такое же хобби, как и у работодателя, значит, будет общий интерес, вам будет легче общаться.
Что такое РЕЗЮМЕ? Какие вы знаете правила его сотавления?
Практическая работа. Составляем резюме. 
МОЕ РЕЗЮМЕ
Ф.И.О. контактного лица, вакансия, название отдела |
Личные сведения | | |
Ф.И.О. |
| Дата и место рождения |
| Место проживания |
| Телефон |
| Образование |
Трудовой опыт | |
Дополнительные навыки, умения | |
Круг интересов | |
Рекомендации | |
Ожидаемый уровень з.п. | |
| |
Критерии:
- текст должен быть аккуратным, без ошибок;
- правильно оформляйте текст (пробелы, поля, абзацы, выделение важных мест и заголовков);
- будьте краткими (желательно поместить текст на одном листе);
- помните о форме и содержании (* должны быть ясные и логические фразы, не должно быть сокращений, длинных предложений, используйте больше глаголов)
- будьте правдивы и точны (информацию могут проверить);
-не забудьте о наградах и поощрениях;
-обязательно покажите резюме человеку, которому вы доверяете.
Тема 6. Трудовое право несовершеннолетних.
Вопросы для размышления. 
Основанием для расторжения трудового договора по инициативе работодателя является:
а) организация филиала предприятия
б) сокращение численности штатов
в) выход на пенсию
К существенным условиям трудового договора относятся:
а) условия об испытательном сроке
б) условия об обязательной отработке определённого срока после обучения за счёт работодателя
в) условия оплаты труда.
Отзыв из отпуска допускается только:
а) по производственной необходимости
б) с согласия работника
в) в случаях, предусмотренных законом
Продолжительность работы накануне нерабочих праздничных дней по общему правилу
а) уменьшается на 30 минут;
б) уменьшается на один час;
в) уменьшается на два часа
. Ночное время в трудовом законодательстве определяется, как
а) время с 20 часов до 6 часов;
б) время с 22 часов до 6 часов;
в) время с 24 часов до 5 часов
Право на использование отпуска за первый год работы возникает у работника по истечении
а) шести месяцев его непрерывной работы в данной организации;
б) десяти месяцев его непрерывной работы в данной организации;
в) двенадцати месяцев его непрерывной работы в данной организации
При приеме на работу не требуется документ:
а) паспорт
б) свидетельство о рождении
в) трудовая книжка
г) диплом
Решите задачу.
Несовершеннолетний Макаров - работник ОАО «Квадрат» без уважительный причин не прошел ежегодный медицинский осмотр, в связи с чем он был отстранен от работы начальником цеха. За время отстранения от работы Макарову заработная плата не начислялась. Макаров считает, что и отстранение от работы из-за того, что он не прошел мед.осмотр и невыплата ему заработной платы за это время является нарушением трудового законодательства.
Прав ли Макаров? Ответ обоснуйте.
Решите задачу.
Прокуратурой при проверке деятельности ООО «Прогресс» было установлено, что несовершеннолетний П.. зачисленный разнорабочим работает с 23 часов до 6 часов утра. При этом директор завода пояснил, что перевести П. на работу в другое время у него нет возможности, а сам П. не возражает против такого графика работы.
Какое нарушение допущено администрацией завода? Может ли трудовой договор с П. быть расторгнут в суде, если сам П. возражает против такого расторжения?
Проверьте свои знания
№1. Отметьте знаком «+» обязанности работодателя и знаком «-» обязанности работника:
А) лично выполнять определенную соглашением трудовую функцию | |
Б) предоставить работу по обусловленной трудовой функции (специальность, квалификация, должность) | |
В) обеспечить условия труда, предусмотренные законодательством | |
Г) соблюдать действующие в организации правила внутреннего распорядка | |
Д) своевременно и в полном объеме выплачивать заработную плату | |
№2 Продолжите заполнение таблицы:
№№ п/п | Категория работников | Количество часов в неделю |
1. | Подавляющее большинство работников | 40 часов |
2. | Работники в возрасте от 16 до 18 лет | |
3. | Работники в возрасте до 16 лет | |
4. | Учащиеся образовательных учреждений в возрасте до 18 лет, работающие в течение учебного года в свободное от учебы время | |
№3. 17-летний молодой человек хотел бы работать в ночное время. Допускается ли такой вариант работы несовершеннолетнего? Нет. К работам в ночное время, а также к сверхурочным, к работе в выходные дни, лица моложе 18-ти лет не допускаются.
№4. Несовершеннолетний Волков устроился на предприятие «Луч». Он заключил трудовой договор, куда с его согласия было включено условие об испытательном сроке продолжительностью 3 месяца. По окончании трех месяцев испытательного срока Волкова уволили, признав неудовлетворительными результаты испытания. Правомерно ли увольнение Волкова? Почему?
№5. Шестнадцатилетний слесарь Павлов опоздал на работу. Директор завода попросил Павлова написать объяснительную записку и объявил ему выговор в приказе. Павлов объяснительную записку написал, но с объявленным выговором не согласился. По мнению Павлова, он, как несовершеннолетний, не должен подлежать дисциплинарным наказаниям за мелкие дисциплинарные проступки. Прав ли Павлов?
№6. Дед Андрея Степан Петрович обожает розыгрыши. Вчера, например, Степан Петрович, собираясь на работу в воинскую часть, попросил внука поискать трудовую книжку, которую он якобы потерял дома. В чём заключается розыгрыш?
Тема 7. Банковская система.
Являются ли данные утверждения верными? Ответьте «да» или «нет» 
Основное назначение банка — посредничество в перемещении денежных средств от кредиторов к заемщикам и от продавцов к покупателям. _______________________
Пассивные операции — это размещение собственных и привлеченных средств банка для получения прибыли. __________________________
Норматив достаточности капитала определяется как предельное соотношение общей суммы привлеченных средств кредитной организации и суммы ее активов, взвешенных по уровню риска. ____________________________
Первым и основополагающим принципом деятельности коммерческого банка является работа в пределах реально имеющихся ресурсов. __________________
Банки осуществляют: финансовое консультирование; лизинг оборудования; операции с ценными бумагами; трастовые услуги. __________________________
Трастовые операции банка — операции по выдаче банком гарантии (поручительства) уплаты долга клиента третьему лицу при наступлении определенных условий. _________________________________________
Ресурсы коммерческого банка могут быть сформированы за счет собственных и привлеченных средств. ________________________________________
Депозитные операции банка — операции по инвестированию банком своих средств в ценные бумаги и паи небанковских структур в целях совместной хозяйственно-финансовой и коммерческой деятельности, а также размещения в виде срочных вкладов в других кредитных организациях. ______________________________
Официальная учетная ставка — это проценты по ссудам, используемым Центральным банком Российской Федерации при кредитовании коммерческих банков. ____________________________________________
Закончите предложение, вставив пропущенные слова или цифры
Операции по выдаче банком гарантии (поручительства) уплаты долга клиента третьему лицу при наступлении определенных условий — это ... операции.
Операции по инвестированию банком своих средств в ценные бумаги и паи небанковских структур в целях совместной хозяйственно-финансовой и коммерческой деятельности, а также размещения средств в виде срочных вкладов в других кредитных организациях — это ... операции банка.
... — предоставление банками за определенную плату клиентам информации как коммерческого, так и некоммерческого характера.
Обособленные структурные подразделения банка, расположенные вне места его нахождения и осуществляющие все или часть его функций, — это ... банка.
Операции, которые связаны с ведением счетов в рублях и иностранной валюте, осуществлением расчетов и платежей клиента, а также получением и зачислением перечисленных ему средств на счет в безналичной форме, с выдачей наличных денег со счета, внесением их на счет, хранением и перевозкой, — это... операции.
Укажите правильный ответ.
Национальная банковская система — это совокупность:
а) международных кредитных институтов;
б) кредитных институтов внутри страны и взаимосвязей между ними;
в) эмиссионных банков и лизинговых компаний
Банковская система активно развивается в условиях
а) депрессивного состояния экономики;
б) гиперинфляционной экономики;
в) подъема экономики.
В двухуровневой банковской системе верхний уровень представлен:
а) инвестиционными банками;
б) ссудосберегательными учреждениями;
в) центральным (эмиссионным) банком или резервной системой.
Кредитные институты имеют возможность получать кредиты Центрального банка РФ посредством
а) переучета векселей или залога ценных бумаг;
б) предоставления простой заявки на ссуды;
в) открытия возобновляемой кредитной линии.
Коммерческие банки осуществляют операции:
а) по монопольному выпуску банкнот;
б) привлечению денежных средств юридических и физических лиц во вклады;
в) обеспечению стабильности покупательной способности денежной единицы.
6. Потребительские ссуды банк выдает:
а) промышленным предприятиям;
б) сельскохозяйственным предприятиям;
в) населению.
Задания 
№1. Каждому из приведенных терминов и понятий, отмеченных цифрами, найдите соответствующее положение, обозначенное буквой
1. Вкладчик.
2. Банковская ставка.
3. Сейф.
4. Эмитент.
5. Лимит кредитования.
6. Депонирование.
А. Размер платы банку за пользование денежной ссудой, выраженный в процентах.
Б. Лицо, внесшее вклад; сторона по договору банковского вклада.
В. Устойчивое к взлому и (или) огнестойкое банковское защитное средство, предназначенное для хранения банковских ценностей.
Г. Ограничение на размер ссуды при банковском кредите.
Д. Передача физическим или юридическим лицом финансовых средств или других ценностей на хранение в банк.
Е. Организация, выпустившая ценные бумаги для финансирования своей деятельности и развития.
№2. Правильно отгадав слова по горизонтали, вы прочтете зашифрованное слово (криптограмму) в колонке, выделенной жирными линия
Кредит, полученный путем выписки чека или платежного поручения на сумму, превышающую остаток средств на счете.
Поручение банка одному или нескольким банкам производить по распоряжению и за счет клиента платежи физическому или юридическому лицу в пределах обозначенной суммы на указанных условиях.
Документ, формирующийся в торговой точке и удостоверяющий факт осуществления платежа по карточке.
Посредническая банковская операция по передаче денежных средств от плательщика к получателю через банк с зачислением этих средств на счет получателя. 5. Документ, согласно которому банк обязуется выплатить ограниченную сумму денег названной стороне на указанных в нем условиях. 6. Денежные средства, внесенные вкладчиком на хранение в банк или в другое финансовое учреждение, могут расходоваться по чековой книжке или с помощью кредитной карточки.
Зашифрованное слово — обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения кредитной организации и осуществляющее от ее имени все или часть банковских операций, предусмотренных лицензией, выданной этой кредитной организации.