СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая тетрадь по физической культуре для практических и самостоятельных занятий

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаемая рабочая тетрадь по дисциплине «Физическая культура» предназначена для студентов средних профессиональных и высших учебных заведений.

Целью данного пособия является организация самостоятельной работы студента, осуществление контроля над уровнем развития физических способностей и освоение знаний по теории и методике физической культуры в процессе изучения дисциплины.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая тетрадь по физической культуре для практических и самостоятельных занятий»


ҚАЗАҚСТАН РЕСПУБЛИКАСЫНЫҢ БІЛІМ ЖӘНЕ ҒЫЛЫМ МИНИСТРЛІГІ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН


КМҚК «ЖІТІҚАРА ПОЛИТЕХНИКАЛЫҚ КОЛЛЕДЖІ»

КГКП «ЖИТИКАРИНСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»




Практикалық және өздік жұмыстарына арналған дене шынықтыру сабағынан

жұмыс дәптері


Рабочая тетрадь

по физической культуре для практических и самостоятельных занятий








2017 – 2018 оқу жылы

Житиқара қаласы









Житиқара политехникалық колледжінің

жаратылыстану-математика пәндік

әдістемелік комиссиясының

отырысында 2017 жылғы 29.08

№ 1 хаттамасымен

қарастырылған және қолдануға ұсынылған


Рассмотрена и рекомендована к применению

на заседании методической комиссии

естественно- математических дисциплин

Житикаринского политехнического колледжа

От 29. 08. 2017.

протокол №

ЦӘК төрайымы /Председатель ЦМК __________________ (Тартаева Г.Г.)









Житиқара политехникалық колледжінің

жаратылыстану-математика пәндер

оқытушысы

А.В Гупенко әзірлеген


Составлена преподавателем

естественно- математических

дисциплин

Житикаринского политехнического

колледжа

А.В.Гупенко











Содержание


п/п

темы

стр


Пояснительная записка

4

Занятие 1

Физическая культура и спорт в общекультурной и профессиональной подготовке студентов. Эстетика физической культуры и спорта

5-8

Занятие 2

Биологические и социально - биологические основы физической культуры

8-12

Занятие 3-4

Физиологическая характеристика двигательной активности и формирование движений

12-17

Занятие 5

Основы здорового образа жизни студента. Физическая культура в обеспечении здоровья

17-19

Занятие 6

Психофизиологические основы учебного труда студентов, средства физической культуры в регулировании работоспособности

19-22

Занятие 7

Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или систем физического воспитания

23-26

Занятие 8

Педагогические основы физического воспитания

26-33

Занятие 9

Общая и специальная физическая подготовка

33-37

Занятие 10

Врачебный и педагогический контроль и самоконтроль при занятиях физическими упражнениями и спортом

38-41

Занятие 11

Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями

42-46

Занятие 12

Профессионально – прикладная физическая подготовка

студентов (ППФП)

46-50

Занятие 13

Физическая культура в профессиональной деятельности

бакалавра и специалиста

50-53


Литература

54










Пояснительная записка

Предлагаемая рабочая тетрадь по дисциплине «Физическая культура» предназначена для студентов средних профессиональных и высших учебных заведений.

Целью данного пособия является организация самостоятельной работы студента, осуществление контроля над уровнем развития физических способностей и освоение знаний по теории и методике физической культуры в процессе изучения дисциплины.

Область применения: тетрадь может быть рекомендована как для студентов основной и подготовительной группы здоровья, так и для студентов имеющих освобождение от практических занятий, так как содержит большое количество заданий для оценки теоретических знаний дисциплины. Применение тетради также может распространяться на студентов, пропустивших по той или иной причине один из разделов дисциплины. Возможна работа с тетрадью студентов заочной формы обучения, они могут выполнять теоретические задания в процессе подготовки к сдаче зачета, а также проверить свой уровень развития физической подготовленности.

В структуру рабочей тетради входят: пояснительная записка, методические рекомендации по заполнению тетради, задания для самостоятельной работы студента, а также критерии оценки практических и теоретических заданий.

Методические рекомендации и общие сведения по организации самостоятельной работы обучающихся.

Основой для самостоятельной работы являются комплекс знаний, умений и навыков полученных в процессе изучения дисциплины «Физическая культура». Предложенная организация самостоятельной работы представляет собой комплекс мероприятий, включающий в себя как освоение практических умений, так и теоретических знаний. Задания для самостоятельной работы, предлагаемые автором, выполняются в форме домашних заданий в рабочей тетради. Задания даются в соответствии с календарно- тематическим планом дисциплины и рабочей программой, что дает возможность студентам своевременно осваивать теоретические знания по изучаемому разделу, а также готовиться к выполнению тестирования физических способностей.

Цель самостоятельной работы - содействие усвоению студентами учебного материала, развитие их познавательной активности и потребности в самообразовании.

Задачи самостоятельной работы:

- углубление и систематизация знаний;

-решение познавательных задач;

-развитие способности к самоанализу, умений работать с различной по объему и виду информацией, учебной и научной литературой;

- применение знаний и умений на практике;

-развитие навыков организации самостоятельного учебного труда и контроля над его эффективностью.

Организация самостоятельной работы.

1.Изучение литературы по разделам

2. Сбор информации

3.Отображение информации в требуемой форме

4.Консультация у преподавателя

5. Оформление работы

6. Выполнение практических заданий на учебном занятии

8. Оценка практических умений преподавателем

9. Представление письменной работы на оценку преподавателем

Методические рекомендации по работе с тетрадью:

1. Перед началом самостоятельной работы студентам следует, внимательно прочитать и изучить содержание заданий.

2. Ознакомиться с критериями оценки заданий.

3. Студенты изучают рекомендуемую литературу, при необходимости обращаются за консультацией к преподавателю.

4. В процессе изучения литературы, выполняют теоретические задания.

5. После выполнения теоретических заданий, выполняют задания практической части: вносят в таблицу собственный результат, показанный во время тестирования физических способностей;

-составляют комплексы упражнений различного характера;

6. Выполняют практические задания, преподаватель оценивает их в соответствии с критериями.

7.Обучающиеся сдают заполненную тетрадь преподавателю.

Задания разработаны в виде тестов и контрольных вопросов по изученной теме, выполнения творческих заданий. Задания следует выполнять с использованием соответствующих учебников. Список рекомендуемой литературы представлен в конце учебного пособия.

Характеризуя задания, следует отметить, что часть тестов требует выбора правильного ответа или установления соответствия предложенных вариантов ответов. Часть тестов носит репродуктивный характер, выполняется в виде заполнения пропусков или дополнений в предложениях.

Правильное и чёткое заполнение рабочей тетради способствует систематизации знаний студентов по изучаемой дисциплине, воспитанию организованности, дисциплинированности и самостоятельности. Окажет помощь при подготовке к итоговому семестровому контролю знаний.


Занятие 1. Физическая культура и спорт в общекультурной и профессиональной подготовке студентов. Эстетика физической культуры и спорта

Вопросы:

1. Физическая культура – часть человеческой культуры.

2.Физическая культура в структуре профессионального образования.

3. Профессиональная направленность физического воспитания в вузе.

4. Основы организации учебного процесса по физическому воспитанию студентов в вузе.

5. Характеристика эстетики физической культуры и спорта

6. Эстетика красоты спортивного соперничества

Задание 1. Выпишите в тетрадь 10 – 15 ключевых понятий по изучаемой теме _____________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2. Ответьте на поставленные вопросы.

1. Назовите составляющие (компоненты) физической культуры

1. _________________________________________________

2. _________________________________________________

3. __________________________________________________

4.__________________________________________________

5. _________________________________________________

2. Назовите средства физической культуры

1. _____________________________________________

2. _____________________________________________

3. _____________________________________________

3. Перечислите социальные функции физической культуры ________________________________________________________________

3. Дайте определение следующим понятиям:

«Физическая культура» _________________________________________


«Физическое воспитание» ______________________________________


«Физическое образование» ______________________________________

Задание 3. Выберите правильный ответ.

1. Физическая культура направлена

а) на повышение трудоспособности организма

б) на укрепление уровня здоровья

в) на повышение активности мозговой деятельности

Ответ_________________

2. Основным показателем физического состояния человека является его

а) артериальное давление

б) продолжительность жизни

в) здоровье

Ответ_________________

3. Спорт это

а) часть физической деятельности

б) часть физической культуры, направленная на совершенствование психических и физических способностей

в) метод физического воспитания

Ответ_________________

4. Назовите основной законодательный документ дисциплины «физическая культура»

а) приказ Министерства здравоохранения РК

б) приказ Министерства обороны РК

в) приказ Министерства образования РК

Ответ_________________

5. В каком из древних государств культура тела был достаточно высокой?

а) Древняя Греция

б) Египет

в) Китай

Ответ___________

6. Что свидетельствует о наличии и запаса физических сил и возможности человека экономно их расходовать

а) лёгкость

б) быстрота

в) красота

Ответ___________

7. Спортивное зрелище это

а) представление

б) соревнование

в) выступление

Ответ___________

8. Какие качества спортсмена ярко показывают эстетику физической культуры

а) физические

б) духовные

в) физические и духовные

Ответ___________

Задание 4. Перечислите стороны эстетики спорта. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 5. Назовите недостающие разделы программы обязательной учебной дисциплины «физическая культура»

а) организационно - методический раздел

б) _______________________________ ?

в) практический раздел

г) ________________________________?

Задание 6. Перечислите формы внеучебных занятий по физической культуре в колледже. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Занятие 2. Биологические и социально - биологические основы физической культуры


Вопросы:

1. Роль двигательной активности в становлении и развитии человека в филогенезе онтогенезе.

2. Биологическая и физиологическая сущность необходимости физкультурно- спортивных упражнений в современный период.

3. Степень и условия проявления наследственности при физическом развитии и жизнедеятельности человека.

4. Влияние природно-климатических факторов на организм человека.

5. Социальные факторы и их влияние на физическое развитие и функциональное состояние человека.

Задание 1. Выберите правильный ответ

1. В настоящее время анатомо-морфологическое строение организма человека общепринято изучать и излагать в следующей последовательности

а) клетки, ткани, органы, системы

б) системы, клетки, ткани, органы

в) системы, органы, ткани, клетки

Ответ____________

2. Основное жизненное свойство клетки

а) катаболизм

б) метаболизм

в) ассимиляция

Ответ___________

3. Количество крови составляет

а). 7—8 % массы тела человека

б) 9 – 10 % массы тела человека

в) 5 – 6 % массы тела человека

Ответ___________

4. Частота сердечных сокращений у здорового взрослого человека составляе

а) 50— 60 ударов в минуту

б) 60— 80 ударов в минуту

в) 80— 90 ударов в минуту

Ответ___________

4. Согласно современным представлениям, в коре головного мозга насчитывается

а) 14 млрд клеток

б) 12 млрд клеток

в) 13 млрд клеток

Ответ___________

Задание 2.

1. Дайте определение ткани человека: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Перечислите и дайте характеристику видам ткани

Вид ткани

Характеристика ткани




Задание 3. Дайте определение крови и её составляющих ________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 4. Заполните таблицу функциональных систем организма

Система

Составляющие

систему

Основные функции






Задание 5. Укажите влияние социально- биологических факторов на организм человека

Фактор

Влияние

Природно- климатический


Экологический


Социальный



Задание 6. . Закончите фразы

Деятельное состояние нервных клеток, имеющее определённые временные и функциональные пределы это _________________________________________________________________

Состояние нервных клеток, направленное на их охранение от возбуждения, на восстановление их активности, называется _______________________

Физическое развитие – это _________________________________________________________________

Регулируемое необходимое постоянство внутренней среды названо _______________________________________________________________________________________________________________________________________

Занятие 3-4. Физиологическая характеристика двигательной активности и формирование движений.

Вопросы:

1. Общая характеристика влияния двигательной активности на адаптационные процессы и резервные возможности организма.

2. Адаптация организма как физиологическая основа функционального и двигательного совершенства человека

3. Работоспособность

4. Физиологические механизмы формирования и совершенствования двигательных действий.

5. Обмен веществ в покое и при различных нагрузках.


Задание 1. Дайте определения

«Белки» _______________________________________________________________________________________________________________________________________

«Углеводы» _____________________________________________________________________________________________________________________________________

«Жиры» _____________________________________________________________________________________________________________________________________

«Обмен воды и минеральных веществ» ________________________________________________________________________________________________________________________________________

«Минеральные соли» _______________________________________________________________________________________________________________________________________

«Витамины» ________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2. Охарактеризуйте положительный эффект воздействия физических нагрузок

1. Общий положительный эффект: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Локальный положительный эффект

В составе крови


В работе сердечно-

сосудистой системе



В дыхательной системе


В опорно- двигательном аппарате



Задание 3. Заполните таблицы

Таблица 1

Зоны относительной мощности в спортивных упражнениях

Степень мощности

Продолжительность

работы

Виды физических

упражнений














Таблица 2

Физиологическая характеристика работы в зонах различной

мощности (по В. С. Фарфелю)

Показатель

Максимальная

Субмаксимальная

Большая

Малая

Предельная длительность





Величина потребления кислорода





Величина кислородного долга





Вентиляция лёгких и кровообращение





Биохимические сдвиги






Задание 4. Выберите правильный ответ

1. Физиология- это:

а) биологическая наука, изучающая функции человеческого организма в различных их проявлениях

б) наука, изучающая деятельность клеток

в) наука, изучающая строение организма

Ответ_____________

2. Адаптация- это

а) специфическая сущность человека, которая не упраздняет его биологическое начало

б) приспособление органов чувств и организма к новым, изменившимся условиям существования

в) способность быстро и рационально координировать движение тела

Ответ_____________

3. Гипокинезия

а) недостаток двигательной активности

б) повышение работоспособности

в) утомительная работа

Ответ_____________

4. Гипоксия- это

а) кислородный голод

б) снижение работоспособности

в) повышение артериального давления

Ответ_____________

5. Минимальная величина суточных энергозатрат в норме составляет

а) 2950-3850 ккал

б) 4550-5500 ккал

в) 1000-1500ккал

Ответ_____________

6. Работоспособность

а) это способность человека выполнять конкретную деятельность в рамках заданных временных лимитов и параметров эффективности

б) это приспособление органов чувств и организма к новым условиям существования

в) это длительное использование предельных тренировочных нагрузок

Ответ_____________

7. При гиподинамии

а) повышается утомляемость

б) увеличивается концентрация внимания

в) увеличивается способность к труду и обучению

Ответ_____________

8. Главный внутренний водитель ритма у человека

а) нервная система

б) сердце

в) гипоталамус

Ответ_____________

Занятие 5. Основы здорового образа жизни студента. Физическая культура в обеспечении здоровья

Вопросы:

1. Понятие «здоровье». Факторы, влияющие на здоровье.

2. Отказ от вредных привычек

3. Межличностные отношения как элемент здорового образа жизни.

Задание 1. Перечислите составляющие здорового образа жизни

________________________________________________________

Задание 2. Закончите фразы

Физиологически полноценный приём пищи людьми с учётом пола, возраста, характера труда и других факторов это _________________________

Сон – это __________________________________________________

Закаливание будет более эффективным, если: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3.

1. Заполните таблицу. Перечислите отрицательное воздействие на организм человека вредных привычек

Вредная

привычка

Воздействие на человека

курение


алкоголизм


наркомания



Задание 4. Выберите правильный ответ

1. Какова норма потребления белков в день для взрослого человека

а) 60 – 70гр

б) 80 – 100гр

в) 110 - 130

Ответ_____________

2. В среднем суточное потребление энергии у юношей составляет

а) 3000

б) 2500

в) 2700

Ответ_____________

3. Что является важнейшей функцией физической культуры

а) Воспитание этических норм у подрастающего поколения

б) Удовлетворение естественных потребностей человека в двигательной активности

в) Установление межличностных отношений

Ответ_____________

4. Какова суточная потребность организма в воде

а) 1 литр

б) 1,5 литра

в) соответствует количеству теряемой жидкости

Ответ_____________

5. При нагрузках, связанных с интенсивным потоотделением необходимо

а) увеличить суточную норму потребления поваренной соли

б) увеличить суточную норму потребления белков

в) увеличить суточную норму потребления углеводов

Ответ_____________


Занятие 6. Психофизиологические основы учебного труда студентов, средства физической культуры в регулировании работоспособности

Вопросы:

1. Объективные и субъективные факторы обучения и их влияние на организм студентов.

2. Изменение работоспособности студентов в процессе обучения

3. Особенности организации занятий по физическому воспитанию и спортивных тренировок в течении учебного года.

4. Общие положения регулирования психоэмоционального и функционального состояния студентов посредством физических упражнений.

5. Значение физической культуры для студентов в период каникулярного отдыха.

Задание 1. Заполните таблицу

1. Факторы обучения и их влияние на организм студента

Объективные

Субъективные




Задание 2. Закончите предложение

Факторы физиологического характера – __________________________________________________________________

Факторы психологического характера –__________________________________________________________________

Условия внешней среды - ________________________________________________________________

3. Перечислите и раскройте формы физической культуры в режиме учебного дня студента. _____________________________________________________________________

Задание 2. Выберите правильный ответ

1. Обеспечить высокое качество профессиональной подготовки выпускников колледжа невозможно

а) без их собственной активной учебно-трудовой деятельности

б) без больших материальных вложений

в) без длительного отдыха

Ответ__________

2. Какой процент студентов ощущают дезадаптационный синдром при поступлении в колледж

а) около 80%

б) около 35%

в) около 10%

Ответ__________

3. Интерес к эмоционально привлекательной учебной работе

а) уменьшает продолжительность её выполнения

б) увеличивает продолжительность её выполнения

в) не влияет на продолжительность её выполнения

Ответ__________

4. Рассеянное внимание, частые отвлечения являются характеристиками

а) резкого утомления

б) значительного утомления

в) незначительного утомления

Ответ__________

5. Какую продолжительность имеет период оптимальной (устойчивой) работоспособности

а) полчаса

б) 1,5 – 3 часа

в) 3 - 6 часов

Ответ__________

6. Какой из перечисленных периодов можно отнести к периодам снижения работоспособности

а) период оптимальной работоспособности

б) период врабатывания

в) период полной компенсации

Ответ__________

7. Напряжение на экзаменах выше у студентов

а) с хорошей успеваемостью

б) со слабой успеваемостью

в) успеваемость не влияет на напряжение студентов

Ответ__________

8. Период спада работоспособности у «жаворонков» и «сов» целесообразно было бы использовать

а) для занятий наиболее трудными дисциплинами

б) для посещения библиотеки

в) для отдыха, обеда

Ответ__________

9. Какой режим занятий нежелателен в дни напряженной учебной деятельности (зачет, контрольная)

а) занятия с ЧСС выше 160 ударов в минуту и моторной плотностью 65 – 75 %

б) занятия с ЧСС 130 – 160 ударов в минуту и моторной плотностью 50 – 65%

в) занятия с ЧСС 110 -130 ударов в минуту и моторной плотностью 65 – 80%

Ответ__________

Занятие 7. Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или систем физического воспитания

Вопросы:

1. Определение понятия «спорт». Его принципиальное отличие от других видов занятий физическими упражнениями.

2. Особенности организации учебных занятий в основном и спортивном отделениях по видам спорта.

3. Спорт в свободное время студентов. Разновидности занятий и их организационная основа.

4. Общественные студенческие спортивные организации и объединения.

Задание 1. Дайте определение понятиям

1.«Спорт» _____________________________________________________________________________________________________________________________________


2. «Спортивные соревнования» ______________________________________________________________________

Задание 2. Закончите фразу

1. Цель массового спорта - ______________________________________________________________________

2. Цель большого спорта - ______________________________________________________________________

3. Организационными особенностями студенческого спорта являются ______________________________________________________________________

Задание 3. Заполните таблицы

Таблица 1

Система студенческих спортивных соревнований

Соревнования

Характеристика соревнований

Внутриколледжные

соревнования по видам спорта


Внутриколледжные соревнования по видам спорта или комплексные спортивные мероприятия


Международные спортивные соревнования студентов



Таблица 2

Обоснование индивидуального выбора видов спорта

Мотивационные

варианты

Обоснование индивидуального выбора

1


2


3


4



Задание 4. Выберите правильный ответ

1. К видам спорта, акцентировано развивающим общую выносливость, можно отнести

а) велосипедный спорт, биатлон, спортивное ориентирование

б) футбол, хоккей, волейбол

в) шахматы, шашки

Ответ___________

2. Занятия видами спорта, развивающими общую выносливость, проводятся

а) с низкой интенсивностью (пульс до 130 удар/мин)

б) со средней интенсивностью (пульс до 155 удар/мин)

в) с высокой интенсивностью (пульс до 185 удар/мин)

Ответ___________

3. Виды спорта, развивающие ловкость (кроме спортивных игр)

а) оказывают существенное влияние на сердечно-сосудистую и дыхательные системы

б) не оказывают значительного влияния на сердечно-сосудистую и дыхательную системы

в) не влияют на подготовку нервно-мышечного аппарата

Ответ___________

4. К видам спорта, связанным с развитием скоростно-силовых качеств, относятся

а) бег на короткие и средние дистанции

б) гиревой спорт

в) легкоатлетические метания, толкание ядра

Ответ___________

5. К единоборствам можно отнести

а) вольная борьба

б) триатлон

в) современное пятиборье

Ответ___________

6. Какая из систем специальных упражнений применяется как восстановительное и разминочное средство

а) шейпинг

б) бодиденс

в) стретчинг

Ответ___________

Занятие 8. Педагогические основы физического воспитания

Вопросы:

1. Методические принципы и методы физического воспитания

2. Средства физического воспитания

3. Общие положения воспитания физических качеств

4. Формирование психических качеств личности в процессе физического воспитания

Задание 1. Заполните таблицы

Таблица 1

принципы физического воспитания

Принцип

Содержание принципа

Сознательность и активность


наглядность


доступность


систематичность


динамичность


Таблица 2 Методы физического воспитания
Метод Описание метода

Регламентируемого упражнения


Игровой


Соревновательный


Словесные и сенсорные методы


Задание 2. Перечислите и раскройте средства физической культуры ____________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 4. Установите соответствие этапов обучения движениям

1 этап формирования двигательного умения

Достижение двигательного мастерства. Краткая характеристика этапа: высокая быстрота, стабильный итог, высокая устойчивость, прочное запоминание, автоматизм двигательного действия

2 этап формирования двигательного умения

Ознакомление, первоначальное объяснение и разучивание движений. Краткая характеристика этапа: очень замедленное и раздельное выполнение, нестабильный итог, очень невысокая устойчивость, не прочное запоминание, осознанный контроль действий, даже в деталях

3 этап формирования двигательного умения

Формирование двигательного умения. Углублённое детализированное разучивание. Краткая характеристика этапа: невысокая быстрота, нестабильный итог, невысокая устойчивость, непрочное запоминание, осознанный контроль действия.

Задание 5. Напишите цели и задачи каждого этапа обучения

1.________________________________________________________________

2._______________________________________________________________

3.________________________________________________________________

Задание 6. Раскройте понятия

«Двигательное умение» -______________________________________________________________________

«Двигательный навык» -______________________________________________________________________

Задание 6. Выберите правильный ответ

1. Сила – это

а) способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему посредством умственной деятельности

б) способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему посредством мышечных напряжений

в) функциональные свойства организма, которые определяют двигательные возможности человека

Ответ___________

2. Абсолютная сила – это

а) суммарная сила всех мышечных групп, участвующих в данном движении

б) сила отдельных мышечных групп, участвующих в данном движении

в) суммарная сила всех мышечных групп, не участвующих в данном движении

Ответ___________

3. Относительная сила – это

а) величина абсолютной силы, приходящаяся на 5 кг массы тела человека

б) величина абсолютной силы, приходящаяся на 10 кг массы тела человека

в) величина абсолютной силы, приходящаяся на 1 кг массы тела человека

Ответ___________

4. Быстрота – это

а) способность выполнять работу с невысокой интенсивностью в течение продолжительного времени за счет аэробных источников энергосбережения

б) комплекс функциональных свойств человека, непосредственно и по преимуществу определяющих скоростные характеристики движений и двигательной реакции

в) способность эффективно выполнять работу в определенной трудовой и спортивной деятельности, несмотря на физическое утомление

Ответ___________

5. Общая выносливость – это

а) способность выполнять работу с невысокой интенсивностью в течение продолжительного времени за счет аэробных источников энергосбережения

б) способность эффективно выполнять работу в определенной трудовой и спортивной деятельности, несмотря на физическое утомление

в) способность выполнять работу с высокой интенсивностью в течение продолжительного времени за счет аэробных источников энергосбережения

Ответ___________

6. Специальная выносливость – это

а) способность выполнять работу с невысокой интенсивностью в течение продолжительного времени за счет аэробных источников энергосбережения

б) способность эффективно выполнять работу в определенной трудовой и спортивной деятельности, несмотря на физическое утомление

в) способность выполнять работу с высокой интенсивностью в течение продолжительного времени за счет аэробных источников энергосбережения

Ответ___________

7. Ловкость – это

а) комплекс функциональных свойств человека, непосредственно и по преимуществу определяющих скоростные характеристики движений и двигательной реакции

б) способность быстро, точно, целесообразно и экономно решать двигательные задачи

в) способность эффективно выполнять работу в определенной трудовой и спортивной деятельности, несмотря на физическое утомление

Ответ___________

8. Гибкость – это

а) способность выполнять движения с высокой частотой

б) способность выполнять движения с большой амплитудой

в) комплекс функциональных свойств человека, непосредственно и по преимуществу определяющих скоростные характеристики движений и двигательной реакции

Ответ___________

9. Статическая гибкость – это

а) гибкость, позволяющая сохранять позу и положение тела

б) способность быстро, точно, целесообразно и экономно решать двигательные задачи

в) способность эффективно выполнять работу в определенной трудовой и спортивной деятельности, несмотря на физическое утомление

Ответ___________

Задание 7. Заполните таблицу.

Методы развития физических качеств

качества

методы




Занятие 9. Общая и специальная физическая подготовка

Вопросы:

1. Общая и специальная физическая подготовка

2. Зоны интенсивности нагрузок при общей и специальной физической подготовке

3. Формы занятий физическими упражнениями

4. Построение и структура учебно – тренировочного занятия

Задание 1. Перечислите задачи общей физической подготовки

1.___________________________________________________

2._______________________________________________________

3.________________________________________________________

4.________________________________________________________

5. _______________________________________________________

6. ________________________________________________________

Задание 2. Заполните пропуски

Общая физическая подготовка – основная целевая задача……………… .. раздела учебной дисциплины «Физическая культура» в высшей школе, которая ориентирована на …………………………..и повышение общей ………………… и эффективности учебного труда студентов.

Задание 3.Дайте определение понятиям

1. «Общая физическая подготовка» _____________________________________________________________

2. «Специальная физическая подготовка» _________________________________________________________________

3. Спортивная подготовка» __________________________________________________________________

4. «Профессионально – прикладная физическая подготовка» ________________________________________________________________

5. «Общая плотность занятия» ______________________________________________________________

6. «Моторная плотность занятия» _______________________________________________________________

Задание 4. Заполните таблицы

Таблица 1

Структура подготовленности спортсмена


Элемент

подготовки

Направленность



Технический



Физический


Психический


Тактический


Таблица 2

Зоны интенсивности нагрузок по ЧСС

Зона

Процесс энергетических превращений

Пульс













Задание 6. Установите соответствие мышечной напряжённости

Тоническая

Мышцы не успевают расслабиться при выполнении быстрых движений

Скоростная

Мышца остаётся возбуждённой в фазе расслабления из – за несовершенной координации движений

Координационная

Повышенная напряжённость в мышцах в условиях покоя

Задание 7. Составьте таблицу

1. Обязательные формы занятий физическими упражнениями

Форма занятий

Характеристика









Задание 8. Перечислите формы внеучебных занятий

1. ______________________________________________________

2. _________________________________________________________

3. _____________________________________________________________

4.__________________________________________________________

Задание 9. Раскройте содержание частей учебно – тренировочного занятия

1. Вводная часть ______________________________________________________________________

2. Подготовительная часть ______________________________________________________________________

3. Основная часть ______________________________________________________________________

4. Заключительная часть ______________________________________________________________________

Занятие 10. Врачебный и педагогический контроль и самоконтроль при занятиях физическими упражнениями и спортом

Вопросы:

1. Врачебный контроль и его характеристика.

2. Педагогический контроль и его характеристика.

3. Самоконтроль, его цели и задачи.

4. Самоконтроль физического развития.

Задача 1. Заполните таблицу

Таблица 1

Основные методики врачебного контроля

Метод

Описание метода

Инструментальный


Визуальные 29наблюдения



Таблица 2

Оценка функциональных возможностей

Параметры

Способы измерения

Экскурсия грудной клетки


Жизненная ёмкость лёгких


Задержка дыхания на вдохе (проба Штанге)


Задержка дыхания на выдохе (проба Генчи)


Частота сердечных сокращений


Одномоментальная функциональная проба с приседанием


Сила мышц кисти


Становая сила


Задание 2. Дайте определение и напишите задачи педагогического контроля. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 5. Установите соответствие видов педагогического контроля

Поэтапный

Экспресс – оценка того состояния, в котором находится занимающийся в данный момент

Текущий

Определять повседневные изменения в подготовке занимающихся

Оперативный

Оценивать состояние спортивно-технической и тактической подготовки занимающихся на конкретном этапе


Задание 6. Выберите правильный ответ

1. Срочный тренировочный эффект это-

а) изменения, происходящие в организме во время выполнения упражнения и в ближайший период отдыха

б) изменения в организме на протяжении длительного периода тренировки в результате суммирования срочных и отставленных эффектов большого числа тренировочных занятий.

в) изменения, происходящие в организме в поздних фазах восстановления (на другой и последующие дни после нагрузки)

Ответ_____________

2. Отставленный тренировочный эффект это-

а) изменения, происходящие в организме во время выполнения упражнения и в ближайший период отдыха

б) изменения в организме на протяжении длительного периода тренировки в результате суммирования срочных и отставленных эффектов большого числа тренировочных занятий.

в) изменения, происходящие в организме в поздних фазах восстановления (на другой и последующие дни после нагрузки)

Ответ_____________

3. Кумулятивный тренировочный эффект – это-

а) изменения, происходящие в организме во время выполнения упражнения и в ближайший период отдыха

б) изменения в организме на протяжении длительного периода тренировки в результате суммирования срочных и отставленных эффектов большого числа тренировочных занятий.

в) изменения, происходящие в организме в поздних фазах восстановления (на другой и последующие дни после нагрузки)

Ответ_____________

Задание 7.

1. Дайте определение понятию

«Самоконтроль» ______________________________________________________________________

2. Напишите цели и задачи самоконтроля. ______________________________________________________________________

Задание 8. Заполните таблицу.

Признаки утомления при занятиях физическими упражнениями

Признак

усталости

Степень утомления

Небольшая

Значительная

Резкая (большая)

Окраска кожи




Движение




Внимание




Самочувствие




Занятие 11. Основы методики самостоятельных занятий

физическими упражнениями

Вопросы:

1. Роль мотивации в определении содержания самостоятельных занятий .

2. Формы, средства и организация самостоятельных занятий

3. Гигиена самостоятельных занятий

4. Особенности самостоятельных занятий женщин

Задание 1.

1. Постройте цепочку действий обеспечения мотивации к самостоятельным занятиям.

Знания, интерес, мотивация, эффективность, регулярные занятия.

Задание 2. Закончите фразу

Мотивация определяет и целенаправленность занятий, а она может быть различной: для ______________________________________________________________________

Задание 3. Перечислите средства самостоятельных занятий ______________________________________________________________________

Задание 4. Напишите основные методические положения самостоятельных занятий ______________________________________________________________________

Задание 5. Ответьте на вопросы

1. Что составляет основу самостоятельных занятий оздоровительной направленности?

2.Чему способствует утренняя гигиеническая гимнастика?

3. Что такое ходьба?

4. Что такое бег?

5. Чем обычный бег отличается от бега на лыжах?

6. Раскройте положительные стороны плавания?

7. В чём состоит особенность ритмической гимнастики

8. Охарактеризуйте оздоровительное значение спортивных и подвижных игр?

9. Перечислите меры профилактики для предупреждения травм двигательного аппарата для лиц с избыточным весом.

1. ________________________________________________________

2. ________________________________________________________

3. ________________________________________________________

4. _______________________________________________________

5. ___________________________________________________________

6. ________________________________________________________

Задание 6. Составьте одно дополнительное занятие для студентов, которые затрудняются выполнить обязательный учебный норматив. _____________________________________________________________________

Задание 7. Продолжите фразу

При самостоятельных занятиях физическими упражнениями необходимо соблюдать следующие положения

1. ____________________________________________________

2. _____________________________________________________

3. _______________________________________________________

4. _______________________________________________________

5. _______________________________________________________

6. ________________________________________________________

Задание 8. Выберите правильный ответ

1. Планирование самостоятельных занятий физическими упражнениями связано

а) с индивидуальным подходом

б) с наличием времени

в) с физической подготовкой

Ответ_______________

2. Самостоятельные занятия проводятся по общепринятой структуре

а) разминка, основная часть, заключительная часть

б) основная часть, заключительная часть

в) физическая подготовка, основная часть, заключительная часть

Ответ_______________

3. Степень сложности упражнений зависит от

а) выносливости мышечных групп

б) количества мышечных групп

в) развитости мышечных групп

Ответ_______________

4. .С ростом тренировок оздоровительный эффект

а) постепенно снижается

б) резко повышается

в) постепенно повышается

Ответ_______________

5. Основным методов тренировки в беге является метод

а) постепенный

б) ступенчатый

в) равномерный

Ответ_______________

6. Методика занятий силовыми упражнениями в целом опирается

а) на ритмичный метод развития силы

б) на повторный метод развития силы

в) на силовой метод развития силы

Ответ_______________

7. Коррекция двигательной подготовленности связана

а) с постоянной оценкой своих возможностей

б) с самостоятельной оценкой самоподготовленности

в) с индивидуальной подготовкой

Ответ_______________

8. Самостоятельные занятия необходимы тем кто

а) затрудняется выполнить учебный норматив

б) выполняет учебный норматив

в) перевыполняет учебный норматив

Ответ_______________

Занятие 12. Профессионально – прикладная физическая подготовка студентов (ППФП)

Вопросы:

1. Положения, определяющие личную и социально- экономическую необходимость специальной психофизической подготовки к труду.

2. Влияние современной технизации труда и быта на жизнедеятельность человека.

3. Обеспечение высокого уровня интенсивности и индивидуальной производительности труда будущих специалистов.

4. Обеспечение психофизической надёжности будущих специалистов в избранном виде профессионального труда

5. Определение понятия ППФП, её цели и задачи

6. Особенности ППФП в избранной специальности.

Задание 1. Заполните таблицу

Влияние современной технизации на жизнедеятельность человека.

Факторы

Влияние

Современная технизация труда и быта на жизнедеятельность человека


Изменение места и функциональной роли человека в современном производственном процессе


Необходимость перемены разделения труда на содержание психофизической подготовки будущего специалиста


Задачи 2. Раскройте задачи профессионально направленной психофизической подготовки

1.________________________________________________________________

2.________________________________________________________________

Задание 3. Дайте определение

«Профессионально – прикладная физическая подготовка» ______________________________________________________________________

Задание 4. Определите цель ППФП и предпосылки к достижению этой цели___________________________________________________________________

Задание 5. Раскройте задачи ППФП

1. ___________________________________________________

2. __________________________________________________

3. __________________________________________________

4. ______________________________________________________

Задание 6. Заполните таблицу

Факторы определяющие конкретное содержание ППФП

Факторы

Содержание

Формы (виды труда)


Условия труда


Характер труда


Режим труда и отдыха


Динамика работоспособности


Задание 7. Перечислите сопутствующие факторы, определяющие содержание ППФП________________________________________________________________

Задание 8. Составьте таблицу

Средства ППФП

Средства

Методика воздействия на человека

1


2


3



Задание 9. Определите цель теоретических занятий ППФП ______________________________________________________________________

Задание 10. Перечислите формы ППФП в свободное время

1. _____________________________________________________

2. _____________________________________________________

3. _____________________________________________________

Задание 11. Выберите правильный ответ

1. ППФП это:

а) первоначальная прикладная физическая подготовка

б) пропорционально прикладная физическая подготовка

в) профессионально прикладная физическая подготовка

Ответ____________

2. Прикладные знания можно получить в процессе

а) физического воспитания

б) духовного развития

в) психофизической готовности

Ответ___________

3. Прикладные умения и навыки обеспечивают

а) физическое воспитание

б) безопасность в жизни

в) безопасность в быту

Ответ___________

4. Динамика работоспособности это

а) динамический фактор

б) физический фактор

в) интегральный фактор

Ответ___________

5. Способности это

а) устойчивые свойства личности

б) не устойчивые свойства личности

в) эластичные свойства личности

Ответ___________

6. Быстрому освоению профессиональных действий способствует

а) занятия по физической подготовке

б) специальные упражнения

в) профессиональные тренажеры

Ответ___________

7. Под влиянием физических нагрузок улучшается:

а) кровоснабжение отдельных тканей;

б) кровоснабжение всех тканей;

в) кровоснабжение сердца;

Ответ___________

Занятие 13. Физическая культура в профессиональной деятельности бакалавра и специалиста

Вопросы:

1. Производственная физическая культура, её цели и задачи.

2. Методические основы производственной физической культуры.

3. Влияние условий труда и быта специалиста на выбор форм, методов и средств ПФК.

4.Производственная физическая культура в рабочее время.

5. Физическая культура и спорт в свободное время.

6. Дополнительные средства повышения работоспособности.

Задание 1. Дайте определение

«Производственная физическая культура» ______________________________________________________________________

Задание 2. Определите цели и задачи производственной физической культуры_____________________________________________________________

Задание 3. Установите соответствие между ПФК и характером и содержанием труда.

Чем больше физическая нагрузка в процессе труда

Тем меньше оно должно быть в разнообразных физических упражнениях ПФК

Чем меньше в активную деятельность включены большие мышечные группы

тем меньше она в период активного отдыха, и наоборот

Чем больше нервно-эмоциональное и умственное напряжение в профессиональной деятельности

тем в большей степени они подключаются при занятиях различными формами ПФК


Задание 4. Перечислите формы ПФК. ______________________________________________________________________

Задание 5. Дайте определение

1. «Производственная гимнастика» ______________________________________________________________________

2. Раскройте требования к построению комплексов упражнений производственной гимнастики.

1. ________________________________________________________

2.__________________________________________________________

3. ____________________________________________________________

4. _________________________________________________________

5. ___________________________________________________________

6. _____________________________________________________________

3. Закончите фразу

1. Цель вводной гимнастики – это ____________________________________________________________________

2. Физкультурная пауза проводится с целью _________________________________________________________________

3. Физкультурная минутка проводится ____________________________________________________________________

4. Целью микропауз является __________________________________________________________________

Задание 6. Перечислите основные формы занятий физической культурой в свободное время у специалистов.

1. ____________________________________________________

2. ____________________________________________________

3. ____________________________________________________

4. _____________________________________________________

5. ______________________________________________________



Задание 7. Назовите основную задачу физических упражнений профилактической направленности ______________________________________________________________________

Задание 8. Выберите правильный ответ

1. Для организма наиболее благоприятен

а) динамический режим работы

б) статический режим работы

в) когда происходит смена нагрузки, перемена усилий и групп работающих мышц

Ответ____________

2. Работоспособность восстанавливается быстрее и полнее

а) в состоянии покоя

б) в активном состоянии

в) в состоянии пассивного отдыха

Ответ____________

3. Длительное выполнeниe работы в положении сидя вызывает хроническую перегрузку

а) нервной системы

б) мышечной системы

в) позвоночника

Ответ____________

4. Продолжительность утренней гимнастики составляет

а) 5 – 10 мин

б) от 8 -10 до 20 -30 мин

в) не менее 30 мин

Ответ____________








СПИСОК Литературы

1. Бисеров В.В. Физическая культура: учебное пособие. Екатеринбург, 2008

2. Куликов А.М. Управление спортивной тренировкой: системность, адаптация, здоровье. М., 1995.

3. Матвеев Л. П. Общая теория спорта. — М., 1997

4. Матвеев Л. П. Теория и методика спорта. М., 2000

5. Кузнецов В.С. Теория и методика физической культуры и спорта: учебник.- 10-е изд., испр. / В.С. Кузнецов, Ж.К. Холодов.-Академия, 2012.-480с.

6.Попова Е.Г. Общеразвивающие упражнения в гимнастике/ Е.Г. Попова – Москва: Издательство Терра-Спорт. - 2000. - 72 с.

7. Жилкин А. Теория и методика легкой атлетики: учебник.-2-е изд./ А.Жилкин, В.Кузьмин, Е.Сидорчук.- Academia, 2013.-464с.

8. Нестеровский Д.И. Теория и методика баскетбола:учебник.-6-е изд./Д.И. Несетровский.-изд.Academia, 2014.-352с








40



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!