муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 8
Рассмотрено на МО Принято на заседании Утверждаю
учителей (естественно – педагогического совета Директор МБОУ СОШ № 8 математического цикла, Протокол от 29.08.2017г.№1 Приказ от 30.08.2017г. № 99
физвоспитания, ОБЖ секретарь педсовета _________ Е.А.Криницына
и технологии ) __________ Н.Е.Ефремова
Протокол от 29.08.2017г. №1
руководитель МО
__________С.В. Казеева
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
ПО ГЕОМЕТРИИ
ДЛЯ 7 КЛАССА
НА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД
Программу составила: Бондарь Кира Евгеньевна
г. Красный Сулин
2018 г
Пояснительная записка
Рабочая программа по геометрии в 7 классе составлена в соответствии со школьным Положением «О порядке разработки, рассмотрения и утверждения рабочих учебных программ, реализуемых школой», на основе Основной образовательной программы основного общего образования, примерной программы основного общего образования по геометрии для 7-9 классов (авторы: Л. С. Атанасян , В. Ф. Бутузов и др., составитель: Т. А. Бурмистрова).
Данная программа предполагает работу с учебником «Геометрия. 7-9 классы» (учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений/ Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов и др., 13-е изд. – М.: Просвещение) и обеспечивает формирование всех типов мышления учащихся: логического, аналитического, конструктивного, алгоритмического и др.; развитие памяти, внимания, воображения; дает возможность пополнить запас историко-научных знаний школьников и сформировать у них представление о математике как части общечеловеческой культуры
Цель курса: развитие у учащихся логического мышления путём систематического изучения свойств геометрических фигур на плоскости и применения этих свойств при решении задач вычислительного и конструктивного характера, формирование пространственных представлений и подготовка аппарата, необходимого для изучения смежных дисциплин. Существенная роль при этом отводится развитию геометрической интуиции.
Курс характеризуется рациональным сочетанием логической строгости и геометрической наглядности.
При изучении курса геометрии большое внимание уделено решению задач. В начале курса значительную роль играют практические задания (начертить ту или иную фигуру, измерить те или иные отрезки или углы и т. д.). Многие новые понятия, теоремы, свойства геометрических фигур, способы рассуждений усваиваются в процессе решения задач.
Цели обучения геометрии:
овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; представление об основных изучаемых понятиях (число, геометрическая фигура) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;
умение работать с геометрическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;
овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;
усвоение систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, а также на наглядном уровне – о простейших пространственных телах, умение применять систематические знания о них для решения геометрических и практических задач;
умение измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для нахождения периметров, площадей и объёмов геометрических фигур;
умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.
овладение системой математических знаний и умений, необходимых в практической деятельности, продолжения образования; приобретение опыта планирования и осуществления алгоритмической деятельности;
освоение навыков и умений проведения доказательств, обоснования выбора решений;приобретение умений ясного и точного изложения мыслей;
развить пространственные представления и умения, помочь освоить основные факты и методы планиметрии;
научить пользоваться геометрическим языком для описания предметов.
Место предмета учебном плане
Учебный план МБОУ СОШ №8 включает обязательное изучение геометрии в 7 классе из расчёта 2 часа в неделю.
В соответствии с годовым учебным графиком, расписанием учебных занятий, с учетом государственных праздников, рабочая учебная программа составлена из расчета 2 часа в неделю, 69 часов в год.
Содержание программы
|
Глава I. Начальные геометрические сведения |
Прямая и отрезок. Луч и угол. Сравнение отрезков и углов. Измерение отрезков. Измерение углов. Перпендикулярные прямые. Решение задач. Цель – учить учащихся изображать и распознавать простейшие геометрические фигуры на чертежах; решать задачи, связанные с этими простейшими фигурами. |
Глава II. Треугольники |
Первый признак равенства треугольников. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. Второй и третий признаки равенства треугольников. Задачи на построение. Цель – ввести понятие треугольника, его элементов; рассмотреть признаки равенства треугольников, виды треугольников; учить учащихся решать элементарные задачи на построение. |
Глава III. Параллельные прямые |
Признаки параллельности двух прямых. Аксиома параллельных прямых. Решение задач. Цель – ввести понятие параллельных прямых, рассмотреть их признаки и свойства; познакомить учащихся с методом доказательства теорем от противного. |
Глава IV. Соотношение между сторонами и углами треугольника |
Сумма углов треугольника. Соотношение между сторонами и углами треугольника. Прямоугольные треугольники. Построение треугольника по трём элементам. Решение задач. Цель – рассмотреть соотношение между сторонами и углами треугольника; познакомить учащихся с прямоугольным треугольником, его элементами, признаками равенства прямоугольных треугольников; учить учащихся построению треугольника по трём элементам. |
Повторение. Цель – обобщить знания и умения учащихся за курс 7 класса по геометрии. |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Тема | Количество часов | Контрольных работ |
1 | Начальные геометрические сведения | 11 | 1 |
2 | Треугольники | 18 | 1 |
3 | Параллельные прямые | 13 | 1 |
4 | Соотношения между сторонами и углами треугольника | 20 | 2 |
5 | Повторение | 7 | 1 |
| Итого | 69 | 6 |
Планируемые результаты
Наглядная геометрия
Ученик научится:
1) распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире плоские геометрические фигуры;
2) определять линейные размеры фигуры;
Ученик получит возможность:
1) научиться изображать и распознавать простейшие геометрические фигуры на чертежах;
2) решать задачи, связанные с простейшими фигурами;
3) производить элементарные геометрические построения с помощью циркуля и линейки.
Геометрические фигуры
Ученик научится:
1) пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;
2) распознавать и изображать на чертежах и рисунках геометрические фигуры;
3) находить значения длин линейных элементов фигур и их отношения, применяя определения, свойства и признаки фигур и их элементов, отношения фигур (равенство);
4) решать задачи на доказательство, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними и применяя изученные методы доказательств;
5) решать несложные задачи на построение, применяя основные алгоритмы построения с помощью циркуля и линейки;
Ученик получит возможность:
1) овладеть методами решения задач на вычисления и доказательства: методом от противного;
2) овладеть традиционной схемой решения задач на построение с помощью циркуля и линейки: анализ, построение, доказательство и исследование;
Измерение геометрических величин
Ученик научится:
1) использовать свойства измерения длин и углов при решении задач на нахождение длины отрезка, градусной меры угла;
2) вычислять длины линейных элементов фигур и их углы;
3) решать задачи на доказательство;
Ученик получит возможность:
1) решать простейшие задачи на изменение геометрических величин.
В результате освоения курса геометрии 7 класса учащиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями, навыками.
Личностным результатом изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:
Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель УД;
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.
Познавательные УУД:
Проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
Осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
Давать определения понятиям.
Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.);
В дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;
Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории).
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения содержания курса
Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:
личностные:
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно - исследовательской, творческой и других видах деятельности;
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении геометрических задач;
умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
метапредметные:
умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение осуществлять контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;
умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей;
умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, общие способы работы; умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
формирование первоначальных представлений об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем;
умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
предметные:
овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; представление об основных изучаемых понятиях (число, геометрическая фигура,) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;
умение работать с геометрическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;
овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;
усвоение систематических знаний о плоских фигурах; умение применять систематические знания о них для решения геометрических и практических задач;
умение измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для нахождения периметров геометрических фигур;
умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.
Календарно-тематическое планирование.
Геометрия.
7 класс.
Количество часов в неделю – 2
Количество часов за год - 69
(поурочное планирование)
№ урока | Дата проведения | Тема урока | Кол-во ча-сов | Виды деятельности на уроке |
По плану | По факту |
Глава I. НАЧАЛЬНЫЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ (11 ч) |
1 | | | Вводный урок. Что это такое – геометрия? | 1 | Объяснять, что такое отрезок, луч, угол, какие фигуры называются равными, как сравниваются и измеряются отрезки и углы, что такое градус и градусная мера угла, какой угол называется прямым, тупым, острым, развёрнутым, что такое середина отрезка и биссектриса угла, какие углы называются смежными и какие вертикальными; формулировать и обосновывать утверждения о свойствах смежных и вертикальных углов; объяснять, какие прямые называются перпендикулярными; формулировать и обосновывать утверждение о свойстве двух прямых, перпендикулярных к третьей; изображать и рас познавать указанные простейшие фигуры на чертежах; решать задачи, связанные с этими простейшими фигурами. |
2 | | | Точки, прямые, отрезки. | 1 |
3 | | | Луч и угол. | 1 |
4 | | | Сравнение отрезков и углов | 1 |
5 | | | Измерение отрезков. | 1 |
6 | | | Градусная мера угла. Измерение углов. | 1 |
7 | | | Решение задач по теме «Измерение отрезков и углов» | 1 |
8 | | | Смежные и вертикальные углы. | 1 |
9 | | | Перпендикулярные прямые. | 1 |
10 | | | Решение задач. Подготовка к контрольной работе | 1 |
11 | | | Контрольная работа № 1 «Начальные геометрические сведения» | 1 |
Глава II. ТРЕУГОЛЬНИКИ (18 ч) |
12 | | | Анализ контрольной работы Треугольник. | 1 | Объяснять, какая фигура называется треугольником, что такое вершины, стороны, углы и периметр треугольника, какой треугольник называется равнобедренным и какой равносторонним, какие треугольники называются равными; изображать и распознавать на чертежах треугольники и их элементы; формулировать и доказывать теоремы о признаках равенства треугольников; объяснять, что называется перпендикуляром, проведённым из данной точки к данной прямой; формулировать и доказывать теорему о перпендикуляре к прямой; объяснять, какие отрезки называются медианой, биссектрисой и высотой треугольника; формулировать и доказывать теоремы о свойствах равнобедренного треугольника; решать задачи, связанные с признаками равенства треугольников и свойствами равнобедренного треугольника; формулировать определение окружности; объяснять, что такое центр, радиус, хорда и диаметр окружности; решать простейшие задачи на построение (построение угла, равного данному, построение биссектрисы угла, построение перпендикулярных прямых, построение середины отрезка) и более сложные задачи, использующие указанные простейшие; сопоставлять полученный результат с условием задачи; анализировать возможные случаи. |
13 | | | Первый признак равенства треугольников | 1 |
14 | | | Решение задач по теме «Первый признак равенства треугольников» | 1 |
15 | | | Перпендикуляр к прямой | 1 |
16 | | | Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. | 1 |
17 | | | Свойства равнобедренного треугольника | 1 |
18 | | | Решение задач «Медианы, биссектрисы и высоты треугольника» | 1 |
19 | | | Второй признак равенства треугольников | 1 |
20 | | | Решение задач по теме «Второй признак равенства треугольников» | 1 |
21 | | | Третий признак равенства треугольников | 1 |
22 | | | Решение задач по теме «Третий признак равенства треугольников» | 1 |
23 | | | Окружность. | 1 |
24 | | | Примеры задач на построение | 1 |
25 | | | Решение задач на построение | 1 |
26 | | | Решение задач. Обобщение знаний. | 1 |
27 | | | Решение задач. Подготовка к контрольной работе | 1 |
28 | | | Контрольная работа №2 «Треугольники» | 1 |
29 | | | Анализ контрольной работы | 1 |
Глава III. ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ ПРЯМЫЕ (13 ч) |
30 | | | Признаки параллельности двух прямых. | 1 | Формулировать определение параллельных прямых; объяснять с помощью рисунка, какие углы, образованные при пересечении двух прямых секущей, называются накрест лежащими, какие односторонними и какие соответственными; формулировать и доказывать теоремы, выражающие признаки параллельности двух прямых; объяснять, что такое аксиомы геометрии и какие аксиомы уже использовались ранее; формулировать аксиому параллельных прямых и выводить следствия из неё; формулировать и доказывать теоремы о свойствах параллельных прямых, обратные теоремам о признаках параллельности, связанных с накрест лежащими, соответственными и односторонними углами, в связи с этим объяснять, что такое условие и заключение теоремы, какая теорема называется обратной по отношению к данной теореме; объяснять, в чём заключается метод доказательства от противного: формулировать и доказывать теоремы об углах с соответственно параллельными и перпендикулярными сторонами; приводить примеры использования этого метода; решать задачи на вычисление, доказательство и построение, связанные с параллельными прямыми. |
31 | | | Признаки параллельности двух прямых. Решение задач. | 1 |
32 | | | Практические способы построения параллельных прямых. | 1 |
33 | | | Решение задач по теме «Признаки параллельности двух прямых» | 1 |
34 | | | Об аксиомах геометрии. Аксиома параллельных прямых | 1 |
35 | | | Свойства параллельных прямых. | 1 |
36 | | | Свойства параллельных прямых. Закрепление. | 1 |
37 | | | Решение задач по теме «Параллельные прямые» | 1 |
38 | | | Решение задач по теме «Параллельные прямые». Закрепление. | 1 |
39 | | | Решение задач. Обобщение знаний. | 1 |
40 | | | Решение задач. Подготовка к контрольной работе. | 1 |
41 | | | Контрольная работа №3 «Параллельные прямые» | 1 |
42 | | | Анализ контрольной работы | 1 |
Глава IV. СООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ СТОРОНАМИ И УГЛАМИ ТРЕУГОЛЬНИКА (20 ч) |
43 | | | Теорема о сумме углов треугольника. Внешний угол треугольника | 1 | Формулировать и доказывать теорему о сумме углов треугольника и её следствие о внешнем угле треугольника, проводить классификацию треугольников по углам; формулировать и доказывать теорему о соотношениях между сторонами и углами треугольника (прямое и обратное утверждения) и следствия из неё, теорему о неравенстве треугольника; формулировать и доказывать теоремы о свойствах прямоугольных треугольников (прямоугольный треугольник с углом 30°, признаки равенства прямоугольных треугольников); формулировать определения расстояния от точки до прямой, расстояния между параллельными прямыми; решать задачи на вычисления, доказательство и построение, связанные с соотношениями между сторонами и углами треугольника и расстоянием между параллельными прямыми, при необходимости проводить по ходу решения дополнительные построения, сопоставлять полученный результат с условием задачи, в задачах на построение исследовать возможные случаи. |
44 | | | Сумма углов треугольника. Решение задач | 1 |
45 | | | Соотношения между сторонами и углами треугольника | 1 |
46 | | | Соотношения между сторонами и углами треугольника. Закрепление. | 1 |
47 | | | Неравенство треугольника. | 1 |
48 | | | Решение задач. Подготовка к контрольной работе | 1 |
49 | | | Контрольная работа №4 «Сумма углов треугольника. Соотношения между сторонами и углами треугольника» | 1 |
50 | | | Анализ контрольной работы. | 1 |
51 | | | Прямоугольные треугольники и некоторые свойства прямоугольных треугольников | 1 |
52 | | | Решение задач на применение некоторых свойств прямоугольных треугольников | 1 |
53 | | | Теорема о сумме углов треугольника. Внешний угол треугольника | 1 |
54 | | | Признаки равенства прямоугольных треугольников | 1 |
55 | | | Решение задач на применение признаков равенства прямоугольных треугольников | 1 |
56 | | | Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми | 1 |
57 | | | Построение треугольника по трем элементам | 1 |
58 | | | Построение треугольника по трем элементам. Закрепление. | 1 |
59 | | | Построение треугольника по трем элементам. Решение задач. | 1 |
60 | | | Решение задач. Подготовка к контрольной работе | 1 |
61 | | | Контрольная работа №5 «Прямоугольные треугольники. Построение треугольника по трем элементам» | 1 |
62 | | | Анализ контрольной работы | 1 |
ПОВТОРЕНИЕ (7 ч) |
63 | | | Повторение. Начальные геометрические сведения | 1 | Обобщение, контроль коррекция и систематизация знаний и умений. |
64 | | | Повторение. Треугольники. Параллельные прямые. | 1 |
65 | | | Повторение. Соотношения между сторонами и углами треугольника | 1 |
66 | | | Итоговый контрольный тест | 1 |
67 | | | Урок коррекции знаний и умений. | 1 |
68 | | | Обобщающий урок. | 1 |
69 | | | Итоговый урок. | 1 |