ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность программы.
Актуальность коррекционного курса «Предметно-практические действия» заключается в корригировании недостатков восприятия, внимания, зрительно-двигательной координации, пространственных представлений, наглядно-действенного мышления детей, а также их речи и связи с практической деятельностью, используя различные многообразные виды деятельности (предметная деятельность, игровая, конструирование, действия с разнообразными игрушками, ручной труд и т.д.).
Вследствие органического поражения ЦНС у детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР процессы восприятия, памяти, мышления, речи, двигательных и других функций нарушены или искажены, поэтому формирование предметных действий происходит со значительной задержкой. У многих детей с ТМНР, достигших школьного возраста, действия с предметами остаются на уровне неспецифических манипуляций. В этой связи ребенку предлагается специальная обучающая помощь, направленная на формирование разнообразных видов предметно-практической деятельности. Постепенно формируемые предметно-практическая деятельность позволяет достичь обучающимся максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни.
Рабочая программа разработана в соответствии с:
Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 03.07.2016);
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)";
Приказом Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1026 "Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)";
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) КГБОУ «Барнаульская общеобразовательная школа – интернат № 1»;
Учебным планом КГБОУ «Барнаульская общеобразовательная школа-интернат № 1» на 2024-2025 уч. год;
Годовым календарным учебным планом – графиком КГБОУ «Барнаульская общеобразовательная школа-интернат №1» на 2024-2025 уч. год.
Целью обучения является формирование целенаправленных произвольных действий с различными предметами и материалами.
Используя различные многообразные виды деятельности (предметная деятельность, игровая, конструирование, действия с разнообразными игрушками, ручной труд и т.д.) корригировать недостатки восприятия, внимания, зрительно-двигательной координации, пространственных представлений, наглядно-действенного мышления детей, а также их речи и связи с практической деятельностью.
Обучение начинается с формирования элементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в произвольные целенаправленные действия с различными предметами и материалами.
В процессе обучения дети знакомятся с различными предметами и материалами и осваивают действия с ними. Сначала формируются приемы элементарной предметной деятельности, такие как: захват, удержание, перекладывание и др., которые в дальнейшем используются в разных видах продуктивной деятельности: изобразительной, доступной бытовой и трудовой деятельности, самообслуживании.
Задачи:
учить выполнять действия по подражанию;
формировать у детей умение действовать с предметами разного цвета, формы, величины по усложненному заданию;
замечать не только резко контрастные различия, но и более тонкие;
формировать навыки конструирования;
коррекция сенсорной, эмоционально - волевой сферы и умственной деятельности;
развивать познавательную деятельность, зрительно-двигательную координацию;
формировать положительное отношение к посильным видам ручного труда;
формировать навыки правильного поведения, коммуникабельности;
формировать умение работать в парах, группах.
Общая характеристика учебного КУРСА.
Занятия по предметно-практической деятельности представляют собой специальный предмет в классах обучения детей с ТМНР. Содержание обучения на уроках предметно-практической деятельности очень разнообразны, что определяется многообразием различных дефектов, присущих детям с ТМНР. Тяжёлые нарушения моторики, в частности зрительно-двигательной координации, которые прямым образом отражаются на возможностях и результатах предметно-практической деятельности детей, требуют проведения игр и упражнений, направленных на коррекцию этих нарушений. На эти виды работы отводятся целиком отдельные уроки; они включаются в урок как определённый этап среди других видов деятельности. Для коррекции нарушений внимания предусмотрены специальные упражнения и игры.
Сенсорное развитие этих детей осуществляется по разработанной системе в предметно-манипулятивной деятельности и дидактических играх. Все занятия необходимо сопровождать живой эмоциональной речью учителя, побуждать учащихся к активной речи по ходу деятельности. Учитель должен стимулировать и организовывать двигательную активность каждого ребенка. Достижение поставленных перед данным предметом единых задач осуществляется не путём изолированных упражнений, а в различных видах содержательной деятельности. Каждая коррекционная задача по возможности включается в различные виды детской деятельности.
Таким образом, обеспечивается максимально возможная динамичность, гибкость, взаимосвязь получаемых детьми знаний, умений, навыков, создание межпредметных, межфункциональных связей. Многие виды работ, которые вводятся и отрабатываются на этих уроках, затем широко применяются на всех других уроках. Учебную работу на уроках предметно-практической деятельности необходимо строить так, чтобы ранее пройденный материал постоянно включался в новые виды работ, закреплялся и вводился в самостоятельную деятельность детей на различных уроках.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.
В Федеральном компоненте государственного стандарта «Предметно-практические действия» обозначен как самостоятельный курс, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
На изучение учебной дисциплины «Предметно-практические действия» в 3 классе отводится 2 часа в неделю, 34 учебные недели, следовательно, общий объем составляет 68 часов.
ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ коррекционного курса
Как одна из важнейших форм деятельности ребенка, предметная деятельность первична по отношению к развитию многих психических процессов. В рамках предметной деятельности происходит активное психическое развитие ребенка по нескольким направлениям, среди которых главными являются наглядно - действенное мышление, речь, начало символической игры. Предметная деятельность является основной для развития мышления ребенка. Произвольная предметная деятельность формируется у детей с младенческого возраста при участии взрослых, а позднее и в коллективе детей-сверстников. На основе предметной формируется орудийная, а затем и продуктивная деятельность. У многих детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), действия с предметами остаются на уровне неспецифических манипуляций. В этой связи ребенку необходима специальная обучающая помощь, направленная на формирование разнообразных видов предметно-практической деятельности.
Личностные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета.
Личностные результаты:
Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга.
Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей
Положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию.
Самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений.
Ценить и принимать следующие базовые ценности «добро», «природа», «семья»;
Воспитывать уважение к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям;
Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общечеловеческих норм (плохо и хорошо);
Знакомить с профессиями учитель, воспитатель, повар;
Формировать представления о здоровом образе жизни: элементарные гигиенические навыки; охранительные режимные моменты (пальчиковая гимнастика, физ. минутка).
Предметные результаты:
➢ умение сминать материал;
➢ умение разрывать материал;
➢ умение размазывать материал;
➢ умение разминать материал;
➢ умение пересыпать материал;
➢ умение переливать материал;
➢ умение наматывать материал;
➢ умение захватывать, удерживать и отпускать предмет;
➢ умение встряхивать предмет;
➢ умение толкать предмет от себя и притягивать предмет к себе;
➢ умение вращать предмет;
➢ умение нажимать на предмет;
➢ умение сжимать предмет;
➢ умение вынимать и складывать предметы в емкость, перекладывать предметы из одной емкости в другую;
➢ умение вставлять предметы в отверстия;
➢ умение нанизывать предметы на стержень (нить);
➢ умение открывать и закрывать предметы;
➢ умение следовать определенному порядку (алгоритму, расписанию) при выполнении предметных действий;
➢ способность применять полученные знания в разных видах продуктивной деятельности: изобразительной, доступной бытовой и трудовой деятельности, самообслуживании.
Базовые учебные действия.
Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:
- входить и выходить из учебного помещения со звонком;
- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность;
- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.
Личностные учебные действия | испытывать чувство гордости за свою страну; гордиться успехами и достижениями как собственными, так и своих других обучающихся; адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи; уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности; активно включаться в общеполезную социальную деятельность; бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны |
Коммуникативные учебные действия | вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых), слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач, использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач |
Регулятивные учебные действия | принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления; осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности; адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность. |
Познавательные учебные действия | дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию, использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями; использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами. |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КОРРЕКЦИОНОГО КУРСА
В рабочей программе даны конкретные формулировки планируемых результатов, которые могут быть не достигнуты в течение одного или нескольких уроков. Но педагог создает условия, дает обучающимся возможности для выполнения определенных действий, осуществляя деятельностный подход. Для 2-ой подгруппы планируемые личностные и коррекционные планируемые результаты не являются приоритетными. Основное внимание уделяется БУДам.
При планировании предполагаемых результатов (личностных, предметных, базовых учебных действий) предполагаются следующие формулировки:
1. Создать предпосылки для формирования (чего либо)
2. Будет иметь возможность….
3. Создать условия для формирования…
4. С помощью педагога выполняет действия…
5. Предоставить возможность познакомиться с ……
6. Сформировать представление о….
7. Создать условия для формирования представлений….
Физические характеристики персональной идентификации:
- определяет свои внешние данные (цвет глаз, волос, рост и т.д.);
- определяет состояние своего здоровья;
Гендерная идентичность
- определяет свою половую принадлежность (без обоснования);
Возрастная идентификация
- определяет свою возрастную группу (ребенок, подросток, юноша);
- проявляет уважение к людям старшего возраста.
«Уверенность в себе»
- осознает, что может, а что ему пока не удается;
«Чувства, желания, взгляды»
- понимает эмоциональные состояния других людей;
- понимает язык эмоций (позы, мимика, жесты и т.д.);
- проявляет собственные чувства;
«Социальные навыки»
- умеет устанавливать и поддерживать контакты;
- умеет кооперироваться и сотрудничать;
- избегает конфликтных ситуаций;
- пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов, разрешения конфликтов;
- использует элементарные формы речевого этикета;
- принимает доброжелательные шутки в свой адрес;
- охотно участвует в совместной деятельности (сюжетно-ролевых играх, инсценировках, хоровом пении, танцах и др., в создании совместных панно, рисунков, аппликаций, конструкций и поделок и т. п.);
Мотивационно – личностный блок
- испытывает потребность в новых знаниях (на начальном уровне)
- стремится помогать окружающим
Биологический уровень
- сообщает о дискомфорте, вызванном внешними факторами (температурный режим, освещение и. т.д.)
- сообщает об изменениях в организме (заболевание, ограниченность некоторых функций и т.д.)
Осознает себя в следующих социальных ролях:
- семейно – бытовых;
Развитие мотивов учебной деятельности:
- проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрение, получить хорошие отметки);
Ответственность за собственное здоровье, безопасность и жизнь
- осознает, что определенные его действия несут опасность для него;
Ответственность за собственные вещи
- осознает ответственность, связанную с сохранностью его вещей: одежды, игрушек, мебели в собственной комнате;
Экологическая ответственность
- не мусорит на улице;
- не ломает деревья;
Формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств:
- воспринимает и наблюдает за окружающими предметами и явлениями, рассматривает или прослушивает произведений искусства;
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками:
- принимает участие в коллективных делах и играх;
- принимать и оказывать помощь.
6. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (коррекционного курса)
Содержание коррекционного курса "Предметно-практические действия" включает следующие разделы:
Действия с материалами.
Сминание материала (салфетки, туалетная бумага, бумажные полотенца, газета, цветная, папиросная бумага, калька) двумя руками (одной рукой, пальцами). Разрывание материала (бумагу, вату, природный материал) двумя руками, направляя руки в разные стороны (двумя руками, направляя одну руку к себе, другую руку от себя; пальцами обеих рук, направляя одну руку к себе, другую руку от себя). Размазывание материала руками (сверху вниз, слева направо, по кругу). Разминание материала (тесто, пластилин, глина, пластичная масса) двумя руками (одной рукой). Пересыпание материала (крупа, песок, земля, мелкие предметы) двумя руками, с использованием инструмента (лопатка, стаканчик). Переливание материала (вода) двумя руками (с использованием инструмента (стаканчик, ложка). Наматывание материала (бельевая веревка, шпагат, шерстяные нитки, шнур).
Действия с предметами.
Захватывание, удержание, отпускание предмета (шарики, кубики, мелкие игрушки, шишки). Встряхивание предмета, издающего звук (бутылочки с бусинками или крупой). Толкание предмета от себя (игрушка на колесиках, ящик, входная дверь). Притягивание предмета к себе (игрушка на колесиках, ящик). Вращение предмета (завинчивающиеся крышки на банках, бутылках, детали конструктора с болтами и гайками). Нажимание на предмет (юла, рычаг, кнопка, коммуникатор) всей кистью (пальцем). Сжимание предмета (звучащие игрушки из разных материалов, прищепки, губки) двумя руками (одной рукой, пальцами). Вынимание предметов из емкости. Складывание предметов в емкость. Перекладывание предметов из одной емкости в другую. Вставление предметов в отверстия (одинаковые стаканчики, мозаика). Нанизывание предметов (шары, кольца, крупные и мелкие бусины) на стержень (нить).
7. Календарно-тематический план коррекционного курса
«Предметно-практические действия», 68 часов
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Дата | Содержание, виды учебной деятельности |
1 | Представление о пальчиковых играх и упражнениях. Упражнения с массажными шариками и пружинками, прищепками. | 2 | | Развитие мелкой моторики рук. |
2 | Упражнения с массажными шариками и пружинками. | 2 | | Развитие мелкой моторики рук. |
3 | Различение предметов по форме, цвету, величине. | 2 | | Выполнение заданий по показу. Игровые упражнения. |
4 | Дидактическая игра «Лото». | 2 | | Выполнение инструкции. |
5 | Дидактическая игра «Разложи в ряд». | 2 | | Выполнение инструкции. |
6 | Дидактическая игра «Что лишнее». | 2 | | Выполнение инструкции. |
7 | Работа с палочками. Складывание фигур и узоров по образцу. | 2 | | Развитие мелкой моторики рук. |
8 | Складывание разрезных картинок из 2-6 частей. Игрушки. | 2 | | Выполнение заданий по показу. Игровые упражнения. |
9 | Складывание разрезных картинок из 2-6 частей. Одежда. | 2 | | Выполнение по образцу, по показу. |
10 | Складывание простых крупных пазлов с опорой на образец. | 2 | | Упражнения по показу, образцу, словесной инструкции. |
11 | Выкладывание «чередующихся рядов» из деталей двух цветов. | 2 | | Упражнения по показу, образцу, словесной инструкции. |
12 | Выкладывание из мозаики «чередующихся рядов» (красный - 2 синих - красный). | 2 | | Выполнение заданий по показу. Игровые упражнения. |
13 | Выкладывание «чередующихся рядов» из деталей трех цветов. | 2 | | Выполнение заданий по показу. Игровые упражнения. |
14 | Цвет пластилина, свойства теста и пластилина. | 2 | | Слушание учителя. Работа с презентацией. |
15 | Работа с пластилином. Лепка посуды из одного куска пластилина (тарелка, миска, блюдце). | 2 | | Выполнение заданий по показу. Игровые упражнения. |
16 | Лепка изученных букв по образцу. | 2 | | Выполнение заданий по показу. Игровые упражнения. |
17 | Работа с бумагой. Свойства. Приёмы работы. | 2 | | Выполнение по инструкции, образцу. |
18 | Выбор геометрических фигур (круг). Аппликация «Бусы». | 2 | | Выполнение по инструкции, образцу. |
19 | Выбор геометрических фигур (треугольник). Аппликация «Елочка». | 2 | | Выполнение по инструкции, образцу. |
20 | Выбор геометрических фигур (треугольник, квадрат). Аппликация «Домик». | 2 | | Упражнения по показу, образцу, словесной инструкции. |
21 | Воспроизведение по подражанию действий с предметами. Упражнения с флажком. | 2 | | Упражнения по показу, образцу, словесной инструкции. |
22 | Складывание разрезных картинок из 2-6 частей. | 2 | | Выполнение заданий по показу. Игровые упражнения. |
23 | Дидактическая игра «Исключи лишнее». | 2 | | Выполнение инструкции. |
24 | Дидактическая игра «Картинное лото». | 2 | | Выполнение инструкции. |
25 | Складывание букв из счетных палочек. | 2 | | Выполнение заданий по показу. Игровые упражнения. |
26 | Конструирование из геометрических фигур. | 2 | | Упражнения по показу, образцу, словесной инструкции. |
27 | Работа с тренажерами на развитие ручной умелости (шнуровка). | 2 | | Развитие мелкой моторики рук. |
28 | Постройки из строительного материала по показу и образцу. | 2 | | Упражнения по показу, образцу, словесной инструкции. |
29 | Пластилинография. «Дождик». | 2 | | Выполнение по инструкции, образцу. |
30 | Пластилинография. «Цветы». | 2 | | Выполнение инструкции. |
31 | Вырезание готовых изображений и наклеивание на контур. Аппликация «Заяц». | 2 | | Выполнение действий по инструкции. |
32 | Вырезание готовых изображений и наклеивание на контур. Аппликация «Лиса и колобок». | 2 | | Выполнение действий по инструкции. |
33 | Дидактическая игра «Чудесный мешочек». | 2 | | Выполнение инструкции |
34 | Дидактическая игра «Исключи лишнее». | 2 | | Выполнение инструкции |
ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Материально-техническое оснащение коррекционного курса «Предметно-практические действия» предусматривает:
- предметы для нанизывания на стержень, шнур, нить (кольца, шары, бусины, пирамидки);
- звучащие предметы для встряхивания;
- предметы для сжимания (мячи различной̆ фактуры, разного диаметра);
- вставления (стаканчики одинаковой̆ величины);
- различные по форме, величине, цвету наборы материала (пуговицы, ракушки, шишки, засушенные листья);
- наборы предметов для занятий (типа «Нумикон», Монтессори-материал и др.);
- пазлы, (из 2-х, 3-х, 4-х частей̆ (до 10);
- мозаики;
- пиктограммы с изображениями занятий, моментов и др. событий;
- волшебные мешочки (наполняемость по мере изучения новой темы);
- лото ассоциации;
- деревянные конструкторы;
- шнуровка: обувь, животные, природа;
- счетные палочки, образцы для выкладывания счетных палочек;
- обводка по точкам;
- разборные деревянные машинки, деревянные ворота, нарисованная дорога, игрушечные самолеты;
- мягкие пазлы вкладыши (домики, животные, геометрические фигуры);
- мягкая основа для мозаики:
- прищепки, основы для прищепок;
- деревянный ящик с песком, образцы рисунков для песка;
- нарисованная настенная наглядность 1.5*2.00 м. (деревья большие и маленькие, одно-много, домики, печки и т.д.)
Вспомогательными средствами невербальной (неречевой) коммуникации являются:
- специально подобранные предметы;
- презентации к урокам, развивающие видео занятия;
- графические / печатные изображения (тематические наборы фотографий, рисунков, а также составленные из них индивидуальные коммуникативные альбомы).
Дополнительные вспомогательные ресурсы для уроков предметно-практической деятельности: интернет ресурсы, музыкальные пальчиковые гимнастики, музыкальные видео, физкультурные минутки.
Оборудование класса, ТСО
№ | Наименование | Кол-во |
1 | Доска школьная | 1 |
3 | Стол однотумбовый | 1 |
4 | Стул мягкий | 4 |
5 | Стол ученический | 10 |
6 | Стул ученический | 9 |
7 | Тумбы | 4 |
8 | Монитор | 1 |
9 | Системный блок | 1 |
10 | Клавиатура | 1 |
11 | Мышь проводная | 2 |
12 | Принтер цветной | 1 |
13 | Интерактивная доска | 1 |
14 | Проектор | 1 |
15 | Диван | 1 |
16 | Набор мебели (стенка) | 1 |
17 | Ноутбук | 1 |
Информационно-методическое обеспечение предмета
«Предметно-практические действия»
Статья 2, часть 10 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ).
Статья 12, часть 10 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ).
Ст. 11, ч. 6 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Арапова-Пискарева Н.А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду. – 2-е изд.- М: Мозаика-Синтез, 2006.
Безруких М.М. Обучение первоначальному письму. — М.: Просвещение, 2002.
Выготский Л.С. Мышление и речь. — М.: Лабиринт, 1999.
Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. — М.: Просвещение, 2003.
Запорожец А.В. Избранные психологические труды. В 2-х томах. — М., 1986.
Зельдин Л.М. Опыт формирования у ребенка с ДЦП навыков, необходимых для овладения скорописью// В сб. Особый ребенок. Исследования и опыт помощи, № 2. — М., 1999.
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Смысл, 2004.
20