Согласовано/Утверждаю
Зам. директора Директор
МКОУ СОШ №1 МКОУ СОШ №1
Чулымского района Чулымского района Н.М. Коржова /__________/ З.И. Андреева /_________/
Приказ № __от _________
Рабочая учебная программа кружка
«Выразительное чтение»
для обучающихся 5-11 классов
МКОУ СОШ №1
Чулымского района
на 2018 – 2019 учебный год
Составитель:
Коржова Н.М.
учитель русского языка и литературы
Содержание
Пояснительная записка ……………………………………………………………2
Приемы и методы обучения, состав кружка, результативность работы……….3
Учебно-тематический план………………………………………………………...4
Основное содержание тематического плана ……………………………………. 5
Календарно-тематический план …………………………………………………..8
Информационно-методическое обеспечение …………………………………...11
Пояснительная записка
Концепция модернизации российского образования подчеркивает необходимость ориентации образования не только на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, но и на развитие их личности, познавательных способностей. Огромно и познавательное значение литературы в школе.
Кружковая работа способствует развитию интереса к предмету, творческих способностей, повышению качества подготовки учащихся. Но умение читать не приходит само собой. Его надо развивать умело и последовательно.
Выразительное чтение в условиях школы – это художественное чтение. Художественное чтение является исполнительским искусством, задача которого – превратить слово написанное в слово звучащее. Выразительное чтение предполагает соавторство писателя, поэта и чтеца. Работа в кружке позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова.
Программа рассчитана на 35 часов, (1 час в неделю) развития речи учащихся средних классов.Занятия включают теоретическую часть,предусматривающую усвоение детьми необходимых знаний, и практическую часть, предполагающую работу над отдельными произведениями.
Цели:
Обучение учащихся культурной, выразительной речи, позволяющей
свободно передавать свои мысли и чувства;
Формирование познавательных интересов школьников как основы учебной деятельности;
Активное участие в школьных и городских смотрах, конкурсах и других мероприятиях;
Задачи:
-добиваться интонационной выразительности устного высказывания;
-чётко артикулировать все звуки, произносить слова внятно, в соответствии с орфоэпическими нормами
-читать наизусть стихотворные и прозаические произведения;
-развивать эмоциональную сферу учащихся, воспитывать их эстетический вкус, интерес к отечественной литературе.
Ясная и правильная передача мыслей и чувств автора - главная задача выразительного чтения
Приёмы и методы обучения.
Для достижения поставленных целей и задач используются различные формы и методы, которые способствуют наиболее эффективному усвоению материала.
Знакомство школьников с выразительной речью начинается с рассмотрения речевого аппарата и работы с ним. Этот этап включает в себя артикуляционную и дыхательную гимнастику, работу над техникой речи (дикцией, орфоэпией, голосом).
Следующим этапом работы является логический анализ текста и расстановка логических ударений.
Одновременно делаются упражнения по отработке правильной интонации.
Учащиеся знакомятся со сценической грамотой, с основами искусства актёра (темы «Исполнительские задачи», «Словесное действие и подтекст»). Важным приёмом является личный пример учителя, речь которого должна быть ясной, чёткой и выразительной.
Состав кружка
Кружок состоит из обучающихся 5-11 классов. В кружке выразительного чтения сочетаются индивидуальные и коллективные формы работы.
Результативность работы кружка
Необходимое условие продуктивной, заинтересованной работы по выразительному чтению — выступления перед слушателями.
Ребята должны принимать участие во всех школьных (конкурсы чтецов, концерты для учителей и родителей) и муниципальных мероприятиях творческого характера.
Учебно-тематический план.
№ | Тема (блок) | Кол – во часов | В том числе | Использ. ИКТ |
Теория | Практика |
1 | Введение | 2 | 2 | | |
2 | Техника речи | 10 | 2 | 8 | Презентация |
3 | Правила литературного произношения | 6 | 2 | 4 | Аудиозапись |
4 | Интонация | 12 | 2 | 10 | |
5 | Рассказывание | 12 | 2 | 10 | Аудиозапись |
6 | Мимика и жестикуляция | 10 | 2 | 8 | Просмотр фильмов |
7 | Формы построения стихотворений | 8 | 8 | | |
8 | Средства выразительности | 10 | 4 | 6 | |
| Всего часов | 72 | 24 | 48 | |
9 | Резервные часы | 2 | | 2 | |
Основное содержание тематического плана
№ | Тема (блок) | Кол-во час. | Форма занятия | Учебный материал |
1 | Введение 1)Цели и задачи кружка «Выразительное чтение» | 2 | Беседа (теория) | Лекция учителя |
2 | Техника речи. 2)Искусство дыхания | 2 | Беседа (теория) | Стихи А.С.Пушкина |
3)Голос | 2 | Практическое | Стихи Н.А. Некрасова |
4)Дикция | 2 | Практическое | Пословицы и поговорки. Скороговорки. Считалки |
5)Индивидуальная работа над дикцией учащихся | 2 | Практическое | Стихи о Родине |
6)Конкурс чтецов (любимые стихи) | 2 | Конкурс | Стихи о Родине |
3 | Правила литературного произношения 7)Теоретические сведения о логике чтения. | 2 | Беседа (теория) | Лекция учителя |
8)Орфоэпическое произношение | 2 | Практическое | Стихи о родной природе |
9)Тренировочные упражнения | 2 | Практическое | Стихи А.Блока |
4 | Интонация. 10)Темп. Ритм. | 2 | Беседа (теория) | Стихи В.Маяковского |
11)Эмоционально-образная выразительность | 2 | Практическое | Стихи Сергея Есенина |
12)Сопереживание. | 2 | Практическое | Стихи патриотической тематики |
13)Паузы | 2 | Практическое | Любовная лирика С.Есенина, Н. А. Некрасова |
| 14) Чтение по ролям | 2 | Практическое | А.П. Чехов «Хамелеон» |
15)Конкурс стихов «Русские поэты о русской природе». | 2 | Конкурс | Стихи С. Есенина, Ф. Тютчева, А. Фета и др. |
16)Выразительное чтение прозы | 2 | Практическое | Стихотворения в прозе И.С. Тургенева |
5 | Рассказывание 17)Виды рассказывания | 2 | Беседа (теория) | Лекция учителя |
18)Рассказ близкий к тексту | 2 | Практическое | Рассказ А.П. Платонова «Юшка» |
19)Рассказ в сокращении | 2 | Практическое | И.С.Тургенев «Бирюк» |
20)Рассказ с изменением лица рассказчика | 2 | Практическое | А.П. Платонов «Неизвестный цветок» |
21)Импровизированный рассказ | 2 | Практическое | А.П. Чехов «Хирургия» |
22)Рассказывание в детской аудитории | 2 | Практическое | А. Гончарова «История енотикаЕни» |
6 | Мимика и жестикуляция 23)Понятие о мимике и жесте | 2 | Беседа (теория) | Лекция учителя |
24)Особенности чтения басни. | 2 | Практическое | Басни И. С. Крылова. |
25)Чтение оды | 2 | Практическое | Оды Державина, Ломоносова |
26)Баллады | 2 | Практическое | Баллады В. А. Жуковского |
27)Конкурс чтецов | 2 | Конкурс | Произведения разных литературных жанров. |
7 | Формы построения стихотворений 28)Что такое рифма. Белые стихи. Открытая и закрытая рифмы. | 2 | Беседа (теория) | Лекция учителя А.Кольцов « Кольцо» |
| 29) Эхо рифма | 2 | Практическое | В.С. Курочкин «Я не поэт…» |
30) Фигурные стихи | 2 | Практическое | Стихи В. Брюсова |
31)Конкурс чтецов | 2 | Конкурс | Пейзажная лирика |
8 | Средства выразительности 32)Что такое метафора, олицетворение, аллегория | 2 | Беседа (теория) | Лекция учителя |
33)Конкурс чтецов ко Дню Победы | 3 | Практическое | Патриотическая лирика |
34)Конкурс стихов о Лете, о детях. | 12 | Конкурс | Пейзажная лирика |
35)Подведение итогов работы. | 3 | | |
Календарно-тематический план
№ | Наименование тем уроков | Кол часов | Дата | Основные понятия и термины |
по плану | по факту |
1 четверть (16 часов) |
1. | Введение Цели и задачи кружка «Выразительное чтение» | 2 | | | |
2. | Техника речи. 2)Искусство дыхания 3)Голос 4)Дикция 5)Индивидуальная работа над дикцией учащихся 6)Конкурс чтецов (любимые стихи ) | 2 2 2 2 2 | | | Органы дыхания. Произвольное и непроизвольное дыхание Голос. Адаптивность. Суггестивность Артикуляционные движения. Дикция |
3. | Правила литературного произношения 7)Теоретические сведения о логике чтения 8)Орфоэпическое произношение | 2 2 | | | Логика чтения. Логические ударения Орфоэпические нормы |
2 четверть (14 часов) |
| 9)Тренировочные упражнения | 2 | | | |
4. | Интонация. 10)Темп. Ритм. 11)Эмоционально-образная выразительность 12)Сопереживание. 13)Паузы 14) Чтение по ролям 15)Конкурс стихов «Русские поэты о русской природе». | 2 2 2 2 | | | Темп. Ритм. Паузы логические и ритмические Яркость речи, убедительность Словесное действие Психологические, начальные, финальные, логические и фразеологические паузы Сценическое искусство |
3 четверть (20 часов) |
| 16)Выразительное чтение прозы | 2 | | | |
5. | Рассказывание 17)Виды рассказывания 18)Рассказ близкий к тексту 19)Рассказ в сокращении 20)Рассказ с изменением лица рассказчика 21)Импровизированный рассказ 22)Рассказывание в детской аудитории | 2 2 2 2 2 2 | | | |
6. | Мимика и жестикуляция 23)Понятие о мимике и жесте 24)Особенности чтения басни. 25)Чтение оды | 2 2 2 | | | Дополнительные средства выразительного чтения Жанр басни Жанр оды |
4 четверть (20 часов) |
| 26)Баллады 27)Конкурс чтецов | 2 2 | | | Жанр баллады |
7. | Формы построения стихотворений 28)Что такое рифма 29) Эхо рифма 30) Фигурные стихи 31)Конкурс чтецов | 2 2 2 2 | | | Рифма открытая и закрытая. Белый стих Эхо рифмы Фигурные стихи |
8. | Средства выразительности 32)Что такое метафора, олицетворение, аллегория 33)Конкурс чтецов ко Дню Победы 34)Конкурс стихов о Лете, о детстве. 35)Подведение итогов работы. | 3 2 2 3 | | | Изобразительно-выразительные средства языка |
Информационно-методическое обеспечение
1)А. П. Квятковский. «Школьный поэтический словарь» . Изд-во «Дрофа» М.: 2018 год
2)Е. И. Фадеева «Лабиринты общения» .Учебно-методическое пособие. Москва 2017 год
3)В. М. Симонов. Педагогика: Краткий курс лекций - Волгоград 2019 год.
4)О.В. Кубасова «Выразительное чтение».
4