СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая учебная программа кружка "Выразительное чтение"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая учебная программа кружка выразительное чтение

Просмотр содержимого документа
«Рабочая учебная программа кружка "Выразительное чтение"»

Согласовано/Утверждаю

Зам. директора Директор

МКОУ СОШ №1 МКОУ СОШ №1

Чулымского района Чулымского района Н.М. Коржова /__________/ З.И. Андреева /_________/

Приказ № __от _________



Рабочая учебная программа кружка



«Выразительное чтение»

для обучающихся 5-11 классов

МКОУ СОШ №1

Чулымского района

на 2018 – 2019 учебный год





Составитель:

Коржова Н.М.

учитель русского языка и литературы















Содержание



  1. Пояснительная записка ……………………………………………………………2

  2. Приемы и методы обучения, состав кружка, результативность работы……….3

  3. Учебно-тематический план………………………………………………………...4

  4. Основное содержание тематического плана ……………………………………. 5

  5. Календарно-тематический план …………………………………………………..8

  6. Информационно-методическое обеспечение …………………………………...11







































Пояснительная записка

Концепция модернизации российского образования подчеркивает необходимость ориентации образования не только на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, но и на развитие их личности, познавательных способностей. Огромно и познавательное значение литературы в школе.

Кружковая работа способствует развитию интереса к предмету, творческих способностей, повышению качества подготовки учащихся. Но умение читать не приходит само собой. Его надо развивать умело и последовательно.

Выразительное чтение в условиях школы – это художественное чтение. Художественное чтение является исполнительским искусством, задача которого – превратить слово написанное в слово звучащее. Выразительное чтение предполагает соавторство писателя, поэта и чтеца. Работа в кружке позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова.


Программа рассчитана на 35 часов, (1 час в неделю) развития речи учащихся средних классов.Занятия включают теоретическую часть,предусматривающую усвоение детьми необходимых знаний, и практическую часть, предполагающую работу над отдельными произведениями.

Цели:

  1. Обучение учащихся культурной, выразительной речи, позволяющей

свободно передавать свои мысли и чувства;

  1. Формирование познавательных интересов школьников как основы учебной деятельности;

  2. Активное участие в школьных и городских смотрах, конкурсах и других мероприятиях;

Задачи:

-добиваться интонационной выразительности устного высказывания;

-чётко артикулировать все звуки, произносить слова внятно, в соответствии с орфоэпическими нормами

-читать наизусть стихотворные и прозаические произведения;

-развивать эмоциональную сферу учащихся, воспитывать их эстетический вкус, интерес к отечественной литературе.

Ясная и правильная передача мыслей и чувств автора - главная задача выразительного чтения



Приёмы и методы обучения.

Для достижения поставленных целей и задач используются различные формы и методы, которые способствуют наиболее эффективному усвоению материала.

Знакомство школьников с выразительной речью начинается с рассмотрения речевого аппарата и работы с ним. Этот этап включает в себя артикуляционную и дыхательную гимнастику, работу над техникой речи (дикцией, орфоэпией, голосом).

Следующим этапом работы является логический анализ текста и расстановка логических ударений.

Одновременно делаются упражнения по отработке правильной интонации.

Учащиеся знакомятся со сценической грамотой, с основами искусства актёра (темы «Исполнительские задачи», «Словесное действие и подтекст»). Важным приёмом является личный пример учителя, речь которого должна быть ясной, чёткой и выразительной.

Состав кружка 

Кружок состоит из обучающихся 5-11 классов. В кружке выразительного чтения сочетаются индивидуальные и коллективные формы работы.

Результативность работы кружка  

Необходимое условие продуктивной, заинтересованной работы по выразительному чтению — выступления перед слушателями.

Ребята должны принимать участие во всех школьных (конкурсы чтецов, концерты для учителей и родителей) и муниципальных мероприятиях творческого характера.













Учебно-тематический план.


Тема (блок)

Кол – во часов

В том числе

Использ.

ИКТ

Теория

Практика

1

Введение

2


2






2

Техника речи

10


2

8

Презентация



3

Правила литературного произношения

6

2

4

Аудиозапись

4

Интонация

12

2

10



5

Рассказывание

12

2

10

Аудиозапись



6

Мимика и жестикуляция

10

2

8

Просмотр фильмов


7

Формы построения стихотворений


8


8




8

Средства выразительности

10


4


6






Всего часов

72

24

48


9

Резервные часы

2


2





Основное содержание тематического плана


Тема (блок)

Кол-во час.

Форма занятия

Учебный материал

1

Введение

1)Цели и задачи кружка «Выразительное чтение»



2

Беседа (теория)

Лекция учителя

2

Техника речи.

2)Искусство дыхания

2

Беседа (теория)

Стихи А.С.Пушкина

3)Голос

2

Практическое

Стихи Н.А. Некрасова

4)Дикция

2

Практическое

Пословицы и поговорки. Скороговорки. Считалки

5)Индивидуальная работа над дикцией учащихся


2

Практическое

Стихи о Родине

6)Конкурс чтецов (любимые стихи)


2

Конкурс

Стихи о Родине

3

Правила литературного произношения

7)Теоретические сведения о логике чтения.



2




Беседа (теория)



Лекция учителя

8)Орфоэпическое произношение


2

Практическое

Стихи о родной природе

9)Тренировочные упражнения

2

Практическое

Стихи А.Блока

4

Интонация.

10)Темп. Ритм.

2

Беседа (теория)

Стихи В.Маяковского

11)Эмоционально-образная выразительность

2

Практическое

Стихи Сергея Есенина

12)Сопереживание.

2

Практическое

Стихи патриотической тематики

13)Паузы

2

Практическое

Любовная лирика С.Есенина, Н. А. Некрасова


14) Чтение по ролям

2

Практическое

А.П. Чехов «Хамелеон»

15)Конкурс стихов «Русские поэты о русской природе».

2

Конкурс

Стихи С. Есенина,

Ф. Тютчева, А. Фета и др.

16)Выразительное чтение прозы

2

Практическое

Стихотворения в прозе И.С. Тургенева

5

Рассказывание

17)Виды рассказывания


2

Беседа (теория)

Лекция учителя

18)Рассказ близкий к тексту

2

Практическое

Рассказ А.П. Платонова «Юшка»

19)Рассказ в сокращении

2

Практическое

И.С.Тургенев «Бирюк»

20)Рассказ с изменением лица рассказчика

2

Практическое

А.П. Платонов «Неизвестный цветок»

21)Импровизированный рассказ

2

Практическое

А.П. Чехов «Хирургия»

22)Рассказывание в детской аудитории

2

Практическое

А. Гончарова «История енотикаЕни»

6

Мимика и жестикуляция

23)Понятие о мимике и жесте



2



Беседа (теория)



Лекция учителя

24)Особенности чтения басни.

2

Практическое

Басни И. С. Крылова.

25)Чтение оды

2

Практическое

Оды  Державина, Ломоносова

26)Баллады

2

Практическое

Баллады В. А. Жуковского

27)Конкурс чтецов

2

Конкурс

Произведения разных литературных жанров.

7

Формы построения стихотворений

28)Что такое рифма. Белые стихи. Открытая и закрытая рифмы.





2



Беседа (теория)

Лекция учителя

А.Кольцов « Кольцо»


29) Эхо рифма

2

Практическое

В.С. Курочкин «Я не поэт…»

30) Фигурные стихи

2

Практическое

Стихи В. Брюсова

31)Конкурс чтецов

2

Конкурс

Пейзажная лирика

8

Средства выразительности

32)Что такое метафора, олицетворение, аллегория



2



Беседа (теория)



Лекция учителя

33)Конкурс чтецов ко Дню Победы

3

Практическое

Патриотическая лирика

34)Конкурс стихов о Лете, о детях.

12

Конкурс

Пейзажная лирика

35)Подведение итогов работы.

3

 

 



 






















Календарно-тематический план

Наименование тем

уроков

Кол

часов


Дата


Основные понятия и термины

по плану

по факту


1 четверть (16 часов)


1.

Введение

Цели и задачи кружка «Выразительное чтение»



2




2.














Техника речи.

2)Искусство дыхания



3)Голос

4)Дикция

5)Индивидуальная работа над дикцией учащихся

6)Конкурс чтецов (любимые стихи )



2


2

2

2


2


















Органы дыхания. Произвольное и непроизвольное дыхание

Голос. Адаптивность. Суггестивность

Артикуляционные движения. Дикция

3.

Правила литературного произношения

7)Теоретические сведения о логике чтения

8)Орфоэпическое произношение




2

2






Логика чтения. Логические ударения

Орфоэпические нормы


2 четверть (14 часов)





9)Тренировочные упражнения


2




4.



Интонация.

10)Темп. Ритм.


11)Эмоционально-образная выразительность

12)Сопереживание.

13)Паузы




14) Чтение по ролям

15)Конкурс стихов «Русские поэты о русской природе».




2

2


2



2





Темп. Ритм. Паузы логические и ритмические

Яркость речи, убедительность


Словесное действие

Психологические, начальные, финальные, логические и фразеологические паузы

Сценическое искусство






3 четверть (20 часов)


16)Выразительное чтение прозы

2




5.

Рассказывание

17)Виды рассказывания

18)Рассказ близкий к тексту

19)Рассказ в сокращении

20)Рассказ с изменением лица рассказчика

21)Импровизированный рассказ

22)Рассказывание в детской аудитории



2


2


2



2


2



2




6.

Мимика и жестикуляция

23)Понятие о мимике и жесте

24)Особенности чтения басни.

25)Чтение оды




2


2


2





Дополнительные средства выразительного чтения

Жанр басни



Жанр оды


4 четверть (20 часов)


26)Баллады

27)Конкурс чтецов

2

2



Жанр баллады

7.

Формы построения стихотворений

28)Что такое рифма

29) Эхо рифма

30) Фигурные стихи

31)Конкурс чтецов




2


2


2


2







Рифма открытая и закрытая. Белый стих

Эхо рифмы

Фигурные стихи


8.

Средства выразительности

32)Что такое метафора, олицетворение, аллегория

33)Конкурс чтецов ко Дню Победы

34)Конкурс стихов о Лете, о детстве.

35)Подведение итогов работы.




3



2


2


3






Изобразительно-выразительные средства языка







Информационно-методическое обеспечение


1)А. П. Квятковский. «Школьный поэтический словарь» . Изд-во «Дрофа» М.: 2018 год

2)Е. И. Фадеева «Лабиринты общения» .Учебно-методическое пособие. Москва 2017 год

3)В. М. Симонов. Педагогика: Краткий курс лекций - Волгоград 2019 год.

4)О.В. Кубасова «Выразительное чтение».











4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!