СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая учебная программа по дисциплине Основы экономики

Категория: Экономика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая учебная программа по дисциплине Основы экономики»







РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА


по дисциплине: Основы экономики


Составлена на основании типовой программы утвержденной МОН РК


Регистрационный.


Для специальности: 1203053 «Организация перевозок и управления движением на железнодорожном транспорте»

В соответствии с рабочим учебным планом № _____ от «___» __________________ 20__ г.






Распределение учебного времени


Курс

Всего часов

Теоретические занятия

Лабораторные занятия

Практические занятия

Курсовые проекты

Контрольные работы

Наличие экзамена

(да, нет)

I семестр

II

семестр

I семестр

II

семестр

I семестр

II

семестр

I семестр

II

семестр

I семестр

II

семестр

I семестр

II

семестр

II

56


56




-




1


нет


















Применение рабочей учебной программы


Учебный год

Группы












Содержание

стр.



1

Пояснительная записка……………………………………………......



2

Планируемые результаты обучения дисциплины..............................



3

Тематический план и содержание дисциплины……...........................



3.1

Тематический план дисциплины........................................................



3.2

Содержание рабочей учебной программы дисциплины....................



4

Контроль планируемого результата обучения ....................................



5

Перечень средств обучения и литературы ..........................................






1. Пояснительная записка

Рабочая учебная программа по дисциплине «Основы экономики» разработана на основе Типовой учебной программы по дисциплине «Основы экономики» на базе среднего общего образования. Настоящая рабочая учебная программа предназначена для реализации государственных требований к уровню подготовки и обязательному минимуму содержания по предмету «Основы экономики».

Актуальность данной дисциплины возрастает в связи с развитием экономики Казахстана, развитием малого и среднего предпринимательства, стратегией вхождения Республики Казахстан в число наиболее развитых стран мира.

Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами, как основы экономической теории, основы рыночной экономики, микроэкономика, макроэкономика, экономика предприятий, банковское дело, финансы и кредит, бухгалтерский учет, менеджмент и маркетинг.

Данная рабочая учебная программа в соответствии с Государственным Общеобразовательным стандартом Республики Казахстан предполагает изучение дисциплины «Основы экономики» для специальности 1203053 «Организация перевозок и управления движением на железнодорожном транспорте»

в течение одного семестра в объеме 56 лекционных часов. В связи с этим, необходимо отметить, что типовая учебная программа по дисциплине характеризуется рассогласованием в количестве отведенных часов на изучение данной дисциплины с представленными в данной рабочей учебной программе.

В результате изучения курса «Основы экономики» обучающийся должен знать основные экономические понятия, экономические типы развития общества, стадии развития производства и потребления, знать характеристики и сущности различных типов собственности, а также процесс производства новой стоимости и распределении доходов. При изучении курса необходимо раскрыть объективную необходимость экономических реформ в Казахстане и их содержание. Учащиеся должны знать основные понятия по оплате труда, занятости, безработице и инфляции, а также других сторон социально-экономической жизни Казахстана

В соответствии с этим, целью изучения данной дисциплины является формирование целостного представления о современной экономике, включающей изучение экономических отношений и свойственных им законов, состояние и тенденции хозяйственного развития во второй половине 20 и начале 21 столетий. Достижение поставленной цели связывается с решением следующих задач:

  • изучение основных экономических ресурсов;

  • рассмотрение и изучение основных типов экономических систем;

  • изучение законов функционирования рынка;

  • изучение основ микроэкономического и макроэкономического развития общества.

Программа изучения курса «Основы экономики» включает следующие разделы:

  1. Основы экономической теории

  2. Знакомство с бизнесом.

Методика изучения предмета «Основы экономики» строится в основном на сочетании лекционных и комбинированных занятий с использованием дидактических и наглядных пособий, плакатов, электронных учебников и др. средств обучения, а также элементами внедрения нетрадиционных форм обучения.

При изучении дисциплины для обучающихся предусмотрены большие возможности для самостоятельной работы, заключающиеся в выполнении домашних заданий, решении задач, производственных ситуаций, подготовки рефератов, решении кроссвордов, выполнении тестовых заданий и других форм организации познавательной деятельности.

Контроль за учебной работой учащихся осуществляется путем текущей оценки знаний, проведением контрольных работ, срезов знаний и проведением рубежного контроля знаний в виде зачета.



2. Планируемые результаты обучения дисциплины



Результаты обучения, запланированные в стандарте и образовательной программе

Результаты, запланированные в рабочей учебной программе

Обучающиеся должны обладать следующими компетенциями.

  • Базовыми

БК-1 иметь представление о роли и значении экономики в жизни общества

БК-2 иметь представление о реформах систем собственности



В результате изучения дисциплины обучающиеся

Знают:

методы изучения экономического анализа, основные вопросы экономики, значение экономических терминов, закономерности и принципы рыночной экономики, основные направления экономической мысли


Умеют:

находить и использовать справочную литературу, материалы СМИ о состоянии национальной и мировой экономики

Приобрели навыки:

использования методов экономики при экономическом анализе


Компетентны:

в понимании и анализе основных терминов экономической науки

  • Профессиональными

ПК-1 о классификации типов рынка

ПК-2 о роли конкуренции в рыночном хозяйств



Знают:

основные форма собственности и их характеристики, типы организации производства, законы спроса и предложения, основные виды конкуренции

Умеют:

ориентироваться в рыночных ценах с учетом спроса и предложения, определять тип экономической системы, давать характеристику экономических систем, давать характеристику основным формам собственности и типам организации производства

Приобрели навыки:

построения кривых спроса и предложения, расчета коэффициентов эластичности и их характеристик

Компетентны:

анализировать состояние спроса и предложения на рынке

  • Специальными

СК-1 иметь представление о теории распределения доходов

СК-2 иметь представление о понятии отраслях национального хозяйства

СК-3 иметь представление о современной мировой экономике, о международной торговле и экономической интеграции


Знают:

знать основные факторы производства, функции денег, основные источники доходов, виды заработной платы, характеристики систем оплаты труда, факторы образования прибыли, виды прибыли, виды и функции банков, механизм рынка ценных бумаг, организационно-правовые основы предпринимательства РК

Умеют:

строить кривые спроса и предложения, определять их эластичность,

рассчитывать заработную плату, рассчитывать различные виды прибыли, знать инфраструктуру рынка ценных бумаг, давать характеристику основным макроэкономическим показателям, определять виды экономического роста, определять взаимосвязь инфляции и безработицы, давать характеристику видов инфляции и безработицы

Приобрели навыки:

расчета повременной и сдельной оплаты труда, определения факторов образования прибыли и различных доходов от собственности

обладать навыками расчета инфляционных показателей

Компетентны:

Анализировать показатели по труду и заработной плате, прибыли или убытках


3. Тематический план и содержание дисциплины


3.1 Тематический план


№ п/п

Наименование разделов и тем

Количество учебного времени при очной форме обучения (час)

Установленный уровень

Повышенный уровень

Специалист среднего звена

1

2

3

4

5


Модуль 1 Основы экономической теории


36


1

Тема 1.1 Экономика и ее роль в обществе


2


2

Тема 1.2 Предмет и метод экономики


2


3

Тема 1.3 Типы экономических систем


2


4

Тема 1.4 Собственность и социально-экономический строй общества


2


5

Тема 1.5 Рынок и законы его функционирования


2


6

Тема 1.6 Спрос, предложение. Экономическое равновесие


2


7

Тема 1.7 Система первичного распределения доходов. Вопросы социальной защиты


2


8

Тема 1.8 Заработная плата. Виды и формы оплаты труда


2


9

Тема 1.9 Общие типы организации производства. Производство и рынок


2


10

Тема 1.10 Конкуренция. Виды и формы конкуренции


2


11

Тема 1.11 Деньги и банковская система


2


12

Тема 1.12 Инфляция. Виды инфляции.


2


13

Тема 1.13 Биржи в современнной экономике


2


14

Тема 1.14 Экономический рост и цикличность развития экономики


2


15

Тема 1.15 Безработица и ее виды


2


16

Тема 1.16 государственног регулирование рыночной экономики


2


17

Тема 1.17 Всемирная экономика и мировой рынок


2


18

Тема 1.18 Актуальные проблемы цивилизации и экономики


2



Модуль 2 Знакомство с бизнесом


20


19

Тема 2.1 Предприятие. Что это такое? Формы предприятий


2


20

Тема 2.2 Почему именно предпринимательство?


2


21

Тема 2.3 Предприниматели. Кто они?


2


22

Тема 2.4 Как стать предпринимателем?


2


23

Тема 2.5 Как отыскать хорошую предпринимательскую идею?


2


24

Тема 2.6 Как организовать предприятие?


2


25

Тема 2.7 Как управлять предприятием?


2


26

Тема 2.8 Дальнейшие шаги на пути к предпринимательскому Олимпу?


2


27

Тема 2.9 Как разработать собственный бизнес-план? Основные разделы бизнес-плана


2


28

Тема 2.10 Повторно-обобщающий урок


2



Всего по дисциплине


56




3.2 Основное содержание дисциплины


Модуль 1 Основы экономической теории

Тема 1.1 Экономика и ее роль в обществе

Экономика и ее роль в обществе Понятие об экономике. Для чего нужно изучать экономику. Микро- и макроэкономика. Факторы производства и их кругооборот. Основные экономические проблемы.

Общая характеристика рыночной экономики. Условия перехода к рыночной экономике. Понятие и сущность приватизации. Характеристика переходного периода в Республике Казахстан. Сущность предпринимательства. Предпринимательство и его роль в экономике страны.

Тема 1.2 Предмет и метод экономики

Предмет и методы экономической теории. Экономические законы. Потребности и ограниченность. Ресурсы. Благо. Товар.

Альтернативная стоимость. Проблема выбора. Экономические модели. Модель «Граница производственных возможностей».

Возникновение экономических теорий. Основные направления экономической мысли. Типы экономических систем. Сравнительная характеристика рыночной экономики США, Японии, Швеции.

Тема 1.3 Типы экономических систем

Экономическая система: понятие, сущность. Основные типы экономических систем. Характеристика типов экономических систем.

Тема 1.4 Собственность и социально-экономический строй общества

Термин собственность. Структура отношений собственности. Собственность как система правоотношений. Классификация собственности. Реформы системы собственности в Казахстане.

Тема 1.5 Рынок и законы его функционирования

Рынок, его формы и виды. Рыночная инфраструктура. Функции рынка. Формы рыночных связей.

Тема 1.6 Спрос, предложение. Экономическое равновесие

Сущность спроса и величина спроса. Закон спроса. Шкала спроса. Кривая спроса. Характеристика спроса на рынке Республики Казахстан. Эластичность спроса.

Сущность предложения и величина предложения. Закон предложения. Шкала предложения. Кривая предложения. Эластичность предложения. Практическое применение понятия эластичности.

Воздействие спроса и предложения на цену. Равновесие спроса и предложения. Государственное влияние на рыночное равновесие.

Тема 1.7 Система первичного распределения доходов. Вопросы социальной защиты

Понятие «потребитель». Характеристика потребностей. Закон убывающей предельной полезности. Специфика труда, как фактора производства. Теории распределения доходов. Формирование семейных доходов. Структура семейных доходов. Бюджет семьи. Закон Эйнгеля. Закон РК « О защите прав потребителя в Республике Казахстан». Потребительский кредит.

Бедность и пути ее решения.

Тема 1.8 Заработная плата. Виды и формы оплаты труда

Определение заработной платы. Социально- экономическая природа заработной платы. Стимулирующая роль форм заработной платы. Структура тарифной системы. Реальная заработная плата. Роль профсоюзов на рынке труда, в том числе и в Республике Казахстан. Закон РК «О труде в Республике Казахстан».

Тема 1.9 Общие типы организации производства. Производство и рынок

Понятие производства. Натуральное и товарное производство. Товар и его свойства. Классификация благ. Трудовая теория стоимости. Функция закона стоимости.

Что необходимо для производства. Сущность производительности труда. Роль рабочих в рыночной экономике. Пути повышения производительности труда.

Издержки производства (постоянные, переменные, валовые, предельные) и I прибыль. Закон убывающей отдачи. Основные и оборотные фонды. Рентабельность. Понятие воспроизводства капитала. Расширенное

воспроизводство индивидуального капитала. Научно-технический прогресс и эффективность накопления.

Производство и ВВП. Уровень жизни (в т.ч. в Республике Казахстан).

Тема 1.10 Конкуренция. Виды и формы конкуренции

Свободная конкуренция. Роль конкуренции в рыночном хозяйстве.

Сущность конкуренции. Виды конкурентных рынков. Рынок совершенной конкуренции. Рынок монополистической конкуренции.

Рынок олигополии, рынок чистой монополии. Виды монополии, Естественные монополии. Барьеры для вхождения на монополизированный рынок. Выгода потребителя от конкуренции. Антимонопольное регулирование.

Казахстан на пути движения к конкурентному рынку. Антимонопольное законодательство в Республике Казахстан.

Виды экономических рисков. Причины экономических рисков в рыночной I экономике. Управление риском. Сущность страхования. Формы страхования (имущественное, личное, обязательное, добровольное) Социальное страхование. Страховой бизнес.

Тема 1.11 Деньги и банковская система

Сущность денег и история их возникновения. Функции и виды денег. Современные денежные средства. Виды и функции банков. Банки и банковская система. Функции центрального государственного банка. Банковская система Республики Казахстан. Рынок ценных бумаг.

Тема 1.12 Инфляция. Виды инфляции.

Инфляция, сущность, виды и причины инфляции. Дефляция. Воздействие инфляции на различные группы населения. Особенности современной инфляции.

Тема 1.13 Биржи в современнной экономике

Сущность и функции современной биржи. История образования бирж. Виды бирж и их классификация. Фондовые биржи в Республике Казахстан.

Тема 1.14 Экономический рост и цикличность развития экономики

Сущность экономического роста и его типы. Факторы экономического роста. Измерение экономической активности. Качественные черты всесторонней интенсификации. Неравновесие в макроэкономике. Циклический характер экономического роста. Экономический цикл. Причины циклического развития рыночной экономики. Кризис 90-х годов в Казахстане. Государственное регулирование цикличности производства. Занятность и безработица. Нестабильность денежного обращения. Инфляция и безработица. Макроэкономические регуляторы инфляции. Стратегия экономического роста в бедных странах.

Тема 1.15 Безработица и ее виды

Безработица. Причины безработицы. Формы безработицы. Издержки безработицы. Взаимосвязь инфляции и безработицы. Закон А.Оукена. Естественный уровень безработицы.

Тема 1.16 Государственное регулирование рыночной экономики

Основные функции государства. Сущность макроэкономического регулирования экономики. Недостатки рыночной экономики и причины вмешательства государства в экономику. Рыночный механизм

саморегулирования. Государственное регулирование макроэкономики. Цели государственного регулирования экономики. Распределение доходов в социально ориентированной экономике. Основы смешанного регулирования и управления макроэкономикой. Преобразование системы управления экономикой в Казахстане. Государственный бюджет (дефицит бюджета и государственный долг). Бюджетная (фискальная) и кредитно-денежная (монетарная) политика. Налоги и их виды. Налоговая система в Республике Казахстан.

Тема 1.17 Всемирная экономика и мировой рынок

Современная мировая экономика. Тенденции глобализации экономики. Новый этап интернационализации производства. Современные международные торговые и валютные отношения. Валютный курс. Миграция капитала и рабочей силы. Экономическая интеграция. Международная валютно-кредитная система. Нестабильность глобальной экономики.

Роль Республики Казахстан в мировой экономике.

Тема 1.18 Актуальные проблемы цивилизации и экономики

Характеристика глобальных проблем человечества. Основные направления международного сотрудничества в области решения мировых проблем (терроризм и др.).

Роль Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева в миротворческом процессе.

Модуль 2 Знакомство с бизнесом

Тема 2.1 Предприятие. Что это такое? Формы предприятий

Значение и сферы, охватываемые понятием «предприятие». Различные формы предприятий. Роли, которые люди играют в деятельности предприятия. Малые предприятия.

Тема 2.2 Почему именно предпринимательство?

Значение и сферы, охватываемые понятием «предприятие». Различные формы предприятий. Роли, которые люди играют в деятельности предприятия. Малые предприятия.

Тема 2.3 Предприниматели. Кто они?

Оценка собственного предпринимательского потенциала. Характерные черты предпринимателей. Предприниматели в качестве лидеров. Принятие предпринимательских решений. Умение брать риск на себя.

Тема 2.4 Как стать предпринимателем?

Способности, позволяющие предпринимателю добиться успеха. Ключевые факторы успешного создания малого предприятия. Решение стать предпринимателем.

Тема 2.5 Как отыскать хорошую предпринимательскую идею?

Генерация идей. Выявление и оценка возможностей, открывающихся в деловой сфере.

Тема 2.6 Как организовать предприятие?

Потенциальные проблемы, возникающие в процессе создания предприятия. Выбор подходящего рынка. Правовые формы владения собственным предприятием. Мобилизация денежных средств для создания нового предприятия. Приобретение существующего или создание нового предприятия. Выбор местонахождения предприятия. Выбор поставщиков

Тема 2.7 Как управлять предприятием?

Прием на работу и руководство людьми. Управление финансами. Использование финансовых отчетов. Технологии, используемые малым предприятием. Управление сбытом. Управление личным временем.

Тема 2.8 Дальнейшие шаги на пути к предпринимательскому Олимпу?

Источники информации и помощи. Подготовка бизнес-плана. Участие в работе предприятия. Поддержание предпринимательского видения окружающего мира.

Тема 2.9 Как разработать собственный бизнес-план? Основные разделы бизнес-плана

Стандартный бизнес-план. Как разработать бизнес-план. Как интерпретировать результаты бизнес-плана.

Тема 2.10 Повторно-обобщающий урок

Индивидуальные задания



4. Контроль планируемого результата обучения


Формы и способы контроля и учета знаний:

  • индивидуальный опрос,

  • фронтальный опрос

  • устный опрос,

  • письменный опрос,

  • самостоятельные работы,

  • контрольные работы,

  • тестовый контроль,

  • задачи,

  • ситуационные задачи,

  • контрольные вопросы.

Вопросы контроля знаний:


1. Предмет экономической теории.

2. Система экономических отношений. Организационно-экономические и социально-экономические отношения.

3. Экономические законы, их система и использование.

4. Методика экономической теории.

5. Общественное производство и его факторы.

6. Общественный способ производства.

7. Социально-экономические системы.

8. Социально-экономическая сущность собственности.

9. Основные исторические и общеэкономические формы организации общественного производства.

10. Товарная форма хозяйства. Объективные предпосылки его возникновения и основные черты.

11. Товар и его свойства. Величина стоимости товара.

12. Деньги, их сущность и функции в системе товарного хозяйства.

13. Денежное обращение и его законы.

14, Сущность рынка и его функции.

15. Классификация рынков. Структура и виды национального рынка. Рынок потребительских товаров и платных услуг.

16. Рынок капитала.

17. Товарные биржи, их функции и механизм функционирования,

18. Рынок ссудного капитала.

19. Рынок ценных бумаг. Виды ценных бумаг, их купля-продажа.

20. Фондовые биржи и механизм их функционирования.

21. Рынок рабочей силы.

22. Биржа труда и ее функции.

23. Взаимодействие государственного и рыночного регулирования экономики.

24. Предприятие (фирма) и его функции.

25. Организационно-правовые формы предприятий.

26. Аренда и арендные отношения в организации производственной деятельности.

27. Акционерные общества и их роль в организации производственной деятельности.

28. Акции и их виды. Номинальная стоимость и курс акций.

29. Спрос и предложение в рыночной экономике. Функции спроса и предложения.

30. Эластичность спроса и предложения. Коэффициент эластичности.

31. Формирование рыночных цен равновесия. Конкурентная рыночная цена.

32. Конкуренция, ее виды и функции.

33. Возникновение и сущность монополий. Разновидности монополий.

34. Естественные монополии и их регулирование.

35. Основные моменты антимонопольного законодательства и его эффективность.

36. Издержки производства, их виды и структура.

37. Прибыль и факторы, влияющие на ее размер.

38. Цена и ценообразование в рыночной экономике. Функции и виды цен.

39. Влияние факторов производства на доходы.

40. Маркетинг и роль инноваций в обеспечении устойчивости доходов.

41. Особенности рыночных отношений в агропромышленном комплексе (АПК).

42. Понятие микроэкономики и макроэкономики. Показатели функционирования национальной экономики на макроуровне.

43. Валовой национальный продукт (ВНП), валовой внутренний продукт (ВВП).

44. Национальный доход, его распределение и перераспределение. Фонд накопления и фонд потребления.

45. Сущность и роль макроэкономического регулирования.

46. Государство и его роль в экономическом регулировании национальной экономики.

47. Совокупный спрос и совокупное предложение в национальном масштабе.

48. Деньги и их современная природа. Денежный рынок и структура денежного предложения. Эволюция и виды денег.

49. Кредит и его основные формы.

50. Банковская система, ее структура и функции.

51. Характеристика современной кредитно-денежной системы РФ.

52. Понятие финансов. Финансовая система и ее элементы.

53. Государственные и местные бюджеты.

54. Инфляция. Формы ее проявления. Основные типы современной инфляции.

55. Социально-экономические последствия инфляции.

56. Антиинфляционная политика государства, меры регулирования инфляции.

57. Денежные реформы.

58. Экономический рост, его сущность, цели и основные типы.

59. Экономические кризисы и циклический характер воспроизводства.

60. Уровень жизни населения и его показатели.

61. Структура доходов и расходов населения. Дифференциация населения по уровню доходов.

62. Безработица, ее причины и формы, методы преодоления.

63. Государственная политика по социальной защите безработных.

64. Сущность и основные черты всемирного хозяйства.

65. Формы и тенденции международных экономических отношений.

66. Свободные экономические зоны, их типы.

67. Международное движение капиталов.

68. Международная торговля.

69. Экономическая политика.

70. Торговый и платежный балансы страны.

71. Валютные отношения. Уровни конвертируемости валют.

72. Валютный курс, его функции и режимы.. Методы поддержания валютного курса.

73. Глобальные проблемы развития мирового хозяйства.

74. Рыночная экономика и ее основные черты.

75. Приватизация государственной собственности.

76. Предпринимательство и его роль в развитии рыночной экономики.

77. Основные проблемы формирования рыночной экономики в России.

78. Финансовый капитал. Финансовая олигархия и формы ее господства.

79. Этапы развития экономической теории.

80. Система национальных счетов.

81. Лизинг. Формы лизинга.

82. Социальная политика государства.

83. Платежный баланс: понятие, структура, принципы составления.

84. Валюта. Ее виды и конвертируемостью

85. Валютный рынок и валютные курсы.

86. Теории международной торговли.

86. Рынки с ассиметричной информацией.

87. Капитал: понятие, формы.

88. Земля и рента.

89. Торговая политика государства.

90. Международные экономические организации.


Тесты по предмету « Основы экономики » к Разделу 1:

Вариант 1 Основы экономической теории


1. Что изучает экономическая наука? Выберите наиболее точное определение:

  1. экономика - это наука, изучающая домашнее хозяйство;

  2. экономика - это наука о выборе общества в условиях ограниченных ресурсов для удовлетворения потребностей людей;

  3. экономика - это наука, изучающая экономические показатели деятельности предприятий;

  4. экономика - это наука, изучающая условия для получения максимальной прибыли.

  5. экономика - наука, изучающая хозяйственную деятельность государства.

2. 0лигополия — это:

  1. квупная компания, имеющая 80% доли рынка:

  2. господство на рынке нескольких крупных компаний;

  3. сговор продавцов на цену сельхозпродукции на рынке;

  4. диктат производства над потребителем.

  5. господство на рынке одной компании.

  1. Маркетинг — это:

  1. система эффективного сбыта;

  2. комплексная система организации производства, сбыта производимых продуктов,

  3. изучение рынка, формирование спроса;

  4. реклама;

  5. разработка товара;

  6. планирование ассортимента продукции.

  1. Реклама - это:

  1. форма массового увещевания;

  2. информация о качестве товаров, и способах их использования;

  3. сбыт товара;

  4. информация о товарах;

  5. формирование избирательного спроса

  1. Собственность - это:

  1. принадлежность объектов определенным людям;

  2. право владения, распоряжения, пользования в совокупности;

  3. право распределять затраты и доходы;

  4. богатство.

  5. право контролировать ресурсы.

  1. Государственный бюджет - это:

  1. сумма расходов правительства за предшествующий год;

  2. закон, запрещающий правительству расходовать больше средств, чем оно имеет в своем распоряжении;

  3. план расходов и доходов правительства на следующий год.

  4. задолженность перед другими государствами;

  5. сумма доходов за год.

  1. Современная экономика является:

  1. экономикой чистого капитализма;

  2. рыночной экономикой;

  3. нет правильного ответа;

  4. централизованной экономикой.

  5. традиционной экономикой.

  1. Точка пересечения кривых спроса и предложения называется...

  1. цена;

  2. стоимость;

  3. равновесная цена;

  4. насыщаемость.

  5. баланс.

8 Закон спроса гласит, что

  1. продавцы будут предлагать больше товаров по высоким ценам, чем по

  2. покупатели будут покупать больше по низким ценам, чем по высоким;

  3. изменение цен мало изменить величину спроса на продукт;

  4. покупатели будут покупать товары по высоким ценам, если товар отличного качества.

  5. по мере роста цен на товар величина его предложения на рынке увеличивается.

10. В основном средства, необходимые для расширения производства акционерного общества открытого типа, получают:

  1. путем выпуска акций;

  2. путем выпуска облигаций;

  3. за счет краткосрочных займов.

  4. путем заключения сделки;

  5. оформляя кредиты.

11. Монополистическая конкуренция имеет место, когда:

  1. монополисты конкурируют друг с другом;

  2. много фирм продают сходные товары и дифференцированные товары;

  3. только несколько фирм производят данный товар.

  4. одна фирма господствует на рынке;

  5. много фирм продают одинаковый товар.

    1. Участвуя в экономике, государство...

      1. перераспределяет доходы;

      2. защищает конкуренцию;

      3. стабилизирует экономику;

      4. а) + Ь) +с)+е);

      5. регулирует побочные эффекты.

    2. Наличие в стране людей, которые хотят трудиться, но не могут найти работу

  1. неурядица;

  2. конкуренция;

  3. безработица;

  4. рынок труда.

  5. инфляция.

14. 0бязательные платежи, взимаемые органами государственной власти с граждан и организаций - это:

  1. налоги;

  2. пошлины;

  3. проценты;

  4. штрафы.

  5. ссуды.

15.Инфляция — это:

  1. падение общего уровня цен в стране;

  2. рост общего уровня цен на товары и услуги;

  3. рост денежной массы;

  4. Ь) +с)

  5. ликвидация обесцененной валюты.

    1. Безвозмездные денежные выплаты государства людям с низкими доходами — это

      1. кредит;

      2. трансфертные платежи;

      3. зарплата;

      4. лотерея.

      5. премия.

17. Политика стабилизации экономики включает:

  1. борьбу с ростом безработицы;

  2. борьбу с увеличением инфляции;

  3. сбалансированное развитие всех регионов страны;

  4. а) + Ь) +с)+е);

  5. поддержание конкуренции.

18. Правительство использует налоги, чтобы

  1. решать общенациональные задачи;

  2. выплатить зарплату работникам государственных предприятий;

  3. построить новые промышленные предприятия;

  4. а) +Ь) + с)+е);

  5. оказывать помощь малоимущему населению.

    1. Какое из следующих утверждений наиболее удачно описывает систему свободного предпринимательства:

      1. государство регулирует экономику только в случае необходимости защиты потребителя;

      2. потребители свободны купить то, что они выбрали;

      3. конкуренция, система ценообразования и частная собственность является основой системы;

      4. бизнесмены владеют капиталом и предприятиями;

      5. хозяйственные отношения на основе обмена.

20. Если действия, план проведения операции, в условиях которого ожидаемые, вероятные потери не превосходят прибыли, на которую рассчитана операция, то это называется...

  1. зоной критического риска;

  2. зоной катастрофического риска;

  3. зоной допустимого риска;

  4. верны все варианты;

  5. зоной невезения.

21. Ресурсы, необходимые предпринимателям для осуществления идей

      1. деньги;

      2. оборудование;

      3. энергия и навыки;

      4. знания и время;

      5. а)+Ь)+с) + d);.

22.0 предпринимателе правильнее всего сказать, что это человек...

  1. управляющий предприятием;

  2. владеющий контрольным пакетом акций предприятия;

  3. отличаюшийся гтедгтиимчивостью в деловой сЛеие:

  4. чья деятельность направлена на получение прибыли.

  5. на свой страх и риск занимающийся хозяйственной деятельностью для получения прибыли.

      1. При создании акционерного общества к его учредительным документам относятся:

        1. учредительный договор и устав;

        2. только устав, утвержденный учредителями;

        3. устав и учредительный договор (при числе учредителей более одного);

        4. устав, договор, заявление;

        5. договор и заявление.

      2. Борьба производителей товара за наиболее выгодные условия производства и сбыта продукции в стремлении получить наибольшую выгоду -

  1. конкуренция

  2. конкурентоспособность

  3. неценовая конкуренция

  4. демпинг;

  5. конкуренция недобросовестная.

      1. Для лучшего понимания и прогнозирования покупательского поведения предприниматель должен...

  1. знать покупателей и их желания;

  2. знать где их покупатели делают свои покупки;

  3. знать, когда покупатели делают свои покупки;;

  4. знать, как покупатели делают свои покупки;.

  5. все перечисленные варианты ответов.


Тесты по предмету «Основы экономики » к Разделу2:

Вариант 1 Знакомство с бизнесом

                1. Финансовый отчет, показывающий, чем владеет предприниматель и сколько он должен другим по состоянию на любой заданный день работы предприятия называется:

  1. ценная бумага;

  2. баланс;

  3. вексель;

  4. бюджет;

  5. система двойной записи.

                1. Маркетинг-это:

  1. система эффективного сбыта;

  2. комплексная система организации производства, сбыта производимых продуктов, изучение рынка, формирование спроса;

  3. реклама;

  4. разработка товара;

  5. планирование ассортимента продукции.

                1. Какое из следующих утверждений наиболее удачно описывает систему свободного предпринимательства:

  1. государство регулирует экономику только в случае необходимости защиты потребителя;

  2. потребители свободны купить то, что они выбрали;

  3. конкуренция, система ценообразования и частная собственность является основой системы;

  4. бизнесмены владеют капиталом и предприятиями;

  5. хозяйственные отношения на основе обмена.

                1. Реклама — это:

  1. форма массового увещевания;

  2. информация о качестве товаров, и способах их использования;

  3. сбыт товара;

  4. информация о товарах;

  5. формирование избирательного спроса.

                1. Виды затрат, которые практически не зависят от изменения количества выпущенной продукции называются:

  1. косвенные затраты;

  2. постоянные издержки;

  3. средние издержки;

  4. транспортные издержки;

  5. предельные издержки.

                1. Что понимается под термином «Ликвидность»:

  1. возможность предприятия превращать наличность в безналичность;

  2. возможность предприятия превращать безналичность в наличность;

  3. долговые обязательства;

  4. отгруженные товары и готовая продукция;

  5. дебиторская задолженность.

                1. Знание какого экономического закона позволяет повышать цены и при этом не потерять покупателя?

  1. закон спроса;

  2. закон предложения;

  3. закон уменьшения предельной полезности;

  4. закон Эйнгеля;

  5. закон стоимости.

                1. Путь, по которому движутся товары от производителей к потребителям, называются...

  1. бюджетная линия;

  2. инвестиция;

  3. канал распределения;

  4. деловой цикл;

  5. линия доставки.

9. О предпринимателе правильнее всего сказать, что это человек...

  1. управляющий предприятием;

  2. владеющий контрольным пакетом акций предприятия;

  3. отличающийся предприимчивостью в деловой сфере;

  4. чья деятельность направлена на получение прибыли.

  5. на свой страх и риск занимающийся хозяйственной деятельностью для получения прибыли.

10. Прибыль равна:

  1. сумме денег, вырученной от реализации товаров и услуг;

  2. сумме денег, которую получает за свой труд предприниматель;

  3. выручке от реализации товаров и услуг, за вычетом всех расходов по их производству и продаже;

  4. вознаграждению предпринимателя, полученному им в денежной форме;

  5. разнице выручки и величины себестоимости;

11. Учредителями создаваемого юридического лица могут быть:

  1. только физические лица;

  2. только юридические лица;

  3. как физические, так и юридические лица.

  4. доверенные лица;

  5. лицо подотчетное.

12.0бязательные платежи, взимаемые органами государственной власти с граждан и организаций - это:

  1. налоги;

  2. пошлины;

  3. проценты;

  4. штрафы;

  5. ссуды.

13.При создании акционерного общества к его учредительным документам относятся:

  1. учредительный договор и устав;

  2. только устав, утвержденный учредителями;

  3. устав и учредительный договор (при числе учредителей более одного);

  4. устав, договор, заявление;

  5. договор и заявление.

14.Для лучшего понимания и прогнозирования покупательского поведения предприниматель должен...

  1. знать покупателей и их желания;

  2. знать где их покупатели делают свои покупки;

  3. знать, когда покупатели делают свои покупки;;

  4. знать, как покупатели делают свои покупки;.

  5. все перечисленные варианты ответов.

    1. Если действия, план проведения операции, в условиях которого ожидаемые, вероятные потери не превосходят прибыли, на которую рассчитана операция, то это называется...

  1. зоной критического риска;

  2. зоной катастрофического риска;

  3. зоной допустимого риска;

  4. верны все варианты;

  5. зоной невезения.

    1. Ключевыми терминами, объясняющими понятие «предприятие» являются:

  1. идея и план;

  2. реализация;

  3. деятельность;

  4. вознаграждение;

  5. все перечисленные варианты ответов.

    1. Ресурсы, необходимые предпринимателям для осуществления идей -

  1. деньги;

  2. оборудование;

  3. энергия и навыки;

  4. знания и время;

  5. a + b + c+d.

    1. Показатель эффективности использования предприятием основных средств и производственных ресурсов -

  1. рентабельность предприятия;

  2. амортизация;

  3. производительность;

  4. ликвидность;

  5. устойчивость.

    1. Постепенное перенесение стоимости изношенных основных средств на стоимость производимых сих помощью продуктов -

  1. амортизация;

  2. производительность;

  3. прибыль;

  4. износ;

  5. возмещение.

    1. Чем определяется качество продукта и его цена в рыночной экономике?

  1. правительственным регулированием;

  2. конкуренцией;

  3. ценовой стабильностью;

  4. необходимостью экспортировать товар.

  5. факторами производства.

    1. Ограниченное количество товаров определенного наименования, которое можно ввозить в страну —

  1. импорт;

  2. квота экспортная;

  3. экспорт;

  4. лицензия;

  5. лимит.

    1. Борьба производителей товара за наиболее выгодные условия производства и сбыта продукции в стремлении получить наибольшую выгоду -

  1. конкуренция

  2. конкурентоспособность

  3. неценовая конкуренция

  4. демпинг;

  5. конкуренция недобросовестная.

    1. Коммерческое предприятие отличается от предприятий других типов тем, что для коммерческого предприятия...

  1. прибыль является основным мотивом деятельности;

  2. a + c + d + e;

  3. производимые товары или оказываемые услуги должны пользоваться спросом;

  4. товары и услуги должны полностью оплачиваться;

  5. товары и услуги должны продаваться на рынке.

    1. Вид деятельности по изучению рынка, разработке товаров, с помощью которого достигаются цели фирмы и удовлетворяются нужды потребителей

  1. концепция маркетинга

  2. реклама

  3. маркетинг

  4. менеджмент;

  5. лизинг.

    1. Цена, при которой все количество товара, предложенное для продажи, будет куплено, называется...

  1. договорной ценой;

  2. равновесной ценой;

  3. приемлемой ценой;

  4. выгодной ценой;

E. рыночной ценой


5. Перечень средств обучения и литературы

Основная литература:

  1. Аубакиров Б., Байжумаев Б., Жакипов Ф,. Табеев Т. Экономическая теория КазНУ-2000 год.

  2. Шеденов У.К. Общая экономическая теория. -Актобе: А-Полиграфия, 2004г.

  3. Крымова В. Экономическая теория - Алматы:Аркаим, 2002г.

  4. Отебаев М.О. Микроэкономика — Астана: Фолиант,2007г.

  5. Гукасян Г.М. Экономическая теория Сант-Питербург 2008г.

  6. Алтынбаев Б.А. Основы маркетинга. Учебная пособие. - Алматы: Экономика, 2002г.

  7. Баймуратов.У.Б. Национальная экономическая система. Алматы: Гылым, 2000 год.

  8. Абдикеримова Г.И. Производственная экономика - Алматы 2008г.

  9. Череданова JI.H. Основы экономики и предпринимательства. М. ПрофОбрИздат, 2002 г.

  10. Ю.Дж.Ману, Р.Нельсон, Дж.Тионго Знакомство с бизнесом. МОТ, 1996 г.


Дополнительная литература:

  1. Конституция Республики Казахстан 1995г.

  2. Назарбаев Н.А. Казахстан - 2030 «Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев».

  3. Грязнова А.Г. Экономическая теория Москва 2008г.

  4. Базылев И.И. Экономическая теория Минск 2008г.

  5. Сагадиев К.Н. Интеграция экономики Алматы 2007г.

  6. Фомичев В.И. Мировая торговля - Москва 2007г.


Учебные и справочные пособия:

  1. Липсиц И.В. «Экономика без тайн» Москва: «Дело ЛТД» - «Вита - Пресс»

      1. г.

  2. Автономов B.C., Голдстин Э. «Экономика для школьников».М.: Эконов,

  3. г.

  4. «Универсальный учебный экономический словарь». Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996 г.

  5. Райзберг Б.А. "Основы бизнеса". М.: "Ось - 89", 1996 г.

  6. Абчук В. "Занимательная экономика и бизнес" СП.: "Тригон", 1998 г.

  7. Основы экономики в вопросах и ответах. Ростов н\Д, Феникс, 1999 г.

  8. Пиндайк Р. Микроэкономика Сокр.Пер.С англ. - Москва Экономика 2005г.

  9. Мамедов О. Современная экономика Ростов-на-Дону: Феникс 2006г.

  10. Элемдш классика Алматы Экономика 2008 жыл.

  11. Большая экономическая энциклопедия - Москва 2008год.

  12. Электронные учебники


Учебно-методическая литература:

  1. Азимов Л.Б., Журавская Е.В. «Уроки экономики в школе: Активные формы преподавания». М.: Аспект-Пресс, 1995 г.

  2. Липсиц И.В. «Преподавание курса «Введение в экономику и бизнес» Москва: «Вита - Пресс» 1999 г.

  3. «Разработка модульной программы» в Казахстане, Национальный Наблюдательный Центр в Казахстане, Алматы, 2000 г.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!