ҚАЗАҚСТАН РЕСПУБЛИКАСЫНЫҢ БІЛІМ ЖӘНЕ ҒЫЛЫМ МИНИСТРЛІГІ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
«ЛИСАКОВ ТЕХНИКАЛЫҚ КОЛЛЕДЖІ» КМҚК
КГКП «ЛИСАКОВСКИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
БЕКІТЕМІН: |
«Лисаков техникалық колледжі» КМҚК директоры_______________ Г.Будкевич |
20____ж « _____» __________________ |
«Мейірімді жүрек»
волонтер мектебе факультативінің
Жұмыс оқу бағдарламасы
Рабочая учебная программа
| факультатива Школа волонтеров |
| |
| «Доброе сердце» |
Лисаков, 2019 жыл
Келісілді/Согласовано: | |
Директордың ОЖ жөніндегі орынбасары / Заместитель директора по УР | _______________ (Сачавская Т.Н) |
Келісілді/Согласовано: | |
Әдіскер / Методист: | _______________ (Гурина М.Р.) |
Лисаков техникалық колледжінің жаратылыстану-математикалық, ақпараттық және экономикалық пәндер комиссиясының отырысында _2019_ жылғы ________ әдістемелік комиссиясының № хаттамасымен қаралған және қолдануға ұсынылған. | Рассмотрена и рекомендована к применению на заседании методической комиссии естественно-математических, информационных и экономических дисциплин Лисаковского технического колледжа от ______________ протокол № |
ЦӘК төрайымы /Председатель ЦМК __________________ (Курилова С.В.) |
Лисаков техникалық колледжінің жаратылыстану – ғылыми пәндер оқытушысы Мусиной Г.Т. әзірлеген | Составлена преподавателем естественно - научных дисциплин Лисаковского технического колледжа Мусиной Г.Т. |
Содержание
№ | | Стр. |
1 | Пояснительная записка | 4 |
2 | Контроль планируемого результата обучения | 5 |
3 | Тематический план и содержание | 6 |
4 | Перечень литературы и средств обучения | 8 |
Пояснительная записка
Актуальность программы
Стремительные политические, социально-экономические изменения, происходящие сегодня в обществе, диктуют новые требования как к организации самого учебно-воспитательного процесса в колледжах, так и к содержанию образования.
В период стремительной глобализации и информатизации жизненного пространства, переизбытка рекламы и подмены ценностей, подростки делают ежедневный выбор – противостоять ли соблазнам жизни, сохранять здоровье и отстаивать свою жизненную позицию, основанную на знании и собственном приобретённом опыте.
Одной из задач гражданского и патриотического воспитания, согласно программе, является формирование у детей активной жизненной и гражданской позиции, основанной на готовности к участию в общественно-политической жизни страны и государственной деятельности.
Педагогическая целесообразность
Ушедшие в прошлое старые формы организации досуга учащихся и изменившаяся социально-экономическая обстановка в стране, требовало появления новых подходов и методов активизации подростков. Волонтёрское движение может стать одной из форм вовлечения подростков в социальную активность, средством формирования политической и социальной компетенции подрастающего поколения.
Волонтеры (от англ. Volunteer - доброволец) – это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению.
Волонтерские или добровольческие организации - это свободные союзы людей, объединенных каким-либо общим специальным интересом. Их деятельность связана, как правило, с благотворительностью, милосердием. Волонтерское движение сейчас развивается довольно бурно. И одна из основных причин этого – добровольность и свобода выбора. Добровольно выбранная социально значимая деятельность неизмеримо выше для личности подростка навязанной извне.
В основе любого волонтерского движения старый как мир принцип: хочешь почувствовать себя человеком – помоги другому. Этот принцип понятен и близок всем тем, кому знакомо чувство справедливости, кто понимает, что сделать жизнь общества лучше можно только совместными усилиями каждого из его членов.
Почему люди идут в волонтеры? У каждого свои причины, и немногие изъявляют желание откровенно о них говорить. В основном, это дело совести каждого человека, но кроме морального удовлетворения, которое приносит безвозмездная помощь ближнему, движение волонтеров дает целый ряд преимуществ, особенно молодежи. Это и новые знакомства, и приобретение новых профессиональных навыков, знаний, и даже возможность сделать неплохую карьеру.
Цель программы:
Развитие у обучающихся высоких нравственных качеств путём пропаганды идей добровольного труда на благо общества и привлечения обучающихся к решению социально значимых проблем (через участие в социальных, экологических, гуманитарных, культурно-образовательных, просветительских и др. проектах и программах).
Задачи:
I.Образовательные:
- воспитание у обучающихся активной гражданской позиции, формирование лидерских и нравственно-этических качеств, чувства патриотизма и др., содействие всестороннему развитию обучающихся;
- пропагандировать здоровый образ жизни (при помощи акций, тренинговых занятий, тематических выступлений, конкурсов и др.);
- создать условия, позволяющие ученикам своими силами вести работу, направленную на снижение уровня потребления алкоголизма, табакокурения, ПАВ в подростковой среде;
- овладение основными практическими умениями в области социальных отношений.
II.Развивающие:
- формирование позитивного мнения по отношению к людям с ограниченными возможностями;
- формирование опыта и навыков для реализации собственных идей и проектов в социальной сфере;
- развитие чувства эмпатиии, открытости, коммуникабельности;
- обучение конструктивному общению, по средствам совместной значимой деятельности.
III.Воспитательные:
- содействовать утверждению в жизни современного общества идей добра и красоты, духовного и физического совершенствования детей и подростков;
- оказать позитивное влияние на сверстников при выборе ими жизненных ценностей;
- снизить количество учащихся, состоящих на внутриколледжном учете и учете в ГЮП.
Программа факультатива рассчитана на 30 часов .
2. Контроль планируемого результата
Программа факультативного курса «Социальная деятельность» (волонтерство)
предусматривает следующие формы контроля знаний, умений и навыков:
- участие в реализуемых целевых программах и проектах различного уровня;
- приобретение обучающимися социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п);
- получение обучающимися опыта самостоятельного социального действия.
2. Тематический план и содержание
2.1 Тематический план
№ раздела, темы | Наименование разделов, тем | Всего часов | В том числе |
теоретических | практических |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Раздел 1. Социальная деятельность: личность – гражданин – общественник. | 2 | 2 | |
1.1 | Знакомство с нормативными и правовыми документами волонтерской деятельности в учебном заведении. Основы добровольческой деятельности. | 1 | 1 | |
1.2 | Формы занятий по развитию общественной активности молодого поколения. | 1 | 1 | |
2 | Раздел 2. Социально – практическая деятельность волонтеров. | 28 | 1 | 27 |
2.1 | Участие в акции «Чистый дом – здоровая страна». | | | 1 |
2.2 | Изготовление листовок «Я - гражданин». | | | 1 |
2.3 | Раздача листовок «Я - гражданин». | | | 1 |
2.4 | Изготовление листовок «Безопасность обучающихся в сети интернет». | | | 1 |
2.5 | Раздача листовок «Безопасность обучающихся в сети интернет». | | | 1 |
2.6 | Выпуск экологической стенгазеты. | | | 1 |
2.7 | Уход за цветами в колледже. | | | 1 |
2.8 | Акция «Красная ленточка» (посвященная борьбе с ВИЧ). | | | 1 |
2.9 | «Мы разные, но мы вместе» (беседа об отношении к инвалидам). | | 1 | |
2.10 | Встреча с детьми инвалидами | | | 2 |
2.11 | Проведение акции по сбору вещей, игрушек и канцелярских товаров для детей-сирот. | | | 1 |
2.12 | Выпуск информационного буклета «Будьте здоровы!», посвященного профилактике заболевания гриппом. | | | 1 |
2.13 | Распространение информационного буклета «Будьте здоровы!», посвященного профилактике заболевания гриппом. | | | 1 |
2.14 | Акция «Накормите птиц зимой» (изготовление кормушек). | | | 1 |
2.15 | Акция «Накормите птиц зимой» (развешивание кормушек). | | | 1 |
2.16 | Встреча с воинами-интернационалистами. | | | 1 |
2.17 | Акция «Дом без одиночества» (поздравление на дому пенсионеров колледжа с Международным женским днём). | | | 1 |
2.18 | Выступление агитбригады по профилактике курения. | | | 1 |
2.19 | Проведение акции по профилактике ЗОЖ «Чистые руки». | | | 1 |
2.20 | Оказание помощи в пересадке цветов колледжа | | | 1 |
2.21 | Акция «Живи, книга». | | | 1 |
2.22 | Акция «Подари книгу библиотеке!» | | | 1 |
2.23 | Участие в акции по профилактике ЗОЖ «Здоровье не купишь». | | | 1 |
2.24 | Акция «Почта победы» (поздравление ветеранов ВОВ на дому). | | | 1 |
2.25 | Участие в акции «Бессмертный полк» | | | 1 |
2.26 | Экологический десант «Цветущий май» | | | 1 |
2.27 | Экологическая акция «Украсим двор колледжа» (высадка рассады цветов). | | | 1 |
2.28 | Подведение итогов. Награждение активных волонтёров. | | | |
| Всего | 30 | 3 | 27 |
2.2 Содержание факультатива
Раздел 1. Социальная деятельность: личность – гражданин – общественник.
Тема 1.1 Знакомство с нормативными и правовыми документами волонтерской деятельности в учебном заведении. Основы добровольческой деятельности.
Знакомство с положением организации волонтерской деятельности в КГКП «Лисаковский технический колледж», с Законом Республики Казахстан «О волонтерской деятельности» от 30 декабря 2016 года № 42-VI ЗР.
Тема 1.2. Формы занятий по развитию общественной активности молодого поколения.
Знакомство с формами и условиями развития общественной активности молодого поколения, её реализации в студенческой среде в целях развития волонтерского движения
Раздел 2. Социально – практическая деятельность волонтеров.
Тема 2.1 Участие в акции «Чистый дом – здоровая страна».
Проведение генеральных уборок в своих кабинетах.
Тема 2.2 Изготовление листовок «Я - гражданин».
Организация творческих работ-листовок обучающихся.
Тема 2.3 Раздача листовок «Я - гражданин».
Проведение акции «Я - гражданин».
Тема 2.4 Изготовление листовок «Безопасность обучающихся в сети интернет».
Организация творческих работ-листовок обучающихся.
Тема 2.5 Раздача листовок «Безопасность обучающихся в сети интернет».
Проведение акции «Безопасность обучающихся в сети интернет».
Тема 2.6 Выпуск экологической стенгазеты.
Проведение акции на лучшую экологическую стенгазету колледжа.
Тема 2.7 Уход за цветами в колледже.
Обучающиеся помогают в уходе за цветами колледжа.
Тема 2.8 Акция «Красная ленточка» (посвященная борьбе с ВИЧ).
Проведение бесед «Как не заразиться ВИЧ».
Тема 2.9 «Мы разные, но мы вместе» (беседа об отношении к инвалидам).
Проведение беседы о том,
4. Перечень литературы и средств обучения
Основная литература:
Закон Республики Казахстан «О волонтерской деятельности» от 30 декабря 2016 года № 42-VI ЗР.
Положение о волонтерской деятельности в организациях технического и профессионального образования.
Дополнительная литература:
Агеева Н.А. Профессиональное волонтерство как эффективное средство социализации студенчества.
Ахметгалеев, Э.Д. Студенческое волонтерское движение как фактор социального сопровождения подготовки конкурентоспособного специалиста в едином образовательном пространстве.
Волохов А.В., Мирошкина М.Р., Фришман И.И. Программы деятельности
волонтеров.
Журнал «Пожарный и спасатель Казахстана» № 10 октябрь 2018 год