РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
ПО Физической культуре
(8 вид) ГОС
3 ступень (базовый уровень)
Срок реализации программы 1 год
Составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и авторской программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида: 5-9 классы. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. (Москва, ВЛАДОС, 2011г.), под редакцией В.В.Воронковой.
Лихачева Елена Анатольевна
Александровск-Сахалинский
2017
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Физическая культура» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования и авторской программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.
Цели программы
Целью физического воспитания в школе является содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры личности школьника. Слагаемыми физической культуры являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки в области физической культуры, мотивы и освоенные способы (умения) осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность.
Задачи программы:
1. Получение знаний обучающимся о свойствах человеческого организма, проявляющихся в двигательной деятельности.
2. Приобретение знаний обучающимся об индивидуальных особенностях своего организма.
3. Приобретение знаний и умений обучающимся для построения адекватного своим особенностям и жизненным целям здорового образа жизни.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Программой 8 вида обучения отводится: 9класс 102 (3 часа в неделю). Программа предназначена для обучающихся 5-9 классов.
В процессе обучения применяются методы физического воспитания:
1. словесный метод (объяснение, указания, команда, убеждение);
2. наглядный метод (демонстрация).
Используются современные образовательные технологии:
1. здоровьесберегающие технологии - привитие гигиенических навыков, навыков правильного дыхания, игр на свежем воздухе в целях закаливания, использование физических упражнений имеющих лечебно-воспитательный эффект, корригирующих и коррекционных упражнений;
2. личностно-ориентированное и дифференцированное обучение - применение тестов и заданий с учетом уровня физической подготовленности и группы здоровья;
3. информационно-коммуникационные технологии - показ презентаций для улучшения мотивации к занятиям физическими упражнениями и в приобретении знаний основ физической культуры.
Рекомендуемое распределение материала программы
Класс | Всего часов | Теоретические сведения | Легкая атлетика | Гимнастика | Подвижные и спортивные игры | Лыжная подготовка | Подвижные и спортивные игры |
9 | 102 | 2 | 20 | 20 | 22 | 28 | |
9 КЛАСС (102 ч в год, 3 ч в неделю)
Теоретические сведения
Здоровый образ жизни и занятия спортом после окончания школы.
Гимнастика. Теоретические сведения
Правила соревнований по спортивной гимнастике. Практическая значимость гимнастики в трудовой деятельности и активном отдыхе человека. Построения и перестроения: использование всех видов перестроений и поворотов. Нарушение и восстановление строя в движении.
Общеразвивающие и корригирующие упражнения. Основные положения и движения рук, ног, головы, туловища. Вис на гимнастической стенке, хват сверху, подтягивание с поворотом головы направо, налево; то же, согнув ноги. Лежа на спине, ноги закреплены под нижней рейкой гимнастической стенки, руки перед грудью: лечь с поворотом туловища налево, то же с поворотом туловища направо, то же с разведением рук в стороны. Соединение разных положений и движений при выполнении различной сложности гимнастических комбинаций.
Упражнения на дыхание. Тонизирующие дыхательные упражнения перед активной физической деятельностью; на управление дыханием; на восстановление дыхания после интенсивной физической нагрузки.
Упражнения для развития мышц кистей рук и пальцев. Круговые движения кистями рук; статические напряжения мышц кисти при неполном разгибании пальцев («кошка выпустила когти») с последующим расслаблением мышц потряхиванием; круговые движения, пронация и супинация кистей рук с отягощением; сгибание-разгибание рук в упоре лежа с разведенными в стороны пальцами.
Упражнения для укрепления голеностопных суставов и стоп. Круговые движения стопой по часовой стрелке, против часовой стрелки; подъем на носки стоя, в движении; подъем на одной (правой, затем левой), двух ногах с отягощением в руках, с грузом на плечах. Упражнения для укрепления мышц туловища, рук и ног. Сгибание-разгибание рук и ног в упоре лежа в разных плоскостях (от стены, от скамьи, от пола) с расстановкой рук (ладони вместе, руки на ширине плеч, руки шире плеч); сгибание-разгибание туловища (лицом вверх, лицом вниз) с поворотом корпуса влево, вправо; подтягивание на перекладине; сгибание рук на брусьях; подъем ног на брусьях, на гимнастической стенке; приседание, в том числе и с отягощением; использование «волевой гимнастики» (концентрация различной продолжительности на статическом напряжении некоторых мышечных групп).
Упражнения, укрепляющие осанку. Собственно-силовые упражнения и упражнения с отягощением на мышцы шеи, спины, груди, брюшные мышцы и мышцы тазобедренного сустава.
Упражнения для расслабления мышц. Пассивное и активное растяжение мышц; потряхивание конечностями; самомассаж с использованием приемов поглаживания, потряхивания, вибрации и растяжения.
Упражнения для развития пространственно-временной ориентировки и точности движений. Прохождение отрезка до 10 м от ориентира к ориентиру за определенное количество шагов с открытыми глазами; прыжки с места на заданную отметку с открытыми глазами с последующим выполнением упражнения с закрытыми глазами; построение в колонну по два, по три с определенным интервалом и дистанцией по ориентирам и с последующим построением без них; определить отрезок времени от 5 до 15 с (поднятием руки), отметить победителя.
Упражнения с предметами:
- с гимнастическими палками: балансирование гимнастической палкой, расположенной вертикально на ладони, на одном пальце; подбрасывание и ловля гимнастической палки с различными переворачиваниями одной и двумя руками; гимнастическая палка вертикально перед собой, хват двумя руками за нижний край гимнастической палки и ловля ее.
- с набивными мячами: соединение различных движений с мячом с движениями ног и туловища; броски мяча ногами; перебрасывание мяча в парах из-за головы, снизу от груди.
- с гантелями, штангой: упражнения для верхнего плечевого пояса: исходное положение основная стойка, круговые движения плечами вперед, назад, стоя, сидя; сгибание-разгибание рук с гантелями; стоя в наклоне, спина прямая, рука согнута в локте, плечо параллельно корпусу, предплечье перпендикулярно; исходное положение основная стойка, отведение рук в стороны (кисти рук с гантелями смотрят вниз, вперед, назад).
Упражнения для туловища. В наклоне, спина прямая, руки со штангой опущены к полу, подъем штанги к поясу; жим штанги лежа на скамье; лежа на скамье разведение рук в стороны (руки чуть согнуты в локтях).
Упражнения для ног. Исходное положение основная стойка, в руках гантели — подъем на носки; исходное положение основная стойка, штанга на плечах — выполнять приседания. Каждое упражнение состоит из 3—4 серий по 10—12 повторений.
Упражнения на преодоление сопротивления. Стоя на коленях и сидя на полу в положении рука за спину толчком плеча и туловища вытолкнуть партнера из круга; борьба за предмет (отнять набивной мяч); перетягивание каната из различных исходных положений.
Лазанье. Соревнования на скорость; лазанье по гимнастической стенке различными способами; лазанье по канату различными способами; перелезание через различные препятствия.
Равновесие. Разновидности ходьбы, прыжков, поворотов, пробежек на бревне и на рейке перевернутой скамьи; выполнение различных по сложности комбинаций на бревне.
Элементы акробатики. Совершенствование длинных, коротких кувырков вперед, кувырков назад, кувырков через левое (правое) плечо, стойки на голове, стойки на руках с поддержкой. Различные комбинации вольных упражнений.
Опорный прыжок. Совершенствование всех видов ранее изученных прыжков с увеличением высоты снаряда, расстояния мостика от козла; прыжок через козла в длину способом «согнув ноги» (высота 110—115 см).
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
• основные способы и средства гимнастики для подготовки организма к трудовой деятельности, поддержания работоспособности, снятия напряжения после трудовой деятельности.
Учащиеся должны уметь:
• выполнять все виды лазанья, акробатических упражнений, равновесий;
• составлять комбинацию из 6—8 вольных упражнений и показывать их выполнение учащимся класса.
Легкая атлетика. Теоретические сведения
Практическая значимость развития физических качеств средствами легкой атлетики в трудовой деятельности человека.
Практический материал
Ходьба. Ходьба в быстром темпе на отрезках от 100 до 300 м с фиксацией времени учителем. Ходьба в различном темпе с выполнением заданий учителя. Совершенствование ранее изученных видов ходьбы.
Бег. Упражнения в беге на отрезках до 50 м и в сочетании с ходьбой и медленным бегом. Медленный бег в равномерном темпе до 12—15 мин. Бег с варьированием скорости до 8 мин. Бег на короткие дистанции (100 м, 200 м). Вход в вираж, бег по виражу, выход из виража. Совершенствование эстафетного бега (4 раза по 100 м). Бег на средние и длинные дистанции (400, 800, 1500 м). Кроссовый бег по слабопересеченной местности на расстояние до 2500 м.
Прыжки. Прыжок в длину с полного разбега способом «согнув ноги», совершенствование всех фаз прыжка. Прыжок в высоту с полного разбега способом «перешагивание», совершенствование всех фаз прыжка. Прыжок в высоту с разбега способом «перекидной» (для сильных юношей).
Метание. Метание малого мяча с места в цель из различных исходных положений и на дальность с полного разбега в коридор шириной 10 м. Метание деревянной гранаты (250 г) в цель и на дальность с места и разбега. Толкание набивного мяча (3 кг) за счет движения туловищем, руками; совершенствование техники. Толкание ядра (3—4 кг) с места стоя боком по направлению толчка.
Комбинированные упражнения. Бег в среднем темпе, чередующийся с приседанием на месте, сгибание-разгибание рук в упоре лежа, сгибание-разгибание туловища лицом вверх, лицом вниз.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
• как самостоятельно проводить легкоатлетическую разминку;
• как поддерживать состояние здоровья средствами легкой атлетики после окончания школы.
Учащиеся должны уметь:
• бегать в медленном темпе 12—15 мин;
• бегать на короткие дистанции (100 м, 200 м); средние и длинные дистанции (400, 800, 1500 м) на время;
• прыгать в длину и высоту с полного разбега;
• метать малый мяч на дальность;
• толкать ядро с места;
• бежать кросс на 2000 м.
ЗИМНИЕ ВИДЫ СПОРТА
Теоретические сведения
Практическая значимость зимних видов спорта в профилактике простудных заболеваний и гриппа.
Лыжная подготовка. Теоретические сведения
Виды лыжного спорта; сведения о технике лыжных ходов.
Практический материал
Поворот на параллельных лыжах. Повторное передвижение в быстром темпе на дистанциях 50—60 м (по кругу 200—250 м). Лыжные эстафеты (по кругу 400—500 м). Передвижения на лыжах на дистанцию до 2 км (девочки), на дистанцию до 3 км (мальчики). Игры на лыжах.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
• виды лыжного спорта; • технику лыжных ходов
Учащиеся должны уметь:
• выполнять поворот на параллельных лыжах;
• проходить в быстром темпе 200—300 м (девочки), 400—500 м (юноши);
• преодолевать на лыжах дистанцию до 3 км (девочки), дистанцию до 4 км (мальчики).
СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ
Теоретические сведения
Правила игры и элементарное судейство основных спортивных игр. Свободный досуг с использованием спортивных игр после окончания школы.
Баскетбол. Теоретические сведения
Влияние занятий баскетболом на профессионально-трудовую подготовку учащихся; правила судейства.
Практический материал
Вырывание и выбивание мяча в парах. Ведение мяча шагом и бегом с обводкой условных противников. Передача мяча в движении бегом в парах. Бросок мяча одной рукой от плеча в движении. Штрафной бросок. Зонная защита.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
• как организовать любительскую (дворовую, производственную) команду по баскетболу с целью проведения активного отдыха;
• правила игры и судейства баскетбола.
Учащиеся должны уметь:
• выполнять передачу мяча от груди в парах при передвижении бегом;
• вести мяч шагом с обводкой условных противников;
• бросать мяч по корзине двумя руками от груди в движении.
Волейбол. Теоретические сведения
Влияние занятий по волейболу на профессионально-трудовую деятельность; судейство игры, соревнований.
Практический материал
Прием, передача мяча сверху и снизу в парах через сетку. Многократный прием мяча снизу двумя руками. Блокирование нападающих ударов. Учебная игра.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
• как организовать любительскую (дворовую, производственную) команду по волейболу с целью проведения активного отдыха;
• правила игры и судейства волейбола.
Учащиеся должны уметь:
• выполнять прямой нападающий удар;
• блокировать нападающие удары.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
9 класс 3 ч в неделю, всего 102 (8 вид)
№ | Наименование разделов и тем уроков | Количество часов | Дата |
план | факт |
| Раздел 1. Теоретические знания | 2 | | |
1-2 | Здоровый образ жизни и занятия спортом после окончания школы | 2 | | |
| |
| Раздел 2 Легкая атлетика | 20 | | |
3 | Практическая значимость развития физических качеств средствами легкой атлетики в трудовой деятельности человека. | 1 | | |
4 | Ходьба | 1 | | |
5 | Бег | 1 | | |
6 | Эстафетный бег | 1 | | |
7-8 | Беговые упражнения | 2 | | |
9-10 | Прыжки | 2 | | |
11-12 | Прыжок в длину с разбега | 2 | | |
13-14 | Прыжок в высоту с разбега | 2 | | |
15 | Толкание ядра (3-4 кг) | 1 | | |
16-17 | Метание гранаты | 2 | | |
18-19 | Толкание набивного мяча 2-3 кг | 2 | | |
20-21 | Метание малого мяча на дальность | 2 | | |
22 | Броски набивного мяча 3 кг | 1 | | |
| Раздел 3 Гимнастика | 20 | | |
23 | Правила соревнований по спортивной гимнастике. Практическая значимость гимнастики в трудовой деятельности и активном отдыхе человека | 1 | | |
24 | Построение и перестроение | 1 | | |
25 | Общеразвивающие и корригирующие упражнения | 1 | | |
26 | Упражнения на дыхание | 1 | | |
27 | Упражнения для развития мышц кистей рук и пальцев | 1 | | |
28 | Упражнения для укрепления мышц голеностопных суставов и стоп | 1 | | |
29 | Упражнение для укрепления для укрепления мышц туловища. Рук и ног | 1 | | |
30 | Упражнения для расслабления мышц | 1 | | |
31 | Упражнение для развития координации движений. | 1 | | |
32 | Упражнения для развития пространственной временной дифференцировки и точности движений | 1 | | |
33 | Упражнения с гимнастическими палками | 1 | | |
34 | Упражнения с набивными мячами | 1 | | |
35 | Упражнения с гантелями | 1 | | |
36 | Упражнения для корпуса | 1 | | |
37 | Упражнения для ног | 1 | | |
38 | Упражнения на преодоление сопротивления. | 1 | | |
39 | Переноска груза и передача предметов | 1 | | |
40 | Лазанье | 1 | | |
41 | Равновесие. Элементы акробатики. | 1 | | |
42 | Опорный прыжок | 1 | | |
| Раздел 4 Спортивные игры | 22 | | |
Волейбол |
43 | Наказания при нарушениях правил игры, предупреждение травматизма в спортивных играх | 1 | | |
44 | Прием и передача мяча сверху и снизу в парах после перемещений. | 1 | | |
45 | Верхняя прямая подача в прыжке | 1 | | |
46 | Верхняя подача мяча | 1 | | |
47 | Прямой нападающий удар через сетку | 1 | | |
48 | Многоскоки. Упражнения с набивными мячами | 1 | | |
49-50 | Учебная игра | 2 | | |
Баскетбол |
51 | Правила игры и элементарное судейство основных спортивных игр | 1 | | |
52 | Захват и выбивание мяча в парах | 1 | | |
53 | Ведение мяча шагом и боком с обводкой условных противников | 1 | | |
54-55 | Передача мяча в движении егом в парах. | 2 | | |
56-57 | Бросок мяча одной рукой от плеча в движении | 2 | | |
58 | Штрафной бросок | 1 | | |
59 | Зонная защита | 1 | | |
60 | Учебные игры | 1 | | |
61-62 | Учебные игры | 2 | | |
63-64 | Учебные игры | 2 | | |
| Раздел 5 Лыжная подготовка | 28 | | |
65-66 | Практическая зимних видов спорта в профилактике простудных заболеваний и гриппа. | 2 | | |
67-69 | Виды лыжного спорта сведения о технике лыжных ходов | 3 | | |
70-72 | Сочетание различных лыжных ходов на слабо пересеченной местности | 3 | | |
73-75 | Поворот « упором» | 3 | | |
76-78 | Передвижение в быстром темпе на отрезках 50-60м | 3 | | |
79-81 | Спуск в низкой стойке, торможение плугом, подъем «полуелочкой», «полулесенкой» | 3 | | |
82-84 | Повороты махом на месте. Совершенствование попеременного двухшажного хода в быстром темпе | 3 | | |
85-87 | Игры на лыжах «Переставь флажок» «Попади в круг» «Эстафета» | 3 | | |
88-89 | Передвижение на лыжах 2-3,5 км | 2 | | |
90-91 | Передвижение на лыжах 2-3,5 км | 2 | | |
92 | Передвижение на лыжах 2-3,5 км | 1 | | |
| Раздел 5 Межпредметные связи | 10 | | |
93-95 | Математика: вычисление размеров спортивных площадок, ломаной, сторон и углов геометрических фигур раличной конфигурации, участие в оформлении спортивных площадок, секторов. | 3 | | |
96-98 | Русский язык: грамотное оформление заявок на участие в соревнованиях. Ведение протоколов соревнований. Устная речь. | 3 | | |
99-101 | География: флаги, гербы. Спортивная символика стран СНГ и других государств, природные климатические условия различных географических регионов, сложности, возникающие из-за специфики географического региона и спортивной и соревновательной деятельности: понятие адаптация | 3 | | |
102 | История: подвиги советских спортсменов в Великой отечественной войне; советский и российский спорт в укреплении мира и дружбы между государствами. | 1 | | |
| ИТОГО | 102ч | | |