СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая учебная программа по литературе 9 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая учебная программа

по литературе

 

9 класс

 

 

Составлена на основе Примерной программы по литературе

для основного общего образования, 2004,

Программы общеобразовательных учреждений. Литература 5-11 кл.

(базовый уровень)/Под ред. Коровиной В.Я..-М.: Просвещение,2008.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая учебная программа по литературе 9 класс»




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 18 села Синегорск




Рассмотрено Утверждено

На заседании МО «Филология» приказом директора

Протокол от________№________ МБОУ СОШ № 18 с.Синегорск

Руководитель_________В.К.Миненко от___________№___________












Рабочая учебная программа

по литературе


9 класс



Составлена на основе Примерной программы по литературе

для основного общего образования, 2004,

Программы общеобразовательных учреждений. Литература 5-11 кл.

(базовый уровень)/Под ред. Коровиной В.Я..-М.: Просвещение,2008.






Учитель

Л.Е.Любушкина















ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы по литературе для основного общего образования, 2004, Программы общеобразовательных учреждений. Литература 5-11 кл. (базовый уровень)/Под ред. Коровиной В.Я..-М.: Просвещение,2008.

Программа включает в себя перечень выдающихся произведений художественной литературы с аннотациями к ним. Таким образом детализируется обязательный минимум содержания литературного образования: указываются направления изучения творчества писателя, важнейшие аспекты анализа конкретного произведения (раскрывается идейно-художественная доминанта произведения); включаются историко-литературные сведения и теоретико-литературные понятия, помогающие освоению литературного материала. Произведения малых эпических жанров и лирические произведения чаще всего сопровождаются одной общей аннотацией.

Теоретико-литературные понятия предложены в программе, как и в образовательном стандарте, в виде самостоятельной рубрики, в отдельных случаях они включены в аннотации к предлагаемым для изучения произведениям и рассматриваются в процессе изучения конкретных литературных произведений.

В 9 классе выдвигаются задачи развития способности формулировать и аргументированно отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения, а также совершенствования умений анализа и интерпретации художественного текста, предполагающих установление связей произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя. Отбор произведений на этом этапе литературного образования учитывает возрастающий интерес школьников к нравственно-философской проблематике произведений и психологическому анализу. Основу теоретико-литературных знаний составляет постижение системы литературных родов и жанров, а также художественных направлений.

Данная программа составлена с учетом преемственности с программой начальной школы, закладывающей основы литературного образования. На ступени основного общего образования необходимо продолжать работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы.

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

– осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

– выразительное чтение художественного текста;

– различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

– ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

– заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

– анализ и интерпретация произведения;

– составление планов и написание отзывов о произведениях;

– написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

– целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Учебный предмет «Литература» – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета – важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.

Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.

Цели:

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности:

– выделение характерных причинно-следственных связей;

– сравнение и сопоставление;

– умение различать понятия: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;

– самостоятельное выполнение различных творческих работ;

– способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

– осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

– владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

– составление плана, тезиса, конспекта;

– подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

– использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;

– самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

Общая характеристика учебного предмета.

Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Программа составлена с учетом преемственности с программой начальной школы, закладывающей основы литературного образования. На ступени основного общего образования необходимо продолжать работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы.

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

– осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

– выразительное чтение художественного текста;

– различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

– ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

– заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

– анализ и интерпретация произведения;

– составление планов и написание отзывов о произведениях;

– написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

– целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Учебный предмет «Литература» – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета – важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.

Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всх филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.

Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.

ОСНОВЫЕ ТЕОРЕТИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПОНЯТИЯ

– Художественная литература как искусство слова.

– Художественный образ.

– Фольклор. Жанры фольклора.

– Литературные роды и жанры.

– Основные литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм.

– Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление; конфликт; система образов, образ автора, автор-повествователь, литературный герой, лирический герой.

– Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение. Гипербола. Аллегория.

– Проза и поэзия. Основы стихосложения: стихотворный размер, ритм, рифма, строфа.

В школе с родным (нерусским) языком обучения данные теоретико-литературные понятия изучаются с опорой на знания, полученные при освоении родной литературы. Дополнительными понятиями являются:

– Взаимосвязь и взаимовлияние национальных литератур.

– Общее и национально-специфическое в литературе.



ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ

УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ УЧАЩИХСЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ЗА КУРС IX КЛАССА

В результате изучения литературы ученик должен

знать/понимать:

● образную природу словесного искусства;

● содержание изученных литературных произведений;

● изученные теоретико-литературные понятия;

уметь:

● воспринимать и анализировать художественный текст;

● выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

● определять род и жанр литературного произведения;

● выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев;

● характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

● сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

● выявлять авторскую позицию;

● выражать свое отношение к прочитанному;

● выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

● владеть различными видами пересказа;

● строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

● участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;

● писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях.


использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

● для создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

● определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

● поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).


Учебно – тематический план


Наименование разделов, тем

Кол-во часов

В т.ч. на развитие речи

В т.ч. на внеклассное чтение

1

Литература как искусство слова

1



2

Древнерусская литература

6

1


3

Литература XVIII века

6


2

4

Литература XIX века

71

10

9

5

Литература ХХ века

9


5

6

Литература народов России

3

1

5

7

Зарубежная литература

6




ИТОГО:

102

12

21


ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

1.Сочинение по произведениям Пушкина.

2. Сочинение «Какая из поставленных и сыгранных Печориным «пьес» ему больше всего удалась?»

3. Контрольный тест по творчеству Лермонтова.

4.Контрольный тест по поэме Гоголя «Мертвые души».

5.Сочинение «Анализ стихотворения одного из поэтов XIX века.

6.Контрольный тест за курс 9 класса.

























ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ


Литература как искусство слова

Место художественной литературы в общественной жизни и культуре России Национальные ценности и традиции ,формирующие проблематику и образный мир русской литературы ,ее гуманизм, гражданский и патриотический пафос.

Древнерусская литература

Патриотический пафос, поучительный характер и особенности образной системы древнерусской литературы. Истоки и начало древнерусской литературы, ее христианско- православные корни .Многообразие жанров древнерусской литературы «Слово о полку Игореве»

Открытие «Слова..», его издание и изучение. Вопрос о времени создания и об авторстве «Слова…». Историческая основа памятника, его сюжет. Жанр и композиция» Слова…»Образ русской земли и нравственно - патриотическая идея «Слова…». Образы русских князей. Характер князя Игоря. «Золотое слово» Святослава. Ярославна как идеальный образ русской женщины. Символика «Слова…», своеобразие авторского стиля.

Литература XVIII века

Идейно-художественное своеобразие литературы эпохи просвещения. Классицизм как литературное направление. Идея гражданского служения, прославление величия и могущества Российского государства. Античность и классицизм.

М.В. Ломоносов

Жизнь и творчество

«Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества государыни Императрицы Елизаветы Петровны,1747 года»

Жанр оды .Прославление в оде важнейших ценностей русского Просвещения: мира, родины, науки .Средства создания образа идеального монарха.

Г.Р. Державин

Жизнь и творчество. Стихотворения «Фелица», «Памятник»

Традиции и новаторство в поэзии Г.Р.Державина. Жанры поэзии Державина. Отражение в лирике поэта представлений о подлинных жизненных ценностях Филосовская проблематика в произведении Державина.

А.Н. Радищев

Слово о писателе.

«Путешествие из Петербурга в Москву»

Отражение в «Путешествии…» просветительских взглядов автора. Быт и нравы крепостнической Руси в книге Радищева, ее гражданский пафос. Черты классицизма и сентиментализма в «Путешествии…»

Литература XIX века

Новое понимание человека в его связях с национальной историей (Отечественная война 1812 г., восстание декабристов, отмена крепостного права). Осмысление русской литературой ценностей европейской и мировой культуры. Романтизм как литературное направление. Воплощение в литературе романтических ценностей. Соотношение мечты и действительности в романтических произведениях.

Проблема личности и общества. Тип героя - индивидуалиста. Образ « героя времени». Образ человека- праведника. Образ русской женщины и проблема женского счастья. Человек в ситуации нравственного выбора.

В.А. Жуковский. Жизнь и творчество. Стихотворения: «Море», «Невыразимое».

Черты романтизма в лирике В.А.Жуковского. Тема человека и природы, соотношение мечты и действительности в лирике поэта

А.С. Грибоедов. Жизнь и творчество. Комедия «Горе от ума».

Специфика жанра комедии. Искусство построения интриги (любовной и социально-психологический конфликт). Смысл названия и проблема ума в комедии. Чацкий и фамусовская Москва. Мастерство драматурга в создании характеров (Софья, Молчалин, Репетилов). «Открытость» финала пьесы, его нравственно - философское звучание. Черты классицизма и реализма в комедии, образность и афористичность ее языка.

Анализ комедии в критическом этюде И.А.Гончарова «Мильон терзаний».

Сочинение по комедии А .С. Грибоедова «Горе от ума»

А.С. Пушкин. Жизнь и творчество.

Стихотворения:

«К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил….». «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»

Поэтическое новаторство Пушкина, трансформация традиционных жанров в пушкинской лирике. Основные мотивы поэзии Пушкина (свобода, любовь, дружба, творчество), их развитие на разных этапах его творческого пути. Образно-стилистическое богатство и философская глубина лирики Пушкина

Поэма «Цыганы».

Черты романтизма в произведении. Образ главного героя: переосмысление байроновского типа. Свобода и своеволие, столкновение Алеко с жизненной философией цыган. Смысл финала поэмы.

“Моцарт и Сальери». «Гений и злодейство» как главная тема трагедии. Спор о сущности творчества и различных путях служения искусству.

Роман в стихах «Евгений Онегин».

Своеобразие жанра и композиции романа в стихах. Единство эпического и лирического начал. Образ автора в произведении. Сюжетные линии романа и темы лирических отступлений. Образ Онегина и тип Лишнего человеке» в русской литературе. Онегин и Ленский. Татьяна как «милый идеал» Пушкина. Тема любви и долга в романе. Нравственно - философская проблематика произведения. Проблема финала. Реализм и энциклопедизм романа. Онегинская строфа.

Оценка художественных открытий А.С.Пушкина в критике В.Г.Белинского

Сочинение по произведению А.С.Пушкина «Евгений Онегин»

К.Н. Батюшков. Слово о поэте. Стихотворения: «Мой гений», «Пробуждение»

Батюшков как представитель «легкой» поэзии, «поэт радости». Свобода, музыкальность стиха и сложность, подвижность человеческих чувств в стихотворениях Батюшкова.

А.В. Кольцов. Слово о поэте. Стихотворения: «Не шуми ты, рожь…», «Разлука»

Одушевленная жизнь природы в стихотворениях Кольцова. Близость творчества поэта народным песням и индивидуальный характер образности.

Е.А. Баратынский. Слово о поэте. Стихотворения: «Мой дар убог и голос мой негромок…», «Муза».

Баратынский как представитель «поэзии мысли». Русские корни и национальный характер поэзии Баратынского

М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Стихотворения: «Парус», «Смерть Поэта», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Молитва», «И скучно и грустно».

Развитие в творчестве М.Ю. Лермонтова пушкинских традиций. Основные мотивы лирики: тоска по идеалу, одиночество, жажда любви и гармонии.

Образ поэта в лермонтовской лирике.

Роман «Герой нашего времени»

Жанр социально-психологического романа. Образы повествователей, особенности композиции произведения. Ее роль в раскрытии образа Печорина. Печорин в ряду героев романа (Максим Максимыч, горцы, контрабандисты, Грушницкий, представители «водяного общества», Вернер, Вулич). Тема любви и женские образы в романе. Печорин в галерее «лишних людей». Нравственно - философская проблематика произведения, проблема судьбы. Черты романтизма и реализма в романе.

Сочинение по произведению М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»

Н.В. Гоголь. Жизнь и творчество. Поэма «Мертвые души».

История замысла, жанр и композиция поэмы, логика последовательности ее глав. Авантюра Чичикова как сюжетная основа повествования. Место Чичикова в системе образов. Образы помещиков и чиновников и средства их создания. Место в сюжете поэмы «Повести о капитане Копейкине» и притчи о Мокиии Кифоровиче и Кифе Мокиевиче .Смысл названия произведения. Души мертвые и живые в поэме. Лирические отступления в поэме, образ Руси и мотив дороги. Художественные особенности прозы Гоголя (прием контраста, роль гиперболы и сравнения, алогизм и лиризм в повествовании). Своеобразие гоголевского реализма

А.А. Фет. Жизнь и творчество. Стихотворение «Как беден наш язык! Хочу и не могу». Тема «невыразимости» в лирике Фета.

Н.А. Некрасов. Жизнь и творчество. Стихотворение «Вчерашний день, часу в шестом…».

Представления Некрасова о поэте и поэзии.

А.П. Чехов. Жизнь и творчество. Рассказы: «Тоска», «Смерть чиновника»

Комическое и трагическое в прозе Чехова. Трансформация темы « маленького» человека. Особенности авторской позиции в рассказах.

Русская литература ХХ века

Человек и история в литературе. Личность и государство. Тема родины и ее судьбы. Образ России в поэзии ХХ века.

Годы военных испытаний и их отражение в литературе.

Обращение писателей второй половины 20 века к острым проблемам современности.

Поиски незыблемых нравственных ценностей в народной жизни, раскрытие самобытных русских характеров.

А.А. Блок. Слово о поэте. Стихотворение «Русь».

Родина и любовь как единая тема в творчестве Блока .Художественные средства создания образа России. Лирический герой стихотворения.

С.А. Есенин. Слово о поэте. Стихотворения: «Гой ты ,Русь, моя родная…», «Отговорила роща золотая…»

Поэтизация крестьянской Руси в творчестве Есенина Эмоциональная искренность и философская глубина поэзии Есенина. Человек и природа в художественном мире поэта.

А.А. Ахматова. Слово о поэте. Стихотворения: « Не с теми я, кто бросил землю…»

Война как проверка человека на мужество, человечность и патриотизм. Активность гражданской позиции поэта.

Тема родины и гражданского долга в лирике Ахматовой.

М.А. Шолохов. Жизнь и творчество. Рассказ «Судьба человека».

Гуманизм шолоховской прозы. Особенности сюжета и композиции рассказа. Трагедия народа в годы войны и судьба Андрея Соколова. Проблема нравственного выбора в рассказе. Роль пейзажных зарисовок в рассказе.

А.И. Солженицын. Слово о писателе. Рассказ «Матренин двор».

Автобиографическая основа рассказа, его художественное своеобразие. Образ главной героини и тема праведничества в русской литературе.

Литература народов России

Г.Тукай. Слово о поэте. Стихотворения из цикла «О, эта любовь!»

Лиризм стихотворений поэта, использование традиционной формы газели. Тукай как переводчик поэзии Пушкина.

Зарубежная литература

Литература эпохи Античности

Катулл. Слово о поэте .Стихотворение: « Нет, ни одна средь женщин…»

Поэзия Катулла- противостояние жестокости и властолюбию Рима. Любовь как приобщение к безмерности природы.

Литература эпохи Средневековья

Данте. Слово о поэте. «Божественная комедия». Трехчастная композиция поэмы как символ пути человека от заблуждения к истине. Тема страдания и очищения.

Литература эпохи Возрождения

У. Шекспир. Жизнь и творчество. Трагедия «Гамлет».

Человеческий разум и «проклятые вопросы» бытия. Гамлет как рефлексирующий герой. Мысль и действие. Необходимость и бесчеловечность мести.

Трагический характер конфликта в произведении. «Гамлет» в ряду «вечных» образов.

Европейская литература эпохи Просвещения

И.-В. Гете. Жизнь и творчество. Трагедия «Фауст».

Интерпретация народной легенды о докторе Фаусте. Диалектика добра и зла. Фауст и Мефистофель .Фауст и Маргарита.

Европейская литература эпохи романтизма.

Дж. Г. Байрон. Жизнь и творчество. «Корсар». Романтизм, своеобразие «байроновского» героя, загадочность мотивов его поступков. Нравственный максимализм авторской позиции.


















Календарно-тематический план по литературе

9 класс. 102 часа

Тема урока

Дата

Корректировка

Литература как искусство слова - 1ч

1

Место художественной литературы в общественной жизни и культуре России. Национальная самобытность. Эпохи развития. Понятие о литературном процессе.

3.09.15


Древнерусская литература - 6ч.(р.р.1ч.)

2

Истоки и начало древнерусской литературы. Патриотический пафос, поучительный характер и особенности образной системы. Многообразие жанров.

7.09.15


3

“Слово о полку Игореве». Открытие, издание и изучение «Слова…».

Историческая основа памятника, его сюжет.

8.09.15


4

Жанр и композиция «Слова…» Образ русской земли и нравственно-патриотическая идея.

10.09.15


5

Образы русских князей. Характер князя Игоря. «Золотое слово» Святослава. Ярославна - идеальный образ русской женщины.

14.09.15


6

Символика «Слова…», своеобразие авторского стиля. Фольклорная традиция. Значение «Слова…”.

15.09.15


7.

Р.р.

Обучение сопоставительному анализу. «Плач Ярославны в переводе Жуковского и Заболоцкого».

17.09.15


Литература XVIII века - 6ч.(вн.чт.2ч)

8

Идейно-художественное своеобразие литературы эпохи Просвещения Классицизм и сентиментализм как литературные направления. Зарождение в литературе антикрепостнической направленности.

21.09.15


9

М.В.Ломоносов. Жизнь и творчество (обзор). “Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года». Прославление Родины, мира, науки и просвещения.

22.09.15


10

Г.Р. Державин. Жизнь и творчество (обзор). «Фелица». «Памятник». Традиция и новаторство в поэзии Державина. Взгляды на поэта и поэзию. Гражданский пафос лирики.

24.09.15


11

Вн

Внеклассное чтение. Тема несправедливости сильных мира сего в стихотворении Г.Р.Державина «Властителям и судиям».

28.09.15


12

А.Н. Радищев Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву» (обзор). Быт и нравы крепостнической Руси. Жанр путешествия как форма панорамного изображения русской жизни.

29.09.15


13

Вн

Внеклассное чтение. Н.М. Карамзин. Повесть «Бедная Лиза». Новые черты русской литературы. Сентиментализм.

1.10.15


Литература XIX века - 71ч.(8ч.вн.ч.+8 ч.Р.р.+3 к.т.)

14

Новое понимание человека в его связях с национальной историей в литературе XIX века. Романтизм. Реализм Нравственные и философские искания русских писателей.

5.10.15


15

В. А. Жуковский. Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Море», «Невыразимое». Черты романтизма в лирике Жуковского. Тема человека и природы, соотношение мечты и действительности в лирике поэта.

6.10.15


16

Вн.

Внеклассное чтение. Жанр баллады в творчестве Жуковского. «Светлана».

8.10.15


17

А.С. Грибоедов. Жизнь и творчество.

(Обзор). Комедия «Горе от ума». Искусство построения интриги (любовный и социально-психологический конфликт).

12.10.15


18

Чацкий и фамусовская Москва.

13.10.15


19

Мастерство драматурга в создании характеров. Софья, Фамусов, Молчалин, Репетилов, Скалозуб и др.

15.10.15


20

«Открытость» финала пьесы, ее нравственно- философское звучание. Смысл названия и проблема ума в комедии.

19.10.15


21

Черты классицизма и реализма в комедии, образность и афористичность языка.

20.10.15


22.

Р.р.

Анализ комедии в критическом этюде И.А. Гончарова «Мильон терзаний». Составление конспекта статьи.

22.10.15


23.

Р.р.

Урок обучения сочинению-рассуждению по литературному произведению. Определение содержания и объема предложенной темы.

26.10.15


24

Вн.

Внеклассное чтение. «Золотой век» русской поэзии.

27.10.15


25

А.С. Пушкин. Жизнь и творчество.

29.10.15


26

Поэтическое новаторство Пушкина. Образно-стилистическое богатство и философская глубина лирики, гармония мысли и образа.

«Осень».

9.11.15

2 четверть

27

Основные мотивы поэзии Пушкина. Стихотворения: «На холмах Грузии…», «Я вас любил» .Тема любви.

10.11.15


28

Основные мотивы поэзии Пушкина. Стихотворения: «Поэт», «Пророк», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный». Тема творчества.

12.11.15


29

Основные мотивы поэзии Пушкина. Стихотворения: «К Чаадаеву», «Анчар», «Арион», «Деревня»», «Вольность», «В Сибирь». Тема свободы.

16.11.15


30

Поэма «Цыганы». Черты романтизма в произведении.

Образ главного героя. Свобода и своеволие. Столкновение с жизненной философией цыган. Смысл финала.

17.11.15


31

“Моцарт и Сальери». «Гений и злодейство» как главная тема трагедии. Спор о сущности творчества и различных путях служения искусству.

19.11.15


32

“Евгений Онегин». Своеобразие жанра и композиции романа в стихах. Единство эпического и лирического начал.

23.11.15


33

Образ Евгения Онегина. Тип «лишнего человека».

24.11.15


34

Онегин и Ленский.

26.11.15


35

Онегин и Ленский.

30.11.15


36

Татьяна как «милый идеал» Пушкина. Тема любви и долга в романе.

1.12.15


37

Сюжетные линии романа и темы лирических отступлений. Образ автора.

3.12.15


38

Нравственно-философская проблематика произведения. Проблема финала.

7.12.15


39

Оценка художественных открытий Пушкина в критике В.Г.Белинского (фрагменты 8 и 9 статей из цикла «Сочинения Александра Пушкина».

8.12.15


40

Онегинская строфа. Реализм и энциклопедизм романа.

10.12.15


41

Вн.

Внеклассное чтение. Поэты ХХ века о Пушкине.

14.12.15


42

Р.р

Подготовка к сочинению по произведениям Пушкина.

15.12.15


43

Р.р.

Сочинение по творчеству А.С. Пушкина.

17.12.15


44

Кар

Контрольно-административная работа. Контрольный тест по творчеству Пушкина.

21.12.15


45

К.Н. Батюшков. Слово о поэте. «Есть наслаждение в дивности лесов». Музыкальность стиха.

22.12.15


46

А.В.Кольцов. Слово о поэте. «Не шуми ты, рожь», «Разлука», «Лес». Одушевление природы.

24.12.15



Е.А. Баратынский. «Мой дар убог и о голос мой…», «Муза», Русские корни, национальный характер поэзии.

11.01.16

3 четверть

48

М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество.

11.01.16


49

Основные мотивы лирики Лермонтова Стихотворения: «Парус», «И скучно, и грустно». «Дума», Тема любви. Тема одиночества.

12.01.16


50

Основные мотивы лирики Лермонтова. «Нет, не тебя так пылко я люблю…». Тема любви. Тема родины.

14.01.16


51

Образ поэта в лермонтовской лирике. «Смерть поэта», «Поэт», «Пророк».

18.01.16


52

Роман «Герой нашего времени». Жанр социально-психологического романа».

19.01.16


53

Печорин в ряду героев романа. Печорин и Максим Максимыч. Печорин и горцы.

21.01.16


54

Печорин в ряду героев романа. Печорин и контрабандисты.

25.01.16


55

Печорин в ряду героев романа. Печорин и «водяное общество». Печорин и Грушницкий. Печорин и Вулич.

26.01.16


56

Тема любви и женские образы в романе.

28.01.16


57

Тема любви и женские образы в романе.

1.02.16


58

Печорин в галерее «лишних людей». Нравственно-философская проблематика романа, проблема судьбы. Черты романтизма и реализма в романе.

2.02.16


59

Р.р.

Обучение анализу эпизода по главе «Тамань»

4.02.16


60


Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В.Г.Белинского.

8.02.16


61

Р.р.

Сочинение «Какая из поставленных и сыгранных Печориным «пьес» ему больше всего удалась.

9.02.16


62.

Р.р.

Сочинение «Какая из поставленных и сыгранных Печориным «пьес» ему больше всего удалась.

11.02.16


63

К.т.

Контрольный тест по творчеству Лермонтова.

15.02.16


64

Н.В.Гоголь. Жизнь и творчество.

16.02.16


65

Поэма «Мертвые души”.(I том). История замысла, жанр и композиция, логика последовательности глав. Авантюра Чичикова как основа повествования.

18.02.16


66

Образы помещиков и средства их создания.

22.02.16


67

Образы помещиков и средства их создания.

25.02.16


68

Образы помещиков и средства их создания.

29.02.16


69

Образы чиновников и средства их создания.

1.03.16


70

Место Чичикова в системе образов.

3.03.16


71

Место в сюжете поэмы“ Повести о капитане Копейкине» и притчи о Мокии Кифовиче и Кифе Мокиевиче.

7.03.16


72

Души мертвые и живые в поэме. Смысл названия произведения. Своеобразие гоголевского реализма.

10.03.16


73

Лирические отступления в поэме, образ Руси и мотив дороги.

14.03.16


74

кар

Контрольно – административная работа. Тест по поэме Гоголя «Мертвые души».

15.03.16


75

Художественные особенности поэмы: прием контраста, роль гиперболы и сравнения, алогизм и лиризм в повествовании. Д.с

17.03.16


76

вн

Внеклассное чтение. А.Н.Островский. «Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада.

21.03.16


77


А.А.Фет. Жизнь и творчество. Стихотворение «Как беден наш язык! Хочу и не могу…»

22..03.16


78

Н.А. Некрасов. Жизнь и творчество. Стихотворение «Вчерашний день, часу в шестом». Своеобразие некрасовской Музы. Представления Некрасова о поэте и поэзии.

24.03.16


79

Вн.

Внеклассное чтение. Обзор поэзии XIX века. Эмоциональное богатство русской поэзии.

4.04.16


80

Рр.

Подготовка к сочинению - анализу стихотворения одного из русских поэтов XIX века.

5.04.16


81Р.р.

Сочинение. Анализ стихотворения одного из русских поэтов XIX века.

7.04.16


82


А.П.Чехов. Жизнь и творчество (обзор). «Тоска». Комическое и трагическое в прозе Чехова.

11.04.16


83


«Смерть чиновника». Трансформация темы «маленького человека». Особенности авторской позиции в рассказах.

12.04.16


Русская литература XX века - 9ч.(вн.чт.5ч)

84


Человек и история в литературе. Личность и государство. Тема родины и ее судьбы. Образ России в поэзии ХХ века.

14.04. 16


85


А.А.Блок. Слово о поэте. «Ветер принес издалека…», “О, весна без конца и без краю…», “Русь». Родина и любовь как единая тема в творчестве Блока.

18.04.16


86


С.А. Есенин. Слово о поэте. «Гой ты, Русь, моя родная», “Отговорила роща золотая». Поэтизация крестьянской Руси. Человек и природа в творчестве Есенина.

19.04.16


87

А.А. Ахматова. « Не с теми я, кто бросил землю…». Война как проверка человека на мужество, человечность и патриотизм. Активность гражданской позиции поэта.

21.04.16


88

Рр.

Сочинение. Анализ лирического произведения (по выбору -

А. Блок, С. Есенин, А. Ахматова)

25.04.16


89

Вн.

Внеклассное чтение. М.А.Булгаков. «Собачье сердце». История создания и судьба произведения. Система образов повести.

26.04.16


90

Вн.

Внеклассное чтение.Сатира на общество шариковых и швондеров. Социально – философская сатира на современное общество.

28.04.16


91


М.А.Шолохов. «Судьба человека». Особенности сюжета и композиции рассказа.

3.05.16


92

Трагедия народа в годы войны и судьба Андрея Соколова. Проблема нравственного выбора в рассказе.

5.05.16


93

А.И. Солженицын. Слово о писателе. «Матренин двор». Автобиографическая основа рассказа, его художественное своеобразие.

10.05.16


94

Образ главной героини и тема праведничества в русской литературе.

12.05.16


Литература народов России - 2ч.(1кт)

95

Г.Тукай. Слово о поэте. Стихотворения из цикла «О, эта любовь!». Лиризм стихотворений, использование традиционной формы газели.

16.05.16


96кт

Итоговый контрольный тест за курс 9 класса.

17.05.16


Зарубежная литература - 6ч.

97

Катулл. Слово о поэте. «Нет, ни одна из женщин…» Противостояние жестокости и властолюбию Рима. Любовь как приобщение к безмерности природы.

19.05.16


98

Данте Алигьери. Слово о поэте. «Божественная комедия». Тема страдания и очищения. Трехчастная композиция как символ пути человека от заблуждения к истине.

23.05.16


99

У.Шекспир. Жизнь и творчество. «Гамлет». Человеческий разум и «проклятые вопросы бытия». Трагический характер конфликта.

24.05.16


100

Гамлет в ряду «вечных» образов мировой литературы.

25.05.16


101

И.-В. Гете. Жизнь и творчество. «Фауст». Диалектика добра и зла. Фауст и Мефистофель .Фауст и Маргарита.



102

Дж. Г. Байрон. Жизнь и творчество. «Корсар». Романтизм, своеобразие «байроновского» героя, загадочность мотивов его поступков. Нравственный максимализм авторской позиции.



Классных сочинений - 3

Домашних сочинений - 3

Всего развития речи - 11

Внеклассного чтения -16

Контрольных тестов-4




СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ


  1. Бунеев Р.Н. Тетрадь по литературе. 9 класс. (Общеобразовательная система «Школа 2100». Серия «Свободный ум») – М.: Баласс, 2007.

  2. Коровина В.Я. Литература. Учебник для общеобразовательных учреждений. 9 класс. В двух частях – М.: Просвещение, 2008.

  3. Коровина В.Я. Читаем, думаем, спорим … Дидактические материалы по литературе. 9 класс – М.: Просвещение, 2008.

  4. Коршунова Н.Н., Липина Е.Ю. Литература. Тесты. 5 – 8 классы. Учебно-методическое пособие – М.: Дрофа, 1998.

  5. Матвеева Е.И. Литература. Тестовые задания к основным учебникам. 9 класс – М.: Эксмо, 2007.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ


  1. Н.В. Егорова. Поурочные разработки по зарубежной литературе. 5 – 9 кл. – М.: ВАКО, 2004.

  2. Н.В. Егорова. Поурочные разработки по литературе.9 кл. – М.: ВАКО, 2007.

  3. Коровина В.Я. Литература. Учебник для общеобразовательных учреждений. 9 класс. В двух частях – М.:Просвещение, 2008.

  4. Литература. 5 – 11 кл. Программа общеобразоват. учреждений под редакцией В. Коровиной. – М.: Просвещение, 2008.

  5. В.Я. Коровина, И.С. Збарский. Литература 8 класс. Методические советы. – М.: Просвещение, 2007.

  6. Литература: Тесты. 5 – 8 кл.: Учебно-метод. пособие для учителя. Авт.-сост. Н.Н. Коршунова, Е.Ю. Липина. – М.: Дрофа, 1998.

  7. В.А. Скрипкина. Контрольные и проверочные работы по литературе. 5 – 8 кл.: Метод. пособие. – М.: Дрофа, 1996.

  8. С.Б. Шадрина. Литература 9 класс. Поурочные разработки по учебнику В. Полухиной. – Волгоград: Учитель, 2008.









НОРМЫ И ОСНОВНЫЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ИЗЛОЖЕНИЯ, СОЧИНЕНИЯ

Ниже приводится фрагмент единственного нормативного документа, определяющего критерии оценки знаний, умений и навыков учащихся, уровень владения которыми выявляется в письменных работах выпускников основной школы. (Документ в полном виде опубликован в сборнике “Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы”. — М., Просвещение, 2008.)

Сочинения и изложения – основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

С помощью сочинений и изложений проверяются:

1) умение раскрывать тему;

2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;

3) соблюдение языковых норм и правил правописания.


Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая — за грамотность, т. е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.


Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:

*соответствие работы ученика теме и основной мысли;

*полнота раскрытия темы;

*правильность фактического материала;

*последовательность изложения.


При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:

*разнообразие словаря и грамматического строя речи;

*стилевое единство и выразительность речи;

*число речевых недочетов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок — орфографических, пунктуационных и грамматических.



Оценки

Основные критерии оценки




Содержание и речь

Грамотность

«5»

1. Содержание работы полностью соответствует теме.

2. Фактические ошибки отсутствуют.

3. Содержание излагается последовательно.

4. Работа отличается богатством словаря, разнообра­зием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста. В целом в работе допускается 1 недочет в содержа­нии и 1 -2 речевых недочёта.

Допускается:

1) 1 орфографическая;

2)или 1 пунктуационная; 3)или 1 грамматическая ошибка.

«4»

1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

3. Имеются незначительные нарушения последова­тельности в изложении мыслей.

4. Лексический и грамматический строй речи доста­точно разнообразен.

5. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. В целом в работе допускается не более 2 недочётов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускается:

1) 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки;

2) или 1 орфографи­ческая и 3 пунктуа­ционные ошибки;

3) или 4 пунктуаци­онные ошибки при отсутствии орфо­графических оши­бок;

4) а также 2 грамма­тические ошибки.

«3»

1. В работе допущены существенные отклоне­ния от темы.

2. Работа достоверна в основном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

3. Допущены отдельные нарушения последова­тельности изложения.

4. Беден словарь и однообразны употребляе­мые синтаксические конструкции, встречает­ся неправильное словоупотребление.

5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускается не более 4 не­дочётов в содержании и 5 речевых недочё­тов.

Допускается:

1) 4 орфографическ. и 4 пунктуационные ошиб­ки;

2) или 3 орфографич. ошибки и 5 пунктуацион­ных ошибок;

3) или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок

«2»

1. Работа не соответствует теме.

2. Допущено много фактических неточностей.

3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану.

4. Крайне беден словарь, работа написана ко­роткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, час­ты случаи неправильного словоупотребле­ния.

5. Нарушено стилевое единство текста. В це­лом в работе допущено до 6 недочётов в со­держании и до 7 речевых недочетов.

Допускается:

1) 7 орфографич. и

7 пунктуационных ошибок; 2) или 6 орфографических ошибки и 8 пунктуационных ошибок;

3) или 5 орфографич. ошибок и 9 пунктуационных ошибок;

4) или 8 орфографич. и 6 пунктуационных ошибок.

«1»

В работе допущено более до 6 недочетов в содержании и более 7 речевых недочётов.

Имеется более

7 орфографич.,

7 пунктуационных и 7 грамматич. ош.


Примечание: 1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.

2. Если объем сочинения в полтора-два раза больше указанного в настоящих «Нормах оценки…», то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2-3-2, 2-2-3; «3» ставится при соотношениях: 6-4-4; 4-6-4; 4-4-6. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.

3. Первая отметка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.

4. На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведенные в разделе «Оценка диктантов».












ОЦЕНКА УСТНЫХ ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ


Устный опрос является одним из основных способов учёта знаний учащихся по русскому языку. Развёрнутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умения применять правила, определения в конкретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями:

1) полнота и правильность ответа;

2)степень осознанности, понимания изученного;

3)языковое оформление ответа.

Ответ на теоретический вопрос оценивается по традиционной пятибалльной системе.

Отметка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, даёт правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3)излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Отметка «4» ставится, если ученик даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же и исправляет, и 1-2 недочёта в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3)излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Отметка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Отметка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.

Отметка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.