СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Рабочая учебная программа по предмету: "Физика" специальность: 0518000 «Учет и аудит (по отраслям)», квалификация: 0518023 «Бухгалтер-ревизор (аудитор)»"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

РУП для специальности УиА

Просмотр содержимого документа
«"Рабочая учебная программа по предмету: "Физика" специальность: 0518000 «Учет и аудит (по отраслям)», квалификация: 0518023 «Бухгалтер-ревизор (аудитор)»"»


ҚАЗАҚСТАН РЕСПУБЛИКАСЫНЫҢ БІЛІМ ЖӘНЕ ҒЫЛЫМ МИНИСТРЛІГІ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН


«ЛИСАКОВ ТЕХНИКАЛЫҚ КОЛЛЕДЖІ» КМҚК

КГКП «ЛИСАКОВСКИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»




БЕКІТЕМІН:

«Лисаков техникалық колледжі» КМҚК директоры_______________ Г.Будкевич

20____ж « _____» __________________








Жұмыс оқу бағдарламасы

пәні:

«Физика»

мамандық:

0518000 «Есеп және аудит (салалар бойынша)»

біліктілік:

0518023 «Бухгалтер-ревизор (аудитор)»


Рабочая учебная программа

по предмету:

«Физика»

специальность:

0518000 «Учет и аудит (по отраслям)»

квалификация:

0518023 «Бухгалтер-ревизор (аудитор)»















Лисаков, 2019 жыл


Келісілді/Согласовано:


Директордың ОЖ жөніндегі орынбасары / Заместитель директора по УР

_______________ (Сачавская Т.Н)



Келісілді/Согласовано:


Әдіскер / Методист:

_______________ (_______________________)



Лисаков техникалық колледжінің

жаратылыстану-математикалық, ақпараттық және экономикалық пәндер комиссиясының

отырысында _____ жылғы ________

әдістемелік комиссиясының

№ хаттамасымен

қаралған және қолдануға ұсынылған.


Рассмотрена и рекомендована к применению

на заседании методической комиссии

естественно-математических, информационных и экономических дисциплин

Лисаковского технического колледжа

от ______________

протокол №


ЦӘК төрайымы /Председатель ЦМК __________________ (Курилова С.В.)



Лисаков техникалық колледжінің

жаратылыстану – ғылыми пәндер оқытушысы

Мусиной Г.Т. әзірлеген


Составлена преподавателем

естественно - научных дисциплин

Лисаковского технического колледжа

Мусиной Г.Т.





























Содержание



Стр.

1

Пояснительная записка

4

2

Планируемые результаты обучения дисциплины

5

3

Тематический план и содержание дисциплины «Физика»

8

4

Контроль планируемого результата обучения

14

5

Критерии оценки

14

6

Перечень литературы и средств обучения

16













































1. Пояснительная записка

Рабочая учебная программа по дисциплине «Физика» составлена на основании типовой учебной программы дисциплины «Физика» для специальности 0518000 «Учет и аудит (по отраслям)», квалификации 0518023 «Бухгалтер-ревизор (аудитор)».

Физика - это наука о природе, о наиболее простых и вместе с тем наиболее общих свойствах тел и явлений. Она открывает самые общие закономерности мира, которые проявляются во всех явлениях природы. Физика, непрерывно расширяя и многократно умножая возможности обучающегося, обеспечивает его уверенное продвижение по пути современных информационно- коммуникационных технологий, развивает ключевые компетентности, формирует мировоззрение и учит ориентироваться в шкале культурных ценностей.

В физической науке имеется научный, технический и гуманитарный потенциалы, предопределяющие исключительно важную роль физики в техническом и профессиональном образовании.

Целью обучения физики в системе технического и профессионального образования является:

  1. ознакомление с основами физической науки: её основными понятиями, законами и теориями;

  2. формирование в сознании обучающихся современной научной картины окружающего нас мира;

  3. создание теоретической базы для последующего развития профессиональных и специальных компетентностей;

  4. формирование понимания ими роли физики в жизни современного общества и развитии человеческой культуры в целом;

  5. развитие логического мышления и творческих способностей обучающихся.

В задачи обучения физики входит:

  1. формирование знаний об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях и их практических приложениях;

  2. ознакомление с основными методами физической науки - теоретическим и экспериментальным;

  3. ознакомление обучающихся с основными направлениями развития науки и техники, с ролью физики в решении экологических и экономических проблем;

  4. раскрытие структурной неисчерпаемости материи и единства её строения, универсальности фундаментальных законов природы и границ их применимости;

  5. развитие научного мировоззрения обучающегося;

  6. развитие познавательного интереса и творческих способностей обучающихся;

  7. формирование умений самостоятельно приобретать знания, наблюдать и объяснять физические явления, а также умений осуществлять самостоятельный поиск информации с использованием различных источников: учебных, справочных, научных, научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета.

Основное содержание программы составляют общие характеристики окружающего мира, сведения о строении Вселенной, вещества, о различных явлениях природы, об основных физических и астрономических понятиях.

С учётом современных воззрений программа предусматривает изучение основ описывающих механическое движение, физических теорий - молекулярно-кинетической теории и термодинамики, электродинамики и электронной теории, волновой, геометрической и квантовой оптики, релятивистской механики, квантовой физики, физики атома, атомного ядра и элементарных частиц, а так же включены сведения по астрономии. Предусмотрена преемственность в изучении материала, межпредметная связь с математикой, биологией, химией, географией, историей.

Программа курса физики обеспечивает широкую практическую деятельность обучающихся с учетом психофизиологических и возрастных особенностей. В программе отводится около 23% учебного времени на проведение практических работ.

Теоретическая сущность и практическая направленность физики нашли отличное отражение в лабораторных работах, которые в большинстве случаев носят исследовательский характер. Курс физики также предусматривает показ демонстрационных опытов. В процессе наблюдений демонстрационных опытов и выполнения лабораторных работ обучающиеся должны овладеть следующими практическими знаниями и умениями: планировать проведение эксперимента; собирать установку по схеме; пользоваться измерительными приборами; проводить наблюдения, измерения и опыты; оценивать и вычислять погрешности измерений; составлять краткий отчёт и делать выводы.

Для усиления практической направленности обучения физики уделено особое внимание решению текстовых, графических, экспериментальных, качественных и других задач. Задачи подобраны с нарастающей степенью сложности, способствующей не только закреплению знаний, умений и навыков обучающихся, но и их развитию.

Данной программой предусматривается использование Международной системы единиц (СИ), её основные и производные, кратные и дольные единицы, а в ряде случаев и некоторые внесистемные единицы, допускаемые к применению.

Программа курса физики для специальности 0518000 «Учет и аудит (по отраслям)», квалификации 0518023 «Бухгалтер-ревизор (аудитор)» изучается на первом году обучения.

Рабочая программа рассчитана на 130 часов, в том числе 94 часа теоретические; на лабораторные и практические работы отводится 36 часов. Для контроля знаний предусмотрены: 2 контрольные работы, зачет и экзамен.


2.Планируемые результаты обучения дисциплины


Компетенции, запланированные в стандарте и образовательной программе

Результаты, запланированные в типовой

учебной программе

В результате изучения дисциплины обучающийся должен обладать компетенциями

базовыми:

БК 1. Формировать основы научного мировоззрения.


В результате изучения дисциплины

обучающиеся

знают:

-физическую картину мира;

-о физических явлениях;

-о физических понятиях и величинах;

-смысл физических законов: классической механики, сохранения энергии, импульса и

электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта.

умеют:

-использовать законы физики при объяснении

различных явлений в природе и технике;

-применять полученные знания для решения физических задач;

-приводить примеры практического использования физических знаний.

приобрели навыки:

-объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ.

компетентны:

-работать с приборами и оборудованием современной физической лаборатории.

БК 2. Использовать для понимания окружающего мира методы научного познания.


знают:

-метод научного познания;

-эксперимент и теорию в процессе познания природы.

умеют:

-наблюдать природные явления;

-выдвигать гипотезу;

-проводить эксперимент;

-делать выводы на основе экспериментальных данных.

приобрели навыки:

-установления, систематизирования и обобщения фактов;

-планирования и выполнения экспериментов.

компетентны:

-в возможности познания законов природы;

-в этапах, уровнях и методах научного познания.

БК 3. Владеть информационными технологиями, уметь работать со всеми видами информации.


знают:

-основные методы, способы получения, хранения, переработки информации;

-о правилах работы с информацией Интернет.

умеют:

-работать с электронными учебниками;

-использовать информационные ресурсы Интернет;

-применять компьютерные программы при подготовке творческих работ.

приобрели навыки:

-поиска информации в Интернете;

-оценивания достоверности естественнонаучной и11формации.

компетентны:

-понимать сущность и значение информации;

-в отборе необходимой информации.

БК 4. Уметь вступать в коммуникацию.

знают:

-способы взаимодействия с окружающими людьми.

умеют:

-анализировать учебную и научную литературу по физике;

-отстаивать свою точку зрения;

-вести дискуссию;

-вступать в диалог.

приобрели навыки:

-работы в группе;

-устного опроса.

компетентны:

-использовать навыки публичной речи;

-понимать точку зрения собеседника.

профессиональными:

ПК 1. Обладать базовыми знаниями фундаментальных разделов физики, уметь использовать их па соответствующем уровне.


знают:

-основные законы физики; границы их применимости;

-вклад отечественных и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;

-фундаментальные физические опыты и их роль в развитии науки;

-назначение и принципы действия важнейших физических приборов.

умеют:

-объяснять основные наблюдаемые природные явления;

-разбираться в логике физических процессов и явлений;

-устанавливать причинно-следственные связи;

-представлять физические утверждения.

приобрели навыки:

- использования основных физических законов;

-обобщения и систематизации знаний;

-применения основных методов.

компетентны:

-в основах физической картины мира.

ПК 2 Развивать деятельность-исследовательскую


знают:

-формулировать проблему;

-выдвигать гипотезу;

-теоретически и практически подтверждать гипотезу.

умеют:

-решать проблемы на основе выдвижения гипотез;

-осуществлять сбор и анализ необходимой информации;

-оформлять отчеты о проделанной работе.

приобрели навыки:

-творческого мышления;

-научного исследования отдельных объектов или явлений;

компетентны:

-видеть проблемы и строить гипотезы;

-делать теоретический анализ экспериментов;

-предлагать различные результаты решения проблемы;

-аргументированно критиковать свои и чужие идеи.

ПК 3. Понимать возрастающую роль науки, усиление взаимосвязи и взаимного влияния науки и техники.


знают:

-смысл понятий: материя, пространство, время, взаимодействие;

-физический фундамент современной техники и технологий;

-роль и ответственность человека в сохранении природы;

-общекультурную ценность естественно-научных знаний;

-роль физики в основе естествознания.

умеют:

-понимать современные проблемы физики;

-использовать элементы причинно-следственного анализа;

-осознавать ценность образования.

приобрели навыки:

-совершенствования интеллектуального и общекультурного уровня.

компетентны:

-в понимании роли естественных наук в современном мире.




3. Тематический план и содержание дисциплины

3.1. Тематический план



раздела, темы



Наименование разделов и тем

Количество часов при очной

форме обучения (час)


Всего


в том числе

теоретических

практических

лабораторных

1

2

3

4

5

6

1

Раздел 1. Механика

18

15

1

2

1.1

Кинематика.

8

7


1

1.2

Динамика.

8

6

1

1

1.3

Движение жидкостей и газов.

2

2



2

Раздел 2. Молекулярная физика. Основы термодинамики.

22


13

4

5

2.1

Основы молекулярно-кинетической теории.

6

4

1

1

2.2

Свойства паров.

2

1


1

2.3

Свойства жидкостей.

2

1


1

2.4

Свойства твердых тел.

4

3


1

2.5

Основы термодинамики.

6

4

1

1


Контрольная работа № 1

2


2


3

Раздел 3. Электродинамика.

36

28

1

7

3.1

Электростатика.

8

8



3.2

Постоянный электрический ток.

8

7


1


Физический практикум № 1.

6



6

3.3

Электрический ток в различных средах.

4

4



3.4

Электромагнитные явления.

10

9

1


4

Раздел 4. Колебания и волны.

14

12

1

1

4.1

Механические колебания и волны

4

2

1

1

4.2

Электромагнитные колебания и волны.

4

4



4.3

Переменный ток.

6

6



5

Раздел 5. Оптика. Основы теории относительности.

24

18

1

5

5.1

Природа света.

2

2



5.2

Геометрическая оптика.

8

5

1

2

5.3

Явления, объяснимые волновыми свойствами света.

6

4


2

5.4

Основы специальной теории относительности.

2

2



5.5

Излучения и спектры. Рентгеновские лучи.

2

1


1

5.6

Явления, объяснимые квантовыми свойствами света.

4

4



6

Раздел 6. Физика атома и атомного ядра.

14

6

2

6

6.1

Атомная физика

2

2



6.2

Физика атомного ядра.

4

4




Контрольная работа № 2

2


2



Физический практикум № 2

6



6

7

Раздел 7. Обобщающие сведения по астрономии.

2

2



7.1

Наша галактика. Освоение космоса.

2

2




Всего по дисциплине

130

94

10

26







3.2. Содержание учебной программы дисциплины


Раздел 1. Механика


1.1. Кинематика

Основные понятия кинематики. Прямолинейное равномерное движение. Прямолинейное неравномерное движение. Криволинейное движение. Движение точки по окружности.

Лабораторная работа № 1

Изучение криволинейного движения.

1.2. Динамика

Законы Ньютона. Закон всемирного тяготения. Законы Кеплера. Закон сохранения импульса Закон сохранения и превращения энергии.

Практическая работа № 1

Кинематика.

Лабораторная работа № 2

Проверка второго закона Ньютона в импульсной форме.

1.3. Движение жидкостей и газов

Уравнение Бернулли. Вязкая жидкость. Обтекание тел.


Раздел 2. Молекулярная физика. Основы термодинамики


2.1. Основы молекулярно-кинетической теории. Идеальный газ

Основные положения молекулярно-кинетической теории и их опытные обоснования. Броуновское движение. Силы взаимодействия молекул. Размеры и масса молекул. Постоянная Авогадро. Идеальный газ. Давление газа. Межзвёздный газ. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории идеального газа. Температуру и её измерение. Термодинамическая шкала температур. Связь между температурой газа и средней кинетической энергией поступательного движения молекул. Уравнение состояния. Вывод газовых законов из уравнения состояния идеального газа. Изопроцессы и их графики.

Демонстрации

1. Механическая модель броуновского движения.

2. Газовые законы.

Практическая работа № 2

Динамика.

Лабораторная работа № 3

Определение концентрации молекул воздуха в кабинете физики.


2.2. Свойства паров

Испарение и конденсация. Насыщенный пар и его свойства. Влажность воздуха. Кипение. Критическая температура. Абсолютная и относительная влажность воздуха. Приборы для определения влажности воздуха. Точка росы. Критическое состояние вещества. Понятие об атмосферах планет.

Демонстрации

1. Применение психрометра

2. Кипение воды при пониженном давлении.

Лабораторная работа № 4

Определение относительной влажности воздуха.


2.3. Свойства жидкостей

Поверхностный слой. Поверхностное натяжение. Смачивание. Поверхностный слой жидкости. Характеристика жидкого состояния вещества. Капиллярность. Капиллярные явления в быту, природе и технике.

Демонстрации

1. Обнаружение поверхностного натяжения жидкости.

2. Капиллярные трубки различных сечений со смачивающей и не смачивающей стекло жидкостями.

3. Мыльные пленки.

Лабораторная работа № 5

Вычисление среднего диаметра капилляров в теле.


2.4. Свойства твердых тел

Характеристика твёрдых тел. Кристаллы. Характеристика твёрдого состояния вещества. Анизотропия кристаллов. Виды деформаций. Упругость, прочность, пластичность, хрупкость. Механическое напряжение. Закон Гука. Линейное и объёмное расширение твёрдых тел. Значение теплового расширения тел в природе и технике. Сублимация и десублимация.

Демонстрации

1. Модели пространственных решёток

2. Виды деформаций: растяжение, сжатие, сдвиг, кручение, изгиб

3. Плавление и отвердевание твердых тел

4. Тепловое расширение твёрдых тел (шар с кольцом)

Лабораторная работа № 6

Изучение характеристики деформаций.


2.5. Основы термодинамики

Внутренняя энергия идеального газа. Изменение внутренней энергии. Первое начало термодинамики. Применение первого начала термодинамики к различным тепловым процессам. Адиабатный процесс. Обратимые и необратимые процессы. Необратимость процессов в природе. Понятие о втором начале термодинамики. Тепловые двигатели. Тепловые машины и экология.

Демонстрации

1. Превращение механической энергии во внутреннюю при трении и ударе

Лабораторная работа № 7

Вычисление изменения внутренней энергии тела при совершении работы.

Практическая работа № 3

МКТ. Основы термодинамики.


Раздел 3. Электродинамика


3.1. Электростатика

Электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Электростатическое поле. Напряжённость. Графическое изображение электрических полей. Однородное электрическое поле. Работа, совершаемая силами электрического поля при перемещении заряда. Потенциал. Разность потенциалов, напряжение. Связь между напряжённостью и разностью потенциалов. Проводники в электрическом поле. Электростатическая защита. Диэлектрики в электрическом поле. Поляризация диэлектриков. Электроёмкость. Конденсатор. Типы конденсаторов. Емкость плоского конденсатора. Энергия электрического поля.

Демонстрации

1. Электризация проводников

2. Разделение зарядов

3. Взаимодействие наэлектризованных тел

4. Электрическое поле заряженных шариков

5. Электризация влиянием

6. Электростатическая защита

7. Электрометр

8. Сравнение электроёмкостей двух проводников с помощью электрометра




3.2. Постоянный электрический ток

Постоянный электрический ток, сила тока. Закон Ома для участка цепи. Условия, необходимые для существования электрического тока. Сопротивление проводника. Зависимость сопротивления проводника от длины, площади поперечного сечения и материала. Зависимость сопротивления проводника от температуры. Сверхпроводимость. Электрические цепи с последовательным и параллельным соединением проводников. Электродвижущая сила. Внешний и внутренний участки цепи, напряжение на этих участках. Закон Ома для замкнутой цепи. Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля – Ленца и его использование в технике.


Демонстрации

1. Комплект компьютерных измерительных приборов: датчики измерения напряжения, силы тока, гальванометр

2. Соединение проводников (последовательное, параллельное, смешанное)

3. Электроизмерительные приборы: магазин сопротивлений, реостаты, омметр

Лабораторная работа № 8

Определение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока.


3.3. Электрический ток в различных средах

Электронная проводимость металлов. Термоэлектрические явления. Термоэлектродвижущая сила. Недостатки классической электронной теории. Термопары, термоэлементы, термобатареи и их применение. Электропроводность электролитов. Закон электролиза. Электролиз. Постоянная Фарадея. Электропроводимость газов. Несамостоятельный и самостоятельный разряды. Понятие о плазме. Электрический ток в вакууме. Термоэлектронная эмиссия. Вакуумные диод и триод, их применение. Электронно-лучевая трубка. Электропроводность полупроводников и её зависимость от температуры. Собственная и примесная проводимости полупроводников. Термисторы и фоторезисторы. Применение полупроводниковых приборов.

Демонстрации

1. Трубка с двумя электродами


3.4. Электромагнитные явления

Магнитное поле. Магнитная индукция. Магнитные поля прямолинейного тока, кругового тока и соленоида. Напряжённость магнитного поля. Магнитная проницаемость среды. Магнитная постоянная. Вихревой характер магнитного поля. Магнитный поток. Работа при перемещении проводника с током в магнитном поле. Действие магнитного поля на проводник с током. Закон Ампера. Действие магнитного поля на движущийся заряд. Сила Лоренца. Пара-, диа- и ферромагнитные вещества. Магнитосфера Земли и её взаимодействие с солнечным ветром. Роль магнитных полей в явлениях, происходящих на Солнце. Солнечная активность. Электромагнитная индукция. Закон электромагнитной индукции. Опыт Фарадея. Правило Ленца. Самоиндукция. Индуктивность. ЭДС самоиндукции. Энергия магнитного поля.

Демонстрации

1. Действие магнитного поля на ток

2. Датчик измерения магнитного поля

3. Вращение рамки в магнитном поле

4. Правило Ленца

5. Вихревые токи (маятник Вальтенгофена, модель индукционной печи)

Практическая работа № 4

Электрический ток в различных средах.


Физический практикум № 1

  1. Измерение модуля начальной скорости тела, брошенного горизонтально.

  1. Проверка уравнения состояния газа

  1. Опытная проверка закона Гей - Люссака

  2. Определение удельной теплоемкости твердого тела

  3. Измерение поверхностного натяжения воды методом отрыва капель

  4. Определение модуля упругости резинового шнура

  5. Определение коэффициента объемного расширения воды

  6. Определение температуры нити лампы накаливания

  7. Определение эффективности установки с электрическим нагревателем

  8. Определение удельного сопротивления проводника

  9. Изучение последовательного соединения проводников.

  10. Изучение параллельного соединения проводников.


Раздел 4. Колебания и волны


4.1. Механические колебания и волны

Колебательное движение. Математический маятник. Условия возникновения колебаний. Параметры колебательного движения: период, частота, амплитуда. Формула периода колебаний математического маятника. Гармонические колебания. Поперечные и продольные волны. Интерференция волн. Дифракция волн. Зависимость между длиной волны, скоростью распространения и периодом (или частотой) колебаний. Природа звука. Скорость распространения звука в различных средах. Ультразвук, его природа и свойства. Сила и громкость звука. Высота тона, тембр. Применение ультразвука в технике.

Демонстрации

1. Свободные колебания под действием силы тяжести

2. Запись колебательного движения

3. Поперечные волны

4. Продольные волны

5. Звуковой резонанс

Практическая работа № 5

Электромагнитные явления

Лабораторная работа № 9

Изучение законов математического маятника


4.2. Электромагнитные колебания и волны

Превращение энергии в закрытом колебательном контуре. Токи высокой частоты, их применение. Затухающие электромагнитные колебания. Электрический резонанс. Получение незатухающих электромагнитных колебаний. Электромагнитное поле и его изменение в пространстве. Энергия электромагнитного поля и его материальность. Открытый колебательный контур как искусственный источник электромагнитных волн. Принцип радиосвязи. Простейший радиоприемник. Понятие о радиолокации. Телевидение. Радиоизлучение звезд.

Демонстрации

1. Устройство и действие радиоприёмников


4.3. Переменный ток

Получение переменного тока при равномерном вращении катушки в однородном магнитном поле. Период и частота тока. Понятие о генераторах переменного тока. Принцип действия генераторов. Мгновенное, максимальное и действующее значение ЭДС, напряжения, силы тока. Индуктивность и емкость в цепи переменного тока. Трансформаторы. Получение, передача и распределение электроэнергии.

Демонстрации

1. Трансформатор универсальный

2. Наблюдение формы и частоты периодических сигналов


Раздел 5. Оптика. Основы теории относительности


5.1. Природа света

Природа света. Распространение света. Источники света. Звёзды - основной источник света во Вселенной. Скорость распространения света в вакууме.

Демонстрации

1. Источники света


5.2. Геометрическая оптика

Закон отражения света. Плоские и сферические зеркала. Построение изображения в сферических зеркалах. Закон преломления света. Линза и её оптические параметры. Построение изображения в линзе. Оптические приборы. Глаз как оптическая система.

Демонстрации

1. Законы отражения и преломления света

2. Ход луча через пластинку с параллельными гранями и через призму

3. Получение изображений с помощью линз

Лабораторная работа № 10

Изучение закона отражения света.

Лабораторная работа № 11

Построение изображения в линзах.

Практическая работа № 6

Геометрическая оптика.


5.3. Явления, объяснимые волновыми свойствами света

Дисперсия света. Интерференция света. Интерференция света в природе, применение её в технике. Дифракция света. Дифракционная решётка. Измерение длины световой волны.

Демонстрации

1. Наблюдение дифракции света с помощью дифракционной решётки

Лабораторная работа № 12

Наблюдение интерференции света.

Лабораторная работа № 13

Наблюдение дифракции света.


5.4. Основы специальной теории относительности

Экспериментальные основы специальной теории относительности. Постулаты Эйнштейна. Зависимость массы от скорости. Закон взаимосвязи массы и энергии.


5.5. Излучения и спектры

Дисперсия света. Спектры испускания и поглощения. Сложение спектральных цветов. Цвета тел. Распределение энергии в непрерывном спектре. Спектры Солнца и звёзд, их связь с температурой. Понятие о спектральном анализе. Приборы для получения и исследования спектра.

Демонстрации

1. Спектроскоп, его устройство и применение.

Лабораторная работа № 14

Наблюдение сплошного и линейчатого спектров излучения


5.6. Явления, объясняемые квантовыми свойствами света

Тепловое излучение абсолютно черного тела. Закон Стефана-Больцмана и Вина. Фотоэлектрический эффект. Внутренний фотоэффект, его особенность. Опыты Столетова. Законы фотоэффекта. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. Применение фотоэффекта в технике. Фотоны. Единство корпускулярно-волновой природы света. Давление света. Химическое действие света и его применение. Опыты П.Н. Лебедева. Понятие о фотосинтезе. Ультрафиолетовая и инфракрасная части спектра. Роль ультрафиолетовых и инфракрасных лучей в природе, их применение в технике.. Рентгеновские лучи, их природа и свойства, применение в науке и технике. Тепловое излучение и люминесценция.

Демонстрации

1. Внутренний фотоэффект.

2. Давление света.

3. Шкала электромагнитных излучений.

Раздел 6. Физика атома и атомного ядра


6.1. Атомная физика

Строение атома. Опыта Резерфорда. Постулаты Бора. Излучение и поглощение энергии атомом. Уровни энергии в атоме. Квантовые генераторы.

6.2. Физика атомного ядра

Радиоактивность. Закон радиоактивного распада. α-, β- и γ-излучения. Биологическое действие радиоактивных излучений. Состав атомных ядер. Изотопы. Искусственное превращение атомных ядер. Ядерные силы. Дефект массы. Энергия связи атомных ядер. Управляемая цепная реакция.

Виды космического излучения. Поглощение космического излучения в земной атмосфере. Ядерные реакторы.


Физический практикум № 2

1. Определение заряда электрона

2. Определение площади комнаты с помощью математического маятника

3. Определение показателя преломления стекла

4. Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям

5. Определение горизонтального и вертикального полей зрения глаз

6. Определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы

7. Изучение колебаний пружинного маятника

8. Определение длины световой волны при помощи дифракционной решетки

9. Исследование зависимости силы фототока от поверхностной плотности потока излу­чения

10. Определение роста человека с помощью часов


Раздел 7 Обобщающие сведения по астрономии


7.1. Наша Галактика. Освоение космоса.

Другие галактики. Разбегание галактик. Понятие о космологии. Космологические эры и реликтовое излучение. Термоядерный синтез и условия его существования. Ядра звёзд как естественный термоядерный реактор. Необратимость развития материального мира.

Освоение космоса и космические перспективы. Человечество и космос.


4. Контроль планируемого результата обучения

Контроль проводится в виде самостоятельных и контрольных работ, лабораторных и лабораторно - практических (физический практикум) работ, тестирования, физических диктантов, устных опросов. Промежуточная аттестация по предмету проводится в форме устного экзамена.



5. Критерии оценки

Оценка устных ответов:


«5» (отлично), если обучающийся:

- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;

- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию и символику;

- правильно записал формулы, выполнил графики, чертежи, сопутствующие ответу;

- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;

- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов преподавателя.


«4» (хорошо), если он удовлетворяет в основном требованиям на «5», но при этом имеет место один из недостатков:

- в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие физического содержания ответа;

- допущены один - два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию преподавателя;

- допущена ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию преподавателя.

«3» (удовлетворительно):

- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала;

- имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использования физической терминологии, формулах, графиках, выкладках, исправленные после наводящих вопросов преподавателя;

- при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.

«2» (неудовлетворительно):

- не раскрыто основное содержание учебного материала;

- обнаружено незнание или непонимание обучающимся большей или наиболее важной части учебного материала;

- допущены ошибки в определении понятий, при использовании физической терминологии, в рисунках, графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких на водящих вопросов преподавателя.


Оценка письменных контрольных и самостоятельных работ, тестирования:

«5» (отлично):

- работа выполнена полностью;

- в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;

- количество правильных ответов по тестированию должно составлять не менее 94%.

«4» (хорошо):

- работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения не точны;

- имеет незначительные ошибки в расчетах, содержание ответа в целом отвечает объему учебного материала;

- количество правильных ответов по тестированию должно составлять не менее 74%.

«3» (удовлетворительно):

- допущены более одной ошибки или двух – трех недочетов в переводе единиц, в формулах, графиках, но обучающийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме;

- количество правильных ответов по тестированию должно составлять не менее 60%.

«2» (неудовлетворительно):

- допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не владеет обязательными умениями по данной теме в полной мере;

- количество правильных ответов по тестированию составляет 59% и менее.


Оценка лабораторно-практических (физический практикум) и лабораторных работ.

Обучающиеся, выполнившие лабораторно-практическую (физический практикум) и лабораторную работу, получают:

«5» (отлично) если:

- выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности опытов и измерений;

- самостоятельно и правильно собрал схему, точно сделаны замеры;

- в представленном отчете правильно и аккуратно выполнены все записи, таблицы, графики, вычисления и выводы, даны правильные ответы на контрольные вопросы;

- соблюдались правила техники безопасности.

«4» если, то же что и на «5» но:

- опыт проводился в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений; в отчете 2 – 3 недочета.

«3» если, выполнил работу полностью, производил необходимые опыты, измерения, вычисления, но:

- были допущены ошибки при сборке установки;

- ошибки в расчетах;

- неточности при написании вывода работы.

«2» если,

- работа выполнена не полностью и объем выполненной части не позволяет сделать выводы;

- опыты, измерения и расчеты проводились неправильно.


6. Перечень литературы и средств обучения

Основная литература:

1. Б. Кронгарт В. Кем Н. Койшыбаева «Физика 10» Алматы «Мектеп» 2014г.

2. С.Туякбаев Ш. Насохова. В. Кем Б. Кронгарт В. Загайнова «Физика 11» Алматы «Мектеп» 2007г.

3. Г.Я. Мякишев. Б.Б. Буховцев «Физика 10 ». Москва «Просвещение» 1999г.

4. А.П. Рымкевич. П.А. Рымкевич «Сборник задач по физике». Москва 2014г

Дополнительная литература:

1. В.Н.Комиссаров «Уроки физики в профтехучилищах». Москва «Высшая школа» 1990г.

2. Е.П. Левитан «Астрономия» Москва «Просвещение» 1994г.

3. Б.И. Спасский «Физика в ее развитии» Москва «Просвещение»1979г.

4. Б.М. Яворский Ю.А. Селезнев «Справочное руководство по физике» Москва «Наука» 1989г.

Перечень средств обучения

1. Справочно-инструктивные таблицы

2. Источник питания демонстрационный

3. Комплект демонстрационных приборов по механике

4. Комплект демонстрационных приборов по молекулярной физике и термодинамике

5. Комплект демонстрационных приборов по электричеству

6. Комплект демонстрационных приборов по электромагнетизму

7. Комплект демонстрационных приборов по оптике

8. Комплект демонстрационных приборов квантовой физике

9. Комплекты лабораторных приборов по разделам.



16

Ф ЛТК 703-01-11 Жұмыс оқу бағдарламасы. Екінші басылым

Ф ЛТК 703-01-11 Рабочая учебная программа. Издание второе




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!